Правовой режим земель запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам (ст. 103 ЗК РФ). В состав земель запаса могут включаться и земельные участки сельскохозяйственного назначения для их консервации, если они подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на них не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям.

В то же время следует отличать земли запаса и консервируемые земли. Перевод земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство отвечающей требованиям продукции, в земли запаса для их консервации является лишь одним из способов ограничения (исключения) их сельскохозяйственного использования (ст. 14 ЗК РФ). В целом же правовой режим земель запаса и консервируемых земель различен.

К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения. По современному законодательству фонд перераспределения создается в составе земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 80 ЗК РФ).

Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий.

Земли запаса находятся либо в государственной, либо в муниципальной собственности. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию. Такой перевод допускается после формирования земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в соответствии с требованиями ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Правовой режим земель запаса

ГЛАВА 21. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА

Под землями запаса понимаются все земли, которые в силу каких-либо причин оказались вне сферы пользования и наличия чьих-либо прав на них (права собственности, аренды и т.п.). Так, к землям запаса относятся земельные участки, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по основаниям, предусмотренным законом (ст. 96 ЗК). Эти земли принадлежат на праве собственности государству.

Будучи исключенными из сферы хозяйственной эксплуатации и оборота, данные земли не могут считаться ничейными, бесхозными и т. п., поскольку:

1) они продолжают числиться в земельно-кадастровой документации, где относительно объективно закреплена вся необходимая правовая, экономическая и хозяйственная информация о них;

2) земли запаса недопустимо самовольно занимать, совершать с ними сделки, которые законны лишь при наличии регистрации их в местной администрации;

3) в отношении этих земель, как и земель, находящихся в собственности, пользовании, обороте и т. д., государственные органы планируют и составляют программы повышения плодородия, охраны и иные мероприятия, осуществляемые в любом цивилизованном государстве.

Государственные органы (местная администрация) обязаны держать на учете эти земли, как перспективу обеспечения людей, желающих вести хозяйство на земле, и для организаций, нуждающихся в получении земли для других целей.

Это интересно:  Правовое регулирование сделок с земельными участками

В определенной мере правовой статус земель запаса имеет сходство с землями консервируемыми, а также исключенными из хозяйственного оборота.

Однако при глубоком сравнении оказывается, что правовой статус этих земель различен, поскольку:

1) под землями запаса подразумеваются земельные участки, пригодные для использования по целевому назначению, в то время как деградированные и исключенные из сельхозоборота земли для использования не пригодны;

2) земли запаса находятся в ведении местных администраций, в то время как законсервированные и деградированные земли находятся под дополнительным контролем со стороны государственных органов, ответственных за экологическую безопасность государства;

3) для включения законсервированных и деградированных земель в хозяйственный оборот необходимо проведение специальных мероприятий, возможно, длительное время, в то время как для земель запаса подобных мероприятий не требуется.

Не могут считаться землями запаса и бросовые земли, собственники (да и другие пользователи земель) которых остаются еще по кадастровой документации титульными владельцами этих земель. Лишь после того, как в документацию будут внесены изменения и произойдет фактическая сдача угодий представителю местной администрации, данные угодья можно относить к числу земель запаса, распространяя на них режим свободного хозяйственного оборота.

1. Понятие и общая характеристика правового режима земель запаса.

2. Особенности государственного регулирования правового режима земель запаса.

Правовой режим земель запаса

61. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам (ст. 103 ЗК РФ). В состав земель запаса могут включаться и земельные участки сельскохозяйственного назначения для их консервации, если они подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на них не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям.

В то же время следует отличать земли запаса и консервируемые земли. Перевод земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство отвечающей требованиям продукции, в земли запаса для их консервации является лишь одним из способов ограничения (исключения) их сельскохозяйственного использования (ст. 14 ЗК РФ). В целом же правовой режим земель запаса и консервируемых земель различен.

К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения. По современному законодательству фонд перераспределения создается в составе земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 80 ЗК РФ).

Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий.

Земли запаса находятся либо в государственной, либо в муниципальной собственности. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию. Такой перевод допускается после формирования земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в соответствии с требованиями ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Это интересно:  Исключительное право на пользование

4. Понятие земель запаса и их правовой режим

Такое понятие дает нам основание подразделять земли запаса прежде всего на государственные и муниципальные, а государственные земли запаса, в свою очередь, можно подразделять на земли федерального запаса и земли запаса субъектов Федерации. Такое подразделение объясняется фактом реального существования земель запаса на территориях, находящихся в ведении Российской Федерации, ее субъектов и даже на поселенческих территориях, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Понятие земель запаса, сформулированное в ст. 103 ЗК РФ, содержит двусмысленную оговорку: «за исключением земель фонда перераспределения, формируемого в соответствии со статей 80 настоящего Кодекса». И становится не вполне ясным, откуда исключается фонд перераспределения, из земель запаса или из земель, не предоставленных гражданам и юридическим лицам.

Регулирование фонда перераспределения в самостоятельной статье ЗК РФ и исчерпывающий перечень оснований для его формирования только из земель сельскохозяйственного назначения свидетельствуют о самостоятельности фонда перераспределения земель как правовой категории, которую не следует отождествлять с землями запа- са. Этот фонд имеет самостоятельный правовой режим, определяющий, в частности, правила его использования.

В отличие от фонда перераспределения, который может использоваться только для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (ст. 78 ЗК РФ), использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

Значительное количество земель запаса сосредоточено в отдаленных, малоосвоенных районах Российской Федерации (на Дальнем Востоке, в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса имеются также во всех районах европейской части России. Они могут переводиться во все предусмотренные земельным законодательством категорий для использования в целях развития разных отраслей экономики и предоставляться гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном земельным законодательством.

Как правило, земли запаса — это территории земельной поверхности, в силу каких-либо обстоятельств не использующиеся в хозяйственной деятельности. Нахождение в запасе — это «время ожидания своего часа», которое наступит, когда обществу для его многоцелевых нужд станут необходимы свободные земли. Территориальное размещение земель запаса является переменной категорией. Площадь земель запаса в силу различных оснований периодически уменьшается либо иногда возрастает.

Будучи временно не востребованными для хозяйственной деятельности либо гражданского оборота, земли запаса не могут считаться ничейными, бросовыми либо бесхозяйными. У них имеется собственник — российское государство в целом либо отдельный субъект Федерации или муниципальное образование. Это означает, что данные земли граждане и юридические лица не могут занимать без надлежащих правовых оснований, то есть самоуправно.

Это интересно:  Выписка о содержании правоустанавливающих документов

Между тем на практике земли запаса нередко используются временно, случайными пользователями, например, гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Фактическое занятие и использование земель по законодательству признаются административным правонарушением и не могут рассматриваться как основание для правообладания земельным участком. Нарушители, помимо привлечения к установленным видам юридической ответственности, не приобретают право на возмещение затрат, произведенных в результате самовольного использования земель запаса (п. 2 ст. 76 ЗК РФ).

Земли запаса, являясь государственной или муниципальной собственностью, подлежат государственному земельному учету. Сведения о них заносятся в кадастровую документацию. С заявлением об их учете должны обращаться государственные или муниципальные органы, в введении которых находятся названные земли.

Не могут считаться землями запаса участки, собственники или законные пользователи которых оставили их без надзора и использования, продолжая являться законными. правообладателями по земельно-кадастровой документации. Лишь после того, как в названную документацию будут внесены соответствующие изменения об отказе от земельного участка, он может быть зачислен в состав земель запаса.

Земли запаса, как временно не используемые для хозяйственной деятельности участки, по этому признаку сходны с землями, исключенными из хозяйственного оборота в целях их консервации. Но этим их сходство исчерпывается. Консервация земель, или их временное исключение из хозяйственного оборота, осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Однако земли, выведенные их хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за их собственниками, землепользователями, землевладельцами (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в запас (п. 5 Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веще- ствами)1. Недеградированные земли запаса имеют иную судьбу.

Земли запаса находятся в ведении местных органов самоуправления. Они ведут учет земель данной категории, следят за их охраной, предупреждают местных жителей о сроках перевода земель запаса в другие категории земель в целях интенсивного использования для государственных и муниципальных нужд. С этого момента решается вопрос о переводе земель запаса в соответствии с их разрешенным использованием в другую категорию по правилам земельного законодательства (ст. 8 ЗКРФ).

Статья написана по материалам сайтов: sinref.ru, www.telenir.net, lawbook.online.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector