Публично правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Читайте также:

  1. Cтатья 2. Основные трудовые права работников
  2. Cтатья 353. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  3. E) Единство принципов гражданского процесса.
  4. E) Нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
  5. G) Пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
  6. I. Аргументы из области частного права
  7. II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права.
  8. II. Аргументы из области публичного права
  9. II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-пра­вовых отношении, которые наделены правом принимать реше­ния (участвовать в принятии решении) по вопросам местного значения.
  10. II. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-пра­вовых отношений, которые наделены правом принимать реше­ния (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
  11. II. Метод муниципального права.
  12. II. Некоторые положения гражданского процесса

П. 1 ст. 125 ГК указывает на «органы государственной власти», способные выступать от имени публично-правовых образований в рамках своей компетенции в имущественном обороте, а п. 3 указанной статьи называет среди доверенных лиц, на которых публичные образования могут возложить по специальному поручению право действовать в обороте от их имени, не «органы государственной власти», а «государственные органы». Возникает вопрос об идентичности указанных терминов. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а государственную власть в субъектах РФ — образуемые ими органы государственной власти.

П. 1 ст. 125 ГК соответственно имеет указание именно на перечень органов государственной власти в соответствии со ст. 11 Конституции РФ, который в отношении федеральных органов имеет исчерпывающий характер. Сопоставление ст. 125 ГК и ст. 10 и 11 Конституции РФ приводит к выводу о том, что на федеральном уровне органами государственной власти, которые соответственно могут реализовывать гражданскую правоспособность государства, являются только суды, Президент, Федеральное Собрание и Правительство РФ как высшие представители трех ветвей государственной власти. Представляется, что п. 3 ст. 125 ГК охватывает также иные государственные органы, поскольку понятие «орган государства» следует трактовать шире, нежели понятие «орган государственной власти», ввиду того что понятие государственного органа является родовым по отношению к понятию органа государственной власти.

Так, согласно легальному определению, приведенному в подп. 2 ст. 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные органы — это органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Среди признаков органа государства обычно выделяют: во-первых, осуществление органом деятельности от имени государства, для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями. Во-вторых, деятельность органа государства всегда юридически оформлена, она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило — специального положения (устава) о государственном органе. В-третьих, орган государства представляет собой относительно обособленную, самостоятельную структуру, которая занимает свое, строго определенное место в системе государственных органов и осуществляет свою деятельность по реализации соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, то есть в конкретных, четко определенных законодательных формах, а также специфическими, присущими данному виду органов методами. В-четвертых, орган наделяется определенными финансовыми и другими материальными средствами. И в-пятых, орган государства создается в учредительном порядке или властным решением вышестоящего органа. В то же время признаками органа государственной власти ученые определяют то, что каждый орган: создается в соответствии с установленным порядком; обладает властными полномочиями, образующими его компетенцию; осуществляет деятельность в формах и методами, установленными правовыми актами.

Участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (публично-правовые образования) в гражданских правоотношениях характеризуется плюрализмом лиц, выступающих от их имени. Прежде всего, публично-правовые образования действуют через систему своих органов.

Согласно п. 1 ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В силу п. 2 этой же статьи от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. П. 3 ст. 125 ГК предусматривает условия, при которых от имени публично-правовых образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Выступление государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан допускается лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъекта РФ и муниципального образования, при обязательном наличии специального на этот счет поручения.

17. Понятие, виды и объекты гражданских правоотношений. Классификация вещей

Гражданским правоотношением называется общественное отношение, имеющее волевой характер, участники которого выступают в качестве носителей субъективных гражданских прав и обязанностей.

Гражданские правоотношения являются самостоятельным видом общественных отношений. Они возникают в результате регулирования законодателем имущественных и неимущественных отношений, образующих предмет гражданского права. Последние не прекращают существования и после возникновения на их основе правовых отношений. Имущественные отношения, считающиеся основными в сфере гражданско-правового регулирования, выполняют функцию формы производственных отношений. Через посредство волевых имущественных отношений осуществляется воздействие гражданского права на производственные (экономические) отношения, возникающие помимо воли и создания человека. Именно в этом проявляется активная роль гражданского права в становлении и развитии рыночной экономики в современной России.

Классификация гражданских правоотношений может проводиться по различным основаниям. Исходя из содержания гражданские правоотношения могут быть разделены на имущественные и неимущественные, абсолютные и относительные, вещные и обязательственные.

Деление гражданских правоотношений на имущественные и неимущественные основано на том, что имущественные отношения имеют экономическое содержание и их объектами являются имущество, работы и услуги возмездного характера. Субъекты этих отношений преследуют цель удовлетворения своих материальных потребностей.

Неимущественные правоотношения возникают в связи с нематериальными благами, основанными на неимущественных интересах их участников, правах и свободах человека, авторских правах, правах на защиту чести, достоинства и деловой репутации.

В юридической литературе приводится классификация о делении гражданских правоотношений на абсолютные и относительные. Согласно данной классификации носителю абсолютного права (права собственности, исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и иные нематериальные блага) противостоит неопределенное число обязанных лиц. В относительном правоотношении (обязательственном правоотношении) правомочному лицу противостоят строго определенные обязанные лица. Нарушителем субъективного права в абсолютном правоотношении может быть любое лицо, в относительном правоотношении — конкретное лицо, уже состоящее до нарушения субъективного права в качестве участника данного правоотношения.

Деление гражданских правоотношений на вещные и обязательственные основано на том, что носитель права в вещных правоотношениях может осуществлять это право без содействия обязанных лиц (например, собственник имеет возможность пользоваться принадлежащей ему на праве собственности вещью для удовлетворения своих потребностей самостоятельно). Основополагающим вещным правом является право собственности.

Это интересно:  Как правильно заверить трудовую книжку для банка

Обладатель вещного права, по общему правилу, продолжает сохранять его, если вещь неправомерно перейдет к новому владельцу.

Субъект же обязательственного права в обязательственных правоотношениях может осуществлять это право только при условии, что ему окажут содействие обязанные лица (например, покупатель передает продавцу предусмотренную договором денежную сумму).

Гражданские правоотношения можно разделить на срочные, то есть ограниченные определенным сроком (примером могут служить авторские правоотношения, вытекающие из исключительного авторского права, действующего в течение жизни автора и 50 лет после его смерти, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора), и бессрочные, не ограниченные каким-либо сроком (например, право собственности). Однако в последнем случае правоотношение в любой момент может прекратить существование по воле собственника.

В статье 128 ГК РФ под объектами гражданских прав понимается не что иное как материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения. Безобъектных гражданских правоотношений не существует. Объекты гражданских правоотношений служат средством удовлетворения потребностей граждан и организаций. Статья 128 содержит закрытый перечень таких благ, что вряд ли согласуется с объективной реальностью. Гражданские правоотношения возникают по поводу и некоторых иных объектов, которые только с большой долей условности можно подвести под блага, перечисленные в ст. 128 ГК РФ. Поэтому правильнее считать, что ст. 128 ГК РФ указывает только на наиболее распространенные объекты гражданских прав. Такой подход в большей степени соответствует таким принципам гражданского права, как принципы дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и свободы договора.

Объектами гражданских прав является то, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Ст. 128 ГК РФ содержит перечень таких объектов:

вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

работы и услуги;

результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

Среди объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, особое место принадлежит вещам. Вещи — суть материальные предметы внешнего по отношению к человеку окружающего мира. Ими являются как предметы материальной и духовной культуры, т.е. продукты человеческого труда, так и предметы, созданные самой природой и используемые людьми в своей жизнедеятельности, — земля, полезные ископаемые, растения и т.д.

Для гражданского права значение имеют лишь те вещи, которые обладают полезными свойствами, позволяющими их эксплуатировать и вступать по их поводу в правоотношения, вещи, способные удовлетворять какую-либо потребность человека. Не имеют правового значения и, таким образом, не могут выступать в качестве объектов те из них, которые не обладают полезными свойствами. Очень важно выделять группы вещей, для которых характерна общность правового режима, т.е. классифицировать все вещи по тем или иным признакам.

В зависимости от того, насколько те или иные вещи могут быть вовлечены в гражданский оборот, различают три группы вещей: изъятые из оборота, ограниченные в обороте, свободно обращаемые.

Вещи движимые и недвижимые.

Вещи потребляемые и непотребляемые.

Вещи, определяемые родовыми признаками, и вещи индивидуально-определенные.

Вещи делимые и неделимые.

Отдельные вещи и совокупность вещей.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Современное гражданское законодательство традиционно рассматривает Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования (далее — публично-правовые образования) в качестве особых субъектов гражданского права. Являясь носителями публичной власти, данные субъекты вступают в сферу гражданско-правовых отношений на равных началах с иными участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

В гражданских правоотношениях проявления публичной власти как бы нейтрализуются: публичная власть сохраняется и продолжает принадлежать законным образованиям, но на частные права она повлиять не может. Это обстоятельство еще раз подтверждает тезис о глубинных внутрисистемных связях в праве, где тесно переплетаются частно-публичные элементы.

Однако в двух случаях публично-правовые образования вправе воспользоваться своей властью:

согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 и. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Публично-правовые образования создаются для достижения строго определенных целей, поэтому их участие в гражданских правоотношениях обусловлено достижением этих целей и является следствием объективной необходимости.

В состав гражданской правоспособности публично-правовых образований входят такие элементы, которые юридическим и физическим лицам просто не присущи.

Таким образом, можно говорить о специальной гражданской правоспособности, которая имеет свои особенности, а именно:

государственные образования вправе быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота и ограниченных в обороте, причем без соблюдения каких-либо условий. Более того, некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству, например государственная монополия на определенные виды деятельности;

публично-правовые образования могут приобретать имущество в собственность по специфическим основаниям (принудительное отчуждение, изъятие, национализация, реквизиция и конфискация);

имущество публично-правовых образований переходит в частную собственность по особым правилам, образующим институт приватизации;

именно публично-правовые образования (и никто другой) вправе создавать унитарные предприятия и т. п.;в некоторых отношениях публичное образование участвовать не может (договор коммерческой концессии, договор ренты и др.).

Многие положения об участии публично-правовых образований в гражданском обороте подчиняются нормам о юридических липах, являющихся некоммерческими организациями. Это вытекает из смысла нормы п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которой к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

К публично-правовым образованиям не могут быть применены многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц, как-то: нормы о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их учредительных документах, отношениях с учредителями, государственной регистрации и др.

Однако не ко всем юридическим лицам применяются общие положения — для ряда из них установлены специальные основания. Что касается государственной регистрации, то муниципальные образования, равно как и их уставы, могут подлежать государственной регистрации, а в государственной регистрации таких публично-правовых образований, которые сами относятся к числу государственных — Российской Федерации и ее субъектов — просто не существует необходимости.

Это интересно:  Правовое сознание и его структура

Кроме того, необходимо отмстить, что если понятие юридического лица определяется исключительно в гражданском праве, то конструкция государства (государственного или муниципального образования) — предмет изучения конституционного (государственного) и административного права. Поэтому раскрытие вопроса о правовой природе указанных образований, их сущности и признаках не может быть осуществлено только на основе методов науки гражданского права.

В связи с тем, что метод гражданско-правового регулирования прямо противоположен административно-правовым методам, необходимым условием вступления государства (государственного или муниципального образования) в гражданский оборот является «отказ» этого субъекта от некоторых только ему присущих характеристик (суверенитет, власть), входящих в противоречие с общими принципами гражданского права. В связи с этим в п. 1 ст. 124 ГК РФ в отношении государства (государственного или муниципального образования) еще раз (как и в и. 1 ст. 1 ГК РФ) получил закрепление принцип равенства всех участников гражданских правоотношений.

Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях .При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом.

Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования.Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.

Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками – гражданами и юридическими лицами .Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам).За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во внутригосударственных гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета, то есть возможности привлечения к суду только с их согласия.

Выявить содержание правоотношений.

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Категории «форма» и «содержание» всегда широко использовались отече­ственными правоведами в целостных характеристиках сложных правовых яв­лений — объективного права, правоотношения и др. Следует учитывать, что «форма» и «содержание» эффективны в изучении наиболее общих связей и закономер­ностей. В подробном, детальном исследовании объемных и сложных объек­тов исходная, философская многозначность этих категорий неизбежно при­водит авторов к различным трактовкам формы и содержания одного и того же явления. В полной мере этот момент проявил себя в теоретических характе­ристиках формы и содержания правового отношения.

Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которое эти права и обязанности реализует. Надо заметить, что в данном варианте методологиче­ские возможности категорий «форма» и «содержание» использованы наибо­лее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотно­шения и правильно установлена их функциональная связь: форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм пу­тем правотворческой деятельности.

Юридическое содержание — субъективные юридические права и обя­занности правоотношения.

Материальнон содержание — фактическое пра­вомерное поведение субъектов.

В правоотношении существуе6т три содержания — юридическое, материальное и идеологическое.

Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.

Признаки субъективного права.

Первый признак. Субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, закон, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право всегда предполагает свободу выбора из возможных вариантов поведения. Поэтому иногда для обозначения субъективного права используется термин «свобода». Например, ч. 1 ст. 29 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Второй признак. Содержание анализируемого нрава устанавливается на основе норм права, как правило, в соответствии с диспозицией регулятивной нормы.

Третий признак. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии интереса стимул для осуществления субъективного права теряется.

Четвертый признак. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается исполнением обязанности, т. с. активными действиями обязанного лица.

Пятый признак. Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд правомочии:

§ право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению);

§ право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник веши может ее заложить, подарить, продать, завещать и т. д.);

§ право требования от другой стороны исполнения обязанности, т. с. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей);

§ право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе).

Правовая ситуация: “ ИП Зайцев хотел поставить товар в определенное мест о и срок. ИП Иванов нашел поставщика, который привезет товар в определенное место и срок.”

Разбираем по системе гражданских правоотношений.

1) Воля и желание субъектов правоотношений

ИП Зайцев имеет волю и желание по поставке товара в определенное место и срок.ИП Иванов имеет волю и желание, чтобы ему поставили товар.

2) Юридический факт

Между ИП Зайцевым и ИП Ивановым был заключен договор о поставке товара в опред. место и срок. Юридическим фактом будет являться: Действие- сделка — договор о поставке

Правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

У юрид.лиц правоспособность и дееспособность возникает с момента гос. регистрации. Так можно преположить, что ИП Зайцев и ИП Иванов имеют правоспособность, сделкоспособность.

Это интересно:  Положение о правилах внутреннего трудового распорядка

II.Структура гражданских правоотношений.

Специфическое благо – услуга- движимая- поставка товара.

1-ый субъект ИП Зайцев (поставщик)- юридическое лицо

2-ой субъект ИП Иванов (покупатель) – юридическое лицо

ИП Зайцев (поставщик) ИП Иванов (покупатель)
Права Обязанности Права Обязанности
Вправе потребовать оплаты товара. Ст.486 ч.3 ГК РФ Освобождение от случ. повреждения или гибели Ст.459 ч.1 ГК РФ Передать товар Ст.469 ч.1 ГК РФ Передать товар свободным от 3-их лиц Ст.460 ч.1 ГК РФ Недостающее кол-во товара, вправе потребовать недостающий товар, либо отказ от товара Ст.466 ч.1 ГК РФ Вправе потребовать передачу оплач. товара или возврат суммы Ст.487 ч.3 ГК РФ Обязан оплатить товар Ст.486 ч.1 ГК РФ Обязан принять товар Ст.484 ч.1 ГК РФ

Публично правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Государство и другие публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений. (Вопрос 12)

(ст. 212, 214, 215, 124, 126,127 ГК; Пост-я от 05.06.2008 № 432 «О фед. агентстве по управлению гос. имуществом») ч.1 ст.65КРФ, ст.131 КРФ, ст.132 КРФ; ст. 27 ЗК

Ст.124ГК. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации(ст.125ГК)могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени МО своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Ст.212.В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Ст.214.Гос.соб. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению государственных знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Государственное имущество подразделяется на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и государственную казну Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (для примера в ЗК ст. 27 п.4- земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками; здания сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации; зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; занятые объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т.д.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Статья 127 Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lektsii.org, zinref.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector