Основные виды правовых норм

В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права. Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.

Регулятивные нормы, в ϲʙᴏю очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся, например, нормы, закреплявшие принадлежность всей власти в СССР народу (ст. 2 Конституции СССР 1977 года).

Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия, использование кᴏᴛᴏᴩых в официальном обороте создает юридически значимые конструкции и конкретные виды правоотношений.

Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких.

Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.

По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные. Императивные нормы содержат категорические предписания. Стоит заметить, что они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. К ним относилась, например, норма, запрещающая компенсацию сверхурочных работ отгулом (ч. 3 ст. 88 КЗоТ).Формами выражения императивности правовых норм будут категоричность предписаний, а также определенность количественных и качественных условий применения и способа их реализации. Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, кᴏᴛᴏᴩые действуют исключительно постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в данных отношениях иного правила поведения.

Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные — ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий вид данных отношений.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные.

Отраслевые нормы права предназначены регулировать общественные отношения определенного вида, в рамках конкретной отрасли права (нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, семейного, финансового и иных отраслей права). Близкими к отраслевым будут корпоративные нормы права.

Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с общими нормами как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключения из правил.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права. Материальное право — специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни.

Процессуальное право — совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства).

10.3. Основные виды правовых норм

В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений. А.С. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Учитывая то, что любая норма имеет представительно-обязывающий характер, что она касается по крайней мере двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи — норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания». В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других — в форме запрета.

Пиголкин А.С. Нормы советского права и их структура // Вопросы общей теории советского права. М., 1960.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

Например, ст. 306 ГК РФ: «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права (ст. ст. 17, 29, 31, 33. КЗоТа РФ).

Например, п. 3 ст. 261 ГК РФ: «Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст. 301 ГК РФ, в которой говорится, что «собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения». Социальный смысл управомочивающих норм заключается в предоставлении гражданам и другим субъектам права определенной и гарантированной государством возможности поведения.

Управомочивающие нормы отражают различия между государством и иными институтами гражданского общества. Например, в отношении граждан действует норма международного права, в которой определяется, что гражданам разрешено все, что не запрещено. В то же время государственным служащим разрешены только те действия, которые определены рамками их должностных полномочий.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия. К ним можно было отнести ч. 4 ст. 100 КоБС РСФСР, в которой закреплялось, что «согласие родителей на усыновление должно быть выражено в письменной форме».

Например, п. 1 ст. 227 ГК РФ: «Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу». В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Такая норма содержалась, например, в ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ, запрещавшей сверхурочные работы. Пункт 3 ст. 302 ГК РФ запрещает «истребовать от добросовестного предъявителя» деньги, а также ценные бумаги. «.

Прообразом норм такого вида было понятие «табу», действовавшее в первобытном обществе. По своей природе запретительные нормы носят профилактический характер и направлены на предупреждение возможных правонарушений под страхом применения юридического наказания. Исходящие от государства запреты адресованы, в первую очередь, не всем, а только гражданам, склонным к совершению правонарушений. С их помощью осуществляется обеспечение безопасности и охрана общественного порядка. Эти нормы носят конкретный характер.

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы. Они не могут быть самостоятельной основой для возникновения правоотношений. Поэтому носят дополнительный характер.

Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закреплявшие принадлежность всей власти в СССР народу (ст. 2 Конституции СССР).

Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия, использование которых в официальном обороте создает юридически значимые конструкции и конкретные виды правоотношений. Примером могут служить:

Статья 14 УК РФ, в которой дается определение понятия преступления: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Статья 48 ГК РФ дает определение понятия юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Статья 195 ГК РФ дает понятие исковой давности: «Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено».

Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, например, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи Гражданского кодекса. Пункт 2 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций.

Например, ч. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ определяет, что, «если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

К числу коллизионных можно было отнести и норму ст. 4 Основ уголовного законодательства, устанавливающую, что «все лица, совершившие преступление на территории СССР, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступления».

Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.

Например, ст. 3 Федерального закона о введении в действие части первой ГК РФ определила, что «с 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности» и т.д.».

По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. К ним относилась, например, норма, запрещающая компенсацию сверхурочных работ отгулом (ч. 2 ст. 88 КЗоТ).

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписаний, а также определенность количественных и качественных условий применения и способа их реализации.

Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме: «Должно быть то, если иное не установлено законом или договором». Диспозитивной является, например, норма, устанавливающая обязанность нанимателя производить за свой счет текущий ремонт нанятого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Диспозитивность является общеправовой категорией. Свойство диспозитивности проявляется в различных отраслях права, относящихся как к частному, так и к публичному праву. В то же время характер диспозитивности в каждой отрасли права имеет свои особенности.

Некоторые исследователи (Е.В. Васьковский) выделяют два вида диспозитивности: материальная — представляет собой распоряжение объектом процесса; формальная — составляет право распоряжения процессуальными средствами защиты и нападения, т.е. средствами процессуальной борьбы.

По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные — соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений. Так, если норма, требующая для усыновления согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, является общей, то норма, устанавливающая, что при отсутствии родителей для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие на усыновление опекуна (попечителя), выраженное в письменной форме, является по отношению к первой норме специальной.

Рассмотрим другой пример. В параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки. А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так, в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям служащих.

Это интересно:  Можно ли в армии получить водительские права

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так, общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например, п. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. «. Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например, п. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации определяется, что «члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. «.

Отраслевые нормы права предназначены регулировать общественные отношения определенного вида, в рамках конкретной отрасли права (нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, семейного, финансового и иных отраслей права).

Близкими к отраслевым являются корпоративные нормы права. Они издаются и действуют в сфере государственного управления федеральными органами исполнительной власти, обладающими не только надведомственными, но и ведомственными полномочиями. Например, Центральный банк России определил порядок прекращения работы с населением тех банков, которые не войдут в систему страхования вкладов. Эти корпоративные правила касаются только членов банковского сообщества. Корпоративными являются и нормы, регламентирующие характер взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, а также их внутриорганизационные связи на основе складывающихся в новую отрасль норм корпоративного законодательства.

Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами, как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключения из правил. Если ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ закрепляла общее правило, не допускавшее сверхурочные работы, то исключительной по отношению к ней являлась норма ст. 55 КЗоТ, допускавшая сверхурочные работы «в исключительных случаях». Подобные конструкции сохранены и в ныне действующем Трудовом кодексе Российской Федерации. К числу исключительных следует отнести норму, допускающую усыновление в виде исключения без согласия родителей.

Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

В юридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми понимаются содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации, наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращенные к тем или иным общественным организациям. В качестве примера таких норм можно привести рекомендации колхозам по организации сельскохозяйственного производства и оплате труда колхозникам.

В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.

Материальное право — специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Процессуальное право — совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дела об административных правонарушениях и дела, рассматриваемые в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Большинство правовых норм, содержащих санкции за совершение правонарушений, применяются с обязательным соблюдением устанавливаемых процедур. Такая форма их реализации призвана обеспечивать выяснение истины по делу, обоснованность и законность принимаемого решения уполномоченными на это властными структурами.

В отличие от материальных норм процессуально-правовые нормы основным своим предназначением имеют определение юридических способов охраны, защиты и восстановления нарушенной правовой основы функционирования общества и государства.

Классификация видов норм права может осуществляться и по их юридической силе. Такой критерий деления способствует установлению возможных противоречий между ними. Чаще всего такое бывает при выходе за рамки имеющихся полномочий органов государственной власти и должностных лиц, которые принимают нормативный правовой акт.

Относительно недавно с признанием института частной собственности в Российской Федерации стали признаваться нормы частного и публичного права. Такое деление, известное еще римскому праву, связано с определением отражения интересов отдельных лиц (и их объединений), а также интересов общества (сферы действия государственной власти, органов правосудия). Специалистами отмечается, что официальное признание таких норм права отражает наличие элементов гражданского общества.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают: общие — устанавливаются на неопределенный срок действия; временные — устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение, период военного времени, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций)).

Виды правовых норм

нормы права таблица.docx

Виды правовых норм.

Критерий Виды Примеры
По функциональной роли: исходные нормы: определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления. В их состав входят нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.

декларативные нормы — провозглашающие принципы,

дефинитивные — содержащие юридические понятия и др.;

общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения;

специальные нормы присущи отраслям права и регулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.

Нормы конституционного права; предписания ст. 1 Закона РФ «О плате за землю» 1991 г., поясняющие цель введения платы за землю, ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющие цели и устанавливающие задачи Конституционного Суда (определительно-установочная норма); Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепляет определения понятий, применяемых в этом законе, в частности, «потребитель», «изготовитель», «исполнитель», «продавец», «стандарт»(норма-дефиниция); По характеру правил поведения или по форме предписания, содержащихся в юридических нормах: обязывающие нормы:

устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, платить за проезд в метро, исполнять гражданско-правовые обязательства и т.д.)

управомочивающие нормы: предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (получать стипендию, подавать иск в суд, и т.п.

запрещающие нормы: устанавливают запрет совершать недозволенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, грабить, убивать и т.п.)

норма гражданского права, устанавливающая, что каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (обязывающая норма); ст.301 ГК

РФ ‘’ Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого

незаконного владения» (управомочивающая норма); п.3. ст.302 ГК РФ ‘’Деньги, а также

ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от

добросовестного предъявителя’’(запрещающая норма).

По предмету правового регулирования или по отраслям права: Норма конституционного, административ-ного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права. Любая статья соответствующего кодекса. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов: Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнение предписания данного вида нормы не допускается.

Относительно определенные нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные.

Ситуационные допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.

Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение.

Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: при незаконном составе суда, при нарушении тайны совещания судей, при неподписании приговора одним из судей и т.п.(абсолютно определенная норма); большинство санкций уголовного права, устанавливающие низший и высший предел наказания (лишение свободы от 6 до 15 лет)(относительно определенная норма); неосторожное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправитель­ными работами на срок до 2-х лет(альтернативные нормы). По функциям права: Регулятивные: устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Охранительные: определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Норма, закрепляющая порядок заключения брака (регулятивная); норма уголовного кодекса об ответственности за клевету (охранительная). По специализации норм права: Закрепительные: нормы в общем виде выражают определенные элементы регулируемых общественных отношений.

Дефинитивные: нормы содержат научно сформулированные определения юридических понятий.

Нормы-принципы: устанавливают общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенной системы юридических норм.

Нормы Общей части УК (устанавливающие); принципы уголовного права, задачи гражданского права (нормы-принципы); понятия преступления, сделки, права собственности (дефинитивные). 7. По времени действия: Постоянные: нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права; постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.

Временные: нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.

Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

ст. 88 Конституции РФ (чрезвычайная); временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации (временная). По юридической силе:

  • нормы законов
  • подзаконные акты
основные, обыкновенные, кодифицированные(нормы законов); указы президента, постановления правительства (подзаконные акты). По характеру правовой нормы: Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. На их основе складываются все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные правоотношения.

Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.

Процессуальные нормы лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно- процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.

ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», дающая определение того, что понимается под дорожно-транспортным происшествием (материальная норма); в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия(процессуальная норма). По степени определенности или способу изложения: прямого изложения : в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому обществен-ному отношению;

бланкетные представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил.

отсылочные отсылают к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту.

Норма права, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение должностным лицом правил по технике безопасности (бланкетная); ст. 100 АПК РФ. В ней содержится правовое положение о том, что штрафы налагаются арбитражным судом в случаях и размерах, предусмотренных в других статьях самого АПК (отсылочная). По субъектам правотворчества выделяются: 1) нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами;

2) нормы прямого народного правотворчества

Большинство правовых норм относятся к первому виду; решение сельского схода, референдума (нормы прямого народного творчества). По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения: Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении, характерны для публичного права;

Императивные нормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения субъектов права. Императивные нормы могут устанавливать запреты, обязывания, или дозволения.

Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых отношений;

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения.

Рекомендательные нормы предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения. Факультативные нормы — позволяют при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной).

Норма, содержащаяся в ст. 196 Гражданского кодекса РФ устанавливает общий срок исковой данности (императивная норма); норма ст. 331 «Исполнение обязательства по частям» Гражданского кодекса РФ (диспозитивные нормы). По месту действия:

  • нормы международного права;
  • общенационального (внутригосударственного) права;
  • региональные или территориальные
  • местные или локальные
По сфере общественных отношений:
  • публичного права;
  • частного права.
По способу реагирования со стороны государства: Поощрительные — нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Карательные – нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы.

На примере земельного права: нормы могут быть поощрительными

, направленными на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование), а также карательными, предусматривающими принуждение субъектов

земельных отношений к выполнению предписаний регулятивных норм и их ответственность за виновное противоправное

Нормы права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Понятие правовой нормы

Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Основные признаки правовых норм

Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

Норма права — это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, так как реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязываюший характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она:

указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;

предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий;

имеет общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Норма права — это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — в нормативном правовом акте.

Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

Норма права обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и все ее дальнейшее существование зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества.

Прежде всего надо видеть природную обусловленность правовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Полиструктурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект), как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека (психологический аспект).

Далее нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловленной природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело, — наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, нрав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях — средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Наконец, необходимо учитывать то, что правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельностный процесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызывают различного рода противоречия (экономические, политические, идеологические, религиозные). Осознание, изучение этих противоречий и попытки их разрешения приводят в конечном счете к выработке правовой нормы как:

компромиссного, приемлемого для данного времени и общества варианта регулирования, обеспечивающего нормальную жизнь людей;

обобщенной информации о социальной действительности;

средства познавательной деятельности;

конкретного средства разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.

В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:

формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;

социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

3. Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3.3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

4. Структура правовой нормы. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру — логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах.

Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные инструменты познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения.

количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

5. Понятие и виды форм (источников) права. Источник права — это форма официального выражения общеобязательных предписании, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

Поясним, что общеобязательные предписания (нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т. д.) могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.

5.1. Понятие «источник права» многозначно. Если исходить из общепринятого значения термина «источник», то в сфере публичных отношений таковым может быть признана реальная сила, созидающая право. Такой силой является прежде всего власть государства. Именно органы государства способны принимать разнообразные правовые акты. Последние могут содержать нормы права или выступать официальной формой применения юридических норм. Это судебные и административные акты органов государственной власти (решения, определения судов, приказы, распоряжения и другие властные акты органов государства).

В дальнейшем речь будет идти об источниках права только в юридическом смысле, подразумевающем наличие «внешних» форм по отношению к содержанию (нормам права). Такими формами являются, например, закон, указ президента, решение суда, постановление правительства, договор и др. Все эти разные по юридической силе, значению, обязательности и авторитету юридические документы объединяет следующее: они содержат нормы права, а следовательно, признаются источниками права. Наряду с этим обратим внимание еще на одну черту, объединяющую все источники права в одну группу. Таким общим признаком является то, что все современные источники права — это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов 1 .

5.2. Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия «обычай» и «обычное право» вообще не разграничивались. Так, например, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В. М. Хвостову, обычай, по сути, есть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший прежде, чем общество конституировалось в политическом отношении. Таким образом, по их мнению, право, установленное обычаем, применялось, в основном, на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи не только сегодня применяются некоторыми народами, но и продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая заключается в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения это неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур народов, населяющих тот или иной регион.

Записью древнего, исторически сложившегося обычного права были в Древнем Риме Законы XII таблиц (V в. н. э.). В рабовладельческих и феодальных обществах санкционирование обычаев проявлялось в решениях суда по поводу отдельных фактов. Обычай, санкционированный государством, — весьма редко встречающаяся форма права.

Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но следует полагать, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более летального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

5.3. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и других странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по прецедентной системе, ratio decidendi. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов.

Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказываний несколько изменился. Более того, некоторые юристы высказывают предложения о необходимости «уравнять в правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возможным правотворчество судьей. Необходимо учитывать здесь и традиции российского законодательства.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. п.). В данном случае критерием разграничения источников права выступает нормативность>, подразумевающая, что юридические документы содержат нормы права, обшие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством.

Нормативный договор как источник права — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно ст. 422 Г К РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативного правового акта: издается уполномоченным государственным органом; обладает определенной юридической силой; регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

имеет конкретную сферу применения;

охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативный правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права. Нормативный акт:

точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;

может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.

Нормативный правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования может иметь преамбулу 1 , деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Такое строение нормативного правового акта — результат длительного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента, акты правительства) упорядочены, но вместе с этим они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества и тем более правовые обычаи и прецеденты. Однако важно отметить, что в целом вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенный правовой режим государства.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, stud24.ru, www.grandars.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector