Виды аукционов по 44 фз

В рамках 44-ФЗ проводится несколько конкурентных видов торгов: электронный аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Чем они отличаются друг от друга, когда и как проводятся?

У каждого вида государственных торгов есть своя специфика, которая раскрывается при подаче заявки, общении с заказчиком, определении победителя и т.д. Вид тендера, который выбирает заказчик, указывается в извещении о закупке, публикуемом в Единой информационной системе (ЕИС).

Конкурс и электронный аукцион

Большинство тендеров по 44-ФЗ проводятся в виде открытых конкурсов и электронных аукционов. Они не имеют ограничения по цене, в отличие от запроса котировок, позволяют участвовать большому числу потенциальных поставщиков.

Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 года 471-р утвержден перечень товаров, работ и услуг, по которым закупки заказчик должен осуществлять с помощью электронных аукционов. По всем остальным случаям могут проводиться конкурсы, которые бывают открытыми, закрытыми, с ограниченным участием или двухэтапными.

Конкурс – это более сложный и длительный вид торгов. Основное отличие конкурса от аукциона заключается в том, что его победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Здесь учитывается множество критериев оценки поставщика, таких как опыт, качество выполнения работы, квалификация и т.д. В электронном аукционе только один критерий оценки – цена контракта. И победителем признается участник, который предложил лучшую цену. Поэтому это самый простой и самый распространенный вид государственных торгов.

Кроме того, в отличии от конкурса, электронный аукцион проводится в электронной форме, взаимодействие участника и заказчика идет дистанционно, через электронную торговую площадку (ЭТП).

Есть еще несколько отличий в процедурах этих двух видов тендеров. Проведение конкурса занимает больше времени, чем проведение электронного аукциона. Например, открытый конкурс продолжается в среднем от одного до полутора месяцев.

И обеспечение заявки для конкурса может предоставляться в виде банковской гарантии или путем внесения денежных средств. В случае электронного аукциона обеспечение заявки осуществляется только с помощью денежных средств.

Требования к обеспечению контракта одинаковые как в случае конкурса, так и в случае электронного аукциона: это банковская гарантия или денежные средства, внесенные на счет заказчика. На выполнение процедуры обеспечения отводится до 5 рабочих дней после получения контракта от заказчика. Контракт заключается в срок от десяти дней до двадцати дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола.

Конкурс признается несостоявшимся, если на него не подано ни одной заявки. Если подана одна заявка, которая соответствует всем требованиям, то конкурс также признается несостоявшимся, и заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.

Запрос котировок

Главные преимущества этого вида торгов – простая форма заявки на участие и короткие сроки проведения. Также немаловажным плюсом является то, что не требуется финансовое обеспечение заявки и исполнения контракта.

Извещение о проведении запроса котировок публикуется заказчиком в ЕИС не менее чем за четыре рабочих дня при НМЦК до 250 тысяч рублей или за семь рабочих дней, когда НМЦК от 250 до 500 тысяч рублей. Заказчик может внести изменения в котировочную документацию, но не позднее чем за два дня до завершения приема заявок.

Участник торгов может сделать только одну заявку, которая подается в письменной форме в запечатанном конверте или электронным способом через ЕИС.

Контракт с победителем запроса котировок заключается не ранее семи дней со дня публикации протокола и не позднее двадцати дней. Если подана только одна заявка, торги признаются несостоявшимся, и контракт подписывается с единственным участником.

Запрос котировок таблица сроков

Сроки

Публикация извещения За 4 рабочих дня до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 250 тысяч рублей) или за 7 рабочих дней до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 500 тысяч рублей) Внесение корректировок в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания сроков подачи заявок Публикация откорректированного извещения В течение одного рабочего дня со дня внесения корректировок Продление сроков подачи заявок на 4 рабочих дня до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 250 тысяч рублей) или на 7 рабочих дней до даты окончания сроков подачи заявок (при стоимости контракта до 500 тысяч рублей) Отзыв заявки на участие До окончания сроков подачи заявок Подтверждение получения котировочной заявки на участие Заказчиком По требованию участника Рассмотрение поступивших заявок В день вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным предложениям Публикация протокола рассмотрения поступивших заявок В день утверждения протокола Отправка проекта контракта победившему участнику Не позднее двух рабочих дней с момента утверждения итогового протокола Подписание контракта Не ранее 7 дней с момента публикации протокола в ЕИС, но не позднее 20 дней с момента его утверждения Разъяснение результатов рассмотрения заявки Заказчиком по запросу участника запроса В течение двух рабочих дней с момента поступления запроса
Это интересно:  Спо мониторинг 2024 личный кабинет

Запрос предложений

Запрос предложений – это способ проведения торгов, при котором заказчик направляет письменный запрос потенциальным поставщикам, который содержит все необходимые требования к товару и критерии определения победителя. Контракт заключается с поставщиком, предложившим лучшие условия.

Запрос предложений проводится только в определённых случаях, установленных 44-ФЗ. Основная часть таких случаев – это, например, когда заказчик в одностороннем порядке расторгнул договор, и ему в срочно порядке нужно найти нового поставщика, который будет «доделывать» этот контракт. Также данный вид торгов проводится, если аукцион или конкурс признан несостоявшимся, т.к. никто не подал заявки. Запрос предложений зачастую практикуется в ситуациях, когда осуществляется поставка лекарств, необходимых пациенту по решению врачебной комиссии и др.

Изюминка запроса предложений в том, что прием заявок на участие проводится в очень короткий срок – в течение 5 дней после того, как заказчик разместил в ЕИС извещение о закупке.

Конверты с поданными заявками вскрываются заказчиком в последний день приема заявок. Затем в течение одного дня в ЕИС публикуется выписка из протокола с лучшим условием выполнения контракта и списком отклоненных заявок. Далее у поставщиков есть один рабочий день для улучшения своих первоначальных предложений.

В тот же день заказчик проводит оценку заявок, публикует итоговый протокол и объявляет победителя. Контракт подписывается в срок от семи до двадцати дней с момента объявления победителя.

Если подана только одна заявка, то запрос предложений считается несостоявшимся. Также он может быть признан несостоявшимся, если среди всех заявок только одна соответствует требованиям. В такой ситуации заказчик проводит другой вид торгов – закупку у единственного поставщика. На это необходимо получить согласование Федеральной антимонопольной службы.

Аукционы

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. (Ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Аукционы:

  • аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион)
  • закрытый аукцион

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. (Ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. (Ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Закрытый аукцион

Под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем такого аукциона признается участник закрытого аукциона, предложивший наиболее низкую цену контракта. (Ч. 1 ст. 86 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Все способы закупок товаров.
Чем отличается аукцион от конкурса?
Способы закупок для 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.

В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.

Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.

Неконкурентные — не подразумевают выбор поставщика.

Все способы закупок товаров в Российской Федерации

Конкурентные Неконкурентные Торги Без проведения торгов Конкурс Аукцион
  • Закупки у единственного поставщика
  • Мелкие закупки
  • Упрощенные закупки
Чем отличается конкурс от аукциона?
Чем отличается аукцион от редукциона?

Разновидности конкурентных процедур

Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:

  • открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
  • одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
  • без предварительного отбора, с предварительным отбором
  • без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
  • однокритериальные, многокритериальные
  • без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
  • в электронной, не в электронной форме
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам

Конкурентные закупки

Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:

  • путем проведения торгов,
  • без проведения торгов.

Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.

Это интересно:  Смена полисов обязательного медицинского страхования

Неторговые закупки — менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.

Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.

Чем отличается конкурс от аукциона?

Начнем с краткого описания этих торговых процедур.

Аукцион — способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Конкурс (открытый конкурс) — способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.

Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса — совокупность характеристик, включая цену. Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания — это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.

Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ «выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия». Таким образом, в случае проведения аукциона — победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса — победителя определяет конкурсная коммисия, назначенная организатором торгов.

Третье различие — конфиденциальность. Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности. Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.

Последнее значимое различие — финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.

Чем отличается аукцион от редукциона?

Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку «наиболее высокую цену», описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар. Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» — денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.

Аукцион с понижением начальной цены — редукцион

В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены. Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены. Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.

В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.

Подробнее о конкурсе

Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Конкурентные закупки без проведения торгов

Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок. Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем. Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.

Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен

Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе» (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:

  • НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
  • годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.
Это интересно:  Экспертиза временной нетрудоспособности приказ 624н

Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена — единственный критерий отбора поставщика. С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.

Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.

Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Изучаем способы проведения закупок по 44-ФЗ

Кто может стать участником

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2024 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2024 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион. Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе». Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным. Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств. Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.

Статья написана по материалам сайтов: www.xn—44-ydd8d.xn--p1ai, szudc.ru, gosuchetnik.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector