Какой стандарт определяет порядок обращения с отходами
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Вторичные материальные ресурсы»; Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России; Российским межотраслевым Научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов; Московским Государственным институтом стали и сплавов; Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова; ЗАО «Вологодский подшипниковый завод»
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 июля 2003 г. № 236-ст
3 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих законов:
— Закона Российской Федерации «О техническом регулировании»;
— Закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе»;
— Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»;
— Закона Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Одним из приоритетных направлений обращения с отходами, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», наряду с мерами по безопасному их обращению, является повторное вовлечение отходов в промышленное производство. Положения закона определяют также необходимость разработки и принятия стандартов, регулирующих порядок обращения с отходами. Проблемы утилизации входят также в число приоритетных проблем Федерального закона «О техническом регулировании», который был принят в декабре 2002 г.
Следует отметить, что нормативные акты, учитывающие экологические, санитарно-гигиенические и другие виды опасности (пожароопасность, коррозионная активность и другие) при обращении с отходами, уже существуют или интенсивно разрабатываются, тогда как нормативное обеспечение, направленное на вовлечение отходов в промышленное производство или оценку их сырьевых и ресурсных качеств, в настоящее время практически отсутствует. Первые основополагающие стандарты в этой сфере стали появляться в 2001 г.
В последнее десятилетие в промышленно развитых странах происходил переход от концепции безопасного обращения с отходами, условно называемой «контроль на трубе», к концепции «промышленного метаболизма», которая базируется на оценке экономической эффективности мер, применяемых для защиты окружающей среды не на отдельных стадиях производства и потребления продукции (что в отношении отходов и означает так называемый «контроль на трубе»), а в комплексе, начиная от добычи полезных ископаемых, необходимых для производства определенного вида продукции, и заканчивая се ликвидацией после истечения срока эксплуатации.
В рамках этой концепции было показано, что наиболее экономически эффективным способом обращения с отходами является именно повторное вовлечение их в промышленное производство. Таким образом, из концепции «промышленного метаболизма» следует, что если даже в силу рыночных условий переработка конкретных отходов в товарную продукцию представляется экономически неэффективной, то учет всех затрат общества на оздоровление экологической обстановки, начиная от добычи полезных ископаемых, в подавляющем числе случаев меняет эту ситуацию на противоположную. Другими словами, необходимо государственное вмешательство для коррекции законодательной и нормативной базы, чтобы направление повторного использования отходов явилось приоритетным и выгодным. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что собственно рыночные отношения не способны сами по себе эффективно регулировать процессы обращения с отходами, и, в первую очередь, процессы ресурсосбережения. Уже сейчас большинство стран ЕЭС решают вопросы ресурсосбережения и обращения с отходами именно в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования работ с ними. Государственный механизм регулирования работ с отходами опирается не только на законодательные документы, но и на основополагающие и профильные стандарты в этой сфере. Настоящий стандарт направлен на унификацию и регламентацию работ с отходами с учетом безопасности при проведении политики ресурсосбережения, с целью их более полного вовлечения в народнохозяйственный оборот.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Resources saving. Waste treatment. Basic principles
Содержание
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Определения и сокращения
- 4 Общие правила обращения с отходами
- ПРИЛОЖЕНИЕ А
- Состав и содержание документации по обращению с отходами
- ПРИЛОЖЕНИЕ Б
- Библиография
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Определения и сокращения
- 4 Общие правила обращения с отходами
- ПРИЛОЖЕНИЕ А
- Состав и содержание документации по обращению с отходами
- ПРИЛОЖЕНИЕ Б
- Библиография
- Порядок обращения с отходами производства и потребления: виды и правила
- Виды отходов
- Опасность отходов
- Классы опасности
- Паспортизация отходов
- Производственный контроль при обращении с отходами
- Цели и задачи производственного контроля
- Строительные отходы
- Учет строительных отходов
- Коммунальные отходы
- Медицинские отходы
- Сбор и вывоз отходов
- ГОСТ Р 57740-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов
- Текст ГОСТ Р 57740-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов
- Ресурсосбережение ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
- Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации).
Стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые на территории Российской Федерации, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.
Настоящий стандарт не распространяется на ядерные, биологические и военные отходы. На них распространяются специальные нормативно-методические документы, разрабатываемые соответствующими ведомствами.
Положения стандарта являются составной частью документации на любые отходы на всех этапах их технологического цикла.
Настоящий стандарт предназначен для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее — предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в части деятельности, касающейся вовлечения отходов в промышленное производство, оценки их опасных или ресурсных характеристик, при принятии решений компетентными органами в сфере ресурсосбережения, возможности или невозможности трансграничного перемещения отходов с территории России за рубеж или на территорию России из-за рубежа или транзитного перемещения по территории России, решения других вопросов, относящихся к проблемам технологии и управления в области обращения с отходами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
3 Определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте используют термины по ГОСТ 14.205, ГОСТ 25916, ГОСТ 27782, ГОСТ 30772.
3.2 В настоящем стандарте используют следующие сокращения:
СЖЦИ — стадия жизненного цикла изделия;
ЭТЦО — этап технологического цикла отходов.
4 Общие правила обращения с отходами
4.1 Обращение с отходами включает следующие общие элементы деятельности:
— предупреждение образования отходов на СЖЦИ;
— минимизацию и контроль образования, накопления отходов на СЖЦИ;
— документирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления на ЭТЦО;
— организацию и контроль за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, размещения, хранения отходов;
— организацию и контроль процессов утилизации инертных отходов;
— организацию и контроль процессов удаления опасных отходов;
— обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла;
— информатизацию процессов обращения с отходами.
4.2 Предупреждение, минимизацию и контроль образования отходов на СЖЦИ и на ЭТЦО осуществляют разработчики изделий на стадии проектирования, изготовители продукции в технологическом цикле производства, потребители товаров — на стадиях их эксплуатации и на стадии ликвидации отходов.
4.3 Обращение с отходами основано на документировании элементов деятельности и управлении (регулировании) процессами образования, существования, превращения и уничтожения отходов производства и потребления по ГОСТ Р 51769, ГОСТ 30773.
4.5 Обеспечение безопасности обращения с отходами — по ГОСТ 12.0.003 и ГОСТ 30774.
4.6 Последовательность процедур организации и контроля за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, включая трансграничные перемещения, и хранение отходов, установлены в ГОСТ 30773.
4.7 Организация и контроль процессов утилизации отходов — по ГОСТ 17.0.0.04, ГОСТ Р 17.0.0.06, ГОСТ 30774.
4.7.1 Требования по ликвидации отходов задают на все их виды и прежде всего на отходы, содержащие редкоземельные и драгоценные материалы (с целью их утилизации), химические источники тока и опасные материалы (с целью их удаления), а также на все изделия, которые полностью или частично (в виде элементов изделия или конструкции) могут быть повторно использованы после снятия их с эксплуатации (без доработки или с доработкой). При этом в документации приводят сведения: «Пригоден к повторному применению без доработки (с доработкой)».
4.7.2 Перечни ценных компонентов (драгоценных металлов и других), содержащихся в отходах и/или конструктивных элементах, подлежащих утилизации, определяют на этапе разработки соответствующих первичных материалов, изделий, продукции (далее — объектов), а порядок и методы реализации требований по их ликвидации устанавливают в стандартах на объекты и/или в договорах (контрактах) на поставку.
4.9 Обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла проводят согласно положениям правовых актов [ 1] — [ 3].
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Состав и содержание документации по обращению с отходами
При разработке нормативного документа при обращении с отходами состав и содержание разделов зависят от целей и задач, на решение которых ориентирован конкретный нормативный документ. Наименование и содержание разделов по определению ресурсных и опасных характеристик отходов приведены в А.1.1 — А.1.12.
А.1.1 В разделе «Наименование отходов» указывают наименование и код отходов, приведенные в действующей нормативной и правовой документации по паспортизации и классификации отходов, при этом целесообразно приводить также синонимы наименования, составленные в произвольной форме.
А.1.2 В разделе «Сведения о производителе, собственнике и/или владельце отходов» указывают полное официальное название и код предприятия, форму собственности и ведомственную подчиненность, адрес и телефон организации, являющейся производителем, собственником и/или владельцем описываемых отходов. Если производителем, собственником и/или владельцем отходов являются различные организации, приоритетной является та из них, в распоряжении или на территории которой находятся данные отходы.
А.1.3 В разделе «Виды опасного воздействия» перечисляют все возможные виды опасных свойств отходов, при этом указывают все виды опасного воздействия и их коды, приводимые в отечественных нормативных актах и международных правовых актах, к которым присоединилась Россия, действующих на момент составления документации.
А.1.4 В разделе «Происхождение отходов» приводят сведения обо всех веществах и/или материалах, из которых образовались данные отходы, со ссылками на нормативную или техническую документацию, содержащую характеристики этих веществ и/или материалов и краткую характеристику воздействий, которым подвергались данные вещества (материалы), в результате чего они превратились в отходы.
Цель данного раздела — формирование представлений о характере возможных опасных воздействий и сырьевом или ресурсном потенциале отходов, чтобы с учетом разнообразия приобретенных отходами новых свойств (по сравнению со свойствами материалов, из которых они образовались) можно было дать обоснованное предварительное заключение об этих свойствах.
А.1.5 В разделе «Состав отходов и токсичность их компонентов» приводят качественный и количественный состав отходов и токсические свойства всех их компонентов (в количественном выражении). При этом количественный состав отходов для каждого компонента приводят после слов «не более». Состав отходов может быть определен на основании знания состава первичного сырья, из которого образовались отходы, технологических режимов, которым подвергалось это сырье и в результате чего оно превратилось в отходы. В данном разделе указывают также опасные для здоровья человека воздействия, возникающие при соприкосновении с данными отходами, в том числе форму контакта (при вдыхании, попадании на кожу, в глаза, на слизистые оболочки и т.п.).
В данном разделе целесообразно приводить класс опасности (токсичности) отходов и метод его оценки по ГОСТ 30774.
А.1.6 В разделе «Пожаро- и взрывоопасность отходов» приводят данные о горючести, взрывоопасности отходов (или обращают внимание на их негорючесть, либо — невзрывоопасность), перечисляют средства, необходимые для тушения пожаров, возникающих с участием данных отходов, а также средства, запрещенные для тушения таких пожаров в силу соображений безопасности ( ГОСТ 30774).
А.1.7 В разделе «Коррозионная активность отходов» приводят данные о коррозионной активности отходов либо указывают на отсутствие такой активности (по ГОСТ 30774).
А.1.8 В разделе «Химическая активность отходов» приводят данные о стабильности и химической активности отходов, возможности опасных реакций, происходящих при определенных условиях, либо указывают на отсутствие такой активности. В данном разделе также перечисляют вещества (вода, окислители, кислоты, основания, другие едкие или какие-либо специфические вещества и т.п.), контактов с которыми следует избегать вследствие возможности нежелательной химической реакции (по ГОСТ 30774).
А.1.9 В разделе «Меры предосторожности при обращении с отходами» указывают необходимые меры предосторожности при обращении с отходами (необходимые средства индивидуальной защиты, непрерывно или периодически контролируемые параметры и т.п.), которые, как правило, устанавливают в соответствии с мерами предосторожности по обращению с токсичными, пожаро-, взрывоопасными, коррозионно-активными и химически активными компонентами отходов (по ГОСТ 30774).
А.1.10 В разделе «Ограничения по транспортированию отходов» указывают перечень разрешенных либо запрещенных видов транспортных средств для транспортирования данных отходов, возможную упаковку, необходимые меры предосторожности при погрузке — разгрузке отходов, а также необходимые действия, предпринимаемые при аварии, произошедшей при транспортировании отходов, определенные для опасных компонентов отходов и установленные в соответствующей нормативной или справочной документации (по ГОСТ 30774).
А.1.11 В разделе «Возможные воздействия на окружающую среду» приводят качественную и количественную оценку возможных воздействий на окружающую (природную) среду согласно действующей в этой области нормативной документации и/или наиболее важные для такого воздействия характеристики (растворимость, склонность к разложению, токсичность водного раствора и т.п.).
А.1.13 В раздел «Дополнительная информация» допускается включать другие разделы, содержащие иную, помимо перечисленной, информацию по отходам, существенную для безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также более полно отражающую сырьевые (ресурсные) качества отхода.
А.1.14 В разделе «Заявление руководителя организации, представляющего документацию на отходы» приводят заявление, подписанное руководителем организации, которой представлена документация на отходы. В заявлении должно быть подтверждение, что приведенная информация достоверна, полна и точна. В качестве системы контроля достоверности информации, представляемой в документации на отходы, рекомендуется использовать систему сертификации ГОСТ Р.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Библиография
[1] Закон Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-Ф
[2] Резолюция Организации Экономического Содействия Развитию (ОЭСР) о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С(92)39 (окончательная) (Принята Советом ОЭСР 30 марта 1992 года)
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов».
Ключевые слова: ресурсосбережение, отходы, обращение с отходами, утилизация, паспортизация, сертификация, вторичные материальные ресурсы
1 Область применения . 2
2 Нормативные ссылки . 3
3 Определения и сокращения . 3
4 Общие правила обращения с отходами . 3
Приложение А. Состав и содержание документации по обращению с отходами . 4
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации).
Стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые на территории Российской Федерации, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.
Настоящий стандарт не распространяется на ядерные, биологические и военные отходы. На них распространяются специальные нормативно-методические документы, разрабатываемые соответствующими ведомствами.
Положения стандарта являются составной частью документации на любые отходы на всех этапах их технологического цикла.
Настоящий стандарт предназначен для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее — предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в части деятельности, касающейся вовлечения отходов в промышленное производство, оценки их опасных или ресурсных характеристик, при принятии решений компетентными органами в сфере ресурсосбережения, возможности или невозможности трансграничного перемещения отходов с территории России за рубеж или на территорию России из-за рубежа или транзитного перемещения по территории России, решения других вопросов, относящихся к проблемам технологии и управления в области обращения с отходами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
3 Определения и сокращения
3.2 В настоящем стандарте используют следующие сокращения:
СЖЦИ — стадия жизненного цикла изделия;
ЭТЦО — этап технологического цикла отходов.
4 Общие правила обращения с отходами
4.1 Обращение с отходами включает следующие общие элементы деятельности:
— предупреждение образования отходов на СЖЦИ;
— минимизацию и контроль образования, накопления отходов на СЖЦИ;
— документирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления на ЭТЦО;
— организацию и контроль за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, размещения, хранения отходов;
— организацию и контроль процессов утилизации инертных отходов;
— организацию и контроль процессов удаления опасных отходов;
— обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла;
— информатизацию процессов обращения с отходами.
4.2 Предупреждение, минимизацию и контроль образования отходов на СЖЦИ и на ЭТЦО осуществляют разработчики изделий на стадии проектирования, изготовители продукции в технологическом цикле производства, потребители товаров — на стадиях их эксплуатации и на стадии ликвидации отходов.
4.3 Обращение с отходами основано на документировании элементов деятельности и управлении (регулировании) процессами образования, существования, превращения и уничтожения отходов производства и потребления по ГОСТ Р 51769, ГОСТ 30773.
4.5 Обеспечение безопасности обращения с отходами — по ГОСТ 12.0.003 и ГОСТ 30774.
4.6 Последовательность процедур организации и контроля за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, включая трансграничные перемещения, и хранение отходов, установлены в ГОСТ 30773.
4.7 Организация и контроль процессов утилизации отходов — по ГОСТ 17.0.0.04, ГОСТ Р 17.0.0.06, ГОСТ 30774.
4.7.1 Требования по ликвидации отходов задают на все их виды и прежде всего на отходы, содержащие редкоземельные и драгоценные материалы (с целью их утилизации), химические источники тока и опасные материалы (с целью их удаления), а также на все изделия, которые полностью или частично (в виде элементов изделия или конструкции) могут быть повторно использованы после снятия их с эксплуатации (без доработки или с доработкой). При этом в документации приводят сведения: «Пригоден к повторному применению без доработки (с доработкой)».
4.7.2 Перечни ценных компонентов (драгоценных металлов и других), содержащихся в отходах и/или конструктивных элементах, подлежащих утилизации, определяют на этапе разработки соответствующих первичных материалов, изделий, продукции (далее — объектов), а порядок и методы реализации требований по их ликвидации устанавливают в стандартах на объекты и/или в договорах (контрактах) на поставку.
4.9 Обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла проводят согласно положениям правовых актов [ 1 ] — [ 3 ].
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Состав и содержание документации по обращению с отходами
При разработке нормативного документа при обращении с отходами состав и содержание разделов зависят от целей и задач, на решение которых ориентирован конкретный нормативный документ. Наименование и содержание разделов по определению ресурсных и опасных характеристик отходов приведены в А.1.1 — А.1.12 .
А.1.2 В разделе «Сведения о производителе, собственнике и/или владельце отходов» указывают полное официальное название и код предприятия, форму собственности и ведомственную подчиненность, адрес и телефон организации, являющейся производителем, собственником и/или владельцем описываемых отходов. Если производителем, собственником и/или владельцем отходов являются различные организации, приоритетной является та из них, в распоряжении или на территории которой находятся данные отходы.
А.1.3 В разделе «Виды опасного воздействия» перечисляют все возможные виды опасных свойств отходов, при этом указывают все виды опасного воздействия и их коды, приводимые в отечественных нормативных актах и международных правовых актах, к которым присоединилась Россия, действующих на момент составления документации.
А.1.4 В разделе «Происхождение отходов» приводят сведения обо всех веществах и/или материалах, из которых образовались данные отходы, со ссылками на нормативную или техническую документацию, содержащую характеристики этих веществ и/или материалов и краткую характеристику воздействий, которым подвергались данные вещества (материалы), в результате чего они превратились в отходы.
Цель данного раздела — формирование представлений о характере возможных опасных воздействий и сырьевом или ресурсном потенциале отходов, чтобы с учетом разнообразия приобретенных отходами новых свойств (по сравнению со свойствами материалов, из которых они образовались) можно было дать обоснованное предварительное заключение об этих свойствах.
А.1.5 В разделе «Состав отходов и токсичность их компонентов» приводят качественный и количественный состав отходов и токсические свойства всех их компонентов (в количественном выражении). При этом количественный состав отходов для каждого компонента приводят после слов «не более». Состав отходов может быть определен на основании знания состава первичного сырья, из которого образовались отходы, технологических режимов, которым подвергалось это сырье и в результате чего оно превратилось в отходы. В данном разделе указывают также опасные для здоровья человека воздействия, возникающие при соприкосновении с данными отходами, в том числе форму контакта (при вдыхании, попадании на кожу, в глаза, на слизистые оболочки и т.п.).
В данном разделе целесообразно приводить класс опасности (токсичности) отходов и метод его оценки по ГОСТ 30774.
А.1.6 В разделе «Пожаро- и взрывоопасность отходов» приводят данные о горючести, взрывоопасности отходов (или обращают внимание на их негорючесть, либо — невзрывоопасность), перечисляют средства, необходимые для тушения пожаров, возникающих с участием данных отходов, а также средства, запрещенные для тушения таких пожаров в силу соображений безопасности (ГОСТ 30774).
А.1.7 В разделе «Коррозионная активность отходов» приводят данные о коррозионной активности отходов либо указывают на отсутствие такой активности (по ГОСТ 30774).
А.1.8 В разделе «Химическая активность отходов» приводят данные о стабильности и химической активности отходов, возможности опасных реакций, происходящих при определенных условиях, либо указывают на отсутствие такой активности. В данном разделе также перечисляют вещества (вода, окислители, кислоты, основания, другие едкие или какие-либо специфические вещества и т.п.), контактов с которыми следует избегать вследствие возможности нежелательной химической реакции (по ГОСТ 30774).
А.1.9 В разделе «Меры предосторожности при обращении с отходами» указывают необходимые меры предосторожности при обращении с отходами (необходимые средства индивидуальной защиты, непрерывно или периодически контролируемые параметры и т.п.), которые, как правило, устанавливают в соответствии с мерами предосторожности по обращению с токсичными, пожаро-, взрывоопасными, коррозионно-активными и химически активными компонентами отходов (по ГОСТ 30774).
А.1.10 В разделе «Ограничения по транспортированию отходов» указывают перечень разрешенных либо запрещенных видов транспортных средств для транспортирования данных отходов, возможную упаковку, необходимые меры предосторожности при погрузке — разгрузке отходов, а также необходимые действия, предпринимаемые при аварии, произошедшей при транспортировании отходов, определенные для опасных компонентов отходов и установленные в соответствующей нормативной или справочной документации (по ГОСТ 30774).
А.1.11 В разделе «Возможные воздействия на окружающую среду» приводят качественную и количественную оценку возможных воздействий на окружающую (природную) среду согласно действующей в этой области нормативной документации и/или наиболее важные для такого воздействия характеристики (растворимость, склонность к разложению, токсичность водного раствора и т.п.).
А.1.13 В раздел «Дополнительная информация» допускается включать другие разделы, содержащие иную, помимо перечисленной, информацию по отходам, существенную для безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также более полно отражающую сырьевые (ресурсные) качества отхода.
А.1.14 В разделе «Заявление руководителя организации, представляющего документацию на отходы» приводят заявление, подписанное руководителем организации, которой представлена документация на отходы. В заявлении должно быть подтверждение, что приведенная информация достоверна, полна и точна. В качестве системы контроля достоверности информации, представляемой в документации на отходы, рекомендуется использовать систему сертификации ГОСТ Р.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Библиография
[2] Резолюция Организации Экономического Содействия Развитию (ОЭСР) о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С(92)39 (окончательная) (Принята Советом ОЭСР 30 марта 1992 года)
Ключевые слова: ресурсосбережение, отходы, обращение с отходами, утилизация, паспортизация, сертификация, вторичные материальные ресурсы
Порядок обращения с отходами производства и потребления: виды и правила
Безопасное обращение со всевозможными отходами относится к одной из важнейших экологических проблем. Отходы производственной сферы и потребления являются источником загрязнения окружающей нас среды. При этом происходит распространение опасных веществ, негативно влияющих на здоровье человека. Именно поэтому важно соблюдать порядок учета и обращения с отходами.
Виды отходов
Классификация материалов, представляющих собой отходы, выполняется для определения наилучших вариантов решения проблемы обращения с ними. Понимая, к какому типу относятся те или иные отходы, специалисты оптимальным образом производят их сбор и хранение, транспортировку и утилизацию, обезвреживание и переработку.
Существует множество признаков, по которым многочисленные остатки делят на различные группы. Эти самые группы во многом определяют порядок обращения с отходами. Но главным образом по цели использования материалов и оборудования, остатки которых превращаются в мусор, выделяют отходы производства и отходы потребления.
Отходами производства считаются остатки сырья, материалов, каких-либо полуфабрикатов, образующихся при производстве продукции, которые частично или полностью утратили свое качество или же не соответствуют стандартам. Часть таких остатков после специальной доработки вполне может использоваться как сырье или готовый продукт.
Отходами потребления принято называть изношенные изделия, а также отработанные материалы, восстанавливать которые экономически нецелесообразно. Небольшая часть таких отходов может без дополнительной обработки возвратиться в производственный цикл. Их принято называть возвратными отходами. Остальные, безвозвратные, отходы без специальной переработки возвратиться в производство не могут. Именно порядком обращения с отходами производства и потребления определяется дальнейшая судьба утиля.
Отходы могут классифицироваться по опасности, агрегатному состоянию, отрасли или источнику появления. Стоит также заметить, что в каждой сфере производства имеется своя система классификации отходов. Но вместе с тем даже на одном предприятии не может образовываться мусор одного вида, поскольку наряду с технологическими неизбежно образуются и твердые бытовые отходы.
Опасность отходов
Наиболее важное значение имеет порядок обращения с опасными отходами. Связано это с тем, что от токсичности, пожароопасности, содержания инфекционных возбудителей, реакционной способности некоторых веществ зависят условия сбора, порядок транспортировки, метод утилизации остатков.
Токсичность веществ определяется способностью вызвать серьезные острые или хронические заболевания, в том числе раковые. Путь попадания внутрь организма может быть различным: через дыхательные пути, систему пищеварения или при соприкосновении с кожей. При этом может иметь место острая токсичность, если произошел единоразовый контакт вещества большой концентрации, или хроническая, если человек многократно взаимодействует с тем же веществом, но меньшей концентрации.
Пожароопасность утиля определяют по его способности:
- испускать пары огнеопасных соединений при температуре, не превышающей 60 °С в закрытой емкости или не более 65,5 °С – в открытой;
- легко воспламеняться, а также вызывать или же усиливать пожар от трения;
- самопроизвольно разогреваться в нормальных условиях, а также от контакта с воздухом с последующим самовозгоранием;
- самовоспламеняться от контакта с водой или же выделять легковоспламеняющиеся вещества в опасных количествах.
Классы опасности
В соответствии с нормативными документами, определяющими порядок обращения с отходами и осуществления производственного контроля, по степени отрицательного влияния на окружающую среду отходы подразделяют на 5 классов опасности.
Степень вредного действия | Критерии отнесения отхода к классу опасности | Класс опасности |
Очень высокая | Экосистема нарушена необратимо, не имеет периода восстановления | I – чрезвычайно опасные |
Высокая | Экосистема нарушена сильно, после устранения источника воздействия восстановление займет не менее 30 лет | II – высокоопасные |
Средняя | Экосистема нарушена, ее восстановление после снижения воздействия от не устраненного источника составит около 10 лет | III – умеренноопасные |
Низкая | Экосистема нарушена, но самовосстановится за 3 года | IV – малоопасные |
Очень низкая | Экосистема практически не имеет нарушений | V – практически неопасные |
Паспортизация отходов
Порядок учета в области обращения с отходами, относящимися к I–IV классам опасности, предусматривает составление на них паспортов. Процедура паспортизации, как и типовые формы паспортов, определена Правительством Российской Федерации. Исполняется она Росприроднадзором через его территориальные органы, а также самими индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в ходе деятельности которых образовались эти отходы.
Паспорт того или иного отхода составляется на основе данных о его составе и свойствах, а также после оценки его опасности. В нем содержится следующая информация:
- код отхода по классификационному каталогу;
- компонентный состав;
- название процесса, в ходе которого образовался этот отход;
- сведения о хозяйствующем субъекте (предприятии).
Компонентный состав отхода устанавливается в результате выполнения анализов, проводимых аккредитованной лабораторией, а также основывается на технологических регламентах, технических условиях, стандартах и другой документации. В соответствии с порядком обращения с отходами копия такого документа необходима для транспортировки, обезвреживания, захоронения или использования утиля. Паспорт в обязательном порядке должен быть согласован с территориальным органом Росприроднадзора.
Производственный контроль при обращении с отходами
Порядок осуществления отслеживания соблюдения требований законодательных актов в сфере обращения с отходами должны разрабатывать сами юридические лица, в производственной деятельности которых образуется тот или иной вид мусора. В соответствии с законодательством, на предприятии должен быть разработан ряд документов и изданы необходимые приказы, в соответствии с которыми его сотрудники должны обращаться с утилем. Главным из этого списка является «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами».
Порядок этот представляет собой локальный нормативный акт, издаваемый юридическим лицом и согласовываемый с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (обычно Росприроднадзором). Сегодня нет единых требований к его оформлению, установленных на федеральном уровне. Однако территориальные органы Росприроднадзора рекомендуют включать следующие разделы:
- Общие положения. Здесь обычно ссылаются на законодательные акты, предусматривающие необходимость разрабатывать порядок обращения с отходами и вести производственный контроль.
- Цели и задачи производственного контроля при обращении с отходами. Стандартный унифицированный раздел, ключевыми словами которого можно назвать «контроль», «проверка», «обеспечение» и «предоставление информации».
- Общие сведения об организации. Помимо реквизитов юридического лица, в разделе описывают основные сферы деятельности.
- Описание организационной системы учета и порядка обращения с отходами на площадках хозяйствующего субъекта. Здесь указываются должностные лица, на которых возлагается ответственность за проведение операций, связанных с отходами, в том числе непосредственный производственный контроль и разработка инструкций.
- Описание объектов, которые подлежат производственному контролю при обращении с отходами. В разделе приводится характеристика основных групп отходов, образующихся в ходе различных процессов деятельности предприятия.
- Контроль выполнения ограничений отрицательного воздействия на окружающую среду. Приводятся планы-графики осуществления экоаналитического контроля, основные запланированные мероприятия, периодичность их проведения и исполнители.
- Контроль соблюдения требований предупреждения и/или ликвидации ЧС, возникших при обращении с отходами. В разделе указываются возможные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на любом этапе обращения с утилем, а также порядо действий работников при их возникновении.
Помимо самого положения о порядке обращения с отходами, в пакет документов производственного контроля в виде приложений входят также копии:
- Свидетельства о регистрации юридического лица, а также о его постановке на налоговый учет.
- Паспорта всех видов отходов, образующихся на площадках предприятия.
- Сведений о лицах, назначенных ответственными за осуществление порядка контроля в обращении с отходами юридического лица.
- Положения о подразделениях и лабораториях, осуществляющих производственный контроль, или должностные инструкции назначенных ответственными должностных лиц.
- Сведений о квалификации лиц, осуществляющих контроль или его отдельные мероприятия.
- Приказов о назначении лиц, ответственных за порядок обращения с отходами производства.
- Документов, подтверждающих право на работу с отходами с первого по четвертый классы опасности.
- Актуальных договоров с предприятиями, занимающимися размещением, использованием или обезвреживанием отходов, а также их лицензии.
- Разработанных инструкций о порядке обращения с отходами на территории предприятия.
Цели и задачи производственного контроля
Как и любые другие мероприятия в сфере обращения с отходами, производственный контроль имеет четкие цели. Во-первых, он призван требовать соблюдения всех требований, предусмотренных законодательством РФ в этой сфере, а также нормативов образования мусора. Во-вторых, в ходе производственного контроля отслеживается соблюдение в ходе хозяйственной деятельности предприятия принципов рационального использования ресурсов, а также мероприятий, направленных на их восстановление. В-третьих, производственный контроль при обращении с отходами предусматривает составление и выполнение планов мероприятий в области охраны окружающей среды, как и оперативного устранения некоторых причин аварийных ситуаций. И, наконец, производственный контроль призван отслеживать полноту и достоверность сведений в сфере обращения с отходами, которые необходимы для расчета платы за негативное действие на окружающую среду.
Для достижения вышеуказанных целей перед производственным контролем в области обращения с отходами ставятся следующие задачи:
- проверка соблюдения предусмотренных законодательством требований, условий, а также ограничений на работу предприятия;
- контроль соблюдения нормативных значений и лимитов воздействия на окружающую среду;
- предупреждение потенциально возможного вреда для окружающей среды из-за деятельности предприятия;
- контролирование выполнения предписаний, составленных должностными лицами, осуществляющих государственный контроль в области экологии;
- проверка выполнения имеющихся планов и мероприятий, нацеленных на уменьшение количества отходов;
- предоставление информации о системе управления охраной окружающей среды, организованной на предприятии.
Строительные отходы
Под отходами строительства и сноса понимают различные отходы, образующиеся в ходе строительства зданий, дорог, инженерных коммуникаций, при их реконструкции, сносе и разборке (кроме высокоопасных). Их принято делить на габаритные, если такие отходы объемом более 2 м 3 возможно загрузить в стандартный бункер, и негабаритные.
Существует обширный перечень требований, предусмотренных порядком обращения с отходами строительства и сноса в нормативных и отраслевых документах.
Сбор и хранение |
Транспортирование |
Утилизация, обезвреживание, захоронение |