Правовой режим использования и охраны земель

Читайте также:

  1. A) оказывают непосредственное влияние на рост производительности труда предприятия и учитываются при определении показателей эффективности использования основного капитала.
  2. I. Гипотеза (если) — часть правовой нормы, указывающая на жизненные об­стоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма (само правило поведения — диспозиция).
  3. II. Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­лены в конечном итоге особенностями предмета финан­сово-правового регулирования.
  4. III. Санкция — часть правовой нормы, указывающая на последствия, наступа­ющие в результате нарушения диспозиции.
  5. III. Требования охраны труда во время работы 1 страница
  6. III. Требования охраны труда во время работы 2 страница
  7. III. Требования охраны труда во время работы 3 страница
  8. IV. Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов­ленные структурой нормы.
  9. V. Учебная информация для использования на занятии.
  10. V3: Основные направления современной политической и правовой мысли.
  11. Аварийные режимы работы.
  12. Аварийные режимы электроустановок. Напряжение прикосновения, шаговое напряжение.

Среди охраняемых природных объектов земля находится на первом месте. Земля – природный объект особого рода. На земле растут растения и леса, обитают животные, в недрах земли находятся полезные ископаемые. Но люди используют землю и как производственно-операционный базис для размещения жилищ, дорог, производственных построек и пр. В сельском хозяйстве земля используется в качестве основного средства производства, но главные функции в сельском хозяйстве выполняет верхний плодородный слой земли – почва. Правовые нормы об охране земель распространяются и на почву как неотъемлемую составную часть земли, но в то же время имеются специальные нормативные акты, посвященные охране именно почв.

Особое значение имеет ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 62 которого говорит, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, для их учета и охраны учреждаются Красная книга почв РФ и Красные книги почв субъектов РФ. В соответствии со статьей 4 этого же ФЗ земля и почвы являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

С точки зрения земельного права земля одновременно является и природным объектом и недвижимым имуществом, т.е. объектом права собственности и иных прав на землю. Объектами земельных отношений являются и земля и отдельные земельные участки (ЗУ).

Земельный участок – это часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.ЗУ могут находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. Юридические и физические лица, не являющиеся собственниками ЗУ, могут пользоваться им на праве пожизненного владения, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования или аренды, а также обладать правом сервитута (ограниченного пользования чужим ЗУ). При этом основной принцип земельного законодательства заключается в приоритете охраны земли как важнейшего природного компонента и средства производства в сельском и лесном хозяйствах перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Согласно этому принципу владение, пользование и распоряжение землей осуществляются свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

При оценке земли как объекта правовой охраны от загрязнения и других вредных воздействий очень важно знать качественное состояние земель. В силу разных качеств земли, особенностей её как недвижимости и в соответствии с целевым назначением, все земли РФ делятся на следующие категории:

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

Отнесение земель к указанным категориям и их перевод из одной категории в другую производится в связи с изменением их целевого назначения специально уполномоченными государственными органами в случаях, предусмотренных законом. При передаче земель в пользование и аренду обязательно учитывается их категория.

Земельный Кодекс РФ устанавливает также права и обязанности, задачи и конкретные требования к землепользователям по обеспечению рационального использования земель и их охране. Одним из основных принципов землепользования является принцип использования земель строго в соответствии с их целевым назначением.

Содержание охраны земель составляют закрепленные в законодательстве меры предупредительного, запретительного, восстановительного и иного характера, которые направлены на:

— рациональную организацию территории;

— восстановление и повышение плодородия почв;

— защиту земель от эрозии, солей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения и других процессов разрушения;

— защиту от заражения сельхозугодий и других земель вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарниками и др.;

— рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия;

— снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Такие меры реализуются путем установления правил ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, разработки и производства проектов землеустройства, использования земель предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

С учетом особой важности сельскохозяйственных земель принципиальным является вопрос об экологически целесообразных методах ведения сельского хозяйства. Эти методы применяются во всем мире веками, задача состоит в том, чтобы почвосберегающие технологии стали известны всем пользователям земли.

Учитывая масштабы деградации земель в России, особое место в системе земельного законодательства занимает Закон «О мелиорации» (1996 г.). В этом законе дано определение понятия мелиорация и выделены типы мелиорации земель (гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая и химическая мелиорация). Планирование мелиорации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральными и региональными программами в области мелиорации земель.

Приоритет земель сельскохозяйственного назначения.Земли сельскохозяйственного назначения можно использовать для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей. Кроме Земельного кодекса вопросы охраны этой категории земель регулируют ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002), «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (1998), «О переводе земель и или земельных участков из одной категории в другую» (2004).

Особой охране в составе земель сельскохозяйственного назначения подлежат сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Как правило, сельскохозяйственные угодья не предоставляются для строительства промышленных объектов и иных нужд. В крайнем случае, для этих целей могут быть предоставлены угодья худшего качества по кадастровой стоимости. Небольшие участки угодий могут быть выделены для строительства ЛЭП, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов и т. п. строений, которые должны размещаться в этом случае вдоль дорог и границ полей севооборота.

Перевод в другую категорию земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 30% и более превышает кадастровую стоимость земель среднерайонного уровня, и особо ценных продуктивных сельхозугодий не допускается. Перечни особо ценных сельхозугодий устанавливают субъекты РФ.

В законодательстве также устанавливаются такие виды земель (независимо от категории земли) как мелиорированные, деградированные, нарушенные, загрязненные. Их правовая охрана имеет свои особенности.

Собственники и пользователи земельных участков обязаны:

— использовать ЗУ в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, разрешенными способами, которые не должны наносить ущерба окружающей среде и в т. ч. самой земле;

— осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и иными природными объектами;

— соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и норм;

— не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Земельный кодекс устанавливает перечень мероприятий, которые обязаны проводить собственники и арендаторы ЗУ, землепользователи в целях охраны земель. Эти мероприятия весьма разнообразны:

— по сохранению почв и их плодородия;

— защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, загрязнения, в т.ч. биогенного, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

— защите сельхозугодий от заражения вредителями и возбудителями болезней растений, зарастания сорняками, кустарниками, иными видами ухудшения состояния земель;

— ликвидации последствий загрязнения и захламления земель;

— сохранению достигнутого уровня мелиорации земель;

— рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в севооборот;

— сохранению плодородия почв и т.п.

ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» дополнительно устанавливает требования для лиц, использующих земли сельскохозяйственного назначения.К числу этих требований относятся:

— осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

— соблюдать стандарты, нормы и нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

— представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

— содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

— информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на ЗУ, находящихся в владении или пользовании.

С учетом особой важности сельскохозяйственных земель принципиальным является вопрос об экологически целесообразных методах ведения сельского хозяйства. Эти методы применяются во всем мире веками, задача состоит в том, чтобы почвосберегающие технологии стали известны всем пользователям земли.

Мелиорация земель.Учитывая масштабы деградации земель в России, особое место в системе земельного законодательства занимает ФЗ «О мелиорации» (1996). В этом законе дано определение понятия мелиорация и выделены типы мелиорации земель (гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая и химическая мелиорация). Планирование мелиорации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральными и региональными программами.

Рекультивация земель также является одним из способов восстановления нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот. Рекультивации подлежат практически все земли, состояние которых было нарушено при строительстве и ликвидации объектов и сооружений, военных учениях за пределами полигонов, складировании отходов и иных видах деятельности человека. Проекты рекультивации должны быть утверждены при проведении государственной экологической экспертизы. Рекультивация проводится в основном за счет средств юридических лиц и граждан, проводящих работы. При рекультивации сельскохозяйственных земель предусматривают внесение удобрений, другие меры по восстановлению их плодородия.

Одна из специфических мер охраны земель – консервация деградированных земель в тех случаях, когда их дальнейшее целевое использование приводит к деградации почв и ухудшению экологической обстановки. Консервации подлежат земли:

— подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земли в районах Крайнего Севера, занятые оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

— имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

— загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше ПДК, включая земли, на которых в результате загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям.

Порядок проведения консервации определен «Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 830 от 02.10.2002. решения о консервации принимают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Законсервированные земли сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами или переводятся в земли запаса. Убытки, включая упущенную выгоду на период консервации, в полном объеме возмещаются теми предприятиями, по чьей вине произошла деградация земель.

Это интересно:  Договор заключен или заключен как правильно

Земельным кодексом РФ предусмотрены меры по экономическому стимулированию землепользователей к рациональному использованию и охране земель. Меры такого стимулирования предусмотрены бюджетным и налоговым законодательством, они включают в себя, например, частичное освобождение от уплаты земельного налога юридических лиц и граждан, получивших для использования в сельскохозяйственных целях нарушенные, требующие культивации земли, на первые 10 лет использования этих земель. Применяется и поощрение за улучшение качества земель. Например, предусмотрено оказание государственной помощи сельским товаропроизводителям при проведении единой технологической политики в области мелиорации земель, выполнения разнообразных мероприятий по улучшению состояния земель и пр. Государство осуществляет также прямое финансирование мероприятий по восстановлению и улучшению качества земель. В этих целях производится разработка, утверждение и реализация комплексных программ по охране земель и почв, повышению почвенного плодородия. Кроме того предусмотрено:

— выделение средств бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

— освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения;

— частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель;

— поощрение землепользователей за повышение плодородия почв;

— установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.

Современное сельское хозяйство оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду в целом и отдельные природные ресурсы, его влияние на природу имеет гораздо более масштабные по своему охвату последствия, чем воздействие различных отраслей промышленности. Кроме того, современное сельское хозяйство связано с применением большого количества ядохимикатов, которые влекут за собой гибель не только вредителей, но и насекомых-опылителей и других обитателей естественных биоценозов, окружающих аграрные экосистемы. Функционирование агроэкосистем влияет на протекание природных процессов, обеспечивающих целостность биосферы Земли. Например, земледелие изменяет природные процессы в почвах, в целом негативно сказываясь на плодородии почв и усиливая процессы их эрозии. В силу этого сельскохозяйственное производство при неправильной организации может привести к значительным негативным процессам в окружающей среде. Негативные процессы в агроэкосистемах могут привести, в конечном счете, к угрозе для здоровья населения, недостаток или избыток тех или иных химических элементов в продуктах питания, производимых предприятиями АПК, может привести к нарушениям здоровья населения.

Законодательством предусмотрены три основных вида требований к объектам сельскохозяйственного производства:

— они должны быть экологически безопасны сами по себе;

— технологии и приемы сельскохозяйственных работ должны быть максимально экологизированы и входить в естественные процессы эксплуатируемых природных объектов;

— производимая сельскохозяйственная продукция должна быть безопасной для здоровья человека, её производство, транспортировка и хранение разрешаются при соблюдении санитарно-гигиенических правил и норм.

В целях охраны земель используются все предусмотренные экологическим законодательством меры, такие как экологический мониторинг, нормирование, сертификация, ведение кадастров и пр. С этой же целью проводят почвенные, агрохимические, ботанические и иные научные исследования.

Учет земель. Сбор и обобщение информации о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится соответствующими уполномоченными органами (ФГУ ЦАС «Омский). Учет показателей плодородия ведется раздельно по видам сельхозугодий, перечень показателей, периодичность сбора данных, формы соответствующих учетных документов утверждает Минсельхоз РФ по согласованию с компетентными и заинтересованными ведомствами. Данные учета включаются в Государственный земельный кадастр.

Земельный контроль. За соблюдением земельного законодательства и требований по охране и использованию земель надзирают специально уполномоченные государственные органы. Государственные инспекторы по использованию и охране земель проводят в этих целях плановые и внеплановые проверки, обследуют ЗУ, дают предписания по устранению обнаруженных нарушений, составляют протоколы о нарушениях и направляют их в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к ответственности.

Землеустройство. Для обеспечения охраны и рационального использования земель, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов проводится целый комплекс мер, называемых землеустройством. В ФЗ «О землеустройстве» определено понятие и содержание землеустройства. В него входят мероприятия по изучению состояния земель, оценке качества земель, инвентаризация, планирование и организация рационального использования земель и их охраны, территориальное и внутрихозяйственное землеустройство и т. п. Землеустроительные мероприятия осуществляют в соответствии со схемами и проектами землеустройства. Через эти схемы и проекты обеспечивается внедрение сбалансированных эколого-ландшафтных систем земледелия, агролесомелиоративных, гидромелиоративных и иных мероприятий, направленных на повышение и сохранение плодородия почв.

Особый режим использования загрязненных земель. В соответствии со ст. 14 ЗК загрязненные земли подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельхозназначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещено производство и реализация сельскохозяйственной продукции, возможность использования этих земель в других целях, необходимость установления санитарно-защитных или охранных зон определяется в зависимости от того, насколько превышены нормативы ПДУ радиационного и химического воздействия. Например, в Брянской, Тульской, Калужской, Орловской областях, пострадавших от аварии на ЧАЭС, без проведения защитных агрохимических мероприятий получение сельскохозяйственной продукции, соответствующей санитарным нормам невозможно. Необходимость проведения таких мероприятий сохраняется до 2050 г.

Особые условия использования загрязненных земель и ограничения, связанные с условиями проживания населения и ведением хозяйственной деятельности на них, устанавливают федеральные органы исполнительной власти, органы субъектов РФ и органы местного самоуправления. Решение о дальнейшем использовании земель после их восстановления принимает тот же орган, который вводил ограничения. Ущерб от радиоактивного и химического загрязнения земель, включая убытки от потерь производства, компенсацию затрат на дезактивацию и восстановление земель полностью возмещают лица, в результате деятельности которых произошло загрязнение земель. При переводе таких земель в земли запаса для консервации их стоимость собственникам также возмещает правонарушитель.

Особые меры ответственности устанавливаются российским законодательством за нарушение требований по охране земель. За отравление, загрязнение или иную порчу земель установлена уголовная ответственность. Если эти деяния совершены в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, наказание влечет лишение свободы до 2 лет, если же они повлекли гибель людей по неосторожности – до 5 лет.

За порчу земель предусмотрена и административная ответственность. Гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за правонарушения в области земельного законодательства наступает в соответствии с общими принципами и условиями, установленными для экологических правонарушений.

Кроме того существует и специфическая земельно-правовая ответственность, предусмотренная нормами Земельного и Гражданского кодексов. В установленных законом случаях право собственности на ЗУ и пользования им может быть прекращено принудительно. Общими составами правонарушений в данном случае являются:

— использование ЗУ не в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

— использование ЗУ методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия или к ухудшению экологической обстановки.

Кроме того, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения ЗУ могут быть принудительно прекращены при неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

— отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы при нарушении правил обращения с удобрениями, ядохимикатами, стимуляторами роста и иными опасными химическими или биологическими веществами, которые повлекли за собой ущерб здоровью человека или окружающей среде;

— нарушение режима использования земель ООПТ, земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, особо ценных земель, земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, их охране от эрозии и предотвращению других процессов деградации почв;

— систематическая неуплата земельного налога.

ЗУ может быть изъят у собственника только по решению суда и после применения других мер воздействия на нарушителя. Сначала налагается административное взыскание, одновременно со стороны уполномоченного органа государственной власти выносится предупреждение, которое должно содержать указание на допущенное правонарушение, срок его устранения, указание на возможное принудительное прекращение права на ЗУ, разъяснение прав виновного лица в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на ЗУ. В случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок, орган государственной власти или местного самоуправления направляет заявление о прекращении права на ЗУ в суд.

Одна из специфических мер охраны земель касается консервации деградированных земель. Консервации подлежат:

— сельхозугодья с сильно эродированными, засоленными, заболоченными почвами, подверженные опустыниванию, просадке грунтов и нарушенные оленьи пастбища в тех случаях, когда их дальнейшее целевое использование приводит к деградации почв и ухудшению экологической обстановки;

— земли, загрязненные токсичными отходами свыше ПДК или радиоактивными веществами свыше ПДУ.

Законсервированные земли сохраняются за их собственниками или переводятся в земельный запас. Убытки, включая упущенную выгоду на период консервации, в полном объеме возмещаются теми предприятиями, по чьей вине произошла деградация земель.

Земельным кодексом РФ предусмотрены меры по экономическому стимулированию землепользователей к рациональному использованию и охране земель. Эти меры включают в себя:

— выделение средств бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

— освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения;

— частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель;

— поощрение землепользователей за повышение плодородия почв;

— установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правовой режим использования и охраны земель

Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, деградации, а также на восстановление продуктивности земель и повышение плодородия почв.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно проводиться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Для охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

— сохранению почв и их плодородия;

— защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

— защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

— ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

— сохранению достигнутого уровня мелиорации;

— рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

— сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Это интересно:  Что надо чтобы поменять права

Важную роль в охране земель играют предупредительные правовые меры. Их основное назначение состоит в том, чтобы предотвратить в процессе землепользования возможность возникновения негативных последствий, вредных для состояния почв, обеспечить рациональное использование земель. Такие меры реализуются путем установления правил ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, предоставления и изъятия земель, разработки и осуществления проектов землеустройства, использования земель предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

С учетом особой экологической и экономической ценности сельскохозяйственных земель принципиальным является вопрос об экологически целесообразных методах ведения сельского хозяйства.

Мелиорация земель представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

В зависимости от характера мелиоративных мероприятий Закон предусматривает проведение следующих типов мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация.

Гидромелиорация земель заключается в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.

Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся следующие ее виды:

— противоэрозионная — защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;

— полезащитная — защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;

— пастбищезащитная — предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.

Культуртехническая мелиорация земель направлена на проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие ее виды:

— расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;

— расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;

— мелиоративная обработка солонцов;

— рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;

— проведение иных культуртехнических работ.

Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота. Консервация земель, или временное исключение их из хозяйственного использования, осуществляется с целью предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий. Выявление деградированных земель производится путем обследований, проводимых по утвержденным методикам предприятиями и организациями, а также гражданами, получившими в установленном порядке лицензии на эти обследования.

Правовой режим использования и охраны земель населенных пунктов

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные их границей от земель других категорий. Граница населенного пункта — внешняя черта земель городского или сельского населенного пункта, которая отделяет указанные земли от иных категорий земельного фонда. Это обстоятельство является принципиально важным, поскольку образование в границах населенного пункта особо охраняемой природной территории (памятника природы, дендрологического парка), равно как и нахождение промышленного предприятия не означает, что внутри городской черты появились земли категории особо охраняемых территорий и объектов либо промышленности. Особенности использования и охраны таких земельных участков учитываются при проведении градостроительного зонирования, но все земли внутри границы города (села) относятся к категории земель населенных пунктов и подпадают под ее правовой режим.

Правовой режим земель населенных пунктов — это особый порядок регулирования жизнедеятельности людей в границах городских и сельских населенных пунктов, осуществляемый посредством установления субъектам стимулов и ограничений, дозволений и запретов в области разрешенного использования и охраны земель, определяемых градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством РФ и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами. Конкретные стимулы и ограничения, дозволения и запреты правообладателям земельных участков по поводу их использования и охраны в пределах населенных пунктов устанавливаются правилами землепользования и застройки — муниципальным правовым актом, регулирующим использование и изменение объектов недвижимости путем установления градостроительных регламентов.

Необходимо отметить существование ряда объективных различий правовых статусов городского и сельского населенных пунктов.

Во-первых, принципиальная разница заключается в том, что города обычно являются самостоятельными муниципальными образованиями (городскими округами или городскими поселениями) либо на территории города федерального значения создаются несколько муниципальных образований — внутригородских территорий. В них представительные и исполнительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно распоряжаться объектами муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством, включая земельные участки. Сельские населенные пункты самостоятельными муниципальными образованиями, как правило, не являются, входят в состав поселений или муниципальных районов, административно подчиняются главе органа местного самоуправления и не имеют, например, собственного бюджета, муниципальной собственности и т.д.

Во-вторых, различия между городскими и сельскими населенными пунктами определяются спецификой землепользования в них. Если в городах главной целью использования земель является размещение производственных, жилых, культурных, общественно-деловых и иных подобных объектов, то в сельской местности главной целью является рациональное размещение приусадебных участков, территорий для выпаса скота, а также ведения сельскохозяйственного производства в границах сельского населенного пункта. Поэтому в правилах землепользования и застройки (муниципальном правовом акте) учитывается специфика землепользования городских и сельских населенных пунктов при проведении градостроительного зонирования их территории, в частности, для того, чтобы при отводе земельных участков их предельные размеры для сельскохозяйственного использования существенно различались в пользу сельских населенных пунктов.

Земли поселений используются преимущественно как территориальный базис и предназначены для размещения жилых строений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов социальной и транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и местного самоуправления. Часть земель выделяется для организации отдыха граждан на природе и поддержания благоприятного экологического микроклимата.

На основании общих правил передаются земельные участки гражданам и организациям в пользование на праве аренды, постоянного и безвозмездного срочного пользования. Допускается пользование земельными участками на праве публичного или частного сервитутов.

Земельные участки передаются в собственность или аренду гражданам и организациям в поселениях по результатам торгов. Продавцом выступают соответствующие государственные и муниципальные органы. От имени РФ продавцом выступает Фонд федерального имущества. Земельные участки, выставляемые на торги, определяются продавцом в соответствии с утвержденным генеральным планом поселения, градостроительной и землеустроительной документацией. Примечательно, что в пакет документов, подготавливаемый продавцом по предмету торгов, должны быть включены сведения об экологическом состоянии земельного участка.

На землях поселений действует общее правило о целевом использовании земельных участков, которое определяется в порядке подготовки и утверждения генеральных планов поселений и различается по установленным в таком плане функциональным зонам. Генеральные планы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления для городских и сельских поселений, органами соответствующего субъекта РФ — для городов и пригородных зон, а для городов федерального значения — органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга.

Для каждой зоны разрабатывается и устанавливается градостроительный регламент, представляющий собой совокупность установленных правилами застройки параметров (максимальные и минимальные размеры) и видов использования земельных! участков, иных объектов недвижимости, а также допустимых! изменений этих объектов при осуществлении градостроительной деятельности.

В зависимости от расположения земельных участков, сложившейся инженерной и социальной инфраструктуры, перспектив развития допускается сочетание нескольких видов землепользования в пределах одной зоны. К примеру, в жилых зонах могут размещаться отдельные производственные либо общественно-деловые объекты. Для каждой территориальной зоны устанавливается единый градостроительный регламент. Это означает, что лица, имеющие земельные участки в границах той или иной зоны, могут по своему усмотрению выбирать любой разрешенный вид использования земельного участка, установленный регламентом. Существующие виды землепользования, не соответствующие градостроительному регламенту на момент его утверждения, не прекращаются, а граждане и организации имеют право продолжать их использование, но без права расширения и реконструкции расположенных на них объектов недвижимости. Не допускается использование земельных участков и объектов недвижимости в случае, если оно создает опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка в нарушение регламента, а также сроки приведения видов землепользования в соответствие с регламентом устанавливаются органами местного самоуправления.

Землепользование осуществляется в соответствии с правилами застройки, которые разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления на основе генеральных планов. Для строительства заинтересованные граждане и организации — собственники, пользователи, арендаторы или владельцы земельных участков обязаны получить от органов местного самоуправления государственное разрешение. Разрешение выдается на срок не более чем три года (ст. 62, 63 Градостроительного кодекса РФ). Для строительства на территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования в городских и сельских поселениях, включая особо охраняемые территории, территории свободных экономических зон и другие, требуется получение специального разрешения на строительство от органов местного само-управления либо органов государственной власти РФ или субъекта РФ в зависимости от принадлежности земель.

Правила застройки могут быть обжалованы в суд. Право на иск при этом принадлежит гражданам, проживающим на соответствующей территории, а также собственникам и владельцам недвижимости, права и законные интересы которых нарушены. Споры могут быть разрешены в административном порядке комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления с участием представителей граждан, их объединений и юридических лиц.

Строительство осуществляется в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, а также санитарными правилами, устанавливаемыми органами архитектуры и строительства, а также органами санэпиднадзора.

Особые правила действуют применительно к пользованию земельными участками, занятыми многоквартирными домами. Эти правила различны применительно к земельным участкам, занятым многоквартирными домами государственного и муниципального жилого фонда, и земельным участкам, занятым домами, построенными силами жилищных, жилищно-строительных кооперативов и товариществ.

Особые правила землепользования установлены для поселений, расположенных на территории закрытых административно-территориальных образований. В соответствии с Законом РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании», земли, занимаемые предприятиями на территории поселений, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное пользование этим предприятиям. В случае установления вредного воздействия предприятий на прилегающей территории, в том числе за пределами границы закрытого административно-территориального образования, могут устанавливаться зоны воздействия. На территории поселений могут быть установлены специальные условия проживания граждан, включая ограничения на постоянное проживание, владение, пользование и распоряжение землей. К примеру, могут быть установлены ограничения на дальнейшее проживание граждан, утративших производственную или служебную связь с предприятием. В таких случаях решается вопрос о их переселении и обеспечении жильем. К участию в приватизации объектов и совершению сделок с ними допускаются граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, могут быть проданы, переданы в аренду, отчуждены иным образом только гражданам, постоянно проживающим или работающим на территории закрытого административно-территориального образования, или юридическим лицам, расположенным и зарегистрированным на данной территории, а также гражданам РФ, получившим разрешение на постоянное проживание на такой территории. Органы субъектов РФ принимают меры по предоставлению гражданам, проживающим в поселениях на территории закрытого административно-территориального образования, земельных участков за пределами таких образований для индивидуального землепользования.

Это интересно:  Юридические лица публичного права

собственность земля разграничение государственный

ОАО «Ритм» является собственником нежилых помещений в здании. Кроме него собственниками помещений в здании также являются ООО «Система», ЗАО «Крокус». Часть помещений в этом же здании принадлежит федеральному казенному предприятию «Стимул» на праве оперативного управления. ОАО «Ритм» решило выкупить весь земельный участок под зданием в частную собственность и обратилось в уполномоченный орган государственной власти.

Какое решение должен принять уполномоченный орган? Почему? Имеют ли права на земельный участок ООО «Система», ЗАО «Крокус», федеральное казенное предприятие «Стимул»?

Согласно п.3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

ООО «Система», ЗАО «Крокус», федеральное казенное предприятие «Стимул» имеют право на земельный участок

Ст.36 4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Понятие правового режима земель. Его единство и дифференциация

Понятие правового режима земель

Земельные ресурсы — вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации — это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом. И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
Виды правового режима земель:
    1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);
    2. особенный (особый — присущий отдельным категориям земель);
    3. специальный (конкретный — присущий конкретным земельным участкам).
Элементы правового режима земель:
    • определение границ его распространения (наличие объекта — категории земель или земельного участия);
    • порядок государственного регулирования использования земель;
    • наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;
    • содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;
    • наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения , а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель , в котором можно выделить следующие аспекты:

    1. органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.
    2. формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Круг субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

    • лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;
    • лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель . Эти права и обязанности зависят от:

    1. объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);
    2. от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);
    3. от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);
    4. от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования — ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

    • мер юридической ответственности за нарушения правового режима;
    • правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;
    • правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство и дифференциация правового режима земель заключается в том, что общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Общий правовой режим земель устанавливается для всех земель Российской Федерации, а особенный — для определенных категорий земель и местностей. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

На землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на

    • обычный;
    • пограничный (поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц).

Объектом особого правового режима являются (ст. 7 ЗК РФ):

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка , входящего в данную категорию земель. Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

Статья написана по материалам сайтов: megaobuchalka.ru, studbooks.net, jurkom74.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector