Согласие налогоплательщика на разглашение налоговой тайны образец

С 1 апреля 2017 года согласно изменений в налоговом законодательстве, со сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и составляющих налоговую тайну налогоплательщиков, может быть снят режим секретности по личной инициативе налогоплательщика.

Для этого нужно представить в налоговую инспекцию согласие на признание их общедоступными по форме, формату и в порядке, утвержденным ФНС России. По усмотрению налогоплательщика согласие может быть представлено как в отношении всей секретной информации, так и отдельных сведений.

    В настоящее время мало что осталось от налоговой тайны. Налоговой тайной в отношение каждого налогоплательщика (физ и юрлиц) не являются:
  • регистрационные сведения налогоплательщика;
  • сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
  • сведения о применяемых налоговых спецрежимах;
  • сведения о среднесписочной штатной численности наемных работников налогоплательщика;
  • сведения об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом, о суммах страховых взносов;
  • сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика-организации за календарный год;
  • другие справочно-информационные сведения.

К разглашению налоговой тайны относится, в основном, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

    Тем не менее, мы можем дополнить общедоступные сведения о себе, сделав их упорядоченными, полностью прозрачными, так сказать полностью раскрыться перед людьми, дав добровольное согласие на раскрытие следующих данных:
  • сведения о физлице (Ф.И.О., вид, серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность; дата и место рождения; гражданство; адрес места жительства; страна проживания; адрес в стране проживания);
  • сведения о юрлице (сведения об обособленных подразделениях организации; сведения о лицензиях (разрешениях) на право пользования недрами);
  • сведения о наших счетах в банках и лицевых счетах, движениях денежных средств по счетам в банках;
  • сведения, полученные по результатам налогового контроля;
  • сведения об объектах налогообложения;
  • и так далее.

➨ ИП и организациям, относящихся к категории микропредприятий, вряд ли есть смысл подавать в налоговый орган согласие на раскрытие сведений о себе больше тех, что уже на законодательном уровне отнесено к общедоступным.

А вот акционерным обществам и особенно государственным и муниципальным предприятиям стоит, пожалуй, обнародовать о себе куда больше сведений, чем мы сейчас можем располагать в рамках обязательных общедоступных сведений.

✔ Микропредприятиям стоит добавить о себе сведения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, действующий с 01.08.2016 года. Но речь в этом случае идет не о финансовых сведениях, а о контактных данных, способах связи (телефон, email, веб-сайт), чтобы микропредприятия могли друг друга найти, а также, чтобы малышей» могли найти потенциальные потребители товаров и услуг.

С 1 июля 2017 года, как обещают в ФНС России, станет общедоступной на официальном сайте возможность проверки контрагентов на предмет недоимок по налогам, сборам и страховым взносам в режиме онлайн.

О том, какие сейчас доступны сведения об организациях и индвидуальных предпринимателях, можно посмотреть на сайте ЗаЧестныйБизнес (ссылка в конце заметки).

Интернет-сервис ЗаЧестныйБизнес бесплатный и, по словам разработчиков, будет бесплатным всегда.

Главная цель проекта — сделать информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях максимально доступной широкому кругу пользователей. Портал не содержит полей со скрытой информацией, распространяемых на платной основе. Вся информация, представленная на сайте, собрана из официальных источников открытых данных – ФНС России и Росстат.

Поиск контрагента осуществляется по любому из известных реквизитов: ИНН, ОГРН, названию юридического лица, фамилии руководителя или учредителя, адресу. Для уточнения результатов возможен поиск по нескольким параметрам одновременно.

В настоящее время на сайте ЗаЧестныйБизнес представлены ежедневно обновляемые данные ЕГРЮЛ/ЕГРИП, сведения об основных видах деятельности, учредителях, руководстве, данные о регистрации во внебюджетных фондах, наличие лицензий на ведение деятельности, финансовая отчетность. Сервис позволяет выявить связанные и аффилированные структуры по фамилии или ИНН руководителя или учредителя.

Раскрытие налоговой тайны: что это и как правильно оформить согласие

В статье 102 НК РФ говорится, что налоговой тайной признаются сведения о налогоплательщике, полученные государственными органами. Например, суммы исчисленных и уплаченных фискальных обязательств в бюджет, остаточная стоимость основных средств, размер кредиторской и дебиторской задолженности. Все эти данные относятся к налоговой тайне. Эту информацию госорганы не вправе разглашать.

Но со вступлением в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ раскрытие налоговой тайны стало доступным, но только после того, как от налогоплательщика получено официальное согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. С момента получения разрешения информация перестает быть тайной и становится доступной для общественности.

Раскрытие некоторых сведений необходимо для актуализации данных на электронных сервисах. Например, для проверки контрагентов на добросовестность или для повышения прозрачности расчетов с бюджетом по фискальными обязательствам.

Порядок предоставления согласия

Официальное согласие предоставляется в территориальное отделение ФНС по месту регистрации экономического субъекта. Разрешение оформляется исключительно в письменном виде. Чиновники разработали специальную форму, утвержденную Приказом ФНС России № ММВ-7-17/615@.

Это интересно:  Протокол приемо сдаточных испытаний образец

Бланк КНД 1110058 согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными

Заполненный документ необходимо направить в ИФНС. Это можно сделать лично, посетив ближайший офис инспекции, не забудьте захватить паспорт. Можно направить информацию почтовым отправлением — заказным письмом. Обязательно оформите опись вложений, чтобы в будущем подтвердить факт отправки.

Электронный обмен данными с ФНС в данном случае тоже доступен. Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) может быть подготовлено в электронном формате и направлено в ИФНС по защищенными каналам связи. Документ должен быть подписан усиленной цифровой подписью.

Заполнить форму согласия в ИФНС можно прямо на официальном сайте Федеральной инспекции. через личный кабинет налогоплательщика. Получить доступ к ЛК ФНС можно через учетную запись портала «Госуслуги» или же через логин и пароль, выданные в инспекции.

Правила заполнения согласия

Шаг 1. В шапке документа необходимо указать ИНН и КПП экономического субъекта, от имени которого будет оформляться разрешение о налоговой тайне. Вносите реквизиты в соответствии с регистрационными свидетельствами, выданными ФНС.

Шаг 2. Укажите код территориального отделения ФНС, в которое будет подано согласие. Документ необходимо направить по месту учета экономического субъекта. Код состоит из 4 цифр, узнать его можно на сайте инспекции или позвонив в ИФНС.

Шаг 3. Теперь вписываем наименование экономического субъекта: организации или индивидуального предпринимателя. Наименование вписываем особым образом, каждую букву следует указывать в отдельной ячейке.

Если информационное разрешение подается от имени физического лица или ИП, то необходимо указать паспортные данные гражданина либо реквизиты иного удостоверяющего личность документа.

Шаг 4. Далее нужно обозначить объем информации, который становится общедоступным, и ограничить временной промежуток — указать конкретный период, за который тайные сведения будут считаться открытыми.

Шаг 5. Пропишите количество страниц. Блок данных о налогоплательщике заполняется в обычном порядке. Сведения вносятся только в левую часть страницы. Указывается Ф.И.О. руководителя организации либо доверенного представителя и вписывается номер контактного телефона. Если информация подается через доверенного представителя, то необходимо указать реквизиты доверенности либо иного правоустанавливающего документа.

Шаг 6. Дату заполнения и подпись проставляет составитель.

Шаг 7. Переходим на следующую страницу согласия о налоговой тайне. В шапке листа дублируем ИНН и КПП заявителя. А в соответствующем поле формы указываем коды сведений, по которым дается разрешение на их использование в общедоступном порядке. Перечень кодов закреплен в приложении № 3 к Приказу ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@.

Например, налогоплательщик вправе сделать общедоступными следующие виды данных:

  • 0100 — данные о физическом лице (паспортные данные, гражданство, дата и место рождения, адрес проживания);
  • 0200 — сведения об организации (информация о структурных подразделениях, наличии лицензий, разрешений на пользование недрами, ресурсами);
  • 1200 — информация о доходах физических лиц (данные о начисленной заработной платы в отношении наемных работников организации или ИП).

Шаг 8. Код 1400 в согласии налогоплательщика обозначает иную информацию, которая не была включена в вышеуказанную группировку. Данный тип сведений должен быть расшифрован в отдельности. Для этого в специальном поле необходимо указать наименование и тип сведений, на которые распространяется согласие. Если таковых данных нет, оставьте поле пустым.

Крупные компании из сферы АПК раскроют налоговую тайну о разрыве по НДС

Новый ресурс со сведениями о налоговых разрывах поможет бизнесу из сферы АПК проверять добросовестность поставщиков. Для этого крупные компании раскроют часть сведений, составляющих налоговую тайну.

В России заработал ресурс по выявлению поставщиков, имеющих налоговые разрывы, он позволяет компаниям проверять своих контрагентов. Сервис, который запустила Ассоциация добросовестных участников рынка АПК, охватывает компании сельскохозяйственного сектора, которые согласились раскрыть часть данных, составляющих налоговую тайну.

Зная ИНН контрагента, можно проверить, выявлен ли в его операциях признак налогового разрыва — наличия несформированного источника в цепочке поставщиков для принятия к вычету сумм НДС. Если компания попадает в реестр недобросовестных поставщиков, ресурс раскроет о ней только четыре вида сведений: ИНН, название, квартал, по декларации за который выявлен признак налогового разрыва, и дату размещения этой информации.

Налоговые декларации и сведения о несформированном источнике защищаются налоговой тайной: это означает, что доступ к ним имеет ФНС, но не другие компании. Но любая компания имеет право отказаться от режима налоговой тайны в отношении информации о себе — для этого она должна направить соответствующую заявку в налоговую. Раскрытие данных и позволит компаниям доказать свою добросовестность, которую подтвердит карточка на ресурсе Ассоциации добросовестных участников рынка АПК.

«Эта работа инициирована подписантами Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции (ее разработала ассоциация, хартию подписали около 3,4 тыс. компаний. — РБК) — совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке оборота сельскохозяйственной продукции и направлена на открытое и добровольное взаимодействие налогоплательщиков между собой для поддержания налоговой дисциплины на рынке», — сообщила РБК пресс-служба ФНС.

Прозрачность вместо тайны

В октябре 2018 года ФНС направила крупным компаниям сектора АПК письмо (есть у РБК), в котором заявила о готовности предоставлять сведения о налоговых разрывах у поставщиков, в случае если сами компании дадут согласие на отказ от налоговой тайны.

«ФНС настоятельно рекомендует крупным налогоплательщикам сделать налоговые декларации общедоступными, — говорит партнер департамента по налогообложению и праву Deloitte Антон Зыков. — На условиях анонимности компании сообщали о встречах с налоговыми органами на разных уровнях, на которых налогоплательщиков старались склонить к отказу от налоговой тайны».

«Кто-то соглашается без переговоров с налоговиками, кто-то находится в переговорах», — отмечает старший менеджер группы корпоративного налогообложения KPMG Николай Симоянов.

Это интересно:  Коллективный договор 2020 год образец

Налоговая «только безоценочно сообщает о факте несформированного источника (без привязки к факту, кто и как допустил налоговое правонарушение), сами налогоплательщики принимают решение о размещении контрагента (у которого есть несформированный источник для принятия к вычету сумм НДС) в списке, но только если имеется ранее выданное этим контрагентом согласие», отметили в ФНС.

Согласие на раскрытие данных уже дали около 3,5 тыс. компаний. Среди них — РИФ, Glencore, «Астон», Cargill, Louis Dreyfus, «КЗП-экспо», «Зерно-трейд», «Юг Руси», «Эфко», «Содружество», «Макфа», «Русагро», группа «Продо».

Налогоплательщики (отраслевые союзы и Общественная палата) «сами обратились в ФНС России с просьбой запустить процесс информирования о разрывах», отметили в пресс-службе ведомства. После проведения пилота на сельскохозяйственном рынке ФНС будет готова «предложить другим отраслям и рынкам воспользоваться системой информирования».

Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

Что не относится к налоговой тайне

По общему правилу налоговую тайну составляют любые сведения о плательщике налогов и страховых взносов, полученные налоговой инспекцией, полицией, следователями, государственными внебюджетными фондами и таможенными органам и п. 1 ст. 102 НК РФ . То есть все сведения о компании, которые прямо не названы в НК РФ как исключения, охраняются госорганами в качестве налоговой тайн ы подп. 8 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 102 НК РФ . И могут быть предоставлены заинтересованному лицу исключительно в случаях, установленных законом. Скажем, судебные приставы в деле о банкротстве могут получать у налоговиков сведения об имуществе должника, движении денег по расчетному счету и др. ч. 8, 9 ст. 69 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ

За разглашение налоговой тайны (например, вследствие утраты документов, полученных в ходе проверки) сотрудника ИФНС могут привлечь к уголовной ответственност и ч. 2— 4 ст. 183 УК РФ . А компания может потребовать возмещения причиненных ей убытков.

К сведениям-исключениям, не защищенным режимом налоговой тайны, относятся, например, общедоступные сведения об организации (в том числе содержащиеся в ЕГРЮЛ: дата создания, адрес и ИНН, ф. и. о. руководителя и прочие), сведения о налоговых нарушениях и мерах ответственности за них, о применяемом спецрежиме (УСН, ЕНВД и др.). Кстати, любые сведения могут стать общедоступными с письменного согласия налогоплательщика.

В прошлом году перечень «нетайных» сведений существенно расширился. Теперь в него также включены:

• сведения о размерах недоимки и задолженности по пеням и штрафам. До этого не считалась секретной только информация о совершении компанией налоговых правонарушений и о том, какие меры ответственности были к ней применены, без раскрытия конкретных сумм;

• сведения о среднесписочной численности работников компании за прошедший календарный год;

• сведения об уплаченных за прошлый год страховых взносах и налогах (по каждому налогу и сбору), кроме уплаченных в качестве налогового агента и при ввозе товаров из ЕАЭС;

• суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Те сведения, которые не перечислены прямо в ст. 102 НК РФ, по-прежнему охраняются законом, и просить их у налоговиков бесполезно. Поэтому бессмысленно просить у ИФНС, скажем, копию решения о привлечении вашего контрагента к ответственност и Постановление 9 ААС от 16.01.2017 № 09АП-62555/2016 . Или информацию о сделках, заключавшихся вашими поставщиками с другими организациями.

«Нетайные» сведения опубликуют в Интернете

Это касается сведений об уплаченных компанией налогах и страховых взносах, о налоговых нарушениях и штрафах за них, о среднесписочной численности работников, о применяемых спецрежимах, а также о данных бухотчетности. Порядок и сроки размещения данных на сайте ФНС утверждает сама налоговая служб а п. 1.1 ст. 102 НК РФ .

Для рассекречивания дополнительных сведений о себе плательщик должен подать согласие по утвержденной ФНС форме. Причем такие сведения в согласии указываются в закодированном виде

По первоначальному плану первое размещение должно было состояться уже 25 июля текущего года. Но что-то пошло не так, и ФНС перенесла этот срок на 01.06.2018 Приказ ФНС от 27.07.2017 № ММВ-7-14/582@ . Сведения, опубликованные в этот день, будут сгруппированы в два набора открытых данных. Первый будет включать данные о размерах недоимки, о сумме задолженности по пеням и штрафам, сведения о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за них, о применяемых спецрежимах и об участии компании в консолидированной группе налогоплательщиков.

Во второй набор войдут сведения о среднесписочной численности работников, данные об уплаченных в предшествующем календарном году налогах, сборах и страховых взносах, доходах и расходах по отчету о финансовых результатах на 31 декабря 2017 г.

Отметим, что налоговики отказались от первоначальных планов ежемесячного размещения «рассекреченных» данных, входящих в первый набор. Кроме того, оба набора данных должны будут находиться в открытом доступе не менее года со дня их размещения на сайте, а не 3 календарных года, не считая года размещения, как планировалось ранее.

Почему тайна больше не тайна

Чем объясняется такое послабление режима налоговой тайны? Отчасти тем, что некоторые сведения, которые по НК РФ инспекторы обоснованно квалифицировали как составляющие налоговую тайну, заинтересованное лицо могло абсолютно законно получить из других источников. Например, некоторые категории юрлиц обязаны публиковать бухотчетность. Кроме того, данные бухотчетности любой компании за любой прошедший год каждый желающий может получить в Росстате по письменному запрос у приложение № 2 к Административному регламенту, утв. Приказом Росстата 20.05.2013 № 183 .

В данные, публикуемые 01.06.2018, войдут сведения о налоговых правонарушениях, решения по которым вступили в силу в период с 02.06.2016 по 31.12.2017, если штрафы не будут уплачены до 01.05.2018.

То есть бухгалтерская отчетность организации, даже не подлежащая обязательному опубликованию, полученная органами статистики, по сути, находится в открытом доступе, а та же бухгалтерская отчетность, сданная в ИФНС, имела статус охраняемых сведений.

Другая немаловажная причина — расширение возможностей проверки контрагентов. Посыл такой: добросовестному налогоплательщику скрывать нечего. А вот организация, уклоняющаяся от уплаты налогов или имеющая критическую задолженность по обязательным платежам, достаточную для возбуждения дела о банкротстве, точно не заинтересована в том, чтобы об этом стало известно потенциальным клиентам. В пояснительной записке к законопроекту законотворцы вспомнили даже про обманутых дольщиков, которые могли бы избежать проблем, имей они доступ к сведениям, свидетельствующим о скором крахе строительных фирм.

Это интересно:  Письмо об отказе от услуг образец

О проблемах выбора контрагентов и должной осмотрительности мы писали:

Налоговики же соглашались: да, эти сведения не тайна, но они не обязаны предоставлять их по запросам компаний. Проявляете осмотрительность при выборе контрагента? Это похвально. Сервисы на сайте ФНС вам в помощ ь Письмо ФНС от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@ . При этом суды при рассмотрении дел, где инспекторы вменяли компаниям получение необоснованной налоговой выгоды, зачастую отмечали, что организация не проявила должной осмотрительности, поскольку, в частности, не обратилась в ИФНС за информацией о налоговых правонарушениях, совершенных поставщиком, хотя эти данные являются открытым и Постановления 13 ААС от 01.12.2016 № 13АП-26867/2016 ; 8 ААС от 10.05.2016 № 08АП-3118/2016 .

Нет смысла настаивать на том, что вы проявили должную осмотрительность и проверили контрагента через сайт ФНС, если на самом деле этого сделано не было. Тем более в случае, когда, проведя такую проверку в действительности, вы бы узнали, что поставщик ненадежен. Судьи без труда уличат вас во лжи, и вряд ли это создаст у них положительное впечатление о вашей компани и Постановление 4 ААС от 15.06.2017 № 04АП-2574/2017 . Если же проверка через сервисы на сайте ФНС действительно проводилась, сделайте распечатки ее итогов и включите их в налоговое досье на контрагента.

Что в итоге

В целом, конечно, снятие режима секретности с некоторых сведений, составляющих налоговую тайну, и тот факт, что эти сведения будут общедоступны без всяких запросов, можно расценить как положительные изменения. Но есть и нюансы.

Во-первых, пока этих данных в открытом доступе нет. До размещения их в Интернете еще почти год. И, например, через электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» на сайте ФНС получить их пока нельзя.

«Рассекреченные» сведения налоговики не будут рассылать по запросам компаний. Даже если этих данных еще нет в открытом доступе на сайте ФНС.

Скажем, сервис «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года» может показать только, что интересующая организация имеет налоговую задолженность, превышающую 1000 руб., которую налоговики уже пытались взыскать через приставов, и не сдает декларации более года. Разумеется, с таким контрагентом дел лучше не иметь, но отсутствие данных о нем в этом ресурсе еще не гарантирует его «благонадежности».

Во-вторых, просить рассекреченные данные у налоговиков в частном порядке вообще стало бессмысленным. Ведь в НК РФ теперь прямо сказано, что сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законам и п. 1.1 ст. 102 НК РФ . То есть для компаний и физлиц доступ к этим сведениям предусмотрен только через сайт ФНС. Иного не дано Письмо ФНС от 25.11.2016 № ГД-4-14/22483@ . Размещены ли эти данные в открытом доступе или еще нет — не так важно.

Кстати, суд уже рассматривал подобное дело и решил, что инспекция правомерно отказала компании в предоставлении сведений о контрагенте, несмотря на то что запрошенные данные с учетом поправок, внесенных в ст. 102 НК РФ, не являются налоговой тайно й Постановление 16 ААС от 02.06.2017 № 16АП-1541/2017 .

К сожалению, давно прошли те времена, когда многие суды считали достаточным проявлением осмотрительности получение выписки из ЕГРЮЛ по контрагенту. Теперь для минимизации налоговых рисков нужен системный анализ потенциального поставщика. Желательно собрать на него целое досье, заручиться учредительными документами и приказом о назначении руководителя, выяснить, обладает ли он достаточными ресурсами для выполнения обязательств по сделке, и т. д.

«Несекретные» данные о некоторых контрагентах можно увидеть и сейчас

Компании, потенциальные поставщики которых относятся к малому и среднему бизнесу, могут найти информацию о среднесписочной численности их работников и доходах, полученных от ведения деятельности за предшествующий календарный год, в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Он размещен на сайте ФНС. Данные вносятся в реестр автоматически на основании сведений о среднесписочной численности работников и налоговых деклараций, представленных организацие й ч. 4 ст. 4.1 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Посмотреть Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства можно:

Если компания — субъект малого предпринимательства не представила сведения о среднесписочной численности работников или не подавала декларации за прошлый год (либо сдала налоговую отчетность в таком виде, что размер полученных доходов не поддается определению), то ее уберут из реестра 10 августа текущего года п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ . Поэтому сам факт того, что потенциальный контрагент есть в реестре, характеризует его положительно. По крайней мере, это означает, что вы имеете дело с компанией, которая сдает налоговую отчетность.

Впрочем, преувеличивать значение проверки контрагента через реестр СМП не стоит. Но включить распечатку из реестра в налоговое досье на контрагента не помешает.

Статья написана по материалам сайтов: gosuchetnik.ru, www.audit-it.ru, glavkniga.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector