Политические права гражданина рф по конституции

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти.[ Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1992г.] К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Переходя непосредственно к определению круга политических прав и свобод необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия.

Согласно ст.30 Конституции РФ “Каждый имеет право на объединение. ”, т.е. создание разного рода (не государственных) общественных объединений совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются — добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Для создания общественного объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением политических партий и профсоюзов). Статья 30 Конституции РФ фиксирует гарантию свободы деятельности общественных объединений. Для осуществления уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, — как выражение социальной и политической активности граждан — при условии, что эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ). Эти мероприятия требуют санкционирование властей в отношении их проведения.

Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их

политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно

в решении государственных проблем.

Главной из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей (ст.32 п.1 Конституции РФ).

“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ст.32 п.2). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются право избрания лица недееспособные и осужденным к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы — 21 года.

Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно.

Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.

Статья 32 п. 4 устанавливает, что “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправление правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решении вопросов общественной жизни.

Конституция 1993 года, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод.[ М. В. Баглай, Б. Н. Габричидзе “Конституционное право Российской Федерации”]

Права, свободы и обязанности в РФ по Конституции 1993 г.

По Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина, а также чётко определены обязанности. Рассмотрим их.

Право – это гарантированные государством возможности индивида иметь и пользоваться благами (социальными, политическими, экономическими, духовными, личными).

Классификация прав

По времени возникновения:

  • первое поколение прав — это личные, гражданские права
  • второе поколение прав — социальные, экономические, культурные. Они нашли отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
  • третье поколение прав — формируется в современных условиях – защита личного статуса индивида, включённость его в жизнь общества. Это коллективные права, права солидарности — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др. Коллективные права не должны ущемлять или ограничивать права каждого в отдельности.

Группы прав

Личные ( гражданские)права — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)

Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)

Социально-экономические создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)

Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)

Права Статьи Конституции
Гражданские (личные) права
Право на жизнь 20
Право на достоинство личности 21
Право на свободу и личную неприкосновенность 22
Право на неприкосновенность частной жизни 23
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. 24
Право на неприкосновенность жилища 25
Право не определять и не указывать свою национальность. 26,п1.
Право пользования родным языком 26, п.2
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. 27
Свобода совести, вероисповедания. 28
Политические права и свободы
Свобода мысли и слова. 29, п.1,2
Свобода информации, цензура запрещена. 29, п.3,4
Право на создание общественных объединений. 30
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. 31
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.

Право равного доступа к государственной службе.

право участвовать в отправлении правосудия.

32
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. 33
Социальные и экономические права.
Право на предпринимательство 34
Право на частную собственность. 35
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. 36
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. 37. п.1-4
Право на отдых 37, п.5
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. 38
Право на охрану и помощь семье. 39
Право на жилище 40
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 41
Право на благоприятную окружающую среду. 42
Культурные права
Право на образование 43
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.

Право на доступ к культурным ценностям.

44

Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Виды обязанностей:

Общие — распространяются на всех граждан:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные — закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,- обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать:

  • все виды обжалования в соответственных органах государственной власти и управления
  • обращаться к общественности и в средства массовой информации
  • создавать движения в свою защиту
  • проводить различные виды пикетирования.

Виды защиты прав на международном уровне:

1) Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

В 1996году Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод, граждане РФ получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Условия обращения в Европейский Суд :

  • предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией.
  • Жалоба может исходить только от самого потерпевшего
  • Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после рассмотрения государственными органами.
  • Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции РФ
  • Чтобы жалоба была признана, приемлемой заявлением должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты.

Государство, к которому относится решение Суда, обязательно ему подчиняется.

2) Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмен)

Создан в начале 19 века в Швеции (1809году), после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах.

Характерные демократические черты:

  • независимое положение в системе государственных органов
  • несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента
  • открытость и доступность для всех граждан
  • бесплатное оказание помощи гражданам и так далее

В России есть тоже должность Уполномоченного по правам человека

На неё назначает и с неё освобождает Государственная Дума РФ.

Первым с января 1994года был С.А.Ковалев.

Сегодня это Т.Н.Москалькова – с 22 апреля 2016 года.

16 апреля 1996года Государственная Дума приняла закон

«Об Уполномоченном по правам человека в РФ».

В нем определены:

  • порядок назначения и освобождения от должности
  • его компетенция
  • организационные формы
  • условия деятельности.

Таким образом, Конституция Р. Ф. гарантирует права и свободы человеку и гражданину. Государство обеспечивает гарантии соблюдения данных прав. Однако широк и круг обязанностей людей перед государством, которое вправе потребовать исполнение данных обязанностей каждым гражданином РФ.

Защита прав происходит в государстве. Однако в случае несогласия с решениями суда, граждане могут обратиться за помощью в мировое сообщество. Всё это свидетельствует о демократическом характере нашего государства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Политические права и свободы граждан по Конституции РФ

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К числу данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие о личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.

Переходя непосредственно к определению круга политических прав и свобод, необходимо отметить статью 29 Конституции РФ (свобода мысли и слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны присутствовать различные взгляды и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, нарушению общественного согласия.

Свобода слова — это юридически определенная возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции, это свобода публичного высказывания. Слово должно воздействовать на людей. Свобода слова у нас в РФ ограничена — использование свободы слова не должно нарушать свободы других субъектов. Пункт 2. ст.29 Конституции РФ закрепляет случаи, когда запрещена свобода слова:

если она применяется для возбуждения социальной розни (социальная рознь — это трения между членами различных социальных групп; при таком определении сюда можно включить любую ситуацию, напр., запретить деятельность профсоюзов);

если разжигается расовая, национальная, религиозная, языковая ненависть и вражда (законодатель хотел создать гарантии по пресечению этнических и религиозных конфликтов. А что такое вражда и ненависть? Национальное превосходство: мы лучше потому, что другие хуже; когда культуру сравнивают с более богатой, здесь нет никакого превосходства. Религиозная ненависть и вражда использовали эту формулировку в защиту иезуитских религий (секты, братства). В этом смысле надо бы запретить иезуитские религии, которые наносят вред.)

Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова, однако это разные формы поведения:

При реализации права на информацию требуется согласие субъекта.

Каждый имеет право всеми законными способами осуществлять право на информацию (приобретать, передавать).

Цензура — это предварительная проверка представленных к публикации материалов на предмет неразглашения сведений, составляющих государственную тайну. Цензура обычно связывается с определенным государственным аппаратом, но у нас осталась цензура более жесткая и не относящаяся к государственной тайне. У нас сейчас свободно могут сообщить какие-либо сведения о стратегическом объекте, плане, в СССР существовала другая крайность, тогда любое ведомство могло засекретить информацию о себе. Сейчас цензура определяется федеральным законом. Существует также редакторская цензура, и на неё нет управы, поэтому свободных СМИ в мире вообще и в России в частности не существует, ибо пресса подчиняется всегда тому, кому она принадлежит.

Право на объединение — это право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент, п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Общественное объединение — это добровольно созданное по инициативе организаторов негосударственное объединение физических лиц. В данном случае мы будем говорить об общественных объединениях. Объединения: организации и движения. Профсоюзы создаются в уведомительном порядке, не требуется государственная регистрация. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав. Для создания общественного объединения необходимо набрать инициативную группу в количестве не менее 3 человек. Решившим регистрироваться надо представить документы:

протокол собрания инициативной группы;

представить устав общественного объединения, а если политическое объединение, тогда еще и программу;

сведения об инициаторах создания (ФИО, дата рождения, адрес места жительства (напр., что бы разыскать для вручения уведомления о регистрации), паспортные данные (серия и номер и место выдачи, чтобы избежать создания политических объединений иностранцев)).

сведения о руководящих органов, и кого в них избрали;

квитанция об уплате государственной пошлины за регистрацию общественного объединения.

Устав общественного объединения должен содержать следующие сведения:

название общественного объединения и его организационная форма;

полное и краткое наименование;

цели и задачи вашей организации;

организационное строение вашей организации;

права и обязанности членов организации;

отразить систему руководящих органов в организации;

указать источники финансирования организации (если создавать политическую партию, то она не имеет права получать финансирование из иностранных государств, и физических и юридических лиц и их представительств на территории РФ, политические и общественные объединения не имеют права получать государственное финансирование, кроме как на выборах);

порядок выхода и вступления в организацию;

прекращение деятельности организации.

Отказ в регистрации можно обжаловать в судебном порядке.

Среди объединений следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решении государственных проблем.

Главной из основных функций партий является информационная; с помощью политических партий до государственных органов доходит информация о проблемах общества. Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей (ст.32 п.1 Конституции РФ).

“Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме” (ст.32 п.2). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются право избрания лица недееспособные и осужденным к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.В. Лазарева. — М.: Изд-во «СПАРК», 2001. — С. 32..

Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше: возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы — 21 года.

Необходимо отметить: как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно.

Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.

Статья 32 п. 4 устанавливает: “граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе”. Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправлении правосудия, основанный на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решении вопросов общественной жизни.

Право на манифестацию. Единственное условие, это то, что право должно осуществляться мирно и без оружия. Для реализации права на манифестацию надо написать заявление в органы местного самоуправления. Сегодня нет закона о манифестации, государственные служащие могут путать, например митинги с другими видами выражения общественного мнения. Единственным документом, регулирующим право на проведение манифестации, является указ Президента РФ от 1993. Для проведения манифестации необходимо наличие инициативной группы, которая должна подать заявление, в нём указывается:

лозунги, цели и задачи этого мероприятия;

место проведения мероприятия;

указан маршрут проведения манифестации, обычно разногласия с властями возникают именно по этому вопросу (по месту, времени и маршруту);

сведения об инициаторах (организаторы манифестации обещают со своей стороны не допускать нарушения общественного порядка).

Не менее чем за 10-ть дней до момента проведения манифестации необходимо предоставить заявление, и в течении 5-ти дней должно прийти уведомление. На манифестации необходимо, на всякий случай, иметь с собой это уведомление (если сотрудник милиции «заинтересуется»).

Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя). Участие граждан в управлении государством, в выборах и референдумах осуществляется на основе избирательного субъективного права. Избирательное субъективное право это:

активное избирательное право (право избирать);

пассивное избирательное право (право быть избранным).

Не обладают избирательным правом лица:

признанные недееспособными в судебном порядке;

граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Проявлением участия граждан в управлении государством является право на государственную службу, а равного доступа к государственной службе не существует, обычно он определяется политическими устремлениями претендента на государственную должность.

Неотъемлемыми политическими правами граждан России являются также право на участие в отправлении правосудия — право участвовать в качестве народных и присяжных заседателях, право на петиции Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.В. Лазарева. — М.: Изд-во «СПАРК», 2001. — С. 28..

Политические права и свободы

Данная группа прав и свобод преимущественно связана с возможностью индивидов участвовать в публичной власти, в политической жизни общества. В основе всех этих прав лежит конституционное положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет эту власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1 и 2 ст. 3). Поэтому политические права принадлежат преимущественно гражданам государства, их объединениям. Однако все больше политических прав граждан в настоящее время закрепляется и за иностранными гражданами и лицами без гражданства (право на объединение, участие в муниципальных выборах, местном референдуме, голосовании по вопросам местного значения, право на обращение в органы публичной власти, др.).

Свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29 Конституции РФ). На основе общепризнанных международных актов (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах) каждому в России гарантируется свобода мысли и слова. При этом не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2). Кроме того, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3).

Право на информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Это право непосредственно связано со свободой мысли и слова, так как Конституция РФ закрепляет за каждым право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Следует отметить, что, признавая значимость СМИ в сфере распространения информации, конституционный законодатель особо гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29).

По закону СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение) могут быть государственными, общественными, частными. Учредителем СМИ может быть гражданин старше 18 лет, не отбывающий наказание в местах лишения свободы, не признанный судом недееспособным.

Поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических средств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением оснований, предусмотренных законодательством о СМИ.

Право на распространение информации ограничено доступом к информации, отнесенной к государственной или иной тайне (личной, семейной, коммерческой, др.).

Федеральный закон «О государственной тайне» предусмотрел перечень сведений, которые не подлежат засекречиванию (об экологии, санитарии, преступности, др.).

Конституционное положение о запрете цензуры детализировано в Законе РФ «О средствах массовой информации» следующим образом: требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей не допускаются (ст. 3).

Право на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Особо подчеркивается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Данное право детализируется в федеральных законах от 19 мая

  • 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января
  • 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и др.

Под общественным объединением понимают добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Законодательством определены следующие организационноправовые формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Партии имеют индивидуальное членство физических лиц (т. е. членами партии не могут быть юридические лица), не допускается членство в партии иностранных граждан, каждая партия должна обязательно пройти государственную регистрацию, партии могут быть созданы только на федеральном уровне.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражении их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления; при этом политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Конституционный Суд РФ признал соответствующим Конституции РФ п. 3 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях» в части, не допускающей создание партий по признакам национальной или религиозной принадлежности (постановление от 15 декабря 2004 г. № 18-П).

Общественные объединения могут создаваться как международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные. Граждане вправе создавать (быть учредителями, членами и участниками) общественные объединения с 18 лет, быть членами и участниками молодежных общественных объединений с 14 лет, детских — с 8 лет.

Любое объединение, его структура и организационные правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении. Законодательные и иные органы не имеют права принимать законы, иные нормативные правовые акты, принуждающие граждан вступать в члены какого-либо объединения или пребывать в нем [1] .

Право на манифестации (ст. 31 Конституции РФ). Данное право прежде всего закрепляется только за гражданами РФ, которые могут собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

В Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целями публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Законом введены ограничения, в частности, по времени проведения публичного мероприятия (с 7 до 23 часов по местному времени) и необходимости подачи уведомления о проведении мероприятия (уведомление подается организатором в письменном виде в орган исполнительной власти субъекта России или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия).

Проведение публичного мероприятия может быть запрещено (в случях несоответствия Конституции РФ, угрозы общественному порядку и безопасности граждан), прекращено (при возникновении реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, для имущества физических и юридических лиц, при совершении противоправных действий участниками мероприятия). Кроме того, запрещается или ограничивается проведение публичных мероприятий на территории, где введено чрезвычайное положение.

Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Данное право реализуется через целую систему взаимосвязанных прав граждан РФ: право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1); право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2); право на равный доступ к государственной службе (ч. 4); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5).

Право граждан на управление делами государства непосредственно вытекает из принципа народовластия, закрепленного в ст. 3 Конституции РФ. Это право может быть реализовано посредством участия граждан в выборах, референдумах всех уровней, а также через личное участие в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, участие во власти возможно опосредованно — через своих представителей, избираемых в различные органы власти.

Российские граждане имеют равный доступ к государственной службе, что более подробно раскрывается в федеральных законах от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, федеральных государственных органов и государственных органов субъектов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов. Государственная служба делится на государственную гражданскую службу, военную и правоохранительную службу.

Граждане России приобретают право поступления на гражданскую службу с 18 лет, владея государственным языком и соответствуя квалификационным требованиям, предусмотренным законом.

Право на участие в отправлении правосудия может быть реализовано через участие гражданина в деятельности судебных органов в качестве присяжных или арбитражных заседателей.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Хотя Конституция РФ адресует данное право только гражданам России, российское законодательство предоставляет это право и иностранным гражданам, лицам без гражданства, за исключением ограничений, предусмотренных международным договором или законом. Данное право, условия его реализации детализированы в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон называет виды обращений: предложение, заявление, жалоба. Допускаются варианты устных и письменных обращений. Обращение может вноситься гражданином лично или через своего законного представителя. Письменное обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации (допускается продление срока еще на 30 дней, но в исключительных случаях).

Статья написана по материалам сайтов: obschestvoznanie-ege.ru, vuzlit.ru, studref.com.

»

Это интересно:  Основные виды правовых норм
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector