Физические лица в международном частном праве

4.2. Физические лица как субъекты международного частного права

Правовое положение физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности.

Под правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем соответствующих прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.

Правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом, в частности может быть вынесено решение о запрете заниматься каким-либо видом деятельности, определенной профессией. Ранее гражданскими кодексами и другими законами предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав — так называемая гражданская смерть. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается. Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или с объявлением его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же (в некоторых странах) с объявлением судебного решения о безвестном отсутствии.

Под дееспособностью физического лица понимается его способность своими действиями приобретать права и обязанности.

Для того чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, то есть это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижении установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия.

Иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство иностранного государства.

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности — своеобразие правового положения иностранца.

Положение иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств, в Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией РФ. Ст. 37 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».

Законодательство РФ исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

— Правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196 ГК РФ). Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (ст. 1197 ГК РФ).

— Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется в РФ по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

По российскому законодательству личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

— иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

— в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения,

— использование иностранными гражданами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

В России имеется некоторое количество лиц без гражданства. К ним относятся проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному гражданству. Согласно российскому законодательству личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.

Правовое положение физических лиц в международном частном праве

Для международного частного права характерен дифференцированный подход к физическим лицам в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный, во-первых, на разделении на соответствующие категории, во-вторых, на установлении определенного правового положения в отношении каждой из них.

Выделяют обычно три таких категории. Прежде всего, это собственные (отечественные) граждане данного государства, затем следуют иностранные граждане и лица без гражданства. В последние годы часто выделяют еще одну группу лиц — беженцев.

Иностранный гражданин — это лицо, которое имеет особую правовую связь (гражданство) с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пределов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два порядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.

Согласно закону, иностранные граждане, которые пребывают на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным правопорядком. Как правило, это осуществляется на основе принципа национального режима. Национальный режим может быть установлен внутригосударственным актом или международным договором. В российском законодательстве коллизионный аспект определения гражданской правоспособности физического лица соединен с нормой права, которая устанавливает общие рамки объемов правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ на основе принципа национального режима. Так, в ГК РФ установлено, что «гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случае, установленных законом» (ст. 1196 ГК РФ).

Выражаясь иначе, действующее коллизионное право Российской Федерации помимо закрепления нового коллизионного принципа (личного закона) применительно к вопросам правоспособности позволяет говорить о двух аспектах проблемы: правоспособности как таковой, которая определяется на основе отсылки к личному закону лица, и объеме правоспособности, обусловленном принципом национального режима (своего рода ее «территориальном сегменте»).

Однако, национальный режим не бывает полным. Каковы же основные изъятия из национального режима? Практически повсеместно иностранные граждане не могут занимать высшие государственные должности, избирать и быть избранными в представительные органы власти, исполнять воинскую обязанность, быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодорожных локомотивов и т.д.

Например, ст. 56 КТМ РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут занимать должности капитана, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста судна, плавающего под Государственным флагом РФ. Вместе с тем, согласно той же статье предусматривается возможность вхождения лиц указанных категорий в состав судовой команды. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; в состав экипажа рыбопромыслового судна — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и использовании в РФ труда иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 2 ст. 56 КТМ 1999 г.).

Воздушный кодекс РФ 1997 г. в положениях, касающихся авиационного персонала, исчерпывающе регламентирует данный аспект об условиях, которым иностранное лицо должно отвечать, чтобы отправлять ту или иную должность: в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могут входить только граждане РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56). Однако иностранные граждане допускаются в состав авиационного персонала наравне с российскими гражданами, если у них имеется необходимый документ и признана его действительность. Например, ст. 55 Воздушного кодекса предусматривает, что сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, признается в РФ действительным при условии, если он соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым РФ, и федеральным авиационным правилам.

Правоспособность иностранных физических лиц может ограничиваться также посредством установления перечня секторов экономики, в которых не может быть занят иностранец. Например, в РФ архитектурная деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется наравне с гражданами РФ, если это предусмотрено международным договором РФ. Однако при отсутствии соответствующего международного договора указанные категории лиц могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории России только совместно с архитектором — гражданином РФ или юридическим лицом, имеющими лицензию (ст. 10 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

В Российской Федерации изъятия из принципа национального режима установлены федеральным законодательством. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» устанавливается общее ограничение прав иностранцев в рамках понятия иностранной инвестиции: «Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданского права, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации».

Участки недр, континентального шельфа, лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, а могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что иностранные граждане и юридические лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности (ст. 1, 2 Закона «О недрах», ст. 7 Закона «О континентальном шельфе Российской Федерации», ст. 22 Лесного кодекса РФ).

Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г., устранил практически все ограничения прав иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства в приобретении ими в частную собственность земельных участков, которые были в предыдущем законодательстве. Данные категории лиц не могут иметь в собственности земельные участки лишь в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и в иных особых территориях в соответствии с федеральными законами. Нужно иметь в виду, что на основании п. 5 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право на приобретение в собственность земельного участка иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренное в ст. 15 ЗК РФ, вступает в силу после выхода Указа Президента РФ, в котором будет установлен перечень приграничных и других территорий, где право собственности этих лиц на земельные участки исключается.

Вопросы дееспособности в международном частном праве обычно определяются по личному закону, который, как известно, существует в двух своих разновидностях — закона гражданства и закона местожительства. После введения в действие части третьей ГК РФ отечественное право также стало использовать общепринятое в международной практике понятие личного закона, которое превратилось в легально закрепленную категорию: «личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет» (п. 1 ст. 1195). Статья 1195 содержит положения, позволяющие в разнообразных по фактическому составу отношениях установить, право какой страны будет выступать в качестве личного закона гражданина или лица без гражданства.

В разд. VI ГК РФ введена основная норма о том, что «лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки» (п. 2 ст. 1197). Правилу-исключению из основной нормы определения гражданской дееспособности на основе принципа гражданства (домициля для лиц без гражданства), имеющему узкую сферу действия — в отношении актов, совершаемых только на территории РФ, пришло на смену предписание общего характера, но сопровождаемое оговорками.

Сегодня такой подход стад преобладающим не только в национальных правовых системах, но и в международных договорах. Исключение из него существует для сделок с недвижимостью: в этом случае способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости.

Например, в действующем российском праве определение дееспособности предпринимателя осуществляется по закону того государства, в котором лицо зарегистрировано в качестве такового: «Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности» (ст. 1201 ГК РФ).

Важным механизмом регулирования правового положения иностранных физических лиц и установления соответствующих режимов пребывания граждан договаривающихся государств стали двусторонние договоры о правовой помощи. В них вопросам определения право-, дееспособности стабильно уделяется особое внимание. Это обусловлено прежде всего интенсификацией процессов миграции населения, движения капиталов, услуг и т.д. и усилением в результате всего этого притока иностранной рабочей силы и других категорий лиц в некоторые государства.

Это интересно:  Где правильно ставить печать на документах

В части установления объемов правоспособности физических лиц в них прежде всего закрепляется уравнивание в правах иностранных и национальных граждан (национальный режим), особенно в том, что касается осуществления гражданами договаривающихся государств правовой защиты их личных и имущественных прав (ст. 1 Конвенции о правовой помощи по гражданским делам РФ с Италией от 25 января 1979 г., ст. 1 Договора о правовой помощи между Россией и КНР от 19 июня 1992 г., ст. 1 Договора между РФ и Албанией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 30 октября 1995 г. и др.).

Дееспособность иностранных граждан подчиняется их личному закону и преимущественно закону гражданства. Так, в Договоре о правовой помощи, заключенном между РФ и Эстонской Республикой 26 января 1993 г. (ст. 22), дееспособность физического лица определяется законодательством договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо.

В Договоре между РФ и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (от 16 сентября 1996 г.), вступившем в силу 18 января 2002 г., вопросы дееспособности физических лиц регламентируются на основе принципа гражданства, а в отношении гражданской и процессуальной правоспособности действует национальный режим.

Что касается ограничения и лишения дееспособности иностранцев, то в данной области существует немало расхождений в материальном праве различных государств: не во всех государствах признаются основаниями для ограничений дееспособности такие обстоятельства, как расточительство, болезненные наклонности (алкоголизм, наркомания и т.д.); различен порядок объявления ограниченно дееспособным или недееспособным и т.д.

Например, российское законодательство установило одностороннюю коллизионную норму: «. признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву» (п. 3 ст. 1197 ГК РФ). Закономерным последствием признания лица ограниченно дееспособным или лишенным дееспособности является установление опеки и попечительства. В новом регулировании РФ по международному частному праву этому аспекту уделено предметное внимание. Так, появились нормы, которые касаются отыскания права, подлежащего применению к опеке и попечительству, которые ныне отражены в ст. 1199 ГК РФ. Здесь перечень формул прикрепления к соответствующему правопорядку подразумевает как личный закон лица, в отношении которого учреждается опека или попечительство, так и личный закон опекуна (попечителя). В то же время не исключается и обращение к закону места совершения акта. Нельзя не отметить нововведение действующего права: при наличии указанных в положениях п. 3 ст. 1199 ГК РФ обстоятельств осуществляется сравнение содержания материальных норм иностранного и российского правопорядков, в ходе отыскания надлежащего права и окончательного его выбора на основе критерия большей благоприятности для опекаемого лица: «Отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяются по праву страны, учреждение которой назначило опекуна (попечителя). Однако когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица».

В целях установления стабильности в областях подобного рода в договорах о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, данные вопросы подверглись международно-правовому урегулированию. В частности, в случаях, не терпящих отлагательств, органы юстиции той договаривающейся стороны, где находится местожительство или местопребывание лица, подлежащего признанию ограниченно дееспособным либо недееспособным и являющегося гражданином другой договаривающейся стороны, могут сами принять меры, необходимые для защиты этого лица или его имущества. Распоряжения в связи с этими мерами следует направить соответствующему органу юстиции договаривающейся стороны, гражданином которой является это лицо (ст. 21 российско-польского, ст. 20 российско-кубинского договоров о правовой помощи). Распоряжения подлежат отмене, если органом юстиции данной договаривающейся стороны будет постановлено иное. При отмене ограничения дееспособности лица либо признании его дееспособным компетентен суд той страны, гражданином которой является данное лицо.

Институт объявления безвестно отсутствующим и признания лица умершим вследствие безвестного отсутствия существует далеко не во всех странах. В тех государствах, где он имеется, материальные нормы значительно расходятся в том, что касается условий и сроков объявления без вести пропавшими, юридических последствий безвестного отсутствия и т.д. В некоторых государствах имеются специальные законы, предусматривающие порядок признания безвестно отсутствующего лица умершим, а также конкретные предпосылки для подобного признания (Австрия, ФРГ, Италия), в других разработаны лишь отдельные нормы (Венгрия, Чехия, Россия и др.).

Например, положениями российско-кубинского Договора о правовой помощи от 14 декабря 2000 г. предусматривается, что объявить лицо безвестно отсутствующим, умершим или установить факт его смерти вправе только страна, гражданином которой являлось это лицо в то время, когда, по последним данным, оно было в живых. Наряду с этим соглашение устанавливает право и другой договаривающейся стороны. И в той и в другой ситуации применяется законодательство того государства, учреждение которого рассматривает дело.

Ключевыми для понимания правового статуса индивидуумов- иностранцев в РФ выступают конституционные предписания, во- первых, о том, что в РФ «признаются и гарантируются принципы и нормы международного права» (п. 1 ст. 17). При этом особое значение имеет ст. 18 Конституции, содержащая необходимую конкретизацию в отношении реализации приведенных предписаний.

Одновременно Основной закон РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима, что означает установление правила об уравнивании, за некоторыми изъятиями и исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и собственных граждан. Национальный режим предоставляется иностранцам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без встречного требования о взаимности в отношении наделения аналогичным режимом российских граждан в конкретном зарубежном государстве.

В Федеральном законе от 25 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», посвященном широкому кругу вопросов, раскрывающих правовое положение иностранных физических лиц в России, подверглись регламентации не только условия въезда и пребывания (как постоянного, так и временного) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (ст. 5—9), но и конкретизированы соответствующие их права и обязанности. Это касается отношений в рамках избирательного права, трудовой и образовательной деятельности. Сформулированы нормы, устанавливающие отношение законодателя в целом к призыву иностранных граждан на военную или альтернативную гражданскую службу либо к принятию на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лиц гражданского персонала; несению иностранными гражданами государственной или муниципальной службы или ведению иной деятельности (ст. 13—15); а также к передвижению иностранных граждан в пределах РФ, регистрации, учебе и ответственности иностранных граждан (ст. 11, 22—29, 33, 34).

Безусловно, что одним из наиболее важных правомочий лица, находящегося на территории иностранного государства, являются таковые в экономической и социальной сфере. Среди экономических прав личности, провозглашенных международно-правовыми документами в области прав человека, таких, как Всеобщая декларация прав человека, Пакты о правах человека и др., — право собственности выступает одним из первостепенных. В Российской Федерации это право закреплено как одно из основных конституционных прав.

При этом российское право не проводит разграничения между иностранцами, проживающими в пределах юрисдикции российского государства, и таковыми, которые находятся вне ее. И те и другие могут иметь на территории России тот же объем имущественных, а также связанных с ними личных неимущественных прав и реальное содержание, например, прав собственности иностранных физических лиц на территории РФ раскрывается в тех правомочиях, которыми располагают, с одной стороны, граждане РФ, и ограничениях, которыми данные правомочия сопровождаются в случае их использования иностранцами, — с другой.

Что касается характера подобных ограничений иностранных физических лиц в имущественной сфере, то, во-первых, они связаны с приватизацией государственного и муниципального имущества, а также со статусом территории. Так, устанавливается необходимость получения специальных разрешений органов государственной власти и местного самоуправления и обязательное извещение компетентных органов при приватизации объектов и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, а также мелких (до 200 человек среднесписочной численности работающих или с балансовой стоимостью по состоянию на 1 января 1992 г. до 1 млн рублей) предприятий промышленности и строительства, автомобильного транспорта (Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президентом РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284), а также принятия Правительством РФ или правительствами республик в составе РФ (в зависимости от вида государственной собственности) одновременно с принятием решения о допустимости приватизации объектов и предприятий оборонной промышленности (у которых оборонный заказ составляет более 30% общего объема выпуска продукции), нефтяной и газовой промышленности, по добыче и переработке руд стратегических металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов, предприятий транспорта и связи, решения о возможности допуска иностранных инвесторов к участию в приватизации.

Существует также прямой запрет на использование иностранных инвестиций при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в границах закрытого территориального образования, кроме случаев, предусмотренных постановлениями Правительства РФ (п. 1 ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297—1 «О закрытом административно-территориальном образовании»), и ограничения при приватизации жилья и совершении сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования.

Предоставление или непредоставление соответствующих прав иностранным гражданам в РФ могут обусловливаться как правилами национальных актов, так и предписаниями международных договоров. В частности, невозможность для иностранцев иметь земельные участки в собственности для осуществления племенного животноводства поставлена в зависимость от случаев, когда соответствующий режим собственности не предоставлен российским гражданам соответствующим иностранным государством (см. Федеральный закон от 1995 г. «О племенном животноводстве»).

Что касается строений, зданий, сооружений, домов, квартир в жилых домах общего проживания и их частей, находящихся на территории России, то они беспрепятственно могут составлять объект права собственности иностранцев с соблюдением требований российского права. К ним можно отнести, например, требования по регистрации оснований возникновения и перехода прав собственности на ряд объектов (квартиры, дома, коттеджи, нежилые здания и помещения и т.д.) в порядке заключения договора купли- продажи в компетентных государственных органах. Общим правилом в российском праве выступает положение о том, что и форма сделки по поводу недвижимости, находящейся на территории РФ, с участием иностранцев, и права и обязанности по сделке, и основания возникновения права собственности в их отношении, а также подсудность разрешения споров, возникающих по поводу или в связи со сделкой, равно как по осуществлению правомочий собственника и их защите, будут обсуждаться и разрешаться в соответствии с правопорядком Российской Федерации (ст. 1205 ГК РФ).

Определенные изъятия из принципа национального режима в правовом положении иностранных физических лиц могут быть связаны с их статусом. Например, подобного рода ограничения часто встречаются и в практике других государств применительно к такой категории иностранцев, как временно пребывающие на данной территории иностранные граждане (преимущественно туристы). На них, как правило, не распространяются общие условия медицинского обеспечения и медицинского страхования, которые действуют в конкретном государстве в отношении собственных граждан или постоянно проживающих на их территории лиц без гражданства. Россия в этом плане не исключение. Согласно постановлению Президента РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488, утвердившему Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, разработан порядок медицинского страхования, а приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1999 г. № 27 — минимальный перечень медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемые в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся на территории РФ.

Осуществление соответствующих прав физическими лицами — иностранцами обеспечивается адекватной процессуальной правоспособностью, т.е. способностью быть стороной в процессе, направленном на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав. Суды Российской Федерации также принимают иски иностранных физических лиц о признании недействительными актов, изданных органами управления юридических лиц, участниками которых являются указанные физические лица, если они не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы таких лиц.

Физические лица в международном частном праве

1.4. Физические лица в международном частном праве и их правовое положение

Программная аннотация

Правовое положение иностранцев как особый раздел МЧП.
Иностранные граждане, апатриды, бипатриды. Особенности правового положения каждой из перечисленных категорий.
Правовое положение беженцев.
Принципы действия (применительно к рассматриваемой теме) таких институтов, как национальный режим, принцип недискриминации, реторсия.
Содержание ключевого понятия “личный закон физических лиц”: национальный закон или закон гражданина, закон места жительства.
Традиционный цивилистический институт — “гражданская правосубъектность иностранцев”: гражданская правоспособность, гражданская дееспособность на основании международно-правовых категорий.
Содержание прав и свобод иностранцев. Возможные ограничения прав и свобод иностранцев.
Краткий очерк о положении отечественных граждан за рубежом.

Опорный конспект лекции

Одна из основных задач международного частного права — регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран.
Нормы международного частного права регулируют имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.
Прежде всего, следует уяснить вопрос, что есть гражданство? Гражданство — это правовая принадлежность лица к данному государству. В силу гражданства на человека распространяются законы государства, устанавливаются гражданские права и обязанности. Все лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, можно разделить на две категории: лица без гражданства, то есть апатриды, и иностранные граждане или иностранцы. Отдельную категорию составляют лица с двойным гражданством или бипатриды.
Апатриды — это проживающие на территории РФ лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства своей принадлежности к иностранному государству.
Иностранный гражданин или иностранец на территории РФ — это лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Бипатриды — лица, состоящие в соответствии с международными договорами РФ одновременно в гражданстве РФ и в гражданстве государства — договаривающейся стороны.
Особым статусом на территории РФ обладают беженцы. Этот статус определяется Конвенцией “О статусе беженцев”, Федеральным Законом РФ “О беженцах” 1993 г., Положением “О порядке предоставления политического убежища на территории РФ”. В соответствии с данными документами, беженец — лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе находится вне страны гражданства и не может пользоваться защитой этой страны из-за этих опасений или, не имея гражданства, находится вне страны постоянного пребывания.
До принятия Конституции СССР 1977 г. термины “иностранцы” и “иностранные граждане” применялись как равнозначные, или обозначались как “граждане других государств”. Конституция СССР 1977 г. расширила содержание понятия “иностранец”. Из смысла статьи 38 “О праве убежища” и ее сопоставления со статьей 37 следует, что Конституция считала иностранцами как иностранных граждан, так и лиц без гражданства, т. е. всех лиц, не являющихся гражданами СССР. Аналогично использовался термин иностранец в законодательстве многих стран мира.
Конституция РФ 1993 г. избегает использования различных терминов, и в статьях 62 и 63 употребляются лишь термины “иностранный гражданин” и “лицо без гражданства”.
Для настоящего времени характерно резкое увеличение числа иностранцев, временно или постоянно находящихся на территории другой страны. Это обусловлено политическими, экономическими и другими причинами. В частности, особо сильное влияние на увеличение числа иностранцев, находящихся на территории другого государства в Евроазиатском регионе, оказали политические изменения конца XX века, такие, как заключение Шен-генского договора, распад СССР, Чехословакии, Югославии.
Положение иностранцев на территории РФ определяется Конституцией РФ 1993 г., статья 37 Конституции устанавливает: “Лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами РФ”.
Правовое положение иностранных граждан в РФ основывается на следующих 4-х основных положениях, которые были предусмотрены еще Законом СССР “О правовом положении иностранных граждан в СССР” от 24 июня 1981 г.:
а) иностранные граждане и апатриды пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, т. е. в отношении них устанавливается “национальный режим”;
б) иностранные граждане в РФ и апатриды, проживающие в РФ, равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. (Этот принцип получил называние “принцип недискриминации”);
в) в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, могут быть установлены ответные ограничения. (Подобный шаг является “правом реторсии”);
г) использование иностранными гражданами и апатридами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам Российского Общества и Государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.
Личный закон физических лиц включает 2 варианта:
1. Национальный закон или закон гражданства (lex nationalis, lex patriae).
2. Закон места жительства (lex domicilii).
Первый означает применение права того государства, гражданином которого является данное лицо, второй — применение права государства, на территории которого данное лицо проживает (или находится). Личный закон — это закон физических лиц, и потому используется он прежде всего для определения правового положения физических лиц: гражданской право- и дееспособности, личных прав (право на имя, на место жительства, на честь и т. д.). Кроме того, широкой сферой личного закона являются брачно-семейные и наследственные отношения, особенно по поводу движимого имущества.
Разграничение между сферами применения закона гражданства и закона места жительства является главным образом территориальным — одни страны для регулирования перечисленных вопросов используют личный закон в форме закона гражданства, другие — в форме закона места жительства. Считается, что в европейских странах, за исключением Норвегии, Дании и Ирландии, в ряде латиноамериканских стран (Куба, Коста-Рика, Панама и др.) и арабских стран (Алжир, Египет и др.), действует принцип закона гражданства. Напротив, в странах общего права (Великобритания, США, Канада, Индия и др.) действует принцип закона места жительства, сюда же относятся некоторые латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия) и три указанные выше Европейские страны. Вместе с тем существуют страны, в которых действует смешанная система, т. е. “применяются обе формы личного закона”: к ним относятся, в частности, Россия, Австрия, Швейцария, Мексика, Венесуэла и др.
Необходимо отметить, что в настоящее время предложенная схема потеряла свою абсолютность и имеет условный характер: во всех странах кроме названной формы личного закона применяется в определенной степени и другая форма. Можно о той или иной форме личного закона говорить лишь как об исходном коллизионном начале, имеющем преимущественное применение. В результате все больший круг государств использует смешанную систему личного закона, которая в значительно большей степени соответствует разнообразию регулируемых отношений.
Обратимся в качестве примера к Франции, которая традиционно относится к странам, применяющим к личному статусу лица закон о его гражданстве. В соответствии с этим расторжение брака, в частности, рассматривается по закону гражданства супругов.
Последовательное применение этого правила при разнограж-данстве супругов для решения всех вопросов, связанных с расторжением брака (возможность, основания расторжения и т. д.), требовало обращения к праву двух различных государств, в результате чего создавались ситуации, когда в отношении одного супруга (француза) брак расторгался, а в отношении другого супруга (например, итальянца) брак не расторгался. Возникали “хромающие отношения”, и закон гражданства не давал выхода из этого тупика.
В конце концов, судебная практика при сохранении общей генеральной нормы (расторжение брака подчиняется закону гражданства супругов) выработала субсидиарную коллизионную норму: если супруги не имеют общего гражданства, то применяется закон государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Как видим, субсидиарно стала применяться вторая форма личного закона — закон места жительства (домицилия).
Смешанная система личного закона использована во всех новых кодификациях международного частного права.
Характерным примером является венгерский Закон “О международном частном праве” 1979 г. В качестве общего правила, он использует обобщающую форму “личный закон”. В §10 (1) записано: “правоспособность, дееспособность и вообще личный статус, а также личные неимущественные права человека необходимо рассматривать согласно личному закону”. Затем законодатель уточняет понятие личного закона: во-первых, это закон того государства, гражданином которого является (lex patriae), во-вторых, это закон государства, на территории которого человек имеет место жительства (lex domicilii), если он бипатрид или апатрид (§11).
Точно также семейно-брачные отношения рассматриваются по “общему личному закону” участников (с учетом разъяснений, содержащихся в §11), наследственные отношения — “по личному закону наследодателя” и т. д.
Таким образом, переход к смешанной системе личного закона является характерной чертой современного развития международного частного права, что повышает его эффективность. К рассмотренному можно добавить правила выбора права в отношении дееспособности, предусмотренные в российском МЧП.
В России в соответствии со ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет. Если же лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право. Когда иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право. При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Таким образом, в РФ подобрана оптимальная совокупность коллизионных принципов, составляющих смешанный личный статут.
Гражданская правосубъектность иностранцев складывается из двух понятий: гражданская правоспособность и гражданская дееспособность. Под гражданской правоспособностью физического лица понимается его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны.
Гражданская правоспособность присуща человеку как жизнеспособному существу и не зависит от его умственных способностей, состояния здоровья и т. д.; при жизни человека правоспособность может быть ограничена судом, в частности, может быть вынесено решение о запрете заниматься какой-либо деятельностью, определенной профессией. Ранее гражданским кодексом и другими законами предусматривалась возможность лишения физического лица всех гражданских прав — так называемая гражданская смерть. В настоящее время лишение по суду гражданской правоспособности законодательством большинства государств не допускается.
Правоспособность физического лица прекращается с его смертью или объявлением его умершим на основании презумпции безвестного отсутствия в течение определенного в законе срока, или же объявлением судебного решения о безвестном отсутствии (Франция). В настоящее время по гражданскому праву Германии безвестно отсутствующий может быть объявлен умершим по истечении 10 лет такого отсутствия, независимо от возраста, но не ранее, чем ему исполнится 25 лет, или по истечении 5-тилетнего срока безвестного отсутствия, если к моменту вынесения решения об объявлении лица умершим ему исполнилось бы 80 лет.
В Великобритании и США институтов безвестного отсутствия и объявления лица умершим по безвестному отсутствию в том виде, в каком эти институты урегулированы в праве стран континентальной Европы, не существует. Решение вопроса о безвестном отсутствии и смерти безвестно отсутствующего из сферы материального права в Великобритании и США переносятся в область процессуального права. Если при рассмотрении какого-либо дела возникает вопрос о праве на имущество или судьбе обязательства, то суд при решении данного конкретного дела исходит из процессуальной презумпции, что такое лицо умерло. Если же из обстоятельств дела следует, что от отсутствующего не должно поступать известий, то эта презумпция не применяется.
В России гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196 ГК РФ).
Под гражданской дееспособностью физических лиц понимается его способность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того, чтобы быть дееспособным, человек должен осознавать и правильно оценивать характер и значение совершаемых им действий, имеющих правовое значение, т. е. это правовое свойство субъекта зависит от умственного состояния человека. Законодательством большинства стран установлено, что дееспособным в полном объеме гражданин становится по достижению установленного в законе возраста, то есть совершеннолетия. Во Франции совершеннолетие наступает в 18 лет, в ФРГ оно наступает в день окончания 18 года жизни, в Англии же, напротив, человек становится совершеннолетним с первого дня, когда ему исполнится 18 лет. В Швейцарии этот возраст наступает в 20 лет, а в США в зависимости от штата колеблется от 18 до 21 года.
Российское законодательство предусматривает, что гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом. Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности (ст. 1197 ГК РФ).
Права и свободы иностранцев в РФ весьма широки, разнообразны и их обязанности. Они предусмотрены всеми отраслями российского законодательства — конституционным, административным, гражданским, трудовым, семейным и т. д. Непосредственно иностранцам посвящена лишь часть таких норм, остальные, и их гораздо больше, специально не ориентированны на иностранцев, хотя распространяются на них тоже.
Так, в связи с существованием национального режима иностранцы пользуются правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами РФ.
Важнейшая черта российского законодательства — закрепление социально-экономических и социально-культурных прав иностранцев в РФ. При этом постоянно проживающие в РФ иностранцы практически полностью приравнены к гражданам РФ в данных областях, как и в среде охраны здоровья, получения образования пользования достижениями культуры.
В социально-экономической и культурной областях иностранцы в РФ имеют не только широкие права, но и ряд обязанностей: соблюдение правил пользования жилым помещением, бережное отношение к памятникам истории и другим культурным ценностям. Иностранцы, принятые в российские учебные заведения, имея права, несут и обязанности учащихся и студентов в соответствии с законодательством.
Иностранцы в РФ в соответствии с Законом РФ “Об общественных объединениях” имеют право вступить в качестве членов в любые общественные организации на общих основаниях с гражданами РФ.
Иностранцам в РФ предоставляется возможность заключать и расторгать браки, в том числе и с гражданами РФ; гарантируются неприкосновенность личности, жилища и др. личные права.
Важно отметить, что согласно ст. 1197 ГК РФ признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву.
Правовой статус иностранцев характеризуется и тем, что обладание некоторыми правами, свободами и обязанностями, учитывая их характер, связано с обязательной принадлежностью к гражданству РФ. В связи с этим российское законодательство предусматривает, что иностранцы в РФ не могут избирать и быть избранными, а также участвовать в референдумах; не могут назначаться на должности, которые связаны с принадлежностью к гражданству РФ (например, быть дипломатом, прокурором, следователем, нотариусом и т. п.); не призываются на воинскую службу в ряды Вооруженных Сил РФ.
Сходные положения существуют и для российских граждан за рубежом. Являясь для принимающего их на своей территории государства иностранцами, они пользуются соответствующими правами, предоставленными иностранными законами, а также целым рядом нормативных актов РФ. Интересным фактом является то, что за рубежом россияне могут пользоваться правами, не известными нашему праву, но предоставляемыми правом другого государства.
Россияне являются для нашего права “соотечественниками”, которым предоставляется комплекс гарантий — социальных, политических и правовых. Традиционной составляющей этих гарантий является помощь консульства. На основании Консульского Устава российский консул, а также сотрудники представительства РФ обязаны оказывать всю возможную помощь по первому требованию соотечественника, находящегося за рубежом. Объем возможной помощи по восстановлению прав соотечественников определяется законодательством страны пребывания и двусторонними соглашениями о гарантиях прав соотечественников. Одним из самых распространенных видов помощи является представительство интересов россиян в государственных органах при их политическом или уголовном преследовании.

Это интересно:  Правовой режим особо ценных земель

Хрестоматия

“Статус иностранных граждан и лиц без гражданства близок, во многом совпадает, но правовой статус лиц без гражданства имеет некоторые особенности, например, в сфере определения гражданской правоспособности, усыновления детей, приобретения их детьми гражданства СССР и ряда других. Поэтому, когда мы характеризуем общее в правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства, то используем обобщающий термин “иностранцы”. Когда же раскрываем особенности, то говорим соответственно об “иностранных гражданах” или “лицах без гражданства””.
Л.В. Лазарев, Н.И. Марышева. Иностранные граждане. — М., 1992.
“Гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, в которой он имеет постоянное место жительства (п. 3 ст. 160). Гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении сделок, совершаемых в РФ, и обязательств, возникающих вследствие применения вреда в РФ, определяется по российскому праву (п. 4 ст. 160). Таким образом, п. 3 и п. 4 ст. 160 Основ гражданского законодательства содержат изъятия из действия принципа личного закона мира в пользу территориального принципа”.
М.М. Богуславский. Международное частное право. — М., 1998.-С. 115.
“Основной принцип Закона о правовом положении иностранцев — принцип национального режима распространяется не только на вопросы доступа иностранцев к труду, но и на права и обязанности участников трудовых отношений: иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с местными гражданами”.
Международное частное право / Под ред. Г. К. Дмитриевой. — М., 1993. — С. 192.
“Когда говорят о национальном режиме, то соотносят правовой статус иностранцев со статусом граждан страны пребывания. А он означает, что иностранцы в принципе, но не безусловно приравниваются к гражданам данного государства. Этот режим устанавливается национальным законодательством, предусматривается и в международных договорах, соглашениях”.
Л.В. Лазарев, Н.И. Марышева. Иностранные граждане. — М., 1992.
“Законодательство содержит такие специальные правила, касающиеся дееспособности физических лиц, под которой понимается способность совершать определенные действия, принимать на себя определенные обязательства. Коллизионные вопросы дееспособности физического лица возникают, прежде всего, вследствие того, что законы разных стран не всегда определяют возраст, с наступлением которого человек достигает совершеннолетия и тем самым становится полностью дееспособным. Как и во многих странах континентальной Европы, наш закон исходит в вопросах дееспособности из принципа lex patriae”.

Это интересно:  Социальная стипендия 2024 кому положена новые правила

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие “иностранный гражданин”?
2. Что такое “апатрид”?
3. В чем суть понятия “бипатрид”?
4. Каковы признаки понятия “беженец”?
5. На каких нормативных актах основывается правовой статус беженца?
6. На каких основных положениях основывается статус иностранца в РФ?
7. Что такое национальный режим?
8. Что такое принцип недискриминации?
9. В каких случаях применяется реторсия?
10. Что такое национальный закон?
11. Что означает коллизионный принцип “применение закона места жительства”?
12. Как определяется понятие “гражданская правоспособность иностранца”?
13. Что понимается под гражданской дееспособностью иностранца?
14. Какие права и свободы предоставляются иностранцам в рамках национального режима?
15. Каким образом определяется правовой статус российских граждан за рубежом?

Задачи и упражнения

1. Объясните, как должны поступить сотрудники внутренних дел и военного комиссариата в следующем случае:
Гражданин Израиля Аарон Семенсон в 25 лет приехал в РФ, где когда-то проживал и откуда репатриировал в 12-тилетнем возрасте с родителями в Израиль. Цель его приезда состояла в уходе за престарелой бабушкой. Аарон подал необходимые документы для приобретения российского гражданства. В органах внутренних дел ему заявили, что в случае вступления в российское гражданство он должен будет пройти службу в Вооруженных Силах РФ. Господин Семенсон сообщил, что проходил службу в силах обороны Израиля и участвовал в боевых действиях, имеет награды.
2. Расскажите, как следует ответить государственным органам на следующие заявления, и каким образом должны вести себя органы управления данной общественной организации, если на территории РФ действовала общественная организация “Друзья природы”, в Уставе которой не было введено ограничений на национальность и гражданство ее членов. Когда группа датских экологов вступила в организацию “Друзья природы”, в адрес ее руководства пришли письма от ряда секретных служб, в которых указывалось, что иностранцы не могут быть участниками данной общественной организации.
3. Проанализируйте ситуацию и ответьте на поставленный вопрос:
Китайский спортсмен, гражданин КНР, Ли Хэфэй приехал в РФ на работу по контракту в качестве тренера сборной РФ по стрельбе. Через оружейный магазин он заказал две винтовки — австрийского и американского производства. Когда заказ бьш доставлен и господин Хэфэй собирался расплатиться за покупку, возникли сложности с оформлением разрешения на хранение оружия: органы внутренних дел запретили магазину продавать гражданину КНР спортивное нарезное оружие.
Как следует поступить Ли Хэфэю, администрации магазина и органам внутренних дел?
4. Выберите вариант ответа, правильный в следующей си
туации:
В государстве Р. было запрещено предоставлять иностранным гражданам в аренду жилые помещения, новый закон обязал их проживать лишь в государственных гостиницах во время своего пребывания в этой стране, в противном случае иностранцам грозил штраф.
Правительство государства П. в соответствии с действующим на его территории законом “О международном частном праве”, наряду с предоставлением своим гражданам в государстве Р. правовой помощи, ввело сходные правила на суверенной территории для граждан государства Р. При этом Правительством государства П. был применен режим:
а) взаимности;
б) национального режима;
в) реторсии.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Объясните сущность основных положений правового статуса иностранцев. Дайте определение понятиям “иностранцы”, “апатриды”, “бипатриды”, “беженцы”.
2. Составьте максимально полную сравнительную таблицу “Гражданская правосубъектность иностранцев и российских граждан”.
3. Проанализируйте и сравните по объему содержание прав, свобод и обязанностей иностранцев и российских граждан. Постарайтесь дать объяснения обнаруженным различиям.
4. В чем заключается ограничение прав и свобод иностранцев в РФ?
5. Существуют ли обязанности, от которых иностранцы, находящиеся на территории РФ освобождены? В каких случаях законодатель предпринимает такого рода меры?
6. Как в российском законодательстве определяется понятие “соотечественник”? Каковы основные направления защиты прав соотечественников за рубежом? Возможно, ли считать российское законодательство в данном вопросе действенным?
7. Объясните причины существования особенностей правового статуса российских граждан за рубежом. Почему россияне могут пользоваться за рубежом правами, не известными нашему праву?

Литература, рекомендуемая к изучению

4.1. Положение физических лиц в международном частном праве, определение их гражданской правоспособности

Субъектами большинства ЧПО с иностранным элементом являются физические лица. В международном частном праве определены следующие категории физических лиц: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством; бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого. Правовой статус бипа-тридов и апатридов обладает серьезной спецификой. В международном праве он оценивается как усложненный статус, международно-правовая патология.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядкам – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Их правовое положение отличается двойственным характером.

Во многих зарубежных правовых системах (Франция, Испания) существует специальная отрасль права – «право иностранцев». В законодательстве таких государств определены различные категории иностранных граждан. Понятие «иностранец», как правило, включает в себя бипатридов, апатридов и беженцев. В большинстве национальных законов установлен принцип национального режима в применении к физическим лицам (иностранцы уравнены в правах с местным населением). Национальный режим основан на принципах равенства и равноправия.

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц определяются их личным законом. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 Гражданского кодекса. Генеральная коллизионная привязка личного закона – это закон государства гражданства, субсидиарная – право государства места жительства. Личный закон иностранного гражданина – это право страны, гражданство которой данное лицо имеет.

Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в Российской Федерации (п. 3 ст. 1195 Гражданского кодекса). Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5 ст. 1195 Гражданского кодекса). Такая норма является общей для законодательства большинства государств, но это правовое положение порождает проблему. Как определить личный закон апатрида при отсутствии у него постоянного места жительства? Закон домицилия применяется и при определении личного закона бипатрида (п. 4 ст. 1195 Гражданского кодекса). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища (п. 6 ст. 1195 Гражданского кодекса).

Гражданская правоспособность физических лиц – это способность индивида иметь права и обязанности. В праве большинства государств установлена императивная материально-правовая норма. В сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом; однако отдельные вопросы правоспособности имеют коллизионное регулирование и определяются по личному закону индивида.

В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона (ст. 1196 Гражданского кодекса). При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в Российской Федерации гражданской пра во спо соб но с тью наравне с российскими гражданами. Российское право закрепляет сочетание коллизионного и материально-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции (ч. 3 ст. 62). Применение коллизионного регулирования – личного закона – предполагает признание иностранных ограничений правоспособности, основанных на приговоре иностранного суда и не противоречащих публичному порядку РФ. В российском законодательстве установлены и другие изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности).

Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяется в соответствии с законодательством государства пребывания. Российское государство обязано защищать граждан Российской Федерации за рубежом и оказывать им покровительство. Если в каком-либо государстве имеет место ущемление прав российских граждан, то постановлением Правительства РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) к гражданам соответствующего иностранного государства на территории РФ (ст. 1194 Гражданского кодекса).

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, uristinfo.net, studfiles.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector