Функции международных стандартов прав человека

Первостепенное значение Международных пактов о пра­вах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей деклара­ции прав человека и относящихся к различным периодам кон­венций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные по­требности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Стандарты конституируются в качестве нормативного ми­нимума. определяющего уровень государственной регламента­ции с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации.

Именно такой смысл стандартов хорошо выражен в ст. 19 Устава Международной организации труда, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией». В одном из официальных из­даний МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифициру­ются как минимальные нормы.

Можно обозначить следующие функции стандартов:

1) определение перечня прав и свобод, относящихся к ка­тегории основных и обязательных для всех государств — уча­стников пактов и других конвенций;

2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нор­мативных положениях;

3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на междуна­родном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

4) фиксирование условий пользования правами и свобода­ми, сопряженных с законными ограничениями и даже запре­тами.

Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопреде­ление, в силу которого они свободно устанавливают свой поли­тический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В одном аспекте пакты отличаются друг от друга: если в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах каждое государство «обязуется уважать и обеспечивать» при­знаваемые в Пакте права, то, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждое государство обязу­ется «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществле­ние» признаваемых в Пакте прав.

Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства Российской Федерации выража­ется прежде всего в принципиальной согласованности между­народного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.

Структура гл. 2 Конституции РФ, не воспроизводящая, ес­тественно, построения пактов о правах человека, позволяет за­фиксировать на национальном уровне почти все гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права (по отношению к последним трем группам в государствоведении широко используется термин «социально-экономические права»).

Заметным отступлением в этом плане является отсутствие в конституционном перечне положения ст. 11 Пакта об эконо­мических, социальных и культурных правах, где признается «право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни». Оче­видно, даже с учетом нынешней ситуации уместно было бы предусмотреть такое право, тем более в контексте приведенной выше формулировки данного Пакта о постепенном полном осу­ществлении признаваемых в Пакте прав в максимальных пре­делах имеющихся ресурсов.

Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значи­мости для человека. Целостный взгляд на проблему четко вы­ражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются сущест­венными для свободного и полного развития личности, что все права и свободы «имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами». Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конфе­ренции по правам человека 1993 г.: «Все права человека уни­версальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Меж­дународное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым под­ходом и вниманием».

Такой подход важно иметь в виду потому, что в отечест­венной юридической литературе предпринимались попытки «ранжировать» права и свободы, выдвигая на первый план лич­ные («естественные») права и принижая смысл социально-эко­номических прав.

Согласование содержания прав и свобод на международ­ном и национальном уровнях хорошо выражено в регламента­ции права на жизнь (ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 20 Конституции РФ), права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9, 10, 14,15 Пакта и ст.22, 47, 48, 49,50, 51 Конституции), права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы государства (со­ответственно ст. 12 и 27), права на труд (ст. 6, 7 и 8 Пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 37 Кон­ституции).

Представляет интерес сопоставление международно-пра­вовой и конституционной оценки принудительного труда. Меж­дународно-правовые решения содержатся в Пакте о граждан­ских и политических правах и в ранее принятых конвенциях Международной организации труда — о принудительном тру­де 1930 г. и об упразднении принудительного труда 1957 г., а также в двух региональных актах — Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Согласно ч. 3 ст. 8 Пакта, «никто не может принуждаться к принудительному или обяза­тельному труду», но здесь же дается толкование, что термином «принудительный труд» не охватываются: а) работа или служ­ба, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключе­нии на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; Ь) служба военного характера или заменяющая ее по политическим и религиозно-этническим мотивам служба; с) служба в случаях чрезвычай­ного положения или бедствия, угрожающих жизни или благо­получию населения; d ) работа или. служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности*.

* Эта норма с некоторыми модификациями воспроизведена в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (ч. 3 ст. 4), но перечень допол­нен еще одним пунктом: выполнение обязанностей родителями по созда­нию необходимых условий для ребенка и совершеннолетними детьми по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей.

Конституционная норма предельно лаконична: «Принуди­тельный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37). Очевидно, эта формули­ровка может и должна применяться только с учетом разъясне­ний, данных в Пакте. Поэтому отсылка в будущем Трудовом кодексе к норме Пакта была бы целесообразна. В этом контек­сте не кажется удачным положение п. 2 ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г.), согласно которому «принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом». Очевидна потребность в отсылке к международно-правовым нормам. В конституциях государств, ранее являвшихся союзными республиками СССР, предприняты попытки совме­щения запрета с оговорками (ст. 24 Конституции Республики Казахстан, ст. 37 Конституции Республики Узбекистан, ст. 41 Конституции Республики Беларусь и др.), однако без ссылок на международную норму и с отдельными отклонениями. Иден­тичный международному перечень изъятий дан в. Конституции Республики Молдова (ст. 44) и в Конституции Украины (ст. 43), но без ссылок на норму Пакта.

Весьма своеобразно отношение международного гуманитар­ного права к праву частной собственности и к праву предпри­нимательской деятельности, которые зафиксированы ныне в Конституции РФ (ст. 35 и 34). Как это ни парадоксально, но Пакт об экономических, социальных и культурных правах, от­крывающий перечень правом на труд, вообще умалчивает об этих правах, а Всеобщая декларация прав человека ограничи­валась закреплением права каждого человека «владеть имуще­ством как единолично, так и совместно с другими». Европей­ская конвенция о защите прав человека и основных свобод (не в основном тексте, а в Протоколе № 1) фиксирует право каждого физического или юридического лица «беспрепятственно поль­зоваться своим имуществом», оговаривая возможность лишения имущества только «в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международ­ного права». Признание права собственности и права предпри­нимательства на уровне международно-правового акта связано с Парижской хартией для новой Европы, принятой в рамках СБСЕ в ноябре 1990 г. Государства-участники подтвердили, что каждый человек имеет право «владеть собственностью едино­лично или совместно с другими и заниматься предприниматель­ством».

Принятие государством в соответствии с его консти­туционными процедурами законодательных, административ­ных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защи­ты прав и свобод человека квалифицируется в пактах и кон­венциях как международное обязательство государства.

Пакты и конвенции презюмируют право государства уста­навливать определенные ограничения в качестве условий поль­зования правами и предохранительных мер против неправо­мерных действий пользователей. Еще Всеобщая декларация прав человека предусмотрела, что «каждый человек имеет обязан­ности перед обществом, в котором только и возможно свобод­ное и полное развитие его личности», в связи с чем оговорила возможность устанавливаемых законом ограничений при осу­ществлении прав и свобод. Формулировка мотива ограничений («с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований мо­рали, общественного порядка и общего благосостояния в демо­кратическом обществе») была перенесена с некоторыми моди­фикациями в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10, 11, также ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции), в Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах (ст. 12, 18, 19, 21, 22) и в Конвенцию СНГ о пра­вах и основных свободах человека (ст. 10, 11, 12, 22), причем помимо названных в Декларации факторов в ряде случаев ука­заны и такие, как охрана государственной безопасности, здоро­вья или нравственности населения. С таким подходом полно­стью согласована норма ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускаю­щая возможность ограничений исключительно федеральным законом.

Наряду с этим в одну из статей Пакта о гражданских и политических правах включены обращенные к государствам требования относительно запрета определенных действий, что также следует оценивать в контексте ограничительных мер. Согласно ст. 20, должны быть запрещены всякая пропаганда войны и всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти как подстрекательство к дискри­минации, вражде или насилию. В этой связи отметим значение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., которая содержит наряду с осуждением конкретные меры государств по запрету, пресечению и пресле­дованию актов расовой дискриминации и ее безусловному уст­ранению.

Эта Конвенция вместе с Конвенцией о пресечении престу­пления апартеида и наказании за него 1973 г. оказались весьма эффективными в комплексе международных и национальных мер, обеспечивавших прогрессивные сдвиги в Южной Африке, которые завершились упразднением режима апартеида и ка­чественными преобразованиями государственного строя в Южно-Африканской Республике.

Сегодня в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы, подписанием и ратификацией Конвенции о за­щите прав человека и основных свобод (вместе с рядом Прото­колов к ней) и других европейских конвенций особую актуаль­ность приобретают нормы этих региональных международных актов, признанных нашим государством.

Иногда говорят о «европейских стандартах» прав и свобод человека. Некоторые такого ряда специфические стандарты действительно существуют, если иметь в виду формулировки отдельных прав и особенно их гарантии, механизм их осущест­вления. И все же следует иметь в виду, что в своей основе действующие ныне универсальные, т. е. содержащиеся в рас­смотренных международных пактах, и европейские стандарты прав и свобод человека однородны и обладают общими ценно­стными характеристиками.

Специфика Европейской конвенции о защите прав челове­ка и основных свобод заключается в том, что ее собственный текст органически совмещается с текстами принятых в разное время протоколов к ней. Эти протоколы (в настоящее время их одиннадцать) являются в большинстве своем самостоятельны­ми юридическими документами, публикуются в виде приложе­ний и конвенций, но их положения рассматриваются как до­полнительные статьи Конвенции, и по содержанию Конвенция и Протоколы к ней представляют собой целостный норматив­ный комплекс.

Так, в основном тексте Конвенции не были предусмотрены такие существенные права, как право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование, право на свободу передвиже­ния и свободу выбора места жительства в пределах территории государства и т. д. Они были включены в протоколы.

Формулировка ст. 2 Конвенции о праве на жизнь допуска­ет лишение жизни во исполнении смертного приговора, выне­сенного судом за совершение преступления, в отношении кото­рого законом предусмотрено такое наказание. Однако воспри­ятие этой статьи сегодня не может быть истинным без учета предписания Протокола № 6 и Конвенции относительно отме­ны смертной казни от 28 апреля 1983 г., в ст. 1, которой сказано:

«Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Некоторые государства — чле­ны Совета Европы пока не подписали и/или не ратифицирова­ли Протокол. Российская Федерация пока не участвует в этом Протоколе (он подписан, но не ратифицирован), однако на ис­полнение смертных приговоров Указом Президента РФ введен мораторий.

Международные стандарты в области защиты прав человека

Статья посвящена исследованию вопросов международных стандартов в области защиты прав человека. Выделены основные международно-правовые акты по вопросам защиты прав человека. Значительное внимание уделено защите прав и свобод человека на примере Республики Казахстан.

Права человека во все времена находились в центре внимания человечества. Вместе с тем, в различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми [1, с.12]. Еще сравнительно недавно, вплоть до середины XX в., права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства-участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции. Общепринятым аксиомой было рассматривать взаимоотношения между государством и его гражданином как внутреннее дело каждого государства.

Это интересно:  Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований

Исключением являлось применение силы в «гуманных» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства. Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на предпосылке, что каждое государство имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они ни нарушались. Свое теоретическое обоснование политика вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах юристов – представителей науки международного права того времени, широко воспринявших естественно-правовую концепцию прав человека (Гуго Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Кант и др.) [2, 76-78].

Понятие международно-правовых стандартов в области прав человека связано с категорией общепризнанных принципов и норм международного права. Однако существуют определенные сложности применения общепризнанных принципов и норм международного права, так как они не закреплены в каком-либо едином международно-правовом акте. Кроме того, формулировки некоторых положений, связанных с правами человека, в различных международных актах отличаются. В этой связи важное значение имеет имплементация общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе в области прав человека, в национальное законодательство. Международные стандарты в области прав человека, являющиеся определенными правилами поведения, получают в национальном законодательстве свою конкретизацию. Важной чертой в характеристике международных стандартов в области прав человека является возможность их разделения на стандарты, закрепляющие гарантии защиты общепризнанных прав человека.

Международные стандарты в сфере защиты прав человека должны находить свое закрепление в национальном законодательстве, т.к. общепризнанно, что права и свободы человека и гражданина не являются исключительно внутренним делом государства. Так, п.3 ст.4 Конституции Республики Казахстан 1995 г. Установлено: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».

При этом все большую значимость приобретают международные стандарты в области прав человека, определяя на международном уровне стандарты обращения государства с гражданами в области прав человека. Представляется, что термин «стандарты» более точно раскрывает содержание международно-правовых актов в области прав человека, задача которых либо побудить, либо обязать государства предоставить соответствующим лицам и их объединениям определенные права и свободы и обеспечить их осуществление с помощью тех средств, которыми располагают государства.

Международно-правовые стандарты являются результатом длительной работы большого количества государств по выработке согласованных позиций в области прав человека. Государства соглашаются соблюдать определенные универсальные ценности, обеспечивая уважение и защиту прав человека всеми доступными способами. Государства ответственны за выполнение своих обязательств в области прав и свобод человека перед своим населением и международным сообществом. Как видно, стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения или конкретизации.

Большую роль в разработке международных стандартов в области прав человека играет Устав ООН, который оказал существенное влияние на процесс формирования универсальных ценностей человечества, а также основополагающие международные документы, касающиеся обеспечения и защиты прав человека. Принятие Устава ООН положило начало качественно новому этапу отношений в области защиты прав и свобод человека. Устав ООН, вступивший в силу

24 октября 1945 г., является первым в истории международных отношений многосторонним договором, заложившим основы для активного развития сотрудничества государств, в том числе, в области прав человека.

Более того, Устав ООН возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека без дискриминации по какому-либо основанию. Так, п. «с» ст. 55 Устава обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, этот основополагающий международный договор закрепил принцип уважения и соблюдения прав человека в современном мировом сообществе.

Соответствующие международные договоры в целом призваны предотвращать совершение таких преступлений, как апартеид, геноцид, расовая дискриминация и т.д. Целый ряд международных конвенций направлен на защиту прав детей, женщин, трудовых прав, на установление и закрепление статуса беженцев, прав заключенных и т.д. События последнего десятилетия на Ближнем Востоке и другие военные конфликты показывают необходимость усовершенствования норм международного гуманитарного права, недопущения вмешательства «сильных» держав во внутренние дела «слабых» государств.

Международно-правовые акты как система юридических норм, регулирующих помимо межгосударственных отношений, права и свободы граждан этих государств, как раз призваны обеспечить действие международно-правовых стандартов в области защиты прав человека. Результатом этих действий является правовая защищенность личности, подлинный интерес к проблемам человека в разных сферах взаимоотношений государства и человека независимо от местонахождения последнего.

Можно отметить такие следующие характерные черты стандартов международно-правовых актов, объединенных одной целью – создать модель «идеального» правового состояния в любом государстве. К числу таких черт относятся: обеспечение мира во всем мире; безопасность, социальная защищенность человека и гражданина; разрешение насущных проблем гуманитарного, экономического, социального характера и др.

Важной чертой в характеристике международных стандартов в области прав человека является возможность их разделения на стандарты, закрепляющие содержание и конкретный перечень прав и свобод человека, которые относятся к категории основных и обязательных для соблюдения государствами, и на международные стандарты, закрепляющие гарантии защиты прав человека. Международные стандарты в сфере защиты права человека также должны находить свое закрепление в национальном законодательстве.

С первых дней обретения независимости Республика Казахстан зарекомендовала себя в качестве ответственного участника важнейших универсальных международных договоров в области прав человека, как надежного партнера в международных отношениях. Казахстан высоко ценит значимость целей развития тысячелетия, которые направлены на реализацию человеческого потенциала и достижение прогресса в сфере прав человека. В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана: «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что наше общество, последовательно двигаясь по политической либерализации, шаг за шагом «приближается к самым высоким стандартам в области демократизации и прав человека» [3].

Общеизвестно, количество международно-правовых актов, касающихся прав человека и гражданина, на сегодняшний день весьма значительно. Казахстан подписал и ратифицировал самый широкий круг различных международных документов, в которых закреплены универсальные стандарты прав и свобод человека, признаваемые подавляющим большинством государств.

Таким образом, Республика Казахстан создала исходную правовую базу для применения норм международного права, необходимость которых обусловлена не только необходимостью соблюдения норм международного права, но и внутригосударственными юридическими, а главное внутрисоциальными факторами обеспечения социальной стабильности в стране. Казахстан на государственном уровне присоединился к общепризнанным принципам и нормам международного права. В Конституции Республики Казахстан признано, что человек, его права и свободы есть высшая ценность, что соответствует основным международным принципам права, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Конечно, более подробно и конкретно права и свободы человека регламентированы в отраслевых нормативных правовых актах, где установлена точка отсчета для всех сфер деятельности государства – это человек и гражданин. Государство обязано создавать гражданам условия для обеспечения реализации его прав и свобод, охраняя эти устои существующими механизмами принуждения (Уполномоченный по правам человека, органы правопорядка, суд и т.д.)

Казахстан взял на себя обязательства, связанные с соблюдением и защитой фундаментальных прав и свобод человека, являясь участником основных международных конвенций в области прав человека и прилагая максимум усилий для их выполнения. Государства обязаны соблюдать нормы международного права, и не могут оправдывать невыполнение своих международных обязательств ссылками на Конституцию или национальные законы. Ратифицировав международные договоры, государство обязано привести внутреннее законодательство в соответствие с ними.

Таким образом, международные договоры Республики Казахстан вносят ощутимые нововведения в законодательство, а порой и заменяют оное, одновременно устанавливая иные правила для решения конкретных юридических вопросов. Подобный подход позволяет говорить применительно к казахстанской юридической практике о приоритете норм международных договоров над нормами национального законодательства, а так же о преимущественном применении указанных международных норм в наших условиях при рассмотрении конкретных вопросов. Например, Гражданский кодекс Республики Казахстан прямо предусматривает непосредственное применение международных договоров, исходя из конституционных положений о включении общепризнанных принципов и норм международного права в казахстанскую правовую систему, как ее составляющей части: «Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в гражданском законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, к гражданским отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутриреспубликанского акта». Данное правило действует всегда, кроме тех случаев, когда для применения соответствующих норм требуется издание отдельного внутригосударственного акта.

При этом процесс совершенствования законодательства не стоит на месте, т.е. законодательство Республика Казахстан претерпевает существенные изменения, принимаются новые законы, устанавливаются новые общие правила, согласующиеся с современным международным правом. Новые нормы международного права привносят правовую стабильность в обществе, а принятие указанных правовых принципов только повышает международный авторитет Казахстана. Так, результатом влияния норм международного права на казахстанское законодательство стало предоставление каждому гражданину права в соответствии с международными договорами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при условии исчерпания внутренних средств правовой защиты. Со своей стороны, государство обязано устранить все препятствия, которые мешают индивиду реализовать свои права.

В настоящее время каждому гарантировано право обращаться за защитой не только в суд, но также в межгосударственные органы по защите прав человека, например в Комитет ООН по правам человека. Условием обращения в указанный договорный орган является исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты в Казахстане. Решения Комитета не имеют юридически обязательного характера для государств-ответчиков и призваны обеспечивать лишь первичную ответственность (иными словами, восстанавливать нарушенные права), меры принуждения не предусмотрены. Однако факт признания нарушения прав заявителя подрывает авторитет государства, против которого была подана жалоба.

Кроме первичной ответственности существует и вторичная, которая наступает в случае повторного нарушения договора или упорного нежелания государстваответчика добросовестно выполнять в полной мере обязательства, принятые в соответствии с международным договором. Но и вторичная ответственность не предусматривает силовых воздействий, санкции и контрмеры (реторсии и репрессалии) представляя собой лишь вид принуждения в отношении нарушителя как средство реализации права.

Таким образом, на примере Казахстана ярко видно, что международноправовые стандарты в области прав человека способствуют закреплению в законодательстве демократических государств общепризнанных, единых для всех правовых систем норм международного права общего характера. При этом стандарты и принципы международного права опираются на гуманизм, справедливость, уважение чести и достоинства, охраны жизни и здоровья человека.

Так, Конституция Республики Казахстан, провозглашая права и свободы гражданина, устанавливает, что их признание и соблюдение являются обязанностью государства, определяя основные механизмы, необходимые для защиты этих прав. В законодательстве Республики Казахстан можно выделить составляющие единого механизма защиты прав и свобод человека: защита прав человека органами законодательной и исполнительной власти; защита прав человека Президентом, как гарантом конституционных прав и свобод человека и гражданина; судебная защита; деятельность Уполномоченного по правам человека, Комиссии по правам человека; деятельность прокуратуры; деятельность НПО; институт самозащиты прав человека; международные процедуры.

Вместе с тем существующий механизм защиты прав человека в Республике Казахстан нуждается в дальнейшем совершенствовании, а также в согласовании с международно-правовыми стандартами. Для достижения этой цели представляется необходимым дальнейшее совершенствование механизма судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Одно из направлений такой деятельности судов при вынесении решений должно быть широкое использование ими в надлежащих случаях ссылок на международно-правовые акты в области прав человека. Особого внимания заслуживает создание административных судов, призванных защищать права человека. Таким образом, в условиях глобализации международных отношений и возникающими глобальными угрозами человечеству международные стандарты в области защиты прав человека должны быть ориентиром для всех государств в разрешении проблем, возникающих в сферах жизнедеятельности личности.

Международные нормы и стандарты по обеспечению прав и свобод человека (стр. 1 из 3)

1. Понятие, функции и система международных стандартов в области прав человека

2. Основные международные нормы и стандарты по обеспечению прав и свобод человека

2.1 Устав ООН, как основа сотрудничества государств в области обеспечения прав человека

2.2 Всеобщая декларация прав человека

2.3 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах

Это интересно:  Комиссии по вопросам этики являются

3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка

Система международного сотрудничества складывалась на протяжении длительного периода времени и обуславливалась всем ходом исторического развития общества. Научно-технический прогресс и интеграционные процессы XX века выявили две противоположные тенденции – с одной стороны, желание развиваться в рамках суверенного государства, с другой, невозможность добиться этого без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами. Эта дилемма стала решительным фактором для создания такой формы взаимодействия, как международная защита прав и свобод человека. Необходимость такой защиты была осознана общественностью уже на ранних этапах развития общества. Еще в начале XIX века прогрессивными государственными деятелями и учеными предпринимались усилия по разработке международно-значимых документов по защите прав и свобод человека, в частности был принят Великий трактат 1815 года по запрещению работорговли, а в 1864 году вышла в свет Женевская Конвенция о защите раненых и больных во время войны. Однако наиболее активным периодом принятия международным сообществом взаимных соглашений является начало XX века, т.е. появление проблемы предотвращения мировых войн и установления мира.

В современном мире проблемы защиты прав человека выходят далеко за пределы ведения отдельного государства. Сформировались и получили всеобщее признание международные нормы и принципы в области прав человека, являющиеся стандартом, к достижению которого должны стремиться все государства. Эти нормы и принципы содержатся в важнейших международно-правовых документах в области прав человека.

1. Понятие, функции и система международных стандартов в области прав человека

В настоящее время международное сообщество признает в качестве международных стандартов совокупность принятых и закрепленных на международном уровне документов, процедур и организаций, которые в своей деятельности руководствуются принципом уважения прав человека и обязательством государств не только представлять лицам определенные права, но и не посягать на них.

Пройдя последовательные этапы своего развития, современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве составляют систему гражданских прав: политических, социальных, экономических, культурных прав.

Политические права — это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности и т.п.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

Культурные права — это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним.

Во второй половине XX в. появилась новая группа прав — экологических, вызванная к жизни противоречиями научно — технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида (использование атомной энергии, развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой техникой и т.д.).

В основе международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей и запрещение дискриминации, равенство прав мужчин и женщин, а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.

Нормы по правам человека формируются в основном путем заключения многосторонних международных договоров. Двусторонние договоры являются лишь этапом на пути становления этой отрасли права.

Ратификация международных договоров влечет за собой важные правовые последствия – они приобретают характер норм прямого действия и становятся общеобязательными для исполнения как юридическими, так и физическими лицами. В преамбуле Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» отмечается:

1. Международные договора являются существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами.

2. Российское государство выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добровольного выполнения международных обязательств.

Функцией международных стандартов стало определение перечня основных прав и свобод, обязательных для всех государств – участников Пактов и других конвенций, формулирование содержания этих прав для воспроизведения их в конституциях и иных государственных документах, установление обязательств государств по обеспечению прав и принятию реальных гарантий по их обеспечению, финансирование условий пользования правами и свободами, сопряженными с законными ограничениями и запретами. Согласно международному законодательству все лица проживающие в государствах – участниках пактов, а также на территории находящейся по юрисдикцией этих государств могут пользоваться правами, предусмотренными пактами без всяких ограничений.

Систему международных стандартов в области прав человека составляют два вида норм международного права:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права, складывающиеся в практике государств и признаваемые ими в качестве юридически обязательных.

2) международные договоры между государствами, которые наряду с конституцией страны, ее законами могут регулировать отношения в области прав человека.

С точки зрения предмета правового регулирования международные договоры о правах человека можно разделить на два вида:

а) многосторонние — основополагающие документы, закрепляющие основные принципы, базовые положения, руководствуясь которыми государства строят свое внутреннее законодательство в указанной области;

б) двухсторонние — регулирующие определенные межгосударственные взаимоотношения в области прав человека, например договоры о двойном гражданстве.

Начиная с момента принятия этого документа, государства стремятся конкретизировать существующую нормативно-правовую базу в данной сфере.

Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих.

2. Основные международные нормы и стандарты по обеспечению прав и свобод человека

2.1 Устав ООН, как основа сотрудничества государств в области обеспечения прав человека

Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее, содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Он обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом дискриминации.

Положения Устава ООН в области прав человека положили начало созданию международно-правовой базы в этой сфере и закреплению их в национальном законодательстве государств.

В Уставе ООН закреплены принципы, на основании которых в последующих документах и были сформулированы международно-правовые стандарты в области прав человека. Под такими стандартами понимаются, прежде всего, международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принципы уважения прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на их права (например, не допускать национальной и другой дискриминации, применения пыток).

Все нормы и принципы международного права в области прав человека носят всеобщий характер. Это значит, что права и свободы граждан подлежат обязательному соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации.

Целью выработки международных стандартов в этой области является не унификация национального законодательства, а разработка стандартов, которые служили бы своеобразной отправной точкой для выработки государствами собственного национального законодательства, касающегося прав человека.

Непосредственная регламентация прав и свобод граждан, гарантий их защиты по-прежнему остается внутренним делом каждого государства, тем более что обязанности государств в этой области в Уставе ООН выражены в самой общей форме.

Понятие международных стандартов прав человека

Оганесян С.М., профессор кафедры государственного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, доктор юридических наук, доцент.

Термин «международные стандарты прав человека» часто встречается в научной юридической литературе наряду с похожими понятиями «общепризнанные принципы и нормы международного права», «общепризнанная концепция прав и свобод человека» и др. Необходимо определить, в чем суть данного понятия. Речь, по-видимому, идет о нормах и положениях глобальных и региональных международных документов по правам человека, которые со временем стали учитываться государствами во внутреннем праве и правоприменении. Такие предложения стали рассматриваться как общепризнанные демократические стандарты в области прав человека.

На международном уровне сначала был применен термин «стандартные правила». Это было сделано в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году в Женеве.

Под ними понимались нормы, которые на основе общепризнанных достижений современной мысли обычно считаются правильными с принципиальной и практической точек зрения. «В этих стандартах воплощены те общечеловеческие ценности, которые необходимы для достойного развития человека, обеспечения его прав и законных интересов. Они выражают опыт развития человечества, его поиск оптимальных форм жизни людей в цивилизованном мире».

Существенным моментом в понятии международных стандартов прав человека является, на наш взгляд, то, что они не просто закрепляют перечень общепризнанных прав и свобод, но и устанавливают их объем, минимальный уровень, на котором должны эти права реализовываться. Поэтому реализация стандартов требует создания соответствующих международных и внутригосударственных механизмов.

Стандарты «адресуются в первую очередь государствам, которые, обладая реальной властью и силой, в состоянии обеспечить уважение к правам и несут ответственность перед своим народом, перед международным сообществом за соблюдение прав человека». Международные стандарты прав человека должны трансформироваться в национальные законодательства, определяя ту планку, ниже которой цивилизованные государства опускаться не могут. В связи с тем что юридические, социальные, экономические и географические условия в мире различны, не все стандарты можно применять повсеместно и одновременно. Однако они должны вызывать к жизни постоянное стремление государств к преодолению практических трудностей, стоящих на пути их осуществления, поскольку в целом отражают те минимальные условия, которые ООН считает приемлемыми.

На основе таких подходов в науке сложилась точка зрения, что международные стандарты прав человека — это нормы современного международного права, предусматривающие такие общедемократические требования и обязанности государств, которые они должны с учетом особенностей своего общественного строя, национального развития и т.п. воплотить и конкретизировать в своих системах. В науке нет единого мнения по поводу того, насколько приемлем термин «стандарты» для обозначения норм международных документов в сфере прав и свобод человека. В пользу этого термина говорит то, что «эти документы не наделяют отдельных лиц, группы лиц, население какими-либо правами. Их задача — либо побудить, либо обязать государства предоставить соответствующим лицам и коллективам определенные права и свободы и обеспечить их осуществление с помощью социальных и правовых средств, которыми государства располагают».

Кроме того, стандарты распространяются не только на права и свободы. Так, А.В. Стремоухов выделяет 2 группы международных стандартов в области прав человека. Это: 1) права и свободы человека; 2) ограничения прав. Необходимо дополнить, что стандарты также определяют основные обязанности, которые составляют неотъемлемую часть правового статуса личности, а также принципы, на которых он базируется. Стандарты также существуют в отношении запретов нарушать права, например недопустимость дискриминации, пыток.

Однако другие исследователи считают, что термин «стандарты» применительно к обязательствам в сфере прав человека не вполне корректен. Данная позиция аргументируется тем, что под стандартом обычно понимается типовой «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов». Им должно соответствовать что-либо по своим признакам, свойствам, качествам. «В этом смысле нормы по правам человека едва ли можно считать эталоном, поскольку в них положения, относящиеся к тому или иному правомочию человека, регулируются, как правило, в самом общем виде. Государства регламентируют правовой статус личности самым общим образом, оставляя за национальным законодателем право уточнять и детализировать данные положения, вписывая их в уже существующую систему национального права. И в этом смысле говорить о стандартах по правам человека, т.е. о полном совпадении правового статуса личности, не приходится».

Данная позиция представляется не вполне обоснованной, т.к. из понимания стандарта как образца, эталона, модели для сравнения вовсе не вытекает необходимость полного соответствия национально-правового статуса личности международному стандарту. Он скорее представляет собой ориентир, цель, к которой должны стремиться государства в процессе обеспечения прав человека. Кроме того, данный термин очень широко применяется в научной литературе и даже в международных документах по правам человека, и разногласий по поводу его толкования пока нет.

В настоящее время актуальное значение приобретают дальнейшее развитие и конкретизация международных договоров по правам человека, разработка в рамках ООН новых, более высоких стандартов, соответствующих современному развитию мировой цивилизации, защите общечеловеческих интересов и ценностей. Для эффективной реализации международно-правовых стандартов, устранения противоречий между ними высказываются предложения создать единый международный акт по правам человека в виде кодекса, в котором следует собрать воедино и систематизировать все те многочисленные нормы, которые разбросаны ныне по разным документам. Международный кодекс прав, свобод и обязанностей человека способствовал бы единообразному пониманию принципов, идеалов и понятий, выражающих суть прав и свобод.

Это интересно:  Куда писать жалобу на врача поликлиники

Однако тут возникает принципиально важная проблема: возможна ли вообще универсальная концепция международных стандартов прав человека? Зарубежные исследователи считают концепцию прав человека универсальной. Так, Е.А. Лукашева утверждает: «В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, также являющихся основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важных международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться». «Сегодня как никогда настоятельна и остра потребность в создании универсальной концепции прав человека, в одобрении и принятии ее международным сообществом. Без торжества представлений о том, что права и свободы каждого индивида, честь и достоинство каждой личности — величайшие общечеловеческие ценности, повсюду подлежащие защите и обогащению, нельзя всерьез рассчитывать на стабильный, справедливый и гуманный мир».

По сути дела, фундамент универсальной концепции был уже заложен 50 лет назад создателями Всеобщей декларации прав человека. В ней отражены непреходящие общечеловеческие ценности, благодаря чему она сохраняет свое значение и по сей день. «Всеобщая декларация прав человека рассматривается мировым сообществом как система выраженных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, корпоративных образований, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена консолидирующая воля свыше 200 государств планеты, убедительно продемонстрировано полувековой практикой его действия».

Всеобщая декларация заложила основы унификации в сфере прав человека. В преамбуле Декларации было отмечено: «всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», то есть решено было добиваться положения, при котором права человека понимались и трактовались бы одинаково в государствах с разными политическими системами, экономическим развитием и культурно-нравственными основами.

Однако, как утверждают некоторые исследователи, это вызвало негативную реакцию во многих странах. Концепция прав человека, заложенная во Всеобщей декларации, исходила из западного понимания. Общемировые стандарты фактически навязаны западными странами, исходя из присущих им ценностей. Теми же авторами ставится под сомнение сама идея универсальности прав человека. Невозможность создания универсальных стандартов аргументируется тем, что западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение Церкви от государства. Усилия Запада, направленные на пропаганду этих идей, зачастую вызывают враждебную реакцию против «империализма прав человека» и способствуют укреплению исконных ценностей собственной культуры. Да и сам тезис о возможности «универсальной цивилизации» — это западная идея. Она находится в прямом противоречии с партикуляризмом большинства азиатских культур, с их упором на различия, отделяющие одних людей от других. И действительно, как показало сравнительное исследование значимости ста ценностных установок в различных обществах, ценности, имеющие первостепенную важность на Западе, гораздо менее важны в остальном мире. В частности, на Конференции «Переосмысление прав человека», прошедшей в конце 1994 года в Куала-Лумпур, было показано, что исламская доктрина и традиция прав человека воспринимает их принципиально по-другому, нежели на Западе: теоцентрично, а не антропоцентрично. В этом заключается ключевой конфликт между Западом и исламским миром.

Современная западная концепция прав человека чужда исламской религиозной традиции и идеологии, а Всеобщая декларация прав человека с самого начала оспаривалась мусульманскими научными кругами, религиозными лидерами и политиками. Вместе с тем, как бы ни различались системы ценностей разных цивилизаций, это не может привести к отрицанию человеком собственных, неотъемлемых прав, таких как право на жизнь, свободу и т.д. Другое дело, что иные цивилизации не отрицают права человека, свободу, конституционализм и т.п., но понимают и оценивают их по-другому. Поэтому возможности установления универсальных стандартов сильно ограничены. В конечном счете «именно цивилизация, к которой волею судеб принадлежит каждый отдельный человек, определяет его социальный, а следовательно, и правовой статус и наделяет конкретным объемом прав и обязанностей». Стандарты, которые устанавливаются на мировом уровне, должны быть предельно общими, абстрактными, не определяющими конкретный объем прав и свобод. «Всеобщая декларация прав человека — это именно декларация, и отношение к ней должно быть соответствующее. Общие принципы, закрепленные в ней, наполняются различным конкретным содержанием в контексте отдельной цивилизации. Нельзя пытаться силой навязать свои стандарты прав человека иной культурной общности. Западу необходимо относиться уважительно к иным цивилизациям и вместо монолога (диктата с позиции силы, который неизбежно вызывает ответную реакцию) следует научиться вести диалог». Р.А. Мюллерсон считает, что лишь некоторые положения Всеобщей декларации могут быть признаны общеобязательными. В составленный им список прав, которые обязаны обеспечить всем лицам все государства, независимо от их участия в соответствующих международных договорах, вошли: право на жизнь, свобода от геноцида, апартеида и других форм национальной или расовой дискриминации, свобода от пыток и рабства.

Однако с подобной трактовкой состава общепризнанных норм едва ли можно согласиться. По нашему мнению, помимо названных, обязательными для государств являются так называемые абсолютные права, т.е. права, которые согласно ст. 4 Пакта о гражданских и политических правах не подлежат никаким ограничениям даже во время чрезвычайного положения, когда жизнь нации находится под угрозой. Универсальные стандарты должны исходить из общечеловеческих ценностей, а не из представлений отдельных цивилизаций.

Эта идея была сформулирована еще в ходе подготовки Всеобщей декларации в Меморандуме о правах человека, разработанном Американской антропологической ассоциацией. В нем было сказано: «Стандарты и ценности соотносительны с культурами, из которых они происходят, так что любая попытка сформулировать всеобщие постулаты на основе представлений или моральных кодексов одной из культур ограничивает применимость соответствующей декларации прав человека к человечеству в целом.

Основополагающее значение должен иметь всеобщий стандарт свободы и справедливости, базирующийся на принципе, согласно которому человек свободен только тогда, когда может жить согласно пониманию свободы, принятому в его обществе». «О единых по содержанию нормах применительно к сотрудничеству по правам человека говорить не приходится. Различие политических, экономических, правовых систем, разные верования, обычаи, исторические традиции — все это приводит к тому, что правовой статус граждан двух государств может существенно отличаться, невзирая на то, что оба государства участвуют в одних и тех же международных соглашениях по правам человека. И все же мы рискнем утверждать, что задача государств в сфере защиты прав человека состоит в том, чтобы сблизить, унифицировать правовое поле для индивида, сделать сопоставимым, сопрягаемым в данном вопросе национальные правопорядки. Быть может, пока следует говорить не об унификации, а более мягко — о гармонизации правового статуса личности, понимая унификацию и гармонизацию как различные стадии сближения правовых систем». Такая гармонизация представляется более возможной на региональном уровне, то есть в рамках группы государств, объединенных сходством политического строя, одинаковым уровнем экономического развития, общими культурными традициями, схожей системой ценностей.

Как показывает практика, в частности Европейского сообщества, интеграция, сближение, установление единых стандартов и механизмов их реализации протекают весьма успешно и имеют большие перспективы. Вместе с тем необходимо также установить критерии, которыми можно руководствоваться в процессе создания международно-правовых стандартов прав человека.

В частности, такие критерии были отражены в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Установление международных стандартов в области прав человека» 241/120 от 4 декабря 1986 года. Согласно данной Резолюции разрабатываемые документы должны отвечать следующим требованиям: согласовываться с существующим сводом международно-правовых норм в области прав человека; носить фундаментальный характер и основываться на присущих человеческой личности достоинстве и ценности; быть достаточно четкими, чтобы служить источником, поддающимся определению и осуществимых прав, и обязанностей; предусматривать, где это уместно, реалистические и эффективные механизмы осуществления, включая систему представления докладов; пользоваться широкой международной поддержкой. На Хельсинкской встрече 1992 года было принято важное решение о том, что в вопросах «человеческого измерения» государства будут разрабатывать «руководящие принципы для оказания содействия эффективному осуществлению национального законодательства по вопросам прав человека».

Иными словами, была провозглашена необходимость выработки единых нормативов по правам человека на всем пространстве СБСЕ. Речь идет об общеевропейском правовом пространстве. Смысл этого предложения состоит в том, чтобы законы, административные правила, практику и политику по правам человека привести в соответствие с международными обязательствами государств.

Первый этап — проведение сравнительного изучения законодательства, административных правил и судебных процедур и принятие мер к их сближению и гармонизации.

Второй этап — разработка или кодификация общих правовых норм. Принципиально важным является вопрос о том, насколько приживутся западные стандарты в российских условиях. Долгое время западная концепция прав человека была чужда и нашей стране. По существу, в СССР и других странах социалистической системы складывалась отличная от либеральной социалистическая модель человека. Если в либеральной модели человек свободен и опирается в реализации своих целей прежде всего на собственные силы, то в социалистической человек был опекаем со стороны общества (партии и государства), обеспечен самым необходимым, но ограничен в свободе мнений и действий. Поэтому при отсутствии гарантий на некоторые политические свободы в странах социализма акцент делался на ряд социальных прав — на труд, образование, отдых, обеспечение в старости, медицинское обслуживание.

Противоречия между разными моделями человека, а отсюда и концепциями прав человека были одной из главных тем идеологической борьбы Востока с Западом. С началом перестройки в сознание народа активно внедрялась мысль, что только через демократизацию общественной жизни — наиболее полное осуществление прав на свободу слова, собраний, политических объединений и т.д. — и через право на частную собственность, свободу рыночной конкуренции можно будет достичь более высоких стандартов потребления и реализации гарантированных еще ранее социальных прав на неизмеримо более высоком уровне.

Однако радикальная либерализация общества на пространстве бывшего СССР, осуществление либеральных политических прав на уровне, сравнимом с Западом (полная свобода слова, многопартийность, выборность и т.п.), отнюдь не привели к реализации социальных прав в соответствии с западными стандартами. Наоборот, произошло резкое ухудшение условий жизни. В этой связи в последнее время в печати высказываются мнения, что западная концепция прав человека не годится для наших российских условий: «западные стандарты демократии и прав человека есть порождение именно западной цивилизации, и позиция универсализма здесь неприемлема».

Данная позиция обосновывается тем, что мы не можем обеспечить осуществление западных стандартов прав человека из-за недостатка возможностей и средств. В частности, «постсоветские страны не могут обеспечить западные стандарты в пенитенциарной системе, ибо это предполагает расходы в 300 американских долларов на одного осужденного в месяц, что в 3 раза превышает заработную плату вузовского профессора на Украине. В силу этого необходимо соизмерять осуществление «прав человека» с возможностями общества, его экономическим развитием, политической культурой населения. Важно выработать концепцию прав человека, отвечающую возможностям наших стран, отличающуюся неизбежно от западной модели прав человека. Надо выстроить иерархию прав и свобод, чтобы уточнить, какие из них должны быть сохранены в первую очередь и безусловно, а какие могут быть ограничены, если того требует защита других, более важных и существенных прав человека». Однако данная точка зрения представляется неприемлемой, т.к. нельзя говорить о значимости и важности тех или иных прав и свобод: все они необходимы для достойного человеческого существования, и нельзя гарантировать одни права в ущерб другим. Общепризнанно, что права человека принадлежат только человеку, и государство не может по своей воле их ограничивать. Ограничение прав человека должно проводиться только в соответствии с законом и международными стандартами, а не произвольно. Наоборот, государство должно всячески стремиться к наиболее полной реализации прав человека. Если возможности государства не позволяют в полной мере реализовать все права и свободы, оно может рассчитывать на содействие международного сообщества. Для этого созданы специальные международные механизмы по содействию осуществлению прав человека. В любом случае, даже если европейские стандарты на данном этапе для России недостижимы, это не дает повода к тому, чтобы отвергнуть их. Они должны служить в качестве ориентира, к которому нужно стремиться.

Статья написана по материалам сайтов: articlekz.com, mirznanii.com, wiselawyer.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector