Правовое положение иностранных юридических лиц в рф

Иностранные юридические лица могут осуществлять самые разные действия на территории РФ: заключать сделки на территории России с российскими лицами в отношении имущества, находящегося в России; заниматься хозяйственной деятельностью; открывать в России представительства и учреждать филиалы; создавать с участием или без участия российских лиц новые образования в соответствии с предусмотренными российским правом организационно-правовыми формами; заниматься инвестиционной деятельностью.

В определении вопросов правового положения иностранных юридических лиц российское право исходит из принципа национального режима. Он закреплен многими источниками правового регулирования: п. 1 ст. 2 ГК РФ, ст. 254 АПК РФ, ст. 4 ФЗ от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», а также в других нормативных правовых актах.

Таким образом, основой правового положения иностранных юридических лиц в РФ является уравнивание их прав с отечественными лицами. Вместе с тем не стоит забывать о применении к иностранным лицам специального режима, предусматривающего некоторые ограничения. Он действует в РФ в отношении как иностранных юридических, так и физических лиц. Все ограничения перечислить довольно затруднительно. Так или иначе, во всех областях правового регулирования можно найти особенности, связанные с принадлежностью юридического лица к иностранной юрисдикции.

Приведем ряд примеров. В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона РФ от 20.02.92 № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» иностранные юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж, могут участвовать в биржевой торговле исключительно через биржевых посредников. Согласно ст. 6 ФЗ от 06.05.99 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» иностранные поставщики (исполнители) товаров (работ, услуг) могут принимать участие в конкурсе, если производство товаров (работ, услуг) для государственных нужд в РФ отсутствует или экономически нецелесообразно.

Специальный режим для иностранных юридических лиц не обязательно предусматривает ограничения их прав по сравнению с отечественными лицами и запреты на осуществление какой-либо деятельности. В соответствии с этим режимом для иностранных юридических лиц могут устанавливаться особые правила и требования, обусловленные национальностью этих лиц.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» филиалы и представительства иностранных юридических лиц, находящиеся на территории РФ, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранного юридического лица, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»

ФЗ «О гос. регулировании внешнеторговой деятельности»

Личный закон —> место учреждения юр.л.

В соответствии со ст.1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

В соответствии со ст.1203 ГК РФ, личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

ФЗ отн. к иностранным инвесторам ино орг., не явл. юр.л. гр. правоспособность кот. опр. в соотв. с законом того гос., где она б. учреждена.

с Грецией, Японией —> критерий инкорпорации

с Италией —> критерий места нах.

с Англией —> сочетание критерия инкорпорации и критерий места нах.

Выд. еще критерий контроля. Он закр. в соглашениях с Бельгией, Швейцарией.

Пункт 2 статьи 1202 ГК РФ уст., что на основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

ü внутренние отн.

ü способность юр.л. отвечать по обязательствам

Без учета требований рос. законодательства ино лицо не сможет создать орг. на терр. РФ. В тоже время рос. предприниматель не сможет создать орг. на терр. ино гос. без учета ино требований.

Внутренние отн. вкл. формирование уст. капитала, а т. принятие решений органами юр.л. и т.д.

В Минской конвенции 1993 г. правоспособность юр.л. опр. по закону гос. учреждения.

Наиболее остро вопрос национальности возникает в момент заключения торговых сделок.

1. Опр. к какому гос. отн. юр.л.

2. Решить вопрос правосубъектности

3. Решить вопрос о национальном режиме и режиме наиб. благоприятствования.

По торговым договорам ино юр.л. часто предост. режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим предост. в опр. сферах, напр. право на суд. защиту в области торгового мореплавания.

Если предусм. режим наибольшего благоприятствования, то он означает что ко всем ино юр.л.д. прим. одинаковые положения.

Согл. ст.2 ГК РФ иностранные юр.л. уравниваются с российскими. Т.о. правила уст. гр. законодательством прим. к отношениям с участием ино юр.л., если иное не предусм. ФЗ.

Ино юр.л. на терр. РФ могут осуществлять следующую деятельность:

3) заключать внешнеэкономические сделки без спец. разрешений,

4) быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ,

5) заключать инвестиционные соглашения,

6) учреждать свои представительства и филиалы,

7) принимать участие в приватизации,

8) быть участниками и учредителями НКО.

Ограничения: не м. иметь в собственности с/х зем. участки.

Под предприятиями с иностранными инвестициями понимаются совместные предприятия, а т. предприятия, полностью принадлежащие ино инвесторам.

Кроме того м. создаваться филиалы ино юр.л.

Юр.л. подразделяются на коммерческие и некоммерческие.

1. Иностранное юр.л. —> гр. правоспособность опр. местом учреждения

2. Иностранные организации, не явл. юр. лицами —> гр. правоспособность опр. местом учреждения.

3. Иностранный гражданин —> право и дееспособность опр. законом гражданства

4. Лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами РФ —> право и дееспособность опр. законом места жительства

5. Международные организации —> м/н договор —> инвестиции

6. Иностранные государства —> ФЗ —> инвестиции

См.: ФЗ «Об иностранных инвестициях»

Действующее в России законодательство не уст. для рос., а также ино участников обязательного соотношения долей, поскольку он решается сторонами в учредительном договоре.

При формировании уст. капитала путем внесения ден. средств, имущества. Делаются спец. перечни вкладов в виде приложений к учредительному договору.

Он д. содержать след. инфо:

8) наименование вклада

ФЗ «Об основах гос. регулирования внешнеторговой деятельности» рассм. коммерческое присутствие в качестве формы предпринимательской и эк. деятельности ино лица на терр. РФ в целях выполнения работы, оказания услуги, способом создания филиала либо представительства юр.л.

Свои представительства м. открывать ино банки, фирмы и организации.

Филиал ино юр.л. на терр. РФ осущ. такую же деятельность, кот. осущ. данным лицом за пределами РФ.

Гос. контроль за созданием, деят. и ликвидацией такого филиала осущ. в порядке опр. правительством.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на терр. РФ, пользуется в полном объеме прав. защитой, гарантиями и льготами кот. предусм. законом об ино инв. и кот. предост. ино инвесторам.

Российская коммерческая организация получает статус комм. орг. с ино инв. с момента вхождения в состав данной орг. участников ино инвестора.

Комм. орг. с ино инв. м.б. отказано в государственной регистрации в целях защиты конституционного строя, прав и законных интересов др.л. и в целях обеспечения безопасности гос.

Отказ м.б. обжалован в суд. порядке.

Функции по рег. предприятий с ино участием возложены на Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции.

Действует устав фед. гос. учреждения «Гос. рег. палата при Минюсте».

Предприятия с ино инв. явл. юр.л. и могут от своего имени:

приобретать имущ. и личные неимущ. права,

б. истцами и отв. в суде.

Они имеют самостоятельный баланс и действуют на основании полного хоз. расчета, самоокупаемости и самофинансирования.

Право подлежащее применению: в соответствии со ст.1214 ГК РФ, к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо.

Правовое положение иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств в России

Читайте также:

  1. CТУДЕНТ ИЗ США О РОССИИ..
  2. I. ЗЕМСКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О НОВОРОССИИ
  3. I. Международное положение
  4. I. Международное положение 1 страница
  5. I. Международное положение 2 страница
  6. I. Нарастающий кризис мирового капитализма и внешнее положение СССР
  7. I. Продолжающийся кризис мирового капитализма и внешнее положение Советского Союза
  8. I. Растущий кризис мирового капитализма и внешнее положение СССР
  9. II. Внутреннее положение Советского Союза 1 страница
  10. II. Внутреннее положение Советского Союза 2 страница
  11. II. Внутреннее положение Советского Союза 3 страница
  12. II. Исторические повороты в развитии России

В России иностранными юридическими лицами признаются те, которые учреждены в иностранном государстве. Такого же подхода придерживаются США, Великобритания и другие страны, в которых за основу определения национальности юридического лица принят критерий инкорпорации. Скажем, в странах Западной Европы применяется критерий оседлости. Соответственно иностранными юридическими лицами в этих странах признаются те юридические лица, органы управления которых находятся за рубежом.

Участвуя в гражданском обороте на территории России, иностранная компания подчиняется одновременно двум правопорядкам. С одной стороны — нормам российского гражданского законодательства: согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Никаких изъятий или специальных требований (регистрации или какого-либо разрешения на участие в гражданском обороте на территории России) по сравнению с требованиями для российских юридических лиц для иностранных организаций не предусмотрено.

С другой стороны, ряд вопросов статуса иностранной организации регулируется законом того государства, где эта организация учреждена. В соответствии с п. 2 ст. 1202 ГК РФ личный закон юридического лица определяет:

1) статус организации в качестве юридического лица (иначе – является ли организация юридическим лицом);

2) организационно-правовую форму данного юридического лица;

3) требования к наименованию;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности;

6) порядок приобретения гражданских прав и несения гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность отвечать по своим обязательствам. Те нормы права, которые регулируют указанные вопросы, образуют статут юридического лица.

Законодательство России позволяет участвовать в гражданском обороте иностранным организациям, которые не являются юридическими лицами по иностранному праву. Например, английское товарищество (partnership) не является юридическим лицом по английскому праву, равным образом как в Германии не признаются юридическими лицами полные товарищества’. Личным законом таких организаций признается право той страны, где они учреждены, и к их деятельности на территории России применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц (ст. 1203 ГК РФ). Как отмечает А.С. Комаров, поскольку данные организации «создаются на основе договора, заключаемого их учредителями, местом учреждения можно считать место, где совершен учредительный договор». При этом такие организации, созданные для предпринимательской деятельности, как правило, подлежат также торговой регистрации. «В этом случае местом учреждения организации можно было бы считать место, где она зарегистрирована и тем самым приобрела право участвовать в торговом обороте».

Это интересно:  Право человека на свободу предполагает

Как показывает практика, вопрос о правоспособности компании, с которой российская организация вступает в договорные отношения, имеет важное значение для признания контракта действительным. В частности, российская сторона должна знать о том, кто вправе вести переговоры и подписывать контракт от имени иностранной компании, какова возможная ответственность компании и/или ее учредителей. Ответы на указанные вопросы можно найти в учредительных документах компании, а также в законодательстве соответствующего государства о юридических лицах.

Правовой статус иностранной компании, как правило, подтверждается выпиской из торгового реестра государства или иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых в соответствующем государстве. При этом документы, исходящие из иностранного государства, должны быть надлежащим образом легализованы или апостилированы.

В соответствии с п. 3 ст. 1202 ГК РФ при совершении сделки в России иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой была совершена сделка, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении (принцип «извинительного незнания» иностранного закона).

Так, согласно учредительным документам одной из фирм контракты, заключаемые от имени фирмы, признаются действительными только в случае, когда они подписаны двумя ее коммерческими директорами совместно. Однако президент фирмы в нарушение положений учредительных документов единолично выдал доверенность от имени фирмы на заключение контракта. МКАС, рассматривавший дело о взыскании задолженности по контракту, отметил, что даже если в учредительных документах фирмы установлены ограничения в полномочиях президента, то при совершении сделок иностранное юридическое лицо не может на них ссылаться, поскольку они не известны праву России (дело № 493/1993, решение от 17 ноября 1994 г.).

Вопросы создания филиалов и открытия представительств решаются как по личному закону юридического лица, так по законодательству того государства, на территории которого создаются данные структуры. Иностранные юридические лица вправе действовать на территории России как непосредственно, так и через свои филиалы и представительства. Согласно ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г. филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории России той деятельности, которую ведет за пределами РФ его головная организация, и ликвидируется на основании решения головной организации (ст. 20).

Закон предусматривает аккредитацию филиала в федеральном органе исполнительной власти, под которым имеется в виду Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ. Головная организация представляет для аккредитации филиала Положение о филиале и другие документы. В Положении необходимо указать сведения о филиале (наименование, местонахождение, цели создания и виды деятельности, порядок управления, состав и сроки вложения капитала в основные фонды филиала), а также сведения о головной организации (наименование, организационно-правовая форма и юридический адрес). С момента аккредитации филиалу выдается свидетельство на право осуществления деятельности в России. Ответственность по долгам филиала несет головная организация (ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).

Так, между российской организацией и расположенным на территории России филиалом бельгийской фирмы был заключен контракт на поставку товара. Поскольку продавец (филиал бельгийской фирмы) нарушил условия договора, российская организация предъявила в МКАС иск к филиалу. Рассмотрев вопрос о надлежащем ответчике, МКАС признал таковым бельгийскую фирму — учредителя филиала, директором которого был подписан контракт. При этом арбитраж исходил из того, что указанный филиал не имеет статуса юридического лица и согласно Положению о нем полную юридическую и финансовую ответственность за его деятельность несет учредитель – бельгийская фирма (дело № 305/ 1998, решение от 31 января 2000 г.).

Иностранные юридические лица вправе открывать в РФ свои представительства. Порядок открытия представительств регламентируется Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. (в ред. от 11 июля 1991 г.). Согласно Положению инофирмы могут открывать свои представительства не иначе, как с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности Министерством внешнеэкономических связей (в настоящее время – Министерством экономического развития и торговли РФ), Центральным банком РФ, Министерством юстиции РФ и другими министерствами.

Инофирма, заинтересованная в открытии представительства, подает в соответствующий аккредитующий орган письменное заявление, в котором излагается цель открытия представительства, дается описание деятельности инофирмы, информация о деловых связях с российскими организациями и т.п. К заявлению должны быть приложены документы (устав инофирмы, выписка из торгового реестра, для банка – выписка из банковского реестра или документ, подтверждающий наличие разрешения на занятие банковской деятельностью), а также информация об уставном капитале, рекомендательное письмо банка, услугами которого она пользуется, и т.п.

Разрешение выдается на срок не более трех лет с правом продления. В разрешении указываются: цель и условия открытия представительства; срок действия разрешения; количество сотрудников из числа иностранных граждан. Свою деятельность представительство осуществляет в соответствии с законодательством РФ. Как и филиал, представительство не является юридическим лицом, и ответственность по его обязательствам несет создавшая его иностранная компания. Отношения «иностранное лицо-представительство» определяются с точки зрения соответствующего иностранного права.

На Государственную регистрационную палату в соответствии с Положением об этом органе 1994 г., а также приказом Минюста РФ от 25 ноября 1999 г. № 341 возложены функции по аккредитации представительств иностранных юридических лиц, а также ведение сводного реестра представительств иностранных компаний, аккредитованных в РФ (аккредитацию проводят многие государственные органы, которые затем представляют в Палату соответствующие сведения). Есть точка зрения, что аккредитация – это частный случай выдачи разрешения.

Иностранные кредитные организации вправе открывать свои представительства в России с разрешения ЦБ РФ. Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества. При этом представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации. ЦБ РФ дает разрешения на открытие представительств сроком на три года в соответствии с поступившими заявками тем иностранным кредитным организациям, которые функционируют в своей стране не менее пяти лет и хорошо зарекомендовали себя в банковской системе своей страны, имеют устойчивое финансовое положение. Представительство организует свою работу в соответствии с требованиями российского законодательства и указаниями ЦБ РФ. Деятельность представительства прекращается:

1) по истечении срока, на который выдано разрешение;

2) в случае отзыва лицензии на деятельность иностранной кредитной организации;

3) по решению иностранной кредитной организации, открывшей представительство;

4) в случае, если деятельность представительства противоречит законодательству РФ;

5) по решению ЦБ РФ без указания причины.

Из действующего законодательства РФ можно сделать вывод, что иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность лишь путем создания каких-либо организационно-правовых структур. Статус предпринимателя (соответствующей структуры) приобретается посредством государственной регистрации предприятия.

Анализ российского законодательства показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует. Интернационализация международной хозяйственной жизни приводит к использованию различных организационных форм совместной деятельности субъектов из разных государств.

1. Договорные формы– отношения сторон в таких формах совместной деятельности определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта деятельности.

2. Организационные формы– приводят к созданию юридических лиц. Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Общим для них является то, что происходит объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения определенного результата, имеет место совместное несение рисков и убытков.

3. Консорциум– одна из возможных организационно-правовых форм. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциум создается на договорной основе для реализации крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций. Консорциумы в нашем законодательстве как правовая форма не урегулированы.

Виды консорциумов,существующие на практике:

1. Консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами временного характера (юридическими лицами не являются):

а) закрытый – контракт с иностранным заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте;

б) открытый – контракт с иностранным заказчиком подписывается всеми партнерами по консорциуму и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

2. Консорциумы, создаваемые для внешнеэкономической деятельности на длительный срок. К таким консорциумам можно было отнести советский внешнеторговый консорциум, который был создан специально в области советско-американских экономических отношений. Развития такие консорциумы не получили.

В отношении всех форм совместной деятельности за рубежом наше законодательство опосредованно (через таможенное и валютное законодательство) определяет, какие организации и в каком порядке могут принимать участие в деятельности такого рода. Круг российских участников совместных и иных предприятий за рубежом не ограничивается.

Правовое положение иностранных юридических лиц обычно определяется на базе принципа национального режима и режима наибольшего благоприятствования, который формулируется, как правило, в международных договорах (второй из принципов преобладает).

Внешнеэкономическая деятельность иностранных юридических лиц подчинена действию режима наибольшего благоприятствования.В практике заключения двусторонних и многосторонних международных договоров предоставление этого режима часто формулируется как «принцип наиболее благоприятствуемой нации».

Содержание режима наибольшего благоприятствования в двусторонних торговых договорах составляет обязательства государства предоставить договаривающейся стороне режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен этим государством в отношениях с любым третьим государством. В многосторонних договорах формулировка режима наибольшего благоприятствования означает: если одно государство предоставило преимущества в отношениях с другим государством – участником, то указанное преимущество должно быть, согласно рассматриваемому принципу, распространено на остальных участников.

При применении формулировки «национальный режим» за базу сравнения берется режим деятельности, которым пользуются национальные физические и юридические лица. При этом национальный режим может быть сформулирован или как общий принцип недискриминации, или в формулировке, сходной с формулировкой режима наиболее благоприятствуемои нации, например, как режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется собственным, то есть национальным юридическим и физическим лицам.

Правовой режим иностранных юридических лиц всегда составляет предмет регулирования международных торговых договоров и соглашений. Предоставляя на условиях взаимности те или иные уступки в реализации юридическими и физическими лицами своих прав, а также договариваясь о порядке принятия мер регулирования, государства на основе международных договоров реализуют свою внешнеэкономическую политику.

В российском законодательстве положение, предусматривающее предоставление иностранным юридическим лицам национального режима, содержится в ГК РФ. Так, в ст. 2 предусматривается, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Одним из таких законов является ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г. В соответствии со ст. 4 этого закона правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвестором. В российской науке нет однозначной концепции в оценке данной формулировки закона касательно правового режима иностранного инвестора. Судебная практика в РФ склоняется к оценке данной новеллы как режима наибольшего благоприятствования.

Это интересно:  Правила проезда кругового движения 2020 пдд

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Иностранные юридические лица в Российской Федерации

Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации

Иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность которых определяется по иностранному праву.

Понятие «иностранные юридические лица» закрепляется в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995г.: согласно ст.2 иностранными юридическими лицами признаются юридические лица и организации, гражданская Правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены.

Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который используется при регулировании валютных правоотношений. К нерезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением на их территории; предприятия с долевым участием иностранных инвестиций либо полностью принадлежащие иностранным инвесторам, которые учреждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том случае, если предприятие осуществляет свою деятельность за пределами территории России не менее одного года, и другие образования, перечень которых содержится в Приложении № 1.

Таким образом, анализ российского законодательства показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.

В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Получается, что в целом все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам. При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего (филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранные юридические лица открывать на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы. Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство: этот срок не превышает трёх лет.

В 1997 году Центральным Банком России было утверждено Положение о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных учреждений. Разрешение на открытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Центральным Банком России сроком на три года.

В вопросе правового положения иностранных юридических лиц на территории России отечественный правопорядок исходит из закрепленного в действующем праве РФ, прежде всего Гражданском кодексе и Законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (а ранее в Законе РСФСР об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г.), для юридических лиц — иностранных инвесторов — принципа национального режима: «Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использовании полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами».

В максимальной же мере адекватно юридическому содержанию национального режима этот принцип выражен в ст. 2 Гражданского кодекса посредством использования следующей формулы: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

В свете указанного становится ясно, что, помимо определения правового режима, которым пользуются в РФ иностранные юридические (а также и физические лица-предприниматели), российский правопорядок должен располагать, если не дефинициями, то хотя бы критериями отнесения правосубъектных образований к иностранным юридическим лицам. В настоящее время, действующее право РФ оперирует несколькими понятиями в этом плане. Например, существует категория «российские лица» — т. е. лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное местонахождение на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, с одной стороны, и понятие «иностранные лица», т. е. «юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяются по праву иностранного государства, в котором они учреждены», — с другой. Об этом говорит ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. Вместе с тем в ряде актов в валютном, банковском, налоговом и др. законодательстве России весьма активно используются категории «резидентов» и «нерезидентов». Так, для целей валютного регулирования и валютного контроля под «резидентами» понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, а также находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства видов резидентов, указанных выше. В свою очередь «нерезидентами» являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местопребыванием за пределами РФ, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеупомянутых нерезидентов.

Сопоставление содержания приведенных понятий позволяет заключить, что все лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного, нежели Российская Федерация, государства, и, во-вторых, имеющие свое местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться как иностранные. Установление «местонахождения» осуществляется в соответствии с требованиями имеющихся правовых актов.

Таковы, в частности, формулировки Закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г., который предусматривает, что российскими участниками внешнеторговой деятельности (российскими лицами) являются наряду с другими категориями «юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие местонахождение на ее территории» (ст. 2).

Итак, если установлено, что данное юридическое лицо является на территории РФ иностранным, что же оно вправе совершать в гражданско-правовой сфере? И, коль скоро основой правового положения «иностранцев» в России является уравнивание их в правах с национальными лицами за некоторыми изъятиями, устанавливаемые законодательством, на чем прежде всего акцентировалось внимание в настоящем разделе, то каковы же исключения из правил и ограничения, составляющие эти изъятия?

Здесь важное значение имеет, во-первых, то различие, которое проводится, скажем, в налоговом законодательстве, между иностранным юридическим лицом, действующим через представительство, учрежденное в пределах РФ, и таковым, осуществляющим бизнес в России без открытия в ней представительства или филиала.

В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с участием российских юридических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренным законодательством Российской федерации организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. При этом предусматривается, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя, не известное российскому праву (п. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства). Хотя действующие гражданско-правовые нормы РФ и требуют в силу тех же Основ, чтобы, в частности, форма внешнеэкономических сделок, заключенных на территории России, подчинялась отечественному праву, в то же время это не должно, разумеется, означать, что при этом нельзя стремиться к соблюдению и императивных предписаний, установленных иностранным законом, т. е. правоположениями того государства, где данное юридическое лицо считается национальным. Однако, как представляется, в аспекте данного изложения все же больший интерес представляет отбор и анализ соответствующих норм российского права, предназначенных для регулирования отношений, в которых участвуют иностранные юридические лица.

В том, что касается ведения операций внешнеэкономического характера на российской территории, что является, как правило, в случаях с иностранными юридическими лицами ключевым, то главным началом выступает отсутствие каких-либо формальных разрешений для их осуществления. Тем не менее нужно обратить внимание на известное противоречие между формальным и фактическим моментами в вышеприведенных констатациях. Действительно, строго юридически специального разрешения на осуществление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности не требуется. С другой стороны, без получения карточки ВЭД (кода участника внешнеэкономической деятельности) ни один субъект права на территории РФ не может ничего реально осуществить в рамках центрального звена такой деятельности — обеспечения таможенной очистки товаров, совершения формальностей при ввозе или вывозе грузов. При таком положении вещей становится принципиальной задача получения соответствующей регистрации, следовательно, разрешений не формального характера, а по существу. Помимо этого, скажем, согласно ст. 172 Таможенного кодекса РФ от 16 июня 1993 г. декларантом при ввозе на таможенную территорию товаров может быть только российское юридическое или физическое лицо. В результате осуществление иностранными юридическими лицами в РФ операций по ввозу и вывозу товаров также сопряжено с определенными препятствиями юридического характера. Требование относительно необходимости соблюдения императивных материально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, — в свою очередь является одним из главных составляющих, характеризующих правовое положение иностранного юридического лица в рассматриваемой сфере. Например, рассматриваемые субъекты обязаны обеспечивать соответствие стандартам, сертификации, безопасности и безвредности товаров, ввозимых на территорию РФ по таким сделкам, удовлетворять формальным требованиям определенного порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг, предоставлять статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятельности в связи с операциями на территории РФ и т. д.

Так, если в соответствии с Указом Президента РФ № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», вступившим в силу 1 ноября 1996 г., необходимо впредь оформление паспорта бартерной сделки, то это распространяется и на иностранные юридические лица. В связи с этим необходимо иметь в виду, что вывоз товаров, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности должен сопровождаться обязательным ввозом на таможенную территорию РФ товаров, работ и услуг, эквивалентным по стоимости экспортированным товарам либо зачислением на счетах в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке.

Это интересно:  Публично правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Другой сферой, в правовом и экономическом отношении наиболее значимой для иностранных юридических лиц, как упоминалось выше, является инвестирование с их стороны капиталов в российскую экономику (подробнее см. об этом в гл. 10). Возникающая вследствие этого соответствующая хозяйственная деятельность может проходить в рамках вновь создаваемых структур или привлечения иностранных капиталовложений в уже существующие российские предприятия в установленных законодательством формах, т. е. в качестве предприятий с иностранным участием (ранее именуемых «совместными предприятиями») либо на основе только иностранного учредительства. В подавляющем большинстве случаев — это хозяйственные общества и товарищества: товарищества, акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Новый закон о регулировании иностранных инвестиций, принятый в Российской Федерации, устанавливает «количественные» параметры для того, чтобы создаваемые на его основе предприятия могли претендовать на пользование льготами и преимуществами, установленными указанным актом (ст. 4).

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридических лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация (ч. 1 ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 г.)

Согласно Проекту части третьей ГК РФ, личным законом юридического лица считается право страны, где оно учреждено.

На основе личного закона юридического лица определяются, в частности: 1) является ли организация юридическим лицом; 2) организационно-правовая форма юридического лица; 3) требования к наименованию юридического лица; 4) вопросы создания и прекращения юридического лица; 5) вопросы реорганизации юридического лица, включая вопросы правопреемства; 6) содержание правоспособности юридического лица: 7) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей; 8) отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками; 9) ответственность юридического лица.

Проект также предусматривает, что иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении. Аналогичное правило, но в более сокращенной редакции содержится в ч. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства 1991 года.

Приведем пример. В решении по делу арбитраж признал, что правоспособность американской корпорации при заключении арбитражного соглашения определяется по закону места ее учреждения, и потому было применено право США, конкретно — штата Вашингтон, в то время как в отношении определения прав и обязанностей сторон подлежало применению действовавшее тогда советское право.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г., правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено.

В международных договорах предусматривается взаимное предоставление определенного режима юридическим лицам договаривающихся государств. В этих целях в договорах содержатся и критерии определения национальности юридических лиц. Однако во взаимоотношениях РФ с другими странами определение национальности юридического лица не имеет того значения, которое оно имеет во взаимоотношениях других государств. Это объясняется тем, что под юридическими лицами всегда подразумеваются юридические лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пребывания на территории РФ. Участие иностранного капитала в совместных предприятиях, учрежденных в РФ, не меняют дела, поскольку все они являются юридическими лицами права России.

Вопрос об определении национальности иностранных юридических лиц возникает главным образом при признании их правосубъектности, что является необходимой предпосылкой для заключения с ними сделок.

Приведем ряд примеров из договорной практики. Правовая защита предоставляется в одном государстве наряду с гражданами другого государства также и юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством другого государства. Таким образом, в этом договоре, как и в ряде других, национальность юридического лица определяется по месту его учреждения.

Однако иногда используется и другой критерий. Так, в ст. 10 торгового договора между СССР и Австрией 1955 года указано, что соответствующие права предоставляются в одной стране юридическим лицам, имеющим свое место пребывания на территории другой страны.

Таким образом, в отечественной договорной практике применялись обычно два критерия для определения национальности юридических лиц: место учреждения юридического лица и место его пребывания.

Итак, в торговых договорах, заключенных РФ с иностранными государствами, во-первых, определяется, к какому государству относится соответствующее юридическое лицо, поскольку там устанавливается принцип определения национальности юридических лиц; во-вторых, предусматривается взаимное признание правосубъектности этих юридических лиц, то есть в РФ признается соответствующее юридическое лицо, созданное, например, в Финляндии, а в Финляндии признаются юридические лица, созданные в РФ; и наконец, в-третьих, содержатся .правила о режиме юридических лиц, о режиме наибольшего благоприятствования или национальном режиме. РФ предоставляют по торговым договорам иностранным юридическим лицам режим наибольшего благоприятствования. Что же касается национального режима, то он предоставляется в определенных сферах (право на судебную защиту, в области торгового мореплавания). Если торговым договором предусматривается режим наибольшего благоприятствования, то это значит, что ко всем иностранным юридическим лицам должны применяться одинаковые положения. Никакой дискриминации в отношении иностранного юридического лица какого-либо государства, с которым заключен договор на основе принципа наибольшего благоприятствования, не допускается.

Какими правами пользуются иностранные юридические лица в России и других странах СНГ?

Напомним, что, согласно общему принципу, предусмотренному п. 1 ст. 2 ГК РФ, правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с Проектом части третьей ГК, РФ иностранным юридическим лицам предоставляется национальный режим. Согласно ст. 1213 Модельного гражданского кодекса стран СНГ, иностранные юридические лица осуществляют в соответствующем государстве СНГ предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности отечественных юридических лиц, если для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное.

Иностранные юридические лица имеют право на судебную защиту своих прав.

Каких-либо особых разрешений иностранным фирмам для заключения сделок или же для обеспечения охраны их прав не требуется. Иначе обстояло дело с хозяйственной деятельностью иностранных юридических лиц на территории СССР. В условиях социалистической системы такая деятельность осуществлялась только в разрешительном порядке, что препятствовало проникновению иностранного капитала в советскую экономику на всех этапах развития советского государства. В то же время такой порядок не исключал привлечения в необходимых случаях иностранных фирм к осуществлению под контролем и с разрешения советского государства определенной хозяйственной деятельности на территории СССР.

Организационные формы участия иностранных фирм в хозяйственной деятельности в СССР не оставались неизменными. Они обусловливались задачами, стоящими перед народным хозяйством СССР на определенных этапах его развития.

С начала 20-х годов допускались концессии, которые не сыграли большой роли в развитии экономики страны. Условия концессий определялись договором, заключаемым концессионером с государством.

В конце 20-х годов появилась другая форма допущения в СССР иностранных фирм. В годы первой пятилетки стал осуществляться ввоз иностранного оборудования для строительства и оснащения предприятий. С целью организации монтажа оборудования, образования складов запасных частей в СССР стали создаваться представительства некоторых иностранных фирм.

Увеличение объема внешнеторговых операций с СССР, а главное, заключение ряда долгосрочных контрактов, постоянное и длительное сотрудничество с нашей страной привели к расширению числа крупных иностранных фирм, открывших свои представительства в СССР. В конце 60-х годов и начале 70-х годов в Москве были открыты представительства японских, итальянских, французских, западногерманских, а затем и американских фирм. Стали функционировать представительства банков. Открытие представительств иностранных фирм в СССР осуществлялось в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Предусмотренные этим постановлением Правила об открытии представительств иностранными юридическими лицами продолжают действовать в России. Согласно Положению, иностранные фирмы, банки и организации могут открывать представительства в РФ не иначе как с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности соответствующими министерствами и ведомствами, а также ТПП РФ. В разрешении указываются: цель открытия представительства; условия, на которых фирме разрешается это сделать; срок, на который выдается разрешение; количество сотрудников представительства из числа иностранных граждан — служащих фирм. Представительство выступает в обороте от имени и по поручению представляемой им фирмы и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Представительства открываются, как правило, на срок не свыше трех лет, который может быть продлен.

Разрешение на открытие представительства РФ выдавалось иностранным фирмам, известным на мировом рынке; положительно зарекомендовавшим себя в качестве партнеров наших организаций по сотрудничеству в различных сферах; заключившим с нами крупномасштабные сделки; осуществляющим промышленную кооперацию с нашими предприятиями и организациями; заключившим с нашими организациями наиболее важные» соглашения о научно-техническом сотрудничестве.

Деятельность представительства прекращается: с истечением срока разрешения; с прекращением деятельности фирмы; прекращением действия межправительственного соглашения, на основании которого было открыто представительство; по решению самой фирмы, а также по решению соответствующего министерства или ведомства, при котором было аккредитовано представительство (в случае нарушения представительством условий его деятельности).

В определенных вопросах иностранное юридическое лицо подчиняется законам страны своей национальности. Речь идет о вопросах, которые определяются личным статутом этого юридического лица, в частности относительно его учреждения и ликвидации. Если соответствующее юридическое лицо за границей будет ликвидировано, то и в РФ оно или его отделение тоже будет считаться ликвидированным. По другим же вопросам действует российское законодательство.

При осуществлении деятельности в РФ юридическое лицо должно подчиняться соответствующим нормам нашего права, а также положениям международного договора, заключенного РФ с соответствующим государством. Наряду с представительствами иностранные юридические лица могут создавать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г. иностранные юридические лица могут создавать на территории России предприятия с долевым участием российских и иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Таким образом, в соответствии с новыми условиями, сложившимися в России, иностранные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью непосредственно на территории России, включая и торговую деятельность, не создавая для этого каких-либо организационно-правовых структур, если в федеральном законодательстве не предусмотрены специальные изъятия.

Однако наиболее характерным для этого периода явилось осуществление такой деятельности путем создания предприятий с иностранными инвестициями.

В случае создания таких предприятий или открытия представительств правовые формы предприятий, а также условия открытия представительств определяются российским законодательством.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.net, studopedia.su, studwood.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector