Проверка сведений о контрагенте

Когда решение о сотрудничестве нужно принять быстро и нет времени ждать копии документов от контрагента, пробейте информацию о нем через интернет-сервисы. Официального подтверждения такой проверки у вас на руках не останется. Если хотите подстраховаться или нужно отчитаться перед руководством, можно сделать скрины веб-страниц, где видны результаты ваших запросов.

Существует ли компания.

Через сервис egrul.nalog.ru за пару минут проверьте, есть ли контрагент в ЕГРЮЛ. Вбейте ИНН, ОГРН или название компании. Если сведения о контрагенте найти не удалось, есть риск связаться с несуществующей организацией.

Наименование набора открытых данных, действия для проявления должной осмотрительности
1. Реестр ЕГРЮЛ https://egrul.nalog.ru/
1.1. Проверить наличие контрагента в реестре ЕГРЮЛ
1.2. Проверить контактные данные контрагента (адреса, телефоны, электронную почту)
1.3. Сравнить ФИО руководителя с ФИО лица, действующего без доверенности в выписке из ЕГРЮЛ
1.4. Сравнить адрес регистрации в договоре с адресом в выписке из ЕГРЮЛ
1.5. Проверить, совпадает ли вид деятельности организации по ОКВЭД, с работами (услугами), которые контрагент выполняет (оказывает)
2. Реестр адресов массовой регистрации https://service.nalog.ru/addrfind.do
2.1. Проверить адрес регистрации контрагента в реестре адресов массовой регистрации
3. Всероссийская система данных о компаниях и бизнесе https://zachestnyibiznes.ru/
3.1. Проверить учредителей контрагента и их доли в уставном капитале
3.2. Проверить дочерние компании контрагента
3.3. Проверить сведения об учрежденных и руководимых юридических лицах руководством компании

Нет ли долгов перед налоговой.

Зайдите на service.nalog.ru/zd.do и вбейте ИНН контрагента. Если поиск дал результат, значит, у компании есть долги по налогам или она не отчитывалась в налоговую больше года. Возможно, будущий контрагент неплатежеспособен и хочет поправить положение дел за счет вас.

4. Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов https://service.nalog.ru/zd.do
4.1. Получить сведения о ЮЛ, не представляющих налоговую отчетность более года и/или имеющих по состоянию на 01.05.2018 превышающую 1000 рублей задолженность по уплате налогов, которая направлялась на взыскание судебному приставу-исполнителю.
5. Сведения Росстата о предоставленых данных бухгалтерской отчетности http://www.gks.ru/accounting_report
5.1. Проверить наличие бухгалтерской отчетности в реестре Росстата за предшествующие сделке периоды

Часто ли судились.

Через сервис kad.arbitr.ru. можно узнать всю судебную историю контрагента. Введите ИНН контрагента.

6. Картотека арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/
6.1. Проверить наличие процедуры банкротства в отношении контрагента в картотеке арбитражных дел
6.2. Проверить наличие судебных дел в роли истца (ответчика) в отношении контрагента в картотеке арбитражных дел
7. Банк данных исполнительных производств http://fssprus.ru/iss/ip
7.1. Проверить наличие исполнительных производств в отношении контрагента

Нет ли подставных учредителей и руководителей.

Вот еще два бесплатных сервиса, которые уберегут от сомнительной сделки: service.nalog.ru/svl.do и nalog.ru/disqualified.do. В первом – сведения о тех, кого через суд лишили права участвовать в компании или управлять ею. Тут понадобится ИНН и ОГРН контрагента. По второй ссылке – реестр дисквалифицированных лиц. Чтобы им воспользоваться, нужны также Ф. И. О. и дата рождения руководителя. Если договор подпишет человек, который есть в первом или втором списке, суд признает сделку ничтожной.

8. Сведения о физических лицах, являющихся руководителями нескольких юридических лиц https://service.nalog.ru/mru.do
8.1. Проверить наличие руководителя контрагента в реестре массовых руководителей и учредителей
9. Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица https://service.nalog.ru/disqualified.do
9.1. Проверить наличие руководителя контрагента в реестре дисквалифицированных лиц
10. Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке https://service.nalog.ru/svl.do
10.1. Проверить контрагента в реестре юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица

Репутация.

Определяя, кто из контрагентов наиболее выгоден компании, выбирая поставщика товаров или услуг , привлекая нового клиента, стоит оценить не только его платежеспособность, но и деловую репутацию, риск недобросовестного выполнения им своих обязательств.

11. Сведения из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и реестра недобросовестных подрядных организаций
11.1. Проверить контрагента в реестре недобросовестных поставщиков
12. Сведения федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц https://fedresurs.ru/
12.1. Проверить наличие предшественников и правопреемников
12.2. Проверить информацию о необходимых лицензиях, свидетельствах о членстве в СРО, сертификатах соответствия, страховании ответственности, квалификации

Не банкрот ли.

Сведения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала смотрите в журнале «Вестник государственной регистрации» по ссылке vestnik-gosreg.ru/publ/vgr. ОГРН или ИНН будет достаточно для сервиса. А вот здесь kommersant.ru/bankruptcy – база объявлений о банкротстве, введите ИНН или ОГРН.

13. Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/
13.1. Проверить сообщения о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц
14. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации https://service.nalog.ru/uwsfind.do
14.1. Проверить, не принято ли в отношении контрагента решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ

Сбор доказательств на случай налоговой проверки

Отстоять права на вычет по НДС и расходы для целей налога на прибыль помогут доказательства на бумаге. Запросите у контрагента копии документов из списка ниже. Заодно можете свериться с данными из интернет-сервисов. В случае проверки у инспекторов не будет сомнений, что вы проявили должную осмотрительность.

1. Устав. Должны насторожить уставный капитал с минимальным размером и юрадрес, не совпадающий с реальным местонахождением.

2. Документы о регистрации. Это свидетельство о государственной регистрации организации и свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции.

3. Протокол общего собрания учредителей о назначении директора (решение единственного учредителя). ФИО директора в этом документе должно совпадать с данными действующего руководителя.

4. Вторая и третья страницы паспорта руководителя организации. Проверить, действителен ли паспорт, можно по сервису services.fms.gov.ru

5. Бухотчетность за предыдущий год. Анализ отчетности скажет о финансовом положении компании.

6. Лицензия, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности.

Полезные ссылки на сайты для проверки контрагентов, формирования отчетности и проч. можно скачать здесь

Проверяем контрагента перед заключением договора. Активная проверка

Продолжаем тему проверок по контрагентам (для подтверждения их правоспособности, деловой репутации и финансово-материального обеспечения). В прошлой статье мы говорили о фоновых проверках. А сейчас рассмотрим особенности проведения активных проверок.

Активная проверка проводится с истребованием документов и информации у контрагента, его контрагентов или государственных ведомств.

Проверка правоспособности организации (индивидуального предпринимателя)

  • свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • свидетельства о постановке на налоговый учет (присвоении ИНН) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • выписки из ЕГРЮЛ с данными о единоличном исполнительном органе (для организаций);
  • устава (для организаций);
  • документа, подтверждающего основания для нахождения по юридическому и фактическому адресу, другим адресам (нахождения складов, производственных помещений и т.д.), – договора аренды, пользования помещением и т.д.;
  • паспортов руководителя (индивидуального предпринимателя) и лиц, уполномоченных на заключение договора и подписание сопутствующих документов (в частности, счетов-фактур при их выставлении контрагентом);
  • приказов о приеме на работу уполномоченных сотрудников контрагента (трудовых книжек, справок о занимаемой должности и т.д.);
  • доверенности на представление интересов контрагента (на заключение договора, подписание определенных документов) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.).

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, предоставить такие документы может свидетельствовать:

  • о повышенном риске неисполнения им своих обязательств;
  • о том, что от лица реального контрагента могут действовать не уполномоченные им лица;
  • о неисполнении им налоговых обязательств (ведении деятельности с высоким налоговым риском) (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.).

2. Путем установления верифицируемого (с проверкой документов) личного контакта с уполномоченными представителями контрагента (руководителем организации, индивидуальным предпринимателем, лицами, имеющими право заключать от имени контрагента договоры):

  • в месте нахождения самой организации (индивидуального предпринимателя);
  • при возможности – в месте нахождения контрагента, что одновременно обеспечит проверку достоверности указанного в ЕГРЮЛ юридического адреса контрагента.

Целесообразно, чтобы подобные контакты были запротоколированы (отмечены в журналах визитов посетителей, протоколах, отчетах сотрудников, проводивших переговоры).

Цель проверки: отсутствие личных контактов с руководством контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, может повлечь обвинения в непроявлении должной осмотрительности при выборе такого контрагента (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.). Это, в свою очередь, может иметь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

Кроме того, уклонение руководства нового контрагента от личных контактов при намерении заключить крупную сделку может свидетельствовать об отсутствии намерений исполнять обязательства по договору.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка правоспособности контрагента свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом в ходе такой проверки целесообразно проверять и деловую репутацию контрагента.

Проверка налогового профиля

  • направлен в налоговую инспекцию по месту учета потенциального контрагента в произвольной форме;
  • сформулирован с учетом требований о защите налоговой тайны – его предметом должны быть сведения о нарушении контрагентом налогового законодательства (в т. ч. о наличии задолженности по платежам в бюджет), что не является налоговой тайной (письмо УФНС России по г. Москве № 09-10/093263 от 3 октября 2008 г.).

В то же время на практике вероятен отказ налоговой инспекции в предоставлении данных сведений. Это связано с тем, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговой инспекции по информированию об исполнении контрагентами налогоплательщиков своих налоговых обязательств, а также указывает на возможное наличие налоговой тайны в запрашиваемых сведениях (письмо ФНС России № ЕД-4-2/13005 от 24 июля 2015 г.).

Цель проверки: сам запрос в ИФНС (даже в случае отказа в предоставлении данных) свидетельствует о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.

При намерении заключить крупную сделку (на которую придется существенная часть вычетов или расходов) в случае отказа налоговой инспекции целесообразно получить сведения об исполнении контрагентом налоговых обязательств непосредственно у контрагента.

2. Путем запроса у контрагента информации об исполнении им налоговых обязательств. Целесообразно и достаточно запросить:

  • копии титульных листов деклараций (за последние периоды) по основным налогам, уплачиваемым контрагентом (налогу на прибыль, единому налогу при УСН) с отметками налоговой инспекции о принятии;
  • при подаче контрагентом деклараций в электронном виде – распечатанные электронные квитанции о приеме деклараций налоговой инспекцией, заверенные самим контрагентом;
  • справки о состоянии расчетов с бюджетом, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Данные документы не содержат какой-либо налоговой тайны и могут быть без ущерба представлены добросовестными контрагентами.

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, представить такую информацию может свидетельствовать о неисполнении им налоговых обязательств и об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.

Это интересно:  Фгос начального общего образования 2021

При этом убедительными будут также доказательства уплаты контрагентом налоговых платежей (соразмерно заявленным масштабам его деятельности) – копии платежных поручений, актов сверок контрагента со своей налоговой инспекцией. Однако, скорее всего, такую просьбу может удовлетворить только контрагент, претендующий на заключение крупной (по его масштабам) сделки.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка налоговой добросовестности контрагента свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом такая проверка, как правило, дополняет проверку правоспособности контрагента.

Проверка реальности, деловой репутации и имущественного положения контрагента

  • работников для непосредственного исполнения обязательств по договору (копия штатного расписания и т.д.);
  • активов для исполнения обязательств по договору (копии правоустанавливающих (правоподтверждающих, регистрационных) документов на объекты недвижимости, транспортные средства и т.д.).

Цель проверки: отказ потенциального контрагента, претендующего на заключение крупной сделки, представить такую информацию может свидетельствовать (п. 12 Общедоступных критериев, утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 3 мая 2007 г.):

  • о повышенном риске неисполнения им своих обязательств (отсутствии намерения их исполнить);
  • о посредническом характере его деятельности, что повышает как риск неисполнения договорных обязательств, так и риск признания налоговой выгоды по сделкам с ним необоснованной.

2. Путем запроса данных в Центральном каталоге кредитных историй (ЦККИ). Для запроса необходимо согласие контрагента на получение информации о нем в ЦККИ (ключ доступа (простой набор цифр), указываемый контрагентом в случае согласия на передачу данных о кредитной истории). Сведения предоставляются за плату.

Цель проверки: наличие сведений о контрагенте в ЦККИ свидетельствует, что он хотя бы один раз обращался в банк за получением кредита. А значит, положительный ответ на запрос позволит установить как реальность контрагента, так и его финансовую дисциплину (исполнение обязательств перед кредиторами). Запрос кредитной истории целесообразен при намерении кредитовать контрагента (при перечислении аванса, предоставлении коммерческого кредита, выдаче займа и т.д.).

3. Путем поиска сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В реестре нельзя запросить данные по конкретному собственнику (получить список объектов, которые ему принадлежат), но можно, в частности, установить собственника здания (помещения), по которому зарегистрирован контрагент. Сведения предоставляются за плату.

Цель проверки: наличие в собственности контрагента недвижимого имущества с большой долей вероятности свидетельствует о его реальности и наличии имущества для исполнения обязательств.

4. Путем проверки данных о сертификате или декларации соответствия контрагента-производителя (импортера) в Едином национальном реестре Росаккредитации:

  • в реестре сертификатов соответствия;
  • в реестре деклараций соответствия.

Цель проверки: наличие сертификата (декларации соответствия) с большой долей вероятности свидетельствует о реальности деятельности контрагента и наличии имущества для исполнения обязательств, качестве продаваемой продукции.

5. Путем запроса сведений о деловой репутации у самого контрагента и его контрагентов, данных об исполненных контрактах (их количестве, качестве исполнения, претензиях контрагентов).

Цель проверки: наличие сведений о деловой репутации контрагента, подтвержденных его контрагентами, позволит подтвердить реальность контрагента и оценить риск неисполнения им обязательств по договору.

В судебной практике прослеживается вывод, что активная проверка деловой репутации контрагента (прежде всего, реальной возможности исполнить сделку) свидетельствует о проявлении должной осмотрительности. При этом такая проверка, как правило, дополняет проверку правоспособности контрагента.

Классификация (установление рейтинга) контрагентов по способам проверки

  • если минимизируется риск налоговых претензий по сделкам с крупным контрагентом (на которого приходится значительная доля вычетов или расходов), то целесообразно:
  • провести активную проверку исполнения им своих налоговых обязательств, то есть запросить в ИФНС или у самого потенциального контрагента сведения о сдаче им налоговой отчетности и (или) нарушениях налогового законодательства;
  • при невозможности такой проверки – сформировать максимально полное досье в части правоспособности, налогового профиля и деловой репутации контрагента;
  • если минимизируется общий риск предъявления налоговых претензий по сделкам с контрагентами (например, новыми), то достаточно комбинации нескольких способов проверки (проверки правоспособности, запроса документов и т.д.) (письмо Минфина России № 03-02-07/1-340 от 6 июля 2009 г.);
  • если минимизируется риск неисполнения контрагентом обязательств по договору, то особое внимание должно быть уделено проверке реальности деятельности контрагента и его деловой репутации.

Набор способов проверки целесообразно закрепить в отдельном документе (например, в Положении о преддоговорной работе). При этом для удобства можно предусмотреть присвоение контрагенту коэффициента (рейтинга, уровня) в зависимости от результатов проверки. При рейтинге, не превышающем определенное минимальное значение, можно отказаться от работы с контрагентом или увеличить его рейтинг за счет сбора дополнительной информации.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Налоговая проверка контрагентов в условиях ужесточения налогового контроля в 2018 году

Светлана Петрухина
заместитель руководителя группы внутреннего аудита, контроля и методологии

В условиях ужесточения налогового контроля нельзя подходить к проверке контрагентов формально. Если вы запросите только выписку из реестра, устав и приказ на руководителя, риски остаются. На контрагента надо собирать целое досье. То есть подход к проверке партнеров должен поменяться кардинальным образом.

Главная причина – нашумевшие поправки в Налоговый кодекс, внесенные законом № 163-ФЗ. С 19 августа действует статья 54.1, которая запретила налоговые схемы. Все внимание налоговики теперь уделяют реальности сделки, а не недочетам в «первичке». Для защиты от претензий налоговой теперь важно доказать, что контрагент был способен выполнить обязательства, и компания убедилась в благонадежности контрагента, то есть проявила должную осмотрительность – контрагента проверили от и до, проведя тщательнейшее расследование. По сути, теперь нужно собрать полноценное досье на поставщика или подрядчика.

Какого-то специального и универсального регламента проверки контрагента на добросовестность в природе не существует. Поэтому мы подготовили пошаговую инструкцию, при помощи которой можно проверить контрагента перед заключением договора. Чем больше источников – внешних и внутренних – будет задействовано, тем качественнее получится результат проверки подрядчика (поставщика) и более высокими шансы защитить компанию от доначисления налогов.

Почему главбух не должен проверять контрагентов

Многие компании до последнего времени не утруждали себя проверкой контрагента. А в тех, кто пытался обезопасить себя от сомнительных связей, чаще всего проверку возлагали на главбуха. По ясным причинам такая проверка не выдерживает никакой критики, поскольку бухгалтеры расценивают новую обязанность как дополнительную нагрузку, чаще всего проводят проверку контрагента формально, «для галочки».

Алгоритм проверки контрагента

Шаг № 1. Проверить контрагента по официальным сайтам в интернете

Проверку надежности контрагента можно начать с общедоступных ресурсов в интернете. Благодаря им можно бесплатно и оперативно узнать весьма интересные подробности о потенциальном партнере.

  • Скачать выписку, проверить адрес и директора на «массовость», узнать о дисквалификации директора контрагента, проверить наличие налоговых долгов можно на сайте ФНС egrul.nalog.ru . Тревожные «звоночки»:

  • в ЕГРЮЛ есть отметка о дисквалификации и недостоверности сведений о руководителе;
  • компания часто переезжает с одного адреса на другой или зарегистрирована по массовому адресу.
  • Проверить наличие судебных исков на контрагента, участие в судебных разбирательствах – на сайте kad.arbitr.ru . Особенно опасно, если будущий контрагент бросает дела после первой инстанции, подает иск и не приходит в суд, это подозрительно. Так могут действовать однодневки, которые хотят создать доказательства реальной деятельности. Плохо, если потенциальный партнер проходил по налоговым спорам, и судьи признавали его ненадежным.
  • Проверить наличие долгов, которые уже взыскиваются по суду, позволяет сайт Федеральной службы судебных приставов: fssprus.ru .
  • «Пробить» контрагента по реестру недобросовестных поставщиков на сайте единой системы закупок rnp.fas.gov.ru .
  • Проверка действительности паспорта директора, разрешений на работу и патентов для иностранцев – информационные сервисы Главного управления по вопросам миграции МВД России сервисы.гувм.мвд.рф .
  • Положение о проверке контрагентов

    В целях унификации процедур и методов проверки контрагентов целесообразно разработать и утвердить в компании единый внутренний нормативный акт — Положение о проверке контрагентов (а не издавать приказы о проверке каждый раз при появлении нового потенциального партнера). В нем, в частности, привести перечень документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров перед заключением той или иной сделки. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки. Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным сотрудникам под роспись.

    Шаг № 2. Изучить сайт контрагента, рекламу и отзывы в интернете

    Кроме официальных ресурсов обязательно надо посмотреть сайт будущего контрагента. Но доверять всей информации на нем не стоит. Поэтому сверьтесь с отзывами клиентов о поставщике на тематических сайтах, в СМИ. Полезно изучить мнения бывших сотрудников, которые знают компанию изнутри (см. отзывы о работодателях в интернете).

    Что должно насторожить? Отсутствие у компании сайта, неработающая страница в интернете, устаревшая информация. Также тревожный признак – отсутствие рекламы и отзывов клиентов и сотрудников.

    Важно!

    Нельзя полностью доверять фотографиям и информации о контрагенте на его сайте и в рекламных роликах. Обязательно надо посетить офис поставщика, попросить его показать склад, имущество и др.

    Шаг № 3. Нанести визит контрагенту

    В идеале, конечно, надо постараться осмотреть не только офис, но и производственные, а также складские помещения будущего контрагента. Еще лучше – если удастся сфотографировать офис внутри и снаружи, производство, товар на складе, автопарк и т. д. Важно сохранить все пропуски в офис и на склад (в т.ч. на проезд машины) – он докажет, что руководство или представитель компании встречались с контрагентом до заключения сделки.

    Что должно насторожить? Контрагент отказывается показывать офисные помещения и склады. Также подозрительно, если у компании нет собственных складов и автомобилей для перевозки товаров, хотя контрагент позиционирует себя как прямой поставщик.

    Шаг № 4. Лично встретиться с руководством контрагента

    Обязательно надо до заключения сделки лично встретиться с гендиректором компании или уполномоченным представителем контрагента – в офисе либо на нейтральной территории (ресторан, конференция, бизнес-завтрак и т.д.).

    Во-первых, попросить показать паспорт и доверенность (если дела ведет представитель компании). Во-вторых, нелишним будет сделать совместную фотографию с директором будущего партнера.

    Что должно насторожить? Контрагент работает только через представителя, и все документы подписывает сотрудник с доверенностью. Сам гендиректор ни с кем не общается.

    Шаг № 5. Запросить у контрагента документы

    Перед сделкой необходимо запросить у поставщика следующие документы (заверенные копии):

    • устав;
    • приказ о назначении директора;
    • доверенности на представителей;
    • паспорт руководителя и представителей (дополнительно – письменное согласие на обработку персональных данных);
    • налоговые декларации, бухгалтерский баланс;
    • лицензии и свидетельства (если деятельность подлежит лицензированию либо на нее надо получать специальное разрешение).

    Также стоит запросить справку о фактическом адресе и сведения об имуществе и персонале.

    Важно!

    С одной стороны, вам необходимо проверить отчетность контрагента. С другой, – контрагент не обязан предоставлять информацию. Если он не согласен, имеет смысл попросить письменный отказ. Бухгалтерскую отчетность можно достать самостоятельно – заказать на сайте статистики gks.ru > «Предоставление данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности…».

    Что должно насторожить? Будущие контрагенты неохотно предоставляют сведения о себе. В большинстве случаев они ссылаются на коммерческую тайну или персональные данные работников. Но многие сведения, которые нужны для проверки, не считаются тайной. Например, сведения о составе работников, о тех, кто вправе без доверенности действовать от имени компании, о разрешении на конкретный вид деятельности и пр. «Секретную» информацию можно предоставить под обязательство о неразглашении. Если даже на таких условиях документы предоставить отказываются, то сделку заключать рискованно. Если поставщик или покупатель полностью закрывается и отказываются передать любую информацию о себе, с такими сомнительными контрагентами лучше не работать.

    Это интересно:  Должна ли оплачиваться стажировка

    На что смотреть в отчетности контрагента

    Просто заполучить у контрагента документы – это лишь полдела. Для полноценной проверки необходимо оценить содержащуюся в них информацию. В частности, пробежаться по критериям назначения выездных проверок. Они приведены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Среди них, например, рост доли расходов, зарплата ниже средней по отрасли, уменьшение рентабельности и низкая налоговая нагрузка, доля налоговых вычетов превышает допустимые значения.

    Шаг № 6. Провести проверку через ИФНС

    Важно!

    ИФНС может отказать в предоставлении информации. Но у компании на руках останется запрос и отказной ответ инспекции. Переписка с налоговиками также служит подтверждением осмотрительности.

    Шаг № 7. Подготовить отчет о должной осмотрительности – досье на контрагента

    Можно назначить сотрудника, который будет отвечать за проверку контрагентов. Он составит отчет о результатах анализа надежности поставщика. Этот бесценный документ послужит неоспоримым доказательством того, что компания выполнила все требования закона о должной осмотрительности.

    Лайфхак: Действенный способ защититься от претензий по статье 54.1

    Самое плохое в статье 54.1 Налогового кодекса – условие о том, что исполнять обязательство по договору должен либо сам исполнитель, либо тот, кому это поручил исполнитель. Здесь возможна ситуация, когда заказчик поручил контрагенту какие-либо работы, а тот перепоручил их третьему лицу без ведома заказчика. По факту работы выполнены, но если ориентироваться только на статью 54.1, то налоговики такие расходы не примут.

    Избежать претензий поможет проверка договора. Из него должна следовать законность перепоручения работ третьему лицу. То есть, если в договоре на услуги прямо предусмотрено возможное привлечение соисполнителей (без такой формулировки соисполнительство противоречит статье 780 ГК РФ) или, если подобное соисполнительство не запрещено в договоре подряда (см. п. 1 ст. 706 ГК РФ).

    Допустим, компания не хочет перепоручать работу третьим лицам, и договором подряда было запрещено соисполнительство. Тем не менее, контрагент привлек субподрядчиков. Как здесь отстоять свои расходы и показать осмотрительность? Устава и выписки, конечно, недостаточно. Хорошо бы показать, что компания знала о реальности деятельности контрагента (хотя бы предъявить его рекламные объявления, еще лучше – рекомендационные письма, данные о партнерах и т.д.), указать тех работников партнера, с кем сотрудничали за время выполнения спорных операций. Можно ссылаться и на то, что контрагент направил вам письмо о наличии необходимой техники (если это письмо удастся получить) или хотя бы баланс, из которого видно наличие основных средств у предприятия. То есть опираться на доводы, показывающие реальность работы партнера. А не на данные по его регистрации.

    Проверка добросовестности контрагентов является стандартом нашей работы при оказании услуг бухгалтерского аутсорсинга. Наша методика проверки позволяет снизить риски наступления налоговой ответственности за контрагентов.

    Кроме того, наша компания обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Поэтому мы с радостью поможем документально обосновать причины выбора контрагента.

    Проверка контрагентов на добросовестность

    Кто такие контрагенты

    Термин «контрагент» законодательно не закреплен. Правоприменительная практика понимает под контрагеном юридическое или физическое лицо, являющееся одной из сторон договора.

    Причины проверки контрагентов на добросовестность

    Принимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.

    Можно исходить из общего принципа добросовестности и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.

      Налоговое законодательствл обязывает стороны заключаемого договора проверять добросовестность контрагента по договору. К примеру, организации заключили договор оказания услуг по уборке офиса. Исполнитель направил заказчику акт приемки-передачи услуг и счет-фактуру. Налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки может отказать в вычете НДС по следующим причинам:

    у исполнителя нет работников в штате (значит, никто физически не мог производить уборку);

    исполнитель не находится по юридическому адресу, не платит налоги, не сдает налоговую отчетность (следовательно, исполнитель является недобросовестным);

    документы от исполнителя были подписаны не уполномоченным лицом (не руководителем, следовательно, они недействительны).

    Следовательно, получить вычет НДС по ним не получится.

    Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков «однодневок». Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.

    Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:

    есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;

    носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;

    поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;

    соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;

    целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.

    Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.

    Что же такое должная осмотрительность?

    Легального (закрепленного в законодательно) определения должной осмотрительности нет. Не нашел закрепления в Налоговом кодексе РФ и принцип должной осмотрительности; нет и обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

    Данный принцип содержится в нормах гражданского права. Так, согласно статье 401 ГК РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств». Кроме того, в статьях 1, 6, 10 ГК закреплены такие принципы, как добросовестность и разумность, означающие, что хозяйствующий субъект не должен брать на себя риск заключения сделок с сомнительными организациями, в чем, по сути, проявляется должная осмотрительность.

    Т.о. должная осмотрительность — это комплекс мер по сбору и анализу информации для проверки контрагента на добросовестность, принимаемых организацией при заключении договора. Этот термин используется для определения вины.

    На практике это означает, что налогоплательщик не должен заключать договоры с контрагентами, которые обладают признаками «однодневок». Такой подход налоговых органов основан на принципах разумности и добросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, а это означает, что никакой здравомыслящий предприниматель не станет брать на себя риск заключения сделки с сомнительной организацией, которая может свои обязательства по договору и не выполнить. Поэтому прежде, чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения (особенно если речь идет о крупных сделках), покупатель (заказчик) так или иначе должен проявить осмотрительность и узнать как можно больше о своем бизнес-партнере. Тех, кто такой осмотрительности не проявил, налоговые органы считают злостными «уклонистами» от уплаты налогов.

    При этом традиционная позиция ФНС России состоит в том, что пострадать за неосмотрительность при выборе контрагентов должен не только тот налогоплательщик, который «закрыл глаза» на наличие признаков «фирмы — однодневки» у контрагента и вступил с ним в договорные отношения, но и тот, который не знал об этих признаках, но, осуществив ряд контрольных мероприятий, мог бы данные признаки выявить. В этом-то и состоит основная опасность предъявления налоговых претензий по мотиву неосмотрительности при выборе контрагента: налогоплательщик заключает договор с организацией, ничего не зная о ее налоговых обязательствах, а впоследствии его обвиняют в неосмотрительности и недобросовестности.

    Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

    Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

    Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

    Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

    Таким образом, позиция налоговиков сводится к тому, что осмотрительность при выборе контрагента надо подтвердить. Но какого-либо универсального способа разрешить такую задчу нет.

    24.07.2015 ФНС России выпустило очередное Письмо № ЕД-4-2/13005@, в котором указала, на что налогоплательщику следует обратить внимание при выборе контрагента, а также рекомендовала:

    изучить документы, которые подтверждают полномочия представителя контрагента;

    оценить возможность реального выполнения условий договора с учетом времени, необходимого для доставки или производства товара, выполнения работ или оказания услуг;

    при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:

    отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность;

    отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

    отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

    отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора.

    При этом указано, что:

    обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы;

    каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами;

    налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности;

    факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

    Алгоритм проверки добросовестности контрагента

    Алгоритм проверки добросовестности контрагента можно разделить на следующие этапы:

    Анализ полученных данных.

    Принятие решения о заключении договора.

    Заключая новые договоры, на первоначальном этапе необходимо максимально обезопасить организацию для того, чтобы «в случае чего» иметь возможность доказать «достаточную осмотрительность» при выборе контрагента. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

    С 01.09.2018 организациям проще проявлять должную осмотрительность, поскольку с этой даты ФНС разместил на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках.

    С 01.07.2019 планируется сведения об организациях будут размещаться на сайте ФНС России по определенным блокам:

    • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
    • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
    • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
    • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
    • о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
    • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
    • об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.
    Это интересно:  Что представляет собой стандарт

    Сначала появится информация о налоговых правонарушениях. Туда войдут решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу с 2 июня 2016 года по 30 июня 2017 года. Данные об уплаченных страховых взносах будут опубликованы в феврале следующего года.

    Ежемесячно будут обновлять сведения по блокам:

    • недоимка и задолженность по пеням и штрафам;
    • налоговые правонарушения и ответственность за них;
    • спецрежимы, которые применяют налогоплательщики;
    • участие в консолидированной группе налогоплательщиков.

    Раз в год будут размещать данные о среднесписочной численности работников, доходах и расходах по бухотчетности, уплаченных налогах и сборах.

    Открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну в соответствии со статьей 102 НК РФ, но до внесения поправок Федеральным законом № 134-ФЗ они были недоступны для общественности. Данные сведения будут в открытом доступе три года.

    Закрепляем процесс проверки контрагента в ЛНА

    Что же в этом случае необходимо предпринять? Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего регламентировать соответствующим локальным нормативным актом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить сумма и периодичность сделок с контрагентом.

    Сбор информации о контрагенте

    Самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше.

    Законодательно перечень документов для проверки добросовестности налогоплательщика не установлен (хотя и есть разъяснения Минфина РФ, которые даны в Письмах от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340 и Письмом ФНС от 11.02.2010 № 3-7-07/84), но полагаю, что оптимально начинать этот процесс с получения данных от самого контрагента, запросив копии:

      свидетельства о регистрации, ИНН, устава, постановки на налоговый учет;

      приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера;

      годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

      С 01.06.2016 стало больше возможностей проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, т.к. часть информации о налогоплательщиках, которая признавалась налоговой тайной, стала общедоступной (Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ), а именно:

        о среднесписочной численности работников;

        об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

        о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

        Как поступит контрагент, если получит от фирмы предложение представить данные документы? В представлении копии устава фирме могут отказать, мотивировав это следующим:

        Устав и учредительный договор

        На основании п. 4 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Однако представление копии устава возможно на основании указанной статьи только акционеру общества по его требованию. Т.о., законодательно обязанность представления копии устава предусмотрена только для акционера. Что касается контрагентов, процедура ознакомления с уставом законодательно не определена, и поэтому исполнительный орган общества вправе разработать ее самостоятельно.

        Отказ в представлении копии учредительного договора может быть мотивирован наличием режима коммерческой тайны (так, учредительный договор может содержать сведения, относящиеся к коммерческой тайне). В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона № 208-ФЗ учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.

        Согласно ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

        Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

        Аналогичная позиция отражена и в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в соответствии с п. 3. ст. 12 которого по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию своего участника представить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Таким образом, копии учредительных документов представляются только участникам общества, а любому заинтересованному лицу — только возможность ознакомления с ними.

        Приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера

        могут быть представлены только с письменного согласия самих работников на основании следующего.

        Приказ о приеме на работу — первичный учетный документ, имеет унифицированную форму (Т-1), в котором содержатся сведения о заработной плате работника, условиях приема на работу, характере работы и т.д., являющиеся персональными данными работника.

        Международные акты, Конституция РФ, другие федеральные законы предусматривают защиту персональных данных от необоснованного ознакомления с ними или распространения без согласия лица, к которому эти сведения относятся.

        По действующему законодательству персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес; семейное, социальное и имущественное положение; образование и профессия; доходы и другая информация.

        Если контрагент не предоставляет бухгалтерский баланс и декларации по НДС

        В соответствии со ст. 92 акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

        Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

        Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ и иных правовых актов РФ.

        Как поступить с контрагентом, который не предоставляет информацию о себе законными способами? У фирмы всегда имеется возможность запросить у него копию свидетельства о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данные сведения не являются коммерческой тайной и не относятся к персональным данным.

        Сбор общедоступных данных о контрагенте

        После этого можно собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить предоставленные контрагентом документы и сверить их с данными, размещенными на сайте ФНС (воспользовавшись сервисом «Проверь себя и контрагента»).

        На сайте ФНС доступны и другие электронные сервисы:

        Что же касается мнения некоторых о «пробивке» контрагента на предмет платежеспособности и финансового состояния – решать вам, полагаю, что достаточным будет в органах статистики получить выписку из отчетности.

        С 01.06.2016 (Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ) не являются налоговой тайной следующие сведения (относящиеся к календарному году, предшествующему году размещения указанных сведений в сети Интернет):

        о среднесписочной численности работников;

        об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

        о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

        Такие сведения будут размещаться на официальном сайте ФНС России.

        ФНС России в своем Письме от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104 рекомендует при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки:

        отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность;

        отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

        отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

        отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

        Необходимо учитывать, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в том числе в силу отношений взаимозависимости или аффилированности с налогоплательщиком. Однако, если налогоплательщиком будет подтвержден факт сделки, претензии будут предъявлены его контрагенту.

        По моему глубокому убеждению, можно заранее позаботиться о том, чтобы не было претензий со стороны налоговых органов по поводу недобросовестности контрагентов, да еще к тому же «убить второго зайца» — систематизировать процесс договорной работы в организации. Для этого рекомендую разработать и внедрить локальный нормативный акт о договорной работе.

        Если после сбора и анализа этих данных у организации остаются вопросы относительно добросовестности будущего делового партнера, можно обратиться в свою инспекцию и запросить следующие данные (указав ИНН и КПП контрагента и его название):

        • является ли адрес контрагента массовым;
        • подаются ли сведения по форме 2-НДФЛ (это говорит о том, имеются ли у контрагента трудовые ресурсы);
        • имеются ли складские или производственные площади;
        • сдается ли налоговая отчетность. Если подается, то «нормальная» или «нулевая»? (если сдаются «нулевые» отчеты, то отношения с контрагентом развивать не стоит).

        Схематично алгоритм проведения проверки контрагента на добросовестность можно представить так:

        Наши услуги по проверке контрагента

        Предлагаем воспользоваться услугами по проверке контрагента, в результате которой вы получите следующие сведения о контрагенте:

        1. Полное и сокращенное наименование организации
        2. ИНН и ОГРН
        3. Место нахождения (юридический адрес)
        4. Дата регистрации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
        5. Размер уставного капитала
        6. Заявленные виды деятельности по ОКВЭД
        7. Сведения об учредителях и руководителе
        8. Сведения о вносимых изменениях в учредительные документы

          Цена услуги

        1. Сведения о лицензиях
        2. Проверка адреса на массовость
        3. Проверка руководителя на предмет дисквалификации
        4. Сведения об участии в судебных спорах
        5. Сведения о задолженности по налогам и сборам
        6. Сведения о возбужденных исполнительных производствах
        7. Сведения о банкротстве
        8. Наличие организации в планах проверок гос. органов текущего года (за исключением проверок ФНС, прокуратуры и некоторых других гос. органов)

        Примечание: все данные мы получаем легально из официальных источников, в числе которых:

        Высший Арбитражный суд РФ;

        Генеральная прокуратура РФ;

        Федеральная налоговая служба РФ;

        Федеральная служба судебных приставов РФ.

        Статья написана и размещена 20 апреля 2011 года. Дополнена — 28.10.2011, 18.01.2013, 28.08.2015, 26.11.2015, 11.05.2016, 12.07.2016, 26.07.2017, 05.09.2018

        Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

        Статья написана по материалам сайтов: www.klerk.ru, 1c-wiseadvice.ru, yuridicheskaya-konsultaciya.ru.

        »

        Помогла статья? Оцените её
        1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
        Загрузка...
        Добавить комментарий

        Adblock
        detector