Методами финансового контроля являются

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы, средства его осуществления. Следует отметить, что в финансовом законодательстве и соответствующей литературе отсутствуют единообразие и последовательность в использовании применительно к финансовому контролю терминов «метод», «форма», «вид». Например, ст.265 БК РФ формами финансового контроля называет предварительный, текущий, последующий контроль. В то же время НК РФ (ст.82) формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений ит.п. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Выделяют следующие виды методов финансового контроля:

Необходимо различать методы финансового контроля и отдельные контрольные действия. Например, в ходе проверки могут осуществляться следующие контрольные действия: допрос свидетелей, выемка документов, осмотр помещений и т.д., которые сами по себе самостоятельным мероприятием финансового контроля не являются.

Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах. (Химичева Н.И. Финансовое право)

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого объекта. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

Проверкаэто контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Проверка является единичным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (ред. 3 ноября 2006).

Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.

Обследованиеэто оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Выявление положения дел на определенном объекте контроля с целью определения целесообразности проведения на данном объекте других мероприятий финансового контроля. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализэто системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов.

Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала. (Вострикова Л.Г. Финансовое право; Карасева М.В. Финансовое право).

Ревизияэто основная форма финансового контроля, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

1) в содержании;

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы (Счетная палата, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств) и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации убедительным документам;

2) исполнение смет расходов;

3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

7) операции с основными средствами и нематериальными активами;

9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 5 апреля 2010 г. № 43-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации».

Виды ревизии:

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические.

Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. Устанавливают обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии делятся на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии. Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта. (Юлин Б.А., Алексеев В.Б., Алексеева Д.В., Григорьев Д.В. Финансовое права Российской Федерации)

Новым для России методом финансового контроля является аудит, который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимом в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом.

Виды аудита:

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная – по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим ФЗ.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа – аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалифицированного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. (Голосов О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. – М.: бухгалтерский учет, 2009)

Если рассматривать сходства ревизии и аудиторской проверки то можно обнаружить, что они сходны по предмету, т.е. изучают:

— финансовое состояние хозяйствующих субъектов

— ведение бухгалтерского учета

— достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности

— соблюдение при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности действующего финансового законодательства Российской Федерации.

А также по технике проведения — используются одинаковые подходы к подготовке, планированию и составлению программы контрольного мероприятия, сбору доказательств и их документированию и т.д.

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Методы финансового контроля

Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.

Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.

Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством, Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).

Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.

Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его капитала.

Ревизия выступает в виде наиболее распространенного и всеобъемлющего метода финансового контроля. По полноте охвата контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта различают полные, частичные, тематические и комплексные ревизии.

Полная ревизия предусматривает проверку всех аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Частичная, ревизия проводится с целью контроля отдельных аспектов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Тематическая ревизия предполагает контроль финансово-хозяйственной деятельности ряда однотипных экономических субъектов с целью выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Комплексная ревизия включает в себя проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства, соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.

По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных документов за определенный период времени.

Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.

Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным, финансовым документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Государственный финансовый контроль предусматривает правовое регулирование финансовых отношении в Российской Федерации.

Прежде всего он охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента, Совета Федерации, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

Особое место со стороны представительных органов в системе государственного финансового контроля принадлежит. Счетной палате РФ, созданной и действующей в соответствии с Законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ. Деятельность Счетной палаты связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств.

Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.

Основными формами контроля Счетной палаты являются тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений руководителям проверяемых организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы.

При выявлении фактов нарушения финансовой дисциплины и законности, приносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право выдавать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении всех видов расчетных операций нарушителя. Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судеб ном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины. На уровне субъектов Федерации схожие функции выполняют Контрольно-счетные палаты.

Главным органом финансового контроля со стороны Администрации Президента является Главное контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с его указом.

К числу основных функций данного управления относятся: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений Главное контрольное управление имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок Управление вносит предложения на рассмотрение Президента. Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права.

Основными органами государственного контроля со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов Федерации. В Совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Межведомственного совета могут привлекаться представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов Российской Федерации.

Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и использования федерального бюджета, внебюджетных фондов всеми органами исполнительной власти.

Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за формированием и использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Оперативный контроль использования государственных средств в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Департамент государственного финансового контроля и аудита и Федеральное казначейство.

На Департамент и его территориальные подразделения возложены функции по проведению ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов; по контролю финансовой деятельности бюджетных организаций.

По результатам ревизий, проверок сотрудники Департамента в случае выявления нарушений в финансовой сфере направляют руководству нарушителя предложения по их устранению и контролируют ход исполнения. В случае обнаружения крупных хищений и недостач денежных средств, товарно-материальных ценностей результаты ревизий, проверок направляются в правоохранительные органы.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий Контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам федеральных внебюджетных фондов. В своей деятельности Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу в процессе контроля.

Органы Федерального казначейства имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления и не поступления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Наряду с указанными выше государственными органами финансового контроля отдельные функции государственного финансового контроля выполняют и другие государственные органы. К ним относятся: Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Центральный банк, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих документов и приостановления операций по счетам в банках в случаях нарушения финансовой дисциплины последними. Контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке, является одной из важнейших функций налоговых органов.

Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с положениями Таможенного кодекса осуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России.

Обеспечение экономической безопасности и контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют органы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Данная Служба не относится к налоговым органам. Деятельность органов налоговой полиции в области государственного финансового контроля носит оперативно-розыскной характер и связана с выявлением, предупреждением н пресечением налоговых преступлений и правонарушений.

Центральный банк Российской Федерации наделен значительными полномочиями в области государственного и финансового контроля.

В его структуре функционирует специальный контрольный орган — Департамент банковского надзора, на который возложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности.

В зависимости от вила нарушений коммерческими банками Центральный банк имеет право применять к ним различные меры воздействия от наложения штрафов, замены руководства коммерческого банка до отзыва лицензии и ликвидации коммерческого банка.

По отношению к нарушителям бюджетного законодательства органы государственного контроля могут применять следующие меры:
• сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств;
• изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
• наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств, на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, и сумм процентов за пользование бюджетными средствами;
• вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
• начисление пени, а также взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
• сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерческих банков за организациями, клиентами и аудиторский контроль.

Внутрифирменный контроль может осуществляться финансово- экономическими подразделениями и ревизионными комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами. Органы внутреннего контроля контролируют как правомочность совершения тех или иных операции представительными и исполнительными органами управления организации, так и осуществляют контроль эффективности и целесообразности затрат, в том числе и инвестиционные проекты, а также оценку и контроль финансового состояния предприятия.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение организациями-клиентами установленного порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии с кредитным договором могут осуществлять и иные виды контроля финансово- хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления кредитным риском.

Аудиторский контроль в России является относительно новым направлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Аудит в узком понимании подразумевает проверку истинности докладов и заявлений руководства и отчетность по результатам такой проверки. В современной практике понятие аудита намного шире, хотя единой его трактовки нет. Так, комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дает следующее определение аудита: «Аудит —это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям [Робертсон].

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности* от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ следующим образом определяет понятие аудита: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица)».

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности понимается такая степень точности ее данных, которая позволяет компетентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения.

В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.

Виды и методы финансового контроля

Финансовый контроль является одним из видов государственного контроля. Финансовый контроль реализуется посредством контрольной деятельности специально уполномоченных государством органов финансового контроля.

Деятельность этих органов по контролю за соблюдением финансового законодательства связана с использованием разнообразных видов, средств, приемов и способов финансового контроля, правильный выбор которых предопределяет эффективность финансового контроля.

В теории финансового права финансовый контроль классифицируется по видам, исходя из следующих оснований.

В зависимости от времени проведения финансового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств [1] . Применительно к исследуемой нами теме следует согласиться с тем, что в практике работы финансовых органов такой контроль носит вспомогательный характер.

Его использование ограничено стадией планирования проведения финансовой проверки для принятия оптимальных решений.

Зарубежные специалисты, обращая внимание на вспомогательный контроль, считают, что контролерам необходимо концентрировать усилия на этапе планирования проведения налоговой проверки, так как он позволяет разделить совокупность подлежащих проверке лиц на тех, которые имеют невысокую вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут иметь их с высокой степенью вероятности [2] . Предварительный контроль призван помочь предпринимателям в организации учета и отчетности и не нацелен исключительно на выявление нарушений. Он определяется специалистами «лояльным» но отношению к налогоплательщику, так как зачастую осуществляется через помощь в составлении итогового баланса. В отдельных странах уже доказана его эффективность, поэтому роль превентивного контроля возрастает [3] .

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками [4] . Примером может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, за ее экспортноимпортными поставками с целью недопущения занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов, который осуществляется межрегиональной государственной налоговой инспекцией.

Последующий контроль сводится к проверке финансовохозяйственных операций за истекший период на основе анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля [5] . Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки [6] . В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются только в форме последующего контроля, поскольку в соответствии со ст. 88 НК РФ такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В зависимости от органов (субъектов), осуществляющих финансовый контроль, выделяется контроль:

  • а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
  • б) президента;
  • в) исполнительных органов власти общей компетенции;
  • г) ведомственный и внутрихозяйственный;
  • д) общественный;
  • е) аудиторский.

По объекту выделяется комплексный и тематический финансовый контроль.

По характеру контрольных мероприятий финансовый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный). В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Например, налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

Финансовый контроль разделяют также на сплошной и выборочный. Первая форма контроля основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, а вторая предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения финансового (налогового) законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

Классифицируется финансовый контроль на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. Реализуется он при помощи следующих приемов: формальной, логической и арифметической проверки документов; юридической оценки хозяйственных операций, отраженных в документах; встречных проверок; оценки правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках; экономического анализа. Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами (методами) фактического контроля, такими, например, как обследование, инвентаризация, экспертиза [7] . В свое время специалистами фактический контроль определялся как «проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания» [8] .

Финансовый контроль можно подразделить на обязательный и необязательный (инициативный).

Обязательный финансовый контроль проводится:

  • а) в силу требований законодательства;
  • б) по решению компетентных государственных органов.

Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.

Например, по общему правилу контроль налоговых органов не является обязательным, т.е. налоговые органы вправе не проверять налогоплательщика сколь угодно долго. Тем не менее в отдельных случаях он неизбежен. Так, налоговый инспектор обязан осуществить проверку наличия у индивидуального предпринимателя декларации за отчетный период и подтверждения уплаты налога при снятии его с налогового учета в случае прекращения деятельности [9] . При снятии с учета организации в связи с ее ликвидацией, закрытием филиала (представительства) или прекращением права собственности на недвижимость структурные подразделения налоговой инспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет, в обязательном порядке проводят камеральную и выездную налоговые проверки [10] .

По периодичности проведения финансового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо из субъектов впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более проверки.

Статья 265 БК РФ вводит понятия внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Под внешним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Под внутренним государственным (муниципальным) финансовым контролем понимается контрольно-ревизионная деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (органами местной администрации).

Под методами финансового контроля следует понимать приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы финансового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т.е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение определенного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т.д.

Можно выделить восемь основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, инвентаризация, ревизия, финансово-экономическая экспертиза и санкционированная операция. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления соблюдения финансовой дисциплины, а также определения целесообразности всесторонней более глубокой проверки подконтрольного объекта. Основной целью обследования являются общий анализ финансово-хозяйственной деятельности и выявление ее недостатков. Реализация названной цели достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния подконтрольного объекта; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т.д.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей – выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т.д.).

В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы более глубоко анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; ЦБ РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т.д.

В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из следующих решений: о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства; о применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с возложенной компетенцией; о направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля; о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

Ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на взаимосвязанное изучение финансовохозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля – Счетной палатой РФ, Минфином России, ЦБ РФ и др.

Ревизии классифицируются на несколько видов по следующим основаниям.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной – не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные (при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов) и тематические (которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности).

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Руководитель и главный бухгалтер имеют возможность представить по акту ревизии возражения.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель проверяемой организации должен обеспечить устранение нарушений, выявленных при проведении ревизии.

Финансово-экономическая экспертиза – проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот прием финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Читайте также:

  1. I. Методы обучения.
  2. I. ПРАВИЛА прохождения таможенного контроля ПРИ ВЫЛЕТЕ
  3. II. Виды учебных занятий и контроля
  4. II. Методы патогенетической и этиологичес­кой (личностно ориентированной) психотера­пии
  5. II. Методы формирования сознания.
  6. II. Основные предпосылки перестройки, её методы и цели
  7. Ii. ПРАВИЛА прохождения таможенного контроля ПРИ ПРИЛЕТЕ
  8. II.2.1. Методы определения готовности детей к школьному обучению.
  9. III. Наглядные методы производственного обучения
  10. III.1.4. Другие методы изучения дезадаптации.
  11. IV. Методы стимулирования деятельности.
  12. IV. Оценка достижений планируемых результатов, средства контроля
Это интересно:  Приказ о проведении акции образец

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают, приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т.д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Эти общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, методические письма и указания налоговых органов, в частности. Методическое пособие по проведению камеральных проверок. Программа проверки крупных плательщиков налога на пользователей автомобильных дорог, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т.п.).

Методы контроля — приемы и способы его осуществления

ü Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

ü Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

ü Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей» что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.

ü Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др. Финансовый контроль не может быть Сведен только к аналитической деятельности. Речь может идти лишь об ограниченном использовании специфических методов финансово-экономического анализа,

Это интересно:  В структуру мвд рф входят

ü ревизия проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Основным методом финансового контроля является ревизия. Различаются следующие виды ревизии (по ряду классификационных признаков):

ü по содержанию ревизии:

а) документальные — с проверкой различных финансовых документов, в том числе отчетов, платежных ведомостей, отчетов, смет и др.;

б) фактические — проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей;

ü по времени осуществления ревизии:

а) плановые — проводятся на основании планов контрольно-ревизионной работы;

б) внеплановые — назначаются при наличии особых обстоятельств, не предусмотренных планами; по требованию определенных контрольных органов, суда; по финансовым заданиям вышестоящих организаций; в случае поступления жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки;

ü по основаниям для назначения ревизии делятся на:

а) повторные — назначаются, если предыдущая ревизия признана некачественно проведенной;

б) дополнительные — назначаются для проверки вопросов, не отраженных в акте ревизии, или в связи с вновь возникшими обстоятельствами;

ü по характеру ревизующих органов ревизии бывают:

а) ведомственные — проводятся работниками вышестоящих организаций министерств и ведомств;

б) вневедомственные — проводятся органами других министерств и ведомств, Министерством финансов;

ü по объели/ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на:

а) полные — предполагают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности;

б) неполные, или частичные, — предполагают проверку отдельных сторон участников финансово-хозяйственной деятельности;

в) тематические — которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, проверяется правильность исчисления налогов).

Это интересно:  Что означает группа риска у беременных

г) сквозные —охватывают ряд хозяйственных вопросов, входящих в состав одной и той же организации;

д) комплексные — включают всех участников и широкий круг вопросов, позволяют наиболее глубоко проверить финансово-хозяйственную деятельность; проводятся группами ревизоров с привлечением специалистов;

ü по полноте проверки документов ревизии:

а) сплошные (фронтальные) — предусматривают проверку всех документов и учетных записей за весь ревизируе-мый период;

б) выборочные — предполагают проверку только части документов и учетных записей за какой-то короткий период времени.

Для проведения любого вида ревизии составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

В зависимости от цели ревизии применяются различные приемы ее проведения:

ü сопоставление плановых и отчетных данных;

ü проверка наличных денег, документальные и встречные проверки, инвентаризация товарно-материальных ценностей;

ü экспертиза и лабораторные анализы. Ревизоры наделены широким кругом прав, среди которых можно назвать следующие:

ü проверять первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

ü проводить частичные или сплошные инвентаризации;

ü опечатывать склады, кассы, кладовые;

ü проверять в финансовых учреждениях и кредитных организациях достоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия;

ü привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

ü получать от должностных и материально-ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам.

Наряду с этим ревизор может изъять некоторые документы, если их сохранность не может быть гарантирована, или совершены подлоги и подделки материалов. Изъятия производятся только на основании постановления органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку должностному лицу проверяемого предприятия, организации.

Срок пфоведения ревизии не может превышать, как правило, 30 дней.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерств и ведомств, состоящих на республиканском бюджете РФ, проводятся не реже одного раза в два года, а в подразделениях, состоящих на хозяйственном расчете, — не реже одного раза в год. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих руководителей ревизируемого подразделения, по решению судебных органов, при ликвидации подразделения либо смене его руководства, начальника финансовой службы.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся путем:

ü проверки отчетных, бухгалтерских документов в целях установления их законности и подлинности, правильности оформления, а также целесообразности производственных операций;

ü проверки соответствия бухгалтерских записей содержания операций фактическому выполнению работ или оказанию услуг;

ü внезапной проверки фактического наличия денежных средств, материальных ценностей, бланков строгой отчетности и их соответствия учетным данным;

ü взаимного контроля операций и документов;

ü проведения встречных проверок;

ü анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений.

При проверке ревизор должен обратить особое внимание на документы, оплаченные наличными деньгами вместо безналичных расчетов; на документы и наряды, по которым произведена оплата лицам, не стоящим в штате подразделения; на акты по списанию товарно-материальных ценностей и т. п.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение, который подписывается лицами, производящими ревизию, руководителем и главным бухгалтером проверяющихся объединения, предприятия, организации или учреждения.

В акте ревизии указываются:

2) основные результаты проверки;

3) выявленные факты нарушений финансовой дисциплины;

4) причины, повлекшие данные нарушения;

5) виновные лица в данных нарушениях;

6) меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности должностных лиц.

Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. Должностные лица, по вине которых по результатам ревизии допущены нарушения, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

Подформой финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют триосновные формы финансового контроля:

1) предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет предупредить нарушение законодательства и выявить еще на стадии прогнозов и планов дополнительные ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств. Осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых исков, смет и других нормативных расчетов. Ключевая роль отводится главному бухгалтеру;

2) текущий (оперативный) контроль осуществляется ежедневно финансовыми службами для предотвращения нарушения финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения обязательств перед бюджетом. Позволяет предотвращать совершение финансовых правонарушений и предупреждать возможные потери. Объектом становится в первую очередь документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств;

3) последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за

истекший период на предмет законности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.

Исследование финансового контроля в условиях нестабильности российской экономики, роста цен, инфляции, дефицита государственного бюджета, ежегодной утечки огромных денежных средств за рубеж и многих других негативных факторов имеет сегодня особое значение. Заполняя пробелы в праве, законодатели при разработке того или иного правового акта в области финансового контроля должны руководствоваться выводами, основанными на глубоком анализе состояния российской экономики и лучших достижений правовых наук зарубежных стран.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Она (форма) определяет назначение и содержание финансового контроля. Из вышесказанного следует, что содержание контроля, его направленность изменяются в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений в обществе.

Контроль можно рассматривать в следующих аспектах — организационный, методический, технический.

Организационный контроль представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов.

Методический контроль — это методы осуществления контрольных действий.

Технический контроль — совокупность приемов проверки документов и операций. Финансовый контроль можно первоначально определить как одну из разновидностей финансовой деятельности государства.

Объектом финансового контроля являются денежные, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы государства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налоги, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).

К основнымзадачам финансового контроля можно отнести следующие.

1. Содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов бюджетов государства.

2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.

3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности.

4. Содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности.

5. Обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам.

6. Содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям, и т.д.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий и организаций, учреждений, финансово-банковских структур за надлежащее исполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и финансовых (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

Финансовые меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.

Проблемы усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют повышения результативности применяемых санкций, чему, в частности, должна содействовать реформа налогообложения.

Таким образом, подводя итог сказанному, финансовый контроль можно определить как разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и состоящей в проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector