Положение о внеурочной деятельности по рекомендациям минобрнауки

В нашей школе внеурочная деятельность организована согласно общепринятому положению об организации внеурочной деятельности учащихся.Думаю,что этот подход снимает многочисленные вопросы родителей по данной теме и решает многие аспекты в организации образовательного процесса.

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации внеурочной деятельности учащихся

МОУ Гжельской средней общеобразовательной школы с изучением предметов художественно-эстетического цикла

1.Общие положения.

1.1.Настоящее положение определяет формы и принципы организации внеурочной деятельности учащихся МОУ Гжельской средней общеобразовательной школы с изучением предметов художественно-эстетического цикла в условиях реализации ФГОС НОО , ООО,СОО.

1.2.Настоящее положение разработано на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189);
  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 года № 09-1672.
  • Устав МОУ Гжельской средней школы.

2.Внеурочная деятельность: цели, формы организации.

2.1.Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

2.2.Участие обучающихся во внеурочной деятельности по реализуемым основным образовательным программам является обязательным.

ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:

— до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;

— до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;

— до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.

2.3.Объем часов внеурочной деятельности определяется и утверждается МОУ Гжельской средней школой с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей школы.

2.4. Школа осуществляет ознакомление всех участников образовательных отношений с образовательной программой, в т.ч. учебным планом и планом внеурочной деятельности. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за соблюдение установленных школой требований к организации образовательного процесса, частью которых являются требования по обеспечению реализации ФГОС.

2.5. Школа самостоятельно разрабатывает и утверждает:

план внеурочной деятельности;

режим и расписание занятий внеурочной деятельности;

рабочие программы курсов внеурочной деятельности;

2.6 Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

2.8. Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

2.9.Рабочая программа отдельных курсов внеурочной деятельности разрабатывается педагогом на основании примерных программ или самостоятельно в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в МОУ Гжельская средняя общеобразовательная школа с изучением предметов художественно-эстетического цикла.

2.10. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

2.11. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

2.12..Внеурочная деятельность может быть реализована в сетевой форме.

2.13. В реализации внеурочной деятельности с использованием сетевой формы могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры и спорта и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.

2.14. Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.

2.15. Эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект). Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

2.16. В рамках сетевой формы реализации рабочих программ внеурочной деятельности к работе над проектом в качестве руководителя проекта (наставника) могут привлекаться специалисты, организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования (в т.ч. студенты), организаций культуры, спорта, предприятий. Порядок их участия в реализации проектной деятельности определяется договором о сетевом взаимодействии.

2.17. Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

2.18. Школа предоставляет обучающимся реализацию академического права на зачет результатов освоения ими учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В случае если обучающийся осваивает учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практику, дополнительные образовательные программы в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то такие занятия засчитываются как часы внеурочной деятельности в образовательной организации по соответствующему направлению внеурочной деятельности. (При предоставлении справки из учебного заведения, и заявления на имя директора родителя (законного представителя).

2.19.Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Даты и темы проведенных занятий вносятся в электронный журнал (Школьный портал) в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.

Это интересно:  Приказ о приеме на работу генерального директора

2.20. Предварительный выбор программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися, родителями (законными представителями) производится во втором полугодии на основе анкетирования.

2.21. Для обучающихся 1 классов набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании.

2.22. Во время каникул внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения может продолжаться (если это предусмотрено общеобразовательными дополнительными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п.

2.23. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации общеобразовательного учреждения и оформляется документально.

2.24. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса, осуществляется классным руководителем.

2.25.С целью организации внеурочной деятельности администрация может привлекать педагогов учреждений дополнительного образования для организации работы объединений творческого направления. Сотрудничество осуществляется в рамках договора о сотрудничестве.

3. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.

3.1. Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности школа использует психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме («цифровое портфолио»).

3.2. Формы проведения учета (аттестации) определяются самим педагогом таким образом, чтобы они соответствовали планируемым результатам освоения программы внеурочной деятельности.

В зависимости от направления формы учета (аттестации) могут быть следующие: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад, тематические чтения, собеседование и т.д.

3.3.Аттестация проводится 1 раз в четверть.

3.4 По итогам аттестации в электронный журнал (Школьный портал) ставится запись «зачет».

Обязательность внеурочных занятий детей: разъяснения о внеурочной деятельности

Обязаны ли учащиеся общеобразовательных школ участвовать во внеурочной деятельности?

Информация предназначена для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

  • Педагог дополнительного образования
  • Менеджмент в образовании
  • Педагог-организатор
  • Государственное и муниципальное управление

Внеурочная деятельность учащихся что это такое? в соответствии с ФГОС

В нормативной базе имеются некоторые противоречия. В главном законе об образовании указывается на добровольность внеурочной деятельности. Согласно действующему закону «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г 273-ФЗ) образовательные организации разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствие с ФГОС.

ФГОСы утверждены следующими нормативными актами:

  • ФГОС начального общего образования — приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. N 373;
  • ФГОС основного общего образования — приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. N 1897;
  • ФГОС среднего общего образования — приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413.

Согласно этим стандартам основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Соответственно организационный раздел программы (начальной школы, неполной средней школы, полной средней школы) должен состоять из учебного плана и плана внеурочной деятельности. Эти ФГОСы указывают, что посещение внеурочных занятий для учащихся является добровольным, согласно сделанному выбору участниками образовательных отношений.

п. 1 ч. 1 ст. 43 «Закона об образовании» гласит, что учащиеся обязаны посещать занятия, предусмотренные учебным планом. Внеурочные занятия не предусмотрены учебным планом. Соответственно посещение внеурочных занятий не обязательно.

Внеурочные занятия в соответствии с СанПиНом

В этом СанПиНе имеются ограничения, которые касаются именно занятий по учебному плану: занятия не могут начинаться ранее 8 часов утра, запрещён седьмой урок. Поэтому в некоторых школах под видом внеурочных занятий проводятся занятия, которые вносятся в общее расписание: нулевой урок, седьмой урок. Посещение таких занятий для учащихся при этом остаётся обязательным.

Методические рекомендации Минобрнауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672 «О внеурочной деятельности»

Ответ Министерства просвещения РФ по поводу обязательности внеурочных занятий

Также чиновники подчёркивают, что планы внеурочной деятельности призваны обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей.

Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Это интересно:  Коды для рекламного бизнеса

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России (далее — Департамент) направляет руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Институтом образования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина».

Заместитель директора Департамента

к письму Минобрнауки России

ПО УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,

В ТОМ ЧИСЛЕ В ЧАСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Настоящие методические рекомендации разработаны в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» с целью уточнения понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее — основные общеобразовательные программы), в том числе в части проектной деятельности.

Методические рекомендации отражают особенности правового регулирования организации, кадрового и финансового обеспечения внеурочной деятельности, в том числе через сопоставление с соответствующими особенностями реализации дополнительных общеобразовательных программам в целях исключения встречающихся на практике ситуаций неправомерного использования источников финансирования, двойного учета детей в рамках статистического наблюдения, а также варианты реализации внеурочной деятельности, в том числе в сетевой форме (приложение).

Понятие «внеурочная деятельность»

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.

Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.

Реализация внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.

Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:

— планируемые результаты внеурочной деятельности;

— содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;

Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.

ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:

— до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;

— до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;

— до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.

Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации.

Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.

При реализации рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер.

Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация внеурочной деятельности в сетевой форме

В реализации внеурочной деятельности с использованием сетевой формы могут участвовать организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры и спорта и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.

Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.

В соответствии с ФГОС часть основной общеобразовательной программы может быть реализована, в том числе на базе организаций дополнительного образования согласно статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании).

Законом об образовании право реализации основных общеобразовательных программ организациями дополнительного образования не предусмотрено. Вместе с тем при организации внеурочной деятельности возможно использование ресурсов организаций дополнительного образования (помещений, оборудования, а также кадровых ресурсов для проведения отдельных занятий (мастер-классов, практикумов и т.д.).

Это интересно:  Знаки дорожного движения остановка запрещена

Реализация внеурочной деятельности в форме

Эффективной формой организации внеурочной деятельности является проектная деятельность (учебный проект).

Проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством педагогического работника по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любом избранном направлении деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

В рамках сетевой формы реализации рабочих программ внеурочной деятельности к работе над проектом в качестве руководителя проекта (наставника) могут привлекаться специалисты, организаций дополнительного образования, профессионального и высшего образования (в т.ч. студенты), организаций культуры, спорта, предприятий. Порядок их участия в реализации проектной деятельности определяется договором о сетевом взаимодействии.

Проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведенного основной образовательной программой, и представляется в виде завершенного учебного исследования или объекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного и пр.).

Результаты выполнения проекта должны отражать:

— навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, сфорсированность критического мышления;

— способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

— навыки проектной деятельности, а также умение самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

— способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Результаты внеурочной деятельности

Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и должны соответствовать планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы.

Общеобразовательная организация в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования.

В качестве результатов освоения обучающимися рабочих программ внеурочной деятельности образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы, самостоятельно определяет порядок зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ, который утверждается локальным актом.

При зачете результатов освоения рабочих программ внеурочной деятельности рекомендуется провести сопоставительный анализ планируемых результатов дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности.

Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности образовательные организации могут использовать психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме («цифровое портфолио»).

Кадровое обеспечение внеурочной деятельности

Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников.

В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений, соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования; учителя-предметники; классные руководители; воспитатели; педагоги-организаторы, психологи, логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.

Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника.

Финансовое обеспечение внеурочной деятельности

Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ.

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг определяются с соблюдением требований, установленных Минобрнауки России (приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040) .

Расчет норматива основывается на целевом уровне заработной платы (п. 3 ст. 99 Закона об образовании), который установлен региональными планами мероприятий («дорожными картами») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

к Методическим рекомендациям

по уточнению понятия и содержания

внеурочной деятельности в рамках

реализации основных общеобразовательных

программ, в том числе в части

РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

Обновлены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

Новости по теме

Минобрнауки выпустило новые методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Она объединяет все виды деятельности школьников, кроме урочной, в которых возможно и целесообразно решение задач их образования и воспитания. Внеурочная деятельность организуется по нескольким направлениям развития личности.

Новые методические рекомендации по организации внеурочной деятельности более подробные по сравнению с предыдущими и описывают не только особенности организации внеурочной деятельности, но и ее ресурсного обеспечения.

Чтобы правильно работать в 2018/19 учебном году, смотрите главные изменения.

Читайте также по этой теме:

Подробнее о изменениях в организации внеурочной деятельности в школе читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы».

Статья написана по материалам сайтов: www.snta.ru, legalacts.ru, www.menobr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector