Проект пдв 2021 года правила

В 2019 году природоохранное законодательство претерпело ряд изменений, которые коснулись в том числе и порядка разработки тома ПДВ (219-ФЗ).

Ранее данный проект следовало разрабатывать всем организациям, в процессе деятельности которых применяются стационарные источники выбросов.

Проект ПДВ следовало сначала согласовать в Роспотребнадзоре, а затем в Росприроднадзоре. По итогу предприятия получали разрешение на выброс и сан-эпид. заключение на проект.

С текущего года проект ПДВ обязаны разрабатывать все организации, относящиеся к 1,2 категории. Принадлежность к категории предприятия определяют в соответствии с Постановлением 1029. Нормативы выбросов, составленные в ходе разработки ПДВ подаются в составе заявки на получение КЭР. Отдельно проект ПДВ не подлежит согласованию в Росприроднадзоре.

Для объектов 3 категории разрабатывается ПДВ и получаются нормативы в том случае, если в выбросах присутствуют вещества 1,2 класса опасности. Согласование в Росприроднадзоре также не предусмотрено.

Но следует помнить, что изменения претерпело только природоохранное законодательство, в то время как санитарно-эпидемиологическое осталось неизменным.

Следовательно, проект ПДВ для 1,2,3 категорий объектов подлежит согласованию в Роспотребнадзоре с получением сан-эпид. заключения на него (N 52-ФЗ от 30.03.1999 г.).

Перед разработкой ПДВ для всех предприятий (всех категорий) обязательна процедура инвентаризации источников выбросов в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 07 августа 2018 N 352 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», ст. 22 ФЗ-96.

  1. ПДВ нужен для предприятий 1,2 категории и для 3-й, если есть вещества опасные (1,2 класс).
  2. Отдельно ПДВ не подлежит согласованию в Росприроднадзоре
  3. ПДВ обязателен для согласования в Роспотребнадзоре

Проекты ПНООЛР с 2019 года

Итак, сейчас проекты нормативов образования отходов должны разрабатывать все крупные предприятия. Еще пока действующая норма законодательства звучит следующим образом (п. 4, Ст. 18, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»):

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение…

А субъекты малого и среднего предпринимательства, которые образуют отходы в процессе своей производственной деятельности, обязаны сдавать соответствующую отчетность. (п. 7, Ст. 18, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Будущие изменения с 1 января 2019 года

Федеральным законом № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения (которые вступают в силу с начала следующего года).

Рассмотрим основные нововведения

Норматив образования отходов с января 2019 года будет устанавливаться только для субъектов I и II категории. Не будет больше разделения на СМСП и крупные предприятия.

При этом для предприятий I категории нормативы образования отходов и лимиты будут устанавливаться в рамках комплексного экологического разрешения. Предприятия II категории включают информацию по отходам в декларацию о воздействии на окружающую среду. Для организаций и предприятий III категории остается соответствующая отчетность, а для объектов IV категории отчетность сдавать не нужно.

Новый закон ничего не говорит про объекты, которым не присваивается никакая категория, но совершенно точно, что них никакие проекты не разрабатываются.

В дополнение предлагаем вашему вниманию информационное письмо Росприроднадзора от 24 мая 2018 года, в котором даются некоторые разъяснения.

Однозначно становится понятно, что с 2019 года при регулировании в сфере промышленной экологии будут исходить из категории предприятия, а не принадлежности к малым, средним или крупным предприятиям. Поэтому, если вы еще не встали на учет, сейчас самое время это сделать!

Если у вас остались вопросы, пишите или звоните! С удовольствием ответим на них!

Как вести работы по экологии с 1 января 2019 года: какие отчеты и проекты нужно вести на предприятии?

В связи с вступлением изменений законодательства по экологии с 2019 года

ЭколоджиГрупп — это

широкий спектр услуг от разработки разрешительной документации до представления интересов Заказчика в природоохранных органах при проводимых проверках.

Мы всегда стремимся сохранить минимальный экологический риск для наших клиентов, оптимизируя затраты по экологии.

Одно из наших основных направлений — Экологическое сопровождение, с полным переходом экологических рисков компании, что позволит заняться развитием бизнеса, высвободив не возобновляемый ресурс — время.

Важно! Мы сделали подборку необходимых документов по экологи

Список обязательных отчетов по экологии с ссылками на законы РФ Список вопросов при проверке инспектором Росприроднадзора

Перечень обязательных документов
для каждого юридического лица

Декларация НВОС Отчет 2-ТП Сведения о кадастре Отчет МСП Журнал по ОТХ Технический отчет Зявление о назначении категории НВОС Паспорт опасных отходов

Оказание услуг проводится при наличии следующих документов:

  • Свидетельства аккредитации по экоаудиту ЭАО № Н-12-094
  • Свидетельство СРО № 1806.00-2013-7719608182-П-177
  • Свидетельство о применении в работе информационно правовой системы «ЭКОЮРС» № ЭЮС-10309/12
  • Аккредитованная лаборатория № РОСС RU.0001.21ЭМ22 от 12 марта 2010 г.

Наши заказчики известны всей России. Мы дорожим нашей репутацией и вашим доверием.

Аналитика Аналитические обзоры

Экологические нормативы с 1 января 2019 года: какие документы будут необходимы предприятиям?

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

С 1 января 2019 года в силу вступает новый крупный пакет поправок в Закон об охране окружающей среды[1], который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций. Основными идеями грядущих изменений являются переход на принципы наилучших доступных технологий и применение дифференцированных мер государственного регулирования к хозяйствующим субъектам в зависимости от степени экологической опасности их деятельности.

Также новая система предусматривает снижение административных барьеров для малых предприятий, исключение требования о получении экологических разрешений для большинства субъектов предпринимательской деятельности, совершенствование государственного администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

О том, каким образом будет выглядеть нормирование в области охраны окружающей среды с 1 января 2019 года и о чем необходимо знать предприятиям, читайте далее.

Категоризация объектов негативного воздействия на окружающую среду

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам установления экологических нормативов, необходимо упомянуть, что на первых этапах экологической реформы была внедрена система категоризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). Именно в зависимости от категории эксплуатируемого объекта будет определяться необходимый перечень разрешительной и отчетной документации.

Данное нововведение ознаменовало переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а конкретный объект, который ей принадлежит.

Таким образом, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя нескольких объектов НВОС, разрешительная экологическая документация должна разрабатываться в отношении каждого отдельного объекта исходя из предусмотренного для него правового режима.

При осуществлении учета необходимо понимать, что один объект НВОС может включать в себя несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

В период с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет.

В настоящий момент организации и лица, которые только начинают свою деятельность, осуществляют такую постановку на государственный учет в срок не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС.

Исходя из утвержденных Правительством РФ Критериев[2], при постановке на государственный учет объект НВОС в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:

I категория — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты, которые не соответствуют ни одной из категорий согласно утвержденным Критериям, не подлежат государственному учету. При этом образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из категорий, в связи с чем у организаций, которые не осуществляют самостоятельное размещение отходов и не оказывают иные виды негативного воздействия (например, школы, детские сады, офисы и т.д.), отсутствует обязанность по постановке объектов на учет.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Включению в федеральный реестр подлежат объекты НВОС, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору на основании установленных Правительством РФ Критериев[3]. Все остальные объекты подлежат включению в региональные реестры.

Применение наилучших доступных технологий

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды на первых этапах реформы, является термин «наилучшая доступная технология» (далее — НДТ).

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Наилучшие доступные технологии призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и распространяются на хозяйственную и (или) иную деятельность, технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В настоящий момент перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для каждой из предусмотренных областей специальной организацией[4], осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий, разработан Информационно-технический справочник по НДТ.

С формальной точки зрения, основной целевой аудиторией НДТ являются предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем необходимо понимать, что внедрение НДТ не ставится в прямую зависимость от категории эксплуатируемого объекта, а определяется, в первую очередь, исходя из вышеуказанных областей применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2021 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

Нормирование объектов отдельных категорий

(i) Комплексное экологическое разрешение для объектов I категории

Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 также утвержден перечень из 300 объектов
I категории, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

нормативы допустимых физических воздействий;

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

требования к обращению с отходами производства и потребления;

согласованную программу производственного экологического контроля;

срок действия КЭР.

Как видно из положений указанной статьи, КЭР представляет собой новый вид разрешительной документации, который объединяет в себе полный спектр вопросов негативного воздействия предприятия на окружающую среду и призван заменить все экологические нормативы и разрешительные документы, оформление которых требовалось ранее.

КЭР выдается на 7 лет и продлевается на тот же срок в случае выполнения следующих требований:

соблюдение установленных нормативов и лимитов;

отсутствие задолженности по плате за НВОС;

своевременное предоставление отчетности о выполнении программ производственного экологического контроля;

выполнение программы повышения экологической эффективности (при наличии).

По смыслу пункта 2 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, при наличии у предприятия нескольких объектов I категории КЭР оформляется в отношении каждого объекта в отдельности. При одновременном наличии у организации объектов II, III или IV категории, экологические нормативы и лимиты для таких объектов в состав КЭР объекта I категории не включаются.

Необходимо отметить, что перед получением КЭР материалы его обоснования должны будут в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу.

Под технологическими нормативами понимаются нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основании технологических показателей, не превышающих показатели НДТ.

Сами технологические показатели НДТ подлежат утверждению нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании Информационно-технических справочников по НДТ для соответствующих отраслей.

В настоящее время проекты Приказов Минприроды РФ об утверждении соответствующих технологических показателей, а также об утверждении правил разработки технологических нормативов НДТ ожидают регистрации в Минюсте РФ.

Предполагается, что они начнут действовать с 1 января 2019 года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при эксплуатации объектов
I категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса опасности, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности с целью поэтапного достижения нормативных показателей НВОС.

Поскольку технологические нормативы в отношении образования и размещения отходов не устанавливаются, включение мероприятий по достижению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в данную программу не предусмотрено.

Важным является условие о том, что срок действия программы не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Исключение составляют стратегические и градообразующие предприятия, а также предприятия, численность сотрудников которых превышает пять тысяч человек. Для них данный срок составляет 14 лет без возможности продления.

Отчеты о выполнении программы повышения экологической эффективности должны будут ежегодно предоставляться в соответствующие контролирующие органы федерального или регионального уровня.

Помимо указанного, в отношении объектов I категории сохраняется необходимость проведения производственного экологического контроля, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП.

Вместе с тем, начиная с текущего года владельцам объектов I категории по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) в территориальные органы Росприроднадзора необходимо сдавать отчеты по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчеты сдаются ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Таким образом, первые отчеты по результатам ПЭК организации и лица должны будут предоставить до 25 марта 2019 года.

(ii) Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов II категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:

декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;

информацию о реализации природоохранных мероприятий;

информацию о программе ПЭК.

Декларация о воздействии на окружающую среду будет устанавливать нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вместе с декларацией должны быть поданы расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Декларация представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Действующие правила и методические рекомендации по разработке НДС, НДВ, НООЛР, вероятно, будут скорректированы в части сроков, на которые данные нормативы должны быть рассчитаны (в настоящий момент срок составляет 5 лет).

Сроки предоставления декларации о воздействии на окружающую среду в настоящее время не установлены. Данный вопрос, а также форма декларации, требования к ее оформлению, порядок и сроки подачи будут урегулированы в ближайшее время нормативными актами Минприроды РФ.

Вместе с тем, если сфера деятельности объекта II категории входит в область применения НДТ, при наличии соответствующих отраслевых справочников и утвержденных технологических показателей НДТ владельцы таких объектов вправе получить КЭР. В таком случае для объекта II категории дополнительно будут установлены технологические нормативы, а предоставление декларации о воздействии на окружающую среду не потребуется.

Если соблюдение нормативов допустимых выбросов и/или нормативов допустимых сбросов при эксплуатации объекта II категории в настоящий момент не представляется возможным, на период поэтапного достижения нормативов владельцы объектов утверждают план мероприятий по охране окружающей среды.

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Так же как и программа повышения экологической эффективности для объектов I категории, план мероприятий по охране окружающей среды должен быть реализован не более чем за 7 лет. Исключений из настоящего правила не предусмотрено.

Аналогично, в отношении объектов II категории сохраняется необходимость проведения ПЭК, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП. Первые отчеты по результатам ПЭК должны быть предоставлены до 25 марта 2019 года.

(iii) Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов III категории

К III категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Признаком отнесения объекта к III категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев[6].

Учитывая, что такие объекты причиняют достаточно низкий вред окружающей среде, для них будет предусмотрена специальная упрощенная система нормирования.

Нормативы допустимых выбросов, допустимых сбросов для объектов III категории рассчитываются лишь в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Выбросы и сбросы веществ иных классов опасности, а также размещение отходов всех классов опасности признаются для объектов III категории осуществленными в пределах нормативов.

Вместе с тем для владельцев объектов III категории сохраняется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем видам воздействия (выбросы, сбросы, размещение отходов).

Для целей исчисления платы владельцы объектов III категории в уведомительном порядке подают в контролирующие органы отчетность о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ I и II класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

По смыслу пункта 8 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды, такой отчетностью будут служить отчеты по результатам ПЭК, проведение которого для объектов III категории сохраняется. Также владельцы указанных объектов все еще будут должны сдавать статистическую отчетность по форме 2-ТП.

Интересно, что пункт 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды не устанавливает в отношении выбросов/сбросов веществ I и II класса опасности повышающих коэффициентов платы за НВОС в случае, если такие выбросы/сбросы были осуществлены сверх рассчитанных нормативов.

Аналогично объектам II категории, в случае, если при эксплуатации объекта III категории невозможно осуществить соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, то в отношении такого объекта должен быть разработан план мероприятий по охране окружающей среды, предусматривающий поэтапное достижение нормативов. Срок реализации плана не может превышать 7 лет.

(iv) Деятельность на объектах IV категории не нормируется

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от:

разработки нормативов выбросов и сбросов вредных веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

предоставления отчетности о массах или объемах осуществленных выбросов и сбросов, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности);

разработки программы ПЭК;

внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

проведения плановых проверок соблюдения экологического законодательства.

В законе отсутствуют четкие указания по поводу того, в какой форме при указанных условиях должны будут предоставляться сведения о массах и объемах выбросов/сбросов загрязняющих веществ, объемах образованных и размещенных отходов. Вероятно, на объекты IV категории в таком случае будет распространяться режим предоставления данной информации в уведомительном порядке, предусмотренный для объектов III категории.

Временно разрешенные выбросы и сбросы

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, помимо непосредственно программы повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и плана мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий), на объектах НВОС будут устанавливаться временно разрешенные выбросы (ВРВ) и/или временно разрешенные сбросы (ВРС).

ВРВ и ВРС будут устанавливаться на период выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов.

Для объектов, которые выводятся из эксплуатации, включение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются.

В отношении объектов I категории ВРВ и ВРС будут устанавливаться на основании КЭР.

Для объектов II и III категорий необходимо будет получать разрешение на ВРВ и ВРС. В настоящий момент порядок выдачи таких разрешений не установлен.

Действие ранее установленных нормативов и выданных разрешений с 1 января 2019 года

Поскольку большой объем ключевых, с точки зрения процедуры, подзаконных нормативных актов все еще не принят, что исключает в настоящий момент возможность осуществить полноценный переход на новую систему нормирования, возникает острый вопрос о действии разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г.

Применительно к объектам I категории данный вопрос разрешен непосредственно в статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой разрешительные документы на выбросы и сбросы, а также на образование отходов и их размещение, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР).

Исходя из этого, срок действия разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г., для объектов I категории автоматически продлевается до дня получения КЭР. Данное правило применяется и к объектам II категории, входящим в область применения НДТ, владельцы которых также решили оформить КЭР.

Разрешительная документация для объектов II и III категории действует до окончания установленного в ней срока.

Как указывалось выше, для объектов II категории в настоящее время сроки подачи декларации о воздействии на окружающую среду не урегулированы. Вместе с тем, как следует из проекта Приказа Минприроды РФ об утверждении формы такой декларации[7], планируется, что декларация должна быть предоставлена не позднее даты окончания срока действия одного из следующих разрешительных документов[8], в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше:

разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, независимо от срока действия документации, владельцы объектов II и III категорий могут перейти на новую систему нормирования непосредственно после 1 января 2019 года.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что согласно разъяснениям Росприроднадзора новая система нормирования предусматривает дифференцированный подход к вопросу государственного регулирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и не содержит отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов, а также лимитов на их размещение.

Таким образом, выдача разрешений на выбросы/сбросы загрязняющих веществ (за исключением разрешений на ВРС и ВРВ, а также разрешений на выбросы/сбросы радиоактивных веществ[9]), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для всех категорий объектов не предусмотрены.

На наш взгляд, новая система нормирования действительно упростит деятельность малого бизнеса и приведет к снижению административного давления на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Дифференцированный подход к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности в конечном итоге должен поспособствовать развитию промышленной отрасли, в том числе, побудив организации к внедрению современных технологий производства.

В то же время определенное число принципиально важных вопросов новой системы все еще остается неурегулированным. В отсутствие подзаконных нормативных актов, устанавливающих технологические показатели, формы документов и заявлений, требования к ним, а также регулирующих процедурные вопросы, многие природопользователи пока что лишены возможности осуществить переход.

Для минимизации негативных правовых рисков в будущем, владельцам объектов НВОС, срок действия разрешительной документации которых в ближайшее время истекает, уже сейчас рекомендуем позаботиться о вопросах нормирования, при необходимости обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также активно следить за новостями на сайтах контролирующих органов.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[2] Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

[3] Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

[4] Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2016 г. № 1508, в качестве такой специальной организации определено ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики».

[5] Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[6] Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

[8] По вопросу срока подачи декларации, установленного в проекте Приказа Минприроды РФ, получено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, которое мотивировано неточностью формулировки. В связи с этим, вероятно, момент подачи претерпит изменения.

[9] См. Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ».

Статья написана по материалам сайтов: normativ.org, eco-consalting.ru, www.vegaslex.ru.

»

Это интересно:  Соотношение законности и правопорядка
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
30
ноября