Налоговая проверка тсж на упрощенке доходы

Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья — ТСЖ (ст. 135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье.

Содержание

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2024 году: проводки

ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
  • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
  • прочие поступления.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление причитающихся к получению с членов ТСЖ взносов, включая взносы на капительный ремонт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 86 «Целевое финансирование»
Поступление взносов (кроме взносов на капремонт, которые аккумулируются на специальном счете) 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Поступление взносов на капитальный ремонт 55 «Специальные счета в банках» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражение текущих расходов по управлению общим имуществом 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы» и др.
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списание затрат по управлению общим имуществом за счет средств целевого финансирования 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

Налогообложение ТСЖ при УСН в 2024 году

При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

  • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
  • пожертвования;
  • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
  • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.

Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей учетной политике для целей налогообложения. В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ.

При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

— ресурсоснабжающей организации — за поставку ресурсов;
— региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами — за оказанные услуги.

Таки образом, если ТСЖ выступает лишь в качестве посредника между собственниками жилья и ресурсоснабжающей организацией (оператором), то бухучет будет такой:

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление платы за коммунальные услуги, подлежащей получению с собственников жилья 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Отражение дохода ТСЖ в виде его агентского вознаграждения 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 90 «Продажи»
Поступление платы за коммунальные услуги ТСЖ и его агентского вознаграждения 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Если же ТСЖ самостоятельно оказывает услуги собственникам (пользователям) жилья, то плата за эти услуги включается в доходы ТСЖ. И бухучет коммунальных платежей будет выглядеть следующим образом:

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление платы за коммунальные услуги, подлежащей получению с собственников жилья 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
90 «Продажи»
Поступление платы за коммунальные услуги ТСЖ 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Аналитический учет плательщиков коммунальных платежей на счетах 62,76 организуется в разрезе собственников жилья, чтобы получать информацию о состоянии расчетов с каждым собственником на отчетную дату.

Бухучет в управляющей компании на УСН

Управление многоквартирным домом может также осуществляться специализированной организацией на основании лицензии – управляющей компанией (п. 1.3, пп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ). Бухгалтерский учет управляющей компании и ее налогообложение на УСН будут аналогичны рассмотренному выше порядку учета и налогообложения ТСЖ.

Поступления в ТСЖ от жильцов: доход или нет?

Верховный суд РФ высказал правовую позицию по вопросу включения средств, поступивших ТСЖ от собственников помещений в оплату жилищно-коммунальных услуг, в состав доходов при применении УСН. И хотя этот вопрос с 1 января 2018 г. решен на законодательном уровне, разъяснения высших арбитров актуальны для споров, касающихся учета этих сумм в прошедших годах. Ведь налоговой проверкой в 2018 г. могут быть охвачены налоговые периоды 2017, 2016 и 2015 гг.

Реквизиты судебного акта

ТСЖ «Новый бульвар, 19»

Межрайонная инспекция ФНС № 13 по Московской области

История вопроса

Чтобы положить конец спорам, в Налоговый кодекс был введен подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, который действует с 1 января 2018 г. Согласно этой норме доходы, полученные ТСЖ (управляющими компаниями) от собственников жилья в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями, не учитываются в доходах при применении УСН. Из формулировки подп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ следует, что поступления от жильцов в оплату коммунальных услуг являются доходами, которые с 1 января 2018 г. не нужно учитывать при налогообложении. Но Верховный суд пришел к выводу, что такие поступления в принципе доходом не являются.

Суть дела

ТСЖ, применяющее УСН, не учитывало в доходах денежные средства, поступающие от жильцов в оплату за коммунальные услуги и на содержание многоквартирного жилого дома. По мнению ТСЖ, данные поступления доходом не являются, поскольку в полном объеме перечисляются ресурсоснабжающим организациям. При проведении камеральной проверки декларации по УСН налоговики на сумму поступлений от жильцов доначислили налог, а также пени и штраф. ТСЖ обратилось в суд.

Позиция судов

Суд первой инстанции поддержал ТСЖ. Он указал, что в соответствии с п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Члены ТСЖ вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления ТСЖ (п. 5 ст. 155 ЖК РФ). Следовательно, взносы в ТСЖ — это предусмотренные законом обязательные платежи, имеющие строго целевой характер. При определении объекта налогообложения по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Целевые поступления названы в п. 2 ст. 251 НК РФ. Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога и применения штрафных санкций.

Апелляция и кассация с мнением суда первой инстанции не согласились. В соответствии с п. 1 ст. 44, п. 1, 2 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Исходя из этих положений жилищного законодательства, суды пришли к выводу, что в отношениях с жильцами ТСЖ выступает в качестве исполнителя услуг. В связи с этим средства, поступившие ТСЖ от жильцов, целевыми поступлениями не являются и подлежат учету в составе доходов при УСН.

Мнение Верховного суда

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда признала выводы апелляции и кассации неверными. В пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 разъяснен особый статус ТСЖ. В нем сказано, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.

Как следует из п. 1 ст. 346.15 НК РФ, объектом налогообложения по УСН признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходом считается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ). Из материалов дела следует, что все платежи за жилищно-коммунальные услуги, содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда, поступившие от собственников помещений, ровно в той же сумме были перечислены поставщикам коммунальных ресурсов. Таким образом, никакой экономической выгоды от спорных денежных поступлений ТСЖ не получило. Следовательно, они доходами не являются, и суд первой инстанции обоснованно квалифицировал доначисления как незаконные.

Налоговики против ТСЖ.

Налоговики против ТСЖ.

В январе 2017 года Верховный суд не нашел оснований для рассмотрения кассационной жалобы ТСЖ, которому арбитры присудили уплатить налоги, доначисленные с платежей за жилищно-коммунальные услуги, поступивших от собственников помещений в МКД. В настоящее время поступает информация об увеличении количества налоговых проверок товариществ с аналогичными претензиями. Почему суды принимают решения в пользу инспекций? Можно ли ожидать изменения закона в пользу ТСЖ? Какова актуальная судебная практика? Что предпринять товариществу в сложившейся ситуации?

Подробнее о деле № А42-7042/2015.

Напомним, что дело прошло два круга рассмотрения во всех инстанциях:

  • сначала суд первой инстанции и апелляционный суд поддержали ТСЖ в том, что у него в принципе нет объекта обложения НДС и все поступления являются целевыми;
  • окружной суд отменил указанные судебные акты и отправил дело на новое рассмотрение;
  • впоследствии все три инстанции согласились с налоговиками, а в довершение Верховный суд вынес Определение от 24.01.2017 № 307-КГ16-5541 об отказе в передаче кассационной жалобы товарищества на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам.

Выводы Верховного суда.

Верховный суд отметил следующее:

  • в спорной ситуации, учитывая установленные фактические обстоятельства дела, суды пришли к выводу, что платежи за коммунальные услуги, содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда, поступившие от собственников помещений в многоквартирных домах, нельзя считать целевыми поступлениями в смысле ст. 251 НК РФ, поскольку товарищество являлось исполнителем указанных услуг;
  • признавая правомерным доначисление товариществу НДС, суды исходили из того, что налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от обложения налогом операций по предоставлению услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по управлению многоквартирными домами и другие, выполняемые (оказываемые) собственными силами товарищества. Статус товарищества как некоммерческой организации также не освобождает его от уплаты названного налога.

Неужели это означает, что альтернативная позиция, основанная на экономической сущности деятельности ТСЖ (в двух словах – отсутствие собственного экономического интереса, финансирование за счет поступлений от собственников помещений, распределение экономии по решению общего собрания членов товарищества [1] ), утратила весь свой вес и ее применение на практике (неначисление налога с дохода и НДС на суммы платежей за содержание и коммунальные услуги) гарантированно будет признано незаконным, что влечет доначисление не только налогов, но и пеней и штрафов?

Обстоятельства дела.

  • в 2010 году ТСЖ из Мурманской области применяло УСНО (с объектом налогообложения «доходы минус расходы»), в 2011, 2012 годах – ОСНО, в декларациях указывало нулевые показатели доходов и расходов;
  • инспекция начислила за 2010 год минимальный налог (1% доходов), установив, что расходы ТСЖ превышали доходы. Причем в состав доходов были включены все поступления от собственников помещений. Суд согласился с налоговиками;

С учетом приведенных норм жилищного законодательства обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи с членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме. Товарищество в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме, а также с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, и подрядчиками; его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг. Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет товарищества, должны учитываться в спорный период в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также включаться в состав доходов от реализации, учитываемых при налогообложении прибыли.

  • аналогичным образом были проанализированы доходы и расходы, относящиеся к 2011 – 2012 годам, превышение доходов над расходами квалифицировано как прибыль, подлежащая налогообложению;
  • из состава расходов исключены стоимость работ по договору подряда, заключенному физическим лицом, по причине неподтвержденности реальности операций (исполнитель отрицал факты заключения договоров, получения денежных средств, ведения деятельности). Ссылка ТСЖ на то, что в действительности работы выполнены другим лицом судом, не принимается, поскольку фактическое выполнение работ не подтверждено какими-либо документальными доказательствами… отсутствие претензий жильцов не влияет и не может изменить порядок определения объекта налогообложения, установленный налоговым законодательством;
  • начисленная потребителям плата за коммунальные услуги превышала стоимость коммунальных ресурсов, поставленных РСО, в том числе ввиду самостоятельного повышения товариществом тарифа и непроведения перерасчета по итогам года, с разницы был начислен НДС (ТСЖ поясняло, что разница была аккумулирована и в последующих периодах была использована на ремонтные работы, однако оно не доказало, что собственники помещений в МКД приняли решение об увеличении платы за коммунальные услуги в целях формирования фонда капитального ремонта, при этом расчет НДС производится по итогам налогового периода).

Как видим, арбитры разделили мнение финансистов, представленное в многочисленных разъяснениях, и налоговиков на местах. Безусловно, в организации финансовой деятельности товарищества имелись огрехи, однако на принципиальный вывод эти обстоятельства не повлияли. Фактически получается, что принципы налогообложения у ТСЖ те же самые, что и у УК.

Перспектив изменения законодательства не видно.

Определенная логика в таких рассуждениях, безусловно, присутствует. Если исходить из того, что ТСЖ не имеет самостоятельных экономических интересов, отличных от интересов собственников помещений в МКД (членов ТСЖ), его обязательства перед контрагентами не могут быть больше, чем обязательства членов перед ними же. Выходит, что все поступления должны соответствовать расходам, на оплату которых они предназначены. Иначе говоря, доходы равны расходам, в связи с чем налогооблагаемая прибыль будет нулевой. В этом смысле немаловажно, что по логике чиновников с ТСЖ не снимается обязанность исполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ о реальности и документальном подтверждении расходов. Если товарищество применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», в такой ситуации придется уплачивать минимальный налог, что можно считать определенной платой за преимущества «упрощенки». Накопления на ремонт общего имущества в силу прямого указания закона относятся к средствам целевого финансирования.

В отношении НДС действуют те же принципы: от налогообложения освобождается реализация услуг по цене приобретения. Если ТСЖ получает больше денежных средств, чем тратит, разницу следует включить в налоговую базу. Исключение – накопления на ремонт общего имущества (п. 3 ст. 162 НК РФ).

Логично предположить, что легализация льготного порядка налогообложения ТСЖ (точнее, вывод из-под налогообложения всех поступлений собственников помещений на оплату жилищно-коммунальных услуг) создаст почву для многочисленных злоупотребления, трансформации рынка управления МКД в пользу некоммерческих объединений граждан, что совершенно очевидно идет вразрез с современными тенденциями в развитии правового регулирования (в частности, с введением лицензирования УК). Поэтому надеяться на уступки со стороны именно законодателя вряд ли стоит.

Свежая арбитражная практика.

В пользу налогового органа.

Чувствуя поддержку арбитров, налоговики в Мурманской области выносят решения по результатам проверок и успешно отстаивают их в суде:

  • Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.02.2017 по делу № А42-7871/2016 (суд не принял позицию ЖСК, применявшего УСНО с объектом налогообложения «доходы», о том, что платежи собственников носят транзитный характер и образуют встречные обязательства кооператива перед плательщиками по использованию средств по назначению, в данных операциях отсутствует реализация; суд согласился с налоговиками в том, что ЖСК является исполнителем услуг, что подтверждено договором управления МКД, заключенным с собственниками помещений);
  • Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 по делу № А42-9864/2014 [3] (денежные средства, поступившие товариществу от собственников помещений за оказанные услуги, не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку товарищество является исполнителем услуг).

В пользу ТСЖ.

Одновременно суды продолжают выносить решения в поддержку ТСЖ.

Взносы в ТСЖ – это предусмотренные законом обязательные платежи на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в МКД, которые имеют строго целевой характер и, следовательно, в силу п. 2 ст. 251 НК РФ не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, ТСЖ делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в МКД. ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Обязательные платежи и взносы собственников помещений в МКД, используемые товариществом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в МКД на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации данного комплекса. В связи с этим такие целевые поступления от собственников жилых помещений обоснованно не учитывались заявителем при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль

Резюме.

Как видим, судебная практика по-прежнему не является однообразной. «Отказное» определение ВС РФ, безусловно, повлияет на нее, но нельзя гарантировать, что во всех случаях суды будут выступать за доначисление налогов товариществам как коммерческим УК.

Поэтому самое время еще раз проанализировать свою деятельность, налоговые риски, налоговую нагрузку и, возможно, скорректировать налоговую отчетность за прошлые периоды. Кстати, изменение квалификации поступлений собственников помещений (с целевых средств на выручку от реализации) для целей налогообложения, по мнению автора, не приводит к необходимости внесения исправлений в бухгалтерский учет, поскольку в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности следует отражать исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (подробнее см. статью Н. М. Софийской «Бухгалтерский учет в ТСЖ», № 10, 2016). Иначе говоря, формирование источника целевого финансирования с использованием счета 86 и его использование – это правильный подход, не требующий корректировок.

Общее правило о самостоятельной доплате налога.

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. Применительно к ТСЖ это означает, что нужно показать в налоговой декларации налогооблагаемые доходы и расходы, а также скорректировать данные отчета о целевом использовании средств. Что касается НДС, в налоговой декларации надо отразить налоговую базу (разницу между начисленной потребителям платой за жилищные и коммунальные услуги и стоимостью приобретения соответствующих подрядных работ и коммунальных ресурсов), а также (в разд. 7) стоимость не облагаемых налогом услуг, работ. Обратите внимание, что если налоговая база составляет менее 2 млн руб. за три последовательных календарных месяца, то можно воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ (подробнее см. статью К. О. Борисовой «Утрата права на применение УСНО: статьи 149 и 145 НК РФ», № 7, 2016).

В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности (уплаты штрафа), если уточненная декларация представлена после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, при условии:

  • представления уточненной декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки за данный период;
  • уплаты недостающей суммы налога и соответствующих ей пеней до подачи «уточненки».

Отражение в бухгалтерском учете налоговых санкций, пеней, налогов к уплате.

Прежде всего следует сказать, каким образом в бухгалтерском учете ТСЖ признаются налоги к уплате в бюджет. Специальных указаний на этот счет в нормативной правовой базе нет, однако сформированы рекомендации по отражению платежей в бюджет в учете коммерческих организаций (см. Инструкцию по применению Плана счетов, а также Рекомендацию Р-64/2015-КпР «Фискальные санкции», принятую БМЦ 11.09.2015).

Расходы по обычным видам деятельности

Статья отчета о финансовых результатах

Вид платежа в бюджет

Страховые взносы на оплату труда, имущественные налоги, пени и санкции по данным выплатам

НДС, не предъявляемый покупателям, пени, штрафы по нему, а также пени и штрафы по налогам из предыдущего пункта, если они признаны после окончания отчетного года (то есть в порядке исправления ошибки)

Налог на прибыль, пени, штрафы по налогу на прибыль, а также налог, уплачиваемый при применении УСНО, спецрежимов в виде ЕНВД, ЕСХН

Поскольку некоммерческая организация признает выручку и прочие доходы только в отношении приносящей доход деятельности, а основная уставная деятельность, ради которой организация создана, отражается по схеме «признание – использование источника финансирования», указанные выше рекомендации применимы только в отношении налогов, пеней и штрафов, начисляемых в рамках приносящей доход деятельности. Что касается основной деятельности ТСЖ по управлению МКД, налоги, начисляемые к уплате в рамках такой деятельности, относятся в уменьшение источника финансирования. Иначе говоря, обязательные платежи в бюджет в общем порядке планируются при разработке сметы доходов и расходов как одна из статей расходов. Это касается всех платежей, в том числе налога на прибыль и налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО. ТСЖ, находящимся на УСНО с объектом «доходы минус расходы», признающим платежи собственников в качестве выручки, давно известно, что минимальный налог следует заложить в смете. Поскольку осуществленные некоммерческой организацией расходы признаются на счетах 20, 26 и относятся в дебет счета 86, все налоги, начисляемые в «штатном» режиме, отражаются в бухгалтерском учете таким же образом.

Хотя пени и штрафы, начисленные налоговым органом при проверке, и не были очевидным образом предусмотрены сметой и заранее запланированы, они должны быть отражены в бухгалтерском учете. Учитывая, что финансовых результатов у некоммерческой организации в общем случае нет, источником покрытия данных расходов могут быть опять же только средства целевого финансирования. Отражение пеней и штрафов в качестве прочих расходов с последующим отнесением на финансовые результаты (в случае, если предпринимательская деятельность принесла прибыль) не подкреплено с правовой точки зрения, поскольку только члены ТСЖ вправе решать вопрос о направлениях использования прибыли. Формирование убытка с использованием счетов 91, 99, 84 также не соответствует экономической сущности операции: доходы и расходы признаются только в связи с предпринимательской деятельностью.

Считаем логичным открыть особый субсчет к счету 86 и аккумулировать на нем разнообразные расходы, не предусмотренные сметой. Таким образом в бухгалтерском учете будет сформирована информация о незапланированных расходах, которая должна быть представлена на оценку органу управления – общему собранию членов ТСЖ для решения вопроса об источниках финансирования. Такой порядок, не предусмотренный нормативными актами по бухгалтерскому учету, имеет смысл закрепить в учетной политике.

Отдельно следует сказать о моменте признания налога к уплате, пеней и штрафов.

Если организация самостоятельно начисляет налог к уплате, а также пени в соответствии с требованиями ст. 81 НК РФ, бухгалтерские записи составляются в момент начисления.

Если налоговая инспекция вынесла решение по итогам налоговой проверки и ТСЖ отказалось от его обжалования, все доначисления отражаются не позднее вступления решения в силу. Бухгалтерский методологический центр привязывает этот момент к получению организацией извещения о необходимости уплаты определенной суммы. Также возможен вариант, что до указанного момента сумма списывается государственными органами в безакцептном порядке с расчетного счета организации. Тогда она признается в бухгалтерском учете в момент списания.

При этом в соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» данным положением могут не руководствоваться организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. ТСЖ имеют такую возможность, если их бухгалтерская отчетность не подлежит обязательному аудиту. В данной ситуации до вступления в силу окончательного судебного акта по делу недоимки, пени и штрафы не начисляются в бухгалтерском учете. Тем временем целесообразно проработать вопрос об источнике финансирования ожидаемых расходов.

[1] О двух позициях по проблеме исчисления налогов в ТСЖ читайте в статье Н. М. Софийской «Налоговые обязательства ТСЖ» (№ 3, 2016).

[2] Профильный комитет Государственной Думы считает целесообразным принять законопроект к рассмотрению (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет – 16.06.2017).

[4] См. также Рекомендацию БМЦ Р-77/2016-ОК НКО «Резерв по сомнительным долгам по взносам на капитальный ремонт» (утверждена 26.12.2016).

Какие налоги обязано платить ТСЖ?

Товарищество собственников жилья относится к вариантам некоммерческих организаций. Главной целью становится объединение владельцев определенных объектов жилой собственности, расположенных совместно. Это может быть квартира или земельный участок с жилым домом. Несмотря на некоммерческий статус ТСЖ является налогооблагаемой структурой.

Нормативная база

Порядок деятельности добровольного объединения владельцев жилых помещений определяется третьим пунктом статьи 50 Гражданского Кодекса. В ней указывается возможность объединения для управления, при котором рассматривается общая собственность жильцов МКД, на коллегиальной основе. Вступление в ТСЖ осуществляется на добровольной основе.

Жилищным кодексом (статья 135) определяется порядок деятельности этой структуры в качестве юр.лица. НК РФ рассматривает порядок налогообложения.

Перечень оплачиваемых налогов

Товарищество собственников жилья несмотря на свой статус некоммерческой организации обязательно вносит налоговые отчисления в бюджет государства. В список налогов в ТСЖ:

Необходимость оплаты налогов связана с ведением ТСЖ различной коммерческой деятельности. В облагаемую базу не входят постоянные и разовые целевые выплаты членов товарищества. Те жильцы, которые отказались от вступления в эту некоммерческую организацию, также должны оплачивать коммунальные платежи. Такие выплаты, получаемые управляющей организацией, целевыми не являются и должны учитываться при налогообложении.

Также налог начисляется на ведение коммерческой деятельности ТСЖ, связанной с получением прибыли от использования помещений и придомовой территории.

Что определяет размер налогов?

Размер налогов в ТСЖ определяется в зависимости от доходов, получаемых собственниками жилья. Платежами не облагаются только структуры, предоставляющие жилье для пользования. Под обложение попадают средства, поступающие на содержание жилого объекта.

Размер налоговых отчислений зависит от такого фактора, как наличие или отсутствие договора ТСЖ и организации, специализирующейся на эксплуатации и управлении жилой собственностью. В случае наличия такого договора все отчисления от получаемых коммунальных платежей, определяющих размер налогообложения, выплачиваются этой структурой.

Если договор отсутствует, налоги платит само ТСЖ. Но платежи жильцов относятся к категории целевых, которые налогами не облагаются. Они выходят из этой категории лишь в ситуации расходования на оплату трудовой деятельности таких специалистов, как консьержи, электрики, дворники и другие.

На итоговую сумму налогов в ТСЖ влияет объем проводимой коммерческой деятельности. В этот список входит аренда площадей под рекламу и самого помещения для выполнения работ, внесение платежей за использование предложений оплаты спутникового ТВ и интернет провайдера.

Что влияет на размер сумм?

Налоговый кодекс рассматривает два варианта внесения товариществом собственников жилья налогов:

По общей схеме

По умолчанию ТСЖ вносит налоги по общей схеме. В этом случае вносятся суммы:

  • Выплачиваемые на получаемую прибыль. При его расчете учитываются все траты, имеющие документальное подтверждение, обоснованные затраты в 20%.
  • НДС размере в 18%. Он определяется по размеру оплаты выполняемых своими силами услуг и работ. Организация может быть освобождена от этого платежа в ситуации, когда квартальных доход от выполнения не превышает двух миллионов рублей.
  • Платежи, которым обкладывается принадлежащее товариществу имущество. Они устанавливаются региональной власти, но не превышают 2,2%. Его оплата присутствует исключительно в ситуации приобретения в собственность ТСЖ недвижимости жильцами.

Также потребуется перечислять страховые взносы и НДФЛ, начисляемые на задействованных в штате сотрудников. Они начисляются в бюджет и направляются в ПФР и ФСС. Платежи накладываются на общих основаниях. Как это делают все организации. Направляемые в фонд оплаты труда взносы составляют 13% от суммы, начисляемой сотрудникам в виде заработной платы. В ТСЖ таких штатных единиц может не быть. Тогда налог не начисляется и не выплачивается.

С использованием упрощенной схемы

«Упрощенка» используется в ситуации:

  • Численность сотрудников ТСЖ, которая составляет меньше 100 человек.
  • Не более 100 млн рублей может составлять размер основных средств.
  • Выручка не превышающая 120 миллионов рублей.

В такой ситуации оплате подлежит страховые взносы, НДФЛ и единый налог.

Особенности отличий УСН от ОСНО для ТСЖ

Большей части товариществ выгоднее использования УСН. В такой ситуации сбором облагаются доходы с вычетом расходов или получаемая прибыль. Ставки на такие платежи заметно отличаются. Налог на полученную прибыль составит 6% в год.

Если вносится платеж по принципу доходов с вычетом расходов, ставка вырастает до 15%. При этом у такой некоммерческой организации, как ТСЖ, доходы от выполняемой деятельности минимальны или вообще отсутствуют.

В состав «упрощенки» входят:

  • Утвержденная в регионе ставка.
  • При отрицательном балансе высчитывается только 1% от потенциальной облагаемой прибыли.
  • Может использоваться снижение выплат в ФСС и ПФР.

К сведению

Дополнительным преимуществом становится возможность вести Книгу учета расходов и доходов. ОСНО требуется обязательного заполнения всех документов по бухгалтерской отчетности. Ведение Книги не требует обязательного привлечения специалиста. При использовании общей схемы в штате обязательно должен быть бухгалтер.

Другие отчисления в бюджет при ОСНО и УСН не отличаются и рассчитываются по единой для всех российских организаций схеме.

Какая система выгоднее для конкретной организации?

Каждое ТСЖ самостоятельно выбирает оптимальную для себя систему налогообложения. Для определения оптимальных параметров используется таблица, помогающая определить итоговую налоговую нагрузку:

В таблицу вносится:

Показатели (руб) ОСНО УСН
Доход
Затраты
Налоги, включая

  • Страховые взносы
  • Прочие
Прибыль, поступившая в распоряжение
Налоговая нагрузка в процентах

При заполнении граф таблицы руководство ТСЖ может определить оптимальный для себя тип налогообложения. Отказ от УСН удобен для товариществ собственников жилья, у которых есть существенный дополнительный коммерческий доход. Например, от внесения платежей жильцами, которые не являются собственниками, или от коммерческого использования площадей многоквартирного дома.

Налог на вознаграждение председателя

Руководитель товарищества априори является наемным сотрудником. Следовательно, этот председатель ТСЖ имеет право на получение финансового вознаграждения за выполненные работы, с которых выплачивается налоговые выплаты.

В случае определения размера вознаграждения речь о фиксированной заработной плате не ведется. Поощрение такому специалисту определяется на основании 147 статьи Жилищного Кодекса РФ.

Платеж не является постоянным и фиксированным. Он определяется в зависимости от типа выполненных таким гражданином работ по жизнеобеспечению вверенного ему объекта. Порядок цен определяется в зависимости от размера общих затрат на выполненные за определенный период работы.

145 статья ЖК РФ оговаривает порядок определения размера вознаграждения. Оно устанавливается коллегиально на общем собрании собственников. Собрание рекомендуется проводить один раз в месяц. На каждом собрании вопрос о вознаграждении рассматривается отдельно.

Полученная сумма облагается стандартным НДФЛ в 13%. Сумму налоговых платежей председатель вносит самостоятельно при направлении ежегодной налоговой декларации. Альтернативным вариантом становится внесение платежа самим товариществом. В такой ситуации итоговая сумма, полученная на руки, снижается на размер налогового вычета. Порядок внесения этой суммы обязательно фиксируется в Уставе ТСЖ. Этот документ также принимается коллегиально всеми собственниками.

Варианты страховых взносов ТСЖ

Итоговый размер выплачиваемых товариществом страховых взносов определяется положениями Налогового кодекса РФ. Страховые взносы обязаны начисляться на каждого штатного работника этой организации.

Размер определяется в 426 статье НК:

  • Производится направление 22% в ПРФ РФ.
  • В ФСС направляется 2,9% начисляемых штатным специалистам сумм.
  • В ОМС требуется направить 5,1% от размера заработной платы.

Внимание

Суммы создаются за счет внесения членами ТСЖ членских взносов. Их размер определяется на общем собрании. Также могут присутствовать разовые выплаты. Например, платеж на создание самой некоммерческой структуры. Но эти суммы не могут использоваться для выплаты заработка штатным специалистам. Следовательно, страховые взносы на заработную плату на эти средства не начисляются. Постоянные взносы оплачиваются ежемесячно. Они включаются членам ТСЖ в лицевой счет.

Случаи неоплаты налогов ТСЖ

Некоммерческая структура, объединяющая собственников жилья для успешного управления объектом, имеет официальное право не уплачивать налоговые платежи. Это относится к целевым поступлениями. Также ТСЖ имеет право воспользоваться приглашением специализированных организаций, которые будут выполнять деятельность по обслуживанию территории строения и придомовой территории на основании договора.

Факт наличия договора автоматически переводит все налоговые платежи в ведение организации-исполнителя. В остальных случаях проводить платежи необходимо.

Ответственность и последствия неуплаты налогов ТСЖ

В некоторых ситуациях товарищество собственников жилья не оплачивает налоги нарушая закон РФ. Факт нарушения может быть выявлен в ходе осуществления проверки ТСЖ налоговой организацией.

На первом этапе проводится сверка всей документации управляющей организации МКД. Если результаты такой проверки не устраивают проверяющую структуру, проводится выездная проверка. Частым нарушением становится уклонение от уплаты структурой, не учитывающей при направлении платежей суммы, вносимых за использование коммунальных услуг. Такие нарушения выявляются при:

  • Отсутствие условий агентского вознаграждения с ресурсоснабжаюшей организацией (РСО).
  • Самостоятельное начисление товариществом платежей и платы за ЖКУ.
  • Средства, поступившие от потребителей, не перенаправлялись на расчетный счет РСО в день поступления.

Расчеты производятся даже в случае выполнения деятельности, не приносящей дохода, средства на выполнение которой перенаправлялись в РСО. Это требуется отражать в документации.

При этом члены ТСЖ должны учитывать добровольный характер деятельности этой структуры. Все решения принимаются на общих собраниях. Правление должно обязательно отчитываться о выполнении всех коммерческих операций. Они показывают количество полученных средств от целевых и нецелевых поступлений. Отчетность принимается на общем собрании. Наказание выносится на основании 122 статьи НК РФ. Она учитывает следующие нарушения:

  • Занижение налоговой базы.
  • Иные неправомерные действия.

ВАЖНО

При рассмотрении каждого случая учитывается умышленное или неумышленное совершение нарушения ТСЖ. При определении умышленного характера неуплаты налогов организации потребуется оплатить до 40% размера от той суммы налога, которая оказалась не оплаченной. Определение неумышленного характера нарушения снижает этот размер до 20%.

Взыскание может накладываться на председателя или членов правления. В соответствии со 199 статьей НК РФ, в случае совершения неправомерных действий на сумму свыше 5 миллионов рублей в течение трех лет, то есть в особо крупных размерах, гражданину грозит срок лишения свободы до двух лет. При этом он может быть лишен на срок до трех лет права занимать определенные должности.

При уклонении на суммы до 45 миллионов рублей накладывается административный штраф до полумиллиона рублей. Также используется наказание в виде принудительных работ на срок до шести лет.

При этом в случае, когда правление ТСЖ по разным причинам не может быть привлечено к ответственности, суммы выплат могут накладываться на членов товарищества. Это связано с особенностью формирования товарищества и принятия всех решений и отчетов о деятельности в ходе общих собраний.

Варианты нюансов оплаты налогов

В перечень нюансов налогообложения ТСЖ входит:

  • Обязательное формирование правлением полного бухгалтерского отчета всех финансовых поступлений и трат. Отчет формируется правлением и выносится на рассмотрение и утверждение всех членов товарищества. Принятый отчет обязательно публикуется для ознакомления на официальном сайте товарищества при наличии такового и на сайте reformagkh.ru. Проверка отчетов проводится сотрудниками территориальной инспекции по жилищному надзору. Документация готовится по официальной форме, утвержденной министерством труда РФ.
  • По умолчанию ТСЖ находится на общей схеме налогообложения. Для перехода на упрощенную систему готовится заявление о переводе в налоговую инспекцию. Оно рассматривается и утверждается в течение пяти дней после подачи.
  • В случае сбора средств на операции, в которых ТСЖ является исполнителем, они рассматриваются в качестве внереализационных доходов. Выплаты становятся внереализационными расходами организации.
  • Средства, направляемые на проведение капитального ремонта, относятся к категории целевого финансирования и может осуществляться с государственной поддержкой. Средства, израсходованные на выполнение капитального ремонта с использованием всех платежей, учитываются в отдельном отчете.

Внимание

Нюансы ведения бухгалтерии товарищества собственников жилья основываются на типе деятельности товарищества, решения которого принимаются коллегиально. Проведение налоговых платежей также должно находиться под общественным контролем.

Статья написана по материалам сайтов: www.eg-online.ru, www.audar-urist.ru, uslugi-zhkh.ru.

»

Это интересно:  С какого возраста переводят во взрослую поликлинику
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector