Критерии выделения типов политических режимов

47. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Исторически объективная взаимосвязь политической системы и гражданского общества находит свое конкретное выражение в политическом режиме. Политический режим – совокупность способов и методов действия политической сферы общества. Он представлен совокупностью элементов идеологического, институционального и социологического порядка. Они способствуют формированию политической власти данной страны на определенный период. Политический режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т.е. государства, политических партий и движений, политических институтов.

Политический режим как способ осуществления власти является механизмом реагирования на процессы общественных изменений. При анализе политического режима следует учитывать такие элементы гражданского общества, как национальный состав страны, религиозное исповедание народа, социальный состав, уровень общей культуры, уклад народного характера. Конкретный политический режим характеризуется соотношением институтов публичной власти, его субъектами – личностями, слоями, их объединениями, общественными отношениями, мерой соответствия и несоответствия политической власти ценностям, признанным большинством. Существенными элементами политического режима являются институты политической системы: • лидерство – способ взаимодействия политических.

деятелей с политической системой и обществом:

• органы общественной власти – политические организации, устанавливающие формы легитимности власти, методы и средства деятельности различных общественных групп;

• совокупность норм и правил политического контроля и поведения, регламентирующих общественные и политические отношения;

• политическая идеология – совокупность политических, моральных ценностей, определяющих политическую культуру общества.

В основе классификации политических режимов лежат следующие критерии, характерные для любого типа разделения политических режимов:

• степень политической свободы;

• наличие или отсутствие возможности политического выбора;

• принципы, по которым строятся взаимоотношения между государством и гражданским обществом:

• наличие или отсутствие оппозиции;

• тип политической культуры.

Основанием для выделения типов политических режимов служат степень свобод, допускающихся властью, реальное состояние гражданского общества и политической системы, характер ее институтов и взаимосвязей между ними, механизм функционирования политической власти.

Критерии выделения типов политических режимов

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политический режим»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов;

− одно предложение, раскрывающее особенности тоталитарного политического режима.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Ответ: Политический режим — система методов, способов и средств осуществления власти. Одним из критериев выделения типов политических режимов является наличие или отсутствие оппозиции. При тоталитарном режиме разрешено все, что приказано властью.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: система средств, методов и приёмов осуществления органами государства политической власти;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения типов политических режимов, опирающееся на знание курса, например: Критерием выделения типов политических режимов является степень соблюдения органами государства личных и политических прав и свобод граждан, степень свободы деятельности оппозиционных политических сил, ЛИБО Критерием выделения типов политических режимов является возможность влияния граждан на формирование органов власти и принятие политических решений, ЛИБО Критерием выделения типов политических режимов является степень контроля органов государства над различными сферами жизни общества.

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности тоталитарного политического режима, например: При тоталитарном политическом режиме вся полнота государственной власти сосредоточена у одного лица (или узкой группы лиц), не соблюдаются личные и политические права и свободы граждан, осуществляется полный контроль государства над всеми сферами жизни общества.

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности тоталитарного политического режима.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Критерии выделения типов политических режимов

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;

Это интересно:  Что делают политические партии

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о критериях выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима, например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и

свобод граждан. (Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима)

Типы политического режима

Читайте также:

  1. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева
  2. Виды, формы и методы политического анализа.
  3. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
  4. Выделим важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать при создании имиджа политического лидера.
  5. Древнекитайский мыслитель Конфуций о закономерностях политического управления
  6. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси
  7. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси
  8. История внешнеполитического ведомства. Развитие дипломатии в России
  9. Критерии политического анализа литературы.
  10. Лекция 10. Формы политического участия. Выборы. Избирательные системы.
  11. Лекция 13. Демократия как тип политического режима.
  12. Необходимость и сущность политического анализа.

Политический режим и политические процессы

1. Сущность и типы политических режимов.

2. Политические процессы и процедура принятия политических решений.

3. Мировой политический процесс.

Байчоров А.М. Введение в политологию. Мн., 1991

Борисов А.П. Политология. М., 1996.

Кривогуз И.М. Политология. М., 1999.

Матвеев Л.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

Мельник В.А. Политология. Мн., 1999.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

Санистебан Л.С. Основы политической науки. М., 1992.

Каждое общество характеризуется определенным политическим режимом (от латинского reqimen — управление). Это своеобразная среда, условия реальной политический жизни общества, определенный политический климат, та политическая специфика, в которой функционируют все политические институты.

Политический режим есть совокупность способов, приемов осуществления политической власти, способ и порядок формирования политических учреждений; система взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, между центральной и местной властью.

Содержание политического режима.

1. Роль, политические функции, место главы государства в системе политического руководства обществом.

2. Способ и порядок формирования представительных органов.

3. Взаимоотношения между ветвями власти.

4. Взаимоотношения между центральными властными органами и местными органами власти.

5. Взаимоотношения между палатами парламента, если он не однопалатный.

6. Положение и деятельность карательных органов.

7. Положение, роль и условия деятельности политических партий, движений, общественных организаций.

8. Реальное обеспечение прав и свобод человека.

Главное в политическом режиме – стиль, приемы и методы осуществления государственной власти.

Критерии политического режима.

1. Степень концентрации политической власти:

— — режим слияния властей;

— режим разделения властей;

— режим сотрудничества властей.

2. Способ организации политической поддержки со стороны населения.

3. Наличие или отсутствие политического и идеологического плюрализма.

4. Реальное состояние прав и свобод человека.

1. Тоталитарный (от лат. totalitas – цельность, полнота; totalis – целый, полный) – такой политический режим, при котором осуществляется полный, абсолютный контроль сверху над всеми сферами общественной жизни.

В 1952г. на симпозиуме политологов в США были сформулированы признаки тоталитаризма.

1. Единая официальная идеология, регулирующая всеми сферами общественной жизни.

2. Централизация всех сфер общественной жизни.

3. Только одна массовая политическая партия.

4. Монополия этой партии на власть и СМИ.

5. Тотальная, т.е. полная, всеобщая, всеобъемлющая, всеохватывающая слежка за всеми гражданами; всеобщий донос, полицейский произвол.

Таким образом, в условиях тоталитарного режима осуществляется безграничное вмешательство государства во все дела общества и даже личную жизнь. Невозможна свободная мысль и самостоятельность действий. Инакомыслие жестоко преследуется, для чего создаются специальные институты типа гестапо, НКВД, Гулаг, секретные службы, а также особые методы воздействия на людей: доносы, репрессии (от лат. repressio — подавление), выискивание врагов народа, переселение, ссылка и т.д.

Основной принцип тоталитарногорежима: Запрещено все, что не приказано. Классические примеры этого режима: гитлеровская Германия, СССР.

Это интересно:  Методами финансового контроля являются

2. Авторитарный. Такой политический режим, при котором нет демократии, но нет и тоталитаризма. Для личности имеется какая-то свобода. Нет единой идеологии.

Основной принцип: Позволено все, кроме политики..

Примеры: Режим де Голля, Не Вина (Бирма), Пиночета, Каддафи, Хусейна и др.

3. Либеральный. Режим, близкий к демократическому, но отличия, конечно, есть и, прежде всего в основном принципе:

Позволено все, что не ведет к смене государственной власти.

Большинство европейских стран прошло через этот режим.

4. Демократический. Этот политический режим характеризуется следующими моментами:

1) Честно, регулярно проводятся выборы на всех уровнях. Свободно выдвигаются кандидаты от всех политических сил или так называемые независимые кандидаты. В ходе предвыборной компании и в процессе самих выборов не допускаются никакие махинации. В политической игре особое место принадлежит средствам массовой информации.

2) Правительство подотчетно парламенту или президенту и призвано служить только в интересах народа, а не какой-то группы.

3) Управленческие функции государства осуществляются на основе реального признания прав и свобод всех граждан и, прежде всего, право народа активно участвовать в решении государственных дел.

4) Развитие всех форм непосредственной демократии.

5) Реализация принципа разделения властей.

6) Реальный плюрализм.

7) Многопартийность и легальная деятельность оппозиции.

8) Ненасильственное разрешение конфликтов.

9) Обязательная защита прав и свобод человека, национальных меньшинств. Демократия – это сочетание воли большинства и учета интересов меньшинства.

Основной принцип демократического режима: Позволено все, что не запрещено законом.

Политические процессы – это события, факты, явления, имеющие место в обществе и несущие на себе отпечаток политики.

Формы политических процессов: избирательная компания, защита какого-то политического деятеля, лидера, политические забастовки, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, голодовки, сбор подписей и т.д.

Политические процессы отражают движение, динамику, поверхностные и глубинные изменения политической системы общества.

Типология политических процессов.

1. Базовые — такие политические процессы, которые представляют собой разнообразные способы включения широких слоев населения в отношениях с государством, участие их в формировании управленческих структур.

Например, выборы Президента Республики Беларусь в 1994г.; и в 2001г.; референдумы в РБ в мае 1995г. и ноябре 1996г.

2. Периферийные – такие политические процессы, которые раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (политических партий, общественных организаций, общественных движений и т.д.).

Например, раскол коммунистов Беларуси на два крыла по вопросу об отношении к Президенту, в результате которого образовались две самостоятельные коммунистические партии: партия коммунистов белорусская (С. Калякин) – оппозиционная и Коммунистическая партия Белоруссии (В. Чикин).

3. Общие – такие политические процессы, которые касаются в той или иной мере всего общества, всего народа.

Например, союз Беларуси и Российской федерации; денонсация союзного договора 1922 г. в Беловежской пуще в декабре 1991г.

4. Частные – такие политические процессы, которые имеют локальное значение.

Например, шествие учителей города Добруша по вопросу повышения заработной платы; забастовка горняков Солигорска.

В конечном счете, и общие, и частные политические процессы имеют целью включить свои интересы и требования в принимаемые государством или его органами управленческие решения.

Совокупность форм, методов, функций, осуществляемых органами государственной власти; условий, в которых протекает политический процесс, называется режимом протекания политического процесса. Различают три типа режимов:

1. Режим функционирования. Позволяет сохранить и полностью действовать всей политической системе общества на основе уже сложившихся и закрепившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти, т.е. происходит постоянное, стабильное воспроизводство всех политических отношений между всеми политическими субъектами.

2. Режим развития. Обязательно учитываются государством и его институтами постоянно возникающие новые политические, экономические, социальные, финансовые и иные интересы и требования либо всего общества, либо отдельных слоев и групп. В этих условиях субъекты власти должны учитывать изменяющееся соотношение политических сил, изменения в социальной структуре.

3. Режим упадка. Происходит распад политической целостности общества, кризис государственной власти, политических институтов. Утрачивается способ и возможность эффективного управления делами общества и государства. Выход из этого упадка только в глобальных, коренных, радикальных преобразованиях всей политической системы, общественной жизни, деятельности государственных институтов.

Процедура принятия политических решений. Здесь выделяется несколько этапов.

1. Подготовительный. Из всего множества предложений, требований, интересов выбираются те, которые большинством могут считаться как первостепенные, наиболее важные, необходимые не для узкого круга, а широких слоев населения.

Это интересно:  Коды внесения изменений в проектную документацию

2. Принятие решения. На основе отобранных, выделенных проблем формулируются политические цели. Они могут быть краткосрочными и долгосрочными, промежуточными и окончательными, первостепенными и второстепенными. Наконец, голосованием принимается решение.

3.Реализация решения. Здесь возможны трения, противостояния, конфликты, ибо далеко не всегда решение, особенно важное, судебоносное, устраивает всех, хотя в демократических странах решение всем надо исполнять, даже если кто-то с ним и не согласен.

Принятые решения должны быть воплощены в законодательных актах, исполнение которых безусловно и неукоснительно. В соответствующих документах должны быть определены исполнители, сроки, графики, средства, ресурсы, пути реализации решений.

4. Контроль за ходом исполнения решений. Поскольку есть люди, которые без контроля работать вообще не могут, поскольку контроль всегда обязателен.

С точки зрения методов, типа и стиля реализации решений различают:

1. Популизм. Апеллирование к народу, упрощение существующих сложных проблем, трудностей, чтобы достигнуть поставленной цели. Народу обещают заранее невыполнимое, дабы только привлечь массы на свою сторону, не думая о последствиях своих заявлений и обещаний.

2. Элитаризм. Предотвращение широких масс от участия в принятии и реализации решений. Отсутствие политического информирования населения по принятию и реализации этих принятых политических решений. Народ ничего не знает, знает только элита – узкий круг людей.

3. Консерватизм. Сохранение структуры и функционирования государственных органов власти, традиционных форм и методов принятия и реализации решений. Граждане в силу традиций заранее знают, как будет принято и реализовано очередное политическое решение, ибо в консервативном обществе все стабильно, неизменно.

4. Радикализм. Принятие революционных решений, потрясающих всю систему общественной жизни, вплоть до человеческих жертв. Насилие – основной метод принятия и реализации политических решений. Все делается не на благо сегодняшнего человека, а во имя каких-то глобальных целей.

5. Демократизм. Этот подход ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, на защиту их прав и свобод. Люди доверяют политикам, органам государственной власти, охотно сотрудничают, поддерживают и в то же время имеют политические и юридические возможности контролировать, влиять на государственную власть и, стало быть, на принятие и реализацию решений.

Важнейшим проявлением мирового политического процесса выступают международные отношения. Это очень сложное явление. Здесь имеют место соперничество и сотрудничество, конфликты и консенсусы, специфические и общие интересы, терроризм и взаимопомощь и т.д.

Структура международных отношений: дипломатические, экономические, торговые, политические, правовые, научно-технические, культурные, идеологические, военные, спортивные, религиозные, молодежные и др.

Что сегодня представляет собой мир, все человечество?

Если в 1940г. на планете проживало только два миллиарда, в 1977г. – четыре миллиарда, то сегодня больше шести миллиардов человек. Такой безудержный и безрассудный рост народонаселения на планете, конечно же, весьма серьезно осложняет мировой политический процесс.

Если накануне ХХ века в мире было только 60 государств, то сегодня их более 200. Откуда они появились на политической карте мира? Во-первых, в результате распада колониальной системы. На таком материке, как Африка, не было ни одного государства, а сейчас там порядка 80. Во- вторых, в результате развала крупных многонациональных государств. Так, Советский Союз – было одно государство, а стало 15, Югославия – одно государство, стало 6, Чехословакия – одно государство, сегодня – два.

Процесс появления новых государств получил название дифференциации. Но в мире имеет место и противоположный процесс – интеграция государств. К интеграции стремятся Беларусь и Российская Федерация. Однако наилучший пример интеграции показывает Западная Европа. Последние достижение интеграции западноевропейских стран – введение общей валюты евро. Что касается Союза Беларуси и России, то введение общей валюты осуществится лишь в 2005 году.

| следующая лекция ==>
Тема 11
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector