Право на прохождение альтернативной гражданской службы

Прохождение альтернативной гражданской службы (АГС) предусмотрено Конституцией РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

Что такое альтернативная гражданская служба — понятие

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Кто имеет право на замену военной службой альтернативной

Гражданин имеет право пройти АГС в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В иных случаях прохождение АГС не допускается.

На альтернативную гражданскую службу, также как и на обычную военную, призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых принято соответствующее решение.

На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане проходят АГС, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Срок прохождения альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба проходит:

  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

В отличие от военной службы срок альтернативной службы более длительный. В настоящее время срок в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву и для граждан (в том числе окончивших государственные, муниципальные или негосударственные образовательные учреждения ВУЗы, ПТУ) составляет 21 месяц;

Если же АГС проходит в организациях Вооруженных Сил РФ, срок альтернативной службы увеличивается в 1,5 раза и составляет 18 месяцев.

Что необходимо для замены военной службы на АГС

Для того чтобы попасть на альтернативную службу необходимо выполнить следующие действия.

  1. Подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Заявление необходимо подавать в военкомат по месту постоянного проживания в следующие сроки:

  • до 1 апреля – для призывником, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
  • до 1 октября – для призывников, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

Порядок подачи заявления

Заявление подается в произвольной форме. При этом в заявлении необходимо обосновать причины, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению необходимо приложить автобиография и характеристику с места работы или учебы гражданина. К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. Предоставление иных документов не является обязанностью, они подаются по желанию призывника. Как правило, призывники прикладывают документы об образовании, справки о составе семьи.

Желательно (но не обязательно) в заявлении указать лиц, которые смогут подтвердить обстоятельства, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

После подачи заявления необходимо в военкомате получить документ, подтверждающие направление заявления. Как правило, это отметка сотрудника военкомате на втором экземпляре заявления о его получении, либо справка о регистрации заявления.

2. Рассмотрение заявления о прохождении альтернативной гражданской службы

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только присутствии призывника. О времени и месте рассмотрения заявления лицо извещается повесткой из военкомата под роспись.

На заседании призывной комиссии при рассмотрении заявления призывнику необходимо быть готовым к выступлению и аргументированному изложению обстоятельств, по которым он просит заменить прохождение военной службы альтернативной. На заседание также необходимо пригласить и лиц, которые согласились подтвердить его позицию.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в течение 1 месяца со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, то есть для осенних призывников предельный срок рассмотрения заявлений составляет до 1 мая текущего года, для призывников весеннего призыва – до 1 ноября.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Законодательством установлены конкретные причины, по которым призывнику отказывают в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:

  • нарушении срока или порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,;
  • характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  • призывник дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • ранее лицу была предоставлена возможность пройти АГС, но он от нее уклонился.

При этом к уважительным причинам неявки относят:

  • заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

По результатам проведения заседания принимается решение:

  1. О замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой с одновременным вручением повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
  2. Об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данное решение можно обжаловать в суде, для чего необходимо получить копию решения призывной комиссии, которая должна быть выдана призывнику в трехдневный срок со дня принятия решения.

Особенности прохождения альтернативной службы

Граждане, проходящие АГС, мало чем отличаются от обычных работников тех предприятий, куда их направляют.

Они также получают заработную плату, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, рабочий день для них установлен трудовым распорядком и, как правило, составляет 40 часов в неделю.

Ответственность за уклонение от альтернативной службы

Уклонение от прохождения альтернативной службы признается таким же преступлением как и уклонение от военной службы (см. ссылку). А вот наказание для призывников-альтернативщиков немножко мягче.

По сложившейся судебной практике уклонистами от призыва считаются лица, получившие решение о направлении на альтернативную службу, но по неуважительным причинам не прибывают к месту прохождения службы в установленные сроки, неоднократное самовольное оставление места работы, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение путем обмана.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от ее срока.

Особенности прохождения альтернативной службы

Законодательством РФ для граждан от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, преду­смотрено право заменить ее альтернативной гражданской службой, то есть специфической трудовой деятельностью по определенным профессиям и должностям. Таких лиц по сравнению с количеством призывников, конечно, немного, но с каждым годом становится больше. И работодателям, к которым могут быть направлены «альтернативщики», нужно знать, как и на каком основании их принимать на работу, как увольнять и какие особенности при альтернативной службе должны соблюдаться. Об этом мы и расскажем в статье.

Oсновным регулирующим законом в данной области является Федеральный закон от 25.07.2002 № 113 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113 ФЗ). В нем дано такое определение: альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом нюансов, предусмотренных Законом № 113 ФЗ. Кроме этого, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, которым утвержден Порядок прохождения альтернативной гражданской службы (далее – Порядок).

У кого есть право на замену и на какую?

Решение о том, можно ли заменить призывнику военную службу на альтернативную, принимает призывная комиссия. Однозначно будет отказано гражданам, которые согласно ст. 3 Закона № 113 ФЗ:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу (например, не годны к ней по состоянию здоровья);
  • не подлежат призыву на военную службу (в частности, находятся под следствием или судимы);
  • имеют отсрочку от призыва (временно не годны по состоянию здоровья, воспитывают ребенка без матери и др.).

Законом № 113 ФЗ установлено лишь два случая, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной:

1. Если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

2. Когда он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

Что касается видов подходящих для «альтернативщиков» работ и профессий, среди них есть как рабочие специальности (грузчик, дворник, столяр и пр.), так и высококвалифицированные (врач, программист, юрист) – всего 104 специальности. При этом по сравнению с действующим ранее перечнем 22 специальности исключены.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.02.2017 № 152н.

Согласно ст. 4 Закона № 113 ФЗ организации, в которых граждане могут проходить альтернативную службу и которые перечислены в перечне, подведомственны федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, такие граждане могут занимать гражданские должности в организациях ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.

Территориально граждане проходят альтернативную службу, как правило, за пределами своего субъекта РФ, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, – они направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

К сведению:

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят «альтернативщик», и места прохождения такой службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина и потребность организаций в трудовых ресурсах. При этом нужно помнить, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 113 ФЗ).

Оформляем трудовой договор

В силу п. 39 Порядка по прибытии в организацию для прохождения альтернативной службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

  • предписание;
  • паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
  • удостоверение и учетную карту;
  • проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
  • трудовую книжку, кроме случая, когда трудовой договор заключается впервые;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
  • документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
  • документы воинского учета.

В учетной карте гражданина работодатель должен сделать отметку о его прибытии в организацию (п. 50 Порядка).

В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ст. 16 Закона № 113 ФЗ и Порядком с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной службы, заключается срочный трудовой договор. При этом днем начала работы будет день убытия к месту прохождения такой службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Срок действия договора равен сроку прохождения альтернативной службы, при службе в органах исполнительной власти он составляет 21 месяц. Причем в срок службы включается время нахождения гражданина в пути, подтвержденное проездными и другими документами.

В срок альтернативной службы не засчитываются

Время учебного отпуска

Время отбывания уголовного или административного наказания

Время отстранения от работы по причине алкогольного или иного опьянения

На основании трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу. Кроме того, в трехдневный срок с момента заключения договора следует уведомить об этом орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, и военный комиссариат по месту прохождения службы (п. 50 Порядка).

Обратите внимание:

Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную службу, не устанавливается (п. 41 Порядка).

Как и всем сотрудникам, в трудовую книжку «альтернативщика» следует внести запись и заполнить его личную карточку.

Моментом окончания действия трудового договора будет день расторжения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.

Особенности прохождения службы

Как уже было отмечено, трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 113 ФЗ и Порядком. Особенности при приеме на работу мы рассмотрели, теперь рассмотрим нюансы осуществления альтернативной службы.

1. Обращения работников-«альтернативщиков». Согласно п. 42 Порядка работник, проходящий альтернативную службу, имеет право направлять обращения и жалобы по вопросам прохождения службы должностному лицу, определяемому руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна организация.

2. Рабочее время и время отдыха. В силу ст. 20 Закона № 113 ФЗ продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если гражданин, например, проходит альтернативную службу в медицинском учреждении и включен в медперсонал, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно (ст. 17 Закона № 113 ФЗ).

При этом в соответствии с п. 43 Порядка исполнение «альтернативщиком» трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной которому организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае работодатель учитывает время исполнения гражданином трудовых обязанностей в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем, как правило, по окончании этих мероприятий.

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, полагаются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 № 261[1] (далее – Приказ № 261). По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы. Все сведения о предоставленных отпусках работодатель должен вносить в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную службу.

Добавим, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть про­длен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, и при предоставлении работодателю документов, подтверждающих основания для продления отпуска (п. 54 Порядка).

3. Перевод. Пунктом 44 Порядка установлено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на перевод из одной организации в другую.

Основания для перевода

Сокращение штатной численности организации

Наличие противопоказаний для выполнения работы и невозможность перевода на другую работу в этой организации

Наличие противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба

Иные случаи (по решению Минтруда)

Решение о переводе «альтернативщика» из одной организации в другую с обоснованием необходимости такого перевода принимается Рострудом по представлению органа исполнительной власти, которому подведомственна первая организация. Роструд доводит решение о переводе до органов исполнительной власти, которым подведомственны эти организации, а те, в свою очередь, доводят решение до данных организаций.

На основании решения работодатель издает приказ о переводе, расторгает с работником трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями. Еще он уведомляет организацию, в которую направляется для дальнейшего прохождения службы, о сроке прибытия, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, военный комиссариат по новому месту прохождения службы и Роструд о переводе гражданина на новое место альтернативной службы.

Гражданину под расписку выдается предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы (форма этого документа утверждена Приказом № 261). Он обязан прибыть в организацию, в которую переводится, в срок, указанный в предписании.

Оформление на работу в другую организацию осуществляется по установленной для приема на работу процедуре, описанной выше. Что касается оплаты труда таких работников, она производится в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда (ч. 2 ст. 20 Закона № 113 ФЗ).

Гарантии и ограничения для «альтернативщиков»

Работникам, проходящим альтернативную службу, работодатель предоставляет гарантии в соответствии с законодательством. При этом в ст. 20 Закона № 113 ФЗ отдельно отмечено, что такие граждане подлежат:

  • обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечению специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иному материальному обеспечению. Оно осуществляется организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством РФ для соответствующего вида работ.

Установлены и специальные гарантии, в частности, работодатель должен:

  • бесплатно обеспечить общежитием граждан, проходящих альтернативную службу вне территории, где они постоянно проживают (ч. 3 ст. 20 Закона № 113 ФЗ);
  • приобретать проездные документы для проезда на новое место службы при переводе в другую организацию (п. 47 Порядка);
  • предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время) (ч. 6 ст. 19 Закона № 113 ФЗ);
  • организовать за свой счет доставку гроба с телом гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной гражданской службы, к месту погребения в сопровождении представителя работодателя (ч. 4 ст. 23 Закона № 113 ФЗ).

Лица, проходящие альтернативную службу, имеют и другие льготы и гарантии. Так, в силу ст. 19 Закона № 113 ФЗ:

  • время прохождения такой службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности;
  • время прохождения такой службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях;
  • за таким лицом сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на эту службу. При этом гражданин не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • за гражданином, работавшим до направления на альтернативную службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения со службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии – на другую равноценную работу в той же или, с согласия работника, другой организации;
  • за гражданином, направленным на альтернативную службу в период его обучения в образовательной организации, при увольнении со службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на службу;
  • «альтернативщики» имеют право на охрану здоровья и медпомощь, которая оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения службы;
  • эти лица имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения службы, в связи с переводом на новое место службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной службы.

Отметим, что расходы, связанные с реализацией права на бесплатный проезд, а также расходы, связанные с доставкой к месту погребения гроба с телом (останками) гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной службы компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 05.10.2004 № 518.

При этом, в отличие от обычных сотрудников, для граждан, проходящих альтернативную службу, установлены некоторые ограничения. В силу п. 2 ст. 21 Закона № 113 ФЗ такие служащие не могут:

  • отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей;
  • занимать руководящие должности;
  • участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
  • совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
  • покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
  • прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
  • оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Особенности увольнения

Главной особенностью при увольнении является запрет на увольнение – как по собственному желанию «альтернативщика», так и по инициативе работодателя. Пунктом 56 Порядка и ст. 23 Закона № 113 ФЗ установлены специальные основания увольнения с альтернативной службы.

Решение о прекращении такой службы в связи с увольнением гражданина принимается должностным лицом на основании представления о прекращении альтернативной гражданской службы в связи с увольнением гражданина с нее и оформляется приказом. То есть работодатель направляет должностному лицу органа, которому подведомственна организация, в установленные сроки представление на работника с приложением предусмотренных в п. 59 Порядка документов. К основным документам, которые прилагаются к представлению во всех случаях увольнения, относятся:

  • служебная характеристика;
  • копия учетной карты;
  • копия трудовой книжки;
  • документы, подтверждающие периоды альтернативной службы, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов).

В зависимости от основания увольнения к этим документам следует приложить дополнительные (основания и сроки увольнения, сроки подачи представления и перечень дополнительных документов см. в таблице).

Срок направления представления на увольнение

Истечение срока службы

Не позднее чем за два месяца до истечения этого срока

Дата увольнения указывается в приказе должностного лица

Документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной службы

Признание работника негодным к альтернативной службе по медпоказаниям

Три дня с момента получения заключения военно-врачебной комиссии (ВВК)

Не позднее месяца со дня получения учреждением заключения ВВК

Заключение военно-врачебной комиссии

Избрание (назначение) работника в органы законодательной власти или депутатом

Со дня избрания (назначения) на соответствующую должность

Копия решения уполномоченного органа об избрании (назначении) гражданина в органы законодательной власти или копия извещения избирательной комиссии об избрании его депутатом

Вступление в законную силу приговора суда о назначении работнику наказания в виде лишения свободы

Три дня со дня получения уведомления суда

Со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда

Копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы

Три дня со дня подачи работником заявления о досрочном увольнении

Не позднее месяца со дня подачи заявления

Заявление гражданина о досрочном увольнении со службы, копии документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного увольнения

* Под досрочным увольнением с альтернативной службы понимается наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями, переходом на службу в другие органы и др.).

Итак, приказ должностного лица о прекращении альтернативной службы в связи с увольнением гражданина должен быть издан в двухнедельный срок со дня получения представления к увольнению. Приказ доводится до работодателя в порядке, установленном органом исполнительной власти. В соответствии с приказом в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

В течение трех рабочих дней работодатель обязан уведомить орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, о расторжении срочного трудового договора. В свою очередь, уведомленный орган исполнительной власти сообщает о расторжении данного договора с гражданином в Роструд.

Гражданин обязан в двухнедельный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат, направивший его на альтернативную службу, и сдать удостоверение и учетную карту.

Как видим, трудовая деятельность «альтернативщиков» имеет довольно много особенностей, прежде всего в части оснований увольнения, перевода и предоставления дополнительных гарантий. При этом работодатель обязан контролировать исполнение трудовых обязанностей такими работниками. Хотя уволить их по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом, не получится, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей граждане, проходящие альтернативную службу, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, они несут административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность по законодательству РФ – с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной службы (ст. 6, 22 Закона № 113 ФЗ).

А в случае уклонения гражданина от прохождения такой службы (что является составом уголовного преступления) работодатель должен направить соответствующие материалы руководителю следственного органа СК РФ по месту прохождения альтернативной службы.

[1] «Об утверждении формы отпускного билета гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и формы предписания на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы».

Прохождение альтернативной гражданской службы

Прохождение военной службы по призыву (срочной) является обязанностью граждан мужского пола Российской Федерации. Но для отдельной категории лиц, также предусмотрена и альтернативная гражданская служба (АГС) взамен военной. Что это такое, и кто может рассчитывать на АГС будет рассказано ниже.

Правовое регулирование

Правовые основы альтернативной службы заложены в двух нормативных актах.

  1. Конституция РФ. Статья 59 часть 3 Конституции РФ, принятой на всероссийском референдуме, говорит о том, что граждане нашей страны, имеют право отказаться от обязательной армейской службы, при определенных обстоятельствах установленных Законом.
  2. Федеральный закон об альтернативной гражданской службе. Этот нормативный акт дает понятие АГС, устанавливает детальный перечень граждан, кто имеет право отказаться от срочной службы в армии, и заменить ее АГС. Кроме этого в нем расписан детальный порядок прохождения АГС, основание ее назначения.

Исходя из данных нормативных актов, альтернативная гражданская служба, это обязательная повинность гражданина, на основании которой он должен осуществлять трудовую деятельность в пользу государства определенное время.

Проходит такая служба на основании норм Трудового кодекса РФ.

Кто имеет право на АГС?

На альтернативную гражданскую службу имеют право граждане, отвечающие следующим законодательным требованиям:

  • признанные специальными медицинскими комиссиями годными, или ограниченно годными к службе в вооруженных силах страны, то есть призывники;
  • имеющие морально-этические соображения (миротворческие, религиозные, философские, политические взгляды) противоречащие службе в вооруженных силах;
  • те граждане, которые являются представителями малочисленных и коренных народов, и проживают на административной территории РФ.

То есть такое право имеют фактически только две категории призывников.

Это исключительный перечень людей, что могут рассчитывать и попасть на альтернативную гражданскую повинность, другие рассчитывать на нее не могут.

Нужно запомнить, что порядок подачи документов, дающих право на замену военной обязательной повинности, четко регламентирован по срокам.

Порядок прохождения АГС

На сегодняшнее время действующими нормативно-правовыми актами установлен следующий порядок прохождения гражданской службы в России.

  1. Место, где будет осуществляться обязательная трудовая повинность, устанавливается Федеральной службой по труду и занятости, по представлению военного комиссара, направившего человека на АГС.
  2. По общим требованиям, такая трудовая деятельность должна осуществляться не в том регионе, откуда призван человек. Но в настоящее время осуществляемая государством политика в этом направлении, в связи с отсутствием общежитий, и других служебных жилых помещений, необходимых для заселения людей проходящих АГС, направлена то, чтобы такая служба осуществлялась по месту жительства призывника.
  3. Трудовая деятельность по АГС осуществляется на основании норм Трудового кодекса с некоторыми ограничениями. Те, кому произошла замена альтернативной повинности в вооруженных силах на АГС, не имеют право прекратить трудовые отношения (уволится) по собственной инициативе, принимать участие в забастовках, осуществлять другую трудовую деятельность (по совместительству).
  4. Сама работа должна осуществляться только на государственных предприятиях, учреждениях, организациях. Но такие люди не имеют право становиться государственными чинами, пока не отработают определенное время.
  5. Представители коренных народов, должны быть направлены на АГС только в те отрасли хозяйствования, работа в которых сходна с тем, что в своей повседневной жизни привыкли выполнять такие граждане (например, охота, лесничество, рыбалка).
  6. АГС, по своим срокам длится больше чем альтернативная служба в ВС РФ.
  7. Данная служба включается в трудовой стаж человека, то есть с получаемой заработной платы отчисляются.

Если документы, необходимые для прохождения АГС, будут поданы не своевременно, человек уже не получит право на такие работы, а будет призван на срочную армейскую повинность, без получения права на альтернативную гражданскую службу.

Уклонение от АГС

В связи с тем, что такая деятельность является обязательной для тех категорий лиц, которые не могут быть призваны в армию, уклонение от прохождения альтернативной службы имеет некоторые правовые последствия.

Рассмотрим, чем грозит уклонение от данных обязательных гражданских работ.

Если человек имеющий право на альтернативную гражданскую службу не является на комиссию (два раза), принимающую решение по освобождению его от армии, с соответствующей заменой на АГС, без уважительной причины (гражданин официально предупрежден о дате заседания), он теряет такое право.

То есть военный комиссар обязан направить его в вооруженные силы по срочному призыву.Также отменой АГС и направлением гражданина в армию, является уклонение от такой службы.

Под уклонением подразумевается неприбытие гражданина на предприятие, где он должен осуществлять трудовую деятельность. Либо прибытие на такие работы, заключение трудового договора, но систематическое отсутствие на рабочем месте, либо невыполнение возложенных трудовых обязанностей.

Факты уклонения должны быть обязательно зафиксированы военкоматской комиссией или администрацией предприятия, где человек должен осуществлять работу.

Необходимые документы

Для того чтобы подтвердить свое право на возможность альтернативной работы, призывник должен предоставить определенный (установленный законодательством) пакет документов, а именно:

  • соответствующее письменное заявление на имя военного комиссара того района, откуда он призывается на в армию;
  • копии паспорта, свидетельства о рождении, характеристики с места учебы, работы (если трудовая деятельность начата), диплом об окончании какого-либо учебного заведения, подтверждающего наличие специальности;
  • перечень свидетелей, что могут подтвердить комиссии вероисповедание, и другие морально-этические, философские убеждения, призывника не позволяющие ему проходить службу в вооруженных силах;
  • документы, подтверждающие принадлежность к малочисленным коренным народам.

Как было указано выше пакет таких бумаг должен быть передан в военный комиссариат в течении определенного срока, установленного законом об АГС.

Отказ военного комиссара или специально созданной комиссии военкомата в направлении человека на прохождение обязательных работ можно оспорить в судебном порядке.

Альтернативная гражданская трудовая деятельность подразумевает собой прохождение призывниками специальной трудовой повинности на государственных предприятиях Российской Федерации. Такое право предоставляется только двум категориям граждан. Это те, кто относится к малочисленным коренным народам, проживающим на территории РФ, и граждане, имеющие морально-этические принципы, противоречащие службе в вооруженных силах.

Общие сведения об альтернативной гражданской службе

Людям призывного возраста, кроме прохождения военной службы в Армии, предоставляется альтернативная гражданская служба (АГС). Она представляет собой вид деятельности, направленный во благо общества или государства, как аналог армейской повинности.

Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

Это направление регулируется основным законом России. Житель нашего государства в возрасте от 18 до 27 лет имеет право на прохождение альтернативной службы вместо того, чтобы имела место военная служба, если он:

  1. Имеет убеждения философского или морального плана, которые категорически противоречат несению долга непосредственно в воинской части с оружием.
  2. Имеет вероисповедание, не позволяющее ему проходить службу в армии.
  3. Представитель коренного малочисленного народа с ведением традиционного хозяйства и промыслов и др.

Первые два пункта требуют определенных пояснений.

Поскольку в Конституции и законе об альтернативной гражданской службе нет конкретного пояснения, какие именно убеждения дают право на ее прохождение, то принято считать, что это могут быть любые определенные убеждения правового, морального или этического плана, которые имеют четкую, логически понятную взаимосвязь.

Касательно веры гражданина, которая способствует прохождению невоенной службы, ее исповедание запрещает человеку или брать в руки оружие, или участвовать в военных объединениях и организациях, несмотря на их статус.

Альтернативная служба: кто не направляется?

Согласно закону «О воинской обязанности и службе» альтернативный вариант не проходят следующие категории граждан:

  1. Имеющие законные основания для освобождения или отсрочки от призыва в Вооруженные силы.
  2. Не подлежащие призыву для исполнения воинской обязанности.

В частности, если призывник признан негодным или частично годным для прохождения службы в армии, он не направляется к исполнению обязанностей в качестве участника альтернативного варианта, поскольку АГС — альтернатива для тех, кто признан пригодным для армейской мобилизации.

Граждане призывного возраста, имеющие отсрочку, срок действия которой истекает после окончания очередного призывного периода, и в случае досрочного прекращения деятельности таковой, имеют право на подачу заявления по прохождению АГС в десятидневный срок с момента окончания оснований для призывной отсрочки.

Основные критерии и срок альтернативной гражданской службы

Для возможности отдачи долга перед страной на альтернативной основе необходимо личное заявление от призывника на замену военной повинности на АГС. Образец заявления и его регистрация производятся в военном комиссариате по месту жительства. Кроме того, пакет документов необходимо пополнить биографией, характеристикой с места работы или учебы, другими документами, которые могут подтвердить желание призывника, или определенное направление на прохождение альтернативной службы в армии.

Сроки подачи заявления регламентированы законом и составляют полгода, как минимум, до призыва в Вооруженные силы. То есть до осеннего призыва, 1 апреля текущего года, и до весеннего, 1 октября прошлого года. Возможны случаи пересмотра своих убеждений касательно воинской повинности и в сроки, не входящие в предусмотренный временной режим. Такая версия событий от момента подачи заявления до вердикта призывной комиссии имеет право на существование, но правомерность и актуальность перемены решения перехода с воинской на альтернативную службу придется доказывать в судебном порядке.

На протяжении месяца до истечения срока подачи заявления, заявителя вызывают на заседание комиссии при военном комиссариате, и в его присутствии происходит рассмотрение документа.

Взяв за основу заявление призывника, выслушав лиц, представляющих доказательства и интересы гражданина, а также изучив приложенные документы и прочие материалы, призывная комиссия принимает решение о назначении человеку прохождения альтернативной гражданской службы в установленном порядке или же выносит обоснованный отказ в предоставлении таковой замены.

Отказ от замены военной службы на альтернативный аналог (альтернативная служба) считается обоснованным в таких случаях, как:

  1. Нарушение сроков подачи заявления или неправильный порядок при оформлении процедуры.
  2. Противоречивость и несоответствие представленных документов, показаний с реальными убеждениями заявителя.
  3. Неправдивые и вводящие в обман факты, умышленно предоставленные сведения.
  4. Неявка на заседание комиссии без уважительной причины два или более раз.
  5. Факты наличия уклонения АГС до настоящего времени.

В случае позитивного решения замены традиционной службы на альтернативный вариант гражданину вручается повестка на медицинский осмотр и следующее заседание призывной комиссии по решению направления на АГС.

При принятии отказа от замены, призывник на общих основаниях проходит мобилизацию в ряды Вооруженных сил. Решение комиссии гражданин может обжаловать в установленные сроки и в соответствующем порядке.

Непосредственно к месту прохождения службы без оружия призванный гражданин направляется военным комиссаром. На месте прохождения своей гражданской обязанности с человеком заключается трудовой договор, и далее взаимоотношения регулируются на основании Трудового кодекса Российской Федерации, закона об альтернативной гражданской службе и других соответствующих документов.

Как правило, альтернативная воинская обязанность исполняется за территорией региона, в котором призывник проживает постоянно.

Случаются и исключения, если нет возможности организовать прохождение АГС за территорией постоянного проживания субъекта, возможно исполнение долга в организациях, находящихся в месте ПМЖ гражданина.

На данный момент срок альтернативной гражданской службы составляет 1 год и 9 месяцев, включая 2 отпуска, для граждан, проходящих АГС после 1.01.08, а для альтернативщиков, которые входят в рабочий персонал воинских частей или формирований, этот срок предусматривает отрезок времени в 1,6 года.

Перечень профессий и должностей в рамках АГС

Профессии и должности, включенные в перечень АГС, устанавливаются порядком, определенным Правительством РФ. К ним относятся следующие категории и специальности:

  1. Работники-инструментальщики, имеющие определенную квалификацию.
  2. Профессионалы и специалисты.
  3. Технический персонал.
  4. Специальности, не требующие квалификации.
  5. Сотрудники сферы быта, торговли, сельского и лесного хозяйства.

Список организаций, находящихся в ведомственном подчинении:

  1. Исполнительная власть по регионам.
  2. Минюст и Министерство природных ресурсов.
  3. Росагентства по боеприпасам и вооружению.
  4. Минобороны и Министерство труда.

Разделение предприятий для прохождения АГС по отраслям:

  1. Медицинские заведения и психологические диспансеры.
  2. Дома для престарелых и людей с ограниченными возможностями.
  3. Режимные объекты по охране и конвоированию заключенных.
  4. Отрасли строительства, культуры, образования.
  5. Военные учреждения и предприятия связи.
  6. Сельскохозяйственные и транспортные организации.
  7. Заготовительные компании и предприятия военной промышленности без определенной направленности.

Прохождение альтернативной гражданской службы является необходимым и приемлемым вариантом для граждан, которые по каким-либо объективным причинам не могут отдать долг Родине в воинской части, но, тем не менее, хотят быть полезными обществу и государству.

Определенными недостатками альтернативной службы являются такие факторы, как низкая заработная плата, которая определена на уровне прожиточного минимума. Тем не менее, несмотря на более длительный срок ее прохождения, при выполнении альтернативной повинности, имеется возможность совмещать работу с учебой. Кроме того, помощь предоставляется обычно необеспеченным слоям населения, что само по себе является положительным поступком, направленным на благие дела.

Итак, теперь вы знаете, что такое альтернативная гражданская служба и кому можно ее пройти.

Статья написана по материалам сайтов: hr-portal.ru, sprosi-urista.ru, oprizive.ru.

»

Это интересно:  Диспозитивный метод правового регулирования
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector