Закон о стратегических инвестициях

Инвестиционное законодательство

Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

  • устанавливает следующие понятия: «иностранный инвестор», «иностранная инвестиция», «прямая иностранная инвестиция», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «реинвестирование», «совокупная налоговая нагрузка»;
  • определяет правовое регулирование иностранных инвестиций, режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, предоставление льгот, гарантии защиты инвестиций;
  • регламентирует особенности недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний, правила создания и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями, аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

  • устанавливает следующие понятия: «капитальные вложения», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект», «срок окупаемости инвестиционного проекта», «совокупная налоговая нагрузка»;
  • определяет отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений;
  • определяет объекты и субъекты капитальных вложений;
  • определяет права инвесторов, обязанности субъектов, отношения между ними и источники финансирования;
  • регламентирует государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;
  • устанавливает особенности осуществления государственных капитальных вложений;
  • определяет государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту капитальных вложений, а также отношения в рамках местного самоуправления.

Федеральный закон от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»

  • устанавливает следующие понятия: «угроза обороне страны», «хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение», «контролируемое и контролирующее лицо»;
  • определяет виды деятельности и сделок, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны;
  • определяет условия совершения сделок по установлению контроля иностранных инвесторов над хозяйствующими обществами, имеющими стратегическое значение;
  • определяет порядок согласования со стороны государственных органов покупки и приобретения стратегически значимых объектов в собственность иностранных лиц;
  • регламентирует порядок осуществления контроля со стороны уполномоченных государственных органов проверки стратегически значимых объектов;
  • определяет правовые последствия несоблюдения требований закона.
  • устанавливает следующие понятия: «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «субъекты инвестиционной деятельности», «инвесторы», «объекты инвестиционной деятельности»;
  • определяет права инвесторов, обязанности субъектов инвестиционной деятельности, отношения между ними, источники финансирования, взаимодействие государственных органов в инвестиционной деятельности;
  • определяет гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики: некоторые проблемы применения Закона о стратегических иностранных инвестициях

(Степанченко А. В.) («Бизнес, Менеджмент и Право», 2013, N 1)

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА О СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ

А. В. СТЕПАНЧЕНКО

Степанченко А. В., доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА.

Анализируя положения законодательства и правоприменения в сфере стратегических инвестиций, автор раскрывает возникающие проблемы правового регулирования иностранного инвестирования в стратегические отрасли экономики.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, стратегические инвестиции, хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, ограничение инвестирования, недостатки регулирования.

Foreign investments in strategic branches of industry: several problems of the realization of Federal Law on foreign investments in strategic branches of industry. A. V. Stepanchenko

Based on examination of provisions of federal law and it’s realization in the area of strategic investments author focuses on arising problems in law’s regulation of foreign investments in strategic branches of industry. Author discloses heart of problems.

Key words: foreign investments, strategic investments, economic companies with strategic importance, limited investments, lack of regulation.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации уже на протяжении ряда лет является одной из приоритетных задач для действующего правительства. «Известно, что государство играет важную роль в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы. Оно на протяжении всей истории наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны выполняло функции в сфере экономики» . Любое государство осуществляет политику, особенно в экономике, сочетая принципы протекционизма (защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции) и либерализации (снятие барьеров, препятствующих свободной конкуренции между хозяйствующими субъектами). Безусловно, должен существовать разумный баланс публично-правовых и частноправовых интересов. Протекционизм, ограничения оправданны если они необходимы для общества в целом, в том числе и в сфере инвестирования. Конституция Российской Федерации в статье 55 предусматривает введение ограничений только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и государственной безопасности. Как справедливо отмечают С. А. Бабкин, Е. С. Хохлов в статье «Ограничение иностранных инвестиций в стратегические отрасли: продолжение дискуссии» , «принципиальная возможность принятия Закона N 57-ФЗ (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. — Выд. и прим. автора) с точки зрения принципов российской правовой системы не должна вызывать сомнений: в конце концов экономическая безопасность страны ничуть не хуже безопасности военной». Тем не менее такие ограничения свободы предпринимательской деятельности не должны быть чрезмерными, а должны отвечать правовому принципу соразмерности, справедливости, быть адекватными, пропорциональными и необходимыми, не носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права . Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, норма, ограничивающая права и свободы, должна быть формально-определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения . «Даже американские авторы, отстаивающие позицию о том, что государства могут ограничивать иностранные инвестиции в стратегические отрасли своих экономик, признают, что законодателю следует подходить к формулированию ограничений с исключительной осторожностью, чтобы ради нескольких сделок, действительно приводящих к возникновению угрозы национальной безопасности, не препятствовать другим иностранным инвестициям, благоприятно влияющим на экономику» . ——————————— Бублик В. А. Новеллы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (через призму вступления России в Таможенный союз) // Российский юридический журнал. 2012. N 3 (цитируется по тексту статьи, размещенной в правовой системе «КонсультантПлюс»). Бабкин С. А., Хохлов Е. С. Ограничение иностранных инвестиций в стратегические отрасли: продолжение дискуссии // Вестник гражданского права. 2010. N 5 (цитируется по тексту статьи, размещенной в правовой системе «КонсультантПлюс»). Пункт 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И. В. Выставкиной // Российская газета. 09.04.2003. N 67. Пункт 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003 года N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова» // Российская газета. 31.10.2003. N 221. Бабкин С. А., Хохлов Е. С. Ограничение иностранных инвестиций в стратегические отрасли: продолжение дискуссии // Вестник гражданского права. 2010. N 5 (цитируется по тексту статьи, размещенной в правовой системе «КонсультантПлюс»).

Это интересно:  Дивиденды и проценты по ценным бумагам

Итак, для создания условий и ясных правил для привлечения иностранных инвестиций в отрасли экономики, которые государство признает имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, более четырех лет назад был принят Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ, далее по тексту — Закон.) . Существенные поправки, направленные на либерализацию указанного Закона, были приняты 16 ноября 2011 г., введены в действие 18 декабря 2011 г. (Федеральный закон N 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства») . Указанные поправки были вызваны неоднозначностью, широтой трактовки ряда положений, ограничивающих иностранные инвестиции в стратегические отрасли, на практике, в том числе судебной, и критическое отношение к Закону иностранных инвесторов. Как указывали А. Н. Жильцов, Б. Р. Карабельников в статье «Режим «стратегических инвестиций»: новеллы или коллизии», «неудачные формулировки Закона N 57-ФЗ уже породили основания для расширительного толкования его норм, причем Правительственной комиссии пришлось поручать руководству ФАС функции по его толкованию и даже видоизменению. В сложившихся в мировой экономике условиях России не выжить за новым «железным занавесом» . Несмотря на реформу, направленную на либерализацию Закона, конкретизацию его отдельных положений, в Законе остается нерешенным ряд проблем, в отношении которых существует неопределенность. Так, в Меморандуме европейского бизнеса в России (весна — лето 2012) отмечаются следующие оставшиеся нерешенными проблемы: 1) слишком обширный список видов деятельности, затрагивающих оборону и безопасность страны (стратегические отрасли) (42); 2) необходимо четко определить долю участия в хозяйственном обществе, при наличии которой закон будет признавать установление контроля над обществом, например, установить равной 10 — 20%, соответственно закрепить, что ниже указанного уровня контроля над обществом нет с точки зрения Закона; 3) необходимо детально разъяснить, при каких условиях Закон будет применяться к приобретению иностранными обществами контроля над другими иностранными обществами, имеющими стратегически значимые предприятия в России; 4) необходимо четко определить, в каких случаях требуется предварительное одобрение Правительственной комиссии, если иностранный инвестор собирается учредить дочернюю компанию, которая будет вести стратегическую деятельность с момента своего основания, и ряд других проблем . ——————————— Собрание законодательства РФ. 2008. N 18. Ст. 1940. Российская газета. 21.11.2011. N 261. Жильцов А. Н., Карабельников Б. Р. Режим «стратегических инвестиций»: новеллы или коллизии // Вестник гражданского права. 2009. N 4 (цитируется по тексту статьи, размещенной в правовой системе «КонсультантПлюс»). Меморандум европейского бизнеса в России. Весна — лето 2012. Ассоциация европейского бизнеса.

Внесены изменения в законы об иностранных инвестициях и о порядке инвестирования в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Это интересно:  Оплата сверхурочных часов в 2020 году

Федеральный закон принят Государственной Думой 5 июля 2017 года и одобрен Советом Федерации 12 июля 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства Федеральным законом предусмотрено, что по решению председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Определены правовые последствия совершения сделок с нарушением данного требования.

Предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, признаются иностранными инвесторами для целей применения статьи 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливающей требования к порядку осуществления иностранными инвесторами сделок в отношении российских хозяйственных обществ.

Уточнен и расширен перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Скорректированы законодательные нормы, устанавливающие порядок определения возлагаемых на иностранного инвестора обязательств, выполнение которых связано с обеспечением обороны страны и безопасности государства.

Определены правовые последствия непредставления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, в уполномоченный орган предусмотренной Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» информации о приобретении 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в виде лишения иностранного инвестора или группы лиц в судебном порядке по иску уполномоченного органа права голоса на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества до выполнения ими указанного требования.

Установлена обязанность иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в течение 90 дней после дня вступления Федерального закона в силу представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информацию о владении 5 и более процентами акций (долей), составляющих уставный капитал хозяйственного общества, которое осуществляет хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 апреля 2008 года №57-ФЗ

О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.12.2010 г. №420-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 16.11.2011 г. №322-ФЗ, 03.02.2014 г. №15-ФЗ, 12.03.2014 г. №29-ФЗ, 04.11.2014 г. №343-ФЗ, 01.07.2017 г. №155-ФЗ, 18.07.2017 г. №165-ФЗ, 31.05.2018 г. №122-ФЗ)

Принят Государственной Думой 2 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства настоящим Федеральным законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее — группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении указанными лицами сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества таких хозяйственных обществ, которое относится к основным производственным средствам и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении иных сделок, действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31.05.2018 г. №122-ФЗ)

(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.11.2014 г. №343-ФЗ)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом, и сфера его применения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) в форме приобретения указанными лицами в собственность, владение или пользование имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в том числе на фондовых биржах, или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

2. Иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, которые не осуществляют представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах (далее — иностранные инвесторы, не представляющие информации), иностранные государства, международные организации, а также организации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов, не представляющих информации, иностранных государств, международных организаций, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершать сделки, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Это интересно:  Шаблон гарантийного письма на оплату

2.1. Понятия контроль» и «контролирующее лицо» используются в тех же значениях, что и в статьях 3 и 5 настоящего Федерального закона соответственно. Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2.2. Представление иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, и находящимися под их контролем организациями в уполномоченный орган информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, а также в форме запроса, предусмотренного частью 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, о необходимости согласования планируемых сделок, иных действий в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Сделки, которые совершаются иностранными инвесторами, не представляющими информации, иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные инвесторы, не представляющие информации, иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (далее также — пользование участками недр федерального значения), подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Установление контроля иностранных инвесторов, не представляющих информации, иностранных государств, международных организаций или находящихся под их контролем организаций над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, определяется в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Федерального закона.

6. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Российская Федерация. Отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве.

7. Положения настоящего Федерального закона, которые регулируют отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, за исключением положений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, не распространяются на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, если до совершения соответствующих сделок Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и сохраняет за собой такое право после их совершения.

Статья написана по материалам сайтов: center-bereg.ru, www.kremlin.ru, base.spinform.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector