Правовые меры по предупреждению терроризма

1. Установить системы аудио- и видео наблюдения и сигнализации на территории предприятия; домофоны и кодовые замки в жилых зданиях.

2. Ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов.

3. Тщательно проверять поступающее имущество, товары, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и т.д.

4. Знать план эвакуации посетителей персонала и пострадавших.

5. Подготовить средства оповещения об опасности ЧС.

6. Проводить подготовку сотрудников по действиям в условиях проявления терроризма.

7. Организовать места парковки автомобилей не ближе 100 м от мест размещения (скопления) людей.

8. Запрещается принимать на хранение от посторонних лиц какие-либо предметы и вещи.

9. При обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта звонить по телефонам: «01», «02».

Социально — политические ЧС. Включают несанкционированные шествия, демонстрации и тому подобные стихийные выступления масс народа, представляющие потенциальную угрозу возникновения ЧС.

Как уцелеть в толпе

1. Самое лучшее — не идти в толпу и далеко её обойти.

2. Находясь в толпе, выберите наиболее безопасное место: подальше от трибун, центра толпы, от витрин и металлических оград.

3. При возникновении паники снять галстук, шарф, освободить руки, согнуть их в локтях, прижать к телу, прикрывая грудную клетку от сдавливания, не хвататься за деревья, столбы, ограды руками — их могут сломать. Если у вас что-то упало, не пытайтесь поднять, могут сбить с ног и затоптать.

4. Главная задача в толпе — не упасть. Но если вы всетаки упали, следует защитить голову руками и немедленно встать. Техника подъема такова: быстро подтянуть к себе
ноги, сгруппироваться и рывком попытаться встать, начать двигаться по направлению движения толпы.

5. Если толпа плотная, но неподвижная, из нее можно попытаться выбраться, использую психологические приемы (притворится больным, пьяным, сумасшедшим, сделать вид, что вас тошнит). Толпа сама вытеснит вас на периферию.

6. Не привлекайте к себе внимание высказываниями, слушайте молча.

7. Не приближайтесь к лицам ведущим себя агрессивно.

8. Не реагируйте на происходящие в толпе стычки.

Контрольные вопросы

1.Дайте определение чрезвычайной ситуации.

2. Перечислите наиболее возможные техногенные ЧС в Самарской области?

3. Перечислите возможные природные ЧС в Самарской области.

4. Дайте определение взрыва?

5. Что такое гражданская оборона и по какому принципу она организуется на объектах экономики?

6. Какие формирования ГО относятся к формированиям общего назначения?

7. Какой закон гарантирует гражданам защиту от опасностей военного характера?

8. Какой закон гарантирует гражданам защиту в ЧС техногенного и природного характера.

9. Что такое пожар? Какими поражающими факторами он сопровождается?

10. Что такое террор и каковы меры профилактики от него?

11. Дайте определение АХОВ и приведите примеры (перечислите самые характерные).

Тема «ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ЧС И ВИДЫ ПОРАЖЕНИЙ»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оперативно-розыскные меры по предупреждению терроризма в РК

Противодействие преступности свидетельствует, что невозможно обеспечить неотвратимость наказания преступников без противопоставления их криминальной деятельности оперативно-розыскных мер, без использования данных, полученных правоохранительными органами оперативно-розыскным путем, проведения оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время мировое сообщество столкнулось с таким сложным негативным социально-правовым явлением, как терроризм. Известный учёный профессор Ю.П. Лисовский отмечает: «Терроризм – явление вовсе не новое: известно, что вся история человечества сопровождалась насилием и террором в самых разнообразных формах и проявлениях» [1].

Терроризм – противоправное уголовно наказуемое деяние или угроза его совершения в отношении физических лиц или организаций в целях подрыва общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие государственными органами Республики Казахстан, иностранными государствами и международными организациями решений либо с целью прекращения деятельности государственных либо общественных деятелей, или из мести за такую деятельность. [2]

Ущерб от терроризма настолько велик, что антитеррористическая работа стала одним из основных направлений деятельности всех государственных органов. Встала задача, что профилактическую работу необходимо поставить на первое место, так как вред, причиненный преступлениями террористического характера, невозможно загладить и искупить, как невозможно вернуть погибших от рук террористов. Применение обычных методов профилактики терроризма не дает должных результатов. Поэтому, необходимо комплексно использовать оперативнорозыскные силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности в предупреждении терроризма.

Весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий допустимый к применению в процессе оперативно-розыскной деятельности указан в ст. 11 Закона об ОРД Республики Казахстан. [3]

Оперативно-розыскные мероприятия – составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. Оперативно-розыскные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих террористические акты, о наличии следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также похищенных и без вести пропавших граждан. Остановимся на некоторых мероприятиях, которые позволяют оперативным подразделениям организовать надлежащие каналы получения оперативной информации. Задача правоохранительных органов проведение эффективной оперативно-розыскной работы по получению достоверной информации о действиях террористов и нанесении упреждающих ударов по их уничтожению. Это, в свою очередь, требует глубоко продуманной работы по поиску оперативной информации, в том числе помощи граждан.

В настоящее время вопросы содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, регулируются в Республике Казахстан многими законами, основным из которых является Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 года № 154-XIII Об оперативно-розыскной деятельности.

Согласно ст.13 п.2,п.3 Закона об ОРД, отдельные граждане могут с их согласия привлекаться к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий (в том числе и по контракту) с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты о сотрудничестве с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. Форма контракта, условия и сроки его действия определяются ведомственными нормативными актами.

В юридической литературе справедливо отмечается, что определенный эффект участия граждан в таких мероприятиях может быть лишь в тех случаях, когда их действия проводятся зашифровано от лиц, представляющих оперативный интерес. Поэтому для участия в оперативнорозыскных мероприятиях подбираются надежные помощники, которые бы преждевременно не разгласили факт подготовки и проведения таких мероприятий. Им сообщается необходимая информация о задачах, требующих решения с их участием, содержание предстоящих мероприятий, время и место их проведения, точная координация действий и связь с оперативными работниками; проводится тщательный инструктаж по выполнению каждым участником конкретных действий при условии обеспечения их безопасности. Полнота и пределы информирования зависят от специфики преступления, причастных к нему лиц и конкретной помощи, ожидаемой от граждан. [4] Оперативный работник несет ответственность за обоснованность и целесообразность привлечения граждан к соответствующим оперативно-розыскным мероприятиям. Он должен строго соизмерять предстоящие действия всех участников в конкретных ситуациях с требованиями законности. При этом следует особо отметить, что категорически запрещается привлекать граждан к участию в мероприятиях по предупреждению и раскрытию преступлений, в ходе проведения которых их жизни и здоровью может угрожать опасность. Одним из видов содействия отдельных лиц оперативным подразделениям органов внутренних дел является конфиденциальное (негласное) содействие, которое может оказываться как на контрактной, так и бесконтрактной основе.Следует учитывать, что неотъемлемым условием конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными подразделениями органов внутренних дел является их обязанность сохранять в тайне сведения, полученные в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Это интересно:  Правильное заполнение табеля учета рабочего времени 2020

В процессе противостояния терроризму можно использовать опыт зарубежных спецслужб. Вызывает интерес специально разработанная правительством американская программа «Спасение жизней», которая вознаграждает граждан, предоставивших информацию о терроризме. США делятся информацией такого рода с другими странами, чьи граждане находятся в опасности.

Программа, утверждённая Конгрессом в 1984 г., предлагает значительное вознаграждение (до 2 млн. долл.) за информацию, позволяющую предотвращать акты международного терроризма против американских граждан или собственности. Если такие преступления связаны с гражданской авиацией США, вознаграждение поднимается до 4 млн. долл. В 1990 г.

Госдепартамент создал партнёрство с Ассоциацией воздушного транспорта Америки и Международной Ассоциацией пилотов; каждая из этих организаций обещала выделить до 1 млн. долл. вдобавок к сумме, выплачиваемой правительством США за информацию, позволяющую предотвратить террористический акт против американской гражданской авиации. Учитывая потенциальную опасность попадания ядерных материалов в руки террористов, Конгресс США расширил определение международного терроризма, санкционировав вознаграждение за сообщение любой информации «о любом акте, в значительной степени способствующем приобретению специальных ядерных материалов, безопасное хранение которых не обеспечено. или любых ядерных взрывных устройств. частным лицом, группой или неядерным государством».

Казахстанский опыт борьбы с террористическими формированиями свидетельствует о том, что одним из перспективных направлений противодействия этим проявлениям является оперативное внедрение в преступные структуры. Оперативное внедрение – это негласное внедрение работника органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность, либо сотрудничающего с ним конфиденциального помощника в окружение объекта оперативного интереса для решения задач оперативно-розыскной деятельности ОРД. [5]

Внедрение сотрудников в криминогенную среду правоохранительным органам позволяет получать необходимую информацию о членах террористической группы, наличии у них оружия и взрывчатых веществ (наименование, происхождение, количество, место хранения), преступных связей (в том числе из сотрудников правоохранительных органов), времени и способах (их маркировке) совершения терактов. При этом возможны два направления оперативного внедрения:

  • в первом варианте внедрение должно осуществляться непосредственно в террористическую группу;
  • второй вариант внедрения предполагает многоэтапную работу по вводу конфидентов в общеуголовные структуры, осуществляющие совместную с террористической группой преступную деятельность, и последующую комплексную поисковою работу, направленную на выявление членов террористической группы.

В связи с этим целесообразно использовать положительный опыт деятельности правоохранительных структур Соединённых Штатов Америки, направленный на выявление фактов «отмывания» денежных средств от незаконной деятельности наркоструктур и террористических организаций.

Использование осведомителей при проведении любых оперативно-розыскных мероприятий регламентировалось «Инструктивным письмом Генерального прокурора США» от 15 декабря 1976 года. В вводной части Инструктивного письма указывается, что использование осведомителей допускается только в тех случаях, когда ФБР официально уполномочено провести расследование и когда такое использование не приведёт к нарушениям закона и конституционных прав граждан; осведомители не могут быть уполномочены на такие действия, выполнение которых, согласно закону или ведомственным инструкциям, не могло бы быть возложено на самих оперативных сотрудников ФБР.

Условия привлечения осведомителя. При решении вопроса об использовании осведомителя в конкретном расследовании ФБР обязано изучить следующие факторы:

а) В какой степени использование осведомителя создаст риск того, что будут нарушены конституционные права граждан (свобода выражения мнений, свобода политических союзов и т. д.), тайна переписки и других форм общения граждан или будет иным образом скомпрометировано (с точки зрения законности) проводимое расследование либо последующее уголовное преследование в суде;

б) В какой степени характер расследуемого эпизода оправдывает использование именно осведомителя, а не иных оперативных форм получения информации;

в) Надёжность конкретного осведомителя с точки зрения объективности и правдивости; наличие средств проверки надёжности его информации; характер осведомителя и мотивы, побудившие его к сотрудничеству; мера его вовлечения в расследуемый эпизод;

г) Возможности ФБР непосредственно контролировать и направлять деятельность осведомителя, осуществляемую по заданию ФБР в связи с расследуемым эпизодом;

д) В какой степени ценность информации, полученной с помощью осведомителя, оправдывает расходы ФБР на ожидаемое осведомителем вознаграждение за сотрудничество.

Инструктаж осведомителя относительно недопустимости участия в противоправных действиях. При ознакомлении с заданием сотрудник ФБР обязан проинструктировать осведомителя о том, что в ходе выполнения задания ему запрещается принимать участие в актах насилия, прибегать к незаконным методам получения информации (к таким как, например, тайное проникновение в помещение, прослушивание с помощью электронных средств, перлюстрация писем), проявлять инициативу в планировании преступлении, принимать участие в противозаконной деятельности лиц, в отношении которых проводится расследование, за исключением тех случаев, когда ФБР определит, что такое участие необходимо для получения информации, требуемой для привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Действия ФБР при обнаружении факта совершения осведомителем преступления. В Инструктивном письме подчёркивается, что ни при каких обстоятельствах ФБР не вправе скрыть факт нарушения закона каким-либо своим осведомителем.

В целом Инструктивное письмо ориентируют ФБР на привлечение добросовестных осведомителей и недопустимость их участия в противозаконной деятельности в процессе выполнения оперативного задания, тем не менее, позиция законодателя по вопросу возможности участия конфидента в противоправной деятельности в период внедрения более прагматична и гибка. [6] Сотрудники уголовного розыска во взаимодействии с работниками подразделений по борьбе с организованной преступностью, осуществляют сбор, анализ и учет оперативной и иной информации о преступных группировках и лицах, склонных к совершению террористических актов, а также объектах с наибольшей степенью вероятности их уничтожения общеопасным способом. [7]

Общеизвестно, что при подготовке к террористическому акту преступники приобретают оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства и иные предметы, необходимые для совершения террористического акта; ведут наблюдение за охраной объекта покушения, чтобы выбрать момент, наиболее удобный для совершения преступления. В этой связи крайне важно, чтобы на этой стадии приготовления к террористическому акту был принят комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

Важное значение в борьбе с терроризмом имеет ее информационное обеспечение оперативных сотрудников. В этой связи представляется необходимым решить вопрос о предоставлении возможности доступа оперативного состава органов внутренних дел к базе данных о лицах, представляющих оперативный интерес по делам о терроризме, которая имеется в КНБ.

В настоящее время созрели объективные предпосылки для принятия законодательного решения о создании межведомственного единого банка данных о членах организованных преступных группировок, в том числе созданных по этническому признаку; лицах, склонных с созданию организованных преступных сообществ, совершению террористических актов (в частности, имеющих навыки в изготовлении взрывных устройств, а также доступ к ним, в том числе склонных к совершению преступлений с применением взрывных устройств). Эти данные целесообразно использовать для осуществления совместных оперативно-профилактических и розыскных мероприятий по пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению рассматриваемых уголовных правонарушений.

Это интересно:  Принципы семейного права кратко

Список использованных литературы:

Меры предупреждения терроризма

В общей теории отечественной криминологии выделяют два вида предупреждения преступности: общее (общесоциальное) предупреждение преступности и специальное предупреждение преступности. Первое реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов. Второе имеет целенаправленный на недопущение преступлений характер.

Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова.

К примеру, в сфере экономики — это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и т.п. В политической сфере — это становление и развитие новой российской государственности, упрочнение демократии, укрепление всех ветвей власти и т.п. В социальной сфере (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеет устранение резкого социального расслоения общества, поддержка малоимущих граждан, укрепление семейных устоев, ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.

Особое внимание следует обратить на духовную сферу жизни общества, так как нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по разным основаниям. Так, специально-криминологические меры различаются по содержанию (экономические, политические, культурно-воспитательные и др.); по масштабам действия (общегосударственные, региональные и др.); по правовой характеристике различаются специально-криминологические меры: базирующиеся на нормах права, но ими не регламентированные (например, правовое просвещение, воспитание), и детально урегулированные юридические нормами (например, административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Существуют и иные основания дифференциации мер специального предупреждения.

Названные выше меры в полном объеме относятся и к терроризму. Примером этому может служить классификация мер антитеррористической деятельности, предложенная С. Гончаровым. По мнению автора, такими мерами являются:

  • -законодательные;
  • -административно-правовые;
  • -уголовно-правовые;
  • -социальные;
  • -финансово-экономические;
  • -политические;
  • -военные;
  • -пропагандистские;
  • -профилактические и др.

Указанное мнение С. Гончарова поддерживает В. Величко, отмечая, что необходимо включить в приведенную классификацию также совместную деятельность национальных и международных участников, справедливо полагая что силовые методы возможны на последней стадии — уничтожения террористов.

Схожую точку зрения высказывает В. Петрищев, указывая на то, что новая ситуация диктует необходимость проведения международной согласованной политики сдерживания терроризма. Автор отмечает, что правительствам следует договорится по некоторым принципиальным позициям: какие дипломатические меры могут повысить эффективность антитеррористической деятельности; какие уступки допустимы в переговорах с террористами, при этом, автор справедливо замечает, что жесткий принцип “никаких уступок” не действует в сегодняшних условиях; каким должен быть механизм введения экономического эмбарго в отношении государств — спонсоров терроризма и др.

Вместе с тем, как отметил Генеральный прокурор России В. Устинов, важнейшим аспектом для формирования адекватной терроризму ответной государственной стратегии является рассмотрение последнего не только в криминологическом аспекте предупреждения, выявления и пресечения преступлений, но и в целом — в рамках общей системы обеспечения безопасности, представляющей собой многофункциональный и многоуровневый механизм. Как заметил В. Устинов, необходимо полностью задействовать не только возможности всех органов государственной власти, участвующих в рамках своей компетенции в предупреждении террористической деятельности, но также и негосударственных структур.

Заметим, что ранее Д. Таль, председатель Совета директоров Всемирной ассоциации детективов отметил роль частных служб безопасности в предупреждении и борьбе с терроризмом, высказав мнение о том, что профессиональные организации могут действовать в качестве проводников идей и усилий и в качестве мостов, соединяющих правительства, правоохранительные органы и индустрию частных служб безопасности. Его российский коллега Ю. Левицкий, президент Ассоциации негосударственных структур безопасности “Аргус” также отметил роль негосударственных предприятий безопасности в федеральной системе предупреждения и борьбы с терроризмом.

При этом, по мнению Ю. Левицкого, формами участия негосударственных структур безопасности в предупреждении терроризма являются:

  • — своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;
  • — участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);
  • — публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;
  • — разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;
  • — организация общественных мероприятий (конференций, “круглых столов”, семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;
  • — привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;
  • — участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;
  • — разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.

Говоря о мерах предупреждения терроризму необходимо отметить значение отечественной юридической науки в борьбе с этим негативным явлением. Так, академик В. Кудрявцев, говоря о проблеме международного терроризма, отметил, что ученым по силам выработать современные средства защиты от потенциального зла, в том числе лежащие в плоскости изучения психологии и психики террористов.

Ряд отечественных ученых-юристов (А.И. Долгова, В.В. Лунеев, Г.М. Миньковский, А.В. Наумов, В.Е. Петрищев, В.П. Ревин и др.) высказали мнение о необходимости внести дополнения и изменения в соответствующие статьи Уголовного кодекса в целях повышения эффективности предупреждения и совершенствования мер борьбы с терроризмом. Суть этих изменений и дополнений, в общем виде, в следующем: уточнить понятие терроризма; ввести понятие организованного террористического сообщества (организованной террористической группы); установить в УК России уголовную ответственность за ряд новых преступлений, например за распространение информации, содержащей указания по совершению террористических действий, а также за международный терроризм и др.; предусмотреть в УК РФ специфические формы соучастия и пособничества: передача необходимой информации террористам, представительство их интересов и др.; ввести особое процессуальное производство по таким делам, способное обеспечить сохранение конфиденциальной информации об участниках уголовного процесса, в целях обеспечения их безопасности; скорректировать содержание статей УК РФ, описывающих составы, обладающие признаками террористических действий.

Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризму должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. В настоящее время специалистами различных областей знаний (юристами, философами, теологами, психологами, медиками и др.) отмечается негативная тенденция оказания отрицательного влияния определенных информационных продуктов на психологические и, как следствие, поведенческие установки населения (пропаганда в средствах массовой информации жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.).

Это интересно:  Новые правила эксплуатации шин

Особое место в системе предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные субъекты этой деятельности.

  • 1. Федеральная служба безопасности России осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.
  • 2. Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме.
  • 3. Служба внешней разведки России, как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних.
  • 4. Министерство обороны России обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций.
  • 5. Федеральная пограничная служба России осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.
  • 6. Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме.

Мероприятия по защите от террористических актов, деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений

Основными направлениями деятельности системы противодействия терроризму являются:

— силовое противодействие терроризму;

— устранение внутренних источников терроризма;

— противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников;

— снижение тяжести последствий террористических атак;

— мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям:

— борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

— минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма; совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений; усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Борьба с терроризмом – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по: выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности; раскрытию и расследованию преступлений террористического характера. Организация борьбы с терроризмом требует комплексного подхода к анализу источников и субъектов террористической деятельности, четкого определения функций и зоны ответственности каждого субъекта борьбы, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации построения и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых, следственных подразделений на основе внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач: недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов); своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация; минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы; восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

Терроризм — это совокупность насильственных актов- покушений, взятий заложников — которые совершаются политической или криминальной организацией в целях воздействия на лидеров своей или чужой страны. Другое определение обозначает — терроризм как один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма — насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия — отдельные лица и не правительственные организации.

Борьба с терроризмом в целом представляет собой:

1) антитеррористические оборонительные меры по предотвращению терактов, сдерживанию террористов и нанесению решительных ответных ударов против них вплоть до физического уничтожения;

2) активные контртеррористические наступательные действия по предотвращению террористических акций.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (далее – устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов);

своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;

минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы;

восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

Условиями успешного осуществления мероприятий по устранению последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением террористических актов, в зависимости от объектов посягательств и характера террористических воздействий, формирование типовых планов задействования сил и средств ОГСПТ и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.

Статьей 205 Федерального закона № 63-ФЗ предусмотрена ответственность за терроризм, то есть совершение взрыва, поджога, иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение ущерба в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет, если действия повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия наказывается лишением свободы до 20 лет или пожизненно.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Статья написана по материалам сайтов: articlekz.com, vuzlit.ru, sviblovo.mos.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector