Какой стандарт определяет порядок обращения с отходами

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Вторичные материальные ресурсы»; Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ) Госстандарта России; Российским межотраслевым Научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов; Московским Государственным институтом стали и сплавов; Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова; ЗАО «Вологодский подшипниковый завод»

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 3 июля 2003 г. № 236-ст

3 В настоящем стандарте реализованы нормы следующих законов:

— Закона Российской Федерации «О техническом регулировании»;

— Закона Российской Федерации «Об экологической экспертизе»;

— Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления»;

— Закона Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Одним из приоритетных направлений обращения с отходами, согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», наряду с мерами по безопасному их обращению, является повторное вовлечение отходов в промышленное производство. Положения закона определяют также необходимость разработки и принятия стандартов, регулирующих порядок обращения с отходами. Проблемы утилизации входят также в число приоритетных проблем Федерального закона «О техническом регулировании», который был принят в декабре 2002 г.

Следует отметить, что нормативные акты, учитывающие экологические, санитарно-гигиенические и другие виды опасности (пожароопасность, коррозионная активность и другие) при обращении с отходами, уже существуют или интенсивно разрабатываются, тогда как нормативное обеспечение, направленное на вовлечение отходов в промышленное производство или оценку их сырьевых и ресурсных качеств, в настоящее время практически отсутствует. Первые основополагающие стандарты в этой сфере стали появляться в 2001 г.

В последнее десятилетие в промышленно развитых странах происходил переход от концепции безопасного обращения с отходами, условно называемой «контроль на трубе», к концепции «промышленного метаболизма», которая базируется на оценке экономической эффективности мер, применяемых для защиты окружающей среды не на отдельных стадиях производства и потребления продукции (что в отношении отходов и означает так называемый «контроль на трубе»), а в комплексе, начиная от добычи полезных ископаемых, необходимых для производства определенного вида продукции, и заканчивая се ликвидацией после истечения срока эксплуатации.

В рамках этой концепции было показано, что наиболее экономически эффективным способом обращения с отходами является именно повторное вовлечение их в промышленное производство. Таким образом, из концепции «промышленного метаболизма» следует, что если даже в силу рыночных условий переработка конкретных отходов в товарную продукцию представляется экономически неэффективной, то учет всех затрат общества на оздоровление экологической обстановки, начиная от добычи полезных ископаемых, в подавляющем числе случаев меняет эту ситуацию на противоположную. Другими словами, необходимо государственное вмешательство для коррекции законодательной и нормативной базы, чтобы направление повторного использования отходов явилось приоритетным и выгодным. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что собственно рыночные отношения не способны сами по себе эффективно регулировать процессы обращения с отходами, и, в первую очередь, процессы ресурсосбережения. Уже сейчас большинство стран ЕЭС решают вопросы ресурсосбережения и обращения с отходами именно в сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования работ с ними. Государственный механизм регулирования работ с отходами опирается не только на законодательные документы, но и на основополагающие и профильные стандарты в этой сфере. Настоящий стандарт направлен на унификацию и регламентацию работ с отходами с учетом безопасности при проведении политики ресурсосбережения, с целью их более полного вовлечения в народнохозяйственный оборот.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Resources saving. Waste treatment. Basic principles

Содержание

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации).

Стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые на территории Российской Федерации, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.

Настоящий стандарт не распространяется на ядерные, биологические и военные отходы. На них распространяются специальные нормативно-методические документы, разрабатываемые соответствующими ведомствами.

Положения стандарта являются составной частью документации на любые отходы на всех этапах их технологического цикла.

Настоящий стандарт предназначен для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее — предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в части деятельности, касающейся вовлечения отходов в промышленное производство, оценки их опасных или ресурсных характеристик, при принятии решений компетентными органами в сфере ресурсосбережения, возможности или невозможности трансграничного перемещения отходов с территории России за рубеж или на территорию России из-за рубежа или транзитного перемещения по территории России, решения других вопросов, относящихся к проблемам технологии и управления в области обращения с отходами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

3 Определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте используют термины по ГОСТ 14.205, ГОСТ 25916, ГОСТ 27782, ГОСТ 30772.

3.2 В настоящем стандарте используют следующие сокращения:

СЖЦИ — стадия жизненного цикла изделия;

ЭТЦО — этап технологического цикла отходов.

4 Общие правила обращения с отходами

4.1 Обращение с отходами включает следующие общие элементы деятельности:

— предупреждение образования отходов на СЖЦИ;

— минимизацию и контроль образования, накопления отходов на СЖЦИ;

— документирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления на ЭТЦО;

— организацию и контроль за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, размещения, хранения отходов;

— организацию и контроль процессов утилизации инертных отходов;

— организацию и контроль процессов удаления опасных отходов;

— обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла;

— информатизацию процессов обращения с отходами.

4.2 Предупреждение, минимизацию и контроль образования отходов на СЖЦИ и на ЭТЦО осуществляют разработчики изделий на стадии проектирования, изготовители продукции в технологическом цикле производства, потребители товаров — на стадиях их эксплуатации и на стадии ликвидации отходов.

4.3 Обращение с отходами основано на документировании элементов деятельности и управлении (регулировании) процессами образования, существования, превращения и уничтожения отходов производства и потребления по ГОСТ Р 51769, ГОСТ 30773.

4.5 Обеспечение безопасности обращения с отходами — по ГОСТ 12.0.003 и ГОСТ 30774.

4.6 Последовательность процедур организации и контроля за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, включая трансграничные перемещения, и хранение отходов, установлены в ГОСТ 30773.

4.7 Организация и контроль процессов утилизации отходов — по ГОСТ 17.0.0.04, ГОСТ Р 17.0.0.06, ГОСТ 30774.

4.7.1 Требования по ликвидации отходов задают на все их виды и прежде всего на отходы, содержащие редкоземельные и драгоценные материалы (с целью их утилизации), химические источники тока и опасные материалы (с целью их удаления), а также на все изделия, которые полностью или частично (в виде элементов изделия или конструкции) могут быть повторно использованы после снятия их с эксплуатации (без доработки или с доработкой). При этом в документации приводят сведения: «Пригоден к повторному применению без доработки (с доработкой)».

4.7.2 Перечни ценных компонентов (драгоценных металлов и других), содержащихся в отходах и/или конструктивных элементах, подлежащих утилизации, определяют на этапе разработки соответствующих первичных материалов, изделий, продукции (далее — объектов), а порядок и методы реализации требований по их ликвидации устанавливают в стандартах на объекты и/или в договорах (контрактах) на поставку.

4.9 Обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла проводят согласно положениям правовых актов [ 1] — [ 3].

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Состав и содержание документации по обращению с отходами

При разработке нормативного документа при обращении с отходами состав и содержание разделов зависят от целей и задач, на решение которых ориентирован конкретный нормативный документ. Наименование и содержание разделов по определению ресурсных и опасных характеристик отходов приведены в А.1.1 — А.1.12.

А.1.1 В разделе «Наименование отходов» указывают наименование и код отходов, приведенные в действующей нормативной и правовой документации по паспортизации и классификации отходов, при этом целесообразно приводить также синонимы наименования, составленные в произвольной форме.

А.1.2 В разделе «Сведения о производителе, собственнике и/или владельце отходов» указывают полное официальное название и код предприятия, форму собственности и ведомственную подчиненность, адрес и телефон организации, являющейся производителем, собственником и/или владельцем описываемых отходов. Если производителем, собственником и/или владельцем отходов являются различные организации, приоритетной является та из них, в распоряжении или на территории которой находятся данные отходы.

А.1.3 В разделе «Виды опасного воздействия» перечисляют все возможные виды опасных свойств отходов, при этом указывают все виды опасного воздействия и их коды, приводимые в отечественных нормативных актах и международных правовых актах, к которым присоединилась Россия, действующих на момент составления документации.

А.1.4 В разделе «Происхождение отходов» приводят сведения обо всех веществах и/или материалах, из которых образовались данные отходы, со ссылками на нормативную или техническую документацию, содержащую характеристики этих веществ и/или материалов и краткую характеристику воздействий, которым подвергались данные вещества (материалы), в результате чего они превратились в отходы.

Цель данного раздела — формирование представлений о характере возможных опасных воздействий и сырьевом или ресурсном потенциале отходов, чтобы с учетом разнообразия приобретенных отходами новых свойств (по сравнению со свойствами материалов, из которых они образовались) можно было дать обоснованное предварительное заключение об этих свойствах.

А.1.5 В разделе «Состав отходов и токсичность их компонентов» приводят качественный и количественный состав отходов и токсические свойства всех их компонентов (в количественном выражении). При этом количественный состав отходов для каждого компонента приводят после слов «не более». Состав отходов может быть определен на основании знания состава первичного сырья, из которого образовались отходы, технологических режимов, которым подвергалось это сырье и в результате чего оно превратилось в отходы. В данном разделе указывают также опасные для здоровья человека воздействия, возникающие при соприкосновении с данными отходами, в том числе форму контакта (при вдыхании, попадании на кожу, в глаза, на слизистые оболочки и т.п.).

В данном разделе целесообразно приводить класс опасности (токсичности) отходов и метод его оценки по ГОСТ 30774.

А.1.6 В разделе «Пожаро- и взрывоопасность отходов» приводят данные о горючести, взрывоопасности отходов (или обращают внимание на их негорючесть, либо — невзрывоопасность), перечисляют средства, необходимые для тушения пожаров, возникающих с участием данных отходов, а также средства, запрещенные для тушения таких пожаров в силу соображений безопасности ( ГОСТ 30774).

А.1.7 В разделе «Коррозионная активность отходов» приводят данные о коррозионной активности отходов либо указывают на отсутствие такой активности (по ГОСТ 30774).

А.1.8 В разделе «Химическая активность отходов» приводят данные о стабильности и химической активности отходов, возможности опасных реакций, происходящих при определенных условиях, либо указывают на отсутствие такой активности. В данном разделе также перечисляют вещества (вода, окислители, кислоты, основания, другие едкие или какие-либо специфические вещества и т.п.), контактов с которыми следует избегать вследствие возможности нежелательной химической реакции (по ГОСТ 30774).

А.1.9 В разделе «Меры предосторожности при обращении с отходами» указывают необходимые меры предосторожности при обращении с отходами (необходимые средства индивидуальной защиты, непрерывно или периодически контролируемые параметры и т.п.), которые, как правило, устанавливают в соответствии с мерами предосторожности по обращению с токсичными, пожаро-, взрывоопасными, коррозионно-активными и химически активными компонентами отходов (по ГОСТ 30774).

А.1.10 В разделе «Ограничения по транспортированию отходов» указывают перечень разрешенных либо запрещенных видов транспортных средств для транспортирования данных отходов, возможную упаковку, необходимые меры предосторожности при погрузке — разгрузке отходов, а также необходимые действия, предпринимаемые при аварии, произошедшей при транспортировании отходов, определенные для опасных компонентов отходов и установленные в соответствующей нормативной или справочной документации (по ГОСТ 30774).

А.1.11 В разделе «Возможные воздействия на окружающую среду» приводят качественную и количественную оценку возможных воздействий на окружающую (природную) среду согласно действующей в этой области нормативной документации и/или наиболее важные для такого воздействия характеристики (растворимость, склонность к разложению, токсичность водного раствора и т.п.).

А.1.13 В раздел «Дополнительная информация» допускается включать другие разделы, содержащие иную, помимо перечисленной, информацию по отходам, существенную для безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также более полно отражающую сырьевые (ресурсные) качества отхода.

А.1.14 В разделе «Заявление руководителя организации, представляющего документацию на отходы» приводят заявление, подписанное руководителем организации, которой представлена документация на отходы. В заявлении должно быть подтверждение, что приведенная информация достоверна, полна и точна. В качестве системы контроля достоверности информации, представляемой в документации на отходы, рекомендуется использовать систему сертификации ГОСТ Р.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Библиография

[1] Закон Российской Федерации «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-Ф

[2] Резолюция Организации Экономического Содействия Развитию (ОЭСР) о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С(92)39 (окончательная) (Принята Советом ОЭСР 30 марта 1992 года)

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов».

Ключевые слова: ресурсосбережение, отходы, обращение с отходами, утилизация, паспортизация, сертификация, вторичные материальные ресурсы

1 Область применения . 2

2 Нормативные ссылки . 3

3 Определения и сокращения . 3

4 Общие правила обращения с отходами . 3

Приложение А. Состав и содержание документации по обращению с отходами . 4

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие правила обращения с отходами и состав технической, экономической, отчетной и другой документации, направленной на определение основных опасных и ресурсных (инертных) характеристик отходов с целью снижения их реальной или потенциальной опасности для людей и окружающей среды и повторного вовлечения в промышленное производство (утилизации).

Стандарт распространяется на любые отходы производства и потребления, образующиеся, складируемые и потребляемые на территории Российской Федерации, включая отходы, являющиеся результатами трансграничных перевозок.

Настоящий стандарт не распространяется на ядерные, биологические и военные отходы. На них распространяются специальные нормативно-методические документы, разрабатываемые соответствующими ведомствами.

Положения стандарта являются составной частью документации на любые отходы на всех этапах их технологического цикла.

Настоящий стандарт предназначен для предприятий, организаций и объединений предприятий, в том числе союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (далее — предприятий) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в части деятельности, касающейся вовлечения отходов в промышленное производство, оценки их опасных или ресурсных характеристик, при принятии решений компетентными органами в сфере ресурсосбережения, возможности или невозможности трансграничного перемещения отходов с территории России за рубеж или на территорию России из-за рубежа или транзитного перемещения по территории России, решения других вопросов, относящихся к проблемам технологии и управления в области обращения с отходами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

3 Определения и сокращения

3.2 В настоящем стандарте используют следующие сокращения:

СЖЦИ — стадия жизненного цикла изделия;

ЭТЦО — этап технологического цикла отходов.

4 Общие правила обращения с отходами

4.1 Обращение с отходами включает следующие общие элементы деятельности:

— предупреждение образования отходов на СЖЦИ;

— минимизацию и контроль образования, накопления отходов на СЖЦИ;

— документирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления на ЭТЦО;

— организацию и контроль за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, размещения, хранения отходов;

— организацию и контроль процессов утилизации инертных отходов;

— организацию и контроль процессов удаления опасных отходов;

— обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла;

— информатизацию процессов обращения с отходами.

4.2 Предупреждение, минимизацию и контроль образования отходов на СЖЦИ и на ЭТЦО осуществляют разработчики изделий на стадии проектирования, изготовители продукции в технологическом цикле производства, потребители товаров — на стадиях их эксплуатации и на стадии ликвидации отходов.

4.3 Обращение с отходами основано на документировании элементов деятельности и управлении (регулировании) процессами образования, существования, превращения и уничтожения отходов производства и потребления по ГОСТ Р 51769, ГОСТ 30773.

Это интересно:  Продажа жилого дома в рассрочку

4.5 Обеспечение безопасности обращения с отходами — по ГОСТ 12.0.003 и ГОСТ 30774.

4.6 Последовательность процедур организации и контроля за процессами сбора, сортировки, обезвреживания, транспортирования, включая трансграничные перемещения, и хранение отходов, установлены в ГОСТ 30773.

4.7 Организация и контроль процессов утилизации отходов — по ГОСТ 17.0.0.04, ГОСТ Р 17.0.0.06, ГОСТ 30774.

4.7.1 Требования по ликвидации отходов задают на все их виды и прежде всего на отходы, содержащие редкоземельные и драгоценные материалы (с целью их утилизации), химические источники тока и опасные материалы (с целью их удаления), а также на все изделия, которые полностью или частично (в виде элементов изделия или конструкции) могут быть повторно использованы после снятия их с эксплуатации (без доработки или с доработкой). При этом в документации приводят сведения: «Пригоден к повторному применению без доработки (с доработкой)».

4.7.2 Перечни ценных компонентов (драгоценных металлов и других), содержащихся в отходах и/или конструктивных элементах, подлежащих утилизации, определяют на этапе разработки соответствующих первичных материалов, изделий, продукции (далее — объектов), а порядок и методы реализации требований по их ликвидации устанавливают в стандартах на объекты и/или в договорах (контрактах) на поставку.

4.9 Обязательный надзор за трансграничными перемещениями отходов, местами их удаления и процессами безопасной ликвидации отходов на этапах их технологического цикла проводят согласно положениям правовых актов [ 1 ] — [ 3 ].

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Состав и содержание документации по обращению с отходами

При разработке нормативного документа при обращении с отходами состав и содержание разделов зависят от целей и задач, на решение которых ориентирован конкретный нормативный документ. Наименование и содержание разделов по определению ресурсных и опасных характеристик отходов приведены в А.1.1 — А.1.12 .

А.1.2 В разделе «Сведения о производителе, собственнике и/или владельце отходов» указывают полное официальное название и код предприятия, форму собственности и ведомственную подчиненность, адрес и телефон организации, являющейся производителем, собственником и/или владельцем описываемых отходов. Если производителем, собственником и/или владельцем отходов являются различные организации, приоритетной является та из них, в распоряжении или на территории которой находятся данные отходы.

А.1.3 В разделе «Виды опасного воздействия» перечисляют все возможные виды опасных свойств отходов, при этом указывают все виды опасного воздействия и их коды, приводимые в отечественных нормативных актах и международных правовых актах, к которым присоединилась Россия, действующих на момент составления документации.

А.1.4 В разделе «Происхождение отходов» приводят сведения обо всех веществах и/или материалах, из которых образовались данные отходы, со ссылками на нормативную или техническую документацию, содержащую характеристики этих веществ и/или материалов и краткую характеристику воздействий, которым подвергались данные вещества (материалы), в результате чего они превратились в отходы.

Цель данного раздела — формирование представлений о характере возможных опасных воздействий и сырьевом или ресурсном потенциале отходов, чтобы с учетом разнообразия приобретенных отходами новых свойств (по сравнению со свойствами материалов, из которых они образовались) можно было дать обоснованное предварительное заключение об этих свойствах.

А.1.5 В разделе «Состав отходов и токсичность их компонентов» приводят качественный и количественный состав отходов и токсические свойства всех их компонентов (в количественном выражении). При этом количественный состав отходов для каждого компонента приводят после слов «не более». Состав отходов может быть определен на основании знания состава первичного сырья, из которого образовались отходы, технологических режимов, которым подвергалось это сырье и в результате чего оно превратилось в отходы. В данном разделе указывают также опасные для здоровья человека воздействия, возникающие при соприкосновении с данными отходами, в том числе форму контакта (при вдыхании, попадании на кожу, в глаза, на слизистые оболочки и т.п.).

В данном разделе целесообразно приводить класс опасности (токсичности) отходов и метод его оценки по ГОСТ 30774.

А.1.6 В разделе «Пожаро- и взрывоопасность отходов» приводят данные о горючести, взрывоопасности отходов (или обращают внимание на их негорючесть, либо — невзрывоопасность), перечисляют средства, необходимые для тушения пожаров, возникающих с участием данных отходов, а также средства, запрещенные для тушения таких пожаров в силу соображений безопасности (ГОСТ 30774).

А.1.7 В разделе «Коррозионная активность отходов» приводят данные о коррозионной активности отходов либо указывают на отсутствие такой активности (по ГОСТ 30774).

А.1.8 В разделе «Химическая активность отходов» приводят данные о стабильности и химической активности отходов, возможности опасных реакций, происходящих при определенных условиях, либо указывают на отсутствие такой активности. В данном разделе также перечисляют вещества (вода, окислители, кислоты, основания, другие едкие или какие-либо специфические вещества и т.п.), контактов с которыми следует избегать вследствие возможности нежелательной химической реакции (по ГОСТ 30774).

А.1.9 В разделе «Меры предосторожности при обращении с отходами» указывают необходимые меры предосторожности при обращении с отходами (необходимые средства индивидуальной защиты, непрерывно или периодически контролируемые параметры и т.п.), которые, как правило, устанавливают в соответствии с мерами предосторожности по обращению с токсичными, пожаро-, взрывоопасными, коррозионно-активными и химически активными компонентами отходов (по ГОСТ 30774).

А.1.10 В разделе «Ограничения по транспортированию отходов» указывают перечень разрешенных либо запрещенных видов транспортных средств для транспортирования данных отходов, возможную упаковку, необходимые меры предосторожности при погрузке — разгрузке отходов, а также необходимые действия, предпринимаемые при аварии, произошедшей при транспортировании отходов, определенные для опасных компонентов отходов и установленные в соответствующей нормативной или справочной документации (по ГОСТ 30774).

А.1.11 В разделе «Возможные воздействия на окружающую среду» приводят качественную и количественную оценку возможных воздействий на окружающую (природную) среду согласно действующей в этой области нормативной документации и/или наиболее важные для такого воздействия характеристики (растворимость, склонность к разложению, токсичность водного раствора и т.п.).

А.1.13 В раздел «Дополнительная информация» допускается включать другие разделы, содержащие иную, помимо перечисленной, информацию по отходам, существенную для безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также более полно отражающую сырьевые (ресурсные) качества отхода.

А.1.14 В разделе «Заявление руководителя организации, представляющего документацию на отходы» приводят заявление, подписанное руководителем организации, которой представлена документация на отходы. В заявлении должно быть подтверждение, что приведенная информация достоверна, полна и точна. В качестве системы контроля достоверности информации, представляемой в документации на отходы, рекомендуется использовать систему сертификации ГОСТ Р.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Библиография

[2] Резолюция Организации Экономического Содействия Развитию (ОЭСР) о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С(92)39 (окончательная) (Принята Советом ОЭСР 30 марта 1992 года)

Ключевые слова: ресурсосбережение, отходы, обращение с отходами, утилизация, паспортизация, сертификация, вторичные материальные ресурсы

Порядок обращения с отходами производства и потребления: виды и правила

Безопасное обращение со всевозможными отходами относится к одной из важнейших экологических проблем. Отходы производственной сферы и потребления являются источником загрязнения окружающей нас среды. При этом происходит распространение опасных веществ, негативно влияющих на здоровье человека. Именно поэтому важно соблюдать порядок учета и обращения с отходами.

Виды отходов

Классификация материалов, представляющих собой отходы, выполняется для определения наилучших вариантов решения проблемы обращения с ними. Понимая, к какому типу относятся те или иные отходы, специалисты оптимальным образом производят их сбор и хранение, транспортировку и утилизацию, обезвреживание и переработку.

Существует множество признаков, по которым многочисленные остатки делят на различные группы. Эти самые группы во многом определяют порядок обращения с отходами. Но главным образом по цели использования материалов и оборудования, остатки которых превращаются в мусор, выделяют отходы производства и отходы потребления.

Отходами производства считаются остатки сырья, материалов, каких-либо полуфабрикатов, образующихся при производстве продукции, которые частично или полностью утратили свое качество или же не соответствуют стандартам. Часть таких остатков после специальной доработки вполне может использоваться как сырье или готовый продукт.

Отходами потребления принято называть изношенные изделия, а также отработанные материалы, восстанавливать которые экономически нецелесообразно. Небольшая часть таких отходов может без дополнительной обработки возвратиться в производственный цикл. Их принято называть возвратными отходами. Остальные, безвозвратные, отходы без специальной переработки возвратиться в производство не могут. Именно порядком обращения с отходами производства и потребления определяется дальнейшая судьба утиля.

Отходы могут классифицироваться по опасности, агрегатному состоянию, отрасли или источнику появления. Стоит также заметить, что в каждой сфере производства имеется своя система классификации отходов. Но вместе с тем даже на одном предприятии не может образовываться мусор одного вида, поскольку наряду с технологическими неизбежно образуются и твердые бытовые отходы.

Опасность отходов

Наиболее важное значение имеет порядок обращения с опасными отходами. Связано это с тем, что от токсичности, пожароопасности, содержания инфекционных возбудителей, реакционной способности некоторых веществ зависят условия сбора, порядок транспортировки, метод утилизации остатков.

Токсичность веществ определяется способностью вызвать серьезные острые или хронические заболевания, в том числе раковые. Путь попадания внутрь организма может быть различным: через дыхательные пути, систему пищеварения или при соприкосновении с кожей. При этом может иметь место острая токсичность, если произошел единоразовый контакт вещества большой концентрации, или хроническая, если человек многократно взаимодействует с тем же веществом, но меньшей концентрации.

Пожароопасность утиля определяют по его способности:

  • испускать пары огнеопасных соединений при температуре, не превышающей 60 °С в закрытой емкости или не более 65,5 °С – в открытой;
  • легко воспламеняться, а также вызывать или же усиливать пожар от трения;
  • самопроизвольно разогреваться в нормальных условиях, а также от контакта с воздухом с последующим самовозгоранием;
  • самовоспламеняться от контакта с водой или же выделять легковоспламеняющиеся вещества в опасных количествах.

Классы опасности

В соответствии с нормативными документами, определяющими порядок обращения с отходами и осуществления производственного контроля, по степени отрицательного влияния на окружающую среду отходы подразделяют на 5 классов опасности.

Классы опасности отходов

Степень вредного действия Критерии отнесения отхода к классу опасности Класс опасности
Очень высокая Экосистема нарушена необратимо, не имеет периода восстановления I – чрезвычайно опасные
Высокая Экосистема нарушена сильно, после устранения источника воздействия восстановление займет не менее 30 лет II – высокоопасные
Средняя Экосистема нарушена, ее восстановление после снижения воздействия от не устраненного источника составит около 10 лет III – умеренноопасные
Низкая Экосистема нарушена, но самовосстановится за 3 года IV – малоопасные
Очень низкая Экосистема практически не имеет нарушений V – практически неопасные

Паспортизация отходов

Порядок учета в области обращения с отходами, относящимися к I–IV классам опасности, предусматривает составление на них паспортов. Процедура паспортизации, как и типовые формы паспортов, определена Правительством Российской Федерации. Исполняется она Росприроднадзором через его территориальные органы, а также самими индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, в ходе деятельности которых образовались эти отходы.

Паспорт того или иного отхода составляется на основе данных о его составе и свойствах, а также после оценки его опасности. В нем содержится следующая информация:

  • код отхода по классификационному каталогу;
  • компонентный состав;
  • название процесса, в ходе которого образовался этот отход;
  • сведения о хозяйствующем субъекте (предприятии).

Компонентный состав отхода устанавливается в результате выполнения анализов, проводимых аккредитованной лабораторией, а также основывается на технологических регламентах, технических условиях, стандартах и другой документации. В соответствии с порядком обращения с отходами копия такого документа необходима для транспортировки, обезвреживания, захоронения или использования утиля. Паспорт в обязательном порядке должен быть согласован с территориальным органом Росприроднадзора.

Производственный контроль при обращении с отходами

Порядок осуществления отслеживания соблюдения требований законодательных актов в сфере обращения с отходами должны разрабатывать сами юридические лица, в производственной деятельности которых образуется тот или иной вид мусора. В соответствии с законодательством, на предприятии должен быть разработан ряд документов и изданы необходимые приказы, в соответствии с которыми его сотрудники должны обращаться с утилем. Главным из этого списка является «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами».

Порядок этот представляет собой локальный нормативный акт, издаваемый юридическим лицом и согласовываемый с органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации (обычно Росприроднадзором). Сегодня нет единых требований к его оформлению, установленных на федеральном уровне. Однако территориальные органы Росприроднадзора рекомендуют включать следующие разделы:

  • Общие положения. Здесь обычно ссылаются на законодательные акты, предусматривающие необходимость разрабатывать порядок обращения с отходами и вести производственный контроль.
  • Цели и задачи производственного контроля при обращении с отходами. Стандартный унифицированный раздел, ключевыми словами которого можно назвать «контроль», «проверка», «обеспечение» и «предоставление информации».
  • Общие сведения об организации. Помимо реквизитов юридического лица, в разделе описывают основные сферы деятельности.
  • Описание организационной системы учета и порядка обращения с отходами на площадках хозяйствующего субъекта. Здесь указываются должностные лица, на которых возлагается ответственность за проведение операций, связанных с отходами, в том числе непосредственный производственный контроль и разработка инструкций.
  • Описание объектов, которые подлежат производственному контролю при обращении с отходами. В разделе приводится характеристика основных групп отходов, образующихся в ходе различных процессов деятельности предприятия.
  • Контроль выполнения ограничений отрицательного воздействия на окружающую среду. Приводятся планы-графики осуществления экоаналитического контроля, основные запланированные мероприятия, периодичность их проведения и исполнители.
  • Контроль соблюдения требований предупреждения и/или ликвидации ЧС, возникших при обращении с отходами. В разделе указываются возможные чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на любом этапе обращения с утилем, а также порядо действий работников при их возникновении.

Помимо самого положения о порядке обращения с отходами, в пакет документов производственного контроля в виде приложений входят также копии:

  • Свидетельства о регистрации юридического лица, а также о его постановке на налоговый учет.
  • Паспорта всех видов отходов, образующихся на площадках предприятия.
  • Сведений о лицах, назначенных ответственными за осуществление порядка контроля в обращении с отходами юридического лица.
  • Положения о подразделениях и лабораториях, осуществляющих производственный контроль, или должностные инструкции назначенных ответственными должностных лиц.
  • Сведений о квалификации лиц, осуществляющих контроль или его отдельные мероприятия.
  • Приказов о назначении лиц, ответственных за порядок обращения с отходами производства.
  • Документов, подтверждающих право на работу с отходами с первого по четвертый классы опасности.
  • Актуальных договоров с предприятиями, занимающимися размещением, использованием или обезвреживанием отходов, а также их лицензии.
  • Разработанных инструкций о порядке обращения с отходами на территории предприятия.

Цели и задачи производственного контроля

Как и любые другие мероприятия в сфере обращения с отходами, производственный контроль имеет четкие цели. Во-первых, он призван требовать соблюдения всех требований, предусмотренных законодательством РФ в этой сфере, а также нормативов образования мусора. Во-вторых, в ходе производственного контроля отслеживается соблюдение в ходе хозяйственной деятельности предприятия принципов рационального использования ресурсов, а также мероприятий, направленных на их восстановление. В-третьих, производственный контроль при обращении с отходами предусматривает составление и выполнение планов мероприятий в области охраны окружающей среды, как и оперативного устранения некоторых причин аварийных ситуаций. И, наконец, производственный контроль призван отслеживать полноту и достоверность сведений в сфере обращения с отходами, которые необходимы для расчета платы за негативное действие на окружающую среду.

Для достижения вышеуказанных целей перед производственным контролем в области обращения с отходами ставятся следующие задачи:

  • проверка соблюдения предусмотренных законодательством требований, условий, а также ограничений на работу предприятия;
  • контроль соблюдения нормативных значений и лимитов воздействия на окружающую среду;
  • предупреждение потенциально возможного вреда для окружающей среды из-за деятельности предприятия;
  • контролирование выполнения предписаний, составленных должностными лицами, осуществляющих государственный контроль в области экологии;
  • проверка выполнения имеющихся планов и мероприятий, нацеленных на уменьшение количества отходов;
  • предоставление информации о системе управления охраной окружающей среды, организованной на предприятии.

Строительные отходы

Под отходами строительства и сноса понимают различные отходы, образующиеся в ходе строительства зданий, дорог, инженерных коммуникаций, при их реконструкции, сносе и разборке (кроме высокоопасных). Их принято делить на габаритные, если такие отходы объемом более 2 м 3 возможно загрузить в стандартный бункер, и негабаритные.

Существует обширный перечень требований, предусмотренных порядком обращения с отходами строительства и сноса в нормативных и отраслевых документах.

Требования к отходам строительства и сноса

Сбор выполняется раздельно в зависимости от видов, классов опасности, а также прочих признаков с целью обеспечить переработку, необходимое обезвреживание, а также использование как вторичное сырье.

Места под временное хранение строительного мусора должны оборудоваться так, чтобы исключалась возможность загрязнения почвы, воздуха и водных артерий. Они должны обноситься ограждением по периметру с целью исключения доступа посторонних лиц.

Предельные количества накопленных строительных отходов, сроки их хранения должны соответствовать экологическим требованиям, СанПиНам, а также правилам пожарной безопасности.

В местах, отведенных под хранение строительного мусора, следует предусматривать погрузо-разгрузочные механизмы, с помощью которых должны выполняться перемещение и погрузка отходов для вывоза со стройплощадки.

Организации и физические лица, от деятельности которых образуется строительный мусор, должны иметь договоры с получателями и перевозчиками отходов. Самостоятельно их транс­портировку и переработку можно выполнять при наличии необходимых лицензий.

Вывоз отходов следует осуществлять такими способами, которые исключают возможность их потери, создания чрезвычайных ситуа­ций или причинения ущерба окружающей среде, людям и прочим объектам.

Должны осуществляться с учетом современных доступных технологий по требованию нормативных документов. Например, выбор бетона, песка, щебня и кирпичного боя как изоляции на полигонах захоронения ТБО.

Если в регионе нет предприятий и территорий для вывоза строительного мусора, то порядок обращения с отходами строительства предусматривает его удаление на полигоны захоронения твердых бытовых отходов.

Все возможные составляющие строительного мусора должны подлежать сдаче для вторичной переработки

Учет строительных отходов

Для достоверного отражения движения строительного мусора, определения его объемов и разработки потенциальных методов и путей вторичной переработки, а также составления отчетов для государственной статистики на предприятиях должен вестись учет отходов строительства.

Порядок учета в области обращения с отходами в строительной отрасли предусматривает:

  • Первичный учет. Ведется на объектах (стройплощадках) собственниками отходов. Осуществляется путем измерений и взвешиваний, полученные данные фиксируются в книге учета.
  • Единый учет. Ведется в книге общего учета отходов на основании первичного учета.
  • Инвентаризацию отходов. Нужна для определения качественных и количественных характеристик утиля. Осуществляется должностными лицами, назначенными руководителем предприятия.

Коммунальные отходы

К ним причисляют не только отходы от частных домовладений (бытовые отходы), но также и те, которые образуются в офисах, магазинах, мелких фабриках, образовательных учреждениях и прочих муниципальных предприятиях. Несмотря на то что имеют они различное происхождение, а также несколько отличаются по своим свойствам, объединяет их тот факт, что ответственность за утилизацию таких отходов возлагается на муниципальные власти.

В соответствии со списками федерального классификационного каталога к ним относят:

  • жилищные отходы;
  • уличный смет;
  • отходы производств, которые подобны коммунальным;
  • отходы в виде устройств, оборудования, изделий;
  • отходы от обработки сточных вод, образованные в ходе водоподготовки и использования воды;
  • медицинские отходы.

Согласно порядку обращения с твердыми коммунальными отходами, все они транспортируются для захоронения на свалки бытовых отходов, так как не считаются токсичными. Однако сквозь отходы, размещенные на полигонах, просачивается до трети годовых осадков, при этом токсичные вещества, образующиеся при разложении ТБО, попадают в поверхностные и/или грунтовые воды. Доказано, что в фильтрате содержатся такие загрязнители, как фенол, роданиды, тяжелые металлы, СПАВ и прочие.

Медицинские отходы

К медицинским отходам относят разнообразный мусор, производимый любыми медицинскими учреждениями, а также отходы, образованные при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Порядок обращения с медицинскими отходами предусмотрен санитарными правилами и нормами. Он регламентирует:

  • сбор и временное размещение вредных веществ;
  • различные способы обезвреживания (по классам опасности);
  • особенности транспортировки к местам захоронения;
  • возможные виды переработки и уничтожения.

Этот порядок обязателен для соблюдения всеми лечебно-профилактическими учреждениями, вне зависимости от того, лечебное оно, диагностическое или фармакологическое. Контроль над его исполнением возложен на органы, ответственные за санитарно-эпидемиологическую обстановку муниципалитета.

Сбор и вывоз отходов

Всякий сбор и вывоз утиля предусматривает перечень технологических операций:

  • накопление мусора;
  • транспортировка наполненных контейнеров;
  • их разгрузка и очистка;
  • доставка чистых емкостей к месту сбора мусора.

В соответствии с порядком обращения с отходами система транспортировки может быть одноэтапной или двухэтапной. В первом случае отходы доставляются к месту утилизации непосредственно от точек их образования. При этом вывоз их осуществляется преимущественно мусоровозами средней и малой грузоподъемности. При двухэтапной транспортировке используются промежуточные пункты сбора отходов, или мусороперегрузочные станции.

Обе эти технологические схемы имеют свои достоинства и недостатки. Так, одноэтапная транспортировка менее затратна с точки зрения финансов, но требует строительства временных дорог и сопровождается выносом загрязнений колесами мусоровозов.

ГОСТ Р 57740-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов

Текст ГОСТ Р 57740-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Ресурсосбережение ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов

ГОСТ Р 57740—2017

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий» (ФГУП «ВНИИ СМТ») совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный экологический фонд» (ООО «ИНЭКО»)

2 ВНЕСЕН подкомитетом «Обращение с отходами» Технического комитета по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2017 г. № 1283-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений стандарта ASTM D6346—2009 «Стандартное руководство по приему, сортировке и упаковке материалов в рамках Программ обращения с коммунальными опасными отходами» (ASTM D6346—2009 «Standard Guide for Accepting. Segregating and Packaging Materials Collected Through Household Hazardous Waste Programs». NEQ) и Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандартыр. а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандартыр. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандартыр. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 57740—2017

Содержание

1 Область применения . 1

2 Нормативные ссылки . 1

3 Термины и определения. 2

4 Требования к этапам приема, сортировки и упаковывания опасных твердых

коммунальных отходов. 4

4.1 Общие положения. 4

4.2 Требования к приему опасных твердых коммунальных отходов. 5

4.3 Требования к сортировке опасных твердых коммунальных отходов. 6

4.4 Требования к упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов. 6

5 Требования к субъектам деятельности по обращению с опасными твердыми

коммунальными отходами. 7

Приложение А (рекомендуемое) Материалы, входящие в состав твердых коммунальных

отходов и обладающие опасными свойствами. 8

ГОСТ Р 57740—2017

Введение

Настоящий стандарт разработан на основе стандарта Американского общества испытаний и материалов [1]. первоначально принятого в 1998 году и повторно одобренного в 2009 году с тем же названием и обозначением D6346. По утверждению авторов стандарта D6346— 2009. ASTM не занимает жесткой позиции, уважая законность доступных прав, отстаиваемых в связи с любым пунктом, упомянутым в указанном стандарте. При этом пользователи стандарта D6346—2009 уведомляются, что определение законности любых авторских прав и возможности нарушения таких прав полностью находятся в сфере ответственности предпринимателей, занятых в сфере обращения с коммунальными отходами (КО) в США.

За рубежом используется классификация КО по определенным возможностям их утилизации, причем технический прогресс обусловливает постоянное пополнение как перечня утилизируемых КО. так и направлений их переработки и использования. Например, в Японии при раздельном сборе КО их подразделяют на горючие отходы (направляют на сжигание), негорючие (подлежат захоронению) и ресурсно-ценные (направляют на переработку). При этом до 1984 г. отработавшие сухие гальванические элементы (батарейки), входящие в состав КО. относили ко второй категории отходов, подлежащих захоронению, но затем в связи с широким обсуждением в Японии проблемы загрязнения окружающей среды ртутью, содержащейся в батарейках, эти отходы стали относить к категории ресурсно-ценных отходов, направляемых на переработку. 8 Италии, наоборот, отработавшие батарейки, сбор которых обычно проводился совместно с другими твердыми коммунальными и промышленными отходами, направляемыми на сжигание, с 1984 г. по специальному Декрету стали относить к опасным отходам, подлежащим раздельному сбору. Объясняется это тем. что в составе элементов таких батареек присутствует ртуть и при сжигании происходит существенное загрязнение окружающей среды.

При решении проблемы твердых коммунальных отходов (ТКО) в Российской Федерации в первую очередь необходимо выделить так называемые многотоннажные отходы, поскольку именно эти отходы в наибольшей степени загрязняют окружающую среду и в то же время могут дать максимальный эффект при вовлечении в хозяйственный оборот.

С принятием Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и его развитием [2] в стране определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО. включая:

— охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия:

• научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества.

— использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий, наилучших доступных технологий;

• комплексную переработку материально-сырьевых ресурсов, включая извлекаемое из ТКО вторичное сырье, в целях уменьшения общего количества образующихся отходов:

• использование методов экономического регулирования деятельности в целях уменьшения количества ТКО и вовлечения их в хозяйственный оборот:

— доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области экобезопасного и ресурсосберегающего обращения с ТКО:

— участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с ТКО.

В настоящее время в России в процесс обращения с ТКО (от разработки технологий до их внедрения) вовлечено значительное количество отечественных предприятий малого и среднего бизнеса. Имеется большое число потенциальных инвесторов (в том числе частных), заинтересованных во внедрении этих технологий. Однако между ними пока не налажен механизм взаимодействия. Не исследуется процедура инвестирования в самоокупаемые ресурсосберегающие технологии с целью определения стратегий для инвесторов, субъектов малого и среднего экологического предпринимательства. До сих пор не в полном объеме разработана нормативная база по организации работы и разработке территориальных схем обращения с отходами, выбору региональных операторов по работе с коммунальными отходами. На уровнях субъектов Российской Федерации, а тем более на местных уровнях, как правило, отсутствуют объекты размещения отходов, мощности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов и т.д.

ГОСТ Р 57740—2017

Как на федеральном, так и на региональных, местных уровнях практически не проводится глубокая финансовая и экономическая проработка проблем, связанных с переработкой ТКО.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является недостаток сбалансированных целевых государственных, региональных, муниципальных и локальных программ по развитию системы сбора и переработки опасных ТКО во вторичное сырье, позволяющей на конкурсной основе привлечь к этой работе предприятия малого бизнеса, организовать новые перерабатывающие производства на основе высокоэффективных технологий, привлечь оборонные предприятия.

Указанные недостатки в организации и реализации деятельности по обращению с опасными ТКО могут препятствовать эффективному внедрению настоящего стандарта в полном объеме, однако его появление должно стимулировать органы исполнительной власти различного уровня, органы местного самоуправления к устранению препятствий на путях ресурсосбережения и снижения негативного воздействия опасных ТКО на окружающую среду.

8 настоящем стандарте рассмотрены подходы к приему, сортировке и упаковыванию опасных ТКО в рамках программ обращения с опасными ТКО. позволяющие свести к минимуму риски, связанные с обращением с такими отходами, и определяющие соответствующие правила.

Настоящий стандарт разработан с учетом требований российских законодательных актов и документов (2—6>.

6 настоящем стандарте установлены требования к ресурсосберегающему и экобеэопасному обращению с опасными ТКО при их приеме, сортировке и упаковывании.

Установление надлежащего порядка обеспечения техники безопасности и охраны труда при приеме. сортировке и упаковывании опасных ТКО относится к сферам непосредственной ответственности пользователей настоящего стандарта.

Объектом стандартизации является ресурсосбережение, предметом стандартизации — обращение с отходами, аспектом стандартизации являются требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов.

Настоящий стандарт является неэквивалентным по отношению к стандарту [1]. аналогу: введены ссылки на национальные стандарты Российской Федерации и уточнена структура стандарта.

Приложение А — рекомендуемое.

ГОСТ Р 57740—2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Требования к приему, сортировке и упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов

Resources saving. Waste treatment. Requirements for accepting, segregating and packaging

hazardous soM municipal waste

Дата введения — 2018—05—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к ресурсосберегающему и безопасному обращению с опасными твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) в части их приема и разделения материалов, выбора упаковок для них.

Настоящий стандарт распространяется на этапы приема, сортировки и упаковывания опасных ТКО в твердом фазовом состоянии.

8 настоящем стандарте не рассматриваются этапы хранения, погрузки на транспортные средства, транспортирования собранных и упакованных материалов из ТКО.

Настоящий стандарт не предназначен для определения опасных свойств материалов из ТКО.

Настоящий стандарт не распространяется на ТКО. образующиеся на химических предприятиях, в оборонных отраслях и в атомной промышленности.

Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также е научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность е качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772—2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года- и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная

ГОСТ Р 57740—2017

ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана осыпка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52104. ГОСТ Р 53691, ГОСТ Р 53692. ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:

твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся е процессе деятельности юридических лиц. индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

опасные отходы: Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.

1ГОСТ 30772—2001. статья 3.26)

1 Отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или нескогъкими опасными свойствами, такими как токсичность, радиоактивность, инфекционносгь. канцврогенность. взрывчатость, пожароопасность. высокая реакционная способность, наличие возбудителей инфекционных заболеваний, и другими опасными характеристиками, установленными в соответствующей нормативной документации и/или в технических регламентах, и присутствующие а таких количествах и видах, что представляют непосредственную или лотвнци-альную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.

2 Термин «опасные отходы» охватывает:

• отходы, идентифицированные как токсичные, ханцерогенные и др. действующими правовыми актами и нормативными документами, утвержденными в установленном порядке международными (ООН. ИСО). межгосударственными (СНГ), региональными (ЕС) и территориальными перечнями опасных отходов, в том числе токсичные и другие отходы, которые характеризуются опасными свойствами:

— отходы, классифицируемые как опасные в международных соглашениях, к которым присоединилась Российская Федерация;

• другие отходы, которые классифицированы км опасные, в том числе токсичные, в общегосударственных и региональных перечнях, утвержденных в установленном порядке.

сбор отходов: Прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Примечание — В настоящем стандарте установлены требования к приему отходов от физических и юридических лиц в цепях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

сортировка отходов: Разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие.

[ГОСТ 30772—2001, статья 5.27]

3.5 погрузка отходов навалом: Опорожнение нескольких контейнеров, наполненных совместимыми материалами, и смешивание этих материалов в простой упаковочной единице, предназначенной для последующей отгрузки.

Примечание — К подобным материалам также относятся материалы, помещенные в резервуары-хранилища с целью последующей упаковки и отгрузки, а тахже материалы, закачанные в автоцистерну для отгрузки.

ГОСТ Р 57740—2017

3.6 объединение материалов отходов: Объединение двух или более материалов в простой упаковочной единице.

Примечание — К наиболее распространенным видам объединения при упаковывании коммунальных опасных отходов относятся: погрузка навалом, лабораторная и составная упаковка [1].

упаковка: Произведенные из любых материалов готовые изделия, передаваемые от изготовителя пользователю или потребителю для сохранения, защиты, манипулирования при транспортировании. погрузке и разгрузке, поставке (доставке), презентации товаров, начиная с сырья и кончая переработанной продукцией.

[ГОСТ 33521—2015. статья 3.1]

Примечание — упаковка: Сосуды и любые другие компоненты или материалы (барабаны, коробки, вкладыши, абсорбенты и тд.), необходимые для выполнения функции удержания отходов в соответствии с минимальными требованиями к упаковке [1].

транспортирование отходов: Перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося е собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

обезвреживание отходов: Уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств [включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках] в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Примечание — Обработка отходов, имеющая цегъю исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения.

обработка отходов: Предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

1 Деятельность, связанная с выполнением каких-либо технологических операций, которые могут привести к изменению физического, химического или биологического состояния отходов для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

2 К обработке относят также разложение отходов — деятельность, связанную с выполнением биохимических, биологических, физико-химических операций над опасными отходами, приводящих к возможности их утилизации.

размещение отходов: Хранение и захоронение отходов.

Примечание — Хранение отходов предполагает срок нахождения их в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях последующих утилизации, обезвреживания и(или) захоронения.

ликвидация отходов: Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения не используемых в настоящее время опасных и других отходов.

[ГОСТ 30772—2001, статья 5.17]

Примечание — Уничтожение и захоронение опасных и других отходов охватывается одним термином — удаление отходов (ГОСТ 30772—2001. Статья 6.32).

ГОСТ Р 57740—2017

утилизация отходов: Использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

1 Любой организационно-технологический процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на этапах их технологического цикла непосредственно или после доработки (переработки) е качестве вторичных материальных и/или энергетических ресурсов на месте их образования (на уставовкв/лредпри-ятии) или в других специально отведенных местах с учетом специфики отраслей экономики в системе хозяйства.

2 Утилизация предполагает использование продукции после снятия ее с эксплуатации, а также отходов на последнем этапе их технологического цикла при избавлении от них с осуществлением обезвреживания, промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов.

3 Утилизацией отходов является любой процесс, основным результатом которого является полезное использование отходов на месте их образования (на установке/лредприятии или в других отраслях экономики), в котором отходы используют для замены других материалов, могущих быть использованными для выполнения определенных функций, и в котором отходы подвергают предварительной обработке, способствующей выполнению этих функций.

4 В результате утилизации отходов образуются вторичные материальные ресурсы (BMP), используемые для производства продукции, а также вторичные энергетические ресурсы (ВЭР) и*или вторичные биотазовые ресурсы (ВБР).

5 Деятельность, связанная с использованием отходов в качестве вторичных ресурсов путем применения их по прямому назначению (рециклинг), их возврат 8 производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация). а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

6 В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердью отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы в соответствии с ГОСТ 30772—2001 (статья 5.30).

удаление отходов: Последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I — IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды.

(ГОСТ Р 53692—2009. статья 3.1.26>

захоронение отходов: Изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах е целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

4 Требования к этапам приема, сортировки и упаковывания опасных твердых коммунальных отходов

4.1 Общие положения

4.1.1 8 целях стимулирования снижения вредного воздействия опасных TKO на окружающую среду и здоровье населения, а также увеличения объемов утилизации ресурсно-ценных отходов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, органы местного самоуправления е соответствии с предоставленными полномочиями организуют на подведомственных им территориях системы раздельного сбора ТКО. образующихся в домовладениях, сфере услуг и частично в промышленном секторе, путем создания сети приемных пунктов опасных материалов. содержащихся в ТКО. и установки специализированных контейнеров, модульных промежуточных станций сбора и сортировки отходов, двухступенчатой системы вывоза отходов для их последующей утилизации за счет перехода на транспортирование отходов в специализированных контейнерах с использованием малотоннажных автотранспортных средств и транспортирования отходов к местам захоронения большегрузными автотранспортными средствами.

ГОСТ Р 5Т740—2017

4.1.2 Организация системы раздельного сбора опасных материалов, содержащихся в ТКО. реализуется е первую очередь е частном секторе, в местах временного проживания и отдыха граждан с последующим распространением опыта на районы многоэтажной застройки, для чего создается сеть приемных пунктов по приему опасных материалов, содержащихся в ТКО. и. в случае экономической целесообразности, устанавливаются унифицированные (со специальной маркировкой) контейнеры для раздельного сбора таких материалов.

4.1.3 Собранные опасные материалы, содержащиеся в ТКО. доставляются на расположенные в черте населенных пунктов модульные промежуточные перегрузочно-сортировочные станции, где их сортируют, измельчают, уплотняют, прессуют для сокращения общего количества и объема удаляемых отходов и максимального использования материально-сырьевого потенциала отходов.

4.1.4 На промышленных предприятиях и в тех организациях, для которых характерна однородность образующихся отходов (предприятия общественного питания, учебные учреждения, иные учреждения). также организуют раздельный сбор опасных материалов, содержащихся в ТКО.

4.1.5 Организация и порядок сбора ТКО. предусматривающий раздельный сбор (прием) опасных материалов, их временное хранение, регулярный вывоз и обезвреживание, определяются органами местного самоуправления с учетом наличия или отсутствия на местах предприятий по раздельной переработке или захоронению отходов по видам материалов.

4.1.6 Нормативное правовое обеспечение обращения с опасными твердыми коммунальными отходами

4.1.6.1 Регулирование обращения с опасными ТКО осуществляется на основе нормативных правовых актов федерального и регионального уровней. Настоящий стандарт не заменяет существующие нормативные правовые акты и не предназначен для использования в качестве основы нормативно-правового регулирования обращения с опасными ТКО.

4.1.6.2 8 соответствии с [5] класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую среду (1-й класс — чрезвычайно опасные отходы. 5-й класс — практически не опасные). Отнесение отходов к одному из пяти классов опасности осуществляется расчетными или экспериментальными методами и используется при формировании паспорта опасности по ГОСТ Р 53691.

4.1.6.3 Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление (2.6].

4.1.6.4 Юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с обращением с опасными ТКО, обязаны:

• обеспечить надежную защиту населения и окружающей среды от вредного воздействия опасных

• вести обязательные идентификацию, учет и паспортизацию опасных ТКО в установленном порядке;

• принимать все необходимые меры по обеспечению того, чтобы в процессе сбора, транспортирования и временного хранения опасные ТКО были должным образом упакованы и маркированы в соответствии с действующими международными и национальными стандартами.

4.1.6.5 Специализированные установки или объекты для обезвреживания опасных ТКО должны:

• отвечать требованиям наилучших доступных технологий:

• быть разрешены к применению на территории Российской Федерации органами санитарно-эпидемиологического надзора;

— иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.

4.2 Требования к приему опасных твердых коммунальных отходов

4.2.1 Опасные ТКО. идентифицируемые этикеткой, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, образующиеся у населения, подлежат сдаче на стационарных либо передвижных пунктах приема.

4.2.2 Перечень пунктов приема опасных ТКО (с указанием адреса, телефона и времени работы) и перечень опасных ТКО. подлежащих сдаче в пунктах приема, должны быть доступны для населения.

4.2.3 В пунктах приема осуществляют сбор материалов, обладающих опасными свойствами, перечисленными в приложении А. и входящих в состав ТКО.

4.2.3.1 Перечни опасных ТКО. подлежащих сдаче в пунктах приема, определяются органами местного самоуправления.

ГОСТ Р 57740—2017

4.2.3.2 К наиболее распространенным опасным материалам, образующимся у населения и подлежащим сбору в качестве опасных ТКО. относят:

• отработавшие химические источники тока, включая батареи (гальванические элементы), разового использования, аккумуляторы и аккумуляторные батареи:

• отходы, содержащие ртуть и ее соединения, в том числе отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения, отработанные ртутные термометры. отработанные дуговые ртутные бактерицидные лампы, отработанные люминесцентные лампы с ультрафиолетовым составом:

• аэрозольные и другие упаковки с остатками лакокрасочных материалов, парфюмерно-косметической продукции и др.

4.2.4 Персонал пунктов приема должен пройти специальную подготовку в части идентификации опасных материалов, надлежащего порядка приема, техники безопасности и средств индивидуальной защиты.

4.2.5 Принятые у населения протекающие контейнеры/емкости следует немедленно переупаковать в контейнеры, совместимые с материалами, содержащимися в протекающих контейнерах.

4.2.6 Сбор ТКО. содержащих опасные материалы (тяжелые металлы и др.) крупногабаритных (отработавшее электрическое оборудование, включая холодильники, стиральные машины и другую бытовую технику), а также отработанного электронного оборудования, нефтепродуктов, подлежащих регенерации, подлежит особому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

4.2.7 В случае сдачи населением в пункты приема опасных отходов, требующих специального регулирования, в том числе медицинских отходов (отработанные медицинские препараты и пр.), взрывчатых веществ (фейерверков и пр.), радиоактивных материалов, асбестсодержащих материалов, следует немедленно уведомить об этом соответствующие органы государственного управления.

4.3 Требования к сортировке опасных твердых коммунальных отходов

4.3.1 Собранные в пунктах приема опасные ТКО. предварительно разделенные на группы с учетом содержания несовместимых опасных материалов, перечисленных в 4.2.3.2. следует помещать в контейнеры перед их упаковыванием в соответствии с 4.4.

4.3.2 Общие рекомендации по несовместимым категориям материалов опасных ТКО включают обязательное отделение (1]:

— окислителей от легковоспламеняющихся веществ:

— цианидов от кислот, окислителей;

• кислот от оснований, цианидов.

4.3.3 Несовместимые категории материалов при смешивании вызывают химические реакции, которые могут привести к нарушениям техники безопасности и охраны труда, в том числе:

• к образованию токсичных и горючих газов;

— полимеризации материалов и др.

4.3.4 Контейнеры с несовместимыми материалами должны быть надлежащим образом разделены с использованием перегородок, стен или других приспособлений так. чтобы предотвратить смешивание несовместимых материалов в случае поломки в контейнере.

4.4 Требования к упаковыванию опасных твердых коммунальных отходов

4.4.1 Собранные ТКО. содержащие опасные материалы, подлежат упаковыванию или перегрузке в соответствии с нормативными правовыми актами федерального, региональною и местного уровня.

4.4.2 Немаркированные контейнеры и материалы неопределенного характера не должны использоваться без надлежащей идентификации.

4.4.3 Пригодные к повторному использованию материалы, поступившие в первоначальной упаковке. следует оставлять в той же упаковке и предлагать населению или организациям в пункте приема отходов. Такой подход позволяет пользователям использовать исходную информацию, представленную на этикетке, для надлежащего использования, а также сохраняет за производителем ответственность за качество продукции.

4.4.4 Краски и другие совместимые материалы могут быть пересыпаны или переупакованы в контейнеры большего размера для последующей отправки на перерабатывающие предприятия.

ГОСТ Р 57740—2017

4.4.5 Многие чистящие средства и неопасные материалы могут быть растворены в воде и выпущены в канализацию, если объект подключен к местной станции очистки сточных вод и обладает разрешением на такие действия.

4.4.6 Процедуры упаковывания и маркировки контейнеров для каждой из подкатегорий опасных материалов, содержащихся в ТКО. регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами.

4.4.7 До объединения опасных материалов, содержащихся в ТКО, должен быть обоснованно выбран метод дальнейшего безопасного и ресурсосберегающего обращения с ними.

4.4.8 Материалы опасных ТКО. которые подлежат вывозу с места приема на объекты переработки. рекуперации энергии, сжигания и захоронения, должны соответствовать требованиям, установленными нормативными правовыми актами.

5 Требования к субъектам деятельности по обращению

с опасными твердыми коммунальными отходами

При обращении с опасными ТКО следует регламентировать транспортные потоки, порядок разгрузки транспортных средств и правила техники безопасности.

Персонал, задействованный в приемке опасных материалов, должен пройти подготовку в части их идентификации, надлежащего порядка подъема, техники безопасности и средств индивидуальной защиты.

Персонал при обращении с опасными ТКО должен учитывать следующее:

• иерархию обращения с материалами опасных ТКО. отдающей предпочтение повторному использованию. переработке, рекуперации энергии и сырья перед сжиганием и захоронением отходов:

• возможные обязательства, связанные с методами обращения с опасными ТКО;

• ограничения или предпочтения, установленные договором или подрядчиком.

ГОСТ Р 57740—2017

Приложение А (рекомендуемое)

Материалы, входящие в состав твердых коммунальных отходов и обладающие опасными свойствами

К опасным относятся отходы следующих типов:

• взрывоопасные вещества и продукты, которые могут взорваться при контакте с пламенем или обладают высокой большой чувствительностью к ударам и трению;

— окислители и продукты, которые при контакте с другими веществами, в частности с легковоспламеняющимися. могут вызвать сигъную экзотермическую реакцию;

— легковоспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки ниже 21 °С; вещества и продух ты, которые при нормальной температуре могут самонагреваться при контакте с воздухом и в конечном итоге воспламеняться без потребности в дополнительной энергии: вещества и продукты, которые могут легко воспламеняться после кратковременного контакта с каким-либо горящим источником и продолжать гореть после удаления указанного источника, а также вещества и продукты, которые при контакте с влажным воздухом или водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы в опасном количестве;

• воспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки выше 21 «С. но ниже 55 °С;

• раздражающие не едкие вещества и продукты, которые при мгновенном, продолжительном или повторном контакте с кожей или слизистой оболочкой человека могут вызывать воспаление;

— вредные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать ограниченный риск для здоровья людей:

— токсичные вещества и продукты, которые 8 случав попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать тяжхие. острые или хронические повреждения здоровья человека или его смерть;

• канцерогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кажу могут вызывать онкологические заболевания или увеличивать частоту возникновения указанных заболеваний;

• едкие вещества и продукты, которые при непосредственном контакте с живыми тканями могут уничтожать их;

• вещества, вызывающие инфекцию, содержащие живые микроорганизмы или их токсины, которые по известным данным неотвратимо или с большой вероятностью могут вызвать заболевания людей игы живых организме»:

• тератогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать наследственные врожденные уродства или увеличивать частоту их возникновения:

• мутагенные вещества и продукты, которые в случае попадания е организм через дыхательные пути или органы пищеварения могут вызывать наследственные генетические дефекты или увеличивать частоту их возникновения:

• вещества и продукты, при контакте которых с водой, воздухом или кислотами освобождаются токсичные или сверхгоксичные газы:

— вещества и продукты, после удаления которых могут выделяться иные вещества, обладающие любыми свойствами, перечисленными в подпунктах 1—13 пункта 2 настоящей статьи;

— токсичные вещества и продукты, которые создают или могут создать либо немедленно, либо через определенное время опасность для одного или нескольких компонентов окружающей среды.

ГОСТ Р 57740—2017

(1] ASTM D6346—2009 Стандартное руководство по приему, сортировке и упаковке материалов в рамках (ASTM D6346—2009) Программ обращения с коммунальными опасными отходами (Standard Guide Гог Accepting, Segregating and Packaging Materials Collected Through Household Hazardous Waste Programs)

(2] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. No 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

(3] Приказ Рослрироднадэора от 18 июля 2014 г. № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

(4] Постановление Правительства РФ ог 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»

(5] Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 декабря 2014 г. N9 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I—V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»

(6] Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности»

ГОСТ Р 57740—2017

УДК 504.064:006.354 ОКС 13.030.01

Ключевые слова: ресурсосбережение, отходы, обращение с отходами, требования безопасности, опасные отходы, коммунальные отходы, сбор, сортировка, упаковывание. ТКО

Редактор Е.А. Моисеева Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор Л. С. Лысенко Компьютерная верстка А.А. Воронимой

Сдано в набор 03.10.2017. Подписано в печать 11.10.2017 Формат 60*64 Vj. Гарнитура Ариал. Усл.поч л. 1.86. Уч.-иэд. л. 1.66. Тираж2?экэ Зак. 1033 Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Статья написана по материалам сайтов: files.stroyinf.ru, businessman.ru, allgosts.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Сбор и хранение
Транспортирование
Утилизация, обезвреживание, захоронение