Полномочия верховного суда рф кратко

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ, Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. См. ст.126 Конституции Российской Федерации

Верховный Суд создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию.

Статья 19 Закона «О судебной системе Российской Федерации» конкретизирует функции Верховного суда, дополнительно указав, что Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, видов и групп войск. О.Е.Кутафин Судебная власть России VI том М.:Мысль, 2003.С 293

Согласно ч. 6 ст. 19 полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным конституционным законом. В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Закона «О Судебной системе Российской Федерации», процессуального законодательства и других федеральных законов. См: Закон Российской Федерации «О Судебной системе Российской Федерации» ст.19 ч.6

В соответствии с Конституцией РФ, Верховному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Согласно Федеральному конституционному закону О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7 февраля 2011 года, Верховный Суд РФ изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации; разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ; публикует судебные акты, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. См: Федеральный Конституционный закон «О Судах общей юрисдикции» от 7 февраля 2011 г. №1-ФКЗ ст.9

Полномочия Верховного Суда РФ

Компетенция Верховного Суда РФ (его полномочия) при обобщенной характеристике определяется, прежде всего тем, что Верховный Суд, осуществляя судебный надзор в соответствии с нормами действующих УПК РФ и ГПК РФ, рассматривает надзорные жалобы и надзорные представления прокурора на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, а также на решения, приговоры, определения и постановления судебных коллегий Верховного Суда РФ;

— рассматривает заключения Генерального прокурора РФ и его заместителей о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает в пределах своей компетенции как суд второй инстанции кассационные и частные жалобы, кассационные представления прокурора на решения, приговоры, определения и постановления, которые не вступили в законную силу и вынесены верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами, а также судебными коллегиями Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ является судом первой инстанции по отнесенным к его подсудности гражданским и уголовным делам, а также иным делам. В число последних входят, например, дела по жалобам кандидатов в депутаты Государственной Думы на решения Центральной избирательной комиссии РФ об отказе в регистрации; по жалобам кандидатов в Президенты, которым отказано Центральной избирательной комиссией РФ в регистрации; по жалобам на действия должностных лиц и органов федеральной законодательной и исполнительной власти, нарушающие права и свободы граждан. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики

Судебный надзор, о котором говорится в законе, Верховный Суд РФ осуществляет, прежде всего, путем рассмотрения в порядке надзора гражданских, уголовных дел и иных дел в судебных коллегиях по гражданским делам и по уголовным делам, в Военной коллегии, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают в порядке надзора дела по надзорным жалобам и надзорным представлениям на вступившие в законную силу соответственно решения и приговоры нижестоящих судов при условии, что они не рассматривались в этих коллегиях в кассационном порядке Судебные коллегии рассматривают также надзорные жалобы и надзорные представления на вступившие в законную силу определения нижестоящих судов, если они не рассматривались в этих коллегиях по жалобе или по представлению в кассационном порядке, и постановления судей нижестоящих судов о назначении судебного заседания по уголовным делам. Судебные коллегии рассматривают в порядке надзора и дела по надзорным жалобам и представлениям на постановления президиумов нижестоящих судов.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции; дела по жалобам и представлениям на определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, вынесенные в кассационном порядке или в порядке надзора.

По новым и вновь открывшимся обстоятельствам уголовные дела рассматриваются судебными и кассационной коллегиями, а также Президиумом Верховного Суда.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ решает вопрос о возобновлении дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений, вынесенных областными и равными им по компетенции судами в качестве суда первой инстанции. Кассационная коллегия рассматривает заключение прокурора о возобновлении дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений судебных коллегий Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ решает вопрос о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров и постановлений, вынесенных по первой инстанции Верховным Судом РФ.

Что касается возобновления по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел, то они пересматриваются тем же судом, который вынес решение, определение, постановление по заявлению лиц, участвующих в деле, или прокурора. Из этого следует, что институт пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховном Суде РФ может относиться к тем делам, которые рассмотрены им по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора. Пересматриваться гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам могут только Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ и путем рассмотрения кассационных жалоб и представлений на приговоры и иные решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу Судебные коллегии Верховного Суда РФ в этих случаях выступают в качестве суда второй инстанции, рассматривая дела по кассационным жалобам и представлениям соответственно на решения и приговоры, вынесенные верховными судами республик, областными и другими судами равной им компетенции. Кроме того, Кассационная коллегия Верховного Суда являются судом второй инстанции при обжаловании решений и приговоров, вынесенных судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции Правоохранительные органы. Учебник. / под. Орлова Ю.К. — М. Проспект. 2010. С.77

При отклонении в Верховном Суде кассационной жалобы или представления, обжалованные или опротестованные решения, приговор, определение или постановление подлежат исполнению. Определение соответствующей судебной коллегии может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Как суд первой инстанции Верховный Суд РФ не имеет предметной подсудности по гражданским делам.

По гражданским делам Верховный Суд РФ вправе изъять любое дело из любого нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Изучение практики показывает, что Верховный РФ разрешал по первой инстанции гражданские дела о трудовых спорах, о взыскании алиментов на содержание детей, об установлении отцовства и некоторые другие. Верховный Суд РФ как суд общей юрисдикции вправе принять к своему производству исковое заявление или иные документы по гражданским делам, представляющим особую сложность или получившим широкий общественный резонанс, непосредственно, а не только после отмены решения нижестоящего суда.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ относит к подсудности Верховного Суда РФ уголовные дела, указанные в ст. 452 Кодекса. Это дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Федерального суда, но только по ходатайству обвиняемого, заявленному до начала судебного разбирательства. В соответствии с ч. 4 ст. 31 УПК РФ Верховному Суду подсудны иные дела, отнесенные Федеральным конституционным законом и Федеральным законом к его подсудности. См: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ ст.31,ст.452

Изучение судебной практики показывает, что Верховный Суд РФ принимал к своему производству дела, когда преступления затрагивали особо важные государственные интересы, повлекли особо тяжкие последствия, привлекли широкое общественное внимание, были совершены на территории нескольких областей, краев или республик либо когда есть основания полагать, что дело ввиду его сложности не может быть правильно разрешено нижестоящим судом.

Это интересно:  Закон о потреблении электроэнергии 2024

Гражданские и уголовные дела рассматриваются Верховным Судом РФ по первой инстанции по правилам соответственно гражданского и уголовного судопроизводства. Решения и приговоры Верховного Суда могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке в Кассационную коллегию этого суда. На них могут быть принесены жалобы и представления в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Как следует из Конституции РФ, одной из основных задач Пленума Верховного Суда РФ является дача разъяснений по вопросам судебной практики. Выполняя эту задачу, Пленум обязан строго придерживаться своей компетенции, которая вытекает из принципа разделения властей. В данном случае имеется в виду разграничение компетенции судебной и законодательной власти. Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики, основываясь на ее изучении и анализе судебной статистики.

Инициаторами таких разъяснений являются Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики на заседании Пленума может выступить любой судья Верховного Суда РФ как член Пленума Верховного Суда. Основанием для обсуждения вопроса о даче таких разъяснений могут быть представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ. Пленум Верховного Суда РФ обязан их рассмотреть. Разъяснения по вопросам судебной практики в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ» и в «Российской газете».

Помимо дачи разъяснений по вопросам судебной практики Пленум Верховного Суда РФ: утверждает судебные составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда, а также состав научно-консультативного совета при Верховном Суде; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты председателей судебных коллегий и Кассационной коллегии; рассматривает вопросы соответствия разъяснений Пленума Верховного Суда Конституции РФ и другому законодательству; решает вопросы, связанные с осуществлением законодательной инициативы, которой наделен Верховный Суд; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховный Суд РФ решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров, например, договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Россией с некоторыми зарубежными странами.

Верховный суд Российской Федерации — структура и полномочия

Общая схема структуры и полномочий Верховного суда РФ

Структура Верховного суда РФ (далее — ВС РФ), его функции и компетенция закреплены в таких источниках права, как:

  • Конституция РФ, ст. 126;
  • закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (далее — закон № 1-ФКЗ), ст. 19;
  • закон «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (далее — закон № 3-ФКЗ).

Общая схема структуры Верховного суда РФ и его правомочий, исходя из положений данных документов, выглядит следующим образом.

Согласно ст. 126 Конституции РФ ВС РФ:

  • является высшим судебным органом по различным категориям дел;
  • осуществляет судебный надзор;
  • дает разъяснения по вопросам практики судов.

Структура ВС РФ, исходя из ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ, заключается в том, что в данном органе госвласти образуются:

  • Пленум ВС РФ;
  • Президиум ВС РФ;
  • апелляционная коллегия ВС РФ (далее — апелл. коллегия ВС РФ);
  • судебные коллегии по отдельным категориям дел;
  • дисциплинарная коллегия ВС РФ (далее — дисцип. коллегия ВС РФ).

Отдельно выделяется судебный департамент при ВС РФ, действующий на основании закона «О судебном департаменте при ВС РФ» от 08.01.1998 № 7-ФЗ, и аппарат ВС РФ, функции и структура которого определяются ст. 17 закона № 3-ФКЗ, а также документами Президиума ВС РФ.

О другом высшем судебном органе, Конституционном суде РФ (далее — КС РФ), и его актах изложено в материалах по ссылкам:

Состав Верховного суда РФ

Итак, состав и структура Верховного суда РФ определены законом № 3-ФКЗ. Структура Верховного суда Российской Федерации в общем виде была обозначена в предыдущем разделе.

Согласно ч. 1 ст. 3 закона № 3-ФКЗ ВС РФ состоит из 170 судей. При этом не во всех странах число судей высшего судебного органа является определенным изначально в правовых документах. Так, в Республике Казахстан численность судей ВС определяется главой страны по представлению председателя суда.

Закон № 3-ФКЗ определяет структуру и полномочия Верховного суда Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 3 данного акта изменить состав ВС РФ можно, только изменив этот документ.

Согласно ч. 1 ст. 4 закона № 3-ФКЗ в формировании ВС РФ задействованы верхняя палата парламента и Президент РФ, причем сенаторы принимают окончательное решение о назначении судей ВС РФ, а глава государства предлагает кандидатов на эти должности.

Состав ВС РФ подробно определен в ч. 2 ст. 4 закона № 3-ФКЗ и включает в себя:

  • председателя ВС РФ, его первого заместителя, шесть заместителей — председателей дисцип. коллегии и коллегий по отдельным категориям дел;
  • председателя и зампредседателя апелл. коллегии ВС РФ;
  • судей.

Председателем ВС РФ в настоящее время является В. М. Лебедев. Информацию о персональном составе его заместителей можно изучить на сайте ВС РФ по ссылке: Заместители председателя ВС РФ. Также на сайте ВС РФ представлена схема руководства и состава ВС РФ, с которой можно ознакомиться по ссылке: Руководство и состав ВС РФ.

Полномочия Верховного суда РФ по осуществлению судебного надзора

Согласно ч. 2 ст. 19 закона № 1-ФКЗ ВС РФ осуществляет надзор, рассматривая дела в качестве суда надзорной инстанции, а также является органом, осуществляющим апелляционное и кассационное слушание дел.

Функции, компетенция ВС РФ и порядок подачи жалоб применительно к отдельным видам судопроизводства раскрыты, в частности, в следующих нормах:

  1. По гражданским делам — в разд. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ).
  2. Экономическим спорам — в разд. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  3. Уголовным делам — в разд. 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  4. Административным делам — в гл. 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, разд. 6 и 7 Кодекса административного судопроизводства РФ.

На примере гражданско-правовых споров правомочия ВС РФ по разрешению дел в качестве второй и последующих инстанций заключаются, в частности, в следующем:

  • рассмотрение апелляций на решения судов регионального уровня, принятых ими по первой инстанции (п. 3 ст. 320.1 ГПК РФ);
  • кассационное слушание в отношении решений судов регионального уровня и на ряд других судебных актов (подп. 3 п. 2 ст. 377 ГПК РФ);
  • надзорное рассмотрение дел (ст. 391.1 ГПК РФ).

О подаче кассационной жалобы в ВС РФ, особенностях кассационного и надзорного производства подробнее читайте в наших материалах по ссылкам:

Полномочия Верховного суда РФ по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции

В соответствии с ч. 3 ст. 2 закона № 3-ФКЗ ВС РФ рассматривает подсудные ему дела в порядке суда первой инстанции, по новым и вновь открывшимся основаниям.

Данный документ также относит к сфере ВС РФ в качестве суда первой инстанции ряд административных дел и экономических споров. Так, согласно ч. 5 ст. 2 рассматриваемого нормативного правового акта ВС РФ разрешает экономические конфликты:

  • между федеральными и региональными госорганами;
  • высшими госорганами регионов.

К административным делам, рассматриваемым ВС РФ как судом, первоначально слушающим дело, отнесены, в частности, следующие категории споров.

Нормативное обоснование — положения закона № 3-ФКЗ

Оспаривание нормативных актов госкорпораций, госвнебюджетных фондов (например, Пенсионного фонда РФ), федеральных госорганов и Президента РФ

Оспаривание актов федеральных госорганов и ряда других субъектов, разъясняющих положения законодательных актов

Оспаривание ненормативных актов ряда федеральных госорганов, включая Госдуму РФ и Правительственную комиссию по иностранным инвестициям

Оспаривание ненормативных актов федеральных органов госвласти, касающихся военной службы

Оспаривание решений о приостановлении и прекращении статуса судей, обжалование которых в ВС РФ установлено законодательством

Дела о расформировании Центризбиркома РФ

Ряд других административных дел

Прочие полномочия Верховного суда РФ

Помимо собственно функций по отправлению правосудия, ВС РФ также выполняет ряд других задач, в частности осуществляет следующие действия.

Нормативное обоснование — положения закона № 3-ФКЗ

Может инициировать законотворческий процесс по вопросам своего ведения

Разрабатывает предложения по изменению правового регулирования

Дает разъяснения относительно судебной практики

Может направлять в КС РФ запросы относительно конституционности применяемых источников права

Устанавливает наличие или отсутствие в действиях Президента РФ признаков госизмены или другого преступления, если Госдума инициирует такую процедуру

Это интересно:  Закон о доверительном управлении

Дает заключение о наличии признаков преступления в действиях генпрокурора или председателя Следственного комитета РФ

Осуществляет информационное обеспечение своей деятельности, в частности публикует акты ВС РФ

Решает вопросы, связанные с международными соглашениями, с учетом своей компетенции, а также иные вопросы

Подробнее об осуществлении деятельности ВС РФ читайте в наших материалах по ссылкам:

Пленум Верховного суда РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона № 3-ФКЗ Пленум ВС РФ состоит из всех судей ВС РФ. Он функционирует следующим образом (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):

  • правомочен при явке 2/3 от состава ВС РФ (ч. 4 ст. 5);
  • решения принимаются ½ от числа присутствующих судей ВС РФ (ч. 5 ст. 5);
  • решения подписывает председатель ВС РФ и секретарь Пленума (ч. 5 ст. 5);
  • на заседании Пленума могут присутствовать такие лица, как председатель КС РФ, генпрокурор РФ и министр юстиции РФ, а также иные приглашенные председателем ВС РФ субъекты (ч. 2 ст. 5).

ВАЖНО! Особенности работы Пленума также установлены Регламентом ВС РФ, утв. постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 2 (далее — Регламент).

Пленум ВС РФ решает, в частности, такие вопросы (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ), как:

  • дача разъяснений по вопросам судебной практики (п. 1 ч. 3 ст. 5);
  • инициирование законотворческого процесса (п. 2 ч. 3 ст. 5) и направление запроса в КС РФ (п. 3 ч. 3 ст. 5);
  • формирование судебных КЛ (пп. 5–8 ч. 3 ст. 5).

С позицией Пленума ВС РФ по актуальным вопросам можно ознакомиться, изучив наши материалы по ссылкам:

Президиум Верховного суда РФ

Состав Президиума ВС РФ следующий:

  • по должности — председатель суда и его заместители (чч. 1, 2 ст. 6 закона № 3-ФКЗ);
  • иные судьи ВС РФ после прохождения процедуры, в которой задействованы верхняя палата парламента, Президент РФ и другие органы (ч. 1, 3 ст. 6 закона № 3-ФКЗ).

Деятельность Президиума организована следующим образом (чч. 4, 5 ст. 6 закона № 3-ФКЗ):

  • периодичность заседаний — не реже одного раза в месяц;
  • на заседании должны присутствовать не менее ½ членов Президиума;
  • решение Президиума принимается не менее чем ½ голосов присутствующих.

В соответствии с чч. 2, 3 ст. 7 закона № 3-ФКЗ нормативное регулирование деятельности Президиума осуществляется:

  • процессуальными нормами права, если его деятельность связана с рассмотрением дел;
  • Регламентом ВС РФ — по иным вопросам.

К кругу вопросов Президиума среди прочих отнесены следующие (приведены ссылки на закон № 3-ФКЗ):

  • разрешение судебных дел (п. 1 ч. 1 ст. 7);
  • запросы в КС РФ о конституционности правовых источников, применяемых в конкретном деле (п. 2 ч. 1 ст. 7);
  • координация деятельности КЛ ВС РФ (п. 3 ч. 1 ст. 7).

В 2018 году Президиумом ВС РФ утверждены, в частности, следующие обзоры:

  • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса РФ…, утв. 04.07.2018;
  • Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2018), утв. 04.07.2018;
  • Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением закона «О закупках товаров, работ, услуг…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, утв. 16.05.2018.

Апелляционная коллегия Верховного суда РФ

Как было указано, в составе ВС РФ имеется специальная коллегия по апелляционным вопросам (апелл. коллегия ВС РФ). В целом об особенностях подачи апелляций и специфики их рассмотрения читайте в материалах по ссылкам:

В соответствии с ч. 1 ст. 8 закона № 3-ФКЗ апелл. коллегия ВС РФ формируется в следующем составе:

  • председатель апелл. коллегии ВС РФ;
  • зампредседателя апелл. коллегии ВС РФ;
  • 10 судей ВС РФ, которые включаются в апелл. коллегию ВС РФ решением Пленума ВС РФ по представлению председателя ВС РФ сроком на 5 лет.

Согласно ч. 3 ст. 8 закона № 3-ФКЗ деятельность апелл. коллегии ВС РФ организуется ее председателем. В настоящее время председателем апелл. коллегии ВС РФ является Г. В. Манохина. С полным персональным составом апелл. коллегии ВС РФ можно ознакомиться на официальном сайте ВС РФ по ссылке: Апелляционная коллегия ВС РФ.

Деятельность апелл. коллегии обозначена в ч. 2 ст. 8 закона № 3-ФКЗ и заключается в том, что она:

  1. Действует как апелляционная инстанция по отношению к делам, рассмотренным в ВС РФ по первой инстанции.
  2. Рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
  3. Обращается в КС РФ с запросами о конституционности актов, применяемых при рассмотрении конкретной ситуации в суде.
  4. Осуществляет иную компетенцию согласно федеральному нормативному правовому регулированию.

Судебные коллегии Верховного суда РФ и дисциплинарная коллегия

Помимо апелл. коллегии ВС РФ в составе ВС РФ функционируют судебные коллегии для рассмотрения отдельных категорий дел и дисцип. коллегия. Состав указанных структурных подразделений ВС РФ следующий:

  • Коллегии для рассмотрения отдельных категорий создаются в составе председателей коллегий и судей ВС РФ, которые могут привлекаться руководителем ВС РФ для рассмотрения дел в других коллегиях (ч. 1, 2 ст. 9 закона № 3-ФКЗ). В рамках КЛ формируются судебные составы сроком на 3 года, в которых также имеются председатели, назначаемые также сроком на 3 года (ч. 3–5 ст. 9 закона № 3-ФКЗ).
  • Дисцип. коллегия в составе председателя и 6 судей формируется сроком на 3 года (ч. 2 ст. 11 закона № 3-ФКЗ).

Функции и компетенция коллегий по рассмотрению определенных категорий дел определены в ст. 10 закона № 3-ФКЗ, а полномочия дисцип. коллегии — в ч. 1 ст. 10 указанного нормативного правового акта.

Помимо закона № 3-ФКЗ, вопросы дисцип. коллегии ВС РФ также обозначены в нормах других правовых актов. В частности, это:

  • п. 3 ст. 8 закона «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ о возможности обжалования в рассматриваемую коллегию решения о прекращении статуса судьи арбитражного суда;
  • п. 7 ст. 12.1 закона «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I об обжаловании в рассматриваемую коллегию решения квалификационной коллегии судей.

Также деятельность коллегии регламентируется положением «О дисцип. коллегии ВС РФ», утв. постановлением Пленума ВС РФ от 07.08.2014 № 5.

Председатель, его заместители и другие судьи Верховного суда РФ

Председатель ВС РФ и его заместители назначаются сроком на 6 лет (ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Они могут неоднократно переназначаться (ч. 2 ст. 12, ч. 2 ст. 13 закона № 3-ФКЗ). Более того, не установлено верхних возрастных пределов для занятия должности председателя ВС РФ (ч. 2 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).

Судьи ВС РФ в соответствии со ст. 14 закона № 3-ФКЗ осуществляют следующие функции:

  • рассматривают дела и осуществляют иные процессуальные полномочия;
  • занимаются обобщением практики;
  • участвуют в работе Пленума ВС РФ;
  • выполняют иные функции, в частности исходя из положений Регламента ВС РФ.

Зампредседателя ВС РФ, которые также являются председателями коллегий, помимо прочего осуществляют руководство соответствующими коллегиями (ч. 4 ст. 13 закона № 3-ФКЗ).

Ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ устанавливает обширный неисчерпывающий перечень функций председателя ВС РФ, среди которых, в частности, организация деятельности ВС РФ и системы судов (п. 1 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ) и представительские функции (п. 20 ч. 3 ст. 12 закона № 3-ФКЗ).

Информация о кадровом составе, порядке отбора кандидатов на должность судьи ВС РФ, возможности трудоустройства в аппарат ВС РФ размещена на официальном сайте ВС РФ по ссылке: Кадровое обеспечение ВС РФ.

Согласно п. 4 ст. 3 закона «Об органах судейского сообщества в РФ» от 14.03.2002 № 30-ФЗ судьи ВС РФ формируют:

  • общее собрание судей ВС РФ;
  • совет судей ВС РФ.

Структура и полномочия верховных судов зарубежных стран

Для сравнения приведем примеры отдельных элементов внутренней организации и вопросов деятельности высших судебных органов иностранных государств:

  • Великобритания. Реформой 2005 года полномочия высшей судебной инстанции переданы от Палаты лордов ВС. В первый состав ВС вошли 12 судебных лордов. Основная задача ВС — развитие общего права, поэтому данный орган выбирает для слушания только споры со существенным общественным резонансом.
  • Канада. Действующий ВС был учрежден в XIX в. Эволюция его сферы деятельности заключается в переходе из статуса обычного апелляционного суда к статусу высшего судебного органа государства.
  • Украина. ВС состоит из палат по отдельным категориям дел, осуществляет функцию приведения к единообразию практики судов, а также отдельные конституционные полномочия.
  • Франция. Судебная система возглавляется кассационным судом, состоящим из 85 судей, около 40 их заместителей, подразделенных на шесть дивизионов: три гражданских дивизиона, коммерческий, трудовой и уголовный дивизионы.

Итак, в настоящей статье были освещены структура и полномочия ВС РФ, включая внутреннее строение и круг деятельности отдельных структурных единиц рассматриваемого судебного органа.

27. Верховный Суд рф, его состав и компетенция. Верховный Суд рф

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Это интересно:  Захват земли соседями судебная практика

Компетенция Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения федерального законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;

осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии с Конституцией Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы.

При Верховном Суде РФ сформированы Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

Состав и структура Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.

Председатель Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях;

созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ;

руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Председатели Кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ:

председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в заседаниях судебных коллегий;

осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о деятельности коллегий;

вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;

осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Структуру Верховного Суда РФ образуют:

Пленум Верховного Суда РФ;

Президиум Верховного Суда РФ;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Полномочия Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ — высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции по всем подведомственным данной системе судов гражданским, уголовным и административным делам, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции и дающий разъяснения по вопросам судебной практики.

Функции Верховного Суда РФ:

• рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;
• проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;
• дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

• обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Судебные полномочия Верховного Суда РФ:

• Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции.
1) уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;
2) гражданские дела о:
а) оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ;
б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан;
в) оспаривании постановлений о прекращении полномочии судей;
г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектом РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ;
д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством);
е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;
• Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов обшей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена;
• Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ;
• Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

24. Арбитражные суды в РФ: назначение, состав и структура

Высший Арбитражный Суд РФ в соответствии со ст. 127 Кон­ституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражны­ми судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

Второй уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень арбитражных судов

Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень арбитражных судов

Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, studfiles.net, helpiks.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector