Соотношение законности и правопорядка

Законность как политико-правовой режим, складывающийся в отношениях, регулируемых правом, — не самоцель. Она предпола­гает достижение необходимой упорядоченности правом обществен­ных отношений. Такую их упорядоченность принято называть пра­вовым порядком.

Правопорядок — такое состояние регулируемых правом обществен­ных отношений, при котором они соответствуют правовым предпи­саниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Пра­вопорядок, следовательно, выступает результатом законности. Это, по существу, реализованная законность, проявляющаяся в системе урегулированных правом отношений. Таким образом, основой пра­вопорядка служит право, а условием его достижения — законность.

Поскольку социальное назначение права — регулирование обще­ственных отношений, обеспечение их государственной упорядочен­ности, то правопорядок может рассматриваться и как цель такого регулирования, и как его итог, т. е. реально достигнутая правовая урегулированность общественных отношений. Основные черты, или признаки, правопорядка могут быть определены следующим образом:

— это порядок, складывающийся в общественных отношениях;

— он определяется правовыми нормами;

— устанавливается вследствие соблюдения законности;

— представляет собой упорядоченность, необходимую организо­ванность общественной жизни;

— обеспечивается государством посредством различных мер пра­вового воздействия.

Названные черты характеризуют правопорядок с качественной стороны. Не меньшее значение имеет и его содержательная сторона, полнота. Понятно, что говорить об абсолютном правопорядке не приходится — это идеальная ситуация, остающаяся целью правового Регулирования. В деятельности государства присутствуют многооб­разные, постоянно совершенствуемые направления и формы обес­печения правопорядка. Исходными, отправными положениями в

этой деятельности могут и должны служить выдвигаемые правовой наукой принципы правопорядка: определенность, системность, единс­тво, устойчивость, государственная гарантированность.

Определенность правопорядка заключается в соответствии регули­руемых правом общественных отношений требованиям формально определенных правовых норм. Этим правопорядок принципиально отличается от отношений, складывающихся под воздействием иных социальных норм, лишенных четких и жестких форм их реального выражения.

Системность правопорядка предопределяется системой самого права, результатом действия которого он является. Правопорядок — не случайная совокупность не связанных между собой отношений отдельных субъектов права, а именно система отношений (эконо­мических, политических, социальных, идеологических), не только объективно складывающихся и предметно обусловленных, но и ор­ганизуемых, закрепляемых, охраняемых государством посредством права в форме правоотношений.

Единство правопорядка, как и единство законности, должно иметь место в масштабе всей страны. Недопустимо существование различных правопорядков в разных регионах (областях, районах, городах) государства, тем более унитарного. Однако на практике в определенных сферах правового регулирования (взимание налогов, предоставление льгот, организация рыночной торговли и т. п.) та­кой разнобой обнаруживается. Как правило, он проистекает от про­тиворечий в действующем законодательстве и обусловленных этим различных его трактовок на местах. Не исключены и злоупотреб­ления в сфере законности. Для устранения фактов такого рода го­сударство должно использовать юридические средства обеспечения законности и охраны правопорядка. В то же время недопустимые различия в правопорядке на местах не следует смешивать с учетом региональных особенностей, прямо предусмотренных действующим законодательством.

Устойчивость правопорядка. При использовании гарантий закон­ности и юридических средств охраны правопорядка он приобретает такое важное качество, как стабильность. Тем не менее опасность дестабилизации угрожает ему постоянно, особенно в периоды соци­ального переустройства, проведения реформ, не всегда продуман­ных и обоснованных, а также в условиях пробельного и противо­речивого законодательства. Следовательно, угроза дестабилизации
правопорядка должна предотвращаться как в области правотворчес­тва, так и сфере правоприменения.

Государственная гарантированность. Реализация правовых пред­писаний, соблюдение законности и в конечном счете формирование правопорядка, охрана его от нарушений обеспечиваются государс­твом. Не случайно одной из функций государства (именно госу­дарства, а не отдельных его органов, скажем правоохранительных) является охрана правопорядка. Это значит, что за обеспечение пра­вопорядка в стране ответственны все три или четыре ветви государс­твенной власти. И практика показывает полезность координации их деятельности в этом отношении со стороны главы государства.

Таким образом, правопорядок — прямое следствие и выражение единства права и государственной власти. Это такой порядок, при котором правовое положение всех субъектов права и их взаимо­отношения не только четко определены нормативными правовыми актами, но и всесторонне защищены государством.

В то же время’было бы неверно отождествлять правопорядок и государство, точно так же, как правопорядок и право.

Государство, право, правопорядок — различные явления и на­учные категории. Они неразрывно связаны между собой и взаи­мообусловлены, но самостоятельны и специфичны как в инсти­туционном, так и в функциональном отношении. Взаимодействие государства и права, с одной стороны, и правопорядка — с другой, опосредуется таким правовым явлением, как законность. Адекват­ной же политико-правовой формой такого взаимодействия в сов­ременном обществе являются организация и функционирование правового государства.

Правопорядок выступает важнейшей составной частью более широкого социального явления — общественного порядка. В от­личие от правопорядка общественный порядок формируется под воздействием не только правовых, но и других социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм и др.). Следовательно, общественный порядок означает такое состояние урегулированности общественных отношений, при котором они соответствуют требова­ниям всех социальных норм.

В отличие от правопорядка общественный порядок обеспечи­вается преимущественно средствами общественного воздействия. Это не значит, что общественный порядок безразличен государству, что оно не участвует в его обеспечении. Во-первых, присутствие в структуре общественного порядка в качестве его важнейшей части
правопорядка само по себе обусловливает позитивное государствен­ное воздействие на общественный порядок. Во-вторых, обществен­ный порядок как целое не может не оказывать влияние на пра­вопорядок как свою составную часть. Он присутствует в качестве элемента объективной стороны ряда преступлений (преступления против общественного порядка и общественной нравственности) административных проступков (правонарушения, посягающие на общественный порядок).

Существует понимание общественного порядка в широком в узком смысле. В широком, можно сказать, в научном его пони мании общественный порядок охватывает все общественные отно шения, регулируемые социальными нормами, вне зависимости от пространственных их характеристик. В узком смысле общественны! порядок понимают как порядок отношений только в общественны местах (улицы, парки, кинотеатры, дискотеки и т. п.).

Такая трактовка связана с административно-правовой и уголов но-правовой охраной порядка в общественных местах. Ее нельзя игнорировать, а тем более отрицать с точки зрения его обеспечения государством. Дело в том, что государство, его органы не могут и не должны переходить те границы в общественном порядке, за кото рыми находятся нравственные, сугубо личные отношения людей.

Во всяком государственно-организованном обществе необходи­мыми условиями его нормального функционирования являются не только законность, правопорядок и общественный порядок в целом, но и дисциплина, в первую очередь дисциплина государственная.

Если рассматривать дисциплину с правовых позиций, то в осно­ве ее нельзя не увидеть законность. Однако законность и дисципли­на как социальные явления и как научные категории не совпадают ни по своему содержанию, ни по месту в системе социального регу­лирования. Если законность означает точное и неуклонное испол нение правовых предписаний, причем независимо от объективных и субъективных оснований такого их исполнения, то дисциплина пред полагает не только простое выполнение требований правовых норм, но и инициативное, ответственное отношение к порученному делу. Дис циплина проявляется в деловой активности, творческом решении поставленных задач.

В зависимости от сферы реализации дисциплина может быть государственной, производственной, трудовой, воинской, учебной и т. д. Каждая из них имеет свои подвиды, определяемые конкрет ными условиями общественной деятельности. Государственная дис­
циплина, в частности, реализуется в сфере осуществления функций государства, отдельных его органов и учреждений. Разновидностями государственной дисциплины являются плановая, финансовая, слу­жебная и др. Обеспечение государственной дисциплины имеет ре­шающее значение для достижения высокой эффективности работы государственного аппарата.

Государственная дисциплина, как и другие ее виды, наряду с за­конностью и правопорядком — необходимое условие формирования правового государства, развития демократии, обеспечения прав и свобод личности. Важнейшие средства ее обеспечения — контроль, стимулирование, поощрение, ответственность — имеют правовую форму. В то же время важную роль в укреплении дисциплины иг­рает воспитание в различных его формах — правовое, нравственное, служебное. В современных условиях воспитание трудящихся во всех сферах общественной жизни в духе укрепления законности и дис­циплины является одной из важнейших государственных задач.

Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка

Нарушение требований законности ведет к деформации общественных связей, несоблюдение и подрыва правопорядка. Укрепление законности имеет своим следствием более высокий уровень правопорядка, который является важным условием реализации институтов демократии.

Правопорядок — это состояние (режим) упорядоченности (урегулированности и согласованности) системы общественных отношений, который складывается в условиях реализации законности.

Соотношение правопорядка и законности заключается в том, что законность — это принцип деятельности, режим действий, отношений, а правопорядок — это результат реализации этого принципа, режима, соблюдения законности.

В то же время правопорядок является важным структурным элементом общественного порядка, под которым понимается правильно налаженный состояние всей совокупности общественных отношений, урегулированных не только правовыми, но и всеми другими социальными нормами.

Если укрепление и поддержание правопорядка связанные с реализацией норм права, то в поддержке общественного порядка важная роль принадлежит и другим социальным нормам — морали, корпоративным нормам, традициям и обычаям.

Итак, понятие общественного порядка по своему объему шире, чем понятие правопорядка. Однако уровень правопорядка значительно влияет на состояние налаженности всей совокупности общественных отношений.

Система гарантий законности и правопорядка

Реализация режима законности в стране базируется на системе гарантий, действенность которых призвана сделать законность реальной.

Гарантии законности и правопорядка — это система средств, с помощью которых в общественной жизни внедряется, охраняется и, в случае нарушения, восстанавливается законность.

Систему гарантий законности и правопорядка составляют:

Общесоциальные гаранты законности и правопорядка:

1) экономические — степень экономического развития общества; рост производительности труда и объема производства; многообразие и равенство всех форм собственности; равенство экономических возможностей субъектов общественных отношений;

2) политические — степень демократизма конституционного строя: наличие развитой системы народовластия; демократических форм и институтов его осуществления; наличие политического плюрализма; соблюдение принципа разделения властей;

3) идеологические — степень развития правосознания; идеологический плюрализм; забота государства о правовое воспитание и повышение уровня правовой культуры; степень информированности населения, свобода прессы и др .;

4) социальные — степень развитости системы социальных услуг, социального страхования и обеспечения, помощи малообеспеченным; реальность здравоохранения; широкий доступ граждан к культурным и других социальных ценностей.

Специально-социальные гаранты можно разделить на две группы:

• организационные, то есть меры организационно-юридического характера, направленные на обеспечение режима законности, борьбы с правонарушениями, защиты прав граждан: кадровая работа; организация условий для нормального функционирования юрисдикционных и судебных органов и т.д.;

• юридические, то есть предусмотрена законом система специальных средств, благодаря которым обеспечивается создание качественных законов, их соблюдения и исполнения.

Такими гарантиями являются:

1) деятельность законодательных органов, направленных на подготовку и издание качественных законов и других нормативно-правовых актов;

2) деятельность исполнительных органов, направленная на воплощение в жизнь норм, основного и текущих законов, на охрану и защиту прав и свобод граждан;

3) четкость и конкретность норм действующего права, эффективность санкций норм права;

4) обеспечение конституционности нормативно-правовых актов благодаря деятельности Конституционного Суда;

5) внедрение правосудия как специальной формы универсальной, осуществляемой на основе права и справедливости деятельности судов;

6) осуществление высшего надзора за соблюдением и правильным применением законов со стороны органов прокуратуры;

7) деятельность правоохранительных органов, направленная на непосредственное охранение общества от преступных посягательств, профилактику и пресечение правонарушений;

8) деятельность государственных инспекций и контрольно-ревизионного аппарата, в пределах своей компетенции осуществляют работу по предупреждению нарушений законности в различных сферах государственной и общественной жизни, выявление их и прекращения.

5. Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности.

Правопорядок является составной частью и определенным качеством общественного порядка. Общественный порядок является состоянием упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью правовых, но и с помощью других социальных норм.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении личной и общественной безопасности, в создании нормативных условий для функционирования различных форм общественной деятельности. Средствами регулирования здесь выступают социальные нормы (не юридические). Их соблюдение обеспечивается традициями, силой общественного мнения, социальной нормативной мотивацией и т.д. В системе общественных отношений, образующих общественный порядок, правопорядок занимает главное место, отражая существенные черты нормативного регулирования.

Правопорядок складывается в отличие от общественного порядка в сфере функционирования правовых норм. Правопорядок является социальной ценностью общественного порядка, он складывается в результате осуществления всех форм реализации права. Правопорядок является качественной характеристикой различных сторон юридической деятельности, системой согласованных и урегулированных государством правовых отношений и связей. Если понятие законности отражает состояние правомерности юридических отношений, то правопорядок означает реализацию законности в формах упорядочения и согласованности общественных отношений. Правопорядок является результатом действия законности и основным содержанием демократии, укрепление законности и демократии приводит к укреплению правопорядка.

Это интересно:  Право на образование проблемы его реализации

Если законность является качественной характеристикой правовой деятельности, является свойством принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот.

Режим законности на уровне правопорядка материализуется в системе существующих правовых отношений. Правопорядок в этом смысле представляет собой основную цель правового регулирования. Нельзя обеспечить правопорядок без обеспечения законности. Конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности. Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга.

Демократия невозможна без наличия в обществе состояния законности и правопорядка. Демократические процедуры способствуют укреплению законности и правопорядка.

Обеспечение законности и поддержание правопорядка требуют целенаправленного воздействия на поведение субъектов общественных отношений. Необходимо создание реального механизма реализации права. Обеспеченность законности есть результат воздействия гарантий законности. Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, выделяются факторы, относящиеся к личности (правовые знания, навыки, стереотипы поведения) и факторы, относящиеся к внешней среде (законодательство, экономика, политика, культура и др.).

В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.

Законность и правопорядок: понятие и соотношение

Понятие, признаки, принципы, гарантии законности. Понятие и признаки правопорядка. Соотношение законности и правопорядка. Роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности. Широта правового статуса личности в Конституции.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.02.2013
Размер файла 52,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Законность и правопорядок: понятие и соотношение

Актуальность выбранной темы объясняется, прежде всего, расширением поля правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, что в свою очередь обусловлено новой внутренней политикой государства проводимой с 2000-го года, когда было принято решение взять новый курс на внутреннее развитие страны и совершенствование законодательства и правового регулирования. Данный курс, безусловно, отразился в нормах Гражданского и Уголовного кодексов РФ и других законодательных актов.

Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами.

Это по своей сути правильное понимание, однако, оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления.

В этом случае требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне ее содержания.

Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов — выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию.

Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового государства и общества.

Поэтому тема «законность и правопорядок» я считаю наиболее актуальной в настоящее время.

Предмет исследования составляет исследование понятий законности и правопорядка: их понятий принципов и гарантий. А также вопросы их соотношения между собой.

Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие и раскрыть основные компоненты законности и правопорядка, определить соотношение, что обусловливает следующие основные задачи исследования:

— изучить понятие и признаки законности и правопорядка;

— проанализировать принципы и гарантии законности и правопорядка;

— определить механизм соотношения законности и правопорядка выявить и рассмотреть существующие между ними взаимосвязи.

Методологическую основу курсовой работы составили системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, общесоциологические и правовые методы: системный, конкретно-социологический, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой.

1. Законность: основные понятия

1.1 Понятие и признаки законности

В юридической литературе понятие законности трактуется по-разному.

В настоящее время предложен комплексный подход к этому понятию.

Законность трактуется в трех аспектах как:

— Принцип государственно-правовой жизни в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового общения — населению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам.

— Метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство осуществляет свои функции, прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

— Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью. Режим законности означает также распространение ее требований на все сферы жизни.

Законность — комплексная категория, охватывающая все стороны права, его действенность, урегулированность общественной жизни в целом. Категория «законность» фиксирует общественно необходимые зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так и между ним и практическим воздействием воли на поведение людей, и отражает отношение к ним общества.

Чтобы сформулировать четкое определение данного понятия, нужно также учитывать следующие факторы:

— законность — сложное социальное явление призванное способствовать установлению порядка в обществе;

— законность имеет политико-правовую природу;

— затрагивает разнообразные стороны экономической, духовной, правовой жизни;

— способствует процессу демократизации общества;

— законность взаимосвязана с государственной властью и ее принудительными средствами.

Учитывая все эти факторы можно определить понятие законности как сложное социальное явление призванное способствовать установлению порядка в обществе, заключающееся в точном, строгом, неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами права всех действующих на территории государства правовых предписаний.

Законность характеризуется следующими основными признаками:

Во-первых, важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности.

Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин — перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно.

Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний — задача государства и его органов.

Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане вне государственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.

Чтобы быть творцом и «хранителем» законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.

Всеобщность, как важнейший признак законности, означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных организаций и граждан.

Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития.

Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, — законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, — то и здесь не может быть речи о законности.

История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан. Нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

— совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

— полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

1.2 Принципы законности

Принципы — это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание понятия, которое эти принципы характеризуют.

Законность подчиняется следующим правовым принципам:

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общественных отношений.

Те отношения, которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.

Законы представляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящемся в сфере временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все государственных образования, входящих в состав федерации.

Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом).

Прочий эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом.

С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона.

С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и интересов.

4. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями есть важное требование законности.

Правовое государство создаёт необходимые материальные, политические, социальные и другие предпосылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима законности.

5. Неразрывная связь законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни.

Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.

1.3 Гарантии законности

Для того чтобы в обществе соблюдалась законность, необходима система обеспечивающих мер. Такая система получила название гарантией законности.

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

Экономические. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.

Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности.

Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, роста цен, галопирующей инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту числа преступлений, причем не только хозяйственных.

Политические. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата.

Это интересно:  Обнаружено неправомерное использование 1с как убрать

Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями.

В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию принимаемых решений, низкого уровня исполнительской дисциплины, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не повышается, но и снижается, причем до опасного предела.

Сильное государство ни в коей мере не означает централизацию государственной власти, авторитарный режим, который не обеспечивает, а, напротив, отрицает законность.

Важным условием укрепления государства, обеспечения законности и правопорядка является демократия.

Демократическое государство не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования (разделение властей, парламентаризм, гласность, верховенство Конституции и т.д.).

Идеологические. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения.

Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, чувства права и законности.

В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, господство силы и др.), способствующими росту правонарушений, преступности, ставящими под угрозу режим законности.

Социальные. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере.

Падение жизненного уровня населения, рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона, порождают национальные и социальные конфликты и т.д.

Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.

Правовые. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.

Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны.

Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство.

Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы.

Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.

Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции.

Например, несомненный ущерб в деле обеспечения законности нанесло игнорирование таких «буржуазных» (так их называли до недавнего времени) теорий, как идея правового государства, разделение властей, парламентаризм и т.д.

Напротив, научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение основных ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности государственных органов. Проявлениям беззакония и произвола в их деятельности способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы с построением социализма, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования и т.д.

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.

Среди юридических гарантий различают следующие.

Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т.д.

Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий.

Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.

Например, согласно трудовому кодексу РФ расторжение трудового договора в одностороннем порядке со стороны работодателя возможно лишь в случае нарушения рабочей дисциплины, внутреннего распорядка предприятия или же невыполнения работником должностной инструкции и обязательств трудового договора. Подобные соглашения между работником и работодателем имеют единственную цель — предотвратить возможное нарушение администрацией трудовых прав граждан, не допустить незаконного увольнения. Предупредительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций.

Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений.

Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, ибо процесс есть форма жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение.

Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного в Конституции РФ. Однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации, что затрудняет их осуществление.

Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан.

Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями.

Однако нередко ответственность за состояние законности, за рост преступности в регионе, в стране возлагается лишь на органы прокуратуры, МВД.

Проблема борьбы с преступностью нередко сводится лишь к смене руководства этих органов без существенного изменения условий, что не может обеспечить надлежащих гарантий законности.

Только целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок — основу нормальной жизни общества.

Основываясь на вышеизложенном, можно дать более четкое определение гарантии законности.

Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

2. Правопорядок: основные понятия

2.1 Понятие и признаки правопорядка

С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок).

Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка — важнейшая функция государства.

Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.

Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны.

В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего… Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности.

Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же — условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова «правопорядок».

Прежде всего, правопорядок — это порядок, организованность, устойчивость.

Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности.

Далее, правопорядок — это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом.

Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредствования — реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.

Исходя из сказанного, правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Правопорядку присущи следующие признаки:

1) Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

2) Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений.

Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

3) Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

4) Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

5) Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.

Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

6) Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни.

Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.

Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

2.2 Особенность правопорядка

Рассмотрим особенности данного явления.

1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.

2. Это порядок, предусмотренный нормами права.

3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.

4. Он обеспечивается государством. Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения.

Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования).

Первый зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др.

Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики.

Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс.

Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство.

На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка.

С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка.

С другой — оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок.

Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти.

Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью.

Это интересно:  Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях 2024

Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.

2.3 Гарантии правопорядка

Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.

Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений.

Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.

Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни.

Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.

Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.

В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.

Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство.

На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?».

Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка.

С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка.

С другой — оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок.

Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти.

Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.

3. Соотношение законности и правопорядка

Очевидно, и законность, и правопорядок противостоят произволу, нарушению прав и интересов граждан (организаций).

Это подчёркивает то, что «законность» и «правопорядок» близки друг другу, они обычно в юридической литературе используются в одном ряду.

В любом обществе в число лиц, обязанных строго соблюдать закон, входят все представители порабощённых классов и, как правило, значительная часть господствующего класса, причём соответствующее требование последовательно поддерживается принудительной силой государства.

Тем самым подавляющее большинство населения в условиях всех общественно-экономических формаций и всех политических режимов вынуждено действовать в соответствии с существующим законодательством.

Вместе с тем в конкретных исторических условиях, при различных политических режимах какая-то часть господствующего класса и верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы), сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания.

Здесь возможны различные варианты, которые зависят от политического режима, формы правления, уровня культуры населения, особенно политической и правовой, состояния правового регулирования и проч.

Но это не влияет на конечные выводы о том, что законность и правопорядок существуют при любом политическом режиме и что их конкретное содержание социально обусловлено и проявляется в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности.

Право и законность — своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели.

Есть законность — есть и правопорядок.

Нет законности — господствуют беззаконие, произвол, анархия.

Поэтому прочность и совершенство правопорядка находится в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого и правореализационного процессов.

Требования законности в правореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечивая правовой порядок.

Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результат осуществления законности в её качественных параметрах.

Речь идёт не о любом законе, правоотношении, порядке, а об определённых их качественных характеристиках.

Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни.

Данное свойство отчётливо проявляет себя в сопоставлении с его противоположностями, такими как преступность, правонарушения, злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты, произвол, беззаконие и т.д.

Таким образом, при анализе правопорядка важно выделять не только его основу, форму, структуру, связи и отношения, но и то обстоятельство, что все эти моменты отвечают определённым требованиям, обладают качеством законности.

В этом заключается одно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.

Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Важно иметь ввиду следующие обстоятельства:

— во-первых, нельзя добиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности;

— во-вторых, укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;

— конкретное содержание правопорядка зависит от содержания законности, которая, в свою очередь, определяется рядом обстоятельств.

Таким образом, законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права.

Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона.

В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти.

Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы.

Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

В современной теории права законность неизменно трактуется двояко:

— во-первых, как один из основополагающих принципов организации государственной и общественной жизни,

— а во-вторых, в качестве ее особого режима, обеспечивающего неуклонное исполнение законов всеми субъектами правоотношений.

Правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений.

Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод и обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную демократию, характеризует цивилизованное общество как общество правопорядка:

— в деятельности государства осуществляется принцип разделения властей;

— в общественной жизни реально воплощаются справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;

— интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;

— государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;

— граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.

В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений.

Правопорядок — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений.

Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Чтобы в нашем обществе нормально существовали законность и правопорядок нужно чтобы в деятельности государства осуществлялся принцип разделения властей, в общественной жизни реально воплощалась справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом, чтобы интересы субъектов права находились под надежной охраной государства.

И может быть самое главное, чтобы государство отвечало перед своими гражданами за нарушение их законных интересов, а граждане, в свою очередь, несли бы ответственность перед государством за совершенные правонарушения.

Все эти факторы и образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений, которые так необходимы нашему обществу сегодня.

1. Азаров Н.И. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов вузов. М: ЮНИТИ, 2000.

2. Афанасьев В.С. Общая теория права и государства. М: Юрист, 2000.

4. Байтин М.Н. Теория государства и права: Курс лекций. М: Юристъ, 2000.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М: Юриспруденция, 2006.

6. Глущенко П.П. Конституционное право России. М., 2005.

7. Зарубицкая Т.К. Правовое положение органов, обеспечивающих законность в государственном управлении. Н.Н.: Питер, 2003.

8. Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления. М.: Тесса, 2000.

9. Кожевников С.Н. Реализация права, юридическое толкование, законность. Н.Н: ООО Интелсервис, 2002.

13. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов. М: Спарк, 2004.

14. Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.

15. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Юристъ, 2005.

16. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. М: Проспект, 2005.

19. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М: Новый Юрист, 1999.

20. Сухарёв А.Я. Российская юридическая энциклопедия. М: Инфра-М, 1999.

22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 1998.

23. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М: Юрайт-М, 2002.

24. Шараев C.Ю. Законность и правопорядок в государственном управлении. М. 2001.

законность правопорядок личность конституция

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие законности. Принципы и требования законности. Гарантии законности и правопорядка. Понятие и сущность правопорядка. Соотношение правопорядка с общественным порядком. Правопорядок в Вооруженных Силах РФ. Соотношение законности и правопорядка.

курсовая работа [138,6 K], добавлен 23.12.2011

Понятие, принципы, функции и структура правопорядка. Понятия правопорядка и законности чётко не определены. Законность. Соотношение законности и правопорядка. Понятие, признаки и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с законностью и правопорядком.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 14.06.2008

Признаки, требования и принципы законности. Гарантии законности: понятие и виды. Правопорядок: понятие, структура, функции. Соотношение правового и общественного порядка. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 16.11.2008

Признаки, требования и принципы законности. Определение гарантий законности и их виды (общие и специальные). Соотношение и социальное значение законности и правопорядка. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины.

курсовая работа [38,4 K], добавлен 24.07.2014

Понятие, основные принципы законности и ее гарантии. Теоретические основы обеспечения должного уровня законности и правопорядка в России. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законностью. Социальное значение законности и правопорядка.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 18.01.2012

Понятие, структура и принципы законности. Понятие и функции правопорядка. Гарантии законности и правопорядка. Практическая реализация законов. Причины политической неустойчивости. Особенности сущности законности и правопорядка в нестабильном обществе.

курсовая работа [40,2 K], добавлен 02.06.2016

Законность, правопорядок и общественный порядок. Гарантии законности и правопорядка. Правомерное поведение. Укрепление законности и правопорядка. Принципы неотвратимости ответственности и недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

презентация [593,5 K], добавлен 27.12.2015

Законность: понятие, содержание и признаки. Понятие, признаки, функции и гарантии правопорядка. Правопорядок и его соотношение с законностью и общественным порядком. Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества и государства.

дипломная работа [61,9 K], добавлен 04.06.2009

Понятие законности, правопорядка, общественного порядка, их соотношение. Функции законности и правопорядка современном обществе. Состояние законности в современной России и задачи по ее укреплению. Высокий уровень правовой культуры как залог правопорядка.

курсовая работа [40,6 K], добавлен 27.05.2009

Роль демократии в реализации законности и правопорядка. Принципы законности как общественно-политического режима, состоящего в господстве права и закона в общественной жизни. Виды законности, способы ее гарантии. Характеристика элементов правопорядка.

курсовая работа [72,5 K], добавлен 03.05.2015

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, lawbook.online, otherreferats.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector