И граждан анализ понятия

Анализ понятия обращения граждан». История становления института обращений граждан в Республике Беларусь. Ведение делопроизводства по обращениям граждан на примере учреждения социальной защиты «Территориальный Центр социального обслуживания населения».

Рубрика Социология и обществознание
Предмет Социальная работа
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 24.10.2010

Подобные документы

Общие положения социального обслуживания граждан. Принципы социального обслуживания граждан. Содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения. Реабилитация инвалидов. Программа по реабилитации инвалидов в Читинской области.

курсовая работа [54,5 K], добавлен 24.03.2008

Сущность социальной защиты. Основные категории малообеспеченных граждан Республике Беларусь. Основные принципы, функции и механизмы социальной защиты населения. Государственная социальная поддержка малообеспеченных граждан в Республике Беларусь.

дипломная работа [126,6 K], добавлен 11.07.2016

Проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями. Содержание методов и форм работы с молодыми инвалидами. Построение эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью. Задачи социальной защиты данной категории граждан.

дипломная работа [302,2 K], добавлен 16.12.2015

Смысл социальной работы и особенности защиты населения. Характеристика пожилых людей как объекта социальной защиты, ее правовые основы в Российской Федерации. Практика социальной защиты граждан пожилого возраста, формы социального обслуживания на дому.

курсовая работа [75,5 K], добавлен 18.01.2011

Проблемы и причины бездомности и бродяжничества в России. Формы предоставления социальной помощи. Понятие социальных центров, их задачи и признаки. Организация работы социальных центров для граждан без определенного места жительства и ее регулирование.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 02.05.2017

Понятие, критерии эффективности социального обслуживания. Изучение способов его оценки в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов на примере МУ «Междуреченский комплексный центр социального обслуживания населения».

дипломная работа [707,6 K], добавлен 26.10.2010

Пожилые люди как объект социальной защиты. Система и правовые основы социальной защиты пожилых людей в РФ. Формы социального обслуживания на дому. Характеристика деятельности ГУ ЦСО «Доброе сердце» по социальной защите граждан пожилого возраста.

курсовая работа [70,8 K], добавлен 06.02.2015

Специфика развития интернет–технологий. Направления социальной защиты населения г. Пензы. Организация социального обслуживания граждан. Информационные технологии и автоматизированные системы поддержки региональных программ социальной защиты населения.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 02.11.2015

Изучение особенностей социального обслуживания населения в Республике Беларусь. Реализация программы развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания. Система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости и в случае болезни.

контрольная работа [34,8 K], добавлен 28.03.2013

Рассмотрение геронтологических теорий о феномене старения. Определение места в обществе демографической группы пожилых граждан. Выявление социально-психологических проблем граждан пожилого возраста. Анализ деятельности учреждений по их обслуживанию.

дипломная работа [166,8 K], добавлен 28.08.2010

Логический анализ понятия право

Логический анализ понятия право

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

I. Основные типы правопонимания.

1. Легистский тип правопонимания

2. Юридический тип правопонимания.

II. Основные особенности права.

Список использованной литературы.

Введение
Право как сложное общественное явление определяется состоянием общества на данной ступени его развития, в частности, уровнем нравственности, культуры, состоянием экономики и товарно-денежных отношений. В праве отражается также этническая самобытность народа. Достижения прошлого сохраняются и получают продолжение. В месте с тем, как любая правовая система, российское право существует и развивается в семье мировых правовых систем, которые влияют друг на друга. Требования экономического развития, тенденции экономико-политической интеграции способствуют расширению сферы действия преемственности в праве, взаимообогащению правовых систем. Поступательный процесс ускоряется.
В настоящее время в отечественной юридической науке наблюдается заметный отход от представлений о праве как орудии угнетения и подавления в руках господствующего класса, утверждается взгляд на право как на инструмент регулирования обществом своих отношений. Право не исключает отражения в нем борьбы интересов отдельных групп населения, но при этом оно не перестает быть механизмом управления обществом на основе социального консенсуса.
Право выступает как система общественного порядка, поэтому нуждается в государственном аппарате, который должен обеспечивать соблюдение этого порядка.
Основные типы правопонимания.
Легистский тип правопонимания.
Для юриспруденции как науке о праве и государстве исходное и определяющее значение имеет лежащий в ее основе тот или иной тип понимания (и понятия) право. Это обусловлено научно-познавательным статусом и значением понятия в рамках любой последовательной, систематически обоснованной, развитой и организованной теории. Как в семени заложено определенное будущее растения, так и в понятии права в научно-абстрактном виде содержится определенное юридическая теория, теоретико-правовой смысл. Если, таким образом, понятие права – это сжатая юридическая теория, то юридическая теория – это развернутое понятие права.
Существует два типа понимания права и трактовки понятия права условно можно обозначить как юридический и легистский.
Упрощенно говоря, различие этих двух типов правопонимания состоит в следующем. Согласно легистскому подходу, под правом имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола): право – приказ (принудительное установление правил, норм, акт) официальной власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властному установлению, к формальному источнику так называемого позитивного права (законам, указам, постановлениям, обычному праву), то есть к закону – к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной властно-принудительной силой.
Такое легистское отождествление права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом так называемого «юридического позитивизма», который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом.
С легистских позиций, сводящих с самого начала право к закону и отождествляющих их, по сути дела, не возможно сказать что-либо содержательное о законе (позитивном праве), поскольку с этой точки зрения в принципе, безразлично формой выражения какого именно содержания (правового или произвольно-противоправного) является закон. Тут существование закона (публично властное его данность) в роли права предшествует той правовой сущности (и тому правовому содержанию), выражением чего этот закон как носитель права должен быть.
Для легизма и «юридического позитивизма» весьма характерно пренебрежение правами человека, гражданина. Пафос и устремление легизма – подчинение всех властно-приказным правилом и установлением. Здесь повсюду господствует взгляд на человека как на подчиненный объект власти, а не свободное существо.
К основным идеям и положениям «юридического позитивизма» относятся трактовка права как творения власти, властная принудительность как, в конечном счете, единственная отличительная особенность права, формально-логический метод анализа права, отрыв и «очищение» права от общественных отношений.

Это интересно:  Земля многодетным семьям в вологодской области

И граждан анализ понятия

Библиографическая ссылка на статью:
Смирнова В.Р. Изучение понятий «гражданин», «гражданство» на уроках истории и обществознания в педагогическом колледже // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/21762 (дата обращения: 27.03.2019).

Проблема формирования понимания гражданственности, является актуальной во все времена, а потому является предметом исследования разных социальных наук (философии, политологии, социологии, психологии, педагогической психологии и педагогики).

Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях изменения геополитики современных систем, именно такой период переживает в настоящее время наше государство. О значении понимания важности воспитания гражданственности говорят многие документы Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025г.) в качестве одной из основных задач рассматривается задача воспитания «…патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» и далее «…формирование гражданской правовой культуры молодежи» [7], в Образовательном стандарте указывается на необходимость ориентирования на личностные результаты которые должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Проблема формирования гражданственности и в, частности, качеств гражданина России, изучалась такими известными мыслителями, как: В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Д.С. Мережковский, А.Н. Радищев, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, , Н.Г. Чернышевский, и мн. др.

Это интересно:  Как устроиться на работу в росгвардию

Проблеме формирования гражданственности как неотъемлемой части общей культуры человека, придавали большое значение педагоги и мыслители советского периода развития педагогической науки: П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, С.И. Гессен, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, М.Н. Покровский, В.А. Сухомлинский и др.

Существенный вклад в дело исследования теории и практики гражданского самосознания внесли известные педагоги современности и: АС. Гаязов, И.М. Дуранов, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, И.В. Суколенов, Г.Н. Филонов и др.

Учёные отмечают сложность, многомерность и неоднозначность понятия «гражданин», «гражданство». И, тем не менее, мы попытаемся обратиться к истории для изучения данных понятий.

В советский период возникло мнение, что гражданство имело место в древних республиках [8,с.6-7]; и в античной истории может наблюдать это, как правовое состояние личности [12,с.49] и в период буржуазно-демократических революций гражданство, как государственно – правовой институт [9 ,с. 72; 10, с. 47].

В.В. Полянский считает, что гражданство возникает с античным государством.

Другого мнения придерживается А.В Мещеряков [5 с. 24] , который считает, что гражданство в древности возникло раньше, чем государство. Гражданство было знакомо древнегреческим полисом и римским гражданским общинам. В подтверждение Мещеряков ссылается на работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», что государство от родовой организации отличается по территориальному делению поданных. Греческий полис и римская гражданская община этим не обладает. А точнее, индивид признавался гражданином только в своем полисе: находясь вне его, он уже не считался гражданином [9 с. 24-25].

Таким образом, привязанность гражданина к своему государству объяснима, т .к только государство может ему гарантировать «достойное человека существование» [2, с. 196].

Аристотель утверждал, что гражданином можно считать только того, кто участвует в суде и народном собрании.

Гражданство представляло собой высшую социальную ценность для жителя полиса[10 ,с.25].

Римская республика, расширяя территории своего владения, приобретала черты империи. Первоначальный смысл гражданства уже терялся , и граждане постепенно превращались в единообразных подданных единой империи [9,с.53].

В этот исторический период, понятие «гражданин», «гражданство» не является доказательством наличия в других республиках института гражданства.

Вопросы гражданства никак в правовом смысле не регламентировались, поэтому возникновение гражданства, как государственно-правового явления не связано с возникновением и существованием государств в древности [5,с. 25-26].

Гражданство возникло в эпоху первых буржуазных революций и становления первых буржуазных государств [4,с 72]. В основу теории гражданства были положены идеи о национальном единстве и равноправии граждан, об этом нет упоминаний ни в античном гражданстве, ни в феодальном подданстве [6 с.].

В средние века возникла борьба с феодалами, освобождались от их власти и добивались самоуправления, в этих условиях жители города приобретали права. Тем самым, понятие «горожанин» преобразовывается в понятие «гражданин», которое противостоит подданству и символизирует свободного человека [6.с.]

Французская буржуазная революция провозгласила «Декларацию прав человека и гражданина», в последствие она была воспроизведена в конституции Франции 1791г.

Таким образом, понятие «гражданин» и «гражданство» прочно утвердились в революционной Франции. В Конституции Франции 1791г., в одно из ее статей говорится, что индивид приобретает новое качество — качество гражданина республики, а так же наделяется правами и обязанностями [5, с.26].

Но демократизм того времени, что касаемо гражданства, заключался лишь в форме, но не в содержании, это была сущность только зарождавшегося гражданства. Во Франции определили признаки гражданина — это свобода и равенство. Свобода понималась, как свобода частной собственности, а равенство, как равенство всех перед законом.

Например, в США и в ряде стран западной Европы, необходимо удовлетворение цензов: имущественное положение лица, уровень образования, длительность проживания в стране и др.

В Советском союзном государстве, понятие «гражданин» идеалогизировано и основано на пролетарском интернационализме.

Т. Маршалл [3,с .31] определил 3 компонента гражданства:

1. «гражданский» (личные права и свободы)

2. «политический» (право голоса)

3. «социальный» (право на безопасность и социальную поддержку)

Демократические революции XIX подняли национализм, распались колониальные империи, и гражданство уже сопрягалось с политическим пониманием нации, таким образом, именно национальное самосознание стало одной из социокультурных основ превращения подданных в политически активных граждан [10,с. 259].

Это интересно:  Кбк подоходного налога в 2021 году

Итак, «граждане» – это как бы свободные люди, в свободном государстве – республике, сами решающие свои дела и управляющие собой [1,с 18-19].

Важным условием для появления гражданства является — демократия.

В современное время разработано содержание понятия «гражданин». Понятие гражданин характеризуется как частное понятие. Эту классификацию понятия курса обществознания, предложена Л.Н. Боголюбовым, применима и к правовым понятиям. В содержание понятий «гражданин», «гражданство» свободная энциклопедия включает: гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей, гражданство — устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности [12].

Как видно из содержательной составляющей понятия «гражданин», «гражданство» они тесно связаны, и на это обращают внимание многие ученые. Также как гражданин предполагает проявление определенных чувств по отношению к Родине, гражданство больше определяет его правовую связь.

Таким образом, эти два понятия имеют свою специфику. Например: можно иметь гражданство нескольких государств, и быть гражданином, но при этом проявлять определенные чувства: чувство гордости, сострадания; проявление ответственности и заботы о государстве возможно по отношению только к своей Родине.

Историко-акмеологический анализ понятий «гражданин», «гражданственность»

В.Даль соотносит понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Автор отмечает, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему. В словаре приводятся также определения понятий «гражданская доблесть» (мирная и военная).

Словарь современного русского литературного языка, изданный на сложном переломном этапе развития российского общества (в 1991 г.), определяет понятие «гражданин» как4:

а) лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности;

б) человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе.

Данное определение, на наш взгляд, наиболее точно определяет понятие, позволяет строить более конкретное представление о его сущности.

Приведенные, выработанные на различных конкретно-исторических этапах развития российского общества и государства определения «гражданского» и «гражданственности» свидетельствуют о проявляющихся во времени различиях интересов общества или государства, сложности достижения оптимального баланса.

Толковый словарь русского языка конца XX в., под редакцией Г.Н.Скляревской, приводит определения появившимся в данный период в России понятиям «гражданское неповиновение», «гражданское общество», «гражданское примирение», «гражданское согласие»1, что само по себе характеризует обострившуюся проблему достижения баланса интересов личности и общества, личности и государства. Предпринимаемые сегодня различными государственными и общественными организациями усилия во многом направлены на снижение остроты данной проблемы, на формирование гражданского общества в России.

Сейчас, в начале нового столетия, говоря словами Президента Российской Федерации В.В.Путина, «есть хороший шанс соединить ресурсы окрепшего государства и энергию демократического общества. Наступает время, когда быть гражданином России становится престижным. Тем более что простое понятие «гражданин» всегда значило гораздо больше, чем юридически оформленная связь с государством. И потому гражданственность и патриотизм от одной лишь записи в документе не появляются»2.

Решение проблемы во многом может быть предопределено реализацией стратегии гражданского воспитания. Этой идеи придерживаются многие специалисты в области гуманизации образования. Так, по мнению И.А.Зимней, сегодня «в основе разрабатываемой общей стратегии воспитания должна лежать концепция приоритета активной, творческой, созидательной жизни человека, в контексте чего «воспитание — это социально-обусловленное становление индивида, как человека, личности, гражданина в процессе институциональной, межличностно-рефлексивной социализации и инкультурации”3. Соответственно возникает проблема гражданского воспитания личности, гражданского становления, достижения «акме» гражданственности.

Статья написана по материалам сайтов: aleksejev.ru, human.snauka.ru, med-books.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector