Права и обязанности ребенка в семье

Права и обязанности детей

Права и обязанности детей

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления .

2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

· с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

· в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

· при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

· с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

· на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

· на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

· на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

· на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

· на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

· на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

· на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

· на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

· на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

· жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

· на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

· на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

· на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

· на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума .

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

· ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

· дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

· жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

· помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

· при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

· право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

· право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

· каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

Это интересно:  Каждый вправе защищать свои права и свободы

· несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

· в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

· в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

· после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

· контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

· лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Какую ответственность несёт несовершеннолетний?

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, адми­нистративную и материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответствен­ности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз­бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

· в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступ­лениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого про­изводства по делам несовершеннолетних;

· в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных право­нарушениях — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хули­ганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хище­ния, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобществен­ные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством .

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движе­ния, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появле­ние в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совер­шившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).

Обязанности родителей перед детьми

Каковы же обязанности родителей перед детьми? На самом деле родители имеют множество обязанностей перед маленьким членом семьи, соблюдать которые их обязывает государство. Самое первое, что обязана сделать мама – сохранить здоровье малыша в период его внутриутробного развития. Если будущая мама предпринимает меры, способные нанести реальный вред жизни и здоровью ребенка, она рискует понести криминальную ответственность за свои преднамеренные действия.

Когда малыш появляется на свет, родители обязаны дать ему фамилию, имя и отчество в течение первого месяца его жизни. Забота о здоровье ребенка и его воспитание также является прямой обязанностью родителей, пренебрегая которой они рискуют потерять свои родительские права. При этом в процессе воспитания родители должны уважать достоинства своего малыша и не злоупотреблять своей силой и возможностями. Известно множество случаев в России, когда родители ведут аморальный образ жизни, принимают алкоголь и буквально издеваются над ребенком, а органы опеки не обращают на это никакого внимания. В то время, как в Европе первый шлепок по попе ребенка может закончиться для его мамы лишением прав, а возможно и тюрьмой. Какая система лучше, неизвестно. Но некоторые подвижки в сторону усиления внимания за исполнением родительских обязанностей со стороны российских социальных служб очень радуют.

Воспитание в семье и общение с родителями является основным правом ребенка. И для этого малыш имеет право на въезд в страну проживания каждого из родителей и свободный выезд из нее. Кроме того, родители обязаны обеспечивать возможность его общения с близкими родственниками, бабушками, дедушками, братьями и сестрами.

Еще одна святая обязанность родителей – содержание своего ребенка. При этом каждый из родителей должен принимать участие в воспитании и в финансовом обеспечении сына или дочери по мере своих возможностей. Помощь ребенку со стороны государства поступает в распоряжение родителей и используется ими на их усмотрение, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности малыша.

Мама и папа имеют множество обязанностей перед своим ребенком. Но для любящих родителей такие обязанности всегда в радость.

Права и обязанности детей

Теперь давайте поговорим непосредственно каковы же права и обязанности детей. Когда малыш подрастет, обязательно расскажите ему о его правах. И объясните, почему он должен выполнять свои обязанности. Каждый из нас является частью общества, а значит должен жить по определенным правилам. Чем старше ребенок, тем больше обязанностей на него накладывается. Самое первое, что приходит на ум, это обязанность ребенка получить общее образование. С одной стороны, получение образования – это наше право, которое предоставляет нам государство. Но государство также имеет право контролировать процесс. Обязательно скажите своему подрастающему школьнику, что обучение в школе — это первая серьезная обязанность в его жизни.

Но еще до школы дети должны соблюдать множество правил. Например, они обязаны уважать права друг друга. Объясните ребенку, что он не имеет никакого права обижать и оскорблять других детей. Каждый человек имеет собственное достоинство и нуждается в уважении. Не забудьте напомнить и о том факте, что дети с другим цветом кожи или особым разрезом глаз абсолютно ничем не отличаются от остальных, и дразнить таких детей неприемлемо. Кроме того, ребенок должен помнить, что детей нельзя оценивать по уровню состоятельности их родителей, можно говорить лишь об их личной старательности и трудолюбии. Все остальное не подлежит обсуждению.

Самое главное, что должен четко понимать каждый ребенок, что права и обязанности людей связаны между собой. Мы уважаем права людей, а они в ответ обязаны уважать наши права. Если мы относимся вежливо к одноклассникам, друзьям во дворе, соседям и знакомым, они точно так же уважительно будут относиться и к нам.

Поговорите с ребенком о его правах. Он должен знать и уметь пользоваться правилами, по которым живет общество. А самое важное из них гласит о том, что наше право размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа. Научите этому нехитрому правилу своего малыша. И уверяю Вас, этот урок он не забудет никогда.

Домашние обязанности ребенка

Дома родители обычно не отягчают жизнь ребенка какими-либо обязанностями. А вот о своих правах дети никогда не забывают. Посмотреть любимый мультик, купить новый телефон или компьютер, заказать маме на обед любимое блюдо – всеми этими благами дети пользуются каждый день, даже не задумываясь о том, что у родителей тоже могут быть к ним определенные требования. Это неправильный подход. Любовь, конечно, должна быть бескорыстной, но не настолько же, чтобы сесть маме с папой на голову и свесить ножки.

Обязательно поручайте ребенку домашнюю работу. Домашние обязанности ребенка позволят воспитать собранного и ответственного человека. Но и ребенок должен видеть, что в ответ на его старания, и Вы прилагаете свои усилия. Для малыша будет очень полезно научиться ответственности. Обязанности ребенка дома не должны быть сложными. Но по мере роста и развития малыша, ему можно поручать все более и более ответственные задания. Такое доверие с Вашей стороны сделает ребенка счастливым, а отношения в Вашей семье близкими и дружными.

Это интересно:  Правила оформления ттн 2020

Права ребенка — это представления (как правило, эти представления живут в форме верований и убеждений) об объеме того, что дети могут делать свободно, не согласовывая с родителями, и одновременно объем обязательств взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного права ребенка» не существует, как в принципе никаких естественно присущих «прав» нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся — и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка. Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки — убери. Можешь помочь маме — помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется — избаловать.

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри видео «Перед судом равны все»

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» — Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» — Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без наказаний, чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать — работать ему или нет. «Это моя жизнь!» — Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов «Пупс», «Младший ученик» и «Старший ученик».

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание «Младший ученик». В отличие от Пупса, он может уже всерьез голосовать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться. А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу. С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус «Старший ученик». У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав — он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное — он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми. Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» — и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы — конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок «Дела дня», куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить «Дневник чтения», постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.

Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: «Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?» Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!
Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом.
Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным — в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: «У нас в семье такое правило — кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего». Ваня задумался.
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: «А кто сегодня будет за старшего?» Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!». Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Консультация (старшая группа) на тему:
Права и обязанности ребенка в семье

Каждый человек, который стал родителем, обязан знать о том, какие у его малыша есть права и какие есть у него, как у родителя, обязанности перед ребенком.

Это интересно:  Право граждан на обращение

Скачать:

Вложение Размер
prava_i_obyazannosti_rebenka_v_seme.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Права и обязанности ребенка в семье

Каждый человек, который стал родителем, обязан знать о том, какие у его малыша есть права и какие есть у него, как у родителя, обязанности перед ребенком.

На что имеет право ребенок в семье:

  1. Знать о том, кем являются его родители. Жить и воспитываться в своей семье.
  2. Общаться с обоими родителями, а так же с другими родственниками. Это касается даже тех случаев, когда малыш живет с одним из родителей либо же с бабушкой или дедушкой. Вне зависимости от того, живут мама и папа в разных городах или государствах, ребенок имеет право видится с или обеими.
  3. Воссоединятся со своей семьей (Если родители живут за границей, ребенок может без проблем получить разрешение на въезд и выезд из данной страны).
  4. Получать средства на содержание от родителей, а так же любых других членов семьи. Деньги поступают на имя родителей, но идти должны исключительно на потребности ребенка: воспитание, развитие, образование и так далее.
  5. Воспитываться и чувствовать заботу от родителей или других личностей, которые занимаются воспитанием (в случаи, ели опекунами выступают не кровные мама и папа).
  6. Высказывать свое мнение, чувствовать свою важность в доме.

Очень важно, чтобы в доме к ребенку относились как к равноправному члену семьи. Считались с его мнением, брали во внимание его желания и своим отношением давали понять, что он такая же важная личность, как его мама и папа.

Кроме этого родители всеми силами должны обеспечивать ребенку возможность проявлять себя. Интересы ребенка должны всегда стоять на первом месте. В момент, когда родители планируют свою жизнь и будущую деятельность, они всегда должны учитывать интересы младшего члена семьи. Это значит, что в момент принятия важных решений с переездом, изменением образа жизни и так далее всегда нужно уметь выслушивать мнение ребенка и обязательно брать его во внимание.

Ребенок должен быть обеспечен всем необходимым, что нужно для здоровой жизни и развития. Самое главное для каждого родителя — это предоставить малышу такие условия, чтобы он мог свободно там расти, при этому реализовывая себя как личность. Кроме родителей, об этом должно позаботиться и государство. В случаи, если у родителей нет возможности полностью обеспечить ребенка теми условиями, которые ему необходимы для развития, государство должно взять эти обязанности на себя.

Всегда, везде и во всем родители должны уважительно относится к мнению ребенка. Слушать и принимать во внимание все, что он говорит. Таким образом родители приучают малыша к тому, что всегда нужно иметь собственное мнение, которое обязательно нуждается в том, чтобы его сказали. И которое в любом случаи будет иметь значение в среде, где было произнесенное.

Обязанности ребенка в семье:

  1. Ребенок должен уважать людей, которые занимаются его воспитанием, вне зависимости от того, идет речь о родных родителях или опекунах.
  2. Ребенок обязан помогать своим родителям, бабушкам, дедушкам и другим воспитателям, в случаи, если те нуждаются в помощи.

Права и обязанности несовершеннолетних

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:

— Конвенция ООН о правах ребенка.

— Семейный кодекс РФ.

— Трудовой кодекс РФ.

— Гражданский кодекс РФ.

— Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

— Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

— Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

С рождения ребенок имеет права:

  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

обязанности:

  • слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

•.соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет добавляются права

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;

обязанности:

  • получить основное общее образование (9 классов);
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;

ответственность:

  • перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  • за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

С 8 лет добавляются права:

• на участие в детском общественном объединении;

обязанности:

  • соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;

ответственность:

  • перед детским общественным объединением и его участниками.

с 10 лет добавляются права:

  • на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
  • давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;

ответственность:

  • с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

С 14 лет добавляются права:

  • получить паспорт гражданина Российской Федерации;
  • самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
  • требовать отмены усыновления;
  • давать согласие на изменение своего гражданства;
  • требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
  • работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
  • заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
  • самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
  • управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • участвовать в молодежном общественном объединении;

обязанности:

  • выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;

ответственность:

  • исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • возмещение причиненного вреда;
  • ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
  • уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).

С 15 лет добавляются права:

  • работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.

С 16 лет добавляются права:

  • вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
  • работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
  • быть членом кооператива;
  • управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
  • быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);

ответственность:

  • за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
  • за совершение всех видов преступлений.

С 17 лет добавляется обязанность:

  • встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Статья написана по материалам сайтов: www.psychologos.ru, nsportal.ru, to15.minjust.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector