Полная и неполная семья

Что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [37]. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка [17].

Классификация, которую мы рассмотрим, было предложена Е.Т. Соколовой [38]. Обобщив опыт своей работы в психологической консультации, она выделила следующие стили отношений мать — ребенок»: сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Одним из выделяемых стилей является сотрудничество. При этом стиле отношений в общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими высказываниями. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности. Данный стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Ведь ребенку необходима поддержка, чувство защищенности, любовь, а мама единственный человек, который может дать это в условиях неполной семьи.

В общении в таких семьях матери стараются установить равенство позиций. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Ребенок является активным субъектом самовоспитания. Мать может стать властителем души своего ребенка лишь в той мере, в какой ей удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании. В свою очередь ребенок оказывает несомненное воспитывающее воздействие на маму. Под влиянием общения с собственным ребенком, включаясь в разнообразные формы общения с ним, мама изменяется в своих психологических качествах, ее внутренний мир заметно трансформируется.

Другим стилем отношений «мать — ребенок» является изоляция. При данном стиле воспитания в семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с матерью. Если в неполной семье сложился именно этот стиль отношений, то ребенку будет очень трудно справиться с возникающими у него проблемами. Ребенок будет расти замкнутым, скрытным, это может повлечь за собой возникновение проблем в общении со сверстниками, в обучении и в процессе развития в целом. Матери следует строить общение с ребенком на желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, чувствование эмоционального состояния, внутреннего мира ребенка, происходящих в нем изменений, особенностей его душевного строя — все это создает основу для глубокого взаимопонимания между ребенком и матерью в любом возрасте.

Следующим стилем отношений «мать-ребенок» является соперничество. При этом стиле воспитания партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности. В таких неполных семьях возможны частые конфликты, непонимание друг друга и как следствие эмоциональная холодность. И как не странно, такое положение устраивает и ребенка и мать. С одной стороны у ребенка формируется стремление к самостоятельности, к самоутверждению, а с другой стороны складываются не совсем благоприятные взаимоотношения с близкими людьми.

Последний стиль отношений, который был предложен Е.Т. Соколовой, является псевдосотрудничество. При данном стиле мать и ребенок проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Взаимоотношения в семьях с таким стилем воспитания со стороны, кажутся, без серьезных проблем, но это не совсем так. В характере ребенка формируется такая негативная черта, как эгоизм.

Таким образом, Е.Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения «мать — ребенок». Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использования такого стиля воспитания, как сотрудничество. Данная классификация отношений относится к неполной семье, во главе которой стоит мама.

В неполных семьях особенно важно создать у ребенка уверенность в том, что его любят и о нем заботятся, чего естественно не хватает при данном стиле воспитания. Многие матери считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, то это приведет к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. «Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые матерями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях». Б. Берельсон, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что «чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер».

Помимо рассмотренных классификаций стилей родительских отношений выделяются также следующие стили родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспита-ния. Все эти стили негативно влияют на формирование личности ребенка, как в полной, так и в неполной семье.

Таким образом, проведенный анализ литературы по данному вопросу позволяет нам еще раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка необходимо уделять значительно больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плече одного из родителей.

1.2 Типы неполных семей и источники их формирования

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей.

Осиротевшая неполная семья — образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это страшный удар для семьи, оставшиеся ее члены способы сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, которые продолжают оставаться членами семьи. [9]

Неполная разведенная семья — семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, обуславливает появления чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений между отцом и матерью.

Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. В силу, каких либо обстоятельств женщина принимает решение: родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила и др. причины. [8]

1.3 Особенности формирования личности ребенка в неполной семье

Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравмирующими факторами. Поэтому очень важно, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей родителей. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец, и мать. [1]

А если в семье только один родитель? Каковы последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответить на эти вопросы не так просто, как это может показаться на первый взгляд, потому что многое в психическом развитии и личностном становлении зависит не только от наличия одного или двух родителей, но и от того, как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или ивой причине не может жить вместе с семьей. Вместе с тем специалисты, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что хотя полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а создает лишь предпосылки для успешного формирования его личности, тем не менее воспитание в условиях неполной семьи более сложное дело и таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Это интересно:  Как вернуть 13 процентов от покупки дома

Ставший одиноким родитель сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, к новым моделям взаимодействия с собственным ребенком или детьми, потому что ему приходится совмещать функции обоих родителей. Одинокий родитель постепенно приходит к новым взаимоотношениям с ребенком, с окружающим миром и другими людьми. Во-первых, ему приходится взять на себя ответственность за поддержание взаимодействия ребенка с проживающим отдельно вторым родителем (если супруги в разводе), а также с членами его семьи. Это важно для того, чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к предавшему его отцу (матери) и его родственникам, не появлялось чувство вины за распавшуюся родительскую семью. Во-вторых, особой заботой одиноких родителей является установление адекватных взаимоотношений с представителями противоположного пола, чтобы помочь ребенку овладеть соответствующей мужской или женской ролью, а также формами поведения, принятыми в современном обществе. [24]

С учетом того, что в условиях российской действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, т. е. является по сути материнской, мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психического и личностного развития ребенка.

Какая семья считается неполной

В данной статье подробно рассказывается какая семья считается неполнойи все что об этом надо знать. Сфера социальной защиты предусматривает льготы и пособия для поддержки неполных семей, в связи, с чем у граждан часто возникает вопрос: А какая семья считается неполной, и какие льготы полагаются таким семьям?

Правовые аспекты понятия «неполная семья»

По общепризнанному понятию, семья — это объединение людей, проживающих совместно и обладающих определенной степенью родства, связанных духовно, на принципах общего быта, близости и взаимопонимания.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Официальной составляющей семьи, в юридической практике считаются супруги, состоящие в зарегистрированном браке и их дети, в случае их наличия.

Однако нередко происходит так, что те или иные жизненные обстоятельства, такие как развод, смерть, раздельное проживание и т.д. приводят к тому, что семья распадается.

Если в рамках распавшегося брачного союза были рождены дети, то совместное проживание одного из родителей, за которым сохранилось право их воспитания и самого ребенка, признается неполной семьей.

Такое стечение обстоятельств может быть вызвано различными факторами, такими как:

  1. Родитель, самостоятельно воспитывающий ребенка, имеет статус одинокой матери либо одинокого отца. К этой категории относятся биологические родители и законные представители ребенка, в случае, если в графе свидетельства о рождении отсутствует информация, о родителе. Так же статус одинокого родителя может быть установлен в случае, если факт родства не установлен или оспорен. Менее распространенным снованием возникновения рассматриваемого статуса является усыновление ребенка лицом, не состоящем в браке.
  2. Второй родитель признан судом безвестно отсутствующим либо умершим, о чем имеется соответствующее решение. Согласно ст. 42 ГК РФ, безвестно отсутствующим можно признать супруга, информация о местонахождении которого отсутствует больше одного года. Умершим, согласно ст.45 ГК РФ признается лицо, сведений, о местонахождении которого нет свыше пяти лет. Данный срок может быть снижен до полугода, если имеются доказательства, что человек пропал при наличии обстоятельств, угрожающих жизни, таких как война либо стихийное бедствие.
  3. Второй родитель скончался и это подтверждается свидетельством о смерти.
  4. Второй родитель лишен родительских прав либо ограничен в них.
  5. Вторым родителем не исполняется обязанность по уплате алиментов и это подтверждается справкой от судебного пристава (исполнителя).
  6. Второй родитель отбывает срок в местах лишения свободы.

Социальная защита неполных семей.

По данным статистики, более 30% семей Российской Федерации являются неполными. Несмотря на то, что в некоторых странах мира этот показатель значительно выше, российские власти считают сложившуюся ситуацию социальной проблемой. На ее решение направлено множество программ, призванных обеспечить повышение сохранности брачных отношений.

Для решения проблем с уже существующими неполными семьями, разработаны отдельные виды привилегий. Для их получения в первую очередь необходимо встать на учет в компетентных органах.

Подтвердить статус неполной семьи можно, обратившись в органы социальной защиты по месту жительства. Данная процедура не требует предоставления множества бумаг. Достаточно предоставить один из следующих документов:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о смерти супруга, являющегося родителем;
  • решение суда о признании второго родителя безвестно отсутствующим либо умершим;
  • решение суда о лишении или ограничении второго родителя родительских прав;
  • справка от службы судебных приставов о неисполнении вторым родителем обязательств по алиментам;
  • справка из органов уголовно-исполнительной системы о сроках и причинах нахождения второго родителя в исправительном учреждении.

Неполным семьям в Российской Федерации предоставляется множество льгот, материальной и нематериальной помощи.

Однако, стоит учесть, что в случае, если неполная семья имеет высокий уровень достатка, в государственной поддержке будет отказано.

К федеральным льготам относятся: пособия для неработающих одиноких родителей, доплаты к заработной плате, покрытие расходов на коммунальные услуги, бесплатное питание для детей в образовательных учреждениях, скидки на оплату детского сада и общеразвивающих секций, выдача лекарств, путевки в оздоровительные лагеря, стипендии при поступлении ребенка в средне-специальные и высшие учебные заведения.

При этом субъекты РФ вправе по своему усмотрению расширить список привилегий для неполных семей, либо наоборот, сократить.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Так же, в случае если уровень дохода неполной семьи ниже минимального, выделяется материальная помощь.

В этой статье вы узнали, какая семья считается неполной . Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Неполная семья: определение, виды, причины возникновения

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребёнка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребёнком или несколькими детьми и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Неполной семьёй считаются также и семьи, где родители не родные, а приёмные или опекуны. Такие семьи называются нетипичными (неполные семьи с усыновлёнными детьми и воспитывающие чужих детей на правах опеки).

Установить истинное число неполных семей весьма трудно и возможно только всеобщей переписью населения. Уровень материального благосостояния большинства российских семей таков, что даже доходы двух родителей едва обеспечивают физическое выживание её членов. А что в таком случае можно сказать о неполных семьях, в которых в преобладающем большинстве единственным кормильцем остаётся мать. По данным, опубликованным в «Экспресс газете», в неполных семьях проживают 23% детей.

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость. В настоящее время число неполных семей пополняется распадом браков вследствие неоформленного юридически раздельного проживания супругов, практикой усыновления ребёнка (детей) одиноким родителем, опекой или попечительством в случае сиротства или социального сиротства при живых родителях, бросивших своих детей или лишённых родительских прав; временно неполными семьями (например, в случае призыва на службу в армию молодого родителя).

По мнению С. И. Голода, неполную семью нельзя приравнивать к материнской из-за их различного происхождения, ибо «материнская семья изначально безбрачна, а неполная–осколок моногамии». Этой точки зрения придерживаются и другие исследователи. В частности, Л.С. Алексеева отмечает, что сегодня термин «неполная семья» — исключительно собирательный, охватывающий различные типы семей, а не только матерей-одиночек. Таким образом, в обыденном сознании неполная семья понимается как семья, в которой забота о детях и защита их интересов осуществляется либо одним из родителей, либо родственниками и иными лицами, проживающими совместно с этими детьми.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: разведённая (расторжение брака), осиротевшая (смерть одного из родителей или раздельное проживание) и внебрачная (внебрачное рождение ребёнка). Рассмотрим подробнее особенности неполной семьи каждого типа.

Основными причинами формирования неполных семей являются разводы и овдовение. По подсчётам некоторых учёных, как отмечает С.И. Голод в своей работе «Семья и брак: историко-социологический анализ», в Российской Федерации из всех браков 23% прекращается из-за смерти жены, 53% – из-за смерти мужа, а остальные 24% – из-за развода. По данным НИИ семьи, в последние годы отмечается высокая вероятность смерти родителей. При современном уровне смертности, считает социолог Л.Г. Лунякова, каждый пятый ребёнок может стать сиротой ещё до совершеннолетия: вероятность смерти отца составляет 15,3%, матери – 3,2%, обоих родителей – 0,6%. В жизни многих детей бывает так, что после развода один из родителей умирает (или даже оба), если ребёнок переживает такие трагедии несколько раз – это ещё больше отражается на его психике. Однако круглых сирот очень немного. Таким образом, вдовство чаще становится уделом жен-

Это интересно:  Как начисляются декретные в 2024

Разведённая семья. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который уже в тягость обоим партнёрам. Часто выход в такой ситуации один — развод.

Развод, как считают психологи, — стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнёров и особенно детей. Ведь развод превращает детей в полусирот. Причём большую психологическую травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая ему. Ведь для ребёнка нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Особенно болезненно реагируют на развод 5 -7-летние дети и прежде всего, мальчики, девочки же острее переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребёнка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный периоды приводит к тому, что по статистике у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% детей возникают конфликты с друзьями. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребёнок пережил в детстве разлуку с отцом.

В семьях после развода создаётся специфическая система отношений между матерью и ребёнком, формируются образцы поведения, представляющие собой иногда альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Некоторые научные данные подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний в процессе и после развода родителей может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. Как показывает статистика, женщины, пережившие развод родителей в малолетнем возрасте, предпочитают заводить внебрачных детей. Кроме того, те, кто вырос в разведённых семьях, более подвержены нестабильности в собственном браке.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте ребёнок остро переживает психологическую травму, которую испытывает в процессе или после развода мама. И эти переживания на депрессивное послеразводное состояние матери настолько сильны, что могут привести даже к гибели младенца.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста: плач, расстройство сна, повышенная тревожность, агрессивность, снижение динамики развития познавательных процессов, неопрятность, пристрастие к собственным вещам и игрушкам. В игре эти дети создают вымышленный мир, населённый голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители вновь начинали заботиться и ухаживать за ними. У наиболее ранимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития.

Душевная травма, нанесённая ребёнку разводом родителей, может по-особому проявиться в подростковом возрасте. Эмоциональные и поведенческие реакции девочек и мальчиков, связанные с их переживаниями развода родителей, различны. Так, внутренние страдания девочек почти не отражаются на их поведении. Однако при этом могут проявиться такие признаки нарушения адаптации, как пониженная работоспособность, утомляемость, депрессия, отказ от общения, слезливость, раздражительность. Иногда такие реакции направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание расстающихся родителей и, если не скрепить их узы, то хотя бы убедиться в том, что её они не разлюбили. Одной из форм манипуляции родителями могут быть жалобы на нездоровье. В то же время, отвлекаясь, девочка может спокойно играть во дворе с другими детьми, забыв о том, что совсем недавно жаловалась родителям на боль в ноге или животе. Это не что иное, как стремление компенсировать недостаток родительского внимания и любви любыми возможными средствами.

Поведение мальчиков имеет иногда явно провокационный характер. Это могут быть воровство, сквернословие, побеги из дома. Если основные переживания девочек в ситуации развода родителей — грусть и обида, то у мальчиков — гнев и агрессивность. Страдания девочек доставляют беспокойство в первую очередь им самим, а проблемы мальчиков быстро начинают сказываться на окружающих.

Довольно часто дети из разведённых семей испытывают нравственно-психологическое давление со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведёт к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребёнка ещё более осложняется, если он стал свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребёнок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой — он продолжает любить обоих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении к нему матери. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу и от этого страдает ещё больше, чем от распада семьи.

Наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребёнок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Осиротевшая семья. В такой семье существуют свои психологические проблемы формирования личности ребёнка, отличающиеся от тех, которые возникают в семье разведённых родителей. Потеря родителей в раннем возрасте ведёт к неспецифическим травмам, последствия которых зависят от пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и социального статуса развития.

Период сильного переживания горя у ребёнка обычно короче, чем у взрослого (слёзы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями чувство невосполнимой утраты может стать острее. Хотя связь смерти одного из родителей с появлением психических нарушений у ребёнка (чаще всего глубоких страхов и депрессивных состояний) выражена не так, как в тех случаях, когда ребёнок теряет родителя при распаде семьи, тем не менее риск возникновения психического нарушения увеличивается и становится максимальным, когда родитель умирает на третьем или четвёртом году жизни ребёнка, особенно если пол умершего совпадает с полом ребёнка. Это вызвано тем, что родитель того же пола играет особую роль в процессе идентификации ребёнка и его участие в формировании соответствующего полу поведения в позднем детстве и подростковом возрасте ребёнку необходимо.

Острее всего ребёнок ощущает отсутствие умершего родителя в первый год после его смерти во время семейных праздников. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает, и хотя потеря не забывается, ребёнок вместе с другими членами семьи учится справляться с нею. Таким образом, одна из первоначальных задач, которые предстоит решать овдовевшему родителю и работникам образовательных учреждений, — это помочь ребёнку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.

Шок — первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливом уходе или взрыве слёз. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме.

Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мёртвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нём, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

Поиски — это очень логичная для ребёнка стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.

Отчаяние наступает, когда ребёнок осознаёт невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей.

Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его покинул. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестаёт общаться с матерью, ни за что бьёт младшего брата, грубит учителю.

Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Детей могут тревожить различные практические вопросы: «Кто будет провожать меня в школу?», «Кто поможет с уроками?», «Кто даст карманные деньги?» Для тех, кто постарше, смерть отца может означать невозможность продолжить учёбу и т.п. Все эти эмоциональные реакции ребёнка могут проявляться по-разному в зависимости от его возраста.

Наряду с нормальными реакциями могут появиться тревожные симптомы, которые должны насторожить взрослых: отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство, отсутствие переживаний, длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо чувств, анорексия, бессонница и галлюцинации (всё это чаще встречается у подростков).

Естественно, воспитание ребёнка, у которого умер один из родителей, — сложное, нелёгкое дело, так как овдовевшему родителю придётся взять на себя воспитательную роль того, кто ушёл из жизни. Но при разумной позиции родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств — бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребёнка характер жизненной ценности.

Не так давно стала распространённой новая категория неполных семей – неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы. Гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в местах лишения свободы, лишение их родительских прав, пьянство – чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов, основу которого составляют пенсии и зарплаты стариков, ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности, часто они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Это интересно:  Какие номера не останавливают гибдд

Внебрачная семья (семья матери-одиночки). Бесспорно, преобладающая доля детей рождается в браке. Однако ещё одной важной причиной появления неполной семьи является рождение ребёнка у не состоящей в браке матери.

Значительная часть внебрачной рождаемости приходится на более молодых и неопытных матерей, не имеющих ни профессии, ни прочной позиции в жизни. По данным статистики, в Ростовской области доля детей, рожденных несовершеннолетними матерями составляет 3,7 % всех рождений. Более половины (60,3 %) рожденных у несовершеннолетних матерей рождены вне брака. Увеличивается внебрачная рождаемость у несовершеннолетних матерей, возрастная категория которых постоянно снижается.

Здесь проявляется не только социальная неготовность к материнству, но и физическая и психологическая. И наш, и зарубежный опыт свидетельствует, что среди внебрачных детей несовершеннолетних матерей особенно велико количество «случайных», нежелательных детей. При этом известно, что 30% незамужних беременных женщин в дородовой период не встают на учёт в женских консультациях, чем подвергают опасности здоровье как собственное, так и будущего ребёнка.

Дети, рождённые вне брака, по данным медицинских учреждений, находятся, как правило, в худших условиях вынашивания, уходы и вскармливания, и именно они составляют 30% контингента детей, поступающих затем в дома ребёнка в результате отказа от них матери. Поэтому увеличиваются показатели материнской и младенческой смертности, патологии у новорожденных, отказов от детей. Таким образом, безответственная позиция одинокой матери-«отказницы» порождает в последующем такое социальное зло, как рост числа детей, не обеспеченных родительской заботой и попечением. Нередко женщины, рожающие вне брака, принадлежат к социально ущемлённым слоям населения: рабочие — мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.

Рождение ребёнка незамужней женщиной совсем недавно считалось социально-аномальным явлением и было предосудительным с точки зрения нравственности и морали. Теперь это табу снято, число внебрачных рождений растёт. К концу 1990-х годов сложилась ситуация, при которой четвёртая часть домохозяйств в России возглавляется женщинами. Демографические тенденции таковы, что семьи одиноких матерей будут формироваться и в дальнейшем. И всё-таки, внебрачная рождаемость является одним из важнейших показателей социального неблагополучия в обществе.

Определённые особенности существуют и в психологии матери-одиночки. Во-первых, это её повышенная тревожность. В своё время она взяла на себя большую ответственность, решив родить ребёнка, и всю жизнь не хочет ни с кем её делить. Во-вторых, женщина, вырастившая ребёнка одна, потом включается в его жизнь, семью. Она ощущает себя полновластной собственницей. В лучшем случае эта одинокая мама возьмёт в свою семью жену сына или мужа дочери, т.е. не отдаст кому-то своего ребёнка, а примет к себе второго взрослого ребёнка; в худшем — не даст сыну или дочери устроить личную жизнь. Мамы разводят своих детей, порой не сознавая всей пагубности этого стремления.

Возможен и другой вариант. Женщина, никогда не выходившая замуж, подсознательно готова к тому, чтобы рядом была эмоциональная поддержка мужчины. А его нет, потому что мать всецело предана сыну, о мужчинах не думает. Со временем эту пустующую психологическую нишу начинает заполнять подрастающий сын: формируется отчасти материнско-детская, а отчасти женско-мужская психологическая связь. Она устанавливается невольно, но это очень вредно для развития ребёнка.

Причин несколько:

— это и стремление сохранить независимость и свободу распоряжаться своей судьбой (в браке будет вынуждена подчиняться чужой воле);

— и спасение от одиночества;

— и предъявление более строгих требований к спутнику жизни, отцу ребёнка.

Хочется обратить внимание на то, что решение принимается женщиной на одном этапе жизни, а вся тяжесть последствий годы спустя, подстерегает не только её, но и ребёнка! На этот счёт существуют самые разноречивые мнения и суждения. Но большинство склоняется к тому, что внебрачный ребёнок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей. Социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь.

Любому человеку, а тем более ребёнку, трудно примириться с мыслью, что он незаконнорождённый, особенно когда мать не желает говорить ему о том, кто его настоящий отец. Непосильной становится для ребёнка психическая нагрузка, когда он в искажённом виде узнаёт о факте своего внебрачного рождения. Ребёнок одинокой матери уже с первых дней своего существования не может удовлетворить свои наиболее актуальные психические потребности. Одинокая мать больше занята работой, ей с трудом удаётся сочетать материнские функции и занятость вне дома, и поэтому её ребёнку достаётся меньше заботы и внимания, эмоционального тепла.

Девочки, в отличие от мальчиков, легче адаптируются к изменяющейся обстановке, с ними обычно бывает меньше хлопот в воспитании, но и по их поведению можно заметить, что им не хватает человека, которым они могли бы восхищаться и по которому могли бы составить себе представление о своём будущем партнёре в жизни. Мальчики и девочки, растущие в семьях матерей-одиночек, могут слишком долго оставаться эмоционально незрелыми, а стало быть, и в отношениях с противоположным полом они легко могут впасть в одну из крайностей: будут идти на установление связей быстро, нисколько не задумываясь о последствиях.

Таким образом, ребёнок уже изначально объективно ограничен в своих возможностях полноценного развития. Об этом говорят и специалисты: внебрачные дети не выдерживают сравнения с детьми из благополучных семей по потенциалу выживания в плане физического и психического здоровья, интеллектуальных и других возможностей.

Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстранённости, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограниченности развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность и чаще других пополняют состав колоний для малолетних преступников. Медики, как и психологи, указывают на неблагоприятную социальную ситуацию, складывающуюся вокруг детей в семье матери-одиночки, что приводит к глубокой душевной травматизации детей. Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребёнка и формировании его личностных качеств.

Неполные семьи в России – это конечно, в первую очередь материнские семьи. Семей с отцами-одиночками всего 6,7%, т. е. на каждые 13,8 неполных семей, возглавляемых женщинами, приходится одна отцовская неполная семья. Причины этого разнообразны. Иногда складывается впечатление, что застойные традиции, под влиянием которых действуют судьи при разводе и решении судьбы детей, препятствуют справедливому распределению обязанностей по воспитанию детей, их отдают матери по стереотипу. Но, к сожалению, не очень часто и отцы выражают при разводе желание взять на себя заботы по уходу за детьми. Правда, в последние годы активно проявляет себя движение отцов-одиночек. И всё-таки чаще всего неполная семья – это мать с одним или двумя детьми.

Семьи, возглавляемые отцом-одиночкой, следует отнести к новому типу семьи. Всё больше мужчин стремятся добиться опеки над своими детьми после развода или растят детей одни, если жена уходит из семьи, хотя число таких мужчин всё же не велико. Следует отметить, что мужчины получают на попечение детей главным образом в результате раздельного жительства супругов или развода. Как считают некоторые исследователи (Римашевская Н.М., Алексеева Л.С.), только 1 % детей в таких случаях остается на попечении мужчин и чрезвычайно редко – в результате рождения ребёнка вне брака.

Во многих странах одинокие отцы объединяются в ассоциации, основанные на взаимопомощи. Главные цели таких ассоциаций – моральная, психологическая и консультативная помощь неполным семьям, в которых детей воспитывает один отец, а также информирование широкой общественности о том, что проблема одиноких отцов существует и обостряется. Одиноких отцов, воспитывающих детей, в России – тысячи, и им так же, как и матерям-одиночкам, предусмотрены аналогичные права. Так, согласно нового Трудового кодекса Российской Федерации, ряд норм, ранее касавшихся только матерей, распространяется теперь и на отцов.

В частности, они имеют право на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, право на дополнительный отпуск сроком до 14 дней без сохранения заработной платы, в соответствующих случаях они обеспечиваются пособиями при рождении ребенка, пособиями по временной нетрудоспособности и другими правами. Согласно постановления Правительства, отец-одиночка имеет право получить «материнский» капитал в случае смерти женщины, лишения ее родительских прав или других случаев, предусмотренных законодательством.

Из всего выше сказанного следует, что неполная семья – это группа с частичными неполными связями, где нет системы отношений между детьми и родителями, характерной для традиционной семьи. И возникает она по причине столкновения ранее благополучных полных семей с социально-трудными жизненными обстоятельствами. Принимая во внимание современные социально-экономические факторы, можно предположить, что неполные семьи с несовершеннолетними детьми будут формироваться и в будущем.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, www.cherlock.ru, studopedia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector