Пределы правового регулирования семейных отношений

Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества.

В Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Это закреплено в основном законе страны – в Конституции РФ (ст. 38). Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи. Особое место при этом отводится правовым нормам, и, прежде всего закону.

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного права, направленные на установление в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

Отношения в семье между ее членами (семейные отношения) относятся к числу таких, где возможности применения правовых норм существенно ограничены. Это связано с их лично-доверительным характером. Они определяются главным образом не законом, а нравственными, моральными правилами. Принимая соответствующие законы, государство стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил (правовых норм), которые необходимы для укрепления семьи, для осуществления и защиты прав и законных интересов всех ее членов.

Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью российского права.

Круг тех отношений, которые регулируются нормами семейного права (предмет семейного права), определен непосредственно в законе – Семейном кодексе РФ. Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами (в случаях и в пределах, установленных нормами семейного права); определение формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, семейное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и имущественные семейные отношения, возникающие из брака и родства, и отношения, приравненные законом к семейным в целях защиты и укрепления семьи, прав и интересов ее членов.

За пределами правового регулирования нормами семейного права находятся взаимоотношения между семьей и государством. Эти отношения регулируются нормами других отраслей российского права: об охране здоровья граждан, социальном обеспечении, образовании и другими.

Для семейного права характерны приемы правового регулирования семейных отношений, которые в совокупности образуют то, что в юридической науке принято называть методом правового регулирования. Именно наличие особого предмета и метода правового регулирования позволяет выделить определенную совокупность норм в самостоятельную отрасль права.

Семейно-правовой метод регулирования личных (неимущественных) и имущественных отношений в семье на первый взгляд не отличается от метода правового регулирования гражданских отношений нормами гражданского права. Это, во-первых, равенство участников этих отношений: ни один из субъектов как семейных, так и гражданских отношений не вправе устанавливать для другого определенные правила поведения (в отличие от отношений административного права, в которых один участник (государственный орган) наделен властными полномочиями). Во-вторых, регулирование отношений осуществляется как императивными нормами (предписывающими четко определенные правила поведения), так и диспозитивными нормами (предоставляющими участникам отношений свободу в определении и осуществлении своих прав). В-третьих, нормы как семейного, так и гражданского права устанавливают по общему правилу судебную защиту нарушенных прав.

Однако при всем сходстве с гражданско-правовым семейно-правовой метод регулирования имеет свои специфические черты, которые определяются особенностями правовой природы семейных отношений, особыми целями и принципами их регулирования.

Для правового метода регулирования семейных отношений характерно то, что нормы семейного права устанавливают взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей специфических участников (субъектов) этих отношений – членов семьи, которые, осуществляя эти права и обязанности, должны руководствоваться интересами семьи, соблюдать интересы несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

С природой семейных отношений связаны и такие особенности метода их регулирования, как строго личный характер и неотчуждаемость прав, принадлежащих их субъектам, возможность изменения объема этих прав и обязанностей путем соглашения только в строго ограниченных случаях (брачный договор и соглашение об уплате алиментов) и в определенных законом пределах. В основном нормы, регулирующие семейные отношения, носят императивный (обязательный) характер.

В отличие от норм гражданского права, защита нарушенных семейных прав заключается в мерах неимущественного характера (восстановление нарушенного права, лишение прав и т.п.). Меры имущественного характера (возмещение убытков, уплата неустойки) применяются лишь в двух случаях, установленных законом: при признании брака недействительным (п. 4 ст. 30 СК РФ) и при несвоевременной уплате алиментов (ст. 115 СК).

Неразрывная связь личных и имущественных отношений в семье определяет и специфические (отличные от норм гражданского права) особенности правового регулирования имущественных отношений между супругами и другими членами семьи (см. § 2 и 3 гл. 6, гл. 8).

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами (основными началами) семейного права. Эти принципы отражают и юридически закрепляют правовые и моральные взгляды общества на брак и семью. Они основываются на положениях, закрепленных в Конституции РФ, и исходят из целей правового регулирования семейных отношений в Российской Федерации.

Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Нормы семейного права призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав при их нарушении, не допускать произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи (ст. 1 СК РФ).

От целей правового регулирования зависят его принципы. Последние характеризуют сущность данной отрасли права, определяют социальный смысл ее норм, их содержание, толкование и применение. Исходя из них оценивается поведение человека как члена семьи. Реализация принципов семейного права в конкретных его нормах, а на их основе и в жизни семьи приводит, в конечном счете, к достижению и самих целей правового регулирования семейных отношений.

Статья 9. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Статья 10. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается для мужчин и женщин в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака могут снизить брачный возраст на срок не более двух лет.

3. Ходатайство о снижении брачного возраста может быть возбуждено желающими вступить в брак или их родителями, либо опекунами (попечителями) с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного брачного возраста.

4. Во всех случаях снижение брачного возраста допускается только с согласия вступающих в брак.

5. Брак между лицами, не достигшими брачного возраста, разрешается только с согласия родителей либо опекунов.

Статья 11. Лица, между которыми не допускается заключение брака Не допускается заключение брака между: 1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать;

3) усыновителями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными);

4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия.

Статья 12. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

1. Консультирование и обследование по медицинским, а также по медико-генетическим вопросам и вопросам охраны репродуктивного здоровья желающих вступить в брак проводятся специализированными учреждениями здравоохранения и только с обоюдного согласия лиц, вступающих в брак.

2. Результаты обследования вступающего в брак составляют медицинскую тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия прошедшего обследование.

Статья 13. Порядок заключения брака

1. Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния в личном присутствии лиц, вступающих в брак. В исключительных случаях, когда одно из лиц, желающих вступить в брак, не может явиться в орган записи актов гражданского состояния, брак может быть заключен по месту нахождения такого лица. Представительство при заключении брака не допускается.

2. Заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи желающими вступить в брак заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

3. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

4. Отказ органов записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак, либо одним из них.

Пределы правового регулирования семейных отношений

В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений не должны противоречить положениям Конституции.

1. Основным источником семейного права, является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи.

Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168—169 СК. По общему правилу нормы СК применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы. Однако, если семейное правоотношение носит длящийся характер, т.е. возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Для отдельных положений Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г.

Ряд норм Семейного кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу, то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п.3 ст.169 следует, что установленное в ст. 25 СК правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г.

Это интересно:  Статьи по предпринимательскому праву

В соответствии с п.2 ст.169 СК судебный порядок усыновления детей, предусмотренный ст.125 СК, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон был принят и вступил в силу 27 сентября 1996 г. С этой даты в России применяется судебный порядок усыновления детей. До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей.

2. В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Отдельные нормы семейного права содержатся и в некоторых других федеральных законах: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3. В пункте 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.

Законами субъектов Федерации в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных Семейным кодексом.

а) Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).

б) Законы субъектов Федерации в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. В частности, дополнение и развитие субъектами Федерации и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот.

Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс или федеральный закон.

4. К источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения.

а) Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В основном указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства, или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

б) Как следует из п.3 ст.3 СК, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Так, в соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержаниe алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК); определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст.125 СК); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127 СК); определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 150 СК); утверждение положения о приемной семье (ст. 151 СК); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК) и другие вопросы.

в) В ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Однако такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, например, во исполнение Постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями». Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ.

Нормативные акты любого государственного органа должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов.

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении гудами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 28 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»‘, и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Семейный кодекс в ст.4 СК предусматривает основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям. В соответствии со ст.2 СК гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. При этом применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой.

Применение гражданского законодательства к семейным отношением может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства:

а) статьи 198—200 и 202—205 ГК — при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК);

б) статьи 257 и 258 ГК — при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК);

в) статьи 451—453 ГК — при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжения заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК);

г) статьи 26 и 28 ГК — при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК);

д) статья 37 ГК — при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (ч. 3 п. 3 ст. 60 СК);

е) пункт 1 ст. 165 ГК — при несоблюдении предусмотренной законом формы соглашения об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК);

ж) пункт 2 ст. 36 ГК — при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК);

з) статьи 36—38 ГК — при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК);

и) статья 181 ГК — при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК).

В отдельных нормах СК имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей ГК или иного нормативного правового акта, подлежащих использованию. В частности, обращение к гражданскому законодательству необходимо в случаях применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п. 2 ст. 30СК); возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным причиненного ему материального и морального вреда (п. 4 ст. 30 СК); изменения или расторжения брачного договора (п. 2 ст. 43 СК); признания брачного договора недействительным (п. 1 ст. 44 СК); ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п. 3 ст. 45 СК); определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми (п. 2 ст. 121 СК); установления или прекращения опеки или попечительства над детьми (п.З ст. 145 СК).

Для семейного права имеют также те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая давность, ответственность и др.).

Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. Под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией правa — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.

Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются:

а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон;

б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения.

Разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений.

В ст.6 СК закреплен принцип приоритетного применения правил международного договора Российской Федерации в случае несоответствия ему законодательства РФ, установленный Конституцией РФ (п. 4 ст. 15).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции в правовую систему РФ введены две категории международно-правовых норм:

а) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, то есть обязательные для всех его ненов.

б) международные договоры РФ, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от вида и наименования, заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями.

В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами.

В РФ признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также, документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

Особо следует выделить такой международный договор Российской Федерации по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвенция стран-участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Правовое регулирование семейных взаимоотношений. семейный кодекс РФ как официальный документ регулирования взаимоотношений в семье

Статья 1. Основные начала семейного законодательства

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Это интересно:  Для ознакомления или на ознакомление как правильно

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Современная семья – продукт длительного исторического развития брачно-семейных отношений – это основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой личными и имущественными отношениями, правами и обязанностями, общностью, воспитанием детей, ведением общего хозяйства.
Семейное законодательство призвано также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и усилить защиту этих прав при нарушении, не допускать в соответствии со ст. 23 Конституции РФ (о праве граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну) произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Защита семьи, материнства и детства имеет комплексный характер и осуществляется государством.
Цели правового регулирования соответствуют его основным принципам. Они характеризуют сущность данной отрасли законодательства, определяют социальный смысл ее норм, их содержание, толкование и применение. Исходя из них будет оцениваться поведение человека в семье. Реализация этих принципов в конкретных нормах семейного законодательства, а на их основе – и в жизни, приводит, в конечном счете, к достижению этих целей правового регулирования. И не только семейного, но и трудового, пенсионного и др.
Что же относит Семейный кодекс к основным принципам регулирования семейных отношений?
Прежде всего, признание брака, заключенного только в органах загса. Этот принцип основан на конституционном принципе защиты семьи государством (ст. 38). Браком признается не всякий союз мужчины и женщины, а лишь тот союз, который получил государственное признание в форме государственной регистрации его заключения в органах загса. Актом регистрации государство подтверждает, что данный союз получает общественное признание и защиту как удовлетворяющий определенным требованиям. Поскольку закон признает только гражданский (светский) брак, заключенный в органах загса, состояние граждан в фактических брачных отношениях или заключение ими брака по религиозным обрядам является личным делом каждого гражданина, но не влечет никаких правовых последствий законного брака.
Далее – добровольность брачного союза мужчины и женщины. Именно здесь упоминается разнополость супругов. Брак признается свободным, добровольным и равноправным союзом мужчины и женщины, построенным на началах единобрачия (моногамии). Выбор супруга и вступление в брак зависят исключительно от воли лиц, в него вступающих, и не связан с наличием согласия или разрешения со стороны других лиц. Принуждение к вступлению в брак (наличие других пороков воли при вступлении в брак) приводит к признанию его недействительным. До прекращения предыдущего брака нельзя вступить в новый брак.
Двоеженство и двоемужество приводят к признанию брака недействительным.
Добровольность брака предполагает и свободу развода. Одним из выражений этой свободы является развод по взаимному согласию супругов, а при отсутствии согласия на развод одного из супругов – невозможность суда отказать в расторжении брака, если другой супруг настаивает на его расторжении, а предпринятые в необходимых случаях меры по примирению супругов оказались безрезультатными (см. ст. 22 СК).
Принцип закрепления равенства супругов в семье основан на конституционном принципе равных прав и свобод мужчины и женщины и равных возможностей для их реализации. Особое значение он имеет в области семейных отношений, т.к. равноправие в семье – основа ее прочности. Равенство супругов в семье не только закрепляется, но и проявляется и гарантируется во всех областях семейных отношений.
Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию – принцип построения брака. Указанное положение тесно связано с принципом равноправия супругов в семье и лежит в основе правового регулирования, по существу, всех семейных отношений: между супругами, родителями и детьми, между другими членами семьи. В общем виде конкретное выражение этого принципа содержится в ст. 31 СК, устанавливающей, что все вопросы жизни семьи решаются супругами совместно (т.е. по взаимному согласию) исходя из равенства супругов в семье. Он конкретизирован и в последующих статьях СК. Так, в соответствии со ст. 65 СК РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом их мнения.
В этом заключаются самостоятельность и автономность семьи.
Этот принцип выражается и в предоставлении членам семьи свободы выбора определенного поведения. Расширение диспозитивного начала в регулировании семейных отношений является одной из существенных новелл нового семейного законодательства. В Кодексе значительно увеличено число диспозитивных норм. Их смысл состоит в том, что стороны могут своим соглашением исключить применение диспозитивной нормы либо установить условия, отличные от предусмотренных в ней. Так, супругам предоставлено право с помощью брачного договора установить удобный для них режим собственности их имущества (как общего, так и личного), отличный от режима имущества супругов, установленного законом. Плательщику и получателю алиментов предоставлена возможность заключить соглашение о размере, условиях и порядке их выплаты. При отсутствии соглашения об уплате алиментов управомоченные на их получение члены семьи вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов. В этом случае размер, условия и порядок их выплаты будут определяться исходя из соответствующих норм СК, касающихся алиментных обязательств членов семьи.
И, наконец, приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Здесь проявляется принцип, закрепленный в Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей». При этом одной из важнейших тенденций нового семейного законодательства является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект. Соответствующие нормы СК исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей). Предусматриваются следующие основные права ребенка: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье (в родной или приемной), знать своих родителей (насколько это возможно); выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни; право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии – другими ответственными за это лицами), на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; на общение с обоими родителями и другими родственниками; на защиту своих прав и законных интересов, в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – и в суд; на фамилию; на получение содержания и право собственности на принадлежащее ему имущество.
Впервые в СК определены основы правовой защиты детей от насилия в семье и вообще от применения насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания (которые выбираются родителями самостоятельно) должны исключить пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах допускается только при наличии согласия ребенка, достигшего 10 лет. Дальнейшее развитие получил институт судебного ограничения родительских прав. Допускается также немедленное отобрание ребенка у родителей в случаях непосредственной угрозы его жизни и здоровью в семье.
Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов. С целью обеспечения прав и интересов детей в семье последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей независимо от того, проживают они с ребенком или нет. Впервые в праве родительские права признаются за несовершеннолетними родителями. Предусмотрены меры, направленные на обеспечение права ребенка на общение со своими близкими родственниками: дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами.
Большой раздел СК посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В Кодексе приоритет отдается семейному воспитанию таких детей и содержится подробная регламентация различных форм их семейного воспитания: усыновление, опека и попечительство, приемная семья.
Очень важно обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Основой взаимоотношений в семье является взаимная забота членов семьи, их моральная и материальная поддержка друг друга и, в первую очередь, защита интересов экономически слабых членов семьи – нетрудоспособных и нуждающихся.
Целый ряд норм обеспечивает такую защиту. Так, на трудоспособных совершеннолетних детей возлагается обязанность по содержанию своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи. В случае отказа родителям в материальной помощи они имеют право на получение необходимых средств по суду, а при наличии у них тяжелого заболевания, увечья и т.п. совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных (сверх алиментов) расходов, вызванных этими обстоятельствами. Право на алименты имеет также нетрудоспособный супруг, а при наличии определенных условий – и бывший супруг. Интересы нетрудоспособного супруга учитываются судом при разделе общего имущества супругов.
Согласно ст. 55 Конституции РФ ограничение прав граждан в семье допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов и иных граждан. Такое ограничение может быть установлено или в самом Семейном кодексе, или в других федеральных законах, изданных в соответствии с ним. Так, в целях защиты здоровья как беременной женщины или кормящей матери, так и самого ребенка ст. 17 СК ограничивает право мужа на предъявление требования о разводе во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.
В России важнейшим конституционным принципом, который находит свое выражение во всех отраслях российского законодательства, является равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношений к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому и в области семейных отношений, что особенно важно, не имеет и не должно иметь место установление какого-либо прямого или косвенного преимущества граждан или ограничение их прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предмет и метод семейного права. Цели и принципы правового регулирования семейных отношений

Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества.

В Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Это закреплено в основном законе страны – в Конституции РФ (ст. 38). Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по ее социальной поддержке, по обеспечению прав и интересов членов семьи. Особое место при этом отводится правовым нормам, и, прежде всего закону.

Это интересно:  Как правильно заполнять конверт для письма

Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного права, направленные на установление в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

Отношения в семье между ее членами (семейные отношения) относятся к числу таких, где возможности применения правовых норм существенно ограничены. Это связано с их лично-доверительным характером. Они определяются главным образом не законом, а нравственными, моральными правилами. Принимая соответствующие законы, государство стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил (правовых норм), которые необходимы для укрепления семьи, для осуществления и защиты прав и законных интересов всех ее членов.

Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей. Совокупность этих отношений и составляет предмет семейного права, являющегося самостоятельной отраслью российского права.

Круг тех отношений, которые регулируются нормами семейного права (предмет семейного права), определен непосредственно в законе – Семейном кодексе РФ. Статья 2 СК РФ относит к предмету семейного права установление условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным; регулирование личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи: супругами, родителями и детьми, а также между другими родственниками и иными лицами (в случаях и в пределах, установленных нормами семейного права); определение формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

За пределами правового регулирования нормами семейного права находятся взаимоотношения между семьей и государством. Эти отношения регулируются нормами других отраслей российского права: об охране здоровья граждан, социальном обеспечении, образовании и другими.

Для семейного права характерны приемы правового регулирования семейных отношений, которые в совокупности образуют то, что в юридической науке принято называть методом правового регулирования. Именно наличие особого предмета и метода правового регулирования позволяет выделить определенную совокупность норм в самостоятельную отрасль права.

Семейно-правовой метод регулирования личных (неимущественных) и имущественных отношений в семье на первый взгляд не отличается от метода правового регулирования гражданских отношений нормами гражданского права. Это, во-первых, равенство участников этих отношений: ни один из субъектов как семейных, так и гражданских отношений не вправе устанавливать для другого определенные правила поведения (в отличие от отношений административного права, в которых один участник (государственный орган) наделен властными полномочиями). Во-вторых, регулирование отношений осуществляется как императивными нормами (предписывающими четко определенные правила поведения), так и диспозитивными нормами (предоставляющими участникам отношений свободу в определении и осуществлении своих прав). В-третьих, нормы как семейного, так и гражданского права устанавливают по общему правилу судебную защиту нарушенных прав.

Однако при всем сходстве с гражданско-правовым семейно-правовой метод регулирования имеет свои специфические черты, которые определяются особенностями правовой природы семейных отношений, особыми целями и принципами их регулирования.

Для правового метода регулирования семейных отношений характерно то, что нормы семейного права устанавливают взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей специфических участников (субъектов) этих отношений – членов семьи, которые, осуществляя эти права и обязанности, должны руководствоваться интересами семьи, соблюдать интересы несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

С природой семейных отношений связаны и такие особенности метода их регулирования, как строго личный характер и неотчуждаемость прав, принадлежащих их субъектам, возможность изменения объема этих прав и обязанностей путем соглашения только в строго ограниченных случаях (брачный договор и соглашение об уплате алиментов) и в определенных законом пределах. В основном нормы, регулирующие семейные отношения, носят императивный (обязательный) характер.

В отличие от норм гражданского права, защита нарушенных семейных прав заключается в мерах неимущественного характера (восстановление нарушенного права, лишение прав и т.п.). Меры имущественного характера (возмещение убытков, уплата неустойки) применяются лишь в двух случаях, установленных законом: при признании брака недействительным (п. 4 ст. 30 СК РФ) и при несвоевременной уплате алиментов (ст. 115 СК).

Неразрывная связь личных и имущественных отношений в семье определяет и специфические (отличные от норм гражданского права) особенности правового регулирования имущественных отношений между супругами и другими членами семьи (см. § 2 и 3 гл. 6, гл. 8).

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами (основными началами) семейного права. Эти принципы отражают и юридически закрепляют правовые и моральные взгляды общества на брак и семью. Они основываются на положениях, закрепленных в Конституции РФ, и исходят из целей правового регулирования семейных отношений в Российской Федерации.

Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Нормы семейного права призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав при их нарушении, не допускать произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи (ст. 1 СК РФ).

От целей правового регулирования зависят его принципы. Последние характеризуют сущность данной отрасли права, определяют социальный смысл ее норм, их содержание, толкование и применение. Исходя из них оценивается поведение человека как члена семьи. Реализация принципов семейного права в конкретных его нормах, а на их основе и в жизни семьи приводит, в конечном счете, к достижению и самих целей правового регулирования семейных отношений.

Основные принципы семейного права

К основным принципам семейного права, нашедшим свое закрепление в законе (ст. 1 СК РФ), относятся следующие:

1. Признание брака, заключенного только в органах загса. Этот принцип основан на конституционном принципе защиты семьи государством (ст. 38 Конституции РФ). Браком признается не всякий союз мужчины и женщины, а лишь тот союз, который получил государственное признание в форме государственной регистрации его заключения в органах записи актов гражданского состояния (органах загса). Актом регистрации заключения брака государство подтверждает, что данный союз получает общественное признание и защиту как удовлетворяющий требованиям, предъявляемым к действительности брака.

Поскольку закон признает только гражданский (светский) брак, заключенный в органах загса, состояние граждан в фактических брачных отношениях или заключение ими брака по религиозным обрядам является личным делом каждого гражданина, но не влечет никаких правовых последствий законного (действительного) брака.

2. Добровольность брачного союза мужчины и женщины. Брак признается свободным, добровольным и равноправным союзом мужчины и женщины, построенным на началах единобрачия (моногамии). Выбор супруга и вступление в брак зависит исключительно от воли лиц, в него вступающих, и не связан с наличием согласия или разрешения со стороны других лиц. Принуждение к вступлению в брак (как и наличие других пороков воли при вступлении в брак) приводит к признанию его недействительным.

3. Равенство супругов в семье. Этот принцип основан на конституционном принципе равных прав и свобод мужчины и женщины и равных возможностей для их реализации (ст. 19 Конституции РФ). Особое значение он имеет в области семейных отношений, поскольку равноправие в семье – это основа ее прочности. Равенство супругов в семье не только закреплено как принцип в ст. 1 СК РФ, но и проявляется и гарантируется при регулировании конкретных семейных отношений между супругами, родителями и детьми.

4. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Данный принцип тесно связан с другим принципом семейного права – равенство супругов в семье. В общем виде конкретным выражением этого принципа является содержание ст. 31 СК РФ, которая устанавливает, что все вопросы жизни семьи решаются супругами совместно (т.е. по взаимному согласию) исходя из принципа равенства супругов в семье. Он конкретизирован в других нормах семейного права. Например, в соответствии со ст. 65 СК все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются их родителями по взаимному согласию.

5. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Этот принцип отражает положение, закрепленное в ст. 38 Конституции РФ : «Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей». Ребенок в семье признается самостоятельным субъектом права, а не зависимым объектом «родительской власти». Интересы детей являются основным критерием при решении всех спорных вопросов, касающихся их жизни и воспитания.

Впервые в СК закреплены права ребенка в семье (соответствующие нормы объединены в отдельную главу – гл. 11 СК). Это права ребенка жить и воспитываться в семье, право на заботу своих родителей и на воспитание ими, на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, на уважение его человеческого достоинства, на защиту своих прав, на выражение своего мнения и другие.

Специальный раздел СК РФ (раздел VI) посвящен правовым формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В СК РФ приоритет отдается семейному воспитанию таких детей (ст. 123) и содержится подробная регламентация различных форм их семейного воспитания: усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи.

6. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. СК содержит целый ряд норм, обеспечивающих такую защиту. Так, на трудоспособных совершеннолетних детей возлагается обязанность по содержанию своих нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи. В случае отказа детей добровольно оказывать такую поддержку родители имеют право требовать получения необходимых средств по суду, а при наличии у них тяжелого заболевания, увечья и т.п. совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных (сверх алиментов) расходов, вызванных этими обстоятельствами: приобретение лекарств, медицинского оборудования, оплата труда лиц по уходу за престарелыми родителями, родителями-инвалидами и т.п. (ст. 87 и 88 СК РФ). Право на алименты имеет также нетрудоспособный нуждающийся супруг, а при наличии определенных условий – и бывший нетрудоспособный супруг (ст. 89 и 90 СК РФ). Интересы нетрудоспособного супруга учитываются и в нормах, регулирующих раздел общего имущества супругов (ст. 38 и 39 СК РФ). Например, при разводе и разделе общего имущества (имущества, нажитого супругами в браке) супруг-инвалид вправе претендовать на увеличение своей доли в этом имуществе, так как нуждается в удовлетворении своих нужд, связанных с его ограниченными возможностями.

7. Семейное право, как и другие отрасли российского права, основано на конституционном принципе равноправия всех граждан независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому при вступлении в брак и в семейных отношениях запрещаются любые формы (прямые или косвенные) ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На основании ст. 55 Конституции РФ ограничение прав граждан в семье допускается только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. Такое ограничение должно быть установлено непосредственно в законе. Так, в целях защиты здоровья как беременной женщины или кормящей матери, так и грудного ребенка ст. 17 СК РФ ограничивает право мужа на предъявление заявления о разводе во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.

Статья написана по материалам сайтов: web-local.rudn.ru, studopedia.ru, www.konspekt.biz.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector