Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица

Ликвидация компании означает исключение сведений о юридическом лице из реестра и полное прекращение его работы. Решение закрыть бизнес может быть связано с самыми разными причинами: его нерентабельность, достижением поставленных бизнес-задач, переориентацией на другие направления и пр.

После того как владельцы компании примут окончательное решение о ее ликвидации, им необходимо назначить ликвидационную комиссию или единоличного ликвидатора (согласно п.2 ст.62 ГК). Последний вариант возможен, если у юридического лица единственный учредитель (он же обычно и директор).

Об этом факте требуется уведомить Налоговую инспекцию с помощью специальной формы Р15001. Отметка о назначении в компании ликвидационной комиссии появляется в ЕГРЮЛ и становится общедоступной для всех заинтересованных лиц.

В компетенцию ликвидационной комиссии входят все управленческие функции в отношении прекращающей свою деятельность компании. После того, как она начнет свою работу, полномочия с высшего руководящего состава снимаются.

За ее назначение отвечает аппарат, которым было принято решение о закрытии юрлица. При добровольной ликвидации это может быть собрание учредителей или совет акционеров (в зависимости от формы организации бизнеса: ООО или АО). Порядок назначения ликвидационной комиссии должен быть прописан в уставе.

Если же эта процедура носит принудительный характер (например, из-за противоправной деятельности компании), то ликвидатора назначает суд одновременно с вынесением постановления о закрытии предприятия.

Состав ликвидаторов

Ни порядок избрания ликвидационной комиссии, ни требования к ее составу в законодательстве не прописаны. Решение о том, какие именно работники потребуются для закрытия компании по всем правилам, понимают сами собственники бизнеса. На практике чаще всего в состав комиссии входит директор, юрист, бухгалтер, экономист, непосредственно учредители и иные лица (как работающие в организации, так и не входящие в ее штат). Обычно вопросы ее численности также решаются собственниками.

После того как ее состав определен, издается соответствующий акт (приказ), с которым могут ознакомиться все избранные члены и руководство.

Законодательно могут быть предусмотрены некоторые нюансы, которые нужно учесть при определении состава комиссии. Так, если в число акционеров компании входит государство, то в составе ликвидаторов обязательно присутствуют представители органов местного самоуправления и комитета по имущественным вопросам.

Руководитель ликвидационной комиссии

На необходимость избрания руководителя (председателя) ликвидационной комиссии указывает законодательство. Такая проблема не стоит перед компаниями, в которых есть единственный учредитель, он и становится ликвидатором.

При этом закон не устанавливает, кто именно назначается руководителем ликвидационной комиссии. Это может быть:

  • коллегиальный орган, который принял решение о закрытии юрлица;
  • участник общества или его учредитель;
  • стороннее лицо, наделенное лицензией на этот вид деятельности (состоящий в СРО).

Если ликвидация производится через процедуру банкротства компании, то в качестве ликвидатора выступает арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом.

Порядок работы комиссии при ликвидации предприятия

Большая часть обязанностей, которые связаны с прекращением деятельности компании, возлагается на ликвидационную комиссию. Порядок ее работы предполагает прохождение ряда последовательных этапов:

  1. Оповещение Налоговой инспекции о принятом решении ликвидироваться и назначении ликвидационной комиссии. На это у ее членов есть три дня, иначе компании грозит штраф в 5000 р.
  2. Выявление перечня кредиторов, которые обратились в компанию после публикации сообщения в СМИ или по результатам личного обращения.
  3. Уведомление всех сотрудников о предстоящем увольнении при ликвидации компании за 2 месяца. Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.
  4. Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
  5. В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
  6. На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается в Налоговой инспекции, а отметка о его регистрации делается в ЕГРЮЛ.
  7. Погашаются кредиторские требования с учетом очередности, предусмотренной ГК РФ. При необходимости распродается часть имущества для этих целей.
  8. Если будет выявлена недостаточность собственности для погашения всего объема задолженности, подается ходатайство о банкротстве. В этом случае все полномочия переходят к арбитражному управляющему.
  9. Если активов хватило для удовлетворения всех имущественных и материальных обязательств, комиссия составляет новый ликвидационный баланс. На это раз окончательный (форма №1 ОКУД) и с учетом проданного имущества и израсходованных денег со счетов компании.
  10. Компания исключается из ЕГРЮЛ и полномочия членов ликвидационной комиссии прекращаются.

Права ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия наделена всеми правами для завершения работы юридического лица. Она устанавливает общий порядок и сроки ликвидации. Председатель ликвидаторов обладает правом подписи деклараций, договоров и других юридически значимых документов. Он может свободно распоряжаться имуществом компании, как это ранее делал ее директор.

Председатель также вправе в любой момент созывать заседание ликвидационной комиссии, контролировать ее работу и организует текущую деятельность этой структуры.

Члены комиссии могут подписывать бухгалтерскую документацию. Для этого они должны уведомить банк, в котором у компании открыт расчетный счет о лицах, наделенных правом подписи платежных поручений. Подписи в банковской карточке переоформляются на председателя и других лиц (при необходимости).

Обычно закрываемая компания подвергается выездной налоговой проверке. В этом случае комиссия может обжаловать принятые проверяющими решения в досудебном и судебном порядке.

Комиссия ликвидаторов обладает правом на претензионную работу с должниками юрлица, а при необходимости может обратиться в суд для взыскания дебиторской задолженности.

Полномочия ликвидаторов юридического лица

Закон возлагает на ликвидационную комиссию следующие полномочия:

  • руководство внутренними и внешними делами компании;
  • публикация в СМИ («Вестнике госрегистрации») сообщения о ликвидации организации с указанием на время и место приема заявлений кредиторами (не менее чем за 2 месяца до окончания приема кредиторских требований), сообщение размещается, даже при условии, что комиссии известно об отсутствии кредиторов;
  • выявление перечня лиц и уполномоченных организаций, перед которыми у компании имеется кредиторская задолженность, составление реестра кредиторов;
  • представление интересов ликвидируемого юрлица в Налоговой, внебюджетных фондах и суде;
  • определение компаний, имеющих дебиторскую задолженность перед юридическим лицом, принятие мер для ее взыскания;
  • проведение инвентаризации имущества;
  • погашение задолженности перед кредиторами и уполномоченными контролирующими инстанциями;
  • иные вопросы, связанные с процедурой прекращения деятельности компании.

Обязанности ликвидационной комиссии

К обязанностям ликвидационной комиссии относятся:

  • исчисление и уплата налогов за ликвидируемую организацию;
  • представление налоговой и прочей отчетностью в соответствии со спецификой работы компании;
  • разработка плана упразднения компании;
  • оценка финансового состояния компании;
  • анализ дебиторской/кредиторской задолженности, принятие мер для ее взыскания/покрытия;
  • личное уведомление всех известных кредиторов о предстоящем закрытии (публикация сообщения этой обязанности с собрания не снимает);
  • инвентаризация и оценка всего имущества (для того чтобы определить, хватит ли его в случае продажи для удовлетворения всех кредиторских требований);
  • подготовка заявлений о признании компании банкротом (если средств окажется недостаточно для погашения всех обязательств перед кредиторами);
  • составление промежуточного/окончательного ликвидационного баланса, представление иных отчетных форм в ФНС;
  • расторжение трудовых договоров с сотрудниками, выплата положенных им компенсаций и зарплаты;
  • оплата госпошлины;
  • оплата размещения сведений о ликвидации в СМИ – стоимость сообщения зависит от его размера.

Ответственность ликвидаторов организации

На первый взгляд может показаться, что никакой ответственности у ликвидационной комиссии нет. Ведь все его задачи сводятся к тому, чтобы быстро и с минимальными потерями завершить процедуру ликвидации. На самом деле это не так. Члены ликвидационной комиссии могут привлекаться к субсидиарной ответственности.

Так, например, если ликвидатор не сообщит о наличии в компании признаков банкротства (недостаточности имущества для того чтобы рассчитаться с долгами) в десятидневный срок, то он привлекается к субсидиарной ответственности по новым долгам: оплате вознаграждения арбитражному управляющему, компенсацию расходов на проведение банкротства.

Увольнение ликвидационной комиссии предприятия

Со всеми работниками, независимо от их социального статуса, в случае ликвидации юридического лица расторгаются трудовые договора. Это может произойти раньше, чем компания окончательно будет исключена из реестра юридических лиц. Трудовой кодекс не фиксирует тот момент, когда должно происходить увольнение. Главное, чтобы сотрудники были проинформированы за два месяца до сокращения.

С членами ликвидационной комиссии обязательно заключаются трудовые или гражданско-правовые договора. Без них работа состава комиссии не является легальной. В ходе проверки компанию могут заставить доплатить налоги и отчисления во внебюджетные фонды за неоформленных членов комиссии. Помимо этого, начисляются штрафы и пени.

Штатные работники могут продолжать трудиться в комиссии в рамках действующих трудовых договоров. Издавать дополнительные приказы или заключать допсоглашения не требуется.

Трудовое законодательство не содержит каких-либо особенных условий увольнения для членов ликвидационной комиссии. Они также подписывают приказ об увольнении: в их трудовой делается специальная отметка, в последний день производится окончательный расчет.

Выплаты ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.

Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.

В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Это интересно:  Реестр объектов жилищного фонда

Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.

Акт решения при завершении ликвидации предприятия

Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом. При их принятии участники должны следовать определенной процедуре, что позволит гарантировать действительность решений.

Решения принимаются в ходе заседания, проводимого в очном или заочном формате. Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка.

Решения утверждаются простым большинством голосов, при поименном голосовании или поднятием руки присутствующими.

Последнее решение фиксируется в акте об окончательной ликвидации ООО и АО. В нем указывается на то, что комиссия проверила финансовую деятельность компании, согласовала ликвидационный баланс, кредиторская задолженность не была выявлена или была погашена. В связи с этим компания полностью прекращает свое существование.

Добровольная ликвидация организации

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО BKR-Интерком-Аудит»

Решение о ликвидации организации и создание ликвидационной комиссии

Ликвидация организации может происходить в следующих формах:

Причин для прекращения деятельности фирмы у учредителей может быть множество, но самой распространенной является наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и бюджетом.

Прежде всего, ликвидация начинается с принятия решения о ликвидации. Принимает решение о ликвидации высший орган управления юридического лица (обычно это общее собрание участников или акционеров), данное решение оформляется протоколом.

Никакой другой орган (совет директоров или правление) такое решение принять не может. Но они вправе поставить на обсуждение собрания участников вопрос о ликвидации. В акционерном обществе это может сделать совет директоров, в обществе с ограниченной ответственностью – совет директоров (наблюдательный совет), генеральный директор или даже участник.

Решение о ликвидации необходимо в трехдневный срок довести до сведения налоговой инспекции, в которой организация зарегистрирована.

С момента образования ликвидационная комиссия становится единственным органом управления юридического лица, а полномочия прежних органов (руководителя, совета директоров, общего собрания) прекращаются.

Чтобы ликвидироваться, организация должна пройти несколько этапов:

· принять решение о ликвидации;

· провести инвентаризацию имущества и обязательств;

· взыскать дебиторскую задолженность;

· составить промежуточный ликвидационный баланс;

· погасить кредиторскую задолженность;

· рассчитаться с учредителями;

· составить ликвидационный баланс.

Решение о ликвидации организации принимается на общем собрании учредителей (участников).

На общем собрании учредителей назначаются и утверждаются:

· состав ликвидационной комиссии;

· проект порядка ликвидации;

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией, она осуществляет ликвидацию юридического лица.

В случае если участником (акционером) ликвидируемой организации является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления.

Состав ликвидационной комиссии необходимо согласовать с регистрирующим органом. В настоящее время государственную регистрацию юридических лиц при ликвидации осуществляют налоговые органы.

На основании статьи 20 закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Перед началом ликвидации комиссия помещает объявления о ликвидации организации в печатных изданиях, в которых должны быть отражены следующие данные:

· наименование ликвидируемого юридического лица;

· дата принятия решения о ликвидации;

· наименование органа, который принял решение о ликвидации;

· ИНН организации, номер в ЕГРЮЛ;

· адрес, телефон, факс;

· порядок и сроки предъявления требований кредиторов к организации.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, где обязательно должны быть включены следующие мероприятия:

· инвентаризация имущества организации;

· составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;

· сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;

· анализ и оценка дебиторской задолженности, и разработка мероприятий по ее взысканию;

· анализ и характеристика кредиторской задолженности;

· подготовка сведений о размерах и составе активов организации;

· определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;

· определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;

· установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;

· увольнения персонала ликвидируемой организации;

· установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей, в случае если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;

· определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

· подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;

· закрытие счетов в банках;

· передача на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган;

· согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

Установлена специальная форма №Р15001 заявления о ликвидации организации, которая приведена в приложении №8 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Кроме самого решения о ликвидации в протоколе, фиксирующем это решение, должно быть предусмотрено образование ликвидационной комиссии и ее состав. О назначении комиссии налоговую инспекцию нужно уведомить по форме согласно приложению №9 к Постановлению от 19.06.2002 года №439.

К уведомлению следует приложить документ о формировании ликвидационной комиссии, документ о назначении ликвидатора или документ о назначении конкурсного управляющего.

Получив уведомление, налоговая инспекция вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации. С этого момента организация не имеет право вносить изменения в уставы, это необходимо сделать до принятия решения о ликвидации.

Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

· подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

· документ об уплате государственной пошлины;

· газета, в которой опубликовано объявление о ликвидации.

Согласно требованию к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц (Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 года №439) заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом.

Это интересно:  Техприсоединение к газовым сетям 2020

В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. На конверте рекомендуется сделать пометку «РЕГИСТРАЦИЯ».

Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Документы (подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины) представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в следующем порядке:

· документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;

· заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

· руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

· учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

· руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

· конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

· иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о

ликвидации юридического лица.

Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

Полномочия и деятельность ликвидационной комиссии или ликвидатора при закрытии ООО

Комиссия включает группу лиц, которые в соответствии с законодательными требованиями отбираются главой компании или назначенной им структуры на время процесса ликвидации. Процедура создания этого органа может происходить при участии других учредителей ООО. Если же он создается на принудительной основе, тогда процесс ложится на плечи арбитражного суда.

Кто может быть ликвидатором

Процесс ликвидации ООО начинается с уведомления налоговой. Отправлять нотариально заверенное уведомление следует в трехдневный срок после того, как было принято решение закрывать бизнес. Взамен налоговая предоставляет свидетельство о записи и выписку из ЕГРЮЛ. После этого ФНС должна издать локальный акт, который будет содержать перечень полномочий, которые передаются комиссии или ликвидатору.

В законах нет определенных требований к участникам комиссии, поэтому обычно в состав данного органа входят заинтересованные сотрудники организации – юристы, экономисты, бухгалтеры, учредители и т. д. Если процесс ликвидации производится через суд в принудительном порядке, тогда в роли ликвидатора выступает арбитражный управляющий.

Законодательство РФ не разграничивает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, поэтому выбор каждая компания может оставить за собой. Однако распространены случаи, когда налоговые органы требуют создания именно комиссии, которая все равно будет состоять из одного человека.

Полномочия, функции и обязанности

Допустим, что решение о закрытии ООО уже было принято, а комиссия, возглавляемая председателем, назначена. Теперь следить за соблюдением всех законодательных процедур начинает именно этот орган.

После этого в журнале «Вестник государственной регистрации» следует разместить сообщение о начале процесса ликвидации. Туда отправляется следующая информация:

  1. Название организации.
  2. ИНН.
  3. ОГРН.
  4. КПП.
  5. Адрес.
  6. Временные рамки ликвидации и порядок процесса.
  7. Реквизиты решения о закрытии.
  8. Контакты, чтобы кредиторы компании могли заявить о своих требованиях.

Стоит отметить, что действующее законодательство РФ не устанавливает жесткие сроки, за которые требуется разместить данное сообщение. А вот период для заявления кредиторских требований начинается именно с момента публикации. При этом данный срок должен составлять не менее 2 месяцев.

Кроме того, комиссия обязана принимать и другие меры по поиску и своевременному уведомлению кредиторов. Все это необходимо делать в письменной форме и указывать срок предъявления требований.

Спустя два месяца после публикации составляется промежуточный ликвидационный баланс. Данный экономический показатель отражает финансовое состояние юридического лица. Подготовка баланса позволяет определить основные экономические показатели предприятия, размер его активов, пассивов, различных задолженностей, общую величину заемного капитала и т. д.

На данный момент законом не установлено четкой последовательности действий при составлении такого баланса, поэтому членам комиссии необходимо опираться на правила бухгалтерского учета.

Руководитель ликвидационной комиссии направляет в ФНС следующий пакет документов:

  • Квитанцию об уплате государственной пошлины.
  • Промежуточный ликвидационный баланс.
  • Заявление о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Подпись лица заверителя должна быть подтверждена с помощью нотариуса.

С 2015 года юридические лица более не обязаны уведомлять Пенсионный фонд о процессе ликвидации. Теперь документ о предоставлении данных в ПФР можно получить в налоговой службе на основании межведомственного сотрудничества.

Перечисленный комплект документов можно направить в органы регистрации следующими способами:

  • в электронном виде с помощью встроенной функции на сайте nalog.ru;
  • представителем, который имеет при себе доверенность, заверенную нотариусом;
  • почтой;
  • лично главой ликвидационной комиссии.

Только после того, как налоговая служба получит указанные документы, будет приниматься окончательное решение о ликвидации. Поэтому налоговая декларация должна учитывать весь период до этого дня, а не до того момента, когда руководство компании или арбитражный суд приняли решение о закрытии предприятия.

Полная инструкция проведения процедуры прекращения деятельности ООО представлена на следующем видео:

Пошаговый порядок работы комиссии

Согласно 63 статье ГК РФ, ликвидационная комиссия или ликвидатор должны действовать в следующем порядке:

  1. Разместить в органах печати сообщение о предстоящем закрытии ООО. Также необходимо уведомить о сроках и порядке приема заявлений кредиторов по поводу выплаты долгов.
  2. Самостоятельно уведомить кредиторов о том, что юридическое лицо будет ликвидировано. Это должно быть сделано любыми возможными средствами, в том числе и в письменной форме.
  3. После окончания установленного срока составить промежуточный ликвидационный баланс.
  4. В случае необходимости следует организовать продажу активов компании на публичных торгах или аукционах для выплаты всех имеющихся задолженностей.
  5. На основе баланса необходимо выплатить кредиторам их задолженности. Стоит отметить, что жестко должна соблюдаться очередность выплат.
  6. После выплат всем кредиторам комиссия составляет итоговый ликвидационный баланс, в котором будет отображено состояние имущества предприятия после уплаты долгов.
  7. Далее остаток средств распределяется между участниками компании, которые обладают на них вещными правами.
  8. Для завершения процедуры комиссия подает заявление в налоговые органы и регистрирует ликвидацию компании в ЕГРЮЛ.

После того, как выдается свидетельство о регистрации ликвидации ООО, юридическое лицо считается закрытым, а комиссия прекращает свое существование.

  • выдача доверенностей;
  • защита интересов юридического лица в суде;
  • управление имуществом компании, оценка собственности, инвентаризация;
  • закрытие всех банковских счетов хозяйствующего субъекта кроме одного, на который и будут аккумулированы все средства;
  • сбор дебиторской задолженности;
  • передача документации юридического лица в архив;
  • принятие решения по увольнению сотрудников предприятия.

Полномочия ликвидационной комиссии при ликвидации ООО

Ликвидационная комиссия ООО назначается одновременно с принятием решения о ликвидации или сразу после него. Состав ликвидационной комиссии выбирается теми, кто принял основное решение: учредителями (участниками) общества, должностными лицами налоговой инспекции, конкурсными кредиторами или судом. Это может быть единственный ликвидатор либо ликвидационная комиссия с председателем (руководителем) во главе: количество ликвидаторов не влияет на их полномочия и не зависит от количества учредителей юридического лица.

Это интересно:  Дисциплинарный устав таможенной службы

Обязанности ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия приобретает свои полномочия сразу после вынесения соответствующего решения или с даты, указанной в решении о ликвидации ООО. Главными задачами комиссии являются соблюдение интересов предприятия, погашение его обязательств перед кредиторами и документальное оформление процесса ликвидации. Рассмотрим порядок действий ликвидационной комиссии.

1. Составление плана ликвидации
Если в решении о ликвидации и/или в протоколе к нему не установлены точные сроки ликвидационного процесса и ответственные лица, то ликвидационный план составляет ликвидационная комиссия. В плане указываются периоды прохождения каждого этапа: выявление активов, направление документов в регистрационный орган, порядок извещения кредиторов. Исходя из плана рассчитывается дата извещения работников о предстоящем увольнении. План действий ликвидационной комиссии также может содержать в себе порядок принятия решений, график работы самой комиссии и предварительные расчеты расходов на ликвидацию.

2. Уведомление о начале ликвидационного процесса
Форма № Р15001, подаваемая в налоговую инспекцию, служит основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о нахождении ООО в стадии ликвидации и назначении членов ликвидационной комиссии. Эта форма должна быть подписана уполномоченным лицом, и вопрос об определении такого уполномоченного лица даже получил отдельное разъяснение регистрационных органов.

Ранее обязанность по извещению ИФНС возлагалась на учредителей как на правообладателей имущества предприятия и на генерального директора — лицо, уполномоченное действовать от имени общества без доверенности, поскольку о правомочности ликвидационной комиссии ИФНС узнавала только из уведомления по форме № Р15001.

Однако со временем законодатель установил, что принятие решения о ликвидации ООО имеет большую силу, чем факт регистрации такого решения. Поэтому к обязанностям ликвидационной комиссии добавилась подача уведомления о начале регистрационного процесса, которое подписывает ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.
Форма № Р15001 должна быть направлена в ИФНС в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.

3. Публикация сведений о начале ликвидации
На ликвидационную комиссию возложена обязанность по направлению в Вестник государственной регистрации заявки на размещение сведений о начале в компании ликвидационного процесса. Объявление должно содержать информацию о том, является ли ликвидация добровольной или производится в принудительном порядке по решению регистрационного органа, либо компания находится в процессе банкротства. Главной частью объявления являются сведения об адресе ликвидатора, принимающего информацию о наличии у ООО неисполненных обязательств, и о сроках, в течение которых такую информацию возможно направить (не менее 2 месяцев с момента публикации).

4. Оповещение кредиторов
Ликвидационная комиссия обязана сообщить о начале ликвидации ООО всем известным кредиторам, не заявившим свои требования после публикации объявления в Вестнике государственной регистрации.
Срок направления сообщений зависит от того, как быстро нужно закрыть организацию: кредиторы вправе предъявлять свои требования в течение 2 месяцев с момента извещения. Оповещение кредиторов может производиться как заказными почтовыми отправлениями, так и вручением уведомлений через курьеров, важна подпись кредитора или его представителя, свидетельствующая о надлежащем извещении.
К кредиторам относятся и работники ООО, их необходимо предупредить о грядущем увольнении также за 2 месяца и включить в реестр требований кредиторов размер выходного пособия.

5. Проведение инвентаризации
Ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию с двумя целями: чтобы определить возможность погашения долгов предприятием и чтобы оценить размер денежных средств, которые могут быть переданы учредителям после ликвидации.
За основу принимаются сведения предыдущей инвентаризации (она должна проводиться не реже одного раза в год). Инвентаризация осуществляется не только в отношении материальных объектов, но также проверяются ценные бумаги и расчетная документация. Для проведения инвентаризации ликвидатор вправе привлечь стороннюю организацию, в том числе специалистов по оценке.

6. Составление промежуточного ликвидационного баланса
Когда два месяца с момента извещения кредиторов истекли, ликвидационная комиссия получает право сдать в ИФНС промежуточный ликвидационный баланс — такой бухгалтерский баланс, который отражает финансовое состояние компании, использующей заемные средства. Если активы больше пассивов, ликвидация организации продолжается в обычном порядке, если же задолженность превышает размер имущества, ликвидатор обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о начале процедуры упрощенного банкротства.

Ликвидационный баланс, согласно которому у компании нет непогашенных обязательств, признается окончательным. Такая компания может быть ликвидирована после подачи заявления по форме № Р16001.

7. Взыскание дебиторской задолженности
Ликвидируемое общество с ограниченной ответственностью не только должно исполнить свои обязательства по договорам, но вправе требовать того же от третьих лиц. Ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд (или в суд общей юрисдикции, если должник — физическое лицо) за взысканием денежных средств по просроченным обязательствам в пользу предприятия. Кстати, если неоконченные судебные разбирательства с ООО в качестве ответчика препятствуют подготовке промежуточного и окончательного ликвидационного баланса, то иски, по которым ООО выступает в роли истца, если долгов перед кредиторами у ООО нет, могут быть рассмотрены и после завершения ликвидации в порядке правопреемства.

Если срок исполнения по договорам в пользу ООО не наступил, стороны вправе обсудить новые условия договора. Также ООО вправе уступить право требования по договорам или судебным решениям третьим лицам.

8. Продажа имущества организации
Имущество может быть предложено напрямую кредиторам, либо продано в целях получения денежных средств для возврата долгов. Имущество дороже 100 тысяч рублей выставляется на торги, продажа имущества с инвентаризационной стоимостью больше 10% от размера уставного капитала реализуется с согласия учредителей ООО.
Распродажа имущества может проводиться и при достаточном количестве денежных средств для погашения обязательств во избежание споров между учредителями относительно передачи одному из них имущества в счет доли в уставном капитале или распределенной прибыли.

9. Расчеты с кредиторами
Это основная работа ликвидационной комиссии. Кредиторам необходимо заплатить и получить подтверждающий документ, либо с кредиторами нужно договориться об иных способах списания задолженности (например, о переводе долга на учредителя — это дешевле, чем ликвидация через банкротство с привлечением учредителя к субсидиарной ответственности).

Расчеты с кредиторами производятся в определенной очередности. Вначале погашаются обязательства из причинения вреда жизни и здоровью людей, а также из ущерба недвижимому имуществу. Затем производятся расчеты с сотрудниками, работающими по трудовым и гражданско-правовым договорам. Ликвидатор обязан произвести расчет подлежащих уплате налогов и взносов во внебюджетные фонды, заполнить и направить соответствующие декларации с параллельной оплатой. Все остальные долги погашаются последовательно в зависимости от даты возникновения.

10. Составление документов об окончании ликвидационного процесса
После того как долги ООО погашены, а права требования к дебиторам подтвердились вступившими в законную силу решениями суда, наступает время подготовки окончательного ликвидационного баланса. Он направляется в налоговую инспекцию (в Москве это межрайонная ИФНС № 46) вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001.

После получения листа записи из ЕГРЮЛ об исключении юридического лица из реестра миссия ликвидационной комиссии считается выполненной. Оставшееся имущество учредители поделят самостоятельно.

Права ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия с момента ее назначения при вынесении решения о ликвидации приобретает полномочия руководителя юридического лица и соответствующие права.

1. Принятие решений по текущим вопросам деятельности
Ликвидатор управляет текущими делами организации, поэтому часто в ликвидационную комиссию включают учредителей ООО и главных бухгалтеров. Впрочем, в стадии ликвидации активность производственной деятельности снижается и обычно глобальных решений принимать не приходится, за исключением решения об увольнении работников предприятия.

2. Представление интересов в суде и государственных органах
Ликвидационная комиссия, в частности отдельные ликвидаторы, приобретает право выступать в судебных процессах в защиту ООО и выдавать соответствующие доверенности другим лицам.

Председатель ликвидационной комиссии уполномочен подписывать налоговые декларации, запрашивать от имени компании информацию, отвечать на запросы органов государственной и муниципальной власти. Также ликвидатор имеет право подписывать договоры от лица ООО.

3. Управление имуществом компании
Ликвидационная комиссия имеет право принимать решения в отношении материальных и нематериальных активов компании, распоряжаться ими по своему усмотрению, в том числе оценивать их стоимость и продавать.

Ликвидаторы вправе закрывать и открывать расчетные счета юридического лица. В завершающей части ликвидационного процесса они организуют хранение имущества и документации компании.

Основные нормативные документы:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
  • Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, znaybiz.ru, pcaspekt.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector