Гражданско правовое регулирование водопользования

Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, исчерпаемым и возобновляемым природным ресурсом, используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
В юридическом смысле вода представляет собой химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоянии (Ст. 1 Водного кодекса РФ от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 г.) (далее — ВК РФ)). Воды — это вся вода, находящаяся в водных объектах. В свою очередь, водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Таким образом, поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект (ст. 7 ВК РФ). Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:
— поверхностные воды;
— внутренние морские воды;
— территориальное море России;
— подземные воды (ст. 8 ВК РФ).
Кроме того, поверхностные водные объекты подразделяются на:
— поверхностные водотоки и водохранилища на них;
— поверхностные водоемы;
— ледники и снежники.
Специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда является Федеральное агентство водных ресурсов, функция государственного контроля за использованием и охраной водных объектов возложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования.
Основными мерами государственного управления в области использования и охраны водных объектов являются:
— разработка водохозяйственных балансов — расчетных материалов, сопоставляющих потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами;
— составление схем комплексного использования и охраны водных ресурсов. Схемы должны содержать систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов (Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1097);
— принятие государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, которые необходимы для планирования и осуществления рационального использования, восстановления и охраны водных объектов на основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра. Разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы;
— ведение государственного мониторинга водных объектов — системы регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающей сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий (ст. 78 ВК РФ);
— осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод — систематического определения и фиксации в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории (Постановление Правительства РФ от 19.12.1996 г. № 1504);
— ведение государственного водного кадастра — свода данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях; ведется по единой системе и основывается на данных государственного учета вод (Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1403);
— проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, — проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству (Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1097);
— осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, который призван обеспечить соблюдение: порядка использования и охраны водных объектов; лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон (Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 716)
— работа по лицензированию в области использования и охраны водных объектов (Постановление Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 383). Выделяют общее, специальное и особое водопользование.
Общее водопользование предполагает использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств, может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование на водных объектах как общего пользования, так и не состоящих в общем пользовании (ст. 86 ВК РФ).
Специальное водопользование — это использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 ВК РФ).
Особое пользование водными объектами необходимо для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд (ст. 87 ВК РФ).
Водопользование (водопотребление и водоотведение) регулируется следующими правовыми мерами:
— установлением лимитов водопользования — предельно допустимых объемов изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются на определенный срок (ст. 90 ВК РФ);
— выполнением антимонопольных требований в области использования водных объектов: запрещаются действия водопользователей, направленные на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных граждан и юридических лиц (ст. 93 ВК РФ). Общие требования к охране водных объектов содержатся в главе 11 ВК РФ. Так, согласно ст. 94 ВК РФ, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ принимают совместимые с принципом устойчивого развития меры по сохранению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также по ликвидации последствий указанных явлений. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными для них негативными последствиями.
Необходимо отметить, что в водном законодательстве загрязнение водных объектов представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Под засорением водных объектов понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов, а под истощением вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения (ст. 95 ВК РФ). При этом источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод.Запрещаются сброс и захоронение в водные объекты производственных, бытовых и других отходов, а также радиоактивных и токсичных веществ (материалов). Содержание радиоактивных и токсичных веществ в водных объектах должно поддерживаться на уровне, который не приведет к причинению вреда здоровью населения, а также окружающей природной среде (ст. 104 ВК РФ).
Правовые меры по охране уникальной экологической системы России и природного объекта всемирного наследия — озера Байкал закреплены в Федеральном законе от 01.05.1999 г. «Об охране озера Байкал».

ТЕМА: Правовое регулирование использования и охраны вод

1. Правовое регулирование.

Водная стратегия РФ на период до 2024 г.

Водный кодекс РФ принят 12.04.2006 г. и введен в действие с 1.01.2007 г.

ФЗ «73-фз о введение в действие водного кодекса.

В развитие статей водного кодекса принято множество подзаконных нпа (н-р, постановление правительства от 28.04.2007 г №253 о порядке введения государственного водного реестра) к водному законодательству можно отнести и нпа, являющиеся источниками иных отраслей (н-р, налоговый кодекс, который содержит главу 25.2 «водный налог»)

Это интересно:  Общий метод регулирования в международном частном праве

2. Понятие водного объекта.

Согласно ст.1 водного кодекса водный объект это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект , постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Признаки водного объекта:

1) Определенное постоянство сосредоточения вод

2) Наличие признаков водного режима, к которым относится наличие естественных колебаний уровня и объема воды в водном объекте во времени.

3) Водные объекты должны иметь естественные и формальные (учитываемые) границы.

Определение границ водного объекта необходимо для решения вопроса до каких пределов собственник или пользователь водного объекта будет считать дно или берег своим. Согласно водному кодексу границей водного объекта является береговая линия – полоса земли, которая определяется по постоянному или среднемноголетнему уровню воды (для разных объектов граница определяется по разному – см.ч.4 ст.5 Вод.К)

4) Водными объектами признаются те, которые учтены как водные объекты, т.е. документированные сведения о которых занесены в государственный водный реестр.

Искусственные пруды для разведения рыб могут не относится к водным объектам, если они не учтены в качестве имущества рыбохозяйственных предприятий, при этом обладают всеми признаками водного объекта. Здесь проявляется проблема двойственности: некоторые искусственные водные объекты могут являться водными объектами, если они зарегистрированы в качестве таких в государственном водном реестре, но они могут быть также учтены (зарегистрированы как имущество предприятий и след-но, в данном случае выступают объектами не водных, а гражданских и иных правоотношений.

5) Водный кодекс относит к водным объектам водоемы как естественного так и искусственного происхождения, но при условии сохранения взаимосвязи водного объекта с окружающей природной средой , т.е. важен факт нахождения вод на поверхности земли либо ее недрах.

6) Большинство водных объектов имеют географические названия, которые одновременно являются юридическим признаком, позволяющим индивидуализировать тот или иной водный объект.

Кроме водного объекта, объектом водных отношений может быть и часть водного объекта, которая индивидуализируется путем указания на площадь акватории, местоположение и другие ориентиры. В отличие от водного объекта, который может быть объектом и права соб-ти и правопользования, часть водного объекта является только объектом водопользования.

Классификация водных объектов.

“ Поверхностные водные объекты (водный кодекс)

“ Подземные водные объекты (фз «о недрах»)

К поверхностным водным объектам относятся моря и их отдельные части — проливы, заливы, бухты, лиманы; водотоки, водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод – родники, гейзеры, ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты рассматриваются как единственно двух составных частей – поверхностных вод и покрытых ими земель или дна, которые ограничиваются береговой линией. Это положение имеет важное юридическое значение. Так при добыче полезных ископаемых со дна реки не требуется выделение земельного участка как это предусмотрено земельным законодательством о недрах для подобных целей, если такие виды пользования осуществляются на поверхности земли. В этом случае необходимо получить только решение соответствующего государственного органа о предоставлении водного объекта в пользование как требует водный кодекс.

3.Право собственности на водные объекты. Водный кодекс устанавливает преимущественно федеральную соб-ть на водные объекты. Собственность субъектов РФ, МО, ФЛ и ЮЛ возможна лишь на пруды и обводненные карьеры. При этом названные водоемы воспринимаются законодателем как составная часть земельного участка. Так в ст.20 водного кодекса установлено, что не допускается отчуждение этих водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки не подлежат разделу, если в результате такого раздела потребуется раздел пруда, обводненного карьера. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением ПС на соответствующий зем.уч., в границах которого расположены такие водные объекты.

Недостаток водного кодекса в том, что им не дано юридического определения пруда и обводненного карьера, а это может способствовать недобросовестному присвоению в частную соб-ть небольших озер, малых водохранилищ. Пруды или карьеры – это всегда водоемы искусственного происхождения. Пруд создается путем постройки плотины или может быть специально выкопан. Пруды сохраняют гидравлическую связь с другими водными объектами, т.е. наполняются водой естественным образом. Карьеры – это выемки в земной коре, которые образуются при добыче полезных ископаемых открытым способом. Понятие «обводненный» означает, что карьер уже не используется для добычи полезных ископаемых, а его заполнение также происходит естественным образом. В собственности одного лица…могут находится 2 или больше обособленных прудов и обводненных карьеров, расположенных на разных зем.участках либо на одном земельном участке. По отношению к прудам и обводненным карьерам, находящимся в частной собственности не действуют:

“ Требования, связанные с водопользованием (н-р, не применяется процедура заключения договоров водопользования или вынесения решения о предоставлении такого водного объекта в пользование)

“ По отношению к прудам и обводненным карьерам не устанавливаются водоохранные зоны

“ За пользование земельным участком, в том числе за площадь, занятую прудом или обводненным карьером с собственника земельного участка взымается земельный налог, а не водный и не плата за пользование водным объектом. Все остальные водные объекты, кроме прудов и обводненных карьеров (реки, водохранилища и др.), могут находится только в федеральной соб-ти, что означает запрет их приватизации и купли-продажи.

5. Виды права водопользования.

Право водопользования = право пользования водными объектами. Подразделяется на право общего и специального водопользования.

В соответствии с частью 1 ст.6 водного кодекса водные объекты будут являться водными объектами общего пользования (общедоступными) в случаях, если одновременно:

1) Отнесены к поверхностным водным объектам

2) Составляют публичную собственность, а именно находятся в государственной или муниципальной собственности.

Право общего водопользования включает в себя следующее:

1)использование водных объектов общего пользования

2)общедоступность, т.е. право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования

4)цель пользования – для личных и бытовых нужд

5)общедоступность водного объекта не означает вседозволенность – пользование должно осуществляться в рамках правовых норм (пользователи водного объекта должны рук-ся правилами охраны жизни людей на воде и правилами использования водного объекта для личных и бытовых нужд)

Например, такие правила разработаны в некоторых МО КО. Напрмиер, постановление главы администрации г.Слободского КО от 16.06.2009 г. №38 «Об утверждении правил водопользования водных объектов общего водопользования для личных и бытовых нужд г.Слободского» + этим же постановлением утвержден Перечень водных объектов общего водопользования, расположенных на территории г.Слободского, на которых запрещены (разрешены) отдельные виды деятельности.

6)общедоступное водопользование может быть ограничено нпа. Так, власти могут запретить изъятие воды для питьевого водоснабжения, купания, использования технических средств рекреационного назначения (маломерные суда, водные мотоциклы).

7) В право общего водопользования включается также пользование береговой полосой водного объекта. Так, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических, технических средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания различных плавучих средств. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров за исключением береговой полосы – канала. У небольших водотоков (рек, ручьев, каналов) протяженностью менее 10 км береговая полоса составляет 5 метров.

Право спец водопользовнаия в водном кодексе – ст.11

Основания возникновения права пользования водными объектами.

Возникает непосредственно из закона. Для его возникновения не требуется получения каких-либо юридических док-в. Напротив, для возникновения права специального водопользования необходимо получение каких-либо юридических документов.

В водном кодексе 1995 года для возникновения права специального водопользования требовался сложный юридический состав: получение лицензии на водопользование, заключение договора. Новый водный кодекс 2006 года упразднил институт лицензирования и таким образом упростил порядок предоставления водных объектов пользования.

Это интересно:  Правовое сознание и его структура

Водным кодексом 2006 года установлены 2 способа предоставления водных объектов в пользование: договорный (когда требуется заключение договора) и административный порядок (необходимо получение решения органов гос. власти о предоставлении водного объекта в пользование). Причем водный кодекс предусматривает водопользование по одному документу либо по договору, либо по решению о водопользовании. Кроме того, водный кодекс устанавливает перечень видов водопользования, когда не требуется ни заключения договора, ни получения решений.

Итак, основаниями возникновения право пользования водными объектами являются:

1) договор, например, в случае изъятия водных ресурсов из поверхностных водных объектов (полный перечень случаев, когда требуется заключение договора дан в ч.1 ст.11 Водного кодекса).

По договору водопользования одна сторона – собственник – исполнительный орган гос. власти РФ, субъекта РФ или орган мсу обязуется предоставить другой стороне – водопользователю – водный объект или его часть в пользование за плату предоставляются только водные объекты (поверхностные водные объеты – водотоки и т.п. подземные – рег-ся зак-вом о недрах. Договором о водопользовании субсидиарно могут применяться положения об аренде предусмотренные ГК, однако договор водопользования носит публично-правовой характер, поскольку его содержание во многом определено императивными норами водного зак-ва, которые могут значительно ограничивать волю и права сторон в интересах охраны водных объектов.

2)на основании решений уполномоченных органов водные объекты предоставляются в пользование для нужд, предусмотренных ч.2 ст.11 водного кодекса. Решение уполномоченного органа – это административный односторонний акт, выражающий волю одного из участников правоотношений. Детальный порядок подготовки и принятия решений определен постановлением правительства от 30.12.2006 года №844 «о порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»

3) не требуется ни принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование, ни заключения договоров о водопользовании в случаях, предусмотренных ч.3ст.11 Водного кодекса. Например, в случае судоходства, полива садовых, огородных дачных семейных участков, ведения личного подсобного хоз-ва, купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан (полный перечень см.в ч.3 ст.11 ВК)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовой режим права водопользования

Статья просмотрена: 615 раз

Библиографическое описание:

Букреева Л. М. Правовой режим права водопользования // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/archive/166/45356/ (дата обращения: 02.06.2019).

Субъекты права водопользования могут самостоятельно реализовать принадлежащие им права на пользование водными объектами, предусмотренные законодательством. При этом органы государственной власти не могут вмешиваться в деятельность водопользователей, за исключением случаев, прямо, предусмотренных законом.

Права и обязанности субъектов водопользования определяются в зависимости от основания от возникновения права водопользования. Если право водопользования возникло на основании договора или решения органов государственной власти, то могут быть предусмотрены еще и дополнительные права и обязанности, которые прямо установлены в этих документах. Договор водопользования может содержать и иные условия, принятые по соглашению сторон. [1]

Собственники водных объектов имеют право:

1) самостоятельно осуществлять пользование водных объектов;

2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

3) пользоваться иными предусмотренными настоящим Кодексом, другими федеральными законами правами.

Водный кодекс наделяет водопользователей самостоятельно осуществлять различные виды деятельности. Самостоятельность при этом не означает самовольности. Водопользователи действуют в рамках договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Перечень прав водопользователей является открытым.

Особо важным правом водопользователей является право строительства гидротехнических сооружений, находящихся на водном объекте. Гидротехническим сооружением признаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов [1]. ГТС может быть зарегистрировано каждым водопользователем, но при этом данное сооружение будет находиться в собственности государства [2]. Безопасность ГТС осуществляет Правительство РФ [3]. Ответственность за безопасность несет собственник, так же он возмещает ущерб в результате аварии.

Составляется декларации безопасности ГТС. Перед этим разрабатывается проектная документация сооружения, которая подвергается соответствующей экспертизе.

Различные органы осуществляют контроль и безопасность данного сооружения. На сегодняшний день число аварий на гидротехнических сооружений составляет 5 процентов, но к 2024 году планируется привести аварийные сооружения в эксплуатируемое состояние [5].

Строительство ГТС способствует изменению водного объекта или созданию нового водного объект. Строительство на водном объекте регулируется Градостроительным Кодексом.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности [1].

Новый Водный кодекс продолжает развитие экологических обязанностей в сфере водных отношений, возлагаемых на водопользователей в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации предприятий, сооружений и иных объектов распространяются на граждан и юридических лиц, которые обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Они должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

Водопользователи обязаны соблюдать нормативные предписания по использованию водных объектов, принимать различные меры по устранению и предупреждению вредных последствий для здоровья граждан. Граждане обязаны осуществлять меры по обезвреживанию, уничтожению, бытовых отходов, следовать экологическим, санитарно-гигиеническим номам [1].

При этом нужно отметить, что перечень прав и обязанностей не является исчерпывающим. В других нормах Водного Кодекса могут просматриваться права и обязанности водопользователей. Так, каждый гражданин имеет право на доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами2. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня [3].

Данный перечень может дополняться так же нормами Федеральных законов.

Таким образом, приходим к выводу, что содержание права водопользования включает в себя достаточно широкий круг прав и обязанностей субъектов водопользования. Содержание права водопользования включает в себя правомочия субъектов водопользования, которое наделяется и регулируется водным законодательством. Права и обязанности водопользователей дифференцированы в зависимости от основания предоставления права водопользования. Понятие права водопользования включает в себя владение, пользование, и распоряжение водными объектами. Конкретное же содержание права водопользования отражается в правах и обязанностях водопользователей.

  1. Водный Кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 № 167 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471.
  2. Водный Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 № 74 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 23. Ст. 2381.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации 31 июля 1998 № 146ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.
  4. Аксененко Г. А., Краснова Л. П., Фомина В. С. Земельное законодательство: Учебное пособие. М.: Наука, 2012.
  5. Данилов В. И. Водные ресурсы и качество вод. Состояние и проблемы управления // Российская юстиция. 2010. № 1.
Это интересно:  Правовой режим использования и охраны земель

Правовое регулирование водопользования.

Общая характеристика права водопользования.

Понятие «водопользование»

По отношению к многочисленным и разнообразным конкретным общественным отношениям, возникающим в процессе использования природных запасов воды, понятие «водопользование» выступает как одно собирательное, обобщающее понятие.

Нужно отметить, что как таковое водопользо вание вообще на практике не существует. Есть добыча воды из реки, озера, моря, подземного водоносного горизонта и т.д. Добыча может производится как путем применения сложнейших гидротехнических сооружений, так и с помощью простейших бытовых приспособлений. Все случаи пользования природными запасами воды характеризуются разными свойствами и признаками, но когда они рассматриваются как водопользование, то учитываются не все их признаки и свойства, а лишь типичные, свойственные каждому случаю водопользования. В соответствии с этими общими признаками и свойствами и формируется понятие водопользования, которое является базой для юридического понятия права водопользования в Российской Федерации.

Но не все случаи пользования водой юридически признаются водопользованием. Это зависит от экономических и хозяйственных условий, в которых происходит пользование водой.

Водопользованием признается пользование водами (водными объектами), состоящими в собственности государства Петров В.В. Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. М., «Юридическая литература», 1988,с.242.. При этом понятие «воды» рассматривается как совокупность природных запасов воды, выступающих в качестве самостоятельного материального блага в виде водных объектов, использование которых поддается целенаправленному регулированию.

Разграничение водопользования и пользования водой, которое водопользованием не признается, обусловлено установлением четкой грани между природными запасами воды и добытой водой, отделенной от природной среды. В большинстве случаев такой гранью служит момент отделения трудом людей некоторой массы вещества воды от ее природных запасов.

Так, например, управление городского водопровода, когда оно «как юридическое лицо» при помощи своих водопроводных сооружений добывает воду из реки или другого источника, осуществляет водопользование, а предприятия, учреждения, организации или граждане, получающие воду из водопровода, не осуществляют водопользование и являются только стороной в гражданско-правовых отношениях с управлением городского водопровода, т.е. с покупателями воды.

Момент добычи воды не всегда проявляется ярко и отчетливо. На практике возникают сложные отношения по поводу использования воды, характе ризующиеся такой совокупностью признаков, при которых явно проявляется относительность этого критерия, например, при эксплуатации оросительных систем, где подача воды комбинированная по открытому и напорному водопроводу.

Как известно, воздействие людей на природу проявляется, главным образом, в труде. В процессе труда определенная часть материи внешнего мира отрывается от природной среды, изменяет свои первоначальные формы, оказывается в какой-то степени изолированной от стихийно действующих сил. Она представляет собой переработанный трудом материал, по выражению К.Маркса «соединение вещества природы с человеческим трудом» Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.23,с.195..

Не все предметы труда людей становятся общественными вещами, так как не отделяются от природной среды. Труд людей может быть направлен на видоизменение предметов природы, на преобразование природных условий, и тогда результатом труда являются искусственно созданные природные объекты, например, водохранилища. Не смотря на то, что их водный режим в некоторой степени управляется людьми, они в значительной степени находятся под воздействием стихийных сил природы «осадков, поверхностного и подземного водного стока» Колбасов О.С. Теоретические основы права водопользования водами в СССР. М., «Наука», 1972..

Отсюда следует, что основным базисным критерием разграничения природы и социальных вещей является отделение, отрыв трудом людей определенной части материи от природной среды. Он же лежит и в основе установления грани между природными водными объектами и товарно-материальными запасами воды, имеющими стоимостную оценку.

В сложных случаях, беря за основу базисный критерий, следует вводить дополнительные критерии с учетом всех реально существующих условий и принимать в какой-то мере формальные решения, закрепленные в законе, и став обязательными, они способствовали бы устранению неопределенности в практической деятельности. В этом проявляется творческая роль права, не копирующего, не отражающего механически коренные жизненные связи и ситуации, а вносит организующее начало, закрепляя в своих нормах осознанные, продуманные решения, отвечающие интересам нашего общества.

Правовая характеристика понятия «водопользование» требует рассмотрения вопроса о

том, являются ли водопользованием добыча полезных ископаемых со дна водоемов, прокладка и эксплуатация трубопроводов, линий связи, электропередач и других коммуникаций.

Очевидно, что такие действия оказывают существенное влияние на состояние водных объектов, затрагивают условия водопользования для тех или иных нужд, которое осуществляется на этих водных объектах, создавая угрозу загрязнения или истощения водоемов, а потому нуждаются в правовом регулировании с точки зрения водного законодательства. Сами действия водопользованием не являются, так как не заключаются в использовании природных запасов воды. Но водопользование часто служит для них предпосылкой или неизбежно сопутствующим фактором. Поэтому отношения, связанные с добычей полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, имеют смешанный, комбинированный характер, представляющий собой сочетание водопользования, землепользования, пользования недрами или другими водными объектами. В связи с существенным влия нием на водные объекты добычи полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, буровых, строительных, взрывных и других работ законодательством предусмотрено, что вся эта деятельность может производиться только по согласованию с органами по регулированию использования и охраны вод и другими органами в соответствии с законодательством.

Наряду с указанными видами работ на практике широко распространено пользование водными объектами как эстетическими средствами — отдых у моря и т.д. Такие действия не считаются водопользованием, так как не оказывают воздействия на состояние водных объектов и не затрагивают условий водопользования других объектов.

Однако постепенно, по мере того, как усиливается влияние тех или иных действий на состояние водоемов и условия пользования ими, эти дей ствия в правовом отношении признаются водопользованием. Таковы купание людей в водоемах, простейший водозабор для бытовых нужд, водопой скота, плавание на лодках и т.п. Все это уже водопользование, которое, правда, не нуждается еще в подробной законодательной регламентации, но занимает определенное место среди других видов во допользования.

На основании изложенного можно сделать следующий вывод. Фактическое пользование водой лишь тогда признается водопользованием, когда оно характеризуется следующими признаками:

1) использование природных запасов воды, состоящих в собственности государства;

2) использование самого вещества воды, а также поверхности водоемов или водной среды для удовлетворения дозволенных законом нужд и потребностей;

3) использование таким способом, при котором происходит какое-либо воздействие на состояние водных объектов, либо затрагиваются условия водопользования других объектов.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, moluch.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector