Срок выездной проверки не может превышать

Одна из основных форм налогового контроля – выездная проверка (ст. 89 НК РФ). В том числе установлен и срок проведения выездной налоговой проверки — 2 месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). Однако срок проверки может быть продлен, проверка может приостанавливаться и возобновляться. Фактически нормативный срок в два месяца выдерживается редко.

Продление срока проверки

Срок указан единый вне зависимости от периода проведения проверки и количества охватываемых налогов, а также от проверяемого налогоплательщика. Очевидно, что проверка крупного производственного предприятия потребует больше времени, чем проверка налогоплательщика с небольшим объемом операций.

Поэтому, хотя в п. 6 ст. 89 НК РФ и указывается, что проверка не может продолжаться более двух месяцев, в этом же пункте сказано о том, что проверка может быть продлена до четырех, а то и до шести месяцев в исключительных случаях. Основания для продления, понятие исключительных случаев эта норма не содержит. Такие основания указаны в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, в частности:

  • налогоплательщик является крупнейшим;
  • наличие обособленных подразделений, причем в зависимости от количества таких подразделений и рассматривается продление срока: если более десяти, то на шесть месяцев, если от четырех, то на четыре месяца;
  • на территории налогоплательщика произошла чрезвычайная ситуация;
  • получены сведения из иных источников о нарушениях, требующих дополнительной проверки;
  • непредставление в срок документов.

Но и в этом документе приводится только примерный перечень, указано, что продление срока может зависеть как от налогоплательщика (много видов деятельности, сложность технологических процессов, большой объем документов), так и от объёма и глубины проверки (охватывает несколько налогов, большой проверяемый период).

Приостановление проверки

Кроме продления срока, налоговый орган вправе приостановить проверку по основаниям, указанным в п. 9 ст. 89 НК РФ, на общий срок до шести месяцев, а если документы запрашиваются у иностранных госорганов, то срок приостановления может составить дополнительно три месяца. Приостанавливать проверку можно неоднократно, сроки суммируются.

Частые основания – запрос документов у контрагентов, встречная проверка. В период приостановления налоговый орган не вправе проводить мероприятия на территории налогоплательщика, в том числе и запрашивать документы. Но при этом требование, направленное налогоплательщику до приостановления, необходимо выполнить, даже если срок исполнения требования относится к периоду, когда проверка уже приостановлена.

Таким образом, несмотря на то, что общий срок проверки установлен в два месяца, максимально срок может составлять пятнадцать месяцев, то есть более года. Это зависит от ряда факторов, касающихся как самого налогоплательщика, так и проверяемого периода.

При этом, несмотря на то, что фактически указанный двухмесячный срок многократно увеличен, проведение проверки на практике может превысить и эти сроки. И хотя это является нарушением положений НК РФ, оно не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. Но затягивание проверки может быть на пользу налогоплательщику — если пропущены сроки по ст. 113 НК РФ, то оштрафовать его будет нельзя.

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Это интересно:  Благодарность директору от коллектива

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Срок проведения документарной и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

При организации проверки учитывается режим работы лиц, подлежащих проверке.

Общий срокпроведения плановой выездной проверки в случае, если лица, подлежащие проверке, относятся к субъектам малого предпринимательства, не может превышать пятьдесят часов для одного малого предприятия и пятнадцать часов для одного микропредприятия в год.

Срок проведения документарной или выездной проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается должностным лицом госоргана, уполномоченным подписывать распоряжения о проведении проверок, отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен должностным лицом госоргана, уполномоченным подписывать распоряжения о проведении проверки, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов, только в исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку.

Срок проведения выездной плановой проверки малых предприятий и микропредприятий может быть продлен руководителем госоргана или его территориального органа, на территории которого находятся соответствующие малые предприятия и микропредприятия.

Исключительными случаями, которые могут служить основанием для продления проверки, являются случаи, связанные с необходимостью проведения:

1) санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований и (или) испытаний и иных видов оценок;

2) экспертизы качества продукции;

3) санитарно-эпидемиологических расследований.

Взимание должностными лицами госоргана с лиц, подлежащих проверке, платы за проведение проверки, а также отдельных мероприятий по контролю, проводимых в ее рамках, не допускается.

Согласование с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки заключается в совершении должностными лицами госоргана следующих действий:

1) направление заявления о согласовании внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры;

2) принятие решения о способе проведения внеплановой проверки с учетом решения органа прокуратуры или о ее прекращении.

Решение о направлении заявления о согласовании внеплановой выездной проверки в орган прокуратуры принимается в случаях, если основаниями для ее проведения являются:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В случае, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер должностные лица госоргана вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в течение 24 часов с момента принятия решения о проведении такой проверки.

уведомлению о проведении проверкизаключается в совершении должностными лицами госоргана следующих действий:

1) направление в адрес лиц, подлежащих проверке, уведомления о проведении проверки;

2) обеспечение получения доказательств, подтверждающих факт получения лицами, подлежащими проверке, уведомления о проведении проверки.

Ознакомление лиц, подлежащих проверке, с распоряжением (приказом) о проведении проверки и иной информацией о проверке, представление которой является обязательной, заключается в совершении должностными лицами госоргана следующих действий:

1) направление заверенной печатью копии распоряжения (приказа) о проведении проверки вместе с запросом госоргана (его территориального органа), направляемого в адрес лица, подлежащего проверке, с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы;

2) вручение заверенной печатью копии распоряжения (приказа) руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица, проверяемому индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, проверяемому гражданину, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений;

3) обеспечение ознакомления по требованию (просьбе) руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя с иной информацией о проверке, представление которой является обязательной: с информацией о госоргане и его территориальном органе (в случае, если проверка организована соответствующим территориальным органом); документами, относящимися к предмету проверки; полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц госоргана; информацией об экспертах, экспертной организации, привлеченных к проведению проверки; настоящим Административным регламентом.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лиц, подлежащих проверке, устанавливающие организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении ими их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений должностных лиц госоргана.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении должностных лиц госоргана, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицами, подлежащими проверке, обязательных требований, должностными лицами госоргана, уполномоченными проводить проверку, направляется в адрес лиц, подлежащих проверке, мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

При проведении документарной проверки должностные лица госоргана, уполномоченные проводить проверку, не вправе требовать у лиц, подлежащих проверке, сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицо, подлежащее проверке, направляет указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя.

Указанные в запросе могут быть представлены в форме электронных документов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами госоргана, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица проверяемого юридического лица, его уполномоченного представителя, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц госоргана, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Проверяемое юридическое лицо, его уполномоченный представитель, проверяемый индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель:

1) предоставляют должностным лицам госоргана, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

2) обеспечивают доступ проводящих выездную проверку должностных лиц госоргана и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя.

Как считается срок выездной проверки: в календарных или в рабочих днях

Вопрос: 15.04.2014 налоговым органом принято решение о проведении в организации выездной налоговой проверки. 06.05.2014 принято решение о приостановлении выездной проверки, а 23.06.2014 – о ее возобновлении. Как считается срок выездной проверки: в календарных или в рабочих днях? Как при этом будет сдвигаться общий срок проверки? Когда истекает общий срок проведения выездной проверки?

Ответ: Срок выездной налоговой проверки считается в календарных месяцах; при необходимости пересчета периодов, на которые проведение проверки было приостановлено, в календарные месяцы учитываются календарные дни. Общий срок проведения проверки сдвигается на число календарных дней приостановления. В рассматриваемом случае последним днем проведения выездной налоговой проверки будет 01.08.2014.

Обоснование: Согласно п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

При этом на основании п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в пп. 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Статья 6.1 НК РФ, регулирующая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, не предусматривает алгоритм пересчета календарных месяцев в календарные или рабочие дни. Эта неопределенность, в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ, должна толковаться в пользу налогоплательщиков. Вместе с тем согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

В связи с этим ФНС России в п. 4.2 Письма от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 рекомендовала налоговым органам в целях контроля общей продолжительности проверки суммировать периоды приостановления до достижения общего срока приостановления проверки, который не может превышать шести месяцев.

По нашему мнению, в таких случаях целесообразным было бы рекомендовать приостанавливать проверку на целое число месяцев, но неоднократное приостановление проверки на меньшие сроки НК РФ противоречить не будет. Пересчет календарных месяцев также целесообразно проводить в календарные, а не в рабочие дни.

Поскольку учитываются календарные, а не рабочие дни, целесообразно, имея в виду, что общий срок проведения проверки сдвигается на число календарных дней приостановления, тем не менее, расчет проводить таким образом, как будто разрыв отсутствует, то есть прибавляя к основному сроку срок приостановления. В этом случае отпадет необходимость пересчета основного срока до приостановления и после.

В рассматриваемой ситуации осуществлено однократное приостановление проверки на период с 06.05.2014 по 23.06.2014, этот срок состоит из одного месяца (с 06.05.2014 по 06.06.2014) и 17 календарных дней – 07.06.2014, 08.06.2014… 23.06.2014. Учитывая, что срок проведения проверки не продлевался, отсчитываем с 15.04.2014 два месяца основного срока, месяц приостановления и 17 календарных дней приостановления. В итоге получаем последний день проверки – 01.08.2014.

Статья написана по материалам сайтов: nalogobzor.info, lektsii.com, zakoniros.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Читайте также:

  1. B. Искусственная вентиляция легких. Методики проведения искусственной вентиляции легких
  2. I. в эксперименте может быть вызвано
  3. I. При каких условиях эта психологическая информация может стать психодиагностической?
  4. II. Организация проведения аттестации
  5. II. Организация проведения аттестации
  6. III. Для обеспечения проверки исходного уровня Ваших знаний и умений решите задачу.
  7. III. Для обеспечения проверки исходного уровня Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем решить 2 задачи.
  8. III. Для обеспечения проверки исходного уровня Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем решить 2 задачи.
  9. III. Для обеспечения проверки исходного уровня Ваших знаний-умений необходимому, предлагаем решить задачу.
  10. III. Для обеспечения проверки исходного уровня знаний-умений Вам предлагается решить задачу.