Право на труд относится к группе прав

Право человека на труд и государственные гарантии его обеспечения

Право человека на труд: понятие, содержание, международные стандарты

Право на труд — одно из фундаментальных прав человека, установленное международно-правовыми актами и признано всеми государствами мира. Это право относится к группе социально-экономических прав и в общем смысле отражает потребность человека создавать и приобретать источники существования для себя и своей семьи, реализовывать свой творческий потенциал, выражать свою личность.

Право на труд и защиту от безработицы провозглашено Всеобщей декларацией прав человека (ООН, 1948 г.), Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.), ратифицированным Верховной Радой УССР, Конвенциями и Рекомендациями Международной организации труда (МОТ). На европейском уровне право на труд установлено Европейской социальной хартией (Совет Европы, 1961 г., пересмотрена в 1996 г.), подписанной Украиной при вступлении в Совет Европы.

Законом Украины от 14 сентября 2006 г. № 137-В Европейскую социальную хартию (пересмотренную) ратифицировано. Отдельные положения относительно прав человека в сфере труда закреплены в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 1950 г.). Украиной ратифицированы Конвенция, ряд протоколов к Конвенции, а также признано компетенцию Европейской комиссии по правам человека принимать от любого лица, неправительственной организации или группы лиц заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы о нарушении Украиной прав, изложенных в Конвенции, и ст. 46 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 г. о признании обязательной и без заключения специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека во всех вопросах, касающихся толкования и применения Конвенции.

Особое значение для признания и защиты права на труд имеет деятельность Международной организации труда (МОТ). За годы существования с 1919 г. и по состоянию на декабрь 2007 г. МОТ приняла 187 конвенций и 199 рекомендаций по различным вопросам труда. Высший орган МОТ — Международная конференция труда (МКП) на своей 91-й сессии в июне 2003 г. в очередной раз подтвердила, что защита трудящихся является краеугольным камнем мандата МОТ. В рамках Программы МОТ по обеспечению достойного труда, все работники, независимо от типа занятости, должны работать в условиях уважения своего достоинства. На 95-й сессии МКТ (2006 г.) рассматривались актуальные вопросы, касающиеся трудовых отношений и изменения моделей и структур в сфере труда, а на 96-й сессии 10 мая 2007 г. была представлена для обсуждения Глобальный доклад О равенстве в сфере труда», которая включает среди прочего вопрос о дискриминации на рабочих местах в странах Европы.

по Состоянию на декабрь 2007 г. Украина ратифицировала 63 конвенции МОТ. Следовательно, они, согласно ст. 9 Конституции Украины является частью национального законодательства.

Международные акты определяют содержание права человека на труд как возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается (ст. 6 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Европейская социальная хартия провозглашает, что «каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь путем свободного выбора профессии и занятий» (ст. 1).

Как видим, понимание содержания права на труд довольно простое. Необходимо лишь обеспечить человеку возможность свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать себе труд или свободно на такую работу соглашаться, выбирать профессию, род занятий. Но, как показывает практика, в сфере обеспечения этого права возникают не самые главные трудности, а проблемы в этой сфере оказались весомыми и общими для всех государств мира.

Сама постановка проблемы прав человека, в частности права на труд, имеет смысл в том, что обязанность государства состоит не только в признании этого права путем закрепления в законодательном порядке, но и, главным образом, в применении определенных мер по его надлежащему обеспечению.

Право на труд, как уже отмечалось, принадлежит к группе социально-экономических прав человека, и эта двойственность — экономическая и социальная составляющие — свидетельствует о комплексный характер названного права. Оно является экономическим правом, поскольку осуществление права на труд предоставляет возможность человеку получить средства к существованию. Проблемы в обеспечении экономической составляющей этого права заключаются в адекватности оплаты труда трудовым затратам, а также в том, чтобы оплата труда обеспечивала бы достойное существование для человека.

Право на труд является также социальным правом человека. «Социальность» — от французского означает общественность, такое, что характеризует совместную жизнь, взаимные обязанности гражданского быта. «Социальность» от латинского (общий, общественный) — название всего міжлюдського, то есть связанного с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь в отношении общества и общины, что имеет разгоревшийся межличностный и общественный характер.

Социальность права на труд выражается в том, что осуществляя его, лицо имеет возможность получить от государства помощь в трудоустройстве, а также обеспечить уровень жизни, достойный человека, для себя и членов своей семьи. Социальность заключается также в том, что государство устанавливает круг социальных стандартов и государственных гарантий в сфере труда, которые должны быть соблюдены любым работодателем и не могут быть снижены; в законе должна быть закреплена обязанность работодателя своими взносами участвовать в социальном страховании работника на случай его нетрудоспособности, безработицы, трудового увечья, профессионального заболевания, старости и т.п.; работодатель должен выделять часть прибыли от полученных доходов и направлять их на социальное развитие работников на охрану труда, улучшение социальных условий труда, обеспечение социально-бытовых условий, мероприятий по охране здоровья. Наконец социальность также означает, что юридическими средствами должны быть установлены условия достижения социального согласия между двумя наиболее значительными группами в обществе — наемными работниками и работодателями, от деятельности которых зависит объем материальных источников в государстве, а следовательно — обеспечение общих налогов других звеньев социальной сферы: образования, здравоохранения, социальной помощи нетрудоспособным и т.д.

Определяющими в обеспечении права на труд является свобода труда и запрет принудительного труда. Принцип свободы труда закреплен в конституциях государств, которые провозгласили себя социальными. В частности, в Конституции Российской Федерации провозглашено, что труд является свободным, гарантируется право каждого свободно выбирать род деятельности и профессии, запрещается принудительный труд.

Конституция Украины в статье 43 провозгласила: «Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на которую свободно соглашается». Как видим, Конституция Украины определила содержание права на труд в соответствии с международными стандартами, свобода труда теперь является одним из основных принципов трудового права Украины.

Заслуживает особого внимания то, что Конституция Украины установила право человека на труд именно как право человека, а не как его обязанность. Таким образом, нежелание трудоспособного лица работать теперь не является основанием для привлечения его к юридической ответственности, как это было при советской суток.

Уместно привести по этому поводу конституционные нормы зарубежных государств. Не все они регулируют таким образом отношение государства к трудового статуса своих подданных. Так, в конституции Италии, Франции, Японии содержат не только право граждан на труд, но и обязанность работать. Например, согласно статье 4 Конституции Италии «каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества». Конституция Японии устанавливает: «Все имеют право на труд и обязаны трудиться» (ст. 27). В Преамбуле Конституции Франции 1985 г., где воспроизводится текст Преамбулы Конституции 1946 г. и отмечается преемственность ее принципов, указывается: «Каждый обязан работать и имеет право на получение должности».

Следует учесть, что право на труд не единственное в этой сфере, есть и много других трудовых прав. Как отмечал Г.П. Лившиц, право на труд имеет основополагающий, фундаментальный характер, из него следуют все другие трудовые права (Иванов С.А., Лившиц Р.З. Личность в советском трудовом праве. — М., 1982. — С. 139).

Кроме, собственно, права на труд в международных актах и конституциях государств устанавливается целый «пакет» трудовых прав, этот каталог не является исчерпывающим и имеет тенденцию к увеличению.

В Европейской социальной хартии (пересмотренной), которую Украина ратифицировала, с 31 права человека, предусмотренного Хартией, 22 касающихся сферы труда. Из них 6 прав предусмотрено статьями, которые относятся к числу обязательных, то есть таких, без взятия государством обязательств в отношении которых ратификация произойти не может. Это такие права: право на труд (ст. 1); право на создание организаций (ст. 5); право на заключение коллективных договоров (ст. 6); право детей и подростков на защиту (ст. 7); право трудящихся — мигрантов и членов их семей на защиту и помощь (ст. 19); право на равные возможности и равное отношение при решении вопросов трудоустройства и профессии без дискриминации по признаку пола (ст. 20). Из числа дополнительных статей Хартии 16 статей предусматривают права в сфере труда. К таковым относятся: право на справедливые условия труда (ст. 7); право на безопасные и здоровые условия труда (ст. 3); право на справедливое и достаточное вознаграждение (ст. 4); право работающих женщин на охрану материнства (ст. 8); право на профессиональную ориентацию (ст. 9); право на профессиональную подготовку (ст. 10); права инвалидов на независимость, социальную интеграцию и участие в общественной жизни (ст. 15); право заниматься приносящей доход деятельностью на территории других сторон (ст. 18); право на информацию и консультацию (ст. 21); право участвовать в определении и улучшении условий труда (ст. 22); право на защиту в случае увольнения (ст. 24); право работников на защиту их прав в случае банкротства их работодателя (ст. 25); право на достойное отношение на работе (ст. 26); право работников с семейными обязанностями на определенные возможности и равное отношение к ним (ст. 27); право представителей на защиту на предприятии и условия, которые должны создаваться для них (ст. 28); право на информацию и консультации во время коллективного увольнения (ст. 29).

Если классифицировать права человека в сфере труда по субъектному критерию, можно выделить индивидуальные трудовые права (право человека на труд, на безопасные и здоровые условия труда» на разумное ограничение рабочего времени, на справедливое и удовлетворительное оплату труда, своевременное ее получение, на отдых, на объединение в организации, в частности в профессиональные союзы, для защиты своих трудовых прав и интересов и т.п.) и коллективные трудовые права (право трудового коллектива на заключение коллективного договора, на ведение коллективных переговоров, на рассмотрение коллективных трудовых споров, на забастовку, право организаций работников и работодателей на объединение и т.п.). Такое разделение имеет практическое значение, поскольку нашел отражение в соответствующих нормативно-правовых актах как на международном, так и отечественном уровнях. Выделяются акты, содержанием которых являются нормы, направленные на регламентацию индивидуальных трудовых отношений, на защиту индивидуальных прав работника, а также акты, которые регламентируют коллективные трудовые отношения.

В современном мире правам человека придается большое значение. В международных актах они часто называются «права и принципы», тем самым подчеркивается значение соблюдения государствами основных прав как принципов правового регулирования. Такую модель применена в Европейской социальной хартии (пересмотренной), а также в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ в ст. 2 закрепляет целый комплекс трудовых прав как принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. К их числу относятся: свобода труда; право на труд; право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве; право на справедливые условия труда, в том числе право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; запрет принудительного и обязательного труда и дискриминации в сфере труда; право на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для нее и ее семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера; право на получение заработной платы своевременно и в полном размере; право на профессиональную подготовку и переподготовку; обеспечение равных возможностей без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности; право работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; право работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений; право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению признания, соблюдения и защиты прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением, обеспечению права каждого на защиту государством его прав и свобод, в том числе в судебном порядке; право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном федеральным законом; право работодателей требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе право представителей осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Это интересно:  Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях 2024

Конституция Украины провозгласила ряд прав человека в сфере применения труда: право каждого человека на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом; установила запрет на использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах; защита от незаконного увольнения (ст. 43); право на забастовку (ст. 44); право работающего на отдых, на ограничение максимальной продолжительности рабочего времени, установление сокращенного рабочего времени, минимальной продолжительности отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, выходных и праздничных дней (ст. 45). Право граждан на объединение в профессиональные союзы для защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов установлен ст. 36 Конституции Украины.

Наконец, необходимо заметить, что в приведенных положениях Конституции Украины, которые содержатся в статьях 43, 44, 45, и упомянутых международных актах речь идет именно о наемном труде, поскольку трудовая деятельность, которая происходит путем предпринимательства (самостоятельная трудовая деятельность, труд на себя), имеет другой смысл, а соответственно, и осуществляется другими методами и обеспечивается средствами трудового права, а другими правовыми средствами. Право на предпринимательскую деятельность — самостоятельное экономическое право человека.

Права человека, провозглашенные Конституцией, приобретают дальнейшей конкретизации в отраслевом законодательстве. Будучи закрепленным в юридических нормах, право человека приобретает признаков субъективного права, которое, по заключению теоретиков, состоит из трех возможностей: самому лицу совершать активные действия (право на свои действия); требовать от других субъектов совершения определенных действий (право на чужие действия); обращаться к государству за защитой, принудительным обеспечением своего юридического права (право на действия государства) (Рабинович П.М. Основы общей теории права и государства. — К., 1994. — С. 63-64). Право на труд человека в Украине является субъективным правом лица. Это право обеспечено системой юридических норм, которые образуют отдельную отрасль права — трудовое право. Эти нормы также предусматривают определенные обязанности при осуществлении права на труд. Такие обязанности возложены на работодателя, в определенных случаях на государственные органы, а также на самого работника.

Юридическим механизмом обеспечения индивидуальных и коллективных трудовых прав выступает трудовое право.

Подход к трудового права в аспекте обеспечения прав человека имеет большое методологическое значение. Именно такой подход дает возможность выявить служебную роль государства в законодательном обеспечении трудовых прав человека. Законодатель и другие уполномоченные на нормотворческую деятельность органы государства должны руководствоваться в такой деятельности потребностями и интересами человека, устанавливать эффективный механизм защиты.

Права человека делают актуальной проблему не только защиты прав наемного работника, но и адекватной защиты работодателя в качестве обязательного субъекта трудовых отношений. Должен быть обеспечен принцип равенства в установлении стандартов и гарантий для обеих сторон. В этом аспекте на повестку дня выходит проблема юридического обеспечения социального партнерства, достижения социального согласия между социальными партнерами — наемными работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и государством как наиболее влиятельными субъектами общественной жизни.

Права человека

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством. Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным.

Существует несколько классификаций прав человека, но мы остановимся только на концепции “поколений” прав человека, о которой ты уже знаешь. Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. Права первого и второго поколения принципиально отличаются друг от друга. Соблюдение прав “первого поколения” — гражданских и политических прав – не зависит от уровня экономического развития страны. Таким образом, требовать соблюдения этих прав можно немедленно – “здесь и сейчас”. Социально-экономические права реализуются в прогрессивном порядке: они становятся всё более обеспеченными по мере развития экономических возможностей государства.

Права человека имеют большое значение для гуманизации всей системы образования». По мнению А. М. Тхакахова, корректнее понимание прав человека как средства защиты человека от государственной власти. Соответствующие институты и практики скорее представляют альтернативу этим правам, нежели иную их формулировку». Впоследствии некоторые из этих документов, в том числе упомянутая Хартия, рассматривались на ранних этапах современных дискуссий о правах человека.

Политические права

Впервые вопрос о равенстве прав мужчины и женщины стал решаться идеологами Великой французской революции. В 1791 году был принят Закон о женском образовании и предоставлены некоторые гражданские права. Но в годы Термидорианской реакции эти позиции были потеснены.

В США с 1848 года замужние женщины получали право на собственность, а с 1880 года — возможность быть членами профсоюзов. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

Они начинают действовать в полном объёме с момента достижения гражданином совершеннолетия. Особенность третьего поколения прав заключается в том, что они являются коллективными и могут реализовываться совместно. Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Важно акцентировать внимание на том, что личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства. Свободы человека — это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Право на труд относится к группе прав

Рассматриваются вопросы юридической связи фундаментальных прав человека на труд и на образование в контексте трудовых отношений. Анализируются нормы трудового права, которые либо стимулируют работников и работодателей к повышению образовательного уровня работника, либо выполняют охранительную функцию. Обосновывается замена понятий «профессиональная подготовка», «переподготовка» и «повышение квалификации» единым термином «профессиональное обучение». При этом указанные виды обучения входят в систему профессионального образования.

Ключевые слова: право на труд; право на образование; профессиональная подготовка; переподготовка; повышение квалификации; дополнительное профессиональное образование; профессиональное обучение

Социально-экономические права, в том числе и право на труд, имеют жизненно важное значение для человека. Без их обеспечения и защиты со стороны государства, правовых гарантий свободной реализации все иные права (личные, политические и культурные) во многом утрачивают свою сущность. В связи с этим наука трудового права не может не обращаться к анализу корреляции прав человека в сфере наемного труда. Основой этих прав является право на труд как фундаментальное право человека, которое должно определять содержание трудового законодательства и правоприменительной практики.

Впервые право на труд было провозглашено в 1936 г. в Конституции СССР. Оно не просто декларировалось в качестве фундаментального права гражданина советского государства, но и гарантировалось политикой всеобщей занятости, которая отвечала идее справедливого социального государства. С 1948 года право на труд нашло отражение в важнейших международных актах: во Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейской социальной хартии (пересмотрена в г. Страсбурге 3 мая 1996 г.). Однако ни на доктринальном, ни на нормативном уровне (как на национальном, так и на международном) оно не получило единого толкования. В частности, во Всеобщей декларации прав человека право на труд не расшифровывается, но при этом установлены его основные элементы: свобода труда (т.е. исключение принудительного труда), защита от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда (п. 1 ст. 23). В соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд трактуется как право человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. При этом государства должны признавать право на труд и предпринимать надлежащие меры по его обеспечению. В статье 1 части II Европейской социальной хартии, именуемой «Право на труд», устанавливаются конкретные обязанности государства, корреспондирующие этому праву. К ним относятся поддержание высокого и стабильного уровня занятости; защита прав трудящихся зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности, профессии; создание бесплатных служб по трудоустройству; содействие профессиональной ориентации и обучению.

В отличие от ранее действующих в России конституций, от современных конституций ряда европейских стран и указанных международных актов Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) текстуально не закрепила право на труд. Вместо права на труд в ст. 37 провозглашается свобода труда. В связи с этим профессор Л.Ю.Бугров справедливо отмечает двоякость толкования смысла исследуемого понятия в трудовом праве России, несоответствие национальной конституционной нормы международным стандартам, указав на необходимость принятия специального федерального конституционного закона РФ о праве на труд [3, с. 163–1677]. Трудно возразить аргументам нашего наставника, поскольку в трудовом праве нет ничего фундаментальнее, чем право на труд. Из смысла современного трудового законодательства следует, что право на труд является лишь элементом принципа свободы труда, закрепленного в ст. 2 Трудового кодекса РФ. Однако надо отметить, что право на труд как элемент правосубъектности гражданина, как субъективное право работника, как принцип трудового права и принцип правового регулирования трудовых отношений – это разные понятия, поэтому их неоправданное смешение порождает научные дискуссии о понятии, сущности и реализации данного права. Если следовать европейской формулировке права на труд, которая, как думается, является наиболее совершенной с юридической точки зрения, то и рассуждения о связи исследуемого права с правом на образование будут оправданы и не бесполезны.

Право на образование, так же как и право на труд, выступает одним из элементов развернутой и признанной мировым сообществом системы прав и свобод человека. В частности, оно закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2 Протокола №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000).

В международных нормах право на образование признается, с одной стороны, естественным и неотъемлемым правом в силу самого факта рождения человека наряду с правом на жизнь и на развитие. В связи с этим государство должно создавать необходимые условия для его реализации, обеспечивать минимальный (обязательный) для всех и каждого уровень образования. В то же время право на образование относится к группе социально-экономических и культурных прав, поскольку, реализуя право на образование, человек получает профессию, специальность, дополнительные профессиональные знания, позволяющие ему поддерживать свою жизнь на необходимом уровне, включаться в социально-обществен­ную деятельность. Кроме того, через образование ему открывается доступ к культурным ценностям, формируется активная гражданская позиция. Во многих международных актах подчеркивается, что человеку должна быть предоставлена возможность реализовывать это право в течение всей жизни. Таким образом, право на образование является достаточно емким по своей природе и содержанию.

Общее определение права на образование сконструировать достаточно сложно, да и в этом, как полагает профессор Р.К. Русинов, нет необходимости. Важнее определить подходы к юридическому пониманию указанного права в связи с практическими потребностями его реализации [13, с. 77].

Один из современных исследователей в области образовательного законодательства Д.А. Ягофаров определил следующие черты права на образование: 1) право на образование есть интегральное право, которое может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека; 2) это конституционное право, закрепленное в максимально обобщенном виде в ст. 43 Конституции РФ; 3) оно относится к числу относительных, а не абсолютных прав человека; 4) право на образование – право всеобщее и должно быть доступным каждому [17, с. 47–50].

Все указанные выше подходы к содержанию права на образование нашли отражение в Конституции РФ. В частности, в п. 1 ст. 43 провозглашается, что каждый имеет право на образование. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (п. 2 ст. 43 Конституции). Закон об образовании уточняет, что эта гарантия сохраняет свою силу только в том случае, если образование соответствующего уровня гражданин получает впервые. При этом необходимо отметить, что норма п. 3 ст. 5 указанного Федерального закона противоречит Конституции РФ. Закон установил, что получение среднего профессионального образования, так же как и высшего, гарантируется на конкурсной основе. В то время как по Конституции РФ на конкурсной основе гарантируется бесплатность только высшего профессионального образования. Представляется, что это серьезный юридический изъян, поскольку нормы федерального законодательства не могут противоречить Конституции РФ.

Это интересно:  Правила перевода в нежилое помещение

Конституция РФ гарантирует каждому реализацию права на образование, отвечающее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В новой редакции Закона об образовании под федеральным государственным образовательным стандартом понимается совокупность требований к образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию и реализующим образовательные программы соответствующего уровня и направленности (п. 1 ст. 7).

Первые научные исследования о правовой сущности и содержании права на образование были проведены представителями науки трудового права (Ю.П. Орловским, А.С. Пашковым, К.П. Уржинским, А.Е. Пашерстником и другими). Это видится не случайным, поскольку изначально образование рассматривалось в сугубо «прикладном» аспекте – в качестве необходимой предпосылки для подготовки человека к производительному труду.

Анализируя сущность права человека на труд, А.Е. Пашерстник справедливо замечал, что «право на труд есть право получить работу по специальности, совершенствовать свою квалификацию и продвигаться вперед в области своей трудовой деятельности» [10, с. 33]. Исследование известного ученого не утратило своей актуальности и в наше время. Способность к квалифицированному и творческому труду не появляется сама собой. Для того чтобы обеспечивать себе достойный уровень жизни, быть востребованным на рынке труда, человек вынужден постоянно учиться, приобретать новые знания, обогащать профессиональный опыт, развивать социальные навыки.

На тесную связь права на образование и права на труд обращает внимание в своих ранних исследованиях профессор Ю.П. Ор­ловский [9, с. 12]. Эта связь проявлялась в том, что в годы плановой экономики, когда государство, по сути, являлось единственным работодателем и остро нуждалось в квалифицированных кадрах, вся система образования была «заточена» под производственную сферу. Не случайно существовало обязательное распределение молодых специалистов на рабочие места после окончания вузов и техникумов; были разработаны и включены в КЗоТ РСФСР гарантии и льготы для работников, которые повышали свой образовательный уровень, обучаясь в образовательных учреждениях по заочной или вечерней форме; была создана продуктивная государственная модель подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов. Даже общеобразовательные школы реализовывали на разных этапах развития государства программы трудовой подготовки учащихся.

С 1991 года, после изменения политического и экономического строя в нашей стране, право на образование и право на труд получили новое содержание. Труд стал свободен, а система образования начала строиться на совершенно иных принципах, направленных прежде всего на свободное развитие личности, а не на удовлетворение потребностей экономических интересов и производственных целей государства.

Действующая Конституция РФ гласит, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37). Человек теперь может получать профессиональное образование независимо от того, будет он работать по специальности или нет; расширены возможности многократного получения образования одного и того же уровня, а также формы его получения; образование можно получать и на платной основе; активно стала развиваться сфера дополнительного (общего и профессионального) образования и дополнительных платных образовательных услуг.

Изменилась и сама связь права на образование и права на труд. В условиях рыночной экономики их пересечение становится возможным только тогда, когда совпадают экономические интересы работника и работодателя, связанные с наличием или с получением в будущем определенной профессии, специальности, должности, а также повышением квалификации. В остальных случаях связь практически распадается.

Необходимо отметить, что сфера образования и сфера рынка труда даже при изменившихся условиях их развития, а соответственно, и нормы, регулирующие отношения, возникающие в этих сферах, продолжают оказывать взаимное влияние друг на друга даже в то время, когда работник реализует свое право на образование независимо от интересов работодателя или учащийся одновременно с обучением в образовательном учреждении реализует право на труд.

При этом нормы либо стимулируют участников трудового правоотношения к повышению образовательного уровня работников, либо выполняют охранительную функцию.

Примером стимулирующей нормы может служить п.8 ст.50 Закона об образовании, в котором закреплено право обучающихся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы. В статье 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ (с изм. и доп.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрены гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой. Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно по пятьдесят календарных дней; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов – четыре месяца; для сдачи государственных экзаменов – один месяц (п. 1 ст. 17 названного Закона). Студентам, получающим высшее образование по очной форме и совмещающим учебу с работой, предоставляются дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы для сдачи зачетов и экзаменов –пятнадцать календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов – четыре месяца; для сдачи государственных экзаменов – один месяц (п. 2 ст. 17).

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются по правилам гл. 26 Трудового кодекса РФ. Правда, как справедливо отмечает профессор В.Г. Сойфер, эти нормы не отвечают современным рыночным реалиям. В настоящее время увеличивается число работников, совмещающих работу и обучение по очной форме. Но они оказываются в неравном положении по сравнению с работниками, получающими образование в заочной форме. «Почему, – полагает ученый, – работодатель, призванный создавать благоприятные условия для обучающихся работников и располагающий для этого необходимыми финансовыми ресурсами, должен руководствоваться нормами, сформулированными в эпоху административно-командной экономики с целью экономии государственных средств? Зачем юридически сохранять ситуацию, когда право работника на дополнительный (учебный) отпуск исключает его получение при учебе на очном отделении учебного заведения, ограничивает размеры компенсации расходов стоимости проезда к нему и обратно?» [14, с. 77]. Думается, что в перспективе необходимо внести соответствующие изменения в трудовое законодательство и законодательство об образовании, отказавшись от устаревших форм плановой экономики в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. Работодатели и работники вправе выбирать и поддерживать на договорных началах все существующие возможности получения образования (с отрывом от работы или без отрыва от работы, внутри организации или в образовательном учреждении, в очной или иной форме, получать определенный уровень профессионального образования повторно или впервые).

Примером охранительной нормы может служить ч. 1 и ч. 2 ст. 63 Трудового кодекса РФ о заключении трудового договора с несовершеннолетним работником, получающим общее образование, а также ч. 6 ст. 92 и ч. 3 ст. 93 Трудового кодекса РФ о продолжительности рабочего времени и ежедневной смены учащихся образовательных учреждений. Главное условие – работа не должна нарушать процесс обучения.

Кроме того, трудовое право оказывает косвенное влияние на процесс и содержание профессионального образования. Это проявляется в том, что объем профессиональных требований (знаний и навыков), предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений, определяется в конечном итоге нормами трудового права (должностными инструкциями, техническими регламентами и другими документами). Не случайно в последнее время в трудовом праве России появилась тенденция к расширению вопросов социального партнерства за счет участия работодателей в формировании структуры и содержания профессионального образования [4, с. 48, 63]. Государство уже начинает приводить в этом направлении ряд концептуальных мероприятий. Так, постановлением Правительства РФ от 21 января 2005 г. №36 утверждены правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов с учетом мнения работодателей.

По мере развития российского государства объем содержания права на образование не остается постоянным. По сравнению с предыдущими эпохами в настоящее время он значительно расширился в связи с появлением новых видов образования. В структуре права на образование можно выделить девять элементов (право на дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование, право на профессиональную подготовку). Профессор В.И. Шкатулла, анализируя законодательство РФ об образовании, выделяет также право на дополнительное образование [16, с. 45–46].

К сожалению, в Законе об образовании нет четко сформулированного понятия дополнительного образования и его видов. В статье 7 устанавливается лишь цель дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Исходя из содержания ст. 7 Закона об образовании, а также анализа действующих в нашей стране нормативных правовых актов подзаконного характера, регулирующих вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников, государственных гражданских служащих и безработных граждан, можно сделать вывод о том, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации являются элементами права на образование, и в частности права на дополнительное профессиональное образование.

Что касается профессиональной подготовки, то по смыслу ст. 21 Закона об образовании этот вид обучения имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство создает условия для профессиональной подготовки тем лицам, которые не имеют основного общего образования, т.е. не имеют права поступить в образовательные учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования (п. 2 ст. 21 Закона об образовании). Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Таким образом, профессиональная подготовка входит в структуру всей системы образования в РФ, но не является элементом профессионального образования.

В научной литературе, как в советский период, так и в настоящее время, не раз подчеркивалось, что границы между сферой труда и сферой образования становятся подвижными, а «трудовой договор все более трансформируется в договор труда и обучения» [5, с. 170]. Это проявляется и в том, что от уровня образования, а также от постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, развития деловых качеств работника посредством переподготовки и повышения квалификации напрямую зависит судьба трудового правоотношения (его возникновение, изменение или прекращение). Кроме того, трудовое законодательство позволяет работодателю заключать договор об обучении (ученический договор) с лицом, ищущим работу, в целях получения профессии, специальности, квалификации (гл. 32 Трудового кодекса РФ).

В связи с этим в диссертационном исследовании А.Ю. Бондарь обосновывается введение в понятийный аппарат трудового права термина «образовательно-трудовые отношения» вместо понятия «учебно-трудовые отношения», широко используемого в работах А.С. Пашкова, Ю.П. Орловского, В.Н. Артемовой и других ученых. Под образовательно-трудовыми отношениями автор понимает общественные отношения, возникающие между работником и работодателем по поводу профессионального обучения непосредственно на производстве (работе) или вне работы, направленные на повышение профессионального (общеобразовательного) уровня работников [см.: 2, с. 34].

Важно подчеркнуть, что право на образование реализуется в конкретных правоотношениях, в том числе, как полагал А.С. Пашков, является важнейшим элементом трудового правоотношения [11, с. 25]. Однако если принять это утверждение, то необходимо ответить на вопрос: к какому именно элементу оно относится и относится ли вообще?

Любое правоотношение, в том числе и трудовое, имеет определенное внутренне строение. Элементами правоотношения являются: а) содержание, т.е. субъективные права и обязанности сторон правоотношения; б) субъекты права, т.е. участники правоотношения; в) объекты правоотношения [1, с. 343].

В науке трудового права учение о трудовом правоотношении прошло достаточно долгий путь развития, во многом опережая общетеоретические разработки.

Сегодня под трудовым правоотношением понимается возникающее на основе трудового договора и урегулированное нормами трудового права трудовое отношение, по которому один субъект – работник обязуется выполнить трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект – работодатель обязан предоставить работу, обеспечивать здоровые, безопасные и другие условия труда, включая оплату труда работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда [16, с. 89]. Кроме того, понятие трудового отношения нашло свое легальное определение в ст. 15 Трудового кодекса РФ.

Сторонами (субъектами) трудового правоотношения являются работник и работодатель, обладающие определенным правовым статусом (ст. 20 Трудового кодекса РФ). Объектом выступает наемный труд (работа), организованный работодателем за вознаграждение.

Особенностью трудового правоотношения является сложный состав прав и обязанностей его субъектов (содержание правоотношения). Это выражается в том, что каждый из субъектов выступает по отношению к другому и как обязанное, и как управомоченное лицо. Следовательно, каждый из них несет ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей. При этом трудовое правоотношение охватывает весь комплекс корреспондирующих прав и обязанностей сторон, заключивших трудовой договор, а не только тех, которые непосредственно связаны с выполнением трудовой функции (определенной работы). В связи с этим трудовое отношение необходимо признать единым, несмотря на то, что многие ученые на разных этапах развития науки трудового права, пытались отстаивать самостоятельность правоотношений по материальной и дисциплинарной ответственности работника и работодателя, по подготовке и повышению квалификации работников непосредственно на производстве и др.

Это интересно:  Правила внутреннего трудового распорядка основные обязанности рабочих

Трудовой кодекс РФ предусматривает основные (статутные) права и обязанности работника (ст. 21) и работодателя (ст. 22). В числе статутных прав работника законодатель закрепил право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке и на условиях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Статутные права и обязанности проявляются в конкретных субъективных правах и обязанностях, возникающих у работника, с момента заключения трудового договора. Статьей 197 Трудового кодекса РФ также закреплено право работника на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, включая обучение новым профессиям. Но указанное право может быть реализовано только путем заключения дополнительного к трудовому договора (ч. 2 ст. 197). Вместе с тем законодатель предусмотрел норму о том, что работодатель имеет право самостоятельно определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд.

Анализ целого ряда норм Трудового кодекса РФ (ст. 1, 2, 41, 53, 57,63, 65, 81, 83, 129, 173–177, 179, 187, 196–208), в которых прямо или косвенно прослеживается связь с уровнем образования работника, его квалификацией, организацией обучения, совмещением труда и образования, позволяет сделать вывод о том, что право на образование, а точнее, на профессиональное образование (как основное, так и дополнительное), в том числе право на профессиональную подготовку без повышения образовательного уровня, входит в содержание трудового правоотношения (прав и обязанностей работника и работодателя в связи с обучением).

При этом под профессиональной подготовкой А.В. Ивашковская предлагает понимать в широком смысле получение профессиональных знаний, умений, навыков по определенной профессии впервые путем обучения непосредственно в организации или освоения основной образовательной программы того или иного уровня в образовательном учреждении [4, с. 69].

Во многих научных исследованиях сегодня высказывается предложение о том, что формулировку «подготовка, переподготовка и повышение квалификации» следует заменить единым термином – «профессиональное обучение» [6, с. 214; 12, с. 38].

Оба предложения видятся вполне целесообразными. Но при этом смысловое значение терминов «профессиональная подготовка» и «профессиональное обучение» должно быть единым как в образовательном, так и трудовом праве. Вряд ли можно согласиться с тем, что профессиональное образование и профессиональное обучение следует разграничивать [7, с. 56], а также и с тем, что право на профессиональное образование и право на профессиональное обучение являются самостоятельными правами, имеющими разную отраслевую принадлежность: право на профессиональное образование реализуется между учащимся и образовательным учреждением, а право на профессиональное обучение – в трудовых и непосредственно связанных с ними отношениях [4, с. 74–78]. Если следовать данной логике, то и право на труд надо разграничивать с правом трудиться. Думается, что право на образование является единым. Профессиональное обучение является средством получения одного из видов профессионального образования или профессиональной подготовки без повышения образовательного уровня. Термин «профессиональное обучение», действительно, позволяет кратко обозначить достаточно сложный, но единый институт. Тем более, именно этот термин сегодня широко используется в актах Международной организации труда.

Не вызывает возражений лишь то, что в процессе реализации конституционного права на образование складываются многообразные правоотношения, различающиеся между собой по субъектам, содержанию, основаниям возникновения и прекращения, целевому назначению и другим признакам. Следовательно, юридическая природа этих отношений будет не однородной. Это могут быть в различных комбинациях и гражданско-правовые, и административные, и даже семейные правоотношения. Однако если субъектом правоотношений будет выступать работник, получающий профессиональное образование или проходящий профессиональную подготовку без повышения образовательного уровня, а также переподготовку и повышение квалификации, то не важно, в каком месте и в какой форме проводится обучение (внутри организации или в образовательном учреждении), по чьей инициативе, с отрывом или без отрыва от работы. Трудовые отношения в любом случае не прекращаются. Они либо приостанавливаются на период обучения, либо существуют параллельно с отношениями по обучению. В связи с этим вывод очевиден: все без исключения отношения, связанные с реализацией работником права на профессиональное образование, в том числе и права на профессиональную подготовку без повышения образовательного уровня, входят в содержание единого сложного трудового правоотношения. Для того чтобы в трудовом праве окончательно сложился правовой институт профессиональной подготовки (в широком смысле), переподготовки и повышения квалификации или другими словами институт профессионального обучения работников, необходимо внести ряд изменений в Трудового кодекса РФ.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2008.

2. Бондарь А.Ю. Правовое регулирование образовательно-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

3. Бугров Л.Ю. О праве на труд в России и за ее рубежом // Соврем. тенденции в развитии труд. права и права социального обеспечения: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. К.Н. Гусова. М., 2007.

4. Ивашковская А.В. Правовое регулирование трудовых отношений в условиях реформы профессионального образования: дис. … канд. юрид. наук. Ярославль, 2007.

5. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. М., 2005.

6. Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб., 2006.

7. Лушникова М.В., Лушников А.М. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Труд. право. 2007. №4.

8. Орловский Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. М., 1986.

9. Орловский Ю.П. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров. М., 1989.

10. Пашерстник А.Е. Право на труд. М., 1951.

11. Пашков А.С. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров (некоторые вопросы теории и практики). Л., 1966.

12. Петров А. Повышение квалификации работников // Кадровик. Труд. право для кадровика.2007. № 7.

13. Русинов Р.К. Право на образование: попытка юридического анализа // Рос. право. 2009. №1.

14. Сойфер В.Г. Проблемы правового регулирования профессионального образования персонала // Законодательство и экономика. 2008. №31.

15. Трудовое право России: учебник / под ред. А.М. Куренного. М., 2004.

16. Шкатулла В.И. Образовательное право: теоретические и практические проблемы. М., 1996.

17. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие. М., 2008.

Право на труд относится к группе прав

Права и свободы человека — развивающееся явление [1] .

Исследователи различают несколько поколений прав и свобод человека.

Права и свободы первого поколения — это право частной собственности, право неприкосновенности личности, свободы совести, политические права — избирать и быть избранным в представительные (законодательные) органы государственной власти, в органы местного самоуправления и др. Указанные права и свободы человека нашли закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, в Конституции США и др.

Права и свободы второго поколения возникли после второй мировой войны в условиях подъема демократии, когда с расширением личных и политических прав формулируются и находят признание в мировой практике социально-экономические и культурные права: право на труд и отдых, право социального обеспечения, право на образование, право на пользование достижениями культуры и др. Указанные права закрепляются, например, в конституциях Франции, Италии и других стран.

В последние десятилетия все большее признание находят права и свободы третьего поколения , обусловленные достижениями и одновременно неблагоприятными последствиями научно-технического прогресса: право на здоровую окружающую среду, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.

В юридической литературе конституционные права и свободы граждан делят на три основные группы:

— личные права и свободы граждан;

— социальные, экономические и культурные права и свободы;

— политические права и свободы гражданина.

Рассмотрим каждую из групп подробнее:

Личные права и свободы граждан

Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

В эту группу входят:

· право на жизнь (ст. 21);

· право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

· право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1);

· право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2);

· право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

· право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1);

· право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2);

· свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);

· свобода совести (ст. 28);

· свобода мысли (ст. 29 п. 1);

· право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

· право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1);

· право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2);

· право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1);

· право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2);

· презумпция невиновности (ст. 49 п. 1);

· право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3);

· право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1);

· право потерпевших на доступ к правосудию и компенсации ущерба (ст.52);

· право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

Политические права и свободы гражданина

Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством. Сюда относятся:

· свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29); цензура запрещается;

· право на объединение в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

· право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31);

· право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32 п. 1);

· право избирать и быть избранным (ст. 32 п. 2);

· равный доступ к государственной службе (ст. 32 п. 4);

· право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5);

· право на обращения (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

Социальные, экономические и культурные права и свободы

Содержанием этой группы прав и свобод, которые принадлежат как гражданам, так и другим лицам, являются материальные и культурные средства, обеспечивающие жизнь и деятельность человека на надлежащем уровне.

К этой группе относятся:

· право на предпринимательскую деятельность (ст. 34);

· право на частную собственность (ст. 35);

· право на свободный труд (ст. 37 п. 1-3);

· право на забастовку, как способ решения трудовых споров (ст. 37 п. 4);

· право на отдых (ст. 37 п. 5);

· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей и т.д. (ст. 39 п.1);

· право на пособие по безработице (ст. 37 п. 3);

· право на жилище (ст. 40);

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);

· право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);

· право на образование (ст. 43);

· свобода творчества (ст. 44);

· право на охрану интеллектуальной собственности (ст. 44);

· право на участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (ст. 44 п.2);

· право на возмещение материального вреда, причиненными незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностными лицами (ст. 53), а также возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Таким образом, еще раз подчеркнем, что конституционные права и свободы — есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод.

Важно акцентировать внимание на том, что личные, экономические, политические, социальные, культурные права равноценны, в единой системе этих прав нет иерархии .

Статья написана по материалам сайтов: kalavalapi.ru, www.jurvestnik.psu.ru, www.allpravo.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector