Право граждан на обращение

Право граждан на обращения в органы государственных и муниципальных образований……………………………………………………………………….4

Порядок обжалования решений органов государственной власти…………..11

Право граждан на обращение – это одно из наиболее важных, как мне кажется, политических прав граждан. Конечно, неважных прав быть не может, но данное политическое право достаточно актуально сегодня именно в нашей стране, так как осуществление права на обращение помогает осуществлению и защите других прав человека и гражданина.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является одним из самых важных средств проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.

Подтверждением всего вышесказанного служит достаточно подробная разработка права на обращение не только в федеральных законах, но и на международном уровне.

Итак, право граждан на обращение закреплено в

1) ст.33 гл.2 Конституции Российской Федерации.

2) ФЗ РФ от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

4) ФКЗ РФ от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ (ред. от 16.10.2006 г. № 4-ФКЗ) «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

5) Европейская конвенция по правам человека.

Право граждан на обращения в органы государственных и муниципальных образований

Такое право закреплено в ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В этой статье Конституции речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам власти – главное средство реализации, защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Ежегодно в государственные, муниципальные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать:

— по содержанию (пенсионные, налоговые и т. д.),

— по авторам (индивидуальные, групповые),

— по форме (устные, письменные),

— их можно делить на первичные и вторичные и т. д.

Принятый 2 мая 2006 года Российской Федерацией федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» различает следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Обратимся к закону «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Каждый гражданин имеет право обратится в суд, если считает, его права были нарушены неправомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений и т.д.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

— нарушены права и свободы человека и гражданина;

— созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод;

— незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.

Любой гражданин имеет право получить доступ ко всем материалам, затрагивающим его права и свободы.

Если гражданин считает, что его права были нарушены, то он вправе обратится к вышестоящему в порядке подчинённости государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Этот орган обязан рассмотреть жалобу в течение месяца. Если же данный орган не даёт ответа в течение месяца либо отвечает отказом, то гражданин вправе обратится в суд. Приняв жалобу, суд может приостановить исполнение обжалуемого решения.

Гражданин может обратиться в суд с жалобой в течении

— трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав,

— одного месяца со дня получения отказа в удовлетворении его жалобы вышестоящей организацией.

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений и т.д. рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учётом особенностей, установленных настоящим законом.

Органы, действия (решения) которых обжалуются, обязаны документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин же, подавший жалобу не обязан доказывать незаконность обжалуемых действий (решений). Единственное, что он обязан сделать – доказать сам факт нарушения своих прав и свобод.

В случае установления обоснованности жалобы, суд признает обжалуемое действие незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применённые к нему меры ответственности и определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, должностного лица или государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Убытки, моральный вред, понесённые гражданином, возмещаются в порядке, предусмотренном ГК Российской Федерации.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для выполнения для всех и на всей территории Российской Федерации.

Решение суда направляется органу, действия которого обжаловались, и гражданину в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Суд также должен быть уведомлён об исполнении решения не позднее, чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает более строгие меры, предусмотренные в российском законодательстве.

Немаловажную роль в осуществлении гражданами права на обращение играет Федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В начале мне бы хотелось отметить, что вообще представляет собой должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Он при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В своей деятельности Уполномоченный должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, законодательством Российской Федерации, а так же общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства прав и свобод человека и гражданина.

Для того, что бы лицо могло быть назначено на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, к нему предъявляются следующие требования:

— гражданство Российской Федерации,

— возраст не моложе 35 лет,

— познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Что касается порядка назначения на должность Уполномоченного, то кандидатура на эту должность может вноситься на – рассмотрение Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе. Как уже было сказано, Уполномоченный назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации большинством голосов при тайном голосовании сроком на пять лет с момента принесения присяги.

В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель обжаловал эти решения в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

При этом Уполномоченный не может рассматривать жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных органов государственной власти субъектов федерации.

Жалоба Уполномоченному по правам человека может быть подана в течение одного года со дня прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

При получении жалобы Уполномоченный вправе принять её к рассмотрению, разъяснить средства защиты и передать жалобу тому органу, действия которого обжалуются либо ответить отказом, который обжалованию не подлежит.

При проведении проверки Уполномоченный имеет право посещать любые органы государственной власти, местного самоуправления, предприятия и учреждения и т.д., получать все необходимые документы, проводить проверку деятельности любых государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения по которым вступили в законную силу.

При проведении проверки также все руководители различных органов государственной власти, местного самоуправления, предприятия любых организационно-правовых форм, воинских формирований обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.

В обязанности Уполномоченного входит:

— известить заявителя о результатах поверки;

— принять меры по восстановлению нарушенного права в пределах своей компетенции;

— направит свои рекомендации органу, в действиях которого он усматривает нарушение прав и свобод;

После того, как Уполномоченный подвёл итоги своей проверки, он имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а так же участвовать в процессе, обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства или уголовного дела, обратиться в суд, прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда. Уполномоченный также вправе обратиться в Конституционный суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Порядок обжалования решений органов государственной власти

Порядок обжалования решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего закреплен в главе 25 Гражданского Процессуального кодекса РФ.

Так, статья 254 гласит:

«1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда».

Суд обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок. При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий админи­стративного органа или должностного лица и установить, производится ли взыскание на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа. В случае обращения взыскания на имущество суд обязан проверить соответствие ареста имущества требованиям закона.

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение об её удовлетворении, если требование административного органа или должностного лица признано незаконным. В обратном же случае, соответственно, суд выносит решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение суда по жалобе направляется для устранения допущенных нарушений закона или другого нормативного акта руководителю государственного органа, общественной организации или должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу; общественной организации или должностному лицу.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для государственного органа, общественной организации, должностного лица, которых оно касается.

Решение суда направляется государственному органу, общественной организации, должностному лицу, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления данного решения в законную силу.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем за месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Последней инстанцией, куда может обратиться гражданин Российской Федерации и куда могут быть обжалованы решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и т.д., нарушающих права и свободы человека и гражданина по праву можно назвать Европейский суд по правам человека в Страсбурге, Франция.

Право обращения в этот суд закреплено в Европейской конвенции по правам человека, которая была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года. На сегодняшний день Конвенция ратифицировало 41 государство, в числе которых находится и Российская Федерация.

Немного о том, что собой представляет этот орган.

Европейский Суд по правам человека состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Среди судей не может быть более одного гражданина одного и того же государства. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы сроком на девять лет. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, либо быть юристами с признанным авторитетом.

Для рассмотрения каждого переданного ему дела Суд образует камеру из девяти судей. Членом камеры становится судья — гражданин государства, являющегося стороной в споре, или если такового не окажется, то по выбору этого государства любое лицо, которое заседает в качестве судьи; имена остальных судей определяются по жребию Председателем Суда до начала рассмотрения дела.

Только Высокие Договаривающиеся Стороны и Комиссия имеют право передавать дело в Суд (ст.44).

Юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения настоящей Конвенции, которые Высокие (ст.45).

Решение Суда является окончательным.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются выполнять решения Суда по любому делу, в котором они являются сторонами.

Нужно также дополнить сказанное тем, что жалоба в Европейский суд по правам человека может быть подана только в том случае, если исчерпаны все средства внутригосударственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время разрабатывается ФЗ «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В него предлагается заложить принцип платности предоставления информации гражданам и организациям. Предусматривается, что в оплату информационных услуг, предоставляемых органами публичной власти, входят расходы на тиражирование и доставку информации, а также затраты на поиск и создание информации по запросу потребителя. Методика определения стоимости информационных услуг, оказываемых за плату, утверждается Правительством РФ.

Совершенствование правового регулирования и практики реализации положений о рассмотрении обращений граждан необходимо дополнять мерами правового просвещения студентов, обучающихся на факультетах права и управления, чиновников, проходящих курсы повышения квалификации. Исследовать систему отношений «личности и власти», ее правовую основу и реалии развития слушатели могли бы в рамках специализированного курса «Правовые основы взаимоотношений между гражданами и органами публичной власти». Правовая культура взаимоотношений личности и власти, исходящая от самих государственных служащих, позволит улучшить качество обращения граждан и органов публичной власти, а значит, будет способствовать скорейшему установлению баланса интересов в обществе.

1. Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации

2. Европейская конвенция по правам человека.

3. Конституция Российской Федерации

5. Федеральный закон от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

6. ФКЗ РФ от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Это интересно:  Комиссия имеет право рассматривать индивидуальные трудовые споры

Содержание

Введение

Формирование правового государства, практика преобразований в сфере общественно-политических и социально-экономических отношений доказали безотлагательность повышения ответственности должностных лиц и результативности работы органов государственной власти, местного самоуправления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Системный характер этих задач формирует требования по совершенствованию порядка организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления — неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения). Как отметил в 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г., «сама власть. обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам — это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего», а также: «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге — политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать».

Право граждан на обращение

Конституционной основой права на обращение выступает ст. 33 Конституции, в соответствии с которой, российские граждане имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов. Так, ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет обязанность должностных лиц органов местного самоуправления «дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца».

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан.

Каждый гражданин или группа граждан имеет право обратиться лично либо через своего законного представителя только к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления; из данного списка исключены такие субъекты рассмотрения обращений, как коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, руководители предприятий, учреждений и общественных объединений, в чью компетенцию входит решение поставленных в обращениях вопросов. Представляется, что этот пробел можно ликвидировать путем либо внесения дополнений в Закон, либо путем принятия названными субъектами их собственных локальных актов, регулирующих процедуру рассмотрения обращений, основанных на положениях комментируемого Закона.

Свободная реализация гражданами права на обращения непосредственно связана со ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей гарантии свободы мысли и слова.

Мышление и мысль как его результат, продукт — естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства.

Четкое определение законом пределов субъективного права гражданина необходимо для того, чтобы последний знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, общества и государства. Только при соблюдении данного условия все граждане могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы.

Российская Конституция (ч. 3 ст. 55) констатирует, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты. прав и законных интересов других лиц».

Обеспечивая всеобщую доступность права на обращение, ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ определяет, что все виды обращений, установленные данным Законом, т.е. заявления, предложения и жалобы граждан, рассматриваются компетентными государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами на бесплатной основе.

Право граждан на обращение

Содержание

1. Право граждан на обращение…………………………………………….4

2. Правовое регулирование правоотношений, связанных с

рассмотрением обращений граждан………………………………………10

3. Субъекты права на обращение и субъекты рассмотрения

обращений. Предмет обращений………………………………………….13

4. Обращения граждан в органы местного самоуправления……………16

Библиографический список литературы………………………………………21

Введение

Формирование правового государства, практика преобразований в сфере общественно-политических и социально-экономических отношений доказали безотлагательность повышения ответственности должностных лиц и результативности работы органов государственной власти, местного самоуправления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Системный характер этих задач формирует требования по совершенствованию порядка организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления — неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения).

Право граждан на обращение

Конституционной основой права на обращение выступает ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой, российские граждане имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов. Это право предусматривает возможность обращаться с просьбой в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ и обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии. При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 Федерального закона 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Лица, виновные в нарушении Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.[1]

Право граждан на обращение

Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, источники законодательного регулирования. Субъекты права на обращение, его конституционные основы. Особенности и сроки обращения граждан в органы местного самоуправления.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.11.2012
Размер файла 30,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Это интересно:  Правила заполнения расходного кассового ордера 2020

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Право граждан на обращение

2. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

3. Субъекты права на обращение и субъекты рассмотрения обращений. Предмет обращений

4. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Формирование правового государства, практика преобразований в сфере общественно-политических и социально-экономических отношений доказали безотлагательность повышения ответственности должностных лиц и результативности работы органов государственной власти, местного самоуправления по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Системный характер этих задач формирует требования по совершенствованию порядка организации рассмотрения письменных и устных обращений граждан.

Обращения граждан являются одним из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания (район, город, село), об их настроениях и потребностях. Своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует удовлетворению нужд и запросов граждан, снятию напряженности в обществе, повышению авторитета органов власти и управления, укреплению их связи с населением.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления — неотъемлемое право каждого гражданина. Оно представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своем обращении указывает на определенные проблемы или предлагает пути их решения). Как отметил в 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 г., «сама власть. обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии. Отказывать собственному народу, самим себе в способности жить по демократическим законам — это значит не уважать себя, своих сограждан, это значит не понимать прошлого и не видеть будущего», а также: «Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге — политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. Это наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать».

1. Право граждан на обращение

Конституционной основой права на обращение выступает ст. 33 Конституции, в соответствии с которой, российские граждане имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов. Так, ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет обязанность должностных лиц органов местного самоуправления «дать письменный ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца».

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан.

Каждый гражданин или группа граждан имеет право обратиться лично либо через своего законного представителя только к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления; из данного списка исключены такие субъекты рассмотрения обращений, как коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, руководители предприятий, учреждений и общественных объединений, в чью компетенцию входит решение поставленных в обращениях вопросов. Представляется, что этот пробел можно ликвидировать путем либо внесения дополнений в Закон, либо путем принятия названными субъектами их собственных локальных актов, регулирующих процедуру рассмотрения обращений, основанных на положениях комментируемого Закона.

Свободная реализация гражданами права на обращения непосредственно связана со ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей гарантии свободы мысли и слова.

Мышление и мысль как его результат, продукт — естественное и неотъемлемое свойство человека, связанное с процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов. Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мысли гарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений без вмешательства государства, исключение любого идеологического насилия над личностью.

Свобода слова может быть реализована только в условиях демократического режима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства.

Четкое определение законом пределов субъективного права гражданина необходимо для того, чтобы последний знал рамки дозволенного поведения и не вторгался в пределы законных интересов других лиц, общества и государства. Только при соблюдении данного условия все граждане могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы.

Российская Конституция (ч. 3 ст. 55) констатирует, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты. прав и законных интересов других лиц».

Обеспечивая всеобщую доступность права на обращение, ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ определяет, что все виды обращений, установленные данным Законом, т.е. заявления, предложения и жалобы граждан, рассматриваются компетентными государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами на бесплатной основе.

2. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан, регламентируется довольно обширным законодательством. Первый из источников, регулирующих данный вид правоотношений, — Конституция России, в соответствии со ст. 33 которой граждане Российской Федерации, как уже неоднократно упоминалось, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

В целях нормативной конкретизации и последующей полноценной реализации положения ст. 33 Конституции РФ 1993 г., в соответствии с которым граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направить индивидуальное или коллективное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, 2 мая 2006 г. Президентом Российской Федерации был подписан принятый в апреле 2006 г. Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пришедший на смену правовому массиву, регулировавшему данный вопрос на протяжении последних 38 лет

Правоотношения, связанные с обращениями граждан, регулируются и иными федеральными законами. В контексте данной работы конечно необходимо упомянуть федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Поскольку рассмотрение обращений граждан относится к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, последние путем принятия законов и иных нормативных актов могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные комментируемым Федеральным законом.

В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации приняли свои законодательные акты, регулирующие рассматриваемые процедуры.

Законодательство может предъявлять определенные требования к обращению, в частности: обращения должны быть подписаны, в них четко и полно указываются фамилии, имена и отчества как авторов, так и лиц, в отношении которых задаются вопросы, их адреса или местонахождение, суть предложений, требований или просьб, обжалуемые решения и другие сведения, необходимые для рассмотрения. К обращениям прилагаются документы или их копии, в том числе полученные ранее ответы, относящиеся к поставленным вопросам.

Заявитель может уполномочить другое лицо или орган защищать свои права и интересы по доверенности, заверенной нотариусом. Заявления или жалобы в интересах несовершеннолетних или недееспособных лиц вправе подать их законные представители, а также органы опеки и попечительства.

Отметим, что анонимные (без личной подписи авторов, а также содержащие ложные, вымышленные фамилии и адреса) письма, заявления и жалобы не рассматриваются, а поданные с нарушением названных требований возвращаются с необходимыми разъяснениями.

Обращения граждан должны рассматриваться с соблюдением следующих основных принципов: гласности, законности, равенства граждан, доступности, беспристрастности.

Органы государственной власти и местного самоуправления, а также должностные лица рассматривают обращения в соответствии со своей компетенцией, определенной законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также по их решению иные должностные лица должны проводить личный прием граждан по графику (в установленные дни и часы), доведенному до сведения граждан. Обращения граждан, переданные при личном приеме граждан, должны быть зарегистрированы и рассмотрены в порядке и сроки, определенные законом.

Законодательство субъектов Российской Федерации допускает как устные, так и письменные обращения граждан. Устные обращения рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

В отдельных случаях ввиду сложного характера вопросов, содержащихся в устных обращениях, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов должностные лица дают необходимые распоряжения в порядке подчиненности.

Устные обращения граждан регистрируются по мере их поступления и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело об обращении к производству. Результаты рассмотренных по существу устных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и ее субъекта.

Письменные обращения граждан также регистрируются по мере поступления в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Результаты рассмотренных письменных обращений граждан также доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и ее субъекта.

Важной гарантией реализации прав граждан в данном производстве является законодательное установление сроков и процедуры рассмотрения обращений. Законодательством субъектов Российской Федерации определено, что, как правило, срок рассмотрения заявлений и жалоб граждан не должен превышать одного месяца со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки заявления и жалобы должны рассматриваться безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня их регистрации. Если необходимо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы либо принять другие меры, то названный срок может быть в порядке исключения продлен, но не более чем на один месяц. Предложения и ходатайства граждан рассматриваются в течение не более одного месяца со дня регистрации. При необходимости дополнительного изучения предложений или ходатайств срок их рассмотрения может быть, также в порядке исключения, продлен. Орган или должностное лицо, принявшие решение о продлении сроков рассмотрения обращений, должны в установленном порядке известить об этом обратившихся граждан. В настоящее время в субъектах Российской Федерации сроки рассмотрения обращений граждан могут различаться.

Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливаются и определенные особенности рассмотрения некоторых видов обращений граждан.

Для объективности и полноты рассмотрения обращений граждан органы и должностные лица могут принимать решение о проверках и целесообразности привлечения к их проведению тех или иных специалистов. По окончании проверок обратившимся гражданам, а в случае проверок по жалобам и лицам, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, по их требованию предоставляется возможность ознакомиться с материалами проверки в той мере, в которой это не затрагивает прав других граждан и не противоречит законодательству Российской Федерации и ее субъекта.

Законодательством, как правило, устанавливается и перечень прав, предоставленных гражданам при рассмотрении их обращений, а именно:

лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

знакомиться с итоговыми материалами изучения обращений и проверок по ним;

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим обращение;

требовать получения в установленный срок письменного ответа о результатах рассмотрения обращения;

обжаловать принятое решение;

пользоваться услугами представителя или адвоката;

осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъекта.

При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, их руководители и другие должностные лица в пределах своей компетенции обязаны:

в установленном порядке вести регистрацию обращений;

объективно, всесторонне и своевременно проверять обращения;

отменять или изменять не соответствующие законам или установленным фактам решения, давать необходимые указания и принимать меры к их исполнению, а также пресекать неправомерные действия;

обеспечивать восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов, реальное исполнение принятых решений, а также мер предотвращения нарушений законности;

письменно сообщать автору письменного обращения о результатах рассмотрения и существе принятого решения, давать ответ на доводы, ссылаясь на нормативные акты, на основании которых принято решение, в необходимых случаях разъяснять порядок обжалования, возвращать принадлежащие заявителю документы.

На примере рассмотрения данного производства можно отметить положительные тенденции формирования и развития законодательства в субъектах Российской Федерации, регулирующего рассматриваемые правоотношения, несмотря на отсутствие, до определенного момента, регулирования подобных правоотношений с позиции федерального законодательства.

3. Субъекты права на обращение и субъекты рассмотрения обращений. Предмет обращений

Субъектами права на обращения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В ст. 33 Конституции РФ речь идет о возможности граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России. Названные категории лиц не обладают правом на обращение в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект. Правовой основой для такого вывода служат ст. 52 и 53 Конституции РФ о возможности каждого обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти. Текущее законодательство также позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства направлять обращения в российские органы власти и получать ответы по установленной процедуре.

Субъектами права на обращение являются организации. Под ними понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе некоммерческие организации, а также общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица, включая религиозные группы.

Субъектами рассмотрения обращений граждан и организаций являются органы публичной власти. Это государственные органы на федеральном и региональном уровнях и органы местного самоуправления. Субъектами рассмотрения обращений граждан должны быть признаны также структурные единицы, осуществляющие определенные государственные функции. К ним могут быть отнесены, в частности, саморегулируемые организации — профессиональные (отраслевые) сообщества, на которые предполагается возложить многие контрольные функции государства, а также функции регулирования того или иного рынка, возможно, лицензирование. Любые организации, осуществляющие определенные властные полномочия, обязаны рассматривать обращения граждан на основе той же нормативной модели, что и органы публичной власти.

Немало обращений граждане направляют в коммерческие организации, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям, которых нельзя обязать рассматривать эти обращения в соответствии с процедурой, установленной для реализации права на обращение в органы публичной власти. Думается, что в этом случае было бы разумным рекомендовать коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и общественным объединениям учитывать в своей деятельности типовую инструкцию о рассмотрении обращений граждан и ведении делопроизводства, которая могла бы быть разработана Федеральной архивной службой.

Предмет обращения — это просьбы, желания, потребности граждан, изложенные в обращениях. Предмет обращения в зависимости от содержания просьб, желаний и потребностей может быть различным. В результате исследования общего количества дел в сфере взаимоотношений предприятий и федеральных органов власти, рассмотренных в департаменте правового обеспечения Министерства экономического развития и торговли РФ с января по июль 2004 г., было установлено следующее. За указанный период приблизительно из 210 дел 46 начаты в связи с прямыми обращениями граждан и организаций в различные федеральные органы государственной власти, в том числе непосредственно в Минэкономразвития России.

На основе анализа просьб, желаний, потребностей заявителей можно условно классифицировать массив исследованных обращений по предмету следующим образом:

предложения по изменению и дополнению действующего законодательства, по принятию соответствующих нормативных правовых актов и индивидуальных актов в сфере деятельности министерства в интересах граждан и организации;

просьба разъяснить действующее законодательство в сфере деятельности министерства;

просьба предоставить информацию по вопросам, находящимся в сфере деятельности министерства и не связанным с разъяснениями законодательства;

предложение заключить государственный контракт, лицензионный договор, инвестиционное соглашение, в случае если министерство выступает в качестве заказчика, предложение к сотрудничеству в совещательных консультативных целях;

Это интересно:  Независимая гарантия в гражданском праве

обжалование действий (бездействия) подведомственных структур, просьба оказать содействие в решении проблем в предпринимательской деятельности конкретной организации или индивидуального предпринимателя.

4. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан, одной из организационно-правовых гарантий их охраны. Органы местного самоуправления должны создавать гражданам необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина.

Право на обращение включает в себя два аспекта. Во-первых, обращения граждан представляют собой одну из форм участия граждан в управлении, в решении государственных и общественных дел, возможность активного влияния гражданина на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. В этом смысле обращение должно носит коллективный характер (петиция), затрагивать местные проблемы. Во-вторых, это способ восстановления нарушенного права посредством жалоб, заявлений и ходатайств. В таком понимании это механизм исполнения социальных обязанностей публичной власти.

Процедура подачи и рассмотрения обращений граждан регламентируется большим количеством различных нормативных актов, что существенно затрудняет реализацию права граждан на обращение. Правовые нормы, регламентирующие право на обращение, нуждаются в систематизации на базе общих принципов и концепции.

Существенным изъяном этих актов является и то, что они не обеспечивают правовыми средствами ответственность органа и должностного лица перед гражданином за ненадлежащую реализацию права граждан на обращение.

Термин «обращение» носит собирательный характер. Действующее законодательство включает в него предложение, заявление, жалобу и ходатайство. Каждый вид имеет свою специфику и, следовательно, свой статус, который должен быть нормативно определен.

Предложение — такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан. Предложение в большей степени направлено на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, общественных организаций и иного, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности органов местного самоуправления.

Заявление — обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением. Заявления обычно содержат просьбы об удовлетворении нужд и потребностей людей (об улучшении жилищных условий, назначении пенсий, освобождении от налогов или предоставлении налоговых льгот и т.д.).

Ходатайство — обращение с просьбой о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод (ходатайство о признании беженцем, вынужденным переселенцем и т.п.).

Жалоба — обращение гражданина по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических или физических лиц (должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и т.д.) права или законного интереса.

Право на обращение имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации, например, учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей.

Право на обращение может быть реализовано как в письменной, так и в устной форме. Правильный подход к устной жалобе обеспечивает максимальную быстроту и законность ее разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устной жалобой, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на нее ответ. Таким образом, применение устных жалоб способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и помогает более оперативно разрешить возникшие вопросы. Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. В этих случаях граждане могут подать письменную жалобу. И письменные, и устные жалобы имеют одинаковую силу, поэтому форма обращения не имеет юридического значения.

Вместе с тем в любом случае поступившее обращение должно быть зарегистрировано, так как с этого момента начинает течь процессуальный срок, в течение которого обращение должно быть рассмотрено.

Обращения должны содержать следующие сведения: наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение; изложение существа дела; фамилию, имя, отчество обращающегося; адрес либо данные о месте работы или учебы обратившегося; дату, подпись. В 1988 г. в Указ от 12 апреля 1968 г. были внесены дополнения. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит (за исключением анонимных сигналов о преступлениях, поступающих в правоохранительные органы).

В этой связи в новый законодательный акт об обращениях предлагается включить норму, предоставляющую гражданину право на тайну подписи.

Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность местных структур своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан. Это подкреплено тем, что праву граждан на подачу обращений корреспондирует обязанность соответствующих местных органов и их должностных лиц принять их и рассмотреть в сроки, установленные в законе.

Предложения и заявления рассматриваются теми муниципальными органами или тем должностным лицом муниципального органа, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемые в них вопросы.

Выборные и другие должностные лица местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан. Этот вопрос четко регламентируется в законах субъектов РФ. Например, в соответствии с Законом Самарской области от 24 июля 2001 г. «Об обращениях граждан в Самарской области» порядок и время личного приема граждан утверждаются руководителем или должностным лицом, которые несут ответственность за организацию приема и рассмотрение обращений граждан. Прием граждан проводится в установленные дни и часы, в удобное для них время.

Информация о времени и месте проведения личных приемов, а также о лицах, их осуществляющих, должна быть помещена в доступном для обозрения месте в помещении соответствующего органа, предприятия, учреждения.

Должностные лица и руководители, к компетенции которых относится рассмотрение обращений граждан, обязаны на личном приеме фиксировать устные обращения граждан. По требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.

Согласно Закону Саратовской области от 25 сентября 1996 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Саратовской области» муниципальные органы и должностные лица местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан обязаны:

— тщательно разобраться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;

— принимать обоснованные решения по жалобам, заявлениям, предложениям, обеспечивать своевременное и правильное исполнение этих решений;

— сообщать гражданам в письменной форме о решениях, принятых по жалобам, заявлениям, предложениям, а в случае их отклонения указывать мотивы, по просьбам граждан разъяснять порядок обжалования;

— систематически анализировать и обобщать жалобы, заявления и предложения, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и установления причин, порождающих нарушение прав и свобод граждан, изучения общественного мнения, совершенствования работы органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций.

Положение о том, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ на обращения граждан в течение 1 месяца, надо понимать как установление максимального срока ответа.

Указанным выше Указом и законами субъектов Федерации установлены следующие сроки рассмотрения обращений:

1) предложения граждан рассматриваются в срок до 1 месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение;

2) заявления граждан разрешаются в срок до 1 месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, — безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления;

3) для рассмотрения жалобы в законодательстве предусмотрены дифференцированные сроки рассмотрения этого вида обращений:

а) до 1 месяца в случае, когда требуется дополнительное изучение;

б) безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения жалобы, если нет необходимости в дополнительном изучении и проверке;

в) в тех случаях, когда для разрешения жалобы необходимо провести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы и иное, сроки разрешения жалобы в порядке исключения могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в сокращенные сроки.

Точное определение в законодательстве различных сроков, касающихся работы с обращениями граждан, является важным фактором, оказывающим влияние на соответствующие властные структуры, заставляя последние своевременно разрешать отнесенные к их компетенции обращения. Соблюдение установленных сроков играет чрезвычайно важную роль, ибо затяжки могут привести к непоправимым последствиям, делающим невозможным восстановление законных прав и интересов человека, а также причинить ему значительный ущерб.

Вынесение решения является важнейшим моментом всего процесса рассмотрения обращения, так как от содержания этого документа зависит, будут ли требования гражданина удовлетворены полностью, частично или отклонены совсем. Решение выносится на основе всех материалов и доказательств в их совокупности. Оно должно содержать логическое и правовое обоснование.

Наряду с нормами, относящимися к порядку рассмотрения обращений, Указ от 12 апреля 1968 г. содержит требование к органам местного самоуправления и их должностным лицам систематически анализировать и обобщать предложения, заявления, жалобы, содержащиеся в них критические замечания с целью своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, совершенствования работы муниципальных органов.

Органы местного самоуправления, как, впрочем, и государственные органы, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, обязаны: вести регистрацию как письменных, так и устных обращений; объективно, всесторонне и своевременно проверять все обращения; отменять или изменять не соответствующие законам или установленным фактам решения, давать необходимые указания и принимать меры к их исполнению, пресекать неправомерные действия; обеспечить восстановление нарушенных прав, реальное исполнение принятых решений, а также мер по предотвращению нарушений законности; письменно сообщить автору письменного обращения о результатах рассмотрения и существе принятого решения, давать ответ на доводы, ссылаясь на нормативные акты, на основании которых принято решение, в необходимых случаях разъяснить порядок обжалования, возвращать принадлежавшие заявителю документы. Ответы на обращения, рассмотренные органами местного самоуправления, даются председателем (заместителем председателя) выборного органа муниципального образования (его заместителями), иными должностными лицами, правомочными принимать необходимые решения. Ответы на обращения, не требующие дополнительной проверки, даются в срок до 15 дней. Решения по обращениям принимаются и заявителям даются ответы в срок до одного месяца, если законодательством не предусмотрены более короткие сроки. В исключительных случаях рассмотрение письма или жалобы приостанавливается на срок не более трех месяцев, о чем руководитель сообщает автору обращения. Должностное лицо, получив обращение, решение по которому должен принять иной орган или руководитель, в том числе вышестоящий, обязано направить это обращение по принадлежности, если обращение отвечает формальным требованиям, или возвратить в 10-дневный срок с разъяснением причин оставления письма без рассмотрения.

За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Федерации устанавливается административная ответственность.

Конституционной основой права на обращение выступает ст. 33 Конституции, в соответствии с которой, российские граждане имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

2 мая 2006 г. Президентом Российской Федерации был подписан принятый в апреле 2006 г. Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральный закон N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», пришедший на смену правовому массиву, регулировавшему данный вопрос на протяжении последних 38 лет. Правоотношения, связанные с обращениями граждан, регулируются и иными федеральными законами. В контексте данной работы конечно необходимо упомянуть федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Субъектами права на обращения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Субъектами рассмотрения обращений граждан и организаций являются органы публичной власти, прежде всего органы местного самоуправления. Предмет обращения — это просьбы, желания, потребности граждан, изложенные в обращениях. Предмет обращения в зависимости от содержания просьб, желаний и потребностей может быть различным.

Необходимо подчеркнуть, что право на обращение и его реализация является одним из важнейших условий подлинного развития местного самоуправления, реального участия граждан в его развитии.

право обращение конституционный

Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года. М., 1999.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс.

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 г. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс.

Бондарчук Р.Ч., Прокопьев Е.В. Комментарий к федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 г. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс.

Булаков О.Н. Нормативно-правовое регулирование реализации гражданами конституционного права на обращения. // Адвокат 2000 № 2. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс.

Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник для вузов. М., 2005.

Игнатюк Н.А. ,Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. Учебник для вузов. М., 2006.

Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право России. М. ,2005. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. /Под ред. Л.А. Окунькова. М., 2004. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс.

Комментарий к федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Под ред. Ю.А. Тихомирова. 2006. // Информ. — поисковая система Консультант Плюс.

Минашкин А.В. Право граждан на обращения: состояние и перспективы правового регулирования. // Юрист 2005 № 7. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс.

Никитина А.М. Муниципальное право России. М., 2004.

Юдин А. Обращение граждан в органы власти. // ЭЖ — юрист 2006 № 29. // Информ.-поисковая система Консультант Плюс.

1. Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

Регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан. Субъекты права на обращение и субъекты рассмотрения обращений. Деятельность государственного и муниципального аппаратов. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

реферат [30,4 K], добавлен 06.11.2012

Конституционное право граждан на обращение: проблемы законодательного регулирования. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан. Личный прием граждан в государственных органах. Организация местного самоуправления в Российской Федерации.

контрольная работа [23,0 K], добавлен 25.02.2009

Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Законодательное регулирование производства по делам об обращениях граждан. Особенности порядка рассмотрения и разрешения обращений граждан в органах внутренних дел.

курсовая работа [52,8 K], добавлен 27.08.2012

Признаки института обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Понятие, сущность и содержание обращений и их классификация. Порядок их рассмотрения. Основные нормативные акты, регулирующие реализацию данного права.

курсовая работа [27,6 K], добавлен 19.09.2015

Формы обращений, приём направлений и регистрация граждан. Требования и сроки по рассмотрению письменного обращения граждан. Порядок рассмотрения анонимного письма, жалобы, устного обращения. Осуществление контроля за рассмотрением обращений граждан.

контрольная работа [27,8 K], добавлен 26.09.2010

Право граждан на обращение в органы государственной власти. Порядок реализации административной жалобы. Обращение в суд граждан с жалобами на нарушение их прав. Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц.

контрольная работа [32,7 K], добавлен 05.07.2016

Реализация права граждан на обращение в государственные органы в Республике Беларусь. Цели, основания и правила подачи основных видов обращений граждан: предложений, заявлений, жалоб, ходатайств и замечаний. Гарантии реализации права граждан на обращения.

реферат [22,3 K], добавлен 28.08.2012

Понятия, содержание и принципы права граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления. Общие и специфические особенности работы с обращениями граждан в исполнительных органах местного самоуправления.

курсовая работа [31,3 K], добавлен 16.09.2012

Право граждан на обращение в государственные органы. Формы работы с обращениями граждан, их эффективность. Особенности организации работы с обращениями граждан в Гомельском областном исполнительном комитете. Выявление недостатков, разработка рекомендаций.

курсовая работа [102,0 K], добавлен 19.01.2016

Становление и развитие в России института обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Правовые основы деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению заявлений, предложений и жалоб граждан.

курсовая работа [65,9 K], добавлен 03.05.2015

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, lektsii.org, knowledge.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector