Какие отношения регулируются предпринимательским правом

Предмет предпринимательского права

Предпринимательское право — отрасль российского права. Представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения, урегулированнные нормами предпринимательского права.

Методы правового регулирования

Метод — это способ воздействия на общественные отношения.

В предпринимательском праве закреплены два возможных способа воздействия:

  • гражданско-правовой (основан на равенстве сторон, на экономических инструменатх регулирования)
  • административно-правовой (исходит из нервного положения сторон — из отношений власти и подчинения)

Используются следующие методы:

  • Метод автономных решений — метод согласования. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
  • В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
  • Метод рекомендаций. При его применении одна сторона правового отношения даёт рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.
  • Метод запретов. Используется, когда устанавливаются запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.

Основы предпринимательской деятельности

В любой экономической системе производство товаров и услуг осуществляется множеством предприятий. Однако только в рыночной экономике предприятие (фирма) выступает как самостоятельно независимо действующий субъект.

Предпринимательская деятельность может быть определена как деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя.

Предпринимательская деятельность — это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Из понятия «предпринимательская деятельность» вытекают следующие особенности:

  • самостоятельная деятельность дееспособных граждан;
  • инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей;
  • рисковой характер предпринимательства;
  • продолжительный процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли;
  • законная деятельность, осуществляемая как физическими, так и юридическими лицами, с целью производства товаров, их реализацией другим субъектам рынка, выполнения работ и оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели). Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином — индивидуальным предпринимателем, прошедшим государственную регистрацию.

Цели и интересы конкретного предпринимателя могут быть самыми разными:

  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т.д.

Однако в микроэкономике принято полагать основным мотивом предпринимательской деятельности получение максимальной прибыли (подобно тому, как при анализе потребительского поведения мы исходили из стремления последнего к максимизации удовлетворения (полезности) от потребления доступных ему благ).

Среди наиболее серьезных аргументов в пользу максимизации прибыли как основной цели бизнеса можно выделить следующие:

  • Прибыль является универсальным показателем результативности бизнеса и лишь очень немногие фирмы могут позволить себе роскошь предпринимать действия, ведущие к снижению прибыли. В большинстве случаев влияние других целей на поведение фирмы относительно невелико.
  • Жесткая конкурентная борьба, при которой выживают лишь наиболее эффективные предприятия, также заставляет фирмы стремиться к максимизации своих прибылей.
  • Допущение о максимизации прибыли позволяет успешно объяснять и прогнозировать поведение отдельных фирм, а также динамику используемых ими цен и объемов производства.

Выбор формы организации предпринимательской деятельности

Организационно-правовая форма

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Принципы предпринимательского права

Предпринимательская деятельность Российского государства осуществляется в соответствии с принципами закрепленными Конституцией РФ и статьей 1 Гражданского кодекса РФ.

Вместе с тем правовое регулирование предпринимательских отношений строится на основе других принципов, а именно:

  • свобода предпринимательской деятельности
  • юридическое равенство различных форм собственности
  • свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности
  • законность в предпрнимательской деятельности.
  • государственное регулирование пд.

Статья 1. ГК РФ Основные начала гражданского законодательства

  1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
  2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  3. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
    Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина

Изучение предпринимательского права как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности как комплекса имущественных отношений: ее субъектами, объектами, основаниям возникновения, осуществлению прав; договорным обязательствам в предпринимательской деятельности; защите прав и др., а также в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, возникающих в деятельности предпринимателей.

Предпринимательское право как учебная дисциплина отражает основные аспекты правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей.

Понятие законодательства о предпринимательской деятельности

Законодательство о предпринимательской деятельности — это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы регулирования предпринимательской деятельности. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники предпринимательского права подразделяются на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты государственных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права

Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции РФ.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы президента и постановления правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами президента и постановлениями правительства Российской Федерации.

Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) и письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применение нормативных актов. Постановления и решения судебных органов получили название «судебная практика».

Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что его нормы не противоречат актам более высокого уровня и последние не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Обычаи делового оборота применяются в области предпринимательской деятельности. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области (предпринимательской деятельности) правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Не подлежат применению лишь такие обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для предпринимателей положениям законодательства или договору.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие, как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.

Регулирование предпринимательских отношений

Информация — Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету Юриспруденция, право, государство

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1. Концепции регулирования предпринимательских отношений

2. История становления предпринимательского права

3. Соотношение программы курсов

4. Субъекты предпринимательского права

1. Концепции регулирования предпринимательских отношений

В настоящее время предпринимательское право представляет собой юридическую дисциплину, предусмотренную государственным образовательным стандартом. Оно изучается студентами на старших курсах после изучения таких дисциплин, как административное право, финансовое право, гражданское право и пр.

Легальное начало для современного российского предпринимательства было положено в 1991 г. со вступлением в силу Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Конституция России, принятая в 1993 г., содержит необходимые критерии, в соответствии с которыми надлежит осуществлять правовое регулирование экономической и в том числе, предпринимательской деятельности. Конституция дает правовую основу для экономики российского государства.

Можно тем не менее сказать, что практически в каждой отрасли отечественного права содержатся нормы, так или иначе связанные с экономической политикой государства. Однако подавляющее большинство норм, определяющих эту политику, сосредоточено в двух отраслях российского права — в административном и гражданском.

Административное право регулирует управленческие отношения на началах власти и подчинения, поэтому говорят, что такие отношения строятся «по вертикали». Гражданское право регулирует имущественные отношения стоимостного характера на началах равенства, и такие отношения строятся «по горизонтали».

Следовательно, каждая из этих двух отраслей права регулирует хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, но регулирует ее лишь в определенной области и при помощи определенного метода.

Возникает вопрос: нужно ли впредь сохранять такое распределение юридических норм или целесообразнее объединить их в новую единую отрасль права?

Дискуссия о разграничении отраслей права традиционна не только для современной юриспруденции, но и для науки советского периода.

На сегодняшний день представлены две основные концепции регулирования предпринимательских отношений.

1. Монистическая концепция.

Предпринимательское (или хозяйственное) право — это самостоятельная отрасль права.

2. Дуалистическая концепция.

«Горизонтальные» отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом, а «вертикальные» отношения предпринимателей с органами государственной власти — административным правом.

В дальнейшем мы будем говорить о предпринимательском и хозяйственном праве как о синонимах, поскольку многие современные программы курса, а также учебные пособия подготовлены с учетом того, что предпринимательское право является измененной концепцией сложившегося в советский период хозяйственного права (проф. Мартемьянов, проф. Дойников, акад. Лаптев), хотя и не разделяем этой позиции.

2. История становления предпринимательского права

Концепция хозяйственного (предпринимательского) права не является новой. Она появилась еще в начале ХХ в. за рубежом. Затем данная концепция была воспринята советскими учеными-юристами. К примеру, Гойбарх полагал, что гражданское право — всегда и везде есть частное право, существующее как противоположность праву публичному. Если граница между публичным и частным правом исчезает, то перестает существовать и гражданское право. Ему на смену приходит право хозяйственное.

В 20-е годы появляется теория двухсекторного права: гражданского — для частных лиц и хозяйственного — для социалистических организаций. В начале 30-х годов формируется концепция единого хозяйственного права, и гражданское право на некоторое время упраздняется как наука и учебная дисциплина.

В 50-е годы дискуссия о концепции хозяйственного права возобновляется. Во время новой кодификации советского законодательства высказываются предложения принять хозяйственный кодекс.

В 90-е годы в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы — к другой. Поэтому прежняя концепция потребовала изменений. Сейчас основоположником новой школы предпринимательского (хозяйственного) права считается проф. Мартемьянов. Существуют также предложения о принятии предпринимательского кодекса.

Такова вкратце монистическая концепция единого предпринимательского (или хозяйственного) права. Однако против нее можно привести следующие доводы.

Во-первых, легальное определение предпринимательской деятельности, а также основные принципы правового положения предпринимателей закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Во-вторых, за пределами Гражданского кодекса находится большое число нормативных актов, специально направленных на регулирование имущественных отношений между предпринимателями или с их участием. Однако это обстоятельство само по себе не доказывает образование наряду с гражданским правом самостоятельной отрасли предпринимательского права.

Кодекс и отрасль права — это не одно и то же. Допустимо существование отраслей права, которые вообще не имеют своего кодекса. Например, в советское время многие союзные республики не имели собственных административных кодексов, но тот факт, ч

Отношения, регулируемые предпринимательским правом возникают

Выберете определение понятия «предпринимательское право»

а) совокупность норм права регулирующих предпринимательскую деятельность.

б) имущественные и неимущественные отношения, регулируемые нормами предпринимательского права.

в) возникают между предпринимателем и гражданами, нанявшимися на работу с условием соблюдения правил трудового распорядка

Отношения, регулируемые предпринимательским правом возникают

а) между предпринимателем и гражданам по розничной продаже товаров

б) между предпринимателями по поставкам товаров

в) между предпринимателем и государством

3. Юридическое лицо — это:

а) организация, обладающая указанными в законе признаками;

б) наименование организации;

в) юрисконсульт организации.

4. Обязательным признаком юридического лица является:

б) государственная регистрация;

в) выступление в гражданском обороте от своего имени.

5.Односторонней сделкой считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно:

а)выражение воли одной стороны и предварительное согласие другой стороны;

б)выражение воли одной стороны;

в)выражение воли одной стороны при условии, что вторая сторона впоследствии одобрила её;

г)согласие двух сторон.

6.К односторонним сделкам относится:

а)обязательство по страхованию;

б)обязательство по поручению;

в)обязательство по хранению;

г)отказ от наследства.

7.Двусторонней сделкой считается сделка, для совершения которой необходимо:

а)выражение воли одной стороны и предварительное согласие другой стороны;

б)выражение согласованной воли двух сторон;

в)выражение воли одной стороны в интересах другой стороны;

г)выражение воли третьей стороны для совершения сделки между двумя другими сторонами.

8.К двусторонним сделкам относится:

г)публичное объявление конкурса на лучшее исполнение песни.

9. Занятыми считаются граждане:

а) осуществляющие предпринимательскую деятельность;

б) заключившие договор комиссии (комиссионеры);

в) проходящие альтернативную гражданскую службу;

г) проходящие обучение в 10 классе очного общеобразовательного учреждения;

д) имеющие акции ОАО «Нефть»;

е) временно нетрудоспособные;

ж) являющиеся членами потребительского кооператива;

з) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

и) осужденные к исправительным работам без лишения свободы.

10. Безработными признаются:

а) трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка;

б) граждане, признанные инвалидами;

в) граждане, не достигшие 16-летнего возраста;

г) граждане, достигшие возраста пятнадцать лет;

д) женщины, достигшие пятидесяти лет, мужчины – шестидесяти лет;

е) граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости;

ж) граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска пододящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней;

з) граждане, отказавшиеся в течение десяти дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы.

11. Работа может считаться подходящей, если:

а) предлагаемый заработок не ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

б) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ;

в) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в РФ.

12. Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства:

а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

б) справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке;

г) трудовую книжку;

д) документ об образовании

13. Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в:

а) вышестоящий орган службы занятости, а после в суд;

в) вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.

14. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать:

а) шесть месяцев подряд в течение 18 календарных месяцев;

б) шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев;

в) двенадцать месяцев подряд в течение 18 календарных месяцев;

г) шесть месяцев в суммарном исчислении в течение десяти календарных месяцев;

15. Размеры минимальной и максимальной величины пособия по безработице определяются:

а) законом о занятости населения в Российской Федерации;

б) постановлением Правительства РФ;

в) постановлением Минздравсоцразвития РФ.

16. Сохраняет ли гражданин статус безработного при прохождении профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии:

в) по усмотрению органа занятости

17. Максимальная удаленность мест подходящей работы от места жительства безработного определяется с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности:

а) органами местного самоуправления;

б) органами службы занятости;

в) объединением работодателей;

г) территориальным соглашением.

18. Обладает ли гражданин, имеющий направление органов службы занятости, преимущественным правом на поступление на работу по сравнению с гражданином, непосредственно обратившимся к работодателю по поводу приема на работу:

19. Государственное управление в широком понимании осуществляют:

а) государственные органы;

б) государственные органы и органы местного самоуправления;

в) государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения.

20. Административное право представляет собой совокупность:

а) нормативных правовых актов;

б) общественных отношений;

в) правовых норм.

21. Перечислите суды, входящие в систему арбитражных судов РФ:

а) арбитражный суд округа

б) арбитражный суд субъекта

в) Высший арбитражный суд РФ

г) Арбитражный суд города

22. Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела.

а) гражданские, уголовные и административные дела с участием физических лиц

б) конституционные дела

в) уголовные дела

г) экономические споры между юридическими лицами

23. Исковое заявление подается в суд в_____________форме.

г) нотариально удостоверенной

24. В трудовую книжку заносятся сведения:

а) о приеме на работу и выполняемой трудовой функции;

б) перемещении работника на другое рабочее место;

в) периодах временной нетрудоспособности;

г) о семейном положении;

д) о наличии иждивенцев;

е) о временных переводах на другую работу продолжительностью до одного года

25. Испытание при приеме на работу не устанавливается для:

а) лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством;

б) женщин, имеющих детей в возрасте трех лет;

в) лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста;

г) лиц, окончивших общеобразовательные учреждения и впервые поступающих на работу;

д) лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;

е) лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;

ж) лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;

з) безработных граждан, направленных службой занятости на общественные работы;

и) безработных граждан, направленных службой занятости к работодателю.

26 . Какое понятие является более емким (широким):

а) изменение определенных сторонами условий трудового договора;

б) перевод на другую работу.

27. Переводом на другую работу является:

а) изменение повременной системы оплаты труда на сдельную систему оплаты труда;

б) отмена режима неполного рабочего времени и перевод работника на режим нормального рабочего времени;

в) поручение экономисту по труду выполнение обязанностей экономиста по договорной и претензионной работе;

г) изменение наименования должности;

д) перемещение цеха, где трудится работник, из г. Москвы на территорию Химкинского района Московской области;

е) понижение установленного в трудовом договоре размера должностного оклада в следующей ситуации: в трудовом договоре оклад установлен в размере 5000 рублей; по штатному расписанию по данной должности оклад может быть установлен в пределах от 4000 рублей до 7000 рублей; приказом директора работнику понизили должностной оклад до 4800 рублей в связи с получением прибыли меньше, чем планировалось).

28. Каков максимальный срок временного перевода работника на другую работу по соглашению сторон:

б) до одного года;

в) до полутора лет;

г) срок не ограничен?

29. Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до шести месяцев, отказывается от перевода, то работодатель….

30. Работодатель не допускает работника до работы, если он:

а) выпускает бракованную продукцию;

б) причинил ущерб имуществу работодателя;

в) не сдал экзамен по технике безопасности;

г) опоздал на работу на 4 часа;

д) появился на работе в болезненном состоянии – кашляет, чихает, имеет высокую температуру;

е) отказался поехать на курсы повышения квалификации.

Предпринимательское право. Шпаргалки

1. Предмет предпринимательского права

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль права, состоит из правовых норм. Для осуществления предпринимательства необходимо создать предпринимательскую структуру (хозяйственное товарищество, общество и т. п.), наделить ее уставным капиталом, приобрести или построить производственное помещение, закупить оборудование и нанять рабочую силу.

Лица, участвующие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, постоянно вступают между собой в общественные отношения, регулируемые нормами гражданского и иного законодательства о предпринимательстве. Эти отношения можно назвать имущественными, поскольку лица, участвующие в них имеют цель извлечения прибыли. Они составляют первую (и центральную) группу в предмете предпринимательского права.

Предпринимательские отношения тесно связаны с деятельностью организационно-имущественного характера по созданию и прекращению функционирования предприятий, управлению собственностью. В такую деятельность включается на базе собственного имущества государство, создающее свои предприятия и устанавливающее для них определенный режим хозяйствования, а также республики, входящие в Российскую Федерацию. В аналогичных отношениях принимают участие и регионы (области, края, города, районы во главе с местной администрацией), управляющие собственностью и организующие деятельность соответствующих предпринимательских структур.

Некоммерческий характер носит деятельность бюджетных учреждений, потребительских обществ, благотворительных фондов и других организаций, вступающих в предпринимательские правоотношения для решения своих уставных задач. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, а потому тоже охватываются предпринимательским правом и составляют вторую группу предмета предпринимательского права.

Государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Эти отношения составляют третью группу в предмете предпринимательского права.

2. Государственное регулирование правоотношений

Многосторонняя деятельность товаропроизводителей проходит при государственном регулировании. В процессе организации, осуществления производства, на последующих стадиях обмена и производственного потребления применяются нормы гражданского (и не только гражданского) права, которые не могут быть применены к частным, личным отношениям. Эта совокупность норм права представляет собой особую отрасль, часть гражданского права, которая и получила название предпринимательское право.

Принадлежность правоотношений к предпринимательским определяется профессиональной деятельностью субъектов по производству товаров (работ, услуг) для рынка.

Специфика данных отношений определяет необходимость единого регулирования:

• легитимизации предпринимательской деятельности с помощью регистрации;

• оформления ее в форме организации юридического лица;

• разрешения отдельных видов деятельности;

• установления порядка и правил выхода на рынок с товарами.

Обеспечить такое единство регулирования в состоянии только предпринимательское право, имеющее инструментарий воздействия как на производство, так и на все иные связанные с ним процессы.

Предпринимательское право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность.

Большое развитие сегодня получило государственное руководство на основе договора. Однако отношения, складывающиеся в результате принятия плановых актов, утверждения заказов для государственных нужд, осуществления контрольных функций собственников, установления государством норм и нормативов, составляют значительную часть регулирования. Появились и новые элементы в осуществлении государственного воздействия на экономику, среди которых налоги, антимонопольный контроль и др.

3. Принципы предпринимательского права

Принципы предпринимательского права обеспечивают целенаправленное регулирование предпринимательства на всех уровнях (в республиках, регионах, звеньях и подразделениях народного хозяйства).

К основным принципам предпринимательского права относятся:

1. Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в предпринимательстве. Законодательство рынка предполагает максимальную свободу для труда субъектов предпринимательства. Никому не могут быть навязаны решения свыше или извне, кроме минимума правил предпринимательства, устанавливающих заинтересованность в развитии производства. Защита экономических интересов субъектов предпринимательства и поощрение предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Самостоятельность субъектов предпринимательства и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав.

2. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов. Эти методы основываются на применении мер заинтересованности трудовых коллективов и отдельных лиц к наращиванию объемов производства. К их числу относятся единые налоговые нормы, но не избирательные нормативы.

Важным экономическим рычагом являются цены, которые целенаправленно стимулируют производство. Кроме того, используются целевые ассигнования, дотации, субсидии.

3. Принцип конкуренции и защиты от монополизма. Происходит стимулирование конкурентоспособных и устранение плохо работающих предприятий, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимые товары подлежат реорганизации или ликвидации.

4. Принцип законности. Предприниматели могут осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Предприятие не может считаться нарушителем законов, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества, не противореча законодательству и не нарушая прав других лиц.

4. Субъекты предпринимательского права

В соответствии с российским законодательством, предприниматель – это субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на условии собственной имущественной ответственности.

Основные характеристики предпринимателя:

• обладает самостоятельностью (он собственник или действует по поручению собственника);

• целью деятельности является получение прибыли или дохода;

• выполняет следующие функции: творческую, ресурсную, организационную.

Субъектами предпринимательского права являются предприниматели, предпринимательские организации и их подразделения. Они выступают как носители особых прав и обязанностей. В предпринимательских правоотношениях участвует не государство как субъект права, а государственные предприятия, другие хозяйственные органы и их подразделения. Государство руководит их деятельностью путем издания нормативных правовых актов, составляющих юридическую основу предпринимательских правоотношений.

Субъект предпринимательского права, осуществляя производственную деятельность и руководя ею, участвуя в отношениях, сочетающих планово-организационные и имущественные элементы, должен:

• представлять определенную организацию;

• обладать определенным имуществом;

• иметь специальные права и обязанности;

• отвечать за результаты своей деятельности;

• иметь возможность обращаться за защитой нарушенных прав и экономических интересов.

Определяющим при классификации субъектов предпринимательского права является характер выполняемых ими функций. Различают субъекты, выполняющие предпринимательскую деятельность, руководящие ею и сочетающие функции руководства и осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с этим выделяются такие субъекты предпринимательского права, как предприятия, органы хозяйственного руководства. Все они составляют единую систему и объединяются в одну группу – предпринимательские органы. Другую группу субъектов предпринимательского права составляют подразделения предпринимательских органов.

5. Предпринимательское право и смежные отрасли права

Сфера предпринимательского права – это воспроизводственные отношения в экономике. Однако не все они регулируются предпринимательским правом.

К предмету административного права относится исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения существуют там, где есть органы управления и отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностных лиц. В предпринимательских отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица как субъекты права в предпринимательстве не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы от имени государства.

Предмет трудового права заключается в воздействии на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка. Предпринимательское право воздействует на отношения предприятий и их подразделений, в целом составляющих предпринимательские образования.

Предметом финансового права является регулирование финансов, бюджета (государственного плана Формирования и реализации доходов государства). Предмет предпринимательского права – регулирование источников доходов предприятий и предпринимателей и их использования в воспроизводственном кругообороте.

Хозяйственная деятельность предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли, поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов регулирование осуществляется нормами предпринимательского права.

Предмет земельного права – земля и связанные с нею отношения, в том числе и по поводу вовлечения ее в оборот на основе передачи в собственность. То же касается и водных, горных, лесных и природоохранных отношений. Предпринимательское право на них не распространяется.

6. Система предпринимательского права

Предпринимательское право регулирует разнообразные отношения по осуществлению предпринимательства и руководства им. В этих целях используется определенный блок нормативных правовых актов, норм и институтов предпринимательского права.

Систему предпринимательского права составляет логически последовательное и внутренне согласованное расположение предпринимательско-правовых норм и институтов. Она складывается объективно и базируется на специфических особенностях общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права.

Системное расположение норм предпринимательского права имеет практическое значение для правотворческих и правоприменительных органов. В случае принятия нового нормативного правового акта, регулирующего предпринимательскую деятельность, необходимо согласовать его содержание с уже существующими нормативными правовыми актами. Так как отыскать и применить к конкретному случаю соответствующую ему норму права легче, если эти нормы систематизированы.

Система предпринимательского права состоит из двух частей:

В общую часть включаются положения общие для всех разделов и институтов предпринимательского права. Она отражает однородность предмета отраслевого регулирования, служит объединяющим началом для всех отраслевых норм. Общая часть позволяет устранить разнобой в правовом регулировании схожих по своей природе общественных отношений и обеспечить необходимое единство правового регулирования в экономической сфере. Так, благодаря нормам общей части предпринимательского права осуществлено единообразное регулирование отношений по собственности и по созданию различных организационно-правовых форм предпринимательства.

Институты общей части можно подразделить на две группы:

• общие положения в собственном смысле;

• положения, относящиеся к правовому регулированию функциональных видов деятельности в экономике.

В особенную часть включаются правовые нормы и институты, касающиеся регулирования отдельных отраслей народного хозяйства и видов предпринимательской деятельности.

7. Нормативные акты предпринимательской деятельности

Любая отрасль права основывается на совокупности норм соответствующего законодательства. Нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, могут быть закреплены в законах и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативно-правовые акты в зависимости от юридической силы расположены в строго определенной иерархической системе. Чем больше юридическая сила нормативно-правового акта, тем выше его положение в системе актов соответствующей отрасли законодательства. Иногда различные нормативно-правовые акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий наибольшую юридическую силу.

Законы обладают высшей юридической силой в сравнении с подзаконными нормативными актами. Ст. 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Особое место в законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты.

Наиболее важным и крупным кодифицированным актом, регулирующим отношения в предпринимательской сфере, является Гражданский кодекс РФ. Его нормами регулируются предпринимательские отношения, поскольку Конституция РФ не предусматривает ни предпринимательского права, ни арбитражного судопроизводства.

В систему отраслевого законодательства входят также и подзаконные нормативные акты, издаваемые Президентом и Правительством РФ.

Указы Президента РФ, как подзаконные нормативные акты, не должны противоречить законам.

На основании и во исполнение законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Указанные постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, Законам и указам Президента РФ.

8. Понятие юридического лица

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, имеет самостоятельный баланс или смету, а также может быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Учредители могут иметь в отношении этого юридического лица либо обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы), либо вещные права на его имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия).

Закон устанавливает, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Коммерческие организации как юридические лица могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. При этом коммерческие организации, кроме унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Основным документом, регулирующим вопросы создания предпринимательских организаций, является Гражданский кодекс РФ 1994 г. (часть 1). В соответствии с гражданским законодательством (ст. 50 ГК РФ) под коммерческой (предпринимательской) организацией понимается юридическое лицо, преследующее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получить лицензию, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. В уставе не указывается перечень всех видов деятельности, которыми данная предпринимательская структура может заниматься, так как этот перечень может быть безграничен.

9. Государственная регистрация юридического лица

Коммерческие организации как юридические лица должны пройти государственную регистрацию. Данные государственной регистрации, в том числе фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания предпринимательской структуры не допускается. Отказ в государственной регистрации могут в случае нарушения установленного законом порядка образования предпринимательской организации или несоответствия ее учредительных документов закону.

Государственная регистрация юридических лиц должна осуществляться в органах юстиции субъектов Российской Федерации по месту их нахождения (офиса, имущества). Порядок регистрации определяется специальным законом.

Коммерческая организация действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями.

Субъект предпринимательства, созданный одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В учредительных документах должны определяться наименование коммерческой организации, место ее нахождения, порядок управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для соответствующих юридических лиц. В учредительных документах унитарных предприятий (в предусмотренных законом случаях), коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности организации.

Учредительный договор представляет собой сделку, в соответствии с которой учредители обязуются создать юридическое лицо. Они определяют порядок совместной деятельности, условия передачи своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управление деятельностью, выход учредителей (участников) из организации.

10. Ошибки и нарушения в процессе создания и регистрации субъектов

Наиболее распространенным нарушением является незаконное использование имущества и полномочий государственного или муниципального предприятия. Обычно это происходит, когда учредители работают в государственном, муниципальном предприятии. Приобретя статус юридического лица, они зачисляют все полученные доходы на счет своей новой организации, хотя продолжают работать с использованием имущества, основных и оборотных средств прежнего предприятия, деятельность которого должна продолжаться на прежних условиях. Новое предприятие не должно нарушать его прав.

Вторым не менее распространенным нарушением является создание самостоятельных предприятий путем выхода подразделений, структурных единиц и филиалов из арендного предприятия. Такой выход возможен только при условии согласия всего коллектива арендаторов, а не выделяющегося подразделения (за исключением случаев создания акционерных обществ). На арендные предприятия не распространяется действие указов Президента Российской Федерации о коммерциализации деятельности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и потребительской кооперации в Российской Федерации.

Довольно часто допускается регистрация предприятий с уставом, утвержденным не собственником, учредителем, а самим трудовым коллективом или вышестоящей организацией.

Разумеется, что при подобных и других нарушениях порядка создания предпринимательских организаций они не должны регистрироваться. На органы, регистрирующие вновь создаваемые предприятия, возлагается огромная ответственность по недопущению нарушений законодательства.

Отказ в государственной регистрации организации, либо уклонение от регистрации в установленный срок может быть обжаловано в судебном порядке.

В ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по спорам об обжаловании отказа в государственной регистрации организации, если такая регистрация предусмотрена законом.

Статья написана по материалам сайтов: www.studsell.com, stydopedia.ru, bookz.ru.

»

Это интересно:  Публично правовые образования как субъекты гражданских правоотношений
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector