Основные подходы к пониманию права

В теории государства и права существуют различные мнения, взгляды, теории относительно проблем происхождения права. Различные школы правопонимания включают процесс познания права и его оценку как социального явления.

Уделим внимание краткой характеристике отдельных теорий происхождения права.

1. Естественно-правовая теория (Платон, Аристотель, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Основной тезис этой теории в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает также естественное право. Оно понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т.д. К тому же, утверждается следующее: право, которое создается государством, является производным от высшего естественного права. Позитивное право, т.е. нормы, установленные государством, признаются правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, т.е. общечеловеческим принципам свободы, справедливости, равенства для всех людей.

— в этой теории верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как свобода, справедливость, равенство и т.п.;

— провозглашает источником прав человека естественную его природу либо Бога и тем самым свидетельствует о нацеленности против произвола чиновников и государственных структур.

— такая трактовка права уменьшает его формально-юридические свойства, предопределяемые природой этого регулятора;

— происходит «растворение» критерия законного и противозаконного, поскольку он заменяется позицией справедливости, представления о которой разные у различных людей.

— такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое у различных индивидов не одинаково.

3. Нормативистская теория права. Данная теория наиболее полное развитие получила в XX в. Представители: Г. Кельзен – австрийский политик и правовед; Штальмер – немецкий юрист и социолог; Новгородцев П.И. – русский ученый-правовед. Понимая под правом юридические нормы, ученые-нормативисты рассматривают их в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества, достигнутого уровня цивилизации и т.д. Они исходили из того, что правовые нормы обязаны своим возникновением и развитием не реальным отношениям, а иным факторам. Имеются в виду либо формальные установления государства, либо возвышающаяся «суверенная, главная норма», определяющая иерархическую пирамиду юридических норм. Соответственно утверждается: каждая норма черпает свою юридическую силу в норме, занимающей более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

— верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

— нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права. Это означает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев);

— признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство занимается законодательной деятельностью.

— слишком значителен «сдвиг» к формальной стороне права, в связи с чем недооцениваются права личности, нравственные начала юридических норм и т.п.;

— не уделяется внимание связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами.

6. Марксистская теория права. Данная теория свое развитие получила в XIX – XX вв., являлась господствующей в СССР и ряда социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. ХХ в. Основоположники данной теории К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Суть марксистской теории права составляют следующие положения:

1) в основе теории лежит классовый подход;

2) право понимается как возведенная в закон воля правящего класса;

3) содержание этой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений;

4) право – это социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение;

5) право устанавливается и охраняется государством.

— отчетливо показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

— подчеркнута тесная связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

— преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим;

— слишком жестко связано право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Указанные теории, подчеркивая отдельные стороны, относящиеся к праву, нередко преувеличивают их. Анализ этих теорий показывает, что познание происхождения права, его природы – процесс длительный и сложный, в нем были как рациональные моменты, так и существенные заблуждения.

2. Историческая школа права. Данная теория права наиболее завершенную форму получила в начале XIX вв. Представители: Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта – австрийские и немецкие юристы.

1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право – это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия);

3) официальные законы, по сути, юридическое оформление (оболочка) уже сложившихся обычаев. К тому же, законы производны от права обычного, которое произрастает из недр национального духа, глубин народного сознания и т.д.

— обычай действительно предшествовал появлению права;

— было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета, использования в правотворческом процессе;

— подчеркивается естественность развития права и тот факт, что законодатель не может творить право по своему усмотрению;

— отмечена значимость правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

— главный недостаток теории, ее обращенность в прошлое, непризнание естественных прав человека;

— представители этой теории переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству. К тому же, в новых усложнившихся экономических условиях обычаи не способны были справляться с полноценным упорядочением общественных отношений в условиях их развития, динамики.

4. Социологическая школа права. Это теоретическое направление сложилось в XX веке. Представителями этого направления являются Л. Дюги, Р. Паунд, К. Эрлих, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и др. Главное в этой позиции — понимание под правом именно правоотношения или права в действии. Соответственно, законы представляют собой только часть права. Действующее право это не только законы, а главным образом юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.д. Следовательно, право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. По мнению юристов-социологов, правовые отношения собственности, властеотношения и семейные отношения исторически предшествуют правовым нормам. Последние лишь закрепляют правоотношения, сложившиеся в действующей системе права.

— такое понимание ориентирует на реализацию права, на сферу, где оно обретает практическое осуществление.

— недооценка нормативного подхода к праву;

— противопоставление «права в законах», «права в книгах» и «права в действии». Известно, что сама по себе реализация права может быть осуществлена только на нормативной основе.

5. Психологическая теория права. Это теоретическое направление сформировалось в первой половине XX в. Его сторонниками были Л.И. Петражицкий, П. Сорокин, Л. Кнапп, Г. Тард и др.

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические факторы – правовые эмоции людей. Законы, издаваемые государством, лишь отражают и фиксируют переживания людей. Они носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения индивидов. Разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу долга и т.д.

Это интересно:  Основные права ребенка закреплены в

— учтены психологические процессы, которые существуют наряду с процессами экономическими, политическими и др. Поэтому нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида.

— источник прав человека здесь выводится не из системы существующих общественных отношений и не из законодательства, а из психики человека;

— придается слишком большое значение психологическим факторам в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВА.

Существует три основных подхода: нормативный, социологический, нравственный; а также относительно новый подход в понимании права сформулированный В.С. Нерсесянцем – либертарный. Некоторыми исследователями выделяются и другие подходы, например генетический и интегративный.

Нормативный подход

В наибольшей степени нормативистская теория права разра­ботана Г. Кельзеном. У него право поставлено в такую связь с го­сударством, что последнее само рассматривается как персонифи­цированный правопорядок. Право в названной теории представ­ляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представ­ляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя сту­пенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.

Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

1. Нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права — его нормативность.

2. Нормативность в данном подходе органически связана с фор­мальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться правовыми требованиями.

3. Фиксированность средств государственного принуждения в случаях нарушения права.

4. Противостояние режиму произвола и беззаконию.

5. Косвенная ориентация на необходимость возведения в закон надлежащей (справедливой, моральной, прогрессивной и т.п.) воли.

6. Ориентация на подзаконное нормативное регулирование общественных отношений в ходе юридической практики.

7. Признание широких возможностей государства влиять на общественное развитие.

Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнори­ровании содержательной стороны права: положения и степени сво­боды адресатов правовых норм, субъективных прав личности, мо­ральности юридических норм, соответствия их объективным по­требностям общественного развития. Сам по себе нормативный подход к праву был бы неплох. Уязвимым его делает, как это ни парадоксально, государство. В силу разных причин в определен­ных обстоятельствах оно удовлетворяется устаревшими нормами или, хуже того, издает акты, идущие вразрез с жизнью, принимает нормы, работающие на консервативные силы.

Социологический подход

Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в

Наиболее точную характеристику социологического подхода дают В.Н. Кудрявцев и А.М. Васильев: “Право в действии дает представление о смысле правового регулирования, его конечных целях. Государственная воля, воплощенная в правовых нормах, на этой ступени материализуется в общественных отношениях, придавая им правовую форму. Право в действии есть его реализация, проявляющаяся в правовом поведении. Урегулированность, законность, правопорядок обеспечиваемые в обществе, — необходимые элементы правопонимания. Они образуют тот срез общественных отношений, где правовые предписания соединены с фактическим поведением. Именно на основе изучения действия права возникли идеи о расширении предмета правопонимания, о том, что следует принимать во внимание не одни лишь правовые нормы, а весь механизм правового регулирования, всю правовую систему. В самом деле: действие права осуществляется путем исполнения (соблюдения, использования, применения) правовых норм. При этом в указанную деятельность вовлекаются правоприменительные органы, образуются правоотношения, на нее оказывает свое влияние правосознание людей. Иными словами, функционирует сложный механизм правовой системы, отнюдь не сводящийся к юридическим нормам. А это в свою очередь означает, что говоря о праве и его понимании, мы не можем игнорировать тех составных частей механизма, которые нормами права не являются, но без которых нормы действовать не в состоянии.”

— отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах;

— решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;

— опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Нравственный (естественно-правовой, ценностный) подход

Основной постулат рассматриваемого направления — вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, спра­ведливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и дейст­вующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения — справедливого и ра­зумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вари­ант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.

Из современных ученых разделение права и закона, обращение к справедливости как одному из абстрактных определений права последовательно и весьма обстоятельно аргументирует В. С. Нерсесянц. Им, в частности, замечено, что различение права и закона велось и ведется (и теоретически можно вести) не только с есте­ственно-правовых позиций. Это необходимый момент любого тео­ретического подхода к правовым явлениям. В позиции B.C. Нерсесянца привлекает, во-первых, признание им нормативности права, а во-вторых, указание на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизируемо «любое произвольно взятое со­держание, но лишь определенное по своей сущности содержание (т.е. свобода). » * . Последнее замечание, собственно как и естественно-правовое направление, как любой «философский» подход, представляет ценность для законодателя. Не подлежит сомнению значение данного подхода для науки права. Однако весьма при­мечательно, что общеобязательность и возможность властно-при­нудительной защиты

B.C. Нерсесянц связывает с нормой закона, а не права. По-видимому, он осознает, какие могут наступить не­благоприятные последствия, если допустить применение права на­ряду с законом и вопреки закону.

Обоснование таких предложений встречается у ряда предста­вителей теории «возрожденного естественного права». Но именно они представляют собой опасность для режима законности.

Либертарный подход.

Сторонником либертарного подхода выступает ВС Нерсесянц. Вот что он пишет в отношении социологического подхода: “Ведь право как форму отношений не следует смешивать с фактическим содержанием этих отношений.” Свою точку зрения он имеет и на естественно-правовой подход. “С точки зрения общей теории правопонимания, естественно-правовой подход и либертарный формально-юридический подход — различные формы юридического правопонимания, представляют собой этапы и ступени возникновения, углубления и развития теоретического подхода к праву, исторического прогресса области теоретико-правовой мысли.”

Более того, далее он жестко критикует естественно правовой подход за смешивание права с неправовыми явлениями- моралью, нравственностью, религией и т. д.

Итак, либертарный подход дает следующее определение праву: ”…право – это форма отношений равенства, свободы и справедливости, определяемая принципом формального равенства участников данной формы отношений. Везде, где есть (действует) принцип формального равенства (и конкретизирующие его нормы), есть (действует) право, правовая форма отношений. Формальное равенство как принцип права и есть правовое начало, отличительное свойство и специфический признак права. В праве нет ничего , кроме принципа формального равенства (и конкретизация этого принципа). Всё, выходящее за рамки этого принципа и противоречащее ему, является не правовым, а антиправовым.” В этом и заключается суть либертарного подхода.

Интегративный подход

Интегративное определение права. Право — это совокупность призна­ваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с дру­гом.

право в действительности всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных изменений и неоди­наковой трансформации в зависимости от условий места и вре­мени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия.

Это интересно:  Активное и пассивное избирательное право граждан рф

Определение права как совокупности норм, общих правил поведения ориентирует на такие свойства, как фор­мальная определенность, точность, однозначность правового ре­гулирования. Сторонники нормативного подхода не ограничива­ются формальными признаками. Но содержательная сторона ука­зывается ими опосредованно (косвенно) через указание на волю, которая в данных нормах отражается, и на отношения, которые эту волю обусловливают. Предполагается (далеко не всегда оп­равданно), что воля большинства как раз и отражает надлежащую степень справедливости и свободы. Материальные и иные условия жизни общества, которые формируют государственную волю, должны в идеале справедливо отражаться в писаных нормах. При демократических процедурах предполагается непременное выра­жение в принимаемых актах настроений, чувств и интеллекту­альных достижений народа.

1. Общая теория права и государства под редакцией доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева, //М.: Юристъ, 2001

2. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие — Проспект», 2010 г.

Понятие и основные подходы к пониманию права

право российский политический государственный

Вопросы правопонимания принадлежат к основным в теории государства и права. В мире существует множество научных идей и взглядов по поводу того, что есть право, в чем его суть. Правопонимание — это процесс и результат умственной деятельности человека, направленной на познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Понимание права — это процесс и результат осмысления социальных явлений, признаваемых в обществе в качестве правовых, посредством которого формируется смысл права, теоретическое представление о нем. В ходе правопонимания устанавливается цель права в иерархии целей государственной, общественной, личной жизни человека. Процесс понимания права, осмысления его роли в общественной жизни, значения и сущности, ценностной природы осуществляют не только ученые, но и другие участники правовой жизни общества.

Субъект правопонимания — это любое лицо — индивид со своим жизненным опытом и профессиональными навыками, перед которым стоит задача интерпретировать те или иные правовые явления (Субъектами правопонимания могут выступать гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшиеся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый — правовед, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования).

Объект правопонимания — это те явления правового порядка (право как таковое, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы и т.д.), на которые направлено внимание отдельного индивида — субъекта правопонимания.

Содержание правопонимания — это знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым, обоснованным или произвольным.

Термин «правопонимание» в отечественной юриспруденции появился в конце 1950-х гг. в результате преодоления монопольного господства одной теории в отечественной правовой науке. В условиях поиска новых путей понимания содержания и значение права категория «правопонимание» была активно востребована и нашла отражение в научных трудах, посвященных общетеоретическим и отраслевым проблемам права.

Современное правопонимание в отечественной юридической науке представляется двояко. С одной стороны, это есть некая научная категория, включающая в себя общность теорий, концепций, взглядов о сущности, смысле, природе права, представление о его конкретных проявлениях, функциях, месте в системе наук и ее связях с другими отраслями знаний. Правопониманием как научной категорией является система знаний о наиболее общих закономерностях становления и формирования права, призванных логически и объективно истинными, и в качестве таковых включенных в состав науки правоведения, бытующей в данном, конкреином обществе.

С другой стороны, некоторые авторы определяют правопонимание как процесс и результат гуманитарной, мыслительной, целенаправленной деятельности человека познавательного характера, «включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению».

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к трем основным подходам (концепциям правопонимания):

  • 1. Нормативное правопонимание;
  • 2. Социологическое;
  • 3. Нравственное (философское).

Эти концепции и раскрывают сущность права.

С точки зрения нормативного правопонимания право — это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

Такое правопонимание обладает определенными недостатками:

  • — Право понимается очень узко — как текст закона. Это правопонимание иногда называют узко нормативным.
  • — Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.
  • — Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.
  • — Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства (их правовой характер, соответствие идеям равенства и справедливости, интересам общества).
  • — Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.
  • — Этот подход к правопониманию недемократичен.
  • — С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.

С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой определенную сторону общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. «живое», действующее право. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений.

В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании — это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).

Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

С точки зрения этой концепции законы можно разделить на правовые и неправовые.

Правовые законы — законы, которые выражают действительное право, фиксируют то, что сложилось в обществе.

Неправовые законы — акты законодателя, т. е. то, что имеет минимальную связь с реальностью.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений.

Нравственное правопонимание пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы или правоотношения).

Это интересно:  Справедливая стоимость безвозмездного пользования

Достоинства нравственного правопонимания:

  • — Право здесь связано с положительными общественными явлениями — со свободой, демократией и т. п.
  • — Данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

К недостаткам может быть отнесено следующее:

  • — Сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.
  • — Не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, — они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда — игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития. Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

Социологический подход трактует право, как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественно-правовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе — извечные идеалы человечества. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы.

Все три подхода имеют право на существование, так как подчеркивают ту или иную особенность права и формы его выражения. Право может существовать и в виде норм (нормативный подход), и в виде общественных отношений, порождающих правовые нормы и испытывающих, и в свою очередь, воздействие этих норм, и, наконец, в форме идеи, правосознания, представлений о праве.

Подходы к пониманию права

Основными подходами к пониманию права являются нормативный, социологический и философский.

Нормативный подход основан на теории позитивного права. Юридический позитивизм в своем классическом выражении можно охарактеризовать, указав на следующие его основные положения:

1) право – продукт исключительно государственной воли, оно содержится в нормативных актах, которые издает государство, устанавливая таким образом обязательный порядок отношений в обществе;

2) правоприменительная (и в первую очередь – судебная) практика не должна выходить за пределы норм, издаваемых государством (судья – это не более чем «уста, произносящие слова закона»);

3) задача юридической науки – только исследовать нормы, издаваемые государством, их классифицировать, вырабатывать понятия, юридические конструкции, технические приемы толкования правовых норм и приложения их к конкретным случаям, философские и нравственные оценки содержания нормативных актов, как правило, исключались, юридическая наука должна принимать право как оно есть;

4) гражданин получает свои права от государства-законодателя.

Нормативный подход к пониманию права – самый пригодный для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности устанавливаемых и охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и сознательно избирать вариант своего поведения.

В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. Право в названной теории выступает в виде иерархической (ступенчатой) системы норм, представляемой в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств, вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой означает утверждение строгого режима законности.

Социологический подход основан на социологическом направлении в юриспруденции. Основные положения социологического подхода заключаются в следующем:

1) социальная жизнь сложнее и динамичнее права, устанавливаемого государственными органами в нормативных актах; только писаное право не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения;

2) нельзя законодательно признавать в качестве единственного источника права нормативные акты (отрицательное отношение к требованию юридического позитивизма);

3) требование признания за иными источниками права самостоятельного значения (прежде всего, речь идет о судебной практике, которая объявлялась одним из основных источников права, имеющим в некоторых вариантах социологической школы права даже большее значение, чем нормативные правовые акты);

4) юридическая наука должна изучать не только писаное право, но и практику его применения, и те отношения, которые правом регулируются.

Социологическая школа права концептуально сформировалась в конце 19 века. Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития капитализма перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды были вынуждены так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни».

Уподобление писаного закона пустому звуку, сосуду, который еще следует заполнить, – вот постулаты социологического направления. «Наполнять» законы правом призваны судьи и администраторы, а отсюда следует недоверие к закону и законности, поскольку работники правоохранительных органов могут удовлетворить свои интересы в обход и вопреки нормативным актам.

Социологический подход к праву привлекателен для исследователя и для законодателя. Чтобы познать право, издать полезный и эффективный закон, надо изучать законодательство в действии.

Философский подход основан на теории естественного права. Философское направление в юриспруденции характеризуется следующими положениями:

1) существует некое идеальное правовое начало, которое призвано предопределить, каким должно быть право, выраженное в нормативных актах (естественные права человека – это идеальное правовое начало);

2) формулируется ряд требований к законодательству: отражение в нем идей справедливости, прав человека, иных социальных ценностей.

Еще в глубокой древности наметилось различие права (естественного) и закона. Основной постулат рассматриваемого направления – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.

В юридической науке конца 19-начала 20 в. различные школы жестко противостояли друг другу, развивали свои положения, оттачивали свою аргументацию в полемике друг против друга. На сегодняшний день можно говорить не только о мирном сосуществовании, но и об интеграции позитивизма, социологической теории и концепции естественного права – эти направления пошли навстречу друг другу, не бросаясь в крайности.

Статья написана по материалам сайтов: lektsia.com, studwood.ru, studopedia.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector