В каком веке было принято соборное уложение

1-10 век

11 век

12 век

13 век

14 век

15 век

16 век

17 век

18 век

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Соборное уложение 17 века

Соборное уложение 1649 года – свод законов Московской Руси, регулирующих самые разнообразные сферы жизни.

Причины создания Соборного уложения

Последний судебник, принятый до создания Соборного уложения, относился к 1550 году (Судебник Ивана Грозного). С тех пор прошел практически век, феодальная система государства несколько видоизменилась, были созданы многочисленные новые указы и уложения, которые зачастую не только делали предыдущие указы устаревшими, но также противоречили им.

Ситуация усложнялась также тем, что многочисленные нормативные документы были сильно разбросаны по ведомствам, отчего в законодательной системе государства был полнейший хаос. Были распространены ситуации, когда о новом акте знали только те, кто его принимал, а вся остальная страна жила по устаревшим нормам.

Для того, чтобы наконец упорядочить законотворчество и судебную систему, необходимо было создать совершенно новый документ, который бы отвечал требованиям времени. В 1648 году вспыхнул Соляной бунт, восставшие, среди прочего, требовали создание нового нормативного документа. Ситуация стала критической и откладывать было уже нельзя.

В 1648 году был созван Земский собор, который вплоть до 1649 года занимался созданием Соборного уложения.

Создание Соборного уложения

Созданием нового документа занималась специальная комиссия во главе с Н.И. Одоевским. Создание нового судебника происходило в несколько этапов:

  • Работа с многочисленными источниками законов и актов;
  • Совещание на тему содержания законодательных актов;
  • Редактирование царем и думой представленных черновиков новых законопроектов;
  • Совместное обсуждение тех или иных положений уложения;
  • Подписание всеми членами комиссии новой редакции законопроектов.

Такой тщательный подход к созданию документа был вызван тем, что члены комиссии хотели создать тщательно систематизированный и максимально полный и доступный судебник, исправив все недочеты в предыдущих документах.

Источники Соборного уложения

Основными источниками послужили:

  • Судебник 1497 года;
  • Судебник 1550 года;
  • Указные книги, где фиксировались все вышедшие законопроекты и акты;
  • Челобитные царю;
  • Византийское право;
  • Литовский статут 1588 года использовался в качестве образца судебника.

Именно в Соборном уложении 1649 года наметилась тенденция к разделению норм права по отраслям, соответствующая современному законодательству.

Отрасли права в Соборном уложении

Новое уложение определяло статус государства и самого царя, содержало комплекс норм, регулирующих деятельность всех органов государственного управления, устанавливало порядок въезда и выезда из страны.

В уголовном праве появилась новая система классификации преступлений. Появились такие виды, как:

  • преступление против церкви;
  • преступление против государства;
  • преступление против порядка управления (самовольный выезд из страны);
  • преступления против благочиния (содержание притонов);
  • должностные преступления:
  • преступления против личности;
  • имущественные преступления;
  • преступления против нравственности.

Появились также и новые виды наказаний. Теперь преступник мог рассчитывать на смертную казнь, ссылку, тюремное заключение, конфискацию имущества, штраф или бесчестящее наказание.

Гражданское право также значительно расширилось благодаря росту товарно-денежных отношений. Появилось понятие физического лица и коллектива, возросла правоспособность женщин в вопросах совершения сделок, устная форма договора теперь заменялась письменной, положив начало современным сделкам купли-продажи.

Семейное право не сильно поменялось – все еще действовали принципы «Домостроя» — главенство мужа над женой и детьми.

Также в Соборном уложении был расписан порядок судопроизводства, уголовного и гражданского – появились новые виды доказательства (документы, крестное целование и т.д.), выделились новые процессуальные и розыскные мероприятия, направленные на доказательство виновности или невиновности.

Важным отличием от предыдущих судебников было то, что при необходимости, Соборное уложение 1649 года дополнялось и переписывалось при появлении новых актов.

Закрепощение крестьян

Однако наиболее заметное место в Соборном уложении занимают вопросы, касательно крепостного права. Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило. Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав. Изменились также правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными (теперь беглый крестьянин не мог стать свободным спустя несколько лет, теперь сыск велся бессрочно).

Значение Соборного уложения

Соборное уложение 1649 года является памятника русского права. Оно наметило новые тенденции в развитии русского права, закрепило новые социальные черты и институты. Кроме того, уложение значительно продвинулось в плане систематизации и составления юридических документов, так как было сделано разграничение по отраслям.

История.. Законодательство в России 17 века. Соборное уложение

Законодательство в России 17 века. Соборное уложение.

Образование, научные знания и литература в 17 веке.

На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры — освобождения её от церковного влияния. Литература начала века отмечена повышенной публицистичностью, связанной с бурными событиями крестьянских волнений и польской интервенции. Наиболее известные произведения: Сказание» Авраамия Палицина, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Михайловича Катярева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 года, написанном по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения — укрепить положение новой династии Романовых.

В этот период всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях. Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: «Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и другие. В 1685 году открылась Московская Славяно- греколатинская академия — первое высшее учебное заведение в России.

Собо́рное уложе́ние 1649 года — свод законов Московского государства, памятник российского права XVII века, первый в российской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи (см. раздел «Развитие Уложения»).

Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало вплоть до 1832 года, когда в рамках работы по кодификации законов Российской империи, проводимой под руководством М. М. Сперанского, был разработан Свод Законов Российской империи.

Соборное уложение состоит из 25 глав, регулирующих различные области жизни.

Они подразделялись на:

В Соборном Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха.

2. Уголовное право

3. Гражданское право

4. Семейное право

Сцены русского быта. XVII век (А. М. Васнецов «В русской горнице»)

В области семейного права продолжали действовать принципы Домостроя — главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества, обязательность следования жены за мужем.

Законодательство разрешало заключение одним лицом не более трёх брачных союзов в течение жизни.

22.Купечество и посадские люди в 17 – начале 18 века.

Новая императрица решила также для начала дезавуировать ряд действий своего предшественника: приостановила секуляризацию церковных имуществ, отменила мирный договор с Пруссией; согласно указу от 11 февраля 1763 г. служба дворян вновь объявлялась обязательной. Однако ближайшие события показали, что ни о каком разрыве с прежней политикой речи идти не может. В 1764 г. был заключен новый договор с Фридрихом II, и в том же году Екатерина II провела секуляризацию имений духовного ведомства, распространив ее в 1768 г. на территорию Украины; в 1785 г. подтверждено освобождение дворян от обязательной службы. Историк С. С. Татищев в 1776 г. не без удивления отмечал: “Как ни велико, на первый взгляд, различие в политических системах Петра III и его преемницы, нужно, однако, сознаться, что в нескольких случаях она служила лишь продолжательницей его начинания”. Отмеченная Татищевым преемственность была характерна для политики всех монархов ХVШ в. Прежними оставались главные задачи: усиление могущества империи, укрепление абсолютистского строя и позиций его социальной основы — дворянского сословия.

Вместе с тем в политике Екатерины II имелись и качественные новшества, которые позволяют характеризовать ее время как период “просвещенного абсолютизма”. “Просвещенный абсолютизм” не был изолированным фактом русской политической жизни. В роли “просвещенных” монархов выступали и прусский король Фридрих II, и шведский — Густав III, и австрийский император Иосиф II. Историки по-разному оценивают цели и суть политики “просвещенного абсолютизма”. Так, Н. П. Ерошкин отождествляет ее с “пропагандой показного либерализма”. “Образ “просвещенной” государыни на троне России, — пишет он о Екатерине II, — должен был внести успокоение в общественное мнение Западной Европы и России перед фактом узурпации престола, укрепить царистские настроения в среде крестьянства, внушить народным массам мысль, что взгляды и действия императрицы милосердны, справедливы и гуманны”. Н. М. Дружинин связывал политику “просвещенного абсолютизма” с развитием нового, капиталистического уклада и обострением классового антагонизма между крестьянскими массами и властвующим дворянством. В этих условиях, по его мнению, более проницательные и активные правители “сознательно искали совета и даже гласной поддержки крупных мыслителей эпохи для гибкого и постепенного приспособления существующего порядка к новым социально-экономическим отношениям”.

Есть основания считать, что Екатерина II, в молодые годы с жадностью штудировавшая труды французских просветителей — Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, искренне увлекалась некоторыми их идеями. “Я хочу, чтобы страна и подданные были богаты, — вот принцип, от которого я отправляюсь, — писала она еще до воцарения. — . Я хочу, чтоб повиновались законам, а не рабов. ”. В течение двух лет Екатерина трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа” созванной Комиссии о сочинении нового Уложения. В качестве исходных положений в “Наказе” торжественно декларировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти — не та, “чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть, аргументы заимствовались у писателей просветительного направления— это огромность государственного “пространства”: “Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовати сходно со пространством столь великого государства”. Чтобы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица предлагала утвердить в стране принцип строгой законности, установить равенство всех граждан перед законом. “Наказ” намечал также направления экономической политики — Екатерина II выступала против сохранения монополий, за свободу торговли и промышленности. Руководствуясь принципами французского Просвещения, автор “Наказа” принципиально высказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит “закону естественному”, но требования освобождения “рабов” не выдвигала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой — сохраняла самодержавие, господство дворянства, крепостное право.

Сам созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики “просвещенного абсолютизма”. Комиссия была задумана как сословно — представительное совещание, в работе которого должны были принять участие все сословия государства, кроме помещичьих крестьян. Правда, открытая с большой торжественностью и широко разрекламированная Комиссия не решила своей главной задачи — не создала нового кодекса законов, основывающегося на “Наказе” императрицы. Но принципы “просвещенного абсолютизма”, провозглашенные в “Наказе”, нашли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины П. Уже в 1762—1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар в системе монополий в сфере торговли и промышленности. Особое значение имел указ от 23 октября 1763 г., которым повелевалось, “чтоб отныне впредь всем, кто пожелает разного звания, фабрики и заводы. строить и размножать”. 17 апреля 1767 г. было предписано “никакое ремесло и рукоделие, каким городские жители безгрешное пропитание себе промышлять могут, не запрещать” — объявлялась, таким образом, свобода городских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г.: отменялись казенные сборы с промышленных предприятий, каждый получал право “заводить станы всякого рода и на них производить всякого рода рукоделия без других на то дозволений или приказаний”.

Однако не могло быть подлинной свободы хозяйственной жизни, пока сохранялось крепостное право. Внутренние противоречия “Наказа” нашли себе полное соответствие в политике Екатерины II по крестьянскому вопросу. С одной стороны, в 1766 г. она анонимно поставила перед Вольным экономическим обществом конкурсную задачу о целесообразности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и земельную собственность. Императрица, несмотря на настойчивые требования аристократии, не пошла на то, чтобы разделить все населенные казенные земли между помещиками, сохранила сословие государственных крестьян, ограничившись спорадическими, хотя и крупными, пожалованиями “свободных сельских обывателей” частным владельцам (преимущественно в бывших польских имениях). Лифляндскому дворянству Екатерина II “советовала” воздерживаться от чрезвычайных поборов с крестьян.

Но, с другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1763 г. было установлено, что крепостные крестьяне, которые решились “на многие своевольства и продерзости”, должны “сверх подлежащего за их вины наказания” оплачивать все расходы, связанные с высылкой воинских команд на их усмирение. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в августе 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступлением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал подвергать жестокому наказанию тех, кто составлял и подавал жалобы. Таким образом, дворянин становился полновластным судьей и его действия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления.

В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената, ослабляло его. Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе; создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как института русского абсолютизма.

Реформирование местного управления в первую очередь решало задачу усиления власти монарха. Екатерина II собственноручно начертала проект “Учреждения об управлении губерниями”, получивший в 1775 г. силу действующего закона. Закон этот централизовал местное управление, увеличив количество губерний и уездов и наделив наместников (под властью каждого наместника, как правило, объединялось 2 — 3 губернии), непосредственно подчиненных императору, широкой единоличной властью. Вместе с тем в основу “Учреждения” 1775 г. были положены идеи Просвещения XVIII в.: выборность суда и отделение его от администрации, придание ему характера сословного “суда равных”. Наряду с трехъярусной системой выборных судебно — сословных учреждений (уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии — для дворян, городовой суд и губернский магистрат — для горожан, нижняя и верхняя расправы — для государственных крестьян) в губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Именно этому суду каждый, содержавшийся в тюрьме более трех дней, не извещенный о причине ареста и не подвергнутый допросу, мог подавать жалобу, и если он не был заподозрен в тяжелом преступлении, то освобождался на поруки (попытка заимствовать английскую гарантию неприкосновенности прав личности). Влияние идей Просвещения еще более чувствуется в создании губернского Приказа общественного призрения, тоже состоявшего из выборных представителей от дворян, горожан и государственных крестьян и обязанного помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских и работных домов.

Стремясь создать более реальные гарантии “просвещенной монархии”, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепляла за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы, от государственных податей, от телесного наказания, право собственности на движимое и недвижимое имущество, право судиться только “равными” (т. е. дворянами), вести торговлю, заводить “фабрики, рукоделия и всякие заводы”. Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов (наместников).

Это интересно:  Выплаты почетному железнодорожнику на пенсии: как получить, какие льготы положены

Согласно грамоте городам представители “среднего рода людей” (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права — наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии — откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. д.), освобождались от телесных наказаний. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу. Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская “общая дума” из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень “свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить”.

Проект “Сельского положения” не был доведен до конца. Французская революция изменила отношение Екатерины II к идеям Просвещения. В 1794 г. в одном из писем она заявляет, что деятельность философов ведет лишь “к разрушению”: “что бы они ни говорили и ни делали, — продолжала она, — мир никогда не перестанет нуждаться в повелителе. лучше предпочесть безрассудство одного, чем безумие многих, заражающее бешенством двадцать миллионов людей во имя слова “свобода”.

Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией.

поляков Екатерина II в 1793 г. согласилась на отторжение от Речи Посполитой и польских земель — к Пруссии по второму разделу отошли Гданьск, Торунь и значительная часть Великой Польши. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание — борьбу за освобождение родины возглавил генерал Тадеуш Костюшко. Но Екатерина II поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские

Вступив на престол, Александр I занялся урегулированием отношений с Англией. Были сняты ограничения на торговлю с ней, отозваны из похода на Индию казачьи полки, а в июне 1801 года заключена русско-английская конвенция «о взаимной дружбе» , направленная против Франции. Но и с Францией в сентябре 1801 г. Было подписано мирное соглашение. Однако Александра тревожило дальнейшее усиление Франции. В 1804 г. Наполеон велел расстрелять члена французской королевской фамилии герцога Ангиенского, а в ответе на ноту протеста от Александра I прозрачно намекнул на участие царя в убийстве Павла I. Отношения с Францией были разорваны, Россия вступила в 3-ю антифранцузскую коалицию вместе с Англией, Австрией и Швецией.

12 июня «великая армия» вторгалась в Россию. Она стояла из 12 корпусов численностью 420 тыс. человек, ее возглавляли маршалы Л.Н.Даву, М.Ней, И.Мюрат, Н.Ш.Удино, Ж.Б.Бесьер, Ж.А.Макдональд и др. Русские границы обороняли 3 армии (около 214 тыс. чел.): 1-я А.Б.Барклая де Толли (120 тыс.) под Вильно (петербургское направление); 2-я армия П.И.Багратиона (49 тыс.) под Белостоком (московское направление), 3-я армия А.П.Тормасова (44 тыс.) под Луцком (киевское направление). Кроме того, под Ригой находился корпус Н.Н.Эссена (38 тыс), еще двва корпуса стояли во второй линии. Главнокомандующим как военный министр стал Барклай де Толли. Высокие постыв армии занимали А.П.Ермолов, М.И.Платов, М.А.Милорадович, А.И.Остерман-Толстой, Н.Н.Раевский, Д.С.Дохтуров и др.

План русского командования предусматривал отход в глубь страны при отказе от генерального сражения. После того как враг оторвется от своих баз и будет ослаблен длительной кампанией , предполагался переход в контр-наступление. Реализуя этот план, Барклай начал отступать с боями (крупнейший под Витебском), стремясь соединиться с Багратионом и не дать врагу разбить себя по частям, 22 июля 1-я и 2-я армии встретились у Смоленска, где им прошлось выдержать сражение с Наполеоном. Лишь 6 августа русские армии продолжали отступление.

Наполеон, заняв Смоленск, предложил Александру мир, но получил отказ (хотя сторонником соглашения при русском дворе было немало). Положение «Великой армии» постепенно ухудшалось: ее потери росли, коммуникации растягивались, снабжению все больше мешало разворачивавшееся партизанское движение. В июле войска П.Х.Витгенштейна разбили под Клястицами корпус Удино, что означало провал наступления французов на Петербург.

Но сам Наполеон продолжал наступать. Армия и общество были недовольны Барклаем, считая его, «немца», чуть ли не предателем. Учитывая это 8 августа Александр I назначил главнокомандующим М.И.Кутузова, популярного в народе и войсках и не «запятнанного», как Барклай, иностранным происхождением. Но и Кутузов продолжал отход. Лишь в 110 км от Москвы, под Бородином, он решил дать генеральное сражение, обусловленное не столько военной необходимостью, сколько нежеланием армии сдать Москву. 24 августа французы захватили передовое укрепление — Шевардинский редут, а 26 августа состоялась Бородинская битва. Имея 134 тыс. чел. При 587 орудиях против 155 тыс. чел. При 640 орудиях у Кутузова, Наполеон с трудом овладел багратионовыми флешами и батареей Раевского, главными позициями русской армии, но не смог обратить ее в бегство. Боевой дух русских войск не был сломлен. Однако они понесли тяжелые потери (44 тыс. чел. Против 30 тыс. или, по менее достоверным данным. 58 тыс. у врага). Резервов и подкреплений не было, тогда как Наполеон еще не ввел в бой «Старую гвардию» и гвардейскую кавалерию. На военном совете в Филях Кутузов ради сохранения армии решил сдать Москву. Большинство жителей покинули город. 2 сентября туда вошли французы, а вечером того же дня ее подожгли по приказу губернатора Ф.В.Ростоточина. Склады и 2/3 домов сгорели. На мирные предложения Наполеона Александр I не ответил.

Война вызывала в стране подъем патриотизма. Тысячи людей записывались в ополчение. Гражданская служба считалась теперь чуть ли не презренной по сравнению с воинской. Пожертвования в казну превысили сумму годового бюджета. Среди дворян, правда, отнюдь не все проявляли подобную щедрость, больше думая о бегстве в случае опасности.

Тем временем русская армия в Тарутинском лагере готовилась к новым боям; ее численность выросла вдвое. Ширилось партизанское движение, в котором наряду с регулярной армией и казаками (отряды Д.В.Давыдова, А.Н.Сеслаина, А.С.ингера) участвовали и крестьяне (отряды Г.М.Курина, Е.В.Четвертакова, В.Кожиной). Партизаны уничтожали вражеских солдат и захватывали обозы, мешая снабжению наполеоновской армии.

Важнейшей причиной победы над Наполеоном был общенациональный подъем, позволивший мобилизовать на борьбу с врагом огромные ресурсы. К тому же французский император явно не рассчитал свои силы. Его численный перевес на первом этапе войны во многом носил чисто количественный характер, ибо многие соединения «великой армии». Набранные в подвластных странах, были малобоеспособны, не желая воевать за чуждое им дело. Сыграли свою роль и такие факторы, как протяженность территории России, грубые военно-политические просчеты Наполеона, неготовность его войск к зиме. Все привело к быстрому краху нашествия.

После смерти Александра I, междуцарствия и жестокой расправы с декабристами на российский престол вступил брат Александра Николай. Годы царствования Николая I расцениваются как «апогей самодержавия». Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя. Программа его деятельности определялась фразой, произнесенной им при вступлении на престол: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в неё, пока во мне сохраниться дыхание жизни». Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой — осознание необходимости уступок «духу времени». В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Курс Александра II и его единомышленников на либеральные реформыпостоянно наталкивался на противодействие консервативных сил высшей бюрократии, сохранившей значительное политическое влияние при дворе. Разногласия существовали и среди либерально настроенных дворян, понимавших неизбежность крупных уступок. Сильнее всего они были между помещиками черноземных губерний, которые вели барщинное хозяйство на плодородной земле и дорожили ею, и помещиками нечерноземья, для которых важнейший источник доходов составляли оброчные платежи. Вторые были склонны отдать крестьянам больше земли, чтобы получить крупные выкупы.

Последовательных реформаторских взглядов придерживались Н.Милютин, сыгравший видную роль в разработке проекта крестьянской реформы, генерал Ростовцев (председатель Редакционных комиссий, в которых шла выработка закона о реформе), министр внутренних дел Ланской. А убежденные консерваторы Долгоруков и Муравьев стремились повлиять на Александра II так, чтобы сделать реформу как можно менее либеральной. Эта борьба в правительстве велась с переменным успехом, что и отразилось на основных положениях реформы.

В конце 1857 г. по указанию царя по губерниям были учреждены дворянские комитеты для составления проектов реформы. Правительственная программа определилась к концу 1858 г., но продолжала обсуждаться в правительственных кругах еще свыше двух лет. Окончательный вид проект принял к началу 1861 г.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Положения» и «Манифест» об отмене крепостного права. Обнародовали их 5 марта. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьянина, помещики лишились права распоряжаться им. Согласно Манифесту юридическим документом, формулировавшим условия выхода крестьян из крепостной зависимости становилась уставная грамота. Она подписывалась помещиком и крестьянскими поверенными ( от имени общины). Крестьяне обрели права юридического лица и статус свободных сельских обывателей, наделенных землей. Они получили возможность владеть имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, переходить в другие сословия, вести судебные дела.

Историческое значение крестьянской реформы огромно. Она расчистила путь для утверждения в России капиталистических отношений. Однако реформа сохранила множество феодальных пережитков, которые тормозили буржуазное развитие деревни. Крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян делали злободневным аграрный вопрос на протяжении всего дальнейшего существования русской монархии. В то же время снятие с деревни крепостных оков подразумевало изменение общественных отношений. Освобождение крестьян сдвинуло лавину преобразований, двигавших Россию к правовому государству. Неизбежно следовало изменить административное управление деревней, характер судебных учреждений, комплектование армии, порядок образования. Государственные институты, основанные на крепостном праве, уходили в прошлое.

Повлиять на политику Александра 3 могло только давление общественности. Однако после зверского убийства Александра 2 ожидаемого революционного подъема не произошло. Более того, убийство царя-реформатора отшатнуло общество от народовольцев, показав бессмысленность террора, усилившиеся полицейские репрессии окончательно изменили баланс в общественном раскладе в пользу консервативных сил.

В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию — не будем описывать реформы Александра 3 в таблице, а вместо этого опишем их поподробнее.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами.

Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, высылать без суда, предавать военному суду, закрывать учебные заведения). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движение.

В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

Важным направлением своей политики Александр третий считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.

При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

22. Мировое сообщество во второй половине XIX в. Создание новых государств в Европе. Значение для судеб мира и России гражданской войны в США. Новые явления в экономическом, социальном и политическом развитии стран Европы. Рабочее движение. Буржуазный реформизм. Парламентская система.

Пореформенное развитие России. Обострение социальной напряженности, поляризация политических сил. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора. Александр III. Социально-экономическая и политическая жизнь в пореформенной России. Развитие рыночных отношений.

Особенности перехода России к капитализму. Россия в мировой капиталистической системе.

Общественное движение в пореформенный период. Народничество и его эволюция. П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский. Оживление либерального движения. Центры русского либерализма. Великий князь Константин Николаевич, А.В. Головнин, А.Я. Ростовцев, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин. Земско-либеральное движение.

Рабочее движение и распространение марксизма в России. Г.В. Плеханов и группа «Освобождение труда». Первые марксистские кружки и группы в России. Создание В.И. Лениным «Союза борьбы». Характерные черты русского марксизма.

Экономика России в конце XIX в. и ее место в системе капиталистических государств. Образование российских монополий. Реформы С.Ю. Витте. Обострение социальных противоречий.

Внешняя политика России. Формирование военно-политических союзов в Европе. Завершение процесса территориального расширения России.

3.01.1905 г. стачкой на Путиловском заводе в Петербурге началась первая российская революция.

По своему характеру она была буржуазно-демократической. Своей кульминации революция достигла в октябре-декабре 1905г. Для умиротворения страны царское правительство применяло как репрессивные меры (использование войск, введение военных судов) так и шло на определённые уступки.

17 октября 1905г. был оглашён царский манифест, согласно которому в стране провозглашались демократические свободы, разрешалась легальная деятельность политических партий, учреждалась Государственная Дума.

Сразу после манифеста 17 октября 1905 г. оппозиционные организации и партии заняли заметное место на политической арене, что, в частности, проявилось в их активности на первых свободных выборах в Первую Государственную думу. Партии стали фактором политической жизни России. Либеральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союза взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организаций и т.д.

Это интересно:  Соседи делают ремонт очень шумно что делать

К концу 1905 г. оформились «Союз 17 октября» (октябристы), конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия мирного обновления, Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка и т.д. В политической жизни России в первой четверти XX века в разные периоды функционировало 87 партий.

Процесс формирования политических партий в России отличался некоторыми специфическими особенностями, чем на Западе. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества и институтов парламентаризма и правового государства и многое другое.

В конце XIX — начале XX в. современники отмечали «неутвержденность общественного состава», имея в виду недифференцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Не случайно В.О. Ключевский как-то заявил, что не сочувствует «партийно-политическому делению общества при организации народного представительства». Такой подход во многом объяснялся неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере.

В процессе возникновения на рубеже XIX –XX вв. в России политических партий выявился весьма примечательный «обратный» порядок складывания политической структуры буржуазного общества: сначала сформировались пролетарские и крестьянские (социал-демократические и народнические) партии, затем буржуазно-либеральные (кадеты и октябристы), наконец, реакционно-помещичьи.

Очевидно, что этот процесс направлялся разрушительным по отношению к старому миропорядку импульсом. Это была первая реакция на новый фактор действительности – гегемонию пролетариата в освободительном движении, отчётливо обнаружившуюся уже во второй половине 90-х гг. XIX в.

В буржуазно-либеральный лагерь входили партии:„ Союз 17 октября “ и партия конституционных демократов (кадетов). Во время 1-ой российской революции „Союз 17 октября“ поддержал правительственный лагерь. Социальную основу этой партии составляли крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, помещики, ведущие свое хозяйство капиталистическими методами. Своей целью октябристы ставили оказание содействия правительству, идущему по пути реформ. Они отстаивали принцип наследственной и конституционной монархии. Выступали за Единую и неделимую Россию, соглашались только на автономию Финляндии.

Партия эсеров заявила о своем образовании в 1902г., но организационно оформилась с 1906г. Название партии «социалисты-революционеры» не было случайным. Оно происходило от того, что эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических началах. Образование партии происходило на основе слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций, сформировавшихся еще в 90-е годы ХIХ в. Эти партии, союзы, лиги были носителями разных тенденций в народничестве. В составе партии на начало 1907 г. состояло 63 тыс. человек, к ней тянулись соответствующие национальные партии.

Программа эсеров предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей на федеративных началах, право наций на самоопределение, демократические свободы, уничтожение постоянной армии и замена ее народной милицией, отмену всех налогов на трудящихся при установлении прогрессивного налога на предпринимателя. Они выступали за социализацию земли (отмену частной собственности на нее). Изъятие из торгового оборота и уравнительные распределения между членами общины и кооперативами. Методы: пропаганда, организация стачек, вооружённое восстание, политический террор.

В 1906 г. из партии эсеров выделилось самостоятельное образование — «Союз социалистов-революционеров максималистов» которое представляло революцию как процесс дезорганизации власти и всех сторон государственной жизни путем захвата и экспроприации земли, предприятий, орудий производства. По их мнению, любая партия, поскольку она основана на централизме, подавляет инициативу своих членов и тем сковывает революционную энергию.

Другая часть эсеровской партии основали партию народных социалистов (энесов), отрицавшую насильственные методы борьбы.

В тот же период на авансцену вышла и та политическая партия, которая, совершив в 1917 г. государственный переворот и, разогнав в начале 1918 г. Учредительное собрание, стала могильщицей всех остальных партий и организаций, самого нарождавшегося парламентаризма и демократических институтов. Речь, разумеется, идет о Российской социал-демократической рабочей партии.

Российская социал-демократическая партия была основана в Минске в марте 1898 года. На съезде присутствовало 9 делегатов от Петербургского, Московского, Киевского, Екатеринославского «Союза борьбы», группы «Рабочей газеты» и «Общеевропейского рабочего союза в России и Польше».

Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда был выпущен «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии».

РСДРП организационно оформилась на 2 съезде в 1903г. Тогда же произошёл её раскол на большевиков (Ленин) и меньшевиков (Мартов). Численность их в 1907 г. составляла соответственно 58 тыс. и 45 тыс. человек.

Из этого следует, что поляризация общества углублялась; политическая жизнь страны определял город; между ним и деревней существовал разрыв в типе политической культуры. В апреле 1917 г. Ленин классифицировал партии классовому представительству и особенностям оценки стоящих перед страной задач: партии и группы правее кадетов: кадеты и близкие к ним группы; меньшевики и эсеры; большевики.

Великие реформы» середины XIX в., отменившие, наконец, кре­постное право, создали в стране элементы социокулътурных усло­вий, органичный рост которых мог бы трансформировать многоук­ладную экономику в качественно новый хозяйственный организм. Однако контрреформы 1880—1890-х гг. не только не остановили этот процесс, но и повлекли за собой вторжение марксизма. Положе­ние в России становилось все более критическим.

Особенно усилилось социальное напряжение в начале XX в.: раз­разился экономический кризис, нарастал политический кризис, нали­цо были династические неурядицы и разложение центральной влас­ти, резко обострилась обстановка после поражения в русско-японской войне. Все это привело к новому колоссальному социальному взры­ву — революции 1905 г., глубина и сила которой вполне соответство­вали масштабам страны и накопившимся, но не получившим урегу­лирования противоречиям. Это была революция, охватившая все со­циальные слои: горожан, крестьян, солдат, передовую интеллиген­цию; революционные и оппозиционные политические партии и дви­жения. Революция 1905 г. была призвана покончить с устаревшими самодержавными политическими институтами и социальной органи­зацией отжившего феодально-крепостнического строя. Царскому самодержавию был брошен вызов: народные массы на насилие ответи­ли насилием, они поджигали помещичьи усадьбы, убивали их вла­дельцев, пиком борьбы стало вооруженное восстание.

Но революция потерпела поражение, она вошла в историю как незавершенная. Цар­ское самодержавие пошатнулось под ее напором, но устояло. Оно пошло лишь на отдельные уступки, например, создало представи­тельный орган — Государственную думу.

Однако, несмотря на поражение, значение первой рус­ской революции велико. Это был первый могучий удар по ца­ризму. Революция принесла ряд политических и экономических завоеваний трудящимся. Во время революции впервые в исто­рии России существовали, хотя и недолго, свобода слова, со­браний, легальная рабочая печать, просветительные и про­фессиональные организации. Рабочие добились некоторых улуч­шений в своем материальном положении, а крестьянство — отмены выкупных платежей за землю. Революция сыграла важ­ную роль в жизни всех народов России.

Первая русская революция имела громадное международ­ное значение. Она положила начало новой эпохе — эпохе глу­боких политических потрясений и революционных битв, от­крыла новый этап в истории международного рабочего дви­жения и национально-освободительной борьбы народов коло­ний и полуколоний.

Под влиянием русской революции 1905—1907 гг. подня­лась волна стачек и демонстраций во всех странах Европы. Рабочие Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, Ру­мынии, Болгарии и других стран выражали полную солидар­ность с русскими рабочими, боровшимися против царизма, все чаще прибегали к проведению политических стачек.

Международное значение первой русской революции с особой силой сказалось на национально-освободительном дви­жении угнетенных и зависимых народов Востока, которое уже тогда поднималось против колониальной системы империализ­ма. Русская революция вдохновила народы Азии на борьбу про­тив сил феодальной реакции и иностранного господства. В 1905— 1907 гг. в таких странах, как Иран, Китай, Турция, произош­ли буржуазные революции. Открылся новый этап в националь­но-освободительной борьбе народов Индии, Афганистана, Ин­донезии и других стран.

За три года революции широкие народные массы прошли богатую школу политического воспитания. Революция вызвала у миллионов тру­дящихся творческую энергию и обогатила их огромным поли­тическим опытом.

Первая «всенародно» избраннаяДума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий.

Самой многочисленной фракцией были кадеты – 179 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы – 18. От так называемых национальных меньшинств в работе Думы участвовали 63 представителя, от беспартийных – 105.

Внушительную фракцию составляли представители аграрной трудовой партии России, или, как они тогда назывались, «трудовики». Фракция насчитывала в своих рядах 97 депутатов и эту квоту фракция практически сохранила все созывы.

Председателем первой Государственной Думы был кадет С.А.Муромцев, профессор Московского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что представительное учреждение народа России, даже избранное на основе недемократического избирательного закона, не будет мириться с произволом и авторитаризмом исполнительной власти. Эта черта проявилась с первых дней работы российского парламента. В ответ на «тронную речь» царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политическим заключенным, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т.д.

Вторая Государственная Думапросуществовала с февраля по июнь 1907 года. Состоялось также одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой, хотя по замыслу царедворцев должна была бы быть более правой.

Во второй Государственной Думе 20 марта 1907 г. впервые прошло обсуждение записи государственных доходов и расходов (бюджета страны).

Интересно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы депутатов с правительством в ходе обсуждения законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, в качестве «народной избранницы», не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном итоге, противостояние Дума–Правительство стало одной из причин того, что 3 июня 1907 года самодержавие произвело государственный переворот, изменив закон о выборах и распустив вторую Думу.

Это событие ознаменовало начало мощного наступления царизма на представительную власть. В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума, уже более послушная царю. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных по отношению к самодержавию депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, крайне правых экстремистов.

Третья Дума,единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок – с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий.

Эта Дума была значительно правее двух предыдущих. Две трети выборщиков в Думу представляли прямо или косвенно интересы помещиков и буржуазии. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7 депутатов и польская – 11 депутатов.

Председателем Думы избрали октябриста Н.А.Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И.Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.

Октябристы – партия крупных землевладельцев и промышленников – управляли работой всей Думы. Причем главным их методом было блокирование по разным вопросам с разными фракциями. Когда блокировались с откровенно правыми, появлялось правооктябристское большинство, когда составляли блок с прогрессистами и кадетами – октябристско-кадетское большинство. Но суть деятельности всей Думы от этого менялась незначительно.

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к «национальным окраинам», а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение и критиковать самодержавный строй перед лицом всей России. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться о своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Не чувствуя ответственности перед Думой, министры порой отвечали депутатам с необычайной безответственностью. Так, на запрос о Ленском расстреле 4 апреля 1912 года, во время которого, по официальным данным, были убиты 202, ранены 170 человек, министр внутренних дел А.Макаров ответил: «Так было, и так будет впредь!» Благодаря гласности в работе Думы такие ответы становились известными всей стране и соответственно оценивались общественностью.

Интересный опыт был накоплен в Думе при обсуждении различных законопроектов. Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Четвертая, и последняя вистории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период – канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий.

По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей. Разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. Шли бесконечные, личностные «разборки» между лидерами фракций, внутри самих фракций. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

Несмотря на всевозможные препятствия и засилье реакционеров, первые представительные учреждения в России оказывали серьезное воздействие на исполнительную власть и заставляли считаться с собой даже прослывшие самыми жесткими правительства. Неудивительно, что Государственная Дума плохо вписывалась в систему самодержавной власти и, именно поэтому, Николай II постоянно стремился от нее избавиться. Через восемь лет и один день после обнародования манифеста от 17 октября 1905 года – 18 октября 1913 года – он подписал, не поставив даты, два указа. Одним в столице империи вводилось осадное положение, а другим существовавшая тогда четвертая Дума досрочно распускалась, с тем чтобы вновь избранная стала уже не законодательным, а лишь законосовещательным органом. Государственная Дума должна была не принимать законопроекты, а лишь высказывать свое мнение о них, с которым царь мог не считаться. Министр внутренних дел Н.А.Маклаков получил право обнародовать законы только тогда, когда сочтет это нужным.

3 сентября 1915 года, после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну, ее распустили на каникулы. Вновь Государственная Дума собралась только в феврале 1916 года. Разъяренные депутаты, главным образом из кадетов, решительно потребовали отставки военного министра. Его сняли, заменив А.Ф.Треповым.

Это интересно:  Статья 214 нк рк 2024

Но проработала Дума недолго, так как 16 декабря 1916 года была вновь распущена за участие в «дворцовом перевороте». Возобновила Дума свою деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II от власти. 25 февраля 1917 года Дума вновь была распущена и больше официально не собиралась. Но формально и фактически Дума существовала.

Государственная Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При Временном правительстве Дума работала под видом «частных совещаний». Дума выступила против создания Советов. Участвовала в августе 1917 года в подготовке неудачного корниловского похода на Петроград. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно.

6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Его, как известно, в январе 1918 года разогнали большевики при деятельном участии своих партнеров по правительственному блоку – левых эсеров. Чуть ранее, 18 декабря 1917 года, одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия Государственной Думы. Так в России закончилась эпоха «буржуазного» парламентаризма.

Поводом к мировой войне стало убийство в г. Сараево (Сербия) австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги, совершенное 15 (28) июня 1914 г. сербским студентом Гаврилой Принципом. 10 (23) июля 1914г. Австро-Венгрия, за которой стояла Германия, предъявила Сербии ультиматум, содержавший среди прочих требование о допущении австрийских следователей на территорию Сербии и введении ограниченного контингента австрийских войск. Сербия выразила готовность принять основные требования ультиматума, за исключением этих двух пунктов, передать дело на рассмотрение великих держав или в Гаагский международный трибунал.

14 (27) июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Попытки предотвратить сползание к европейской войне (предложение Англии о созыве конференции для разрешения конфликта, телеграммы Николая II германскому императору с предложением посредничества и т. д.) не увенчались успехом. Вечером 17 (30) июля 1914 г. в России была объявлена всеобщая мобилизация. В ночь с 31 июля на 1 августа Германия предъявила ультиматум России об отмене в течение 12 часов решения о мобилизации. Ответ С.Д. Сазонова сводился к тому, что отменить мобилизацию в такие сроки нельзя, но Россия готова продолжать переговоры для урегулирования конфликта.

1 августа 1914г. Германия объявила войну России. 2-3 августа Франция заявила о своей поддержке России, а Англия — о поддержке Франции. Вечером 3 августа Германия объявила войну Фран-ции. 6 августа войну России объявила Австро-Венгрия. План германского командования (план А. фон Шлиффена), разработанный в 1905 г., на первом этапе войны предусматривал молниеносную кампанию на Западном фронте против Франции, а потом действия против России, вооруженные силы которой должна была сковать Австро-Венгрия. Таким образом Германия предполагала избежать войны на два фронта и закончить ее не позднее чем через 2-3 месяца. Русский Генеральный штаб считал опасным предоставить Германии возможность разгромить Франци

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

В каком веке было принято соборное уложение

29 января (8 февраля) 1649 г. Земский собор принял новый свод законов Российского государства — Соборное уложение царя Алексея Михайловича.

Появление этого документа в самом начале правления второго царя из рода Романовых было связано с серьёзным социально-политическим и социально-экономическим кризисом, в результате которого по стране прокатилась волна народных выступлений. Существовавшая в России правовая система не устраивала не только крестьян, посадских людей и рядовых стрельцов, но и дворянство, стремившееся расширить и законодательно закрепить свои права и привилегии.

В июне 1648 г. московские дворяне и верхи посада обратились к царю с просьбой созвать Земский собор для обсуждения накопившихся проблем. На основании совместного решения царя, высшего духовенства и Боярской думы была организована комиссия из 5 человек под руководством князя Н. И. Одоевского, в которую вошли боярин С. В. Прозоровский, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и дьяки Г. Леонтьев и Ф. А. Грибоедов.

Комиссии предстояло согласовать между собой все действовавшие нормативные акты и, дополнив их новыми постановлениями, свести в один кодекс. В основу Уложения были положены указные книги приказов, московские судебники, боярские приговоры, коллективные челобитные, выписки из Литовского статута 1588 г., Кормчая книга, заключавшая в себе кодексы и законы греческих царей, постановления вселенских и поместных церковных соборов.

Текст Уложения был представлен для обсуждения и утверждения на специально созванный для этой цели Земский собор, приступивший к работе 1 (11) сентября 1648 г. Царь, Боярская дума и Освящённый собор заседали отдельно от выборных представителей сословий, которыми руководил князь Ю. А. Долгорукий. В процессе обсуждения проект документа подвергся существенной переработке, в результате чего в окончательном варианте появилось 82 новых статьи.

Разбитые на 25 глав 967 статей нового свода законов, в отличие от аналогичных документов предшествующего периода, содержали нормы не только процессуального, но и государственного, гражданского, административного и уголовного права. Уложение впервые определило статус главы государства, порядок государственной службы, виды государственных и уголовных преступлений. Наибольшее внимание было уделено вопросам судопроизводства.

Уложение окончательно утвердило в стране крепостное право, отменив «урочные лета» и объявив сыск беглых крестьян бессрочным. Устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьянина, а его имущество признавалось собственностью помещика.

Всё посадское население прикреплялось к посадам и переводилось в разряд податных сословий, но получало в качестве привилегии исключительное право на занятие торгово-промышленной деятельностью.

Уложение серьёзно ограничило права духовенства, которое, за исключением патриарха и его служащих, отныне подлежало суду на общих основаниях и не могло приобретать вотчины. Для управления прежними вотчинами монастырей и духовенства учреждался Монастырский приказ.

В интересах служилого дворянства документ уравнял поместья и вотчины, позволив помещикам владеть и распоряжаться выделенной за службу землёй.

Принятие Уложения было одним из главных достижений царствования Алексея Михайловича. Оно оставалось основным законом Российского государства вплоть до 1830 г.

См. также в Президентской библиотеке:

В каком веке было принято соборное уложение

Буганов В.И., Москва

// Советская историческая энциклопедия. Т. 13 / гл. ред. Е.М.Жуков. — М., 1971.

Уложение государя, царя и великого князя Алексея Михайловича: перепечатано из Полного Собрания законов: [в память трехсотлетия дома Романовых]. – [Б.м.]: Государственная типография, 1915. – 337, CXXX с.
В приложении: Снимки с подлинного списка Уложения царя Алексея Михайловича.

В 1767 году, по случаю учреждения в Москве Комиссии для сочинения проекта нового Уложения, Императрица Екатерина II пожелала видеть подлинник Уложения Царя Алексея Михайловича с намерением узнать, кто именно закрепил его своим рукоприкладством. Исправлявший в то время генерал-прокурорскую должность князь Александр Алексеевич Вяземский, которому поручено было представить Императрице Уложение, отыскивал его в Сенатском и в Разрядном архивах, в Синодальной типографии и даже под престолом в Успенском Соборе, где обыкновенно хранились важнейшие государственные документы. Но все поиски были напрасны. Столбец Уложенный, как называли его в XVII столетии, хранился, едва-ли не со времен самого Царя Алексея Михайловича, в так называемом Приказе Большой Казны, вошедшем впоследствии вместе с Казенным Приказом в состав Мастерской и Оружейной Палаты. Сюда, как в хранилище многих государственных клейнодов, и обратился, наконец, генерал-прокурор с требованием известия о подлиннике Уложения. Присутствие Мастерской и Оружейной Палаты дало утвердительный ответ, и в тот же день, апреля 18, в древней Казенной Палате «что близ Благовещенского собора, сыскан железный сундук, где хранится оригинальное Государя Царя Алексея Михайловича Уложение; токмо того сундука, за неотысканием ключа, не отперто»; почему и определено сделать немедленно новый ключ. На другой день из этого сундука «вынуты в суконном красном мешке» оригинальное Уложение и печатный экземпляр его первого издания, 7157 года. В тот же день, апреля 19, и столбец и книги были представлены князем Вяземским Императрице. Ее Величество, рассматривая подлинник, «Высочайше повелеть соизволила со всякою бережностью советнику Миллеру списать, кто при подлинном Уложении тогда руки приложили». Находившийся в Архив Коллегии Иностранных дел коллежский советник и профессор Миллер, призванный князем Вяземским для выслушания этого повеления Императрицы, объявил, что ему в Мастерской и Оружейной Конторе того сделать невозможно. Поэтому присутствие Конторы определило: «Подлинное Уложение в столпу, взвеся, отдать Миллеру с распискою». Таким образом, «Столбец» был свешен с соблюдением законного порядка, т. е., в присутствии члена Конторы и при двух купцах, и отдан Миллеру. Весу оказалось без оберточной бумаги и без завязки 11 фунтов 79 золотников.

С толбец Уложения, как объявил Миллер, имеет 334 аршина длины; в нем до 400 разных рук. Всех лиц, приложивших руки к Уложению, 315. Впрочем, в списке рукоприкладств, составленном Миллером, считается их 1416; но в этот счет неправильно внесены избиратели двух Стрелецких Приказов, выборные которых, подписываясь, упомянули их число, один 500 домов, другой 600 человек, что и подало повод ко внесению их в общий счет. Кроме того сюда же попало одно лицо, расписавшееся только за неумением грамоте.

У ложение подписали: патриарх Иосиф, 2 митрополита, 3 архиепископа, один епископ, 5 архимандритов, игумен, 15 бояр, 10 окольничих, казначей, думный дворянин, печатник, думный дьяк, Благовещенский протопоп, духовник Государя, 5 Московских дворян, 148 дворян городовых, трое гостей, 12 выборных от Московских сотен и слобод, 89 выборных посадских из городов и, наконец, 15 выборных от 15 Московских Стрелецких Приказов.

Р укоприкладства писаны на обороте листков и следуют одно за другим, большею частью склад за складом, непрерывно, по каждому листку (за исключением, впрочем, пяти), с тем намерением, чтоб все листки подлинника были закреплены Земским Собором, так точно, как все склейки столбца, числом 960, на лицевой стороне и на обороте скреплены дьяками. На лицевой стороне по этим склейкам подписал думный дьяк Иван Гавренев, а на обороте думные дьяки Федор Елизаров и Михайло Волошенинов и дьяки Гаврило Леонтьев и Федор Грибоедов.

И мператрица Екатерина, назначив хранить подлинное Уложение по прежнему в Мастерской и Оружейной Палате, повелела «на сохранение его сделать немедленно серебряный ковчег с позолотою». Таким образом вместо прежнего красного суконного мешка, сшитого для Уложения вероятно еще при Царе Алексее Михайловиче, знаменитый и важнейший памятник древнего Русского законодательства положен был в серебряный вызолоченный ковчег, в котором и сохраняется до наших дней. На этом ковчеге по сторонам вырезана следующая надпись: «Подлинное Уложение прав в Государстве Российском сочиненное при державе его Величества Царя Алексея Михайловича, «1649 года. — Для сохранения сего Уложения ковчег сей сделан «всемилостивейшим повелением Ее Величества Государыни Императрицы «Екатерины Алексеевны Второй, 1767 года».

Новый памятник или словарь из Уложения царя Алексея Михайловича, сочиненный по азбучному порядку, для удобнейшего приискания материй в сем фундаментальном узаконении Российском, необходимо нужный для всех имеющихся судных дел. — М., 1804. — 44 с.

Борисов В. К вопросу об издании Уложения царем Алексеем Михайловичем. — [Б.м], 1899. — 15, [15] с.

Н ам остается теперь рассмотреть еще один, крайне интересный, вопрос, оставленный «открытым» последними исследователями его: мы имеем в виду вопрос о количестве печатных изданий Уложения в Х VII веке, славянскими буквами. Если мы обратимся к подлежащей литературе этого предмета, то найдем самые разноречивые указания, заставляющие для получения ответа производить личные наблюдения и сравнения экземпляров этого шрифта, сохранившихся до наших дней. Вот что дает нам литература: Сопиков в своем «Опыте российской библиографии» считает одно издание Уложения в 1649 г., так что издание его гражданским шрифтом в 1737 г. признается им вторым; Забелин держится того же взгляда, признавая, рядом с этим, наличность многих вариантов в издании 1737 г., сравнительно с московским; к этой же группе должен быть присоединен и профессор Владимирский-Буданов; анонимный автор статьи — «Об источниках, из коих взято Уложение царя Алексея Михайловича» и, следуя ему, Сахаров, — в «Обозрении славяно-русской библиографии», — затем профессор Загоскин, Каратаев и профессор Латкин признают существование двух изданий в 1649 году, указывая, — за исключением профессора Латкина, — отличительные признаки таких изданий; наконец, составитель предисловия к первому плану Полного Собрания Законов категорически утверждает, что «Уложение первоначально было напечатано славянскими буквами в трех изданиях, с означением в каждом одного и того же 1649 года», которые «яко вернейшие», и постоянным употреблением их в присутственных местах утвержденные», положены в основание при напечатании текста Уложения в Собрании Законов; заявление составителя предисловия к П. С. 3. повторено профессором Пахманом; внешние признаки дошедших до нас старопечатных книг Уложения заставили присоединиться к этому мнению и г. Мейчика, не взявшегося, однако, разрешить противоречия такого вывода с историческими сведениями, которые говорят нам лишь о двух изданиях Уложения в 1649 году. (С.8-9)

П убликация Соборного уложения 1649 г. с развернутыми исследовательскими комментариями является первым научным, критическим изданием крупнейшего кодекса феодального права России. Она завершает задуманную Б.Д.Грековым серию законодательных памятников Русского централизованного государства XV-XVII вв., начатую изданием в 1952 г. судебников XV-XVI вв. и продолженную публикацией законодательных актов второй половины XVI — первой половины XVII в.
С оборное уложение 1649 г. знаменует более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии в развитии Русского государства.

Владимирский-Буданов М.Ф. Критико-библиографический отдел: новые открытия в истории Уложения царя Алексея Михайловича. — [Б.м., Б.г.]. — 27 с.

… факты, относящееся к составлению и первоначальному изданию Уложения, доныне опубликованные, не достаточны для надлежащего решения вопросов об этом предмет, а давно известные недостаточно исследованы. Как составляло Уложение, при помощи ли выборных членов Земского собора, или без них? Когда окончено составление Уложения, а вместе и деятельность собора? Когда напечатано Уложение в первый раз и один ли раз оно печаталось при царе Алексее Михайловиче? Несколько отличий в дошедших до нас экземплярах Уложения изд. XVII в. составляют ли признак отдельных изданий? Сходен ли текст первопечатного Уложения (и последующих изданий) с подлинником его хранящимся в Москве в Государственном Древлехранилище и если есть — отмены, то кто и что тому причиною? (С. 8).

Линовский В. Исследование начал уголовного права, изложенных в Уложении царя Алексея Михайловича. — Одесса, 1847. — 127,16 с.

С оборным уложением царя Алексея Михайловича начинается у нас настоящий период уголовного законодательства. Уложение со всею возможною полнотою излагает сущность запрещенных действий и со всею подробностью определяет наказания, установленные за действия, признанные нарушающими общественный порядок. — Уложение в полном смысле уголовный кодекс, в котором как значение преступления, так и наказание получают определенность, а обычай и судебная практика теряют силу самостоятельного источника юрисдикции. Чрезвычайные же наказания, которых назначение зависело от усмотрения судьи, уступают место догме закона. Характер Уложения, как уголовного кодекса, весьма замечателен; по времени издания своего, относясь к периоду, в котором преимущественно преобладала в целой Европе цель устрашения, Уложение имело то преимущество пред прочими современными кодексами, что главное его стремление было основать наказание на чистых началах правды и справедливости, а не на временных и преходящих. (С. I)


3


2

4

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, www.prlib.ru, vvromanov.shpl.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector