Основные признаки и функции права

Функции права — основные направления воздействия права на социальный организм, общественные отношения.

Функции права

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

  • содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;
  • функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;
  • содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-право- вой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;
  • функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.

Рис. 1.3. Функции права

Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах. Право проявляет себя в следующих функциях (рис. 1.3):

  • регулятивной, обеспечивающей упорядочение общественных отношений, когда правовые нормы устанавливают права и обязанности, полномочия, закрепляют, как участники отношений могут их использовать, исполнять;
  • охранительной — нормы права предполагают меры охраны, защиты субъективных прав от нарушений, закрепляют способы, с помощью которых можно заставить лицо исполнить обязанность, понести ответственность в случае нарушения нормы;
  • оценочной — правовые нормы дают оценку поведения с точки зрения правомерности или неправомерности;
  • функции воздействия на сознание и поведение людей — право, закрепляя стимулирующие и ограничивающие средства, тем самым формирует установки, мотивы поведения человека. Кроме того, в правовых нормах могут косвенным образом закрепляться идеологические установки, обосновывающие причины принятия данных норм, цели, которые ставились законодателем, что также влияет на сознание участников регулируемых правом отношений.

Общесоциальные функции права

Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

1. экономическая функция — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. культурно-историческая функция — выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. воспитательная функция — выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Специально-юридические функции права

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция — направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

В рамках охранительной функции можно выделить такие вспомогательные функции, как восстановительная (восстановление нарушенного права или правового положения); компенсационная (компенсация причиненного вреда или нанесенного ущерба); ограничительная (ограничение общественно опасного поведения); карательная (наказание правонарушителя).

Предложенная классификация функций условна, так как довольно сложно однозначно разграничить правовое воздействие на различные сферы общественной жизни. Экономика тесно взаимодействуете политикой, политика с идеологией и культурой, и т. д. Кроме того, действие основных функций дополняется действием неосновных (вспомогательных). Так, регулятивная функция не может достичь целей без информационной, а охранительная — без карательной и компенсационной. Основные функции конкретизируются функциями отраслей, детализируются функциями институтов и отдельных норм права.

Реализация всех названных функций осуществляется в четырех основных формах:

  • информационной (передастся определенная информация);
  • ориснтационной (вырабатываются ценностные ориентиры);
  • регламентирующей (определяющей поведение субъектов в социально значимых ситуациях);
  • обеспечительной (предлагаемое поведение обеспечивается целым комплексом стимулов, запретов, ограничений или наказаний).

Основные функции права

Функции права — это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей.

Под функцией права в литературе понимается также его социальное назначение.

Посредством функций осуществляются задачи, которые ставятся перед правом как социальным институтом. А поскольку нормы права принимаются государственными органами, то некоторые функции его по конкретным аспектам деятельности во многом совпадают с функциями государства (например, охрана правопорядка).

Функции права классифицируют по различным критериям:

  • по направленности действия: экономическая, социальная, политическая, экологическая и др.;
  • по основным субъектам правоприменения: законодательная, исполнительная, судебная;
  • по социальному назначению: воспитательная, культурная, информационная и т. д.;

в зависимости от основных задач, стоящих перед нравом, выделяют две функции — регулятивную и охранительную.

Эти две функции считаются основными функциями права.

Регулятивная функция права

Суть этой функции заключается в регулировании, упорядочении общественных отношений, установлении такого их состояния, которое диктуется наиболее важными интересами общества на данном этапе его развития. Эти интересы аккумулируются и выражаются представительными (законодательными) органами, избираемыми большинством взрослого населения.

Охранительная функция права

Суть этой функции заключается в охране установленных (социально полезных) общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей.

Данная функция осуществляется в основном принятием и применением запрещающих норм, которые предусматривают юридическую ответственность в случае нарушения правовых запретов.

Наиболее ярко эта функция выражается в таких отраслях права, как уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, административное.

Следует иметь в виду, что разделение функций права на регулятивную и охранительную во многом условно, поскольку эти процессы (регулирование и охрана общественных отношений) взаимно переплетаются и переходят друг в друга.

ПРАВО И ЕГО СУЩНОСТЬ

В результате освоения дайной темы студент должен:

знать

  • • понятийный аппарат предметной области;
  • • существенные характеристики, которые объясняют признаки права и дают основания для их функционирования в обществе, отличая от иных социальных норм;
  • • материальные, идеальные и юридические источники права;

уметь

  • • использовать понятийный аппарат по праву в своей учебной и практической деятельности;
  • • реализовывать нормы права через регулирование своего поведения;
  • • реализовывать права в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм;

владеть

  • • навыками структурного анализа норм права через его элементы: гипотеза, диспозиция, санкция;
  • • навыками воздержания от тех действий, которые запрещены правовыми нормами;
  • • навыками исполнения правовых норм, а именно совершение активных действий с целью осуществления юридических обязанностей, которые установлены правовыми нормами.

Право: понятие, признаки и функции

Отношения между людьми строятся на основе определенных норм (правил). К таковым в различное время относили нормы морали, нравственности, обычаи, традиции и т.д. Трудно представить, как бы смогло человечество выжить, не признавая и не соблюдая такие нормы морали, как человеколюбие и справедливость, нравственные нормы, определяющие отношения между родителями и детьми, общепринятые обычаи предоставлять кров путнику, традиции защищать слабого, нормы-табу на инцест, каннибализм и др.

Можно задаться вопросом: а откуда пришли к нам нормы морали, нравственности, обычаи, традиции? Правильные ли они? Зачем современному человеку их придерживаться и соблюдать?

Социальный опыт человеческого бытия показывает, что вышеприведенные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, когда кто-либо признает что-то хорошей идеей или порядком. Они складываются постепенно, в процессе повседневной жизни и общения людей, путем сознательного выбора. Нормы морали, нравственности, обычаи, традиции зарождаются из общего решения о том, что отдельное действие может привести к негативным последствиям и поэтому должно быть запрещено или, наоборот, представляется настолько необходимым, что его выполнение должно быть обязательным. По представлениям членов общества, определенные нравственные нормы должны поощрять или наказывать для достижения общего благополучия. Более того, с развитием человечества, которое обусловило появление государственности, встал вопрос не просто о создании, но и изложении письменно целостной системы, которая бы включала в себя накопленные веками моральные и этические нормы, нормы нравственности, обычаи, традиции, а также об установлении ответственности за их неисполнение, что привело к зарождению права.

Таким образом, право является продуктом длительного общественного развития. Оно, как показала история эволюции человечества, зарождается с образованием государств, как регулятор общественных отношений. По своей сути, изначально, право выступало как совокупность правил должного поведения людей в отдельно взятом государстве. Они являлись общеобязательными для всего населения, поскольку только таким образом возможно было упорядочить общественные отношения в рамках государства.

В настоящее время существует много концепций и представлений о праве. Среди них выделяют: теорию естественного права, историческую школу права, социологическую школу права, нормативистское направление, психологическую теорию, материалистическую теорию права. Несмотря на различия в содержании каждой из теорий возникновения права, все они имеют общие положения, нашедшие отражение в признаках права.

Признаки права – существенные характеристики, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе, о его отличии от иных социальных норм.

К ним относятся следующие признаки.

  • 1. Социальность. Данный признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее его общесоциальную функцию: распределение и закрепление социальных ролей личности в обществе, организацию производства, распределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда, социальную защиту личности, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию отношений собственности, а также другие сферы, связанные с организационнотрудовой и социальной жизнью общества.
  • 2. Системность. Право представляет собой упорядоченную, внутренне согласованную систему норм (правил поведения), характеризуемых определенной логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного и предписанного. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное на специфические группы норм (отрасли, институты и др.).
  • 3. Общеобязательность. Установленные в конкретном государстве правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, а на межгосударственном уровне – международной ответственностью, т.е. наделяются нс только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер не только физических и моральных страданий, но и имущественных ущемлений.
  • 4. Формализованность. Правовые нормы принимаются в особом установленном государством порядке и фиксируются в письменном виде в форме закона. Формализм составляет особую ценность права, защищая последнее от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость данного регулятора.
  • 5. Процедурность. Право включает в свою структуру систему процессуальным норм, которые, во-первых, устанавливают процедуры создания, применения и защиты

права, а во-вторых, определяют его связь с государственным аппаратом, в первую очередь, со специализированными органами, деятельность которых непосредственно направлена на защиту права: судом, полицией, прокуратурой и т.д.

  • 6. Неперсонифицированность. Этот признак означает то, что нормы права не имеют конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц (сообществу, государству). Если какое-либо конкретное лицо (сообщество, государство) оказывается в условиях, предусмотренных содержанием соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее действие во времени, что также является отдельным признаком права.
  • 7. Институциональность. Формирование права связано с деятельностью определенных органов государства, осуществляющих правотворчество в различных формах: путем формулирования и закрепления правовых норм в нормативных правовых актах, признания государством (международным сообществом) тех или иных возникших самоорганизационно и действующих в течение длительного времени правил поведения (обычаев) правовыми, в процессе деятельности уполномоченных на это судов (прецеденты).
  • 8. Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на определенном этапе развития общества, как естественный результат развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой-либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, – одно из условий существования политически организованного общества и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
  • 9. Нетождественность (несводимость) закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Однако право не сводится к закону, поскольку помимо последнего, в право включены и другие нормативные правовые акты, а также правовые обычаи, судебные прецеденты, договоры нормативного характера, религиозные нормы, правовая доктрина.

Закон (иной нормативный правовой акт государства), нс отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может (и должен) в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае не является правовым.

Кроме того, право как особенная регулятивная система отличается:

  • стабильностью, которая достигается путем особой процедуры принятия и изменения законодательства, формированием и действием в течение длительного времени обычаев, незыблемостью религиозных норм и общих правовых принципов;
  • динамизмом – способностью реагировать на появление новых или исчезновение устаревших отношений в сфере действия права;
  • преемственностью и интернационализацией – способностью заимствовать положения иных правовых систем (прошлых либо существующих).

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков дать определение праву.

Под правом следует понимать системную совокупность социальных норм, имеющих юридическое значение и принудительно обязательный характер в определении правил поведения людей, организаций и государств.

Цель (назначение) права – утвердить цивилизованными правовыми средствами правовой порядок в общественных отношениях в обществе, государстве и в международных отношениях.

Под сущностью права принято понимать главную, внутреннюю, относительно устойчивую качественную характеристику права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, в науке получили отражение различные точки зрения на его сущность при исследовании отдельных аспектов права. Поэтому история правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов на сущность права.

Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права, среди которых можно выделить те, которые получили особенно широкое распространение в современной политологии и науке права: социологическое, социальное (солидаристское), психологическое, нормативистское (неопозитивизм) направления, а также теория «возрожденного естественного права». При этом наблюдается определенная эволюция концепций, учений, различающихся по своим философским истокам, по содержанию и аргументации.

Социологическое направление в теории права (К. Левеллин и др.) основывается главным образом на эмпирических исследованиях, касающихся функционирования правовых институтов, их динамики.

Сторонники этого направления обращаются прежде всего к процессу реализации права, выдвигают лозунг «право в действии». Правовые нормы, установленные государством, по их мнению, – это лишь часть права. Наряду с ними существует так называемое «живое право», которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное, утверждают сторонники рассматриваемого направления, – изучение реального порядка, т.е. нс тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. Этим обосновывается идея «гибкости права», другими словами, возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения, что приводит к нивелированию непререкаемого авторитета закона и требованию свободы судейского усмотрения. Эта теория обосновывает необходимость расширения «правотворческих» функций судьи и принижает роль закона, поскольку судья, будучи не связан юридическими нормами, может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственных внутренних убеждениях, решить то или иное дело.

Вместе с тем при социологическом подходе наблюдается попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа. В отличие от формально-догматической трактовки права как системы нормативных предписаний, установленных государством, право понимается как, хотя и относительно самостоятельный, но все же лишь один из многих факторов социальной действительности. Социологический подход с его структурно-функциональным анализом позволяет исследовать сущность права, его социальное назначение в многоаспектном плане, во взаимосвязи с другими элементами сложной социальной структуры общества, изучать реальные механизмы действия права.

Таким образом, для социологической теории характерны:

  • – функциональный подход к праву;
  • – выделение правоотношений в качестве основных, наиболее существенных элементов права;
  • – нетождественность права и закона.

Положительным моментом такого подхода является

стремление познать право в действии, в процессе функционирования, что дает возможность сделать шаг вперед в развитии социологического и психологического аспектов механизма действия права. При этом исследования правовых явлений и институтов преследуют цель преобразования социальной действительности, а само право рассматривается как инструмент социальных преобразований, средство достижения согласия между интересами различных социальных групп. Это сближает социологическую теорию права с так называемой солидаристской (социальной) концепцией права.

В основе социальной (солидаристской) концепции права (Л. В. Корсаков, Ю. А. Смирнов) лежит идея солидарности, т.е. сотрудничества различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни, в осуществлении власти.

Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право в данном случае выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий «общие интересы» всех групп.

Социальная концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Она направлена на поиск правовых средств, позволяющих устранить возможные социальные конфликты, обеспечить правопорядок в обществе, стабильность и устойчивость самой общественной системы. Это предполагает рассмотрение права не обособленно, а наряду с другими элементами социальной действительности – экономикой, политикой, моралью – в их функциональной взаимообусловленности и взаимозависимости. Таким образом, согласно этой теории, основополагающими признаются социальные функции права в обществе, которые, например, являются средством устранения возможных социальных конфликтов, решения иных социальных проблем, распределительного механизма в экономических процессах. Иными словами, наблюдается ориентация права на социальные, общедемократические ценности.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку этой теорией не учитывается влияние экономических процессов па отдельные личности, общество и государство в целом.

В психологической теории (Л. Петражицкий, А. Росс и др.) право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Согласно этой теории объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким- либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное – установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное – лишенное обеспеченности государством, но все же действующее в качестве права.

Другими словами, в психологической теории вместе с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться не только государством, но и каждым отдельным человеком в результате определенных эмоций и переживаний по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

При этом правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение, по существу, растворяет его в индивидуальной психике, делает тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права, которое является сложным явлением социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство нс может посягать на эти естественные и неотъемлемые права человека.

Возникновение естественно-правовой теории связано с развитием революционной буржуазной идеологии в XVII-XVIII вв. Она стала идеологическим оружием буржуазии в период ее борьбы против феодально-абсолютистских порядков, когда буржуазия играла прогрессивную историческую роль, выступая под лозунгами свободы, равенства, братства и справедливости. Принципы нового общественного и государственного порядка она пыталась вывести из вечных принципов естественного права, соответствующих человеческой природе.

Естественно-правовая теория весьма наглядно демонстрирует идейно-ценностный подход к пониманию такого явления, как право. Однако в период борьбы буржуазии за власть, становления и развития основных принципов буржуазной законности эта теория сыграла определенную прогрессивную роль. Не случайно в тех или иных модификациях она сохраняет свое значение и сегодня.

Согласно теории возрожденного естественного права (современная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отношению к высшему, естественному праву, вытекающему из человеческой природы. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.

В рамках теории возрожденного естественного права выделяются два основных направления – неотомистская теория права и «светские» концепции естественного права.

Неотомизм – по существу, новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о природе, сущности права, неотомистская теория пытается найти основные права в мировом порядке, согласующемся с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правым. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, т.е. установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное происхождение, не противоречит естественному праву.

«Светская» доктрина естественного права исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. Для этой теории характерным является признание в качестве основы «правильного», «законного» права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Позитивизм – направление юриспруденции, которое, ставя на первое место словесно-символическую форму существования права, фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности, отрывая тем самым нормативные установления от существующих правоотношений. Это учение основывается на анализе и оценке правовых норм с формальной точки зрения, т.е. с точки зрения их внешней формы. Иными словами, акцент делается на формальной характеристике права. Не случайно поэтому позитивизм нередко остается на уровне описательной социологии.

Юридически-позитивистские концепции, воспринимающие право через его текстуальную форму и, по сути дела, отождествляющие право с его текстуальной формой, рассматривают его либо в качестве фактических результатов правоприменительной деятельности, либо в качестве нормативно-правовых текстов.

Действительно, текстуальная форма права – необходимый его атрибут, однако полное отождествление права как сложнейшего социального феномена с текстуальностью как одним из признаков атрибутов права, думается, ошибочно. При этом положительным моментом этой теории является внимание к позитивному содержанию правовых текстов.

Сторонники нормативистского направления (В. П. Кураев и др.) утверждают, что государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Нормативисты ограничивают задачу юридической науки формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения (структуры). Тем самым в известном смысле игнорируется содержание правовой нормы, ее связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается определенное положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

Во второй половине XIX в. сложились социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из материалистического понимания истории и классовой природы государства и права. Они отражали обнажившиеся классовые противоречия раннего капитализма, факты жестокого подавления первых выступлений пролетариата, запрещения профсоюзов, цензовый характер политической демократии. Все это послужило причиной для вывода, сделанного К. Марксом и Ф. Энгельсом, о закономерности классовой борьбы, классовой природы государства, его законов и права. В системе марксистского учения было закономерно и понимание права как возведенной в закон воли господствующего класса, буржуазии, определяемой материальными условиями жизни этого класса. Именно марксизм имел огромное влияние на становление нового отношения к понятиям государства и права в юридической науке в России.

В теориях анархизма и других левосоциалистических учениях нс было выработано теоретической модели отношения к праву, кроме отрицания существующего порядка.

Приоритет прав человека, уважение прав и свобод личности становится, в настоящее время, основным критерием оценки права. Эти идеи нашли свое воплощение во многих международно-правовых документах, прежде всего, во Всеобщей декларации прав человека ООН, международных пактах и конвенциях о правах человека.

Несмотря на все еще существующие в ряде стран, в том числе и в России, немалые трудности в реализации прав человека, гуманистический принцип их признания является одной из главных тенденций прогресса современного мирового сообщества. То же касается и признания справедливости как основания права для современного правового государства. Справедливость нс раз провозглашалась целью и основой законодательства. Однако на различных этапах исторического развития общества, само понимание справедливости в условиях кастового и сословного деления, неравноправия классов и угнетения одного класса другим, было классово-ограниченным, далеким от общечеловеческого. Подлинное понимание равноправия, свободы для всех людей, прав каждого человека как общечеловеческих основ правопорядка можно считать достигнутым лишь на современном этапе истории человечества, хотя его полное осуществление видится только в перспективе.

Исходя из рассмотренных выше теорий, следует подчеркнуть, что пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.

Позитивное право – это совокупность юридических норм, исходящих от государства и закрепленных в законодательстве, т.е. право, выраженное в законе.

Позитивное право формируется вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных с формально- юридической точки зрения определенных установлениях (правилах поведения или нормах права). Будучи обеспечено принудительной силой государства, позитивное право длительное время выступает главенствующей нормативной системой регулирования.

В отличие от позитивного, естественное право представляет объективно существующее («природное») право, отражающее представления людей об идеалах справедливости и свободы. Своим содержанием оно охватывает такие естественные права, как право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность и др. Естественное право выражается через правовые идеи, принципы права.

Ценность права заключается в его способности служить целью и средством удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность (полезность) права заключается и в том, что оно влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, придает действиям людей организованность, устойчивость, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право является средством упорядочения общественных отношений. Государственно-организованное общество в настоящее время не может обойтись без норм права в производстве материальных благ, при организации форм собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления.

Ценность права заключается и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом оно, провозглашая права и свободы отдельной личности, общества и государства, четко определяет границы этих прав и свобод, пересекающиеся с правами и свободами других личностей, обществ и государств (определяет меру свободы и взаимоисключение прав). Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно. Право, выступая регулятором общественных отношений, противостоит свободе одной личности за счет несвободы другой, произволу одних по отношению к другим, бесконтрольности в реализации прав и свобод отдельных индивидов, групп людей, государств в ущерб других индивидов, групп людей, государств. В этом смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях, иначе говоря, право есть обеспечение формальной свободы.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами: право открывает личности доступ к благам, выступает действенным средством ее социальной защищенности. Как показала история развития человечества, сегодня правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения межличностных проблем, противоречий в общественных отношениях, как в отдельном государстве, так и на международном уровне.

Функции права тесно взаимосвязаны между собой, они не существуют изолированно друг от друга. Под функциями права понимают основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества.

Право предоставляет участникам общественных отношений права, возлагает на них обязанности, т.е. регулирует их поведение посредством правовых норм. Таким образом право выполняет регулятивную функцию. В случае же неисполнения или нарушения норм права вступают в действие охранительные правовые нормы, санкциями которых предусмотрено наказание за противоправное поведение. В результате правом выполняется охранительная функция.

Регулятивная и охранительная функции права – это имманентные праву функции. Это основные функции права, которые характеризуют его как самостоятельное образование.

Регулятивная функция права – это направление правового воздействия, которое выражается в установлении правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права (например, закрепление политических, экономических, личных прав и обязанностей в Конституции РФ).

Охранительная функция права – направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможности применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия (например, санкции норм Особенной части УК РФ).

Еще одной важной функцией права является воспитательная функция. Прежде чем требовать от граждан исполнения правовых норм, необходимо воспитать положительное отношение к праву, с тем, чтобы они действовали в соответствии с правом. Именно на это и направлена воспитательная функция права – воздействовать на сознание и соответственно поведение участников общественных отношений с целью формирования положительного отношения к праву и, в конечном итоге, побуждения к правомерному поведению.

Признаки и функции права

Право — это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений.

Основные признаки права:

— право создается государством;

— имеет общеобязательный характер;

— устанавливает права и обязанности субъектов;

— имеет волевой характер;

— находит выражение в правовых документах;

— гарантируется государственным принуждением.

Социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, общечеловеческие идеалы. Социальная ценность права заключается также в том, что право является выразителем свободы личности в экономике, политике, в области социально-культурных отношений. Право обеспечивает гармоничное сочетание интересов личности с интересами общества и государства, их взаимной ответственности. В случае возникновения политической и экономической нестабильности, национальных и этнических столкновений, право должно выступать средством достижения мира и согласия, обеспечивать организованность и порядок в обществе.

Право является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций, установления прав и обязанностей субъектов, порядок их реализации и защиты. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности.

Функции права — это основные направления воздействия права на общественные отношения. Целевое назначение права позволяет выделить три функции права: регулятивную, охранительную и воспитательную.

Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует общественные отношения путем установления общих правил поведения участников этих отношений. Способы регулятивного воздействия на общественные отношения различны. Действия человека в обществе определяются с помощью установления мер дозволенного поведения или путем возложения обязанностей. Правовая норма устанавливает, какими правами обладает лицо и какие обязанности оно должно выполнять. Регулятивная функция права заключается во властном воздействии на поведение людей и реализуется через деятельность правотворческих органов, которые издают нормы права.

Охранительная функция права направлена на охрану и защиту регулируемых правовыми нормами общественных отношений, интересов, прав и свобод личности, социальных групп, предприятий, учреждений, государства в целом. Данная функция права реализуется путем:

-установления запретов совершать деяния, противоречащие интересам государства, общества, личности;

-применения мер государственного принуждения за совершение правонарушений.

Так, устанавливая санкции за кражу, разбой, и т.п., государство предупреждает о неблагоприятных последствиях. Охранительная функция права имеет своей целью, прежде всего, предупреждение правонарушения. Однако если норма права нарушена, совершено преступление или иное правонарушение, должно следовать наказание. Охранительная функция направлена также на восстановление нарушенных прав, возмещение материального или морального вреда. Реализуется охранительная функция через деятельность правотворческих государственных органов, которые устанавливают запреты и санкции, а также через деятельность судебных и иных органов, которые применяют меры государственного воздействия.

Право, как отмечено выше, воздействует не только на общественные отношения, но и на сознание, психику людей. Целевое направление этого воздействия носит воспитательный характер.

Воспитательная функция права направлена на формирование правового сознания, правовой культуры, правильное понимание права, получение гражданами достаточных знаний о законах и других нормативных актах.

Результатом воздействия воспитательной функции права является правомерное поведение гражданина, соблюдение им Конституции и законов. Эта функция способствует повышению политической и правовой активности граждан, сознательному их участию в выборах, референдуме, обсуждениях законопроектов и т.д. Воспитательная функция осуществляется путем информирования граждан о принятых нормативно-правовых актах, которые публикуются в специальных изданиях, газетах и других источниках.

Основные признаки и функции права

Право — это официальный, цивилизованный регулятор общественной жизни, социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности.

Признаки права — это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов, к ним относятся такие признаки как:

-право устанавливается или санкционируется гос-вом и выражает гос.волю.

-нормативность. право состоит из нормативных установок, правил поведения.

-социальность, она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, гос.должностей и т.д.

-системность, правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему.

-формальная определенность, правовые предписания существуют в определенных формах, называемых «источниками права».

-процедурность, право имеет спец. процедуры своего создания, применения, защиты.

-общеобязательность, все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания.

-право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Плохие мысли не вызовут правовых последствий, пока не выразятся в действии.

-право охраняется и обеспечивается гос-вом.

Объективные свойства, которые объективно присущи праву(П):

1. Нормативность: П обладает нормативностью поскольку состоит из норм правил общего характера, благодаря этому св-ву П способно охватить и урегулировать неопределенное число жизненных ситуаций и поведение неопределенного числа лиц.

2. П — общеобязательный регулятор общ-ых отношений, благодаря этому свойству (обязательность), П способно урегулировать поведение всех без исключения членов общ-ва.

3. Системность: П — это система норм, это единая система в масштабах всего Г, благодаря этому св-ву П способно урегулировать единообразно поведение людей в масштабах всей страны.

4. формальная определенность — это св-во появляется у П благодаря его письменной форме. Подавляющее большинство правовых норм закрепляется письменно, в определенных официальных документах называемых НПА. В этой связи нормы П приобретают четкость, определенность своего содержания. Благодаря этому св-ву П четко определяет круг регулируемых отношений, участников этих отношений, их юр-ие права и обязанности, меры ответственности и т.д.

5. Волевой характер:Принудительность (обеспеченность) – это св-во возникает у П благодаря тому что П обеспечивается принудительной силой Г. Благодаря этому св-ву П способно утвердить в общ-ве тот порядок который необходим общ-ву или Г.

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, studopedia.org, www.sites.google.com.

»

Это интересно:  Право на прохождение альтернативной гражданской службы
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector