Правила подключения к сетям электроснабжения

1. Каков порядок действий при подключении?

Шаг 1. Выясните, к какой сетевой организации относится объект, который нужно подключить к электросетям.

Шаг 2. Подайте заявку на заключение договора технологического присоединения к электрическим сетям.

Шаг 3. Заключите договор о присоединении и проведите работы, предписанные техническими условиями.

Шаг 4. Составьте и подпишите акт об осуществлении технологического присоединения. Подача напряжения начнется после заключения договора энергоснабжения со сбытовой организацией (ПАО «Мосэнергосбыт»).

2. К какой сетевой организации нужно подключаться?

Подключать объект капитального строительства нужно к ближайшей сетевой организации. Найдите сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка , и обратитесь туда для получения технических условий и проекта договора на подключение.

Найти ближайшую к вам электросетевую компанию можно с помощью справочного ресурса Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

Если найти информацию самостоятельно не удается, вы можете направить запрос в орган местного самоуправления, на территории которого расположены интересующие объекты электросетевого хозяйства. В запросе укажите расположение объектов, принадлежность которых нужно определить. Орган местного самоуправления обязан предоставить информацию в течение 15 дней.

3. Какие документы нужны для заключения договора на технологическое присоединение?

Для заключения договора на технологическое присоединение нужно подготовить пакет документов, включающий в себя:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • план расположения энергопринимающих устройств (ЭПУ), которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
  • однолинейную схему электрических сетей заявителя, номинальный класс напряжения которых составляет 35 кВ и выше, с указанием возможности резервирования от собственных источников энергоснабжения (включая резервирование для собственных нужд) и возможности переключения нагрузок (генерации) по внутренним сетям заявителя;
  • перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной и режимной автоматики;
  • копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект, в котором будет проводиться технологическое присоединение (объект капитального строительства, земельный участок, нежилое помещение в многоквартирном доме);
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя, подающего и получающего документы, если с заявкой будет обращаться представитель заявителя;
  • если технологическое присоединение будет проводиться в нежилом помещении многоквартирного дома — копию документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, либо согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения;
  • подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) или протокол разногласий к проекту договора — предоставляется по желанию заявителя при намерении заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с гарантирующим поставщиком);
  • если энергопринимающие устройства расположены на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, но заявитель не является членом этого объединения — дополнительно необходимо представить договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования;
  • схема выдачи мощности или схема внешнего электроснабжения *.

Разработанная заявителем схема должна быть согласована с сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с правилами разработки и согласования таких схем и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, утвержденными Министерством энергетики РФ.

Подключение абонентов к электрическим сетям через электроустановки других потребителей

В соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации, опосредованным соединением принято называть технологическое присоединение к электрическим сетям, которое осуществляется через электроустановки других абонентов централизованной системы электроснабжения. Речь идет об абонентах, представляющих объекты, которые не оказывают услуги, связанные с передачей электрической энергии, а также об объектах, не стоящих на балансе электросетевых хозяйств, но присоединенных к их распределительному электрооборудованию.

В соответствии с законодательством, регулирующим взаимоотношения в сфере энергоснабжения, абонент, который ранее выполнил технологическое присоединение к электросетям, вправе присоединить к своей электроустановке энергопринимающее оборудование другого субъекта (потребителя). Но сделать это можно при условии, что ранее выданные технические условия на присоединение к электрическим сетям не будут нарушены.

Абонентом в данной цепочке взаимоотношений выступает владелец электроустановки, имеющей прямое подключение к электрическим сетям, принадлежащим сетевой организации. При этом субабонентом является физическое или юридическое лицо, заключившее договор об опосредованном присоединении (о присоединении через электроустановку, принадлежащую абоненту).

Условия и порядок технологического присоединения к электрическим сетям методом опосредованного подключения

В зависимости от технических возможностей абонента, а также от его юридического статуса, опосредованное присоединение субабонента может быть выполнено двумя перечисленными ниже способами.

  1. Подключение к электрической установке объекта, не оказывающего услуги, связанные с передачей электроэнергии другим лицам, но подключенного к распределительному оборудованию электросетевого хозяйства. Абонент в этом случае не имеет права создавать препятствия для перетока электроэнергии через принадлежащую ему электроустановку. Тем более он не имеет права взимать за это плату при отсутствии соответствующего разрешения.
  2. Подключение электричества к частному дому или другому объекту через электроустановку объекта, имеющего прямое подключение к распределительному оборудованию электросетевого хозяйства и располагающего избыточной выделенной мощностью. Подобный способ присоединения попадает под определение – «перераспределение выделенной электрической мощности».

Если присоединение осуществляется первым способом, то субабонент заключает договор на поставку электроэнергии с электросетевым хозяйством, к которому подключен абонент электрических сетей. Если же перераспределение мощности между абонентом и субабонентом производится по второй схеме, то правила технологического присоединения к электрическим сетям предписывают оформлять договорные обязательства непосредственно между двумя этими субъектами.

Действующие ограничения

В соответствии с действующим законодательством выступать в роли абонента, который может присоединить к своей электроустановке энергопринимающее оборудование другого субъекта (на условиях договора о перераспределении мощности) имеют право следующие лица:

  • физические лица, являющиеся собственниками электроустановок с выделенной мощностью, превышающей 15 кВт, которые успели выполнить присоединение до конца 2008 года;
  • юридические лица и ИП, успевшие выполнить подключение к электросетям до конца 2008 года (выделенная мощность электроустановки при этом должна быть более 150 кВт).

Абонентами не могут являться:

  • собственники электроустановок, выделенная мощность которых ниже параметров, указанных в предыдущем пункте;
  • субъекты, ранее заключившие договор о временном присоединении;
  • собственники объектов, не успевшие внести оплату за присоединение к централизованным сетям в полном объеме.

Люди, у которых нет времени вникать в юридические тонкости проблем, связанных с опосредованным присоединением, всегда могут воспользоваться услугами профессиональных организаций. Сегодня совсем не трудно найти компанию, которая окажет комплексное содействие в решении подобных вопросов, практически не требуя участия заявителя в осуществлении всех необходимых процедур.

Разъяснения ФАС РФ По отдельным вопросам о порядке технологического присоединения к электрическим сетям»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

О ПОРЯДКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ

К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ

1. Вопрос: Относятся ли садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения к категории заявителей, указанной в пункте 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее — Правила технологического присоединения), со всеми вытекающими правами, и обязана ли сетевая организация в отношении ДНТ, СНТ выполнить мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности.

Ответ: Согласно статье 17 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Таким образом, дачное некоммерческое партнерство (товарищество) является юридическим лицом.

В соответствии с абзацем 1 пункта 14 Правил технологического присоединения речь идет о заявителе — физическом лице, желающем осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. Из этого следует, что дачное некоммерческое партнерство (товарищество) не относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.

Если заявитель — юридическое лицо подпадает под пункт 12.1 Правил технологического присоединения, то в соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее — заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Если заявитель — юридическое лицо подпадает под пункт 12 Правил технологического присоединения, то в случае отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя согласно абзацу 2 пункта 30 Правил технологического присоединения если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил технологического присоединения, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока, установленного соглашением между заявителем и сетевой организацией для разработки и согласования с уполномоченными органами государственной власти проектной документации, но не позже 9 месяцев с даты поступления в сетевую организацию заявки. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.

При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.

Это интересно:  Права и обязанности ребенка в семье

Таким образом, сетевая организация не вправе отказать заявителю в осуществлении технологического присоединения по причине отсутствия у нее технической возможности. Законодательством в сфере электроэнергетики не предусмотрено такого основания для отказа в технологическом присоединении.

Правила технологического присоединения устанавливают лишь особенности процедуры технологического присоединения для отдельных категорий потребителей при отсутствии у сетевой организации технической возможности.

В случае отсутствия технической возможности:

— в отношении объектов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей мощностью до 100 кВт включительно сетевая организация обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению в общем порядке, как и при наличии технической возможности;

— в отношении иных объектов сетевая организация обязана в 30-дневный срок после получения заявки обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее — регулирующий орган) для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном регулирующим органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора. Сетевая организация вправе отказать в заключении договора при отсутствии технической возможности, если заявитель не согласен на технологическое присоединение по размеру платы, определенному регулирующим органом.

2. Вопрос: Стоимость технологического присоединения и порядок ее определения в случаях, когда расстояние от границ участков заявителей до объектов электросетевого хозяйства превышает 300 метров в городах и поселках городского типа и 500 метров в сельской местности.

В случае если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства превышает указанные 300 или 500 метров, то размер платы за технологическое присоединение рассчитывается исходя из ставки платы за технологическое присоединение за 1 кВт, установленной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

3. Вопрос: Каковы сроки получения технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям юридических лиц с максимальной единовременной мощностью свыше 100 кВт?

Ответ: Для заявителей — юридических лиц, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 100 кВт в части определения сроков направления заявителю технических условий применяются пункты 15, 22 Правил технологического присоединения.

В соответствии с абзацем 1 пункта 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заявителю, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил технологического присоединения, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения.

Согласно пункту 22 Правил технологического присоединения для заявителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением лиц, указанных в пункте 12.1 настоящих Правил технологического присоединения, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, а также для физических лиц, за исключением лиц, указанных в пункте 14 настоящих Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки направить для согласования проект договора и технических условий.

При отсутствии в заявке сведений, указанных в пункте 12 настоящих Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки уведомляет об этом заявителя и в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений направляет для согласования проекты договора и технических условий.

Таким образом, для заявителей — юридических лиц, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 100 кВт, но не превышает 750 кВА, сетевая организация обязана направить заявителю для согласования и подписания заполненный и подписанный ею проект договора и технических условий (неотъемлемая часть договора) в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки.

4. Вопрос: Какова будет стоимость технологического присоединения к электрическим сетям для ТСЖ?

Ответ: Согласно пункту 5 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ) является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Соответственно, к ТСЖ применимы пункты 12 и 12.1 Правил технологического присоединения.

К юридическим лицам — некоммерческим организациям, на которых распространяется вышеуказанная плата, относятся:

— садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее — садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);

— содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;

— гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки, объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения), рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе, в случае, если по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и оформленные отдельным решением указанные потребители отнесены к тарифной группе «Население».

Таким образом, товарищество собственников жилья не относится к некоммерческим организациям, для которых размер платы за технологическое присоединение не должен превышать 550 рублей, умноженных на количество членов (абонентов) этой организации, при условии присоединения каждым членом этой организации не более 15 кВт.

Расчет платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для заявителей — юридических лиц (за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1, 13, 14, 34) осуществляется следующим образом:

— в случае если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства превышает указанные 300 или 500 метров, то размер платы за технологическое присоединение рассчитывается исходя из ставки платы за технологическое присоединение за 1 кВт, установленной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

5. Вопрос: Относятся ли товарищества собственников жилья к категории заявителей, указанной в пункте 14 Правил технологического присоединения со всеми вытекающими правами? Обязана ли сетевая организация выполнить в отношении ТСЖ мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия технической возможности?

Ответ: Товарищество собственников жилья является юридическим лицом. Следовательно, товарищество собственников жилья будет подпадать под категорию заявителей, указанных в пунктах 12 и 12.1 Правил технологического присоединения. Вопросы технологического присоединения заявителей, указанных в:

— пункте 12 Правил технологического присоединения — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА;

— пункте 12.1 Правил технологического присоединения — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, технологическое присоединение которого осуществляется по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), изложены в вопросе 1 настоящих разъяснений.

6. Вопрос: Какова процедура переоформления договора энергоснабжения, в случае ликвидации ТСЖ, с юридического лица на несколько физических.

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. В случае ликвидации товарищество собственников жилья прекращает свою деятельность как юридическое лицо. Следовательно, происходит прекращение действия договора энергоснабжения между энергоснабжающей организацией и ликвидированным юридическим лицом, поскольку товарищество собственников жилья утрачивает правоспособность.

Согласно абзацу 1 пункта 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее — Правил функционирования розничных рынков) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее — заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил.

Согласно абзацу 1 пункта 62 Правил функционирования розничных рынков договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 64 настоящих Правил функционирования розничных рынков. Лицо, намеревающееся заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение следующих условий, необходимых для его заключения.

Таким образом, при ликвидации товарищества собственников жилья происходит расторжение договора энергоснабжения и у каждого бывшего члена товарищества возникает необходимость заключения договора энергоснабжения с энергоснабжающей организацией. Вместе с тем, в соответствии с абзацем 1 пункта 64 Правил функционирования розничных рынков действие договора энергоснабжения с гражданином-потребителем не может ставиться в зависимость от заключения или незаключения договора в письменной форме. Наличие заключенного с гражданином-потребителем договора подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику.

7. Вопрос: Каков порядок действий физического лица (члена ТСЖ) и ТСЖ при переоформлении договора энергоснабжения в случае выхода из товарищества одного или нескольких членов (когда абонент изъявляет желание расплачиваться за электроэнергию не с ТСЖ, а со сбытовой организацией).

Ответ: Согласно пункту 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Таким образом, в случае выхода из членов товарищества собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.

Это интересно:  Какие отношения регулируются предпринимательским правом

Вместе с тем, необходимо учитывать, что:

1) в соответствии с пунктом 64 Правил функционирования розничных рынков в случае выхода из товарищества собственников жилья собственник жилья может вступать в прямые договорные отношения с энергоснабжающей организацией до заключения соответствующего договора с товариществом собственников жилья;

2) в случае, если в договоре, заключенном с товариществом собственников жилья с собственником жилья, не являющегося его членом, в соответствии с пунктом 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ не предусмотрен порядок оплаты электрической энергии, то такой собственник жилья также может вступать в прямые договорные отношения с энергоснабжающей организацией согласно пункту 64 Правил функционирования розничных рынков.

8. Вопрос: Если на расстоянии не более 500 метров от границ участка заявителя для сельской местности), физического лица с максимальной единовременной мощностью энергопринимающих устройств до 15 кВт включительно, расположены только электрические сети соответствующего класса напряжения, принадлежащие каким-либо организациям (третьим лицам), имеет ли право сетевая организация обязать заявителя осуществить технологическое присоединение через сети третьих лиц?

— заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

— сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Урегулирование отношений с третьими лицами заявителем Правилами технологического присоединения не предусмотрено. Таким образом, урегулирование отношений с третьими лицами является обязательством сетевой организации, а не заявителя.

При этом процедура технологического присоединения для лиц, указанных в пункте 14 Правил, осуществляется согласно разделу II Правил технологического присоединения.

Новые правила технологического присоединения к электросетям

Электроэнергетика

Правовые основы в деятельности технологического присоединения

Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861

Орган исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением

Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии

Процедура технологического присоединения

  1. Подача заявки
  2. Заключение договора
  3. Выполнение мероприятий по ТП
  4. Получение разрешения Ростехнадзора:

«уведомительный порядок» (уведомление Ростехнадзора о вводе в работу энергоустановок, направляемой заявителями, мощность энергопринимающих устройств которых составляет от 150 кВт до 670 кВт, присоединяющихся к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ, а также сетевыми организациями в отношении объектов ЭСХ до 20 кВ, построенных (реконструированных) в интересах ТП заявителя) (ППРФ от 30.09.2015 № 1044)

  1. Фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям
  2. Фактический прием (подача) напряжения и мощности
  3. Составление Акта об осуществлении ТП, Акта разграничения балансовой принадлежности, Акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон и Акта согласования технологической (аварийной) брони

Заявка на технологическое присоединение

Подача заявки на технологическое присоединение

Заявка на ТП подается в следующих случаях (пункт 2 Правил ТП):

  1. присоединение ЭПУ впервые вводимых в эксплуатацию;
  2. в случае, если максимальная мощность ранее присоединенных реконструируемых ЭПУ увеличивается;
  3. в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяется категория надежности, вид производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения.

Куда обращаться с заявкой на ТП:

  • заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ его участка (пункт 8 Правил ТП);
  • в случае, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находиться несколько сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (пункт 8(1) Правил ТП);
    • при ТП по индивидуальному проекту заявитель вправе обратиться в любую сетевую организацию.

Обучающие семинары и консалтинговые услуги от нашей группыпоможем разобраться или сделаем за Вас! Установление тарифа, стоимость электроэнергии, условные единицы и много другое! Ищите решение проблемы? Пожалуйста.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ подача одновременно 2-х и более заявок на ТП одних и тех же ЭПУ в разные сетевые организации (исключение – в случае необходимости использования нескольких источников питания, заявитель уведомляет каждую из сетевых организаций)

Договор и технические условия для технологического присоединения

Существенные условия договора ТП (пункт 16 Правит ТП)

1. перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

2. срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению:

а) для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил ТП – 6 месяцев, в случае технологического присоединения к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

б) для заявителей, максимальная мощность ЭПУ которых составляет менее 670 кВт – 1 год (если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон);

в) для заявителей, максимальная мощность ЭПУ которых составляет не менее 670 кВт – 2 года (если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организацией или соглашением сторон);

В случае, когда необходимо строительство только объектов «последней мили»:

а) рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, — при временном технологическом присоединении;

б) 4 месяца — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

в) 1 год — для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

При временном ТП – 15 дней для передвижных ЭПУ с мощностью до 150 кВт; 15 дней для сетевой организации в целях выполнения своей части ТУ.

Существенные условия договора ТП (пункт 16 Правил ТП)

3. Ответственность сторон:

а) право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

б) за нарушение сторонами сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.

4. Порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

5. Размер платы за технологическое присоединение.

6. Порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Распределение обязанностей по выполнению ТУ

  • Pаявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
  • Cетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Распределение обязательств между сторонами при технологическом присоединении

В соответствии с пунктами 16.3; 25; 25.1 Правил:

  • распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий для всех категорий заявителей:

мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем;

мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

  • точки присоединения не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (для лиц, указанных в п. 12.1 и 14 Правил).

Обучающие семинары и консалтинговые услуги от нашей группыпоможем разобраться или сделаем за Вас! Установление тарифа, стоимость электроэнергии, условные единицы и много другое! Ищите решение проблемы? Пожалуйста.

Отдельные положения при «льготном» технологическом присоединении

  • мощность – до 15 кВт (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения ЭПУ);
  • стоимость – 550 рублей;
  • категория надежности – третья (один источник электроснабжения).

Расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Когда не применяется льгота. Исключения:

  1. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств лиц, расположенных на земельных участках взятых в аренду на срок не более года.
  2. При технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных в жилых помещениях многоквартирных домов.
  3. Ограничение: льготой можно воспользоваться не более 1 раза в течении 3 лет в границах муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях городов федерального значения

Объекты электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения

В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11 на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом, сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе и понизить/повысить класс напряжения) за свой счет в отношении любых заявителей.

Следовательно, под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, класс напряжения которых составляет до 20 кВ включительно (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).

Рассрочка по оплате технологического присоединения

Особенности:

а) беспроцентная рассрочка предоставляется заявителям – юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям намеревающимся осуществить технологическое присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (заявители указанные в пункте 12(1) Правил);

б) в заявке заявитель указывает предложения по порядку расчетов и условий рассрочки внесения платы за технологическое присоединение;

в) беспроцентная рассрочка платежа за технологическое присоединение предоставляется на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения;

г) порядок расчетов при предоставлении беспроцентной рассрочки платежа за присоединение:

  • 5 процентов платы за технологическое присоединение в течении 15 дней со дня заключения договора на присоединение;
  • 95 процентов платы за технологическое присоединение в течении 3 лет со дня подписания акта об осуществлении технологического присоединения равными долями ежеквартально.
Это интересно:  Проект пдв 2020 года правила

Право на проверку проектной документации

Потребитель с мощностью менее 150 кВт наделен правом (а не обязанностью) представить проектную документацию в сетевую организацию для проверки на соответствие техническим условиям (пункт 18.5 Правил)

Особенности проверки проектной документации:

  1. Бесплатная процедура.
  2. Сроки проверки документации не должны превышать 10 дней со дня получения проектной документации (в случае, если технические условия согласовывались с субъектом ОДУ – 25 дней).
  3. Процедура носит добровольный характер и не требует определения порядка проведения проверки.

Технологическое присоединение СНТ

  • Если ТП садовых товариществ, его членов, то заявку в сетевую организацию подает само СНТ, либо представитель СНТ;
  • Если ТП граждан, ведущих индивидуальное хозяйство на территории СНТ, либо иными лицами, расположенными на территории СНТ, то заявку подают самостоятельно.

ТП осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры СНТ.

Должен быть договор на использование инфраструктуры!

СНТ не вправе препятствовать присоединению через свои сети

Особенности технологического присоединения ЭПУ, находящихся в многоквартирных домах

Ограничения при технологическом присоединении ЭПУ в общей собственности

Наиболее распространенные виды объектов находящихся в общей собственности:

  • многоквартирные дома;
  • садовые, дачные, огороднические объединения (СНТ);
  • гаражные и строительные кооперативы, погреба и иные некоммерческие объединения;
  • религиозные и иные объекты, содержащиеся за счет прихожан.
  • Заявитель: собственник помещения (лицо имеющее иное законное право на помещение).
  • Сетевая организация: к электрическим сетям которой присоединен многоквартирный дом.
  • Условие присоединения: наличие согласия управляющей организации на присоединение данного помещения к электрическим сетям (если проектом дома не предусмотрено индивидуальное ВРУ для помещения).
  • Граница участка заявителя:
  • 1. Граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и многоквартирным домом (по акту РБП, если есть);
  • 2. ВРУ многоквартирного дома (если отсутствует акт РБП).
  • Заявитель: управляющая организация.
  • Сетевая организация: к электрическим сетям которой присоединен многоквартирный дом.
  • Условия присоединения: присоединение только через внутридомовые сети многоквартирного дома, которые являются общим имуществом.
  • Граница участка заявителя:
  • 1. Граница балансовой принадлежности между сетевой организацией и многоквартирным домом (по акту РБП, если есть);
  • 2. ВРУ многоквартирного дома (если отсутствует акт РБП).

Запрещено «прямое» присоединение ЭПУ находящихся в жилых помещениях многоквартирных домов к электрическим сетям, без использование внутридомовой системы электроснабжения

Критерии наличия технической возможности технологического присоединения

Согласно пункту 28 Правил ТП, критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил ТП критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Компетенция антимонопольного органа

  • Выдача предупреждений (предостережений)
  • Возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдача обязательных для исполнения предписаний
  • Возбуждение дел об административных правонарушениях
  • Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства

Нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям

Наиболее распространенные нарушения при технологическом присоединении к электрическим сетям

  1. Необоснованный отказ, а также уклонение от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (отказ в выдаче технических условий; требование предоставить документы, не предусмотренные законодательством; ненаправление в установленные сроки договора и технических условий; отказ в заключении договора в связи с отсутствием технической возможности; и др.)
  2. Навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами технологического присоединения (требование построить дополнительные объекты не в границах участка заявителя, но за его счет; требование подписать договор без распределения обязательств сетевой организации и заявителя; понуждение заявителя к долевому участию в строительстве объектов сетевой организации; возложение на заявителя обязанности согласовать технологическое присоединение с третьими лицами, через объекты которых будет осуществляться опосредованное присоединение и пр.)
  3. Нарушение установленного порядка ценообразования при взимании платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (самостоятельное определение сетевой организацией стоимости технологического присоединения и предъявление ее заявителю; несоблюдение требования о размере «льготной» платы)
  4. Неисполнение сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения в установленные сроки, в том числе уклонение от выдачи документов о технологическом присоединении либо требование внесения дополнительной платы за их подписание

Статистика нарушений антимонопольного законодательства

*Количество дел, в которых подтвержден факт нарушения антимонопольного законодательства со стороны сетевых организаций

*Количество выданных предупреждений антимонопольными органами сетевым организациям

Изменения антимонопольного законодательства

Уточнение статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

Изменения КоАП РФ

Новая редакция статьи 9.21 КоАП РФ

Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям

Технологическое присоединение к электрическим сетям

10.01.2016 начал действовать Федеральный закон от 30.12.2015 № 450-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «Об электроэнергетике», предусматривающий изменение порядка установления платы за технологическое присоединение, согласно которому на основании затрат сетевых организаций устанавливается единая плата за технологическое присоединение для всех потребителей со сходными характеристиками (стандартизированные тарифные ставки по субъектам РФ).

Данное нововведение направлено на исключение злоупотреблений со стороны сетевых организаций, выражающихся в отказе от технологического присоединения в связи с отсутствием утвержденных стандартизированных тарифных ставок для конкретной сетевой организации.

Ответственность за несоблюдение сроков технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения обязательств потребителей по оплате услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности и взаимодействия субъектов розничных рынков электрической энергии»

Проект постановления предполагает оплату части содержащегося для потребителя резерва мощности в случае выполнения в отношении такого потребителя следующих условий:

  1. Максимальная мощность энергопринимающего устройства потребителя составляет не менее 3 МВт.
  2. По итогам трехлетнего периода резерв в каждый месяц такого периода составляет более 40 % от максимальной мощности.
  3. По итогам текущего месяца ситуация не изменилась, то есть резерв снова составил более 40% от максимальной мощности.

Оплата резерва производиться исходя из экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, не включая в себя перекрестное субсидирование населения.

Особенности технологического присоединения к объектам генерации

При присоединении энергопринимающих устройств к распределительным устройствам электростанции последняя выполняет функции сетевой организации в части определения технической возможности технологического присоединения, согласования технических условий с субъектами оперативно-диспетчерского управления и смежными сетевыми организациями, а также выполнения необходимых условий договора (пункт 5 Правил ТП).

Электронный обмен документами при осуществлении технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обмена документами между заявителем и сетевой организацией, подписанными электронной подписью»

Предусматривается обеспечение со стороны сетевой организации возможности электронного документооборота при осуществлении технологического присоединения. Документы направляемые заявителем подписываются электронной цифровой подписью.

Заключение договора с сбытовой организацией до завершения процедуры технологического присоединения

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) до завершения процедуры технологического присоединения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии»

  1. Согласование актов аварийной и (или) технологической брони стало обязанностью потребителя ограничения режима потребление которого может привести к негативным последствиям.
  2. Перечень «не отключаемых» потребителей, сформированный и утвержденный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
  3. Единые подходы для согласования актов аварийной и (или) технологической брони в рамках процедуры технологического присоединения или в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

Технологическое присоединение с участием третьих лиц

Минэнерго разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка урегулирования отношений с «третьими лицами» — сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям»

  1. Дополнение Правил пунктом 13.1 содержащим требования к заявке на технологическое присоединение, направляемой сетевой организацией в вышестоящую сетевую организацию.
  2. Особенности технических условий выданных для сетевых организаций (пункт 25.2 Правил).

Критерии ТСО

Запрет на владение и (или) пользование объектами с использованием которых осуществляется производство электрической энергии и мощности (пристанционное оборудование)

Ужесточение Критериев ТСО. ПП РФ от 30.09.2016 № 989 и от 17.10.2016 № 1056 (последнее вступает в силу с 01.01.2017)

С 2017 года. Владение объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования.

Расчетный период (1 год)

Долгосрочный период (3, 5 лет)

Статья написана по материалам сайтов: mosenergocity.ru, legalacts.ru, electricalnet.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector