Правовые основы обязательного социального страхования

Процедура страхования относится к исключительному виду экономических взаимоотношений, состоящее из разнообразных видов деятельности, в их число входят первичное страхование, перестрахование, сострахование.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Она осуществляется посредством самострахования, взаимного и коммерческого страхования и сводится к взаимным отношениям, возникающим между страхователем и страховщиком.

Причем страховщик защищает имущественные интересы страхователей, производя денежные выплаты из страхового фонда при образовании страховых случаев, который собирается из страховых взносов, ежемесячно вносимых страхователем.

Что это такое, и какие цели преследует

Система правовых, экономических, организационных мероприятий, разработанных государством для гарантированной защиты интересов граждан Российской Федерации, называют обязательным социальным страхованием.

Она регламентируется Гражданским кодексом, в частности статьей 927, где отмечено:

«обязательное страхование необходимо производить в определенных законодательными актами ситуациях. Например, при появлении возможных угроз для жизни, здоровья страхователя, имущества сторонних лиц или при надобности исполнить страховщику в отношении сторонних лиц свою гражданскую ответственность, которая может быть выполнена за его счет, возможно за счет причастных лиц».

К объектам, входящим в состав обязательного социального страхования принадлежат:

  • состояние материального или социального положения российских граждан в соответствии с указанным в законах Федерации, которое наступило в результате инвалидности, заболеваний, травмы, несчастных случаев на производстве, беременности, рождением ребенка и ухода за ним, выхода на пенсию, потери кормильца;
  • объективные потребности в получении компенсаций, не зависимые от воли нуждающегося лица, связанные с потерей здоровья, профессиональной трудоспособности, смерти в результате деятельности на производстве или возникновение ситуации, имеющей признак случайности и непредсказуемости;
  • временная потеря заработной платы, вознаграждений лицом, которое было застраховано, увеличение его расходов либо членов его семьи, связанных с возникновением страхового случая по временной нетрудоспособности, беременности, родов, рождением ребенка, ухода до исполнения полтора годовалого возраста, смертью;
  • имущественные интересы граждан, которые имеют несовершеннолетних детей на иждивении;
  • возмещение заработной платы, платы за труд или услугу застрахованному лицу, который он имел до установления обязательного вида страхования;
  • страховые риски, затрудненные возникновением страховых случаев, когда нужно оплатить оказанную медицинскую помощь.

Как обязательное социально страхование представлено в законодательство Российской Федерации

В нем подчеркнуто, что в содержание положения процедуры страхования, входящего в разряд обязательного необходимо внести:

  • описание субъектов и объектов, которые составляют суть процедуры страхования;
  • список с перечнем случаев, отнесенных к страховым;
  • минимальный размер выплачиваемого пособия либо способы его подсчета;
  • методы расчета страхового тарифа, его величину в денежном эквиваленте;
  • время и распорядок, по которому будет проводиться оплата взносов по страховке;
  • сроки действия договора, заключаемого на процедуру страхования;
  • способ расчета размера средств, выплачиваемых по обязательному страхованию;
  • контролирование хода проведения процедуры;
  • назначение мер за неисполнение или ненадлежащее выполнение субъектами, порученные им обязательства.

К основной законодательной базе, регламентирующей производство процедуры обязательного социального страхования, относятся перечисленные в таблице законы, имеющие статус Федерального.

Наименование Номер Дата принятия
1 Об основах обязательного социального страхования 165-Ф 16.07.1999
2 О государственной социальной помощи 178-ФЗ 17.07.1999
3 О медицинском страховании граждан в Российской Федерации 1499-І 28.06.1991
4 Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 125-ФЗ 24.07.1998
5 Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 255-ФЗ 29.12.2006
6 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации 326-ФЗ 29.11.2010
7 О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами 739 24.06.1996
8 Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации 167-ФЗ 15.12.2001
9 О государственных пенсиях в Российской Федерации 340-1 17.07.1999
10 О государственных пособиях гражданам, имеющих детей 81-ФЗ 19.05.1995

Полномочия федеральных органов государственной власти

Чтобы выполнять процедуру обязательного социального страхования федеральные органы государственной власти, предназначенные для исполнения указаний вышестоящих органов, наделены полномочиями. Они утверждены Федеральным законом за номером 10-ФЗ, который был принят 5 марта 2004 года.

К основным видам полномочий принадлежит:

  • назначение правил по правовому урегулированию производства процедуры;
  • установление вида страховки для использования в индивидуальном порядке;
  • нахождение круга лиц, которых можно застраховать;
  • формирование условий, позволяющих назначить пособие по страховке;
  • введение распорядка по созданию бюджетных фондов;
  • издание законов федерального значение, утверждающих фонды по бюджету, правил составления и сдачи отчетов;
  • утверждение тарифов страховых взносов;
  • разработка норм, служащих основой для расчета величины взносов по страховке, включая предельную величину;
  • составление расписания, по которому производится сбор взносов;
  • произведение оплат по страховке;
  • выявление меры ответственности, применяемых к субъектам, нарушающим законодательную базу РФ;
  • создание условий для безопасного хранения средств, формирующих фонд;
  • выявление гарантий, позволяющих поддерживать устойчивость финансовой системы;
  • координирование деятельности системы.

Какие существуют основные функции фонда социального страхования Российской Федерации, читайте тут.

Основные понятия и термины

В процедуре обязательного страхования пользуются нижеприведенными терминами, поясняющими ее значения.

Они рекомендованы Федеральным законом:

  • страховой взнос – платеж, уплачиваемый в обязательном порядке согласно положениям договора;
  • тариф страхового взноса – величина ставки, которая назначается в качестве страхового взноса. Он удерживается с дохода страхователя;
  • страховой полис — документ с унифицированной формой, в котором описываются условия сделки, выдаваемый страхователю на руки страховщиком;
  • социальный страховой риск — событие, возможность его возникновения нельзя исключать, изменяющего материальное и социальное положение работающих страхователей, безработных, ведущего к реализации обязательного страхования;
  • страховой случай — событие, вызывающее исполнения обязанностей страховщика, так как создается ситуация социального страхового риска;
  • обеспеченность обязательного социального страхования – выполнение порученных обязательств страховщиком, в некоторых случаях страхователем, если возникнет страховой случай через производство оплат пособий по страховке или иных видов пособий в соответствии с указаниями федеральных законов;
  • страховой стаж — время, в течение которого производилась оплата взносов по договору о страховании;
  • средства обязательного социального страхования – деньги и имущество, находящееся в обороте у страховщика.

Действующее законодательство Российской Федерации посредством обязательного социального страхования гарантирует своим гражданам защиту.

Государство оказывает помощь нуждающимся посредством средств, отчисляемых работающим населением в социальный фонд, поэтому оно распространяется повсеместно и приобретает большую значимость среди населения Федерации.

Как описывается социальное страхование работника в трудовом договоре, узнайте здесь.

Про правовой статус субъектов обязательного социального страхования, читайте в этой статье.

Видео: Вестник социального страхования (июнь, 2013)

Лекция: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1. Социальные риски

Под риском обычно понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой возникновение различного рода потерь. Существуют различные виды рисков: природные, техногенные, предпринимательские и т.д. Отдельную группу составляют социальные риски, несущие угрозу ухудшения социального положения и, как правило, снижения уровня жизни работника и членов его семьи в результате утраты заработка в связи с безработицей, старостью, нетрудоспособностью. (см. Конвенцию о минимальных нормах социального обеспечения, принятую Международной Организацией Труда в 1952 г). В современных условиях один из главных социальных рисков — это потеря трудового дохода. Приведем одно из наиболее распространенных определений: «Социальный риск — это предполагаемое событие, результатом воздействия которого на жизнь, здоровье, трудоспособность, доходы и расходы работающих, членов их семей, а также других категорий населения является не зависящее от них ухудшение их социального положения (профессионально-квалификационный уровень, социальная роль и др.) и/или материального уровня и качества жизни».

Социальные риски обладают двойственной природой. Во-первых, наравне с рисками коммерческого личного страхования, социальные риски происходят от одинаковых опасных, неблагоприятных событий, в том числе противоправных действий третьих лиц, наносящих урон их имущественным интересам.

Вторая их природа вытекает из событий общественных форм жизни и деятельности людей и заключается в том, что эти риски могут порождаться разного рода решениями органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) и муниципальных образований, в результате которых ухудшается социальное положение, уровень и качество жизни населения или его определенных категорий.

2. Сущность социального страхования

Наиболее широкое толкование: социальное страхование – это страхование от ухудшения социального и материального положения вследствие действия соцрисков. Следует признать, что в определенных случаях и коммерческое страхование выступает как способ защиты от соцрисков. Отличие СС заключается, таким образом, не только в перечне рисков, но и в том, что это форма обеспечения соцгарантий, следовательно, система СС создается при активном участии государства.

Как известно, защита от соцрисков может обеспечиваться на основе бюджетного или страхового метода финансирования.

Бюджетный механизм социального обеспечения предусматривает выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений без закрепления, как правило, соответствующих источников доходов за данными видами расходов. Страховой метод обеспечения защиты граждан от социальных рисков предполагает создание страховых фондов на основе, как правило, обязательных для работников и/или работодателей страховых взносов. Собственно такое страхование и составляет понятие «социального страхования».

Страховой метод формирования финансовых ресурсов предполагает раскладку ущерба между участниками создания страхового фонда во времени и пространстве, относительную, пусть и нежесткую эквивалентность поступивших в фонд взносов с его выплатами для всей группы участников страхования, зависимость страховых выплат от реально наступившего случая, последствия которого затрагивают имущественные интересы застрахованных.

Преимущества страхового метода социального обеспечения по сравнению с бюджетным состоят в следующем. Во-первых, преодолевается потенциальная возможность остаточного финансирования социальных расходов, характерная для бюджетного метода.

Во-вторых, в отличие от практически абсолютной безэквивалентности, которая лежит в основе бюджетной помощи, страховые взносы представляют «отложенную часть заработной платы», что, по мнению зарубежных экономистов, предполагает более охотную уплату страховых взносов по сравнению с налогами.

В-третьих, участие самих застрахованных в формировании фондов социального страхования способствует более высокой степени ответственности граждан за свое здоровье и материальное положение и должно способствовать вытеснению иждивенческих настроений, возможность которых очень высока при бюджетном финансировании социального обеспечения.

В-четвертых, формирование обособленных страховых фондов дает возможность осуществлять капитализацию временно свободных денежных средств, которые должны направляться на защиту социальных выплат от последствий инфляции.

Вопрос о сущности социального страхования, его места в системе финансовых отношений, а также в системе мер по социальной защите населения остается не вполне определенным в научной литературе. Попробуем выделить то общее, что присутствует в различных воззрениях на соцстрахование. Классическое социальное страхование базируется на следующих принципах:

• финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые за счет страховых взносов.

• распределение обязанностей по уплате страховых взносов в фонды социального страхования между работниками и работодателями с привлечением по мере необходимости средств государственного бюджета;

• размеры страхового взноса соответствуют той степени социальной защиты, которая необходима населению исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

• социальные выплаты зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;

• право на получение социальной выплаты определяется фактами наступления социального риска и уплатой страховых взносов без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

.• принцип солидарности (равные условия и равные, по отдельным видам социального страхования, размеры страховых выплат при существенно различном абсолютном размере страховых взносов для разных страхователей), который упрощенно можно сформулировать как «богатый платит за бедного, здоровый за больного».

В странах ЕС объем средств социального страхования в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета, выделяемые на социальную помощь, и в 3 раза — средства, поступающие за счет индивидуального коммерческого страхования от социальных рисков. В России средства социального страхования составляют около 70% общего объема расходов на обязательную социальную защиту населения.

Важнейшая экономическая функция социального страхова­ния заключается в создании необходимых условий для воспроиз­водства трудовых ресурсов. Вместе с тем социальное страхование — это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфе­ре. В этом плане система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости в общест­ве, создания и поддержания политической стабильности. 3. Система ОСС в РФ

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков, утратой места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и достаточного по объему пенсионного обеспечения. С развитием многообразия форм собственности сфера государственного социального обеспечения и ее возможности резко сократились. В связи с этим в России с начала 90-х годов на повестке дня среди наиболее крупных вопросов государственной социальной политики встала стратегическая задача по модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формированию экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования.

В настоящее время система обязательного социального страхования в России характеризуется следующими основными чертами:

— обязательное социальное страхование включает пенсионное, медицинское, страхование на случай временной утраты трудоспособности, а также в связи с рождением ребенка и материнством(не совсем правильно именуемое в некоторых источниках «социальным страхованием»), страхование от несчастных случаев на производствеипрофессиональных заболеваний – для каждого вида ОСС сформирована законодательная база;

— существуют три внебюджетных федеральных фонда: Пенсионный Фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФCC) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации имеется территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС);
— указанные фонды покрывают расходы, связанные с наступлением страховых случаев, указанных в федеральном законе;

— средства внебюджетных фондов являются федеральной собственностью;

— финансирование расходов, связанных с потерей работы, производится из средств федерального бюджета (до 2001 года – за счет внебюджетного Фонда занятости);

— установление тарифов страховых платежей в системе обязательного социального страхования – исключительная прерогатива Федерального Собрания;

— работники не производят платежи в систему обязательного социального страхования – это делает работодатель;

— управление социальными внебюджетными фондами, несмотря на участие в работе их правлений представителей профсоюзов и объединений работодателей, фактически осуществляется Правительством Российской Федерации, а в отношении ТФОМС – региональной властью.

Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем для страхования. При крайне высокой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно не достаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств.

В свое время были ликвидированы страховой взнос на случай безработицы, а также 1-процентный страховой взнос в Пенсионный фонд непосредственно из заработной платы работника. Тем самым, во-первых, исчез один из классических видов страхования, а, во-вторых, остановлен процесс вовлечения работника в формирование ответственности за собственное благополучие. Необходимо напомнить, что в подавляющем большинстве развитых стран успешно функционирует обязательное страхование от безработицы и все страховые взносы равномерно распределены между работником и работодателем.

Это интересно:  Как правильно писать расписку для беременных

Если раньше работник был заинтересован в том, чтобы лично участвовать в формировании средств на собственную социальную защиту, то теперь, когда, он не должен сам добровольно платить взносы, когда они стали взиматься принудительно, со всего коллектива, эта заинтересованность пропала.

По мнению экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать.

4. Принципы и нормативная база обязательного социального страхования

Легальное определение ОСС содержится в ФЗ от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

— всеобщий обязательный характер социального страхования;

— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

— государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

— обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

— ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

— обеспечение надзора и общественного контроля;

— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Нормативную базу обязательного социального страхования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и нормативные правовые акты, важнейшими из которых являются:

1) Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» — своего рода «рамочный закон»;

2) Федеральный закон от 29.11.10 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний»;

4) Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

5) Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

6) Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

7) федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Правовая основа социального страхования базируется и на международных правовых актах. В их число, помимо документов ООН, входят конвенции и рекомендации МОТ, Международной ассоциации социального обеспечения и Всемирной организации здравоохранения; перечень конвенций и рекомендаций, посвященных вопросам организации национальных систем социального страхования, включает более 20 наименований. Среди них особое место занимает Всеобщая декларация прав человека 1948 года, в 22-й и 25-й статьях которой фиксируется право каждого человека на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Кроме того, Россия как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права.

В случае, если международными договорами Российской Федерации или ратифицированными Российской Федерацией международными конвенциями установлены иные нормы, чем те, что предусмотрены законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, применяются нормы международных договоров Российской Федерации или международных конвенций.

5. Субъекты обязательного социального страхования

Субъектами обязательного социального страхования — участниками отношений по обязательному социальному страхованию — являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно — правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи имеют право:

1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;

2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство Российской Федерации;

3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;

4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;

5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов (обязательных платежей) и пользоваться предоставленными в соответствии с законодательством Российской Федерации льготами;

6) обращаться в суд для защиты своих прав.

Регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика является обязательной. Порядок регистрации и ответственность за уклонение от регистрации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Помимо обязанности встать на учет и сняться с учета у страховщика в установленные сроки, страхователи должны:

2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей);

4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;

5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов (обязательных платежей), расходованию средств обязательного социального страхования;

6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В качестве страховщиков выступают некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

. Страховщики имеют право:

1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов (обязательных платежей), а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения;

3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации;

4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться в установленном федеральным законом порядке в арбитражный суд с заявлением о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов (обязательных платежей);

6) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов (обязательных платежей) в установленных федеральными законами случаях;

7) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

8) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

2) обеспечивать сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая);

3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

6) осуществлять учет страховых взносов;

7) осуществлять регистрацию страхователей;

8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков;

9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением конфиденциальной информации, порядок передачи которой устанавливается законодательством Российской Федерации;

10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Застрахованные лица имеют право:

1) на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;

2) на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;

3) на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;

4) на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

5) на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации.

Застрахованные лица обязаны:

1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования;

2) вносить страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

2) у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком;

3) у страховщика — с момента регистрации страхователя;

4) у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Правовые основы обязательного социального страхования

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Участниками отношений по обязательному социальному страхованию выступают страхователи, страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан (в том числе неработающие), у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечением по обязательному социальному страхованию является исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая (социального страхового риска) посредством страховых выплат или иных видов обеспечения.

К социальным страховым рискам законодатель относит:

необходимость получения медицинской помощи;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому из указанных видов социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

пенсия по инвалидности;

пенсия по случаю потери кормильца;

пособие в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием;

пособие по беременности и родам;

ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

пособие на санаторно-курортное лечение;

социальное пособие на погребение;

оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Источниками выплат страховых возмещений являются государственные внебюджетные фонды РФ, а также федеральный и региональные бюджеты.

Виды обязательного социального страхования. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Страховым риском для целей обязательного пенсионного страхования признается утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая: достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности или потери кормильца. Страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию в зависимости от страхового случая являются страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости и по инвалидности, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Это интересно:  Правовые основы оказания платных медицинских услуг

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) и его территориальные органы. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с ПФ РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды. Страхователями выступают организации, индивидуальные предприниматели, граждане, производящие выплаты застрахованным, а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом кото­рого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств и другие категории, указанные в законодательстве.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФ РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Объектом обложения страховыми взносами у страхователей, осуществляющих выплаты в пользу застрахованных лиц, и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса РФ. Индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в бюджет ПФ РФ в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб.

на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определя­ются Правительством РФ в Правилах исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФ РФ в судебном порядке.

Страхователи представляют в ПФ РФ сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Средства бюджета Пенсионного фонда России являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФ РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ. В составе бюджета Пенси­онного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета ПФ РФ, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессио­нальную реабилитацию;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выступают имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Основные цели данного вида социального страхования реализуются путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Предусматривается также обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профес­сиональных заболеваний.

Страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев являются юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Закон устанавливает обязательность регистрации страхователей страховщиком и сроки, в течение которых страхователь должен быть учтен и зарегистрирован.

Застрахованными являются следующие категории физических лиц:

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора (например, подряда, поручения), однако при условии, что в нем зафиксировано, что страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы;

физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Страховщиком в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.

Страховой случай по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Несчастный случай на производстве — событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Приказом Минздрава России утвержден Список профессиональных заболеваний.

Обеспечение по страхованию осуществляется в следующих формах:

в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем;

в виде единовременных либо ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

обязательных страховых взносов страхователей;

взыскиваемых штрафов и пени;

капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;

иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат. Основу формирования доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации составляют страховые взносы — обязательные платежи по обязательному социальному страхованию, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Установленный законом страховой тариф применяется к начисленной страхователем оплате труда (дохода) застрахованных по всем основаниям. Так, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 207-ФЗ были установлены страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 г. Самый высокий тариф в размере 8,5% установлен для страхователей, относящихся к 22-му классу профессионального риска (например, предприятий угольной промышленности), самый низкий — 0,2% — в отношении 1-го класса профессионального риска (торговля, туризм, здравоохранение и др.).

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В отношениях по обязательному медицинскому страхованию участвуют граждане, страхователи, страховые медицинские организации, медицинские учреждения.

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются: для неработающего населения — советы министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация; для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица,занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Форма типовых договоров обязательного медицинского страхования, порядок и условия их заключения устанавливаются Правительством РФ.

Страховым риском по обязательному социальному страхованию является необходимость получения медицинской помощи. Страховым обеспечением — оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи, входящей в базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

В рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения при определенных в соответствующем перечне заболеваниях, осуществляется проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение здоровых детей. Медицинская помощь в рамках базовой программы предоставляется гражданам на всей территории Российской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

Страховщиками по обязательному медицинскому страхованию являются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, представляющие собой самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обес­печения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование в составе сумм единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, ассигнований из феде­рального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств; нормированного страхового запаса федерального фонда; поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством.

Обязательное государственное личное страхование предусматривает обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает следующие виды обязательного страхования для гражданских служащих:

медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здра­воохранения в соответствии с федеральным законом;

обязательное государственное страхование в случаях, порядке и размерах, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Как следует из указанных норм, в самом Федеральном законе от 24 июля 2004 г. не содержится положений об обязательном личном страховании гражданских служащих. Он отсылает к другим федеральным законам и законам субъектов Федерации, в которых такие нормы могут содержаться.

В настоящее время действует ряд законов, установивших обязательное государственное, т. е. осуществляемое за счет соответствующего бюджета, страхование лиц, которые замещают должности, установленные Конституцией РФ. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» жизнь и здоровье Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы в случае:

гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

причинения увечья или иного повреждения здоровья.

Отдельными федеральными законами, регламентирующими военную и правоохранительную государственную службу, напрямую предусмотрено обязательное государственное страхование служащих.

Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральным законодательством предусмотрено обязательное личное страхование прокуроров и следователей на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания. Страховые суммы выплачиваются органами государственного страхования в случаях:

гибели (смерти) прокурора или следователя в период работы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, — их наследникам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячного денежного содержания прокурора или следователя;

причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере, равном 36- кратному размеру их среднемесячного денежного содержания;

Это интересно:  Права нового образца 2024 с чипом

причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на способность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, — в размере, равном 12-кратному размеру их средне­месячного денежного содержания.

Обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета также распространяется на работников налоговых органов. В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10­летнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере 5-летнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение 10 лет — разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

Законодательство предусматривает обязательное государственное страхование судей и судебных исполнителей. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его 15-летней заработной платы. Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднеме­сячной заработной платы судебного пристава. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, — семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельно­стью, — в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, — семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельно­стью, — в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Вопрос 2 Правовые основы государственного социального страхования в Российской Федерации

Обязательное государственное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам[6].

Обязательное социальное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Действие ФЗ № 165 распространяется и на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Субъектами обязательного социального страхования, т.е. участниками отношений по обязательному социальному страхованию, согласно ст. 6 ФЗ № 165 являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи – это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также оив и омс, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страхователи имеют право:

1) участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;

2) вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство РФ;

3) бесплатно получать у страховщиков информацию о нпа по вопросах обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;

4) участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;

5) ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов в случаях, предусмотренных федеральным законами;

6) обращаться в суд для защиты своих прав.

1) встать на учет и сняться с учета у страховщика в порядке, установленном федеральными законами о конкретных видах обязательного медицинского страхования;

2) уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

3) представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

4) вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;

5) предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

6) выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с ФЗ № 165 (о страховых взносах) и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного медицинского страхования;

3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ;

4) взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством РФ, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Законом №165 (о страховых взносах) и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

5) предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

6) осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, на условиях, определяемых федеральными закона о конкретных видах обязательного социального страхования;

7) обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещение причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

1) подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

2) обеспечивать сбор страховых взносов с случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также своевременную выплаты страхового обеспечения (независимо от назначения экспертизы для проверки наступления страхового случая) в соответствии с федеральными законами;

3) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

4) обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

5) контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

6) осуществлять учет уплачиваемых страховых взносов;

7) осуществлять регистрацию страхователей;

8) осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков;

9) бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным и общественным организациям информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и порядок передачи которой устанавливается законодательством РФ;

10) бесплатно информировать и консультировать страхователей о нпа по вопросам обязательного социального страхования.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Права застрахованных лиц:

1) право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных федеральными законами, права на страховое обеспечение могут иметь члены семьи застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении;

2) защиту лично, через своего представителя или профсоюзов своих прав, в том числе в суде;

3) участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием;

4) получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

5) внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ.

Обязанности застрахованных лиц:

1) своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования;

2) уплачивать страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Виды обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование[7].

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности[8].

3) социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях[9].

4) медицинское страхование[10].

Для осуществления обязательного социального страхования страховщики должны уплачивать страховые взносы в соответствии с установленными тарифами.

Страховой взнос – обязательный платеж на обязательное социальное страхование.

Тариф страхового взноса – это ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начислением выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц.

Социальное страхование осуществляется от социальных рисков, а при наступлении страховых случаев застрахованным лицам предоставляется обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Социальный страховой риск – предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Виды социальных страховых рисков (ст. 7 ФЗ № 165):

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховой случай – свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральным законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей),уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения будет определяться в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) – исполнение страховщиком (в случаях предусмотренных ФЗ и страхователем) своих обязательств перед застрахованы лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗи о конкретных видах обязательного социального страхования.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (ст. 8 ФЗ № 165):

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с нечастным случаем на производстве и профессиональном заболеванием, дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

9) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

10) единовременное пособие при рождении ребенка;

11) социальное пособие на погребение;

12) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с ФЗи о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Профсоюзы в соответствии с законодательством РФ имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

В случае нехватки денежных средств (в финансовой системе обязательного социального страхования) для обеспечения пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных ФЗи расходов, то Правительство РФ в бюджете следующего финансового года предусматривает межбюджетные трансферты из федерального бюджета финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные ФЗи о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, studopedia.ru, lektsia.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector