Фгос начального общего образования 2024

Сегодня на сайте www.preobra.ru стартует обсуждение проектов обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования. Документ также внесён на рассмотрение в Минпросвещения России ведущими педвузами страны: Российским государственным педагогическим университетом (РГПУ имени А.И. Герцена), Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ), Московским городским педагогическим университетом (МГПУ).

Задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы, в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена Президентом страны и закреплена в поручениях по реализации послания Президента Федеральному Собранию.

Главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. В предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций, задавал рамку требований, а что именно изучается, в каком классе – на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа. Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы, принятой в соседней.

Новые требования сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи. Они разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения их перегрузки. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Отметим, что обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Также уточнение требований к структуре основной образовательной программы, содержащихся в проектах ФГОС, позволит снизить бюрократическую нагрузку на учителей.

Учитывая значимость ФГОС, Минпросвещения России считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, в ходе которого могут быть высказаны и учтены конструктивные предложения со стороны всех заинтересованных лиц, организаций, общественности. Для обеспечения широкого доступа профессионального сообщества и общественности к обсуждению проекта обновлённых стандартов начального общего и основного общего образования текст проекта ФГОС размещён на ресурсе https://www.preobra.ru. Ресурс предоставляет возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам, а также вносить предложения.

В стандартах четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандарта помогают достичь определённого общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием предмета и соотнести его с практикой изучения предмета в конкретной школе или с проверочными материалами, контрольными измерительными материалами ОГЭ или ЕГЭ.

По словам С. И. Богданова, ректора РГПУ имени А.И. Герцена, в проектах ФГОС изменена последовательность основных разделов: раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» является завершающим. В нём наряду с предметными результатами определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия реализации программы коррекционной работы.

Как отметил ректор МПГУ А. В. Лубков, обозначенные подходы позволят России войти в десять ведущих стран мира по качеству общего образования.

Проект нового стандарта начального общего образования (1 — 4 классы) размещен для общественного обсуждения на портале preobra.ru до 29 апреля 2024 года

Проект нового стандарта начального общего образования (1 — 4 классы) размещен для общественного обсуждения на портале preobra.ru до 29 апреля 2024 года

В обновленном стандарте конкретизированы требования к предметным результатам по каждому учебному предмету. Результаты для некоторых предметов распределены по частям образовательной программы, каждая из которых соответствует году изучения предмета (Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика» и «Окружающий мир»). По иным предметам результаты не привязаны к последовательному изучению частей программы — их содержание распределено по тематическим модулям («Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология» и «Физическая культура»).

Это интересно:  Записаться в росреестр через госуслуги

Формулировки предметных результатов теперь связаны с приоритетами и перспективами научно-технологического развития России.

В требованиях к структуре образовательной программы унифицированы и конкретизированы требования к разделам основной образовательной программы.

Кроме того, проект приводит в соответствие перечень предметных областей начального общего образования с предметными областями основного и среднего общего образования.

В проекте также детализированы и конкретизированы требования к материально-техническим, кадровым и финансовым условиям реализации образовательных программ.

Новый стандарт направлен, в том числе, на:

— формирование у обучающихся системных знаний о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и на этой основе формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;

— развитие представлений о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний.

Проект нового стандарта основного общего образования (5 — 9 классы) размещен для общественного обсуждения на портале preobra.ru до 29 апреля 2024 года

В обновленном стандарте конкретизированы требования к предметным результатам по каждому учебному предмету.

Результаты для некоторых предметов распределены по частям образовательной программы, каждая из которых соответствует году изучения предмета. По таким предметам, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура», результаты не привязаны к последовательному изучению частей образовательной программы — их содержание распределено по тематическим модулям.

Формулировки предметных результатов теперь связаны с приоритетами и перспективами научно-технологического развития России.

В требованиях к структуре образовательной программы унифицированы и конкретизированы требования к разделам основной образовательной программы.

Кроме того, проект приводит в соответствие перечень предметных областей начального общего образования с предметными областями основного и среднего общего образования.

Новый стандарт направлен, в том числе, на:

— формирование у обучающихся системных знаний о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе в мировое научное наследие и на этой основе формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;

— развитие представлений о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний.

МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования (Проект 2024 г.)

Министерством просвещения подготовлены новые проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), доступные для обсуждения.

Документы были разработаны ведущими педагогическими вузами России: Российским государственным педагогическим университетом (РГПУ имени А.И.Герцена), Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ), Московским городским педагогическим университетом (МГПУ).

Задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы, в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена Президентом страны и закреплена в поручениях по реализации послания Президента Федеральному Собранию.

Главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. В предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций, задавал рамку требований, а что именно изучается, в каком классе – на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа. Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы, принятой в соседней.

Новые требования сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи. Они разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения их перегрузки. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Отметим, что обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Также уточнение требований к структуре основной образовательной программы, содержащихся в проектах ФГОС, позволит снизить бюрократическую нагрузку на учителей.

Учитывая значимость ФГОС, Минпросвещения России считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, в ходе которого могут быть высказаны и учтены конструктивные предложения со стороны всех заинтересованных лиц, организаций, общественности. Для обеспечения широкого доступа профессионального сообщества и общественности к обсуждению проекта обновлённых стандартов начального общего и основного общего образования текст проекта ФГОС размещён на ресурсе www.preobra.ru. Ресурс предоставляет возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам, а также вносить предложения.

В стандартах четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандарта помогают достичь определённого общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием предмета и соотнести его с практикой изучения предмета в конкретной школе или с проверочными материалами, контрольными измерительными материалами ОГЭ или ЕГЭ.

По словам С.И.Богданова, ректора РГПУ имени А.И.Герцена, в проектах ФГОС изменена последовательность основных разделов: раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» является завершающим. В нём наряду с предметными результатами определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия реализации программы коррекционной работы.

Как отметил ректор МПГУ А.В.Лубков, обозначенные подходы позволят России войти в десять ведущих стран мира по качеству общего образования.

Фгос начального общего образования 2024

1. Существенная утрата.

В прежней редакции было сказано: «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход». Это породило множество спекуляций. Однако именно этот тезис укрепил и узаконил наиболее конструктивные варианты начального образования.

2. Необходимо сохранить и развить.

О вариативности содержания основных образовательных программ начального общего образования сказано лишь в связи с необходимостью учитывать образовательные потребности и способности обучающихся (включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья). Между тем именно принцип вариативности должен быть всеми силами поддержан Стандартом. Иначе мало надежд на появление перспективных педагогических инноваций. Возможности для вариативного построения содержания должны быть прописаны в разных разделах ФГОС непротиворечивым образом. Цели, условия, средства и результаты образования в единстве обеспечивают этот принцип. Сейчас требования к результатам сформулированы как прокрустово ложе для многих достойных вариантов начального образования.

3. Очень опасно.

«13.1. Результаты итоговой аттестации, характеризующие уровень освоения основной образовательной программы начального общего образования, используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующий уровень общего образования».

Испытание с высокой ставкой (high stake test) – слишком рискованное мероприятие для младших школьников. Дидактогения неминуема!

4. Противоречие, порождающее конфликты и травмы.

С одной стороны, сформулировано мудрое требование: «13.2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования не подлежат промежуточной и итоговой аттестации». Это положение отражает (а) неготовность мирового психолого-педагогического сообщества к измерению личностных результатов образования и (б) неготовность российского общества к адекватному восприятию соответствующей информации (без попыток найти виновного – ребенка, учителя, образовательное учреждение…).

С другой стороны, в Стандарте есть места, позволяющие и даже побуждающие обходить этот мудрый запрет:

  • «24.1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна /…/ ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся».
  • «33. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:личностным, включающим формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к познанию и обучению, ценностных установок обучающихся, отраженных в социально значимых качествах личности; активное участие в учебно-познавательной деятельности;

Можно даже не комментировать тот печальный факт, что в тексте стандарта для начальной школы указаны новообразования подросткового возраста (идентичность, готовность к саморазвитию). Главное здесь – принципиальная недопустимость оценки личностных особенностей ребенка. Пора установить временный (долговременный) мораторий на любые личностные оценки школьников, выходящие за рамки неформализованных и чрезвычайно защищенных обсуждений в узком кругу: педагог, родитель, психолог, тьютор…

5. Недосказанность, порождающая уродливые практики оценивания учебных достижений.

«24.1.5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования /…/ предусматривает оценку динамики учебных достижений обучающихся». Это замечательно! Это должно быть узаконено: только динамика учебных достижений есть истинная мера достижений ученика, а главное – достижений учителя!!

Однако для того, чтобы этот разумный, гуманный и современный принцип оценки стал в школе основным, он должен быть обеспечен методически и юридически. Об оценке динамики учебных достижений первоклассников на уроках русского языка вообще нет речи. Кроме того, рассогласование между благородными целями образования и навыковой оценкой результатов свидетельствует о том, что благие цели останутся на бумаге, а в классах будут отрабатывать навыки.

  • Пункт 4 описывает главную задачу языкового обучения – развитие устной и письменной речи детей. Именно здесь лежат возможности сравнить исходный уровень речевого развития первоклассников и уровень, достигнутый к концу первого года школьного обучения. Увы, никаких намеков на такую оценку главных достижений обучения нет в тексте Стандарта. Критерии оценки крайне скудны.
  • Пункт 5 описывает возможность развития мышления детей средствами лингвистического образования. Все (!!) оценки имеют чисто ЗУНовский характер. 50% (!!) критериев для оценки относится к этому пункту. Это расставляет приоритеты образования: знания, умения, навыки. И даже здесь нет никакого намека на оценку динамики навыков. Между тем известно, что некоторым учителям удается существенно снизить число ошибок в диктантах даже у детей с выраженной дисграфией. Оценка учительского труда резко изменится, если вместо «три первоклассника в конце учебного года написали диктант с семью ошибками» будет значиться: «Три ученика, которые в середине года сделали 20 ошибок, в конце года сделали только семь»…

6. Предложение (требование).

Необходима профессиональная экспертиза всех оценочных инструментов, которые используются в начальной школе для промежуточной и итоговой аттестации учеников. Среди экспертов обязательно должны быть психологи, занимающиеся образованием. Нынешнее качество КИМов катастрофично.

Общий вывод

1) Эти стандарты более архаичны, чем предыдущие. Необходимо вернуть тезис о деятельностной направленности образования. В то время как мир осваивает и применяет отечественную теорию деятельности, Россия от нее вдруг отказывается.

2) В Стандарте есть три мысли, последовательное развитие которых может дать шанс развитию российского образования:

  • вариативность,
  • оценка динамики учебных достижений,
  • отказ от оценки «личностных результатов».

Но в тексте Стандарта эти три мысли выражены фрагментарно, непоследовательно и противоречиво.

Статья написана по материалам сайтов: prime.ru, www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai, vogazeta.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector