+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеющие лицензию

Основные понятия, применяющиеся в федеральном законе «О лицензировании» следующие:

Лицензия. Под этим понятием имеется в виду выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специальное разрешение, позволяющее заниматься конкретно выбранным ими видом деятельности. При этом, получившие лицензии лица обязаны соблюдать лицензионные условия и требования.

Лицензируемый вид деятельности – это деятельность на территории РФ, на осуществление которой необходимо иметь лицензию, получение которой происходит в соответствии с действующим законом.

Лицензирование – совокупность конкретных действий, которые связаны с выдачей и переоформлением лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию; переоформлением документов, удостоверяющих наличие лицензий; принятием решений, направленных на приостановление действия лицензий (в случае нарушения лицензионных условий лицензиатом); прекращение, а также возобновление действия лицензий; в установленных случаях их аннулирование; контроль за соблюдением лицензионных требований лицами, ведущими лицензионную деятельность; ведение Реестров лицензий и выдачу сведений из них заинтересованным лицам в установленном порядке, иной информации, касающейся лицензирования.

Лицензионные требования и условия – ряд условий и требований, предусмотренных положениями о лицензировании, выполнение которых лицами, ведущими лицензионную деятельность, обязательно.

Лицензирующие органы. К ним относятся федеральные органы исполнительной, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие, согласно Федеральному закону, лицензирование.

Лицензиат. Под этим понятием понимают индивидуального предпринимателя или юр. лицо, получившее лицензию на конкретный вид деятельности.
Соискателем лицензии
считается юридическое лицо/частный предприниматель, которые обратились с заявлением в лицензирующий орган о предоставлении им лицензии.

Реестр лицензий – точные данные о выданных лицензиях, переоформленных документах, которое подтверждают владение лицензией, приостановленных, аннулированных и возобновленных лицензиях.

Основные термины позволяют правоприменителям уяснить суть лицензирования, чтобы избежать разночтений. Все термины относятся к деятельности, требующей получения лицензии, осуществляемой исключительно на территории РФ.

Лицензирование деятельности индивидуальных предпринимателей и ответственность за нарушение законодательства о лицензировании

Хозяйствующий субъект имеет право заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Вопросы, связанные с лицензированием деятельности индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании).

Индивидуальный предприниматель при выполнении некоторых видов деятельности обязан получить в лицензирующем органе специальное разрешение – лицензию.

Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, установлен статьей 17 Закона о лицензировании. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

К таким видам деятельности, в частности, относятся:

— разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

— разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля вооружением и военной техникой;

— производство и торговля оружием, его основными частями и патронами к нему;

— разработка, производство и утилизация боеприпасов;

— деятельность по эксплуатации электрических, газовых и тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя);

— инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

— производство лекарственных средств;

— производство и техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

— перевозки морским, внутренним водным, воздушным транспортом пассажиров и грузов;

— перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом;

— погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также на железнодорожном транспорте;

— деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения, воздушных судов, а также по ремонту воздушных судов;

— деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте, а также технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

— организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

— туроператорская и турагентская деятельность;

— негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;

— производство табачных изделий;

— ряд других видов деятельности.

Следует отметить, что список лицензируемых видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2005 года №80-ФЗ подвергся значительному сокращению.

Федеральный закон №80-ФЗ ввел процедуру упрощенного лицензирования и изменил подход к процедуре приостановления лицензии. Например, с 1 января 2007 года отменено лицензирования видов деятельности, относящихся к сфере строительства.

На основании пункта 2 статьи 17 Закона о лицензировании перечень работ и услуг, подлежащих лицензированию, устанавливается Положениями о лицензировании следующих видов деятельности:

1) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино);

2) деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов);

3) космическая деятельность;

4) медицинская деятельность;

5) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

6) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

7) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Так, Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, которым установлен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. Срок действия лицензии согласно статье 8 Закона о лицензировании не может быть менее чем 5 лет, но по его окончании срок может быть продлен по заявлению лицензиата.

В зависимости от вида деятельности лицензии выдаются либо федеральными органами исполнительной власти, либо органами власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов Российской Федерации. Перечень документов, которые представляет соискатель лицензии в соответствующий лицензирующий орган для получения лицензии, приведен в статье 9 Закона о лицензировании.

За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за представление лицензий уплачивается государственная пошлина. Размер госпошлины с 1 января 2005 года установлен главой 25.3 НК РФ.

Кроме того, особый порядок и специальные условия лицензирования установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи). Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Лицензии выдаются по результатам рассмотрения заявлений, а также по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса) (статья 31 Закона о связи).

Для получения лицензии заявитель обязан подать в лицензирующий орган заявление, в котором указываются:

— фамилия, имя, отчество;

— данные документа, удостоверяющего личность;

— наименование услуги связи;

— территория, на которой будет оказываться услуга связи, и создаваться сеть связи;

— категория сети связи;

— срок, в течение которого соискатель лицензии намерен осуществлять деятельность в области оказания услуг связи.

К заявлению прилагаются документы необходимые для получения лицензии:

· копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная копия указанного документа;

· нотариально заверенная копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;

· схема построения сети связи и описание услуги связи;

· документ, подтверждающий уплату сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности относятся: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Если лицензируемые виды деятельности требуют для их осуществления специальных знаний, то в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационные требования к гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

Решение о выдачи лицензии или об отказе ее выдачи лицензирующий орган принимает в сроки, установленные статьей 32 Закона о связи. В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о лицензировании, к причинам, по которым может быть отказано в выдаче лицензии, относятся:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается сбор в размере 300 руб.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. После получения уведомления о выдаче лицензии заявитель обязан в срок оплатить лицензионный сбор, который установлен в размере:

— определенном условиями торгов (аукциона, конкурса), — в случае выдачи лицензии по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса);

Суммы лицензионного сбора и сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии зачисляются в федеральный бюджет. Если соискатель лицензии не оплатит лицензионный сбор в течение 3 месяцев, то лицензирующий орган имеет право аннулировать лицензию.

Срок действия лицензии на оказание услуг связи установлен от 3 до 25 лет, но лицензия может выдаваться на срок и менее 3 лет по заявлению соискателя лицензии.

В лицензии лицензирующим органом указывается территория, на которой в соответствии с лицензией, разрешается оказывать услуги связи. Лицензия или любые предоставляемые ею права, не могут быть полностью или частично переданы лицензиатом другому юридическому или физическому лицу.

Лицензия, по заявлению ее владельца, может быть переоформлена на правопреемника. Переоформление осуществляется в течение 30 дней со дня подачи заявления, за переоформление взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб. (подпункты 5, 6 статьи 35 Закона о связи). В лицензию также могут быть внесены изменения и дополнения (статья 36 Закона о связи).

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Это интересно:  Берут ли в армию если мать одиночка

За нарушение предпринимателями действующего законодательства о лицензировании законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность.

И в заключение отметим, что в случае получения лицензии на осуществляемую предпринимателем деятельность, он не обязан сообщать в регистрирующий орган о получении лицензии, так как именно на лицензирующий орган возложена обязанность по предоставлению сведений о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Сведения представляются в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении лицензии, ее переоформлении, приостановлении действия, возобновлении или аннулировании (пункт 20 Правил ведения ЕГРИП).

Ответственность предпринимателя за нарушение законодательства о лицензировании

Действующим законодательством предусмотрены различные виды ответственности за невыполнение индивидуальными предпринимателями обязанностей по лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании.

При осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, если использование лицензии обязательно, статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена административно-правовая ответственность в виде административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 40 МРОТ.

Более подробно с вопросами, касающимися порядка регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, лицензирования, а так же различные налоговые режимы, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».

Основные понятия лицензирования

В Федеральном законе «О лицензировании» применяются следующие основные понятия:

лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Комментарий

1. Статья 2 определяет основные термины, используемые в комментируемом Законе. Данный подход законодателя к раскрытию сущности понятийного аппарата представляется оправданным, поскольку используемый законодателем технико-юридический прием позволяет правоприменителям более четко понять и уяснить для себя суть юридических терминов и механизмов, избежать разночтений и необоснованно широкого толкования перечисленных в комментируемой статье понятий. По сравнению с ранее действовавшим лицензионным законодательством, в комментируемом Законе успешно предпринята попытка унифицировать разрозненные нормы о лицензировании и дать им законодательное закрепление, однако в научной литературе выдвигаются иные точки зрения на понятия, определенные в рассматриваемом нормативном акте, которые и будут проанализированы в рамках данного комментария. При этом не следует забывать, что, несмотря на всю научную обоснованность выводов ученых, их нельзя принимать за постулаты, поскольку в Российской Федерации высшую юридическую силу имеют Федеральные законы (ст. 15 Конституции РФ) и в правоприменительной деятельности следует исходить из положений действующего законодательства, а мнения ученых должны учитываться законодателем при разработке проектов нормативно-правовых актов.

2. Итак, основополагающим понятием как комментируемого Закона, так и всей системы лицензирования является термин «лицензия». Анализ приведенного в абз. 2 комментируемой статьи понятия лицензии позволяет выделить ее существенные признаки.

Во-первых, лицензия — это специальное разрешение. Дискуссии в науке и практике вызывает смешение и неоднозначное использование в законодательстве таких понятий, как «разрешение», «специальное разрешение», «лицензия», что наблюдается и в комментируемом Законе. Проблема их соотношения имеет не только теоретическое значение, но и на практике возникают разного рода разногласия в связи с их применением. В данном случае для уяснения смысла и содержаний вышеприведенных понятий, как правило, обращаются к этимологическому толкованию терминов. Так, в толковом словаре С.И. Ожегова предлагается два варианта толкования термина «разрешение»: это либо право на совершение чего-нибудь, либо документ, удостоверяющий право, а термин «лицензия» определяется через понятие «разрешение». Анализ действующего законодательства также показывает, что под разрешением понимается право, возможность, основание для деятельности, подтверждение права, а лицензия трактуется либо как специальное разрешение, либо как документ, предоставляющий право. Как следует из вышеизложенного, понятие «лицензия» определяется через термин «разрешение», являясь одной из форм выражения последнего, поскольку понятие «разрешение» является более широким и включает в себя государственную регистрацию (юридических и физических лиц, недвижимости), сертификацию, стандартизацию, аккредитацию, аттестацию и т.д. Будучи одним из методов государственного воздействия на общественные отношения, разрешение представляет собой юридическое согласие государства совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

В силу того что разрешение — это право на совершение чего-либо, то возникает еще один дискуссионный вопрос: чем же все-таки является лицензия — разрешением или правом? С одной стороны, получив лицензию, лицензиат приобретает право на осуществление определенного вида деятельности. С другой стороны, это «право» ограничено существенными требованиями и условиями, установленными лицензионным законодательством, и, следовательно, в данном случае стоит говорить уже не о праве, а именно о разрешении: совершении лицензионных видов деятельности при условии соблюдения лицензионных требований. В пользу разрешения говорят и другие факты: властный характер лицензионных правоотношений, поскольку выдача лицензии осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти — лицензирующим органом, срок действия лицензии, по истечении которого право осуществления определенного вида деятельности прекращается, возможность приостановления и аннулирования лицензии. Таким образом, как представляется, лицензия — это все же специальный вид разрешения. При этом сам термин «разрешение» следует трактовать не как право в целом, а именно как право на совершение чего-либо.

Следует также обратить внимание, что исходя из законодательной трактовки термина «лицензия» данное разрешение теперь не является документом в прямом смысле этого слова. В связи с чем в комментируемом Законе стали фигурировать документы, подтверждающие наличие лицензии. Однако, вероятно, такая трактовка термина «лицензия» не прижилась, поскольку, кроме как в рассматриваемом нормативном акте, не встречается даже в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, принятых на основе этого Закона, в них речь, как правило, идет о выдаче лицензии, а не документа, подтверждающего ее наличие.

Во-вторых, лицензия выдается на осуществление конкретного вида деятельности. Впервые по сравнению с ранее действовавшим лицензионным законодательством в п. 1 ст. 17 комментируемого Закона определены виды деятельности, для осуществления которых необходимо получение лицензии. При этом в определении специально подчеркивается, что лицензия выдается на каждый конкретный вид деятельности, иными словами, каждому конкретному виду деятельности соответствует отдельная лицензия, и осуществление другого вида деятельности, не предусмотренного в уже имеющейся лицензии, не допускается и влечет за собой негативные последствия в виде привлечения к ответственности. Так, Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа 14.08.2008 рассмотрено дело N А26-711/2008 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ ООО «АТП» по фактам оказания сторонним организациям услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности. Необходимость лицензирования работ и услуг по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) установлена п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30. Руководствуясь положениями названного нормативного акта, ФАС Северо-Западного округа признал, что действия ООО «АТП» по оказанию медицинских услуг без соответствующей лицензии правомерно квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В-третьих, лицензия предполагает наличие особых лицензионных условий и требований, которые должен соблюдать лицензиат. Следовательно, предполагается, что у лицензиата имеются реальные возможности и предпосылки для осуществления конкретного вида деятельности, что, в свою очередь, является гарантией качества оказываемых услуг и осуществления соответствующего вида деятельности (более подробно об этом см. комментарии к абз. 5 комментируемой статьи и п. 1 ст. 7 Закона).

В-четвертых, такое разрешение выдается только лицензирующим органом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Особый субъектный состав лицензионных правоотношений означает, что осуществление лицензионного вида деятельности становится возможным, если лицензия выдана именно специально уполномоченным на выдачу таких лицензий органом, так называемым лицензирующим органом (подробнее см. комментарий к абз. 6 рассматриваемой статьи). Физические лица также выведены из сферы действия комментируемого Закона, поскольку они не относятся к субъектам предпринимательской деятельности и комментируемый Закон не предусматривает возможности лицензирования деятельности физических лиц, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей.

3. Лицензируемый вид деятельности — это прежде всего вид деятельности, закрепленный в комментируемом Законе, а именно в п. 1 ст. 17. Как известно, такое положение дел существовало не всегда. История лицензирования в России столкнулась с проблемами, когда виды деятельности, подлежащие лицензированию, определялись множеством нормативных актов, в том числе и ведомственных, что породило хаос и практически тотальное лицензирование всех видов деятельности. Быстрое увеличение числа лицензируемых видов деятельности связывают с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности», которым в процесс расширения сферы лицензирования были вовлечены субъекты Российской Федерации, что позволило за короткий срок довести список лицензируемых видов деятельности до 1143 (подробнее об этом см. комментарий к п. 1 ст. 1 Закона). Учитывая негативный опыт, законодатель пришел к единственно правильному решению — закреплению всех видов деятельности, подлежащих лицензированию, в одном нормативном акте федерального уровня, причем перечень этот является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, все изменения и дополнения в это перечень могут быть внесены только путем принятия федерального закона.

Это интересно:  Срок годности электрического счетчика

Решение о введении режима лицензирования какой-либо деятельности на основе определенных критериев должно приниматься законодателем не автоматически, а при условии невозможности обеспечить в полной мере защиту возникающих при этом публичных интересов иными средствами государственного контроля.

В правовой литературе в качестве критериев лицензирования отдельных видов деятельности предлагается выделять три основания, в соответствии с которыми определенная деятельность подлежит лицензированию:

— деятельность является опасной для неограниченного круга лиц, не участвующих в ее осуществлении;

— деятельность вовлекает в свою сферу неограниченный круг участников;

— деятельность является слишком доходной и подлежит повышенному налогообложению и дополнительному контролю в этой связи.

Важен еще один момент, на который обращает внимание законодатель: деятельность, на которую требуется получение лицензии, должна осуществляться только на территории Российской Федерации. Соответственно, совсем не обязательно, что за пределами Российского государства на этот же вид деятельности потребуется лицензия, впрочем, как и наоборот, не факт, что вид деятельности, отнесенный законодательством иностранного государства к лицензируемым, будет подлежать лицензированию в России.

Вероятно, в силу того, что этот институт сравнительно «молодой», до настоящего времени так и не сложился единый подход к пониманию сущности лицензирования. Не разрешил ситуацию и комментируемый Закон. Предлагаемое законодателем определение термина «лицензирование», по сути, представляет собой перечень действий, осуществляемых лицензионными органами в рамках рассматриваемого нормативного акта, что вряд ли оправданно, поскольку для раскрытия сущности явления необходим комплексный подход к исследуемой проблеме. Как представляется, необоснованно сводить суть лицензирования только лишь к совокупности действий органов государства, умаляя ценность данного правового института как формы государственного управления. Такая позиция законодателя подверглась критике и в научной литературе.

В юридической литературе даются различные определения лицензирования. Одни авторы под лицензированием понимают деятельность соответствующих государственных органов, связанную с выдачей лицензий и контролем за соблюдением лицензионных требований . Другие рассматривают лицензирование как способ государственного регулирования экономической деятельности, который заключается в установлении правового режима осуществления его отдельных видов только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых уполномоченными органами при наличии определенных условий; или как правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

— государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;

— государственный контроль за осуществлением деятельности;

— возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства .

Третьи определяют, что лицензирование — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между компетентным государственным органом и хозяйствующим субъектом по поводу получения, продления, отзыва специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности, правовыми последствиями которых являются соответственно возникновение, продление или прекращение специальной правоспособности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Как видно из приведенных дефиниций, единое мнение ученых по данной проблеме отсутствует: сущность лицензирования ставится в зависимость от того, с какой точки зрения этот термин исследуется. В связи с чем правоведы предлагают рассматривать термин «лицензирование» в различных аспектах:

— как специфический вид деятельности компетентных органов. Данный аспект соответствует положениям комментируемого абзаца;

— как форму государственного управления, инструмент разрешительной государственной политики, определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении ими отдельных видов деятельности;

— как правовой институт, поскольку весь механизм лицензирования регулируется правовыми нормами, следовательно, все отношения, возникающие в процессе получения, продления, отзыва лицензии и надзора за деятельностью лицензиата, являются правовыми, а совокупность правовых норм, регулирующих названные отношения, составляют правовой институт лицензирования;

— как обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

5. Положения абз. 5 комментируемой статьи позволяют определить характерные особенности лицензионных требований и условий.

Во-первых, они устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Следовательно, носят подзаконный характер, поскольку такие положения, как правило, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и утверждаются постановлениями Правительства РФ. Так, Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45 установлен Перечень федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, проект положения о медицинской деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи разрабатывает Минздравсоцразвития России.

В-третьих, такие требования и условия распространяются исключительно на лицензиата, а не на соискателя лицензии, от которого не допускается требовать представления документов, не предусмотренных комментируемым Законом. Высказано мнение, что такой подход со стороны законодателя обусловлен необходимостью обеспечения свободы доступа лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, в соответствующую сферу и (или) отрасль, что является обязательным условием добросовестной конкуренции. Исходя из логики норм комментируемого Закона, соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям только в части, входящей в состав подаваемых им документов.

Качественный и количественный состав лицензионных требований и условий в каждом конкретном случае зависит от специфики конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию. Данные требования и условия могут касаться объекта, с помощью которого осуществляется лицензируемый вид деятельности (например, для получения лицензии на занятие медицинской деятельностью необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений, оборудования и медицинской техники), квалификации самого лицензиата и его сотрудников (например, наличие высшего профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет) (п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (в ред. от 07.04.2008)) и другие требования.

Важно, чтобы в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности были точно определены условия, которым должны соответствовать специалисты соискателя лицензии, его здания, оборудование и другие объекты. В этом случае в обязанности лицензирующего органа будет входить лишь проверка соответствия заявленных условий обязательным условиям, четко очерченным в нормативных актах, что способствует большей объективности. Когда же положение о лицензировании определенного вида деятельности не содержит конкретных требований к соискателю лицензии, но обязывает его представить информацию о квалификации своих работников или характеристиках оборудования, решение о выдаче лицензии зависит от субъективного мнения работников лицензирующего органа, что и представляет собой серьезное нарушение принципов законности и соблюдения прав человека.

6. Лицензирование видов деятельности, определенных в комментируемом Законе, осуществляется органами исполнительной власти двух уровней: федерального и регионального.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден Постановлением Правительства от 26.01.2006 N 45, к которым относятся: Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральная миграционная служба (ФМС России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная налоговая служба (ФНС России), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россвязьохранкультура), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (в ред. 02.03.2007), Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Таким образом, функции лицензирующих органов в субъектах РФ могут осуществляться территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

К исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, относятся органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области и автономных округов, входящих в состав Российской Федерации, которые осуществляют лицензирование видов деятельности, установленных вышеназванным Постановлением Правительства РФ. Система исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации. Образование, формирование, деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (преамбула к Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 18.06.2007)).

Вышеназванным органам исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня предоставлен широкий круг полномочий по предоставлению лицензий, приостановлению, возобновлению, прекращению действия лицензий, аннулированию лицензий, контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведению реестров лицензий, а также по предоставлению в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (подробнее см. комментарий к ст. 6 Закона).

7. В комментируемой статье определены понятия «лицензиат» и «соискатель лицензии». Рассмотрим суть этих определений в совокупности, поскольку оба эти понятия тесно взаимосвязаны между собой. По сути, соискатель лицензии и лицензиат, это в перспективе одно и то же лицо, однако до момента выдачи лицензии объем их правомочий весьма отличается.

Итак, в качестве и лицензиата, и соискателя лицензии могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, т.е. хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность с целью извлечения прибыли. Согласно ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. I) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008), отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Для получения лицензии предприниматель должен обратиться в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии, и с этого момента он приобретает статус соискателя лицензии. Объем правомочий, так же как и объем предъявляемых к нему лицензионных требований и условий, ограничен порядком подачи заявления и теми документами, которые необходимо представить в лицензирующий орган для получения соответствующей лицензии. Так, согласно Положению о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 N 415, для получения лицензии на производство лекарственных средств соискатель лицензии наряду с заявлением представляет в лицензирующий орган, к примеру, копии патентов Российской Федерации, разрешающих производство и продажу патентованных и (или) оригинальных лекарственных средств; копии документов, свидетельствующих о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования. Таким образом, к моменту обращения в лицензирующий орган соискатель уже должен иметь патенты, здания, помещения, оборудование, штат специалистов, ответственных за производство, качество и маркировку лекарственных средств, имеющих высшее или среднее специальное образование (химико-технологическое, биотехнологическое, фармацевтическое или медицинское) и стаж работы по специальности не менее 3 лет, т.е. уже должен отвечать ряду лицензионных требований и условий, перечисленных в п. 4 названного Положения. При этом ряд лицензионных требований, перечисленных в указанном пункте, не распространяется на соискателя лицензии, поскольку он еще не приступил к осуществлению лицензируемого вида деятельности. Так, соискатель лицензии на производство лекарственных средств не обязан соблюдать правила организации производства и контроля качества лекарственных средств в лекарственных формах, разрешенных для производства или повышать квалификацию своих сотрудников, отвечающих за производство, качество и маркировку лекарственных средств не реже одного раза в 5 лет. Следовательно, объем правоспособности лицензиата заметно шире объема правомочий соискателя лицензии, а моментом изменения их правового статуса является момент выдачи лицензии, устанавливающей для лицензиата дополнительные требования и условия, необходимые для выполнения при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Таким образом, правоспособность юридического лица в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата. При этом следует отметить, что общая правоспособность юридического лица (индивидуального предпринимателя) в связи с предоставлением лицензии не становится специальной. В этом случае юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) легитимирует в установленном порядке уже имеющуюся у него правоспособность и получает государственное подтверждение своего участия в хозяйственном обороте.

Это интересно:  Процедура получения прав после лишения за пьянку

8. Реестры лицензий формируются и ведутся лицензирующими органами на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, так называемые отраслевые реестры. Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведутся сводные реестры лицензий.

Предназначение реестров заключается в учете данных по осуществлению отдельных лицензируемых видов деятельности, поскольку в реестре отражены, так сказать, этапы лицензирования по каждому виду деятельности, что существенно облегчает контроль за процессом лицензирования. Более того, ведение реестров позволяет обеспечить принцип гласности и открытости лицензирования (см. подробнее комментарий к ст. 14 Закона).

Понятие лицензирования.

Определение лицензирования дается в статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Итак, из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование — это мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями — защитой интересов и прав граждан.

Федеральным законом выделяются объекты лицензирования — лицензируемые виды деятельности. То сеть лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным Законом.

В ст.2 Закона о лицензировании применяются также следующие основные понятия:

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

Лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с данным Федеральным законом;

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

В соответствии с Законом (ст. 4) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Таким образом, деятельность подлежащая лицензированию — это прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

При осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется рядом принципов:

· защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

· обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

· утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

· гласность и открытость лицензирования;

· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Таким образом, лицензирование — это инструмент используемый государством в лице полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого государства.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме обязательных требований законодатель предусмотрел и специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается соответствующими государственными органами. Лицензирующие органы — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством о лицензировании осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.

Вообще, круг органов, осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателем закреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии лицензирующим органом взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Нужно отметить, что лицензионные сборы составляют не последнюю строку бюджета Российской Федерации.

После получения заявления, лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

1 наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

2 несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, юридического адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Так, например, срок действия лицензии выдаваемой на осуществление международной туристической деятельности, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.12.95 г. N 1222 «О лицензировании международной туристической деятельности»[7] [7], выдается сроком на три года.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. 2.

Статья написана по материалам сайтов: www.audit-it.ru, metrob.ru, lawbook.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector