Указание генерального прокурора 155 7

Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами строится в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского над­зора за исполнением законов судебными приставами». Согласно данного документа в ходе проверок в службах судебных приставов прокуроры должны обращать особое внимание на соблюдение принципов:

-законности принимаемых решений;

-своевременности совершения исполнительных дей­ствий и применения мер принудительного исполнения;

-уважения чести и достоинства гражданина;

-неприкосновенности минимума имущества, необхо­димого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

— соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В орбиту прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами вовлечены прокурорские работники нескольких структурных подразделений или отвечающие за различные отрасли надзора или участки деятельности про­куратуры. Дело в том, что в настоящее время на судебных приставов помимо собственно исполнительных действий возложена функция дознания по ряду уголовных дел. Кро­ме того, им предоставлено право составлять протоколы по некоторым составам административных правонарушений. Возникает у прокуроров также необходимость в контактах с судами общей юрисдикции и арбитражными судами, на основании решений которых выдаются исполнительные ли­сты. В связи с этим возрастает роль взаимодействия между этими структурными подразделениями и прокурорскими работниками-предметниками в целях достижения большей слаженности действий, избежания дублирования в работе. За организацию этого взаимодействия отвечает соответ­ствующий прокурор — руководитель прокуратуры.

Проверки исполнения законов судебными приставами в структурных подразделениях — Федеральной службе судеб­ных приставов, в управлениях этой службы в субъектах РФ, в районных, межрайонных и им соответствующих подраз­делениях судебных приставов прокуроры могут проводить систематически в плановом порядке. Это связано с вынесе­нием значительного количества правовых актов (постанов­лений, актов и других), которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законные интересы физи­ческих и юридических лиц. Своевременное выявление про­курором незаконных решений, вынесенных судебными при­ставами, предупреждает наступление вредных последствий.

Очередность проведения названных проверок каждая прокуратура устанавливает самостоятельно, исходя из со­стояния законности в деятельности судебных приставов, общего объема работы прокуратуры и ряда других факто­ров. В первую очередь и при наличии возможности неза­медлительно должны проводиться проверки в связи со све­дениями о нарушении законов судебными приставами.

Сведения о противоправных действиях судебных приста­вов или их бездействии прокурором могут быть получены из жалоб и заявлений граждан, права и интересы которых были ущемлены, официальных сообщений руководителей разно­го рода органов (предприятий, учреждений, организаций), из средств массовой информации. Ценной информацией могут обладать судебные, налоговые и финансовые органы, терри­ториальные органы юстиции, банковские учреждения.

В своей основе организация работы по надзору за испол­нением законов судебными приставами схожа с организа­цией работы по надзору за исполнением законов.

В ходе данной деятельности проводятся прокурорские проверки. Перед началом проверкиобычно в соответствующем суде и территориальном органе Федеральной службы судебных приставов следует ознакомиться с жалобами и заявлениями на действия судебных приставов. Необходимо также про­анализировать жалобы, заявления, а также официальные письма руководителей разного рода органов на действия судебных приставов, поступившие в прокуратуру. Это по­зволяет определить содержание (характер) предстоящей проверки, ее объем. В зависимости от характера сведений о нарушениях законов, допущенных судебными пристава­ми, каждая проверка носит индивидуальный характер.

В начале проверкитщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами. Необходимо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе и истребовать материалы, которые надлежит изу­чить. Это могут быть журналы регистрации входящей и ис­ходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в пе­риод розыска их родителей; журнал учета штрафов, налага­емых приставом исполнителем в стадии исполнения судеб­ных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального воз­награждения судебным приставам-исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и за­явления и переписка по ним; отчетно-статистические до­кументы и т.д.; различные постановления и акты.

Путем изучения перечисленных и многих других мате­риалов, бесед с работниками службы прокурор, в частно­сти, выясняет:

-налажен ли в службе учет исполнительных докумен­тов, т.е. судебных актов и актов других органов, подлежа­щих принудительному исполнению;

-соблюдается ли трехдневный срок вынесения поста­новления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуж­дения исполнительных производств;

-своевременно ли (не позднее следующего дня) направ­ляются копии постановлений о возбуждении исполнитель­ного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (испол­нительный лист, судебный приказ, постановление и т.д.);

-все ли предусмотренные законом меры предпринима­ются судебными приставами в целях обеспечения исполне­ния исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;

-принимаются ли меры и какие конкретно к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников;

-соблюдается ли установленный срок совершения ис­полнительных действий;

-соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответ­ствующих физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, при­менении штрафных санкций;

-на законном ли основании приостанавливаются ис­полнительные производства и откладываются исполни­тельные действия;

-регистрируются ли поступающие в службу жалобы и за­явления, своевременно ли они рассматриваются и разрешают­ся и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Выше были перечислены лишь некоторые вопросы, вы­ясняемые прокурором в ходе проверок.

Проверки прокурором могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий су­дебными приставами по обеспечению установленного по­рядка деятельности судов в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрель­ного оружия. Представляется, что по каждому случаю при­менения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшие человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

Заключение

В заключении лекции следует отметить, что прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.

Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:

1) лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;

2) обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;

3) содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;

4) соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;

5) своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.

Надзор за исполнением законов судебными приставами в сравнении с другими направле­ниями деятельности прокурора является достаточно новым и нахо­дится на стадии становления и развития.

Задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами связаны с обеспечением:

— законности исполнения судебных актов и актов других орга­нов в РФ;

— соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов;

— соблюдения установленных законодательством РФ прав и сво­бод физических и юридических лиц при исполнении судебных pe­шений;

— соответствия законам решений судебных приставов;

— повышения эффективности их деятельности;

— надлежащего исполнения судебных решений.

Предмет надзора за исполнением законов судебными приставами составляет надзор за исполнением законов судебными приставами; соблюдением ими прав и свобод физических и юридических лиц; законностью решений, принимаемых судебными приставами.

Нормативные акты и литература по теме:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010// Российская газета, N 271, 01.12.2010.

Федеральный закон «О судебных приставах» от 27 июля 1997 г.№118-ФЗ (ред. от 27.07.2010)//СЗ РФ.– 1997.- № 30.-ст.3590.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»// «СЗ РФ.- 2011.- N 7.- ст. 900

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (с изм. от 07.02.2011) «Об исполнительном производстве»//СЗ РФ.–1997.-№30.-ст.3591.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.06.2011)// СЗ РФ.2001. N 52 (ч. I). ст. 4921.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 27.06.2011)//СЗ РФ. 13.01.1997. N 2. ст. 198.

Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» ( в ред. от 25.11.2003 )// Собрание законодательства РФ. 1996. №17. Ст.1958.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 30.01.2007 N 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

Бессарабов, В. Г. Прокурорский надзор: учебник / В. Г. Бессарабов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

Григорьев В.Н., Победкин А.В., Калинин В.Н. Прокурорский надзор.Учебник.М.Эксмо,2008.

Крюков, В. Ф. Прокурорский надзор: учеб.пособие / В. Ф. Крюков. – М.: Норма, 2010.

Прокурорский надзор: учебник / под ред. Ю. Е. Виноградова и др. – М.: Юрайт-Издат, 2011.

Поневежский В.А. Надзор за исполнением законодательства в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы//Законность. 2011. N 4.

Это интересно:  Срок выездной проверки не может превышать

Сухарев, А. Я. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: учебник/А. Я. Сухарев. – М.: Норма, 2008.

Тихомиров Ю. Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях.//Законность.-2008.-№7.

Уласень В. Устранение нарушений уголовно-исполнительного законодательства.//Законность. 2010. N 11.

Ястребов. В.В. Прокурорский надзор: учебник. М.Зерцало – М И КД.2011.

Указание Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

ü законности принимаемых решений;

ü своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

ü уважения чести и достоинства гражданина;

ü неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

ü соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

Ø применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба;

Ø возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган.

Вопрос №23: Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Цели прокурорского надзора заключаются:

ü в выявлении фактов нарушения законов в местах содержания

Ø предварительного заключения,

Ø исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера,

ü назначаемые судом;

ü принятии мер к устранению обнаруженных нарушений законов;

ü привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

ü восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Для достижения поставленных целей прокурорам в ходе осуществления своей деятельности приходится решать ряд задач. К числу задач прокурорского надзора можно отнести:

ü соблюдение законности содержания в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

ü своевременное выявление и устранение фактов использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, сотрудниками отделов специального назначения физической защиты спецсредств и оружия;

ü установление фактов неоказания медицинской помощи и материально-бытового обеспечения лиц, содержащихся в поднадзорных объектах;

ü принятие безотлагательных мер к освобождению незаконно подвергнутых заключению под стражу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек;

ü систематический анализ практики осуществления прокурорского надзора в целях совершенствования его организации и повышения эффективности.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 07.06.2018 N АПЛ18-193 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 02.03.2018 N АКПИ17-1107, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.4 Указания Генпрокуратуры РФ от 12.05.2009 N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»»

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 июня 2018 г. N АПЛ18-193

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Асташова С.В., Ксенофонтовой Н.А.,

при секретаре Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. о признании недействующим пункта 1.4 указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»

по апелляционной жалобе Ш. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., возражения против доводов апелляционной жалобы представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

12 мая 2009 г. Генеральным прокурором Российской Федерации издано указание N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами» (далее — Указание), разработанное в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов.

Пунктом 1.4 Указания предусмотрено, что при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве прокурорам предписано тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, предписано направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Ш., не соглашаясь с таким решением, просит его отменить, как несоответствующее требованиям части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вынесенное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного иска, признав не действующим с момента принятия пункт 1.4 Указания.

Ш. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения не находит.

Согласно части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В силу пунктов 1, 2 статьи 1 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации в том числе осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Норма, аналогичная содержащейся в пункте 2 статьи 1 названного закона, закреплена также в статье 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах». Согласно пункту 4 данной статьи надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.

Во исполнение приведенных законоположений оспариваемое в части Указание издано Генеральным прокурором, управомоченным на принятие правовых актов, в пределах предоставленных ему федеральным законом полномочий.

Суд первой инстанции, проанализировав Указание, пришел к правильному выводу о том, что оно является организационно-распорядительным документом, адресованным прокурорам, и непосредственно не затрагивает права и свободы человека и гражданина. Указание издано в целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.

Пункт 1.4 Указания обязывает прокуроров более тщательно проверять все доводы заявителей при рассмотрении ими обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве, что полностью согласуется со статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации), предусматривающей обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан. В части, касающейся направления поступивших в органы прокуратуры жалоб в адрес судебных приставов, пункт 1.4 Указания относится лишь к тем случаям, когда законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей не проверялась главными и старшими судебными приставами. Направление жалоб в адрес судебных приставов в оговоренных в Указании случаях призвано способствовать неукоснительному соблюдению судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве с помощью мер прокурорского реагирования. При этом контроль за рассмотрением жалоб, направленных судебным приставам, возложен оспариваемым предписанием на органы прокуратуры.

Вопреки доводам административного истца оспариваемая норма не предполагает пересылку (направление) жалобы в орган или должностному лицу, действия (бездействие) которого обжалуются, и направлена, как обоснованно указано в решении суда первой инстанции, на организацию и повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением судебными приставами законодательства об исполнительном производстве.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2 статьи 21 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации).

Порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации установлен Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Регламент Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденный приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 276, предусматривает опубликование в журнале «Законность» организационно-распорядительных документов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина (пункт 2.12).

Указание представляет собой ведомственный организационно-распорядительный документ, применяемый в системе органов прокуратуры в целях повышения результативности прокурорских проверок за исполнением судебными приставами действующего законодательства, адресовано, как следует из его пункта 1, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам и не подлежит официальному опубликованию в журнале «Законность» в силу пункта 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 20 марта 2002 г. N 10 «О порядке официального опубликования организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящих нормативно-правовой характер». Текст Указания размещен в справочно-информационных системах правового характера, что не противоречит действующему законодательству.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 1.4 Указания не изменяет установленный законодательством порядок реализации прав граждан на обращение в органы прокуратуры с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, а также не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Указание издано, как было отмечено выше, в целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, и обязывает прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением ими законов; относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-исполнительных полномочий, и не обладает существенными признаками, указанными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»; не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение.

Несогласие административного истца с конкретными действиями должностных лиц прокуратуры не является основанием для удовлетворения требования о признании оспариваемого положения Указания незаконным, на что правильно указано в обжалуемом решении.

Довод апелляционной жалобы Ш. о том, что содержание оспариваемого в части Указания вызывает неоднозначное толкование, ошибочен. Пункт 1.4 Указания в оспариваемой части регламентирует порядок разрешения в органах прокуратуры жалоб граждан в тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных приставов-исполнителей. Оспариваемое предписание является четким, определенным и не допускает неоднозначного толкования при правоприменении.

Ссылка административного истца на взаимоисключающие, по его мнению, выводы, содержащиеся в обжалуемом решении Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г. и решении Преображенского районного суда г. Москвы от 16 февраля 2018 г. по делу по административному иску Ш. к и.о. заместителя Преображенского межрайонного прокурора г. Москвы З., и.о. Преображенского межрайонного прокурора г. Москвы О., Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) административных ответчиков, является несостоятельной, так как проверка законности пункта 1.4 Указания Преображенским районным судом г. Москвы при разрешении данного дела не проводилась.

Утверждение в апелляционной жалобе о наличии в определении Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2018 г. выводов, противоречащих изложенным в обжалуемом судебном решении, необоснованно. Отменяя определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 сентября 2017 г. о возвращении административного искового заявления об оспаривании пункта 1.4 Указания и направляя материал в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии к производству, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не высказывала суждений о том, обладает ли оспариваемое в части Указание существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а исходила из того, что оценка обоснованности утверждения административного истца об изменении пунктом 1.4 Указания установленного федеральным законом порядка реализации прав граждан на обращение в органы прокуратуры с жалобами на нарушение их прав и законность действий иных служащих может быть дана лишь при рассмотрении дела по существу.

Доводы апелляционной жалобы о противоречии оспариваемой нормы положениям федеральных законов о прокуратуре Российской Федерации, о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации были предметом рассмотрения в суде первой инстанции при разрешении дела по существу и им дана надлежащая правовая оценка, что отражено в обжалуемом судебном акте.

Апелляционная жалоба Ш. не содержит доводов, опровергающих изложенные в решении суда выводы, и его отмену не влечет.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. — без удовлетворения.

Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.10.2007 N 155

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 октября 2007 г. N 155

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Обобщение информации, характеризующей состояние законности в сфере регионального и местного нормотворчества, свидетельствует о недостатках в организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В результате принятия незаконных нормативных правовых актов, а также правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы граждан, в том числе социально незащищенных категорий населения.

Не все прокуроры, наделенные конституциями и уставами субъектов Российской Федерации правом законодательной инициативы, используют его, проявляют инициативу в вопросах формирования нормативной базы в развитие федерального законодательства.

Отмечая недопустимость подобного положения, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам Главного управления, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур принять меры по усилению надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур под персональную ответственность обеспечить надлежащую организацию надзора в указанной сфере в соответствующих прокуратурах, для чего:

2.1. Обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан: своевременно запрашивать и изучать проекты региональных, муниципальных нормативных правовых актов, участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти; своевременно направлять в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов несоответствий федеральным и региональным законам. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 29.10.2012 N 379)

В случаях отклонения замечаний прокуроров на проекты законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству, направлять информацию высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа), главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, для использования ими права отклонить законы, муниципальные нормативные правовые акты, принятые соответствующими представительными органами власти.

При реализации полномочий осуществлять учет и вести реестр изученных проектов нормативных правовых актов, направленных замечаний и предложений, а также результатов их рассмотрения. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 29.10.2012 N 379)

2.2. Организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты изучения нормативных правовых актов и принятые меры прокурорского реагирования учитывать в соответствующем реестре. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 29.10.2012 N 379)

Безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом — обращаться с заявлениями в суд.

Добиваться реального исполнения заявленных прокурором требований, контролировать ситуацию до окончательного приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

2.3. Совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В течение месяца с момента изменения федерального законодательства проводить сверки действующих нормативных правовых актов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, о чем составлять соответствующие акты о наличии или отсутствии нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством; использовать на регулярной основе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; обеспечить деловое сотрудничество с территориальными органами Минюста России, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, с главными федеральными инспекторами в субъектах Российской Федерации, контролирующими органами, общественными организациями, средствами массовой информации.

2.5. В случаях, когда органом государственной власти (должностным лицом) субъекта Российской Федерации, органом (должностным лицом) муниципального образования в установленные сроки не приняты меры к приведению в соответствие с федеральным законодательством изданного (принятого) им нормативного правового акта, признанного судом противоречащим Конституции Российской Федерации, федеральным законам либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, инициировать перед уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации вопрос о возможности применения правовой ответственности на основании положений ст. 9 и 19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 73 и 74 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предварительно во всех указанных случаях должно быть внесено представление руководителю органа по факту неисполнения вступившего в законную силу судебного постановления.

Обеспечить надзор за исполнением решений судов о признании недействующими региональных, муниципальных нормативных правовых актов, противоречащих закону.

2.6. Выявив причины и условия, способствующие нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2.7. При необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций и уставов в порядке конституционного судопроизводства проект запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 37, п. п. 1, 4 ч. ч. 1 и 2 ст. 38 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и согласованный с Главным управлением либо управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе, направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Непосредственному обращению в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с проектом соответствующего запроса должна предшествовать попытка урегулирования ситуации в ходе последовательного диалога прокуратуры субъекта Российской Федерации с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и региональным парламентом (опротестование, переписка, рабочие встречи, выступление на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти и т.п.).

2.8. В случае длительного непринятия представительным (законодательным) органом субъекта Российской Федерации предусмотренных федеральным законодательством нормативных правовых актов вносить представления об устранении нарушений закона, предложения об изменении, дополнении, отмене нормативных правовых актов на основании ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» либо использовать имеющееся у прокуроров право законодательной инициативы, в первую очередь — в целях урегулирования отношений с участием категорий граждан, являющихся объектами особой социальной защиты государства.

2.9. В целях формирования в установленном Правительством Российской Федерации порядке федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, при наличии соответствующих запросов в течение 7 рабочих дней направлять в территориальные органы Минюста России информацию о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении региональных нормативных правовых актов, уставов муниципальных образований (на основании поступающей от горрайпрокуроров информации).

2.10. При осуществлении надзорных мероприятий не допускать дублирования либо, напротив, разобщенности в работе подразделения прокуратуры субъекта Российской Федерации по надзору за исполнением федерального законодательства и старшего помощника прокурора субъекта Российской Федерации по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

3. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах по итогам первого полугодия и по итогам года информировать полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах о выявленных нарушениях федерального законодательства, в том числе фактах бездействия региональных органов власти в сфере нормотворчества, и принятых мерах прокурорского реагирования. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 23.12.2009 N 395)

4. Установить, что порядок подготовки докладной записки и перечень подлежащих освещению в ней вопросов определяются методическими рекомендациями, утверждаемыми первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Прокурорам субъектов Российской Федерации соответствующие докладные записки (содержащие данные по состоянию на 20 июня и 20 декабря текущего года) по итогам первого полугодия и по итогам года к 10 июля и 10 января представлять в Главное управление и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 23.12.2009 N 395)

Начальникам Главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах координировать действия прокуроров субъектов Российской Федерации в сфере нормотворчества; обобщать результаты прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; по итогам первого полугодия и по итогам года к 20 июля и 20 января текущего года направлять электронной почтой и почтой в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации докладные записки о результатах проведенной работы и состоянии законности в названной сфере. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 23.12.2009 N 395)

Главной военной прокуратуре, специализированным прокуратурам (на правах прокуратур субъектов Российской Федерации) координировать действия нижестоящих прокуроров, обобщать результаты их деятельности, докладные записки в те же сроки направлять электронной почтой и почтой в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

5. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства на основании представленной информации анализировать состояние законности в сфере регионального и муниципального нормотворчества, итоги этой работы один раз в полугодие докладывать первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации. (в ред. Приказа Генпрокуратуры РФ от 23.12.2009 N 395)

6. Считать утратившими силу Приказы Генерального прокурора Российской Федерации от 18.07.1997 N 42 «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации», от 23.07.1998 N 47 «О недостатках в организации работы по надзору за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации»; указания от 28.04.2000 N 91/7 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2000 N 6-П», от 19.06.2000 N 103/7 «О дополнительных мерах по усилению прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 12.10.2000 N 133/7 «Об организации проверок исполнения Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», от 10.09.2003 N 36/7 «Об организации прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству конституций и уставов субъектов Российской Федерации в связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 13-П».

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.

Приказ направить первому заместителю, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

Статья написана по материалам сайтов: mybiblioteka.su, fzakon.ru, normativ.kontur.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Читайте также:

  1. A. Указание на доказательства, собственно указание в исковом заявлении, приложение к исковому заявлению.
  2. II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевые индикаторы и показатели, отражающие ход ее выполнения
  3. В полицию с указанием завлечь аббата в ловушку и поймать
  4. Для проведения инструктажа по технике безопасности капитану команды необходимо иметь список участников с указанием Ф.И.О (полностью).
  5. Опишите механизм патохимической стадии с указанием медиаторов и их источников при II типе реакций иммунного повреждения
  6. Опишите механизм патохимической стадии с указанием основных медиаторов и их источников при III типе реакций иммунного ответа
  7. Определение координат и целеуказание