Жестокое обращение с детьми статья

Такое понятие, как «жестокое обращение с детьми», вообще не должно существовать в нашей жизни, поскольку ни один ребенок ничего не может противопоставить силе и жестокости взрослых. Тем не менее, случаи физического и психологического насилия над детьми в наше время все же встречаются, поэтому каждый должен знать, какие правовые последствия могут наступить в результате совершения подобных действий.

В соответствии со статьей 156 Уголовного кодекса РФ, под жестоким обращением с детьми понимается не только применение физической силы, но и невыполнение обязанностей по воспитанию детей, созданию для них комфортных условий проживания. Если ребенка лишают еды, самых необходимых вещей или если ребенок проживает в антисанитарных условиях – все это можно считать жестоким обращением.

Главные причины такого обращения имеют социальный характер.

Случаи жестокого обращения с детьми, как правило, происходят в неполных или в малообеспеченных семьях. Кроме того, на их возникновение влияют такие факторы, как отсутствие у родителей ребенка постоянного места работы, криминальное прошлое кого-либо из членов семьи, злоупотребление родителями ребенка алкоголем или наркотиками, низкий уровень культуры членов семьи и многое другое. Если в семье присутствует сразу несколько из перечисленных факторов, риск жестокого обращения с детьми значительно возрастает.

Что относится к жестокому обращению с детьми

Недопустимость жестокого обращения с детьми закреплена и на международном, и на общероссийском уровнях. Так, согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, все участники конвенции, к числу которым относится и Россия, должны принимать все возможные меры для защиты детей от применения любых форм насилия.

Что касается отечественного законодательства, ответственность за совершение подобных действий предусмотрена во многих отраслях: в уголовном праве, семейном, административном и других.

К жестокому обращению относятся такие действия:

  • побои и другое физическое воздействие;
  • лишение ребенка еды, воды, применение других форм издевательств;
  • применение угроз в адрес ребенка;
  • оскорбление ребенка и грубая критика в отношении него;
  • пренебрежение интересами ребенка, унижение его достоинства.

Это основные, но не все примеры жестокого обращения.

Последствия этих действий для детей могут быть самыми плачевными.

К примеру, они могут проявляться в формировании негативных жизненных установок, в задержках физического и умственного развития, в снижении способности к обучению, в утрате уважительного отношения к взрослым, а также в серьезных изменениях в психике, которые практически невозможно будет исправить в дальнейшем.

Ответственность за жестокое обращение с детьми по статье 156 УК РФ

Статья 156 УК РФ определяет уголовную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее выполнение) обязанностей по воспитанию ребенка его родителем или другим лицом, на которое возложены соответствующие функции. Это может быть воспитатель, педагог или другой работник образовательной организации или любого другого медицинского, социального учреждения.

В соответствии с указанной статьей уголовная ответственность наступает в том случае, если жестокое обращение с детьми сочетается с неисполнением обязанностей по их воспитанию. При этом жестокое обращение должно выражаться в совершении преднамеренных действий в отношении ребенка.

Так, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, действия виновных лиц должны квалифицироваться по 156-й статье УК РФ.

А вот если здоровью ребенка причинен тяжкий вред или вред средней степени тяжести, такие действия могут потребовать дополнительной квалификации.

Статья 156 Уголовного кодекса РФ предусматривает наложение штрафа в сумме до 100 тысяч рублей, либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного лица за период до одного года.

Кроме того, совершение действий, подпадающих под статью 156 УК РФ, может наказываться привлечением к обязательным работам до 440 часов или привлечением к исправительным работам сроком до двух лет. При этом виновное лицо может быть лишено права на занятие определенных должностей или выполнение определенных видов деятельности в течение трех-пяти лет.

Жестокое обращение с детьми в семье

Обеспечение безопасности и соблюдение интересов ребенка является прямой обязанностью государства, а проявление жестокости по отношению к детям всегда признается преступным деянием, так как ничто не может оправдать причинение любого вреда здоровью малышей.

Жестокое обращение родителей с детьми

Жестокость в отношении к детям проявляется повсеместно. Проблема взаимоотношения родителей с детьми, когда матери или отцы вымещают свою злость на детях, актуальна во всех странах мира.

На глобальном уровне регулированием вопросов о жестоком обращении с детьми занимается ООН, объединяя все возможные нормы, законы и правила поведения по отношению к детям, которые призваны защитить малышей от их неадекватных родителей, в едином документе, который будет универсальным мерилом нарушения прав детей.

Такой документ называется Международной Конвенцией о правах ребенка. На уровне государственной ответственности Конвенция призывает к соблюдению прав детей и оказанию посильной защиты каждому малышу.

Государства, которые принимают участие в формировании законодательных норм и гарантий для неприкосновенности жизни малышей, согласно ст. 19 указанного документа обязаны защищать любого малыша от нанесения ему физического или психического ущерба, оградить детей от насилия, оскорбления личности, использования в личных корыстных целях, от грубости и отсутствия заботы.

Но все это слишком глобально и далеко от реальных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, находясь в различных городах, семьях, пребывая в невероятных условиях проживания.

Для многих детей, особенно тех, кто имеет увечья, жестокость слов, оскорбляющих малыша, имеет большие разрушительные последствия, чем побои. Отсутствие ласки матери, заботы отца, внимательности со стороны родителей приводит к глубоким травмам неокрепшей психики детей.

Как можно сформулировать понятие жестокого обращения с детьми, как создать условия для обеспечения максимально возможной защиты для ребят?

В законодательных нормах, действующих в современной России, нет четкого понятия для этого термина. В нормативно-правовых актах есть упоминание о том, что на основании жестокости родителя к ребенку можно требовать через суд лишить родителя его неотчуждаемого права по отношению к ребенку, но что же считать жестоким обращением.

Для детального понимания вопроса необходимо изучить различные кодексы, законы и подзаконные акты, компилируя информацию в единое понятие.

Жестокость к детям, выраженную в действиях, направленных на осознанное причинение вреда психическому или физическому здоровью, с целью нанести урон ребенку, в бездействии преступного характера, когда родитель понимает, что его невмешательство может привести к травмам или гибели ребенка, которая проявляется со стороны родителей, родственников, воспитателей, учеников, иных лиц, в ответственность которых вменена обязанность обеспечения нормальных условий жизни ребенка для его роста, развития, взросления, принято считать совокупностью составляющих жестокого отношения к детям.

Для более конкретного понимания проблемы выделяется несколько форм жестокого отношения к детям:

  • Насилие, связанное с причинением вреда физическому здоровью ребенка, выраженному в нанесении увечий, травм, ран либо прямых угроз совершения перечисленных действий;
  • Влияние или прямое воздействие на психику ребенка, цель которого заключается в формировании атмосферы страха, унижения, оскорбления, ругани, ненависти, отвержения ребенка. Часто такое воздействие проводится опосредованно, чтобы постепенно сформировать в ребенка комплексы, которые позволят взять под контроль деятельность ребенка помимо его воли. Выражаются такие воздействия в смене поведения малыша, в появлении нервных тиков, заторможенности развития, пугливости и депрессии в ярко выраженной форме, замкнутости. Все это постепенно переходит в стадию проявления жестокости уже самого ребенка сначала к живым организмам, затем к сверстникам;
  • Побуждение или принуждение к действиям сексуального характера, выраженное в домогательствах, в требованиях совершать определенные действия;
  • Лишение ребенка внимания, нежности со стороны родителей, ласки и заботы, намеренно грубое и резкое отношение ко всему, что делает или говорит малыш. Проявляется в отсутствии обеспеченности ребенка всеми необходимыми для нормальной жизни предметами, вещами обихода, одеждой по сезону, обувью, предметами личной гигиены, медикаментами.

Для того чтобы появился повод обратиться в органы правопорядка с целью проверить условия проживания и содержания малыша, необходимо знать признаки жестокости в отношении к детям.

Детально перечислить их необходимо в следующей последовательности:

  • Явные следы нанесенных травм, ранений, увечий, нарушение целостности кожных покровов, следы ударов, удушения, переломы. За такие действия в отношении несовершеннолетних установлена уголовная ответственность согласно гл. 18 УК РФ;
  • Следу надругательства, попытки совращения, увечья от прямого насилия, за эти действия со стороны любых лиц предусмотрена уголовная ответственность;
  • Сильные нарушения в состоянии здоровья малышей, вызванные длительным отсутствием минимальной заботы о ребенке, проявляющиеся по причинам голодовки, сильных болезней, инфекций, травм, которые ребенок получал по причине отсутствия присмотра со стороны родителей;
  • Ребенок проживает в условиях, несоответствующих никаким санитарным нормам, он лишен нормального питания, минимального медицинского надзора, не научен нормам гигиены, нет условий для реализации естественных потребностей и желаний ребенка, прописанных в статье 156 Уголовного кодекса России;
  • Ребенок лишен условий для сна и отдыха по причине постоянных скандалов в семье, ругани, драках при ребенке, чаще всего вызванных загулами и алкогольным опьянением родителей.
Это интересно:  Как заполнить декларацию по налогу на прибыль

Если указанные признаки жестокого обращения проявляются в присутствии сотрудников дошкольных учреждений, школьных и иных специальных учреждений, то им необходимо сразу оформлять докладную записку на имя директора указанного заведения, чтобы донести информацию о возможном факте проявления грубости и жестокости по отношению к ребенку.

Любой руководитель государственного образовательного или воспитательного учреждения в течение суток обязан уведомить государственного опекуна о выявленной проблеме в письменной форме. А потребовать провести проверку условий содержания ребенка руководитель образовательного или воспитательного учреждения должен путем телефонного (иного коммуникативного способа) звонка, с указанием причин такого запроса и точных данных, которыми располагает по малышу, в адрес которого необходимо провести защитные меры.

Государственный опекун, который принял запрос на проведение расследования и изучения условий проживания ребенка, который, возможно, подвергся жестокому обращению, обязан организовать проверку жилья и места постоянного пребывания малыша вместе с полицейским, чаще всего на стартовом этапе проверки со стороны МВД выступает участковый.

После проведения проверки условий существования ребенка в семье, условий воспитания, обеспечения продуктами питания, предметами гигиены и материалами для обучения, представитель органа опеки составляет акт проверки, вносит туда все данные, подтверждение которым были обнаружены, и передает его руководителю учреждения, который инициировал проверку.

Участковый полицейский составляет справку, в которую включает информацию о родителях малыша, об их поведении, прикладывает мнения соседей, результаты опроса родственников и передает документ руководителю учреждения, инициировавшему данное разбирательство в пользу ребенка.

Получив документы, подтверждающие факты проявления жестокости по отношению к ребенку, руководитель образовательного или воспитательного учреждения отправляет все данные и свое заявление в прокуратуру для того, чтобы прокурор или иной государственный обвинитель инициировал судебное разбирательство по факту проявления жестокости к ребенку со стороны родителей либо лиц, обязанных обеспечивать ребенку условия проживания, воспитания, развития.

Завершающим этапом становится передача документов комиссию по делам несовершеннолетних, которая будет заниматься судебным разбирательством и выявлением более детально всех возможных фактов нарушения прав ребенка, что решит дальнейшую судьбу малыша. Нужно помнить, что в комиссию передаются копии всех материалов дела для хранения в архиве комиссии.

Защита прав детей при жестоком обращении в семье

В теории существует возможность позвонить в специальную службу приема телефонных жалоб на жестокое обращение с детьми. На практике почти никто не знает номера телефонов службы доверия.

Если ребенок подвергается жестокому отношению, грубости и силовому воздействия, в состоянии страха перед взрослыми обидчиками шанс на то, что малыш сам обратится в службу защиты прав детей, равен нулю.

Чаще всего, условия, в которых проживают малыши, которые подвергаются жестокости со стороны членов семьи, не подразумевают наличия возможности ребенка вообще кому-либо сообщить о своих проблемах.

Лишение отца родительских прав за неуплату алиментов.

Образец искового заявления на лишение родительских прав смотрите тут.

Для предотвращения подобных ситуаций и в целях профилактики проявления жестокости к детям участковые полицейские обязаны проводить осмотры всех жильцов, которые относятся к их подконтрольному участку.

Важность работы участкового заключается в том, что ответственный сотрудник сам может инициировать проверку со стороны органов опеки, если заподозрит сокрытие фактов жестокого обращения с детьми родителями.

В органы опеки, в комиссию по делам несовершеннолетних, в подразделение МВД на местах может обратиться любой сознательный гражданин, обладающий информацией или фактами умышленного проявления насилия и грубости к детям.

Далее уже после принятой информации компетентные органы проведут проверку, расследование и подготовят документы к суду, важно понимать, что именно гражданская позиция ответственности за детей может помочь предотвращать проявление грубости к детям.

Более того, в российском законодательстве предусмотрено право самого ребенка обращаться в органы полиции по упрощенному номеру и сообщить о факте жестокого обращения в его адрес от родителей, родственников, иных граждан, проживающих совместно с ребенком на одной жилой площади.

Обращение малыша может носить конкретный характер, в случае если ребенок точно указывает на того, кто проявляет грубость, абстрактный характер, если ребенок просто жалуется на побои или насилие в свой адрес.

Обращение малыша должно быть зафиксировано дежурным, в кратчайший срок должен быть назначен ответственный сотрудник МВД, который проведет проверку по факту обращения и инициирует, при необходимости, дальнейшее обращение в органы опеки и попечительства для детального решения проблемы жестокого обращения с ребенком со стороны его родителей.

Если выяснится, что факт звонка со стороны ребенка был, но сотрудник не отреагировал, подумав, что такое сообщение является шуткой, не принял меры к проверке ситуации, а в итоге ребенок пострадает, то такой сотрудник подвергается уголовному преследованию по факту преступного бездействия, чаще всего ставится вопрос о его полном или частичном несоответствии занимаемой должности.

После факта приема заявления или тревожного звонка, государственные органы должны организовать проверку места проживания ребенка, условий содержания малыша, уровня обеспеченности необходимыми для жизни вещами и условиями.

После проверки должно быть принято какое-либо решение:

  • Если факты жестокого обращения с ребенком подтвердились полностью или частично, то необходимо передать все материалы в органы прокуратуры, далее уже компетентные органы будут рассматривать дело по существу и принимать решение о возбуждении уголовного дела в адрес родителей пострадавшего ребенка;
  • По инициативе государственного опекуна и представителя комиссии по работе с несовершеннолетними в органы прокуратуры и суда направляются представления с требованием лишить указанных граждан, виновных в жестокости по отношению к своим детям, родительских прав. В частных случаях требуется принять меры по временному ограничению прав на детей, чтобы у органов опеки был повод и основания изъять ребенка из условий, которые не соответствуют минимальным требованиям для проживания малыша в квартире;
  • Родители признают свою вину, и семья ставится на учет в органы опеки, в полиции и комиссии по делам несовершеннолетних, родителям выдаются на руки предписания, которые обязывают их поменять образ жизни и начать обеспечивать малышам условия проживания, достаточные для нормального развития и роста. При этом проводится постоянный контроль исполнения предписаний органами государственного надзора, обязательно назначается срок исправления сложившейся ситуации и цели, например, излечиться от наркотической зависимости.

Профилактика жестокого обращения с детьми

На органы опеки и попечительства возложена важнейшая функция по предотвращению возникновения проявлений жестокости к детям.

Для этого применяются отработанные в мировой практике методики:

  • Заранее выявлять семьи с неблагополучным вектором развития, если уровень дохода в семье неуклонно падает, отношения портятся, условия жизни для детей ухудшаются, родители не предпринимают попытки решить проблему. Такую статистику должен вести участковый полицейский, хотя чаще всего вместо профилактики жестокого обращения с детьми, участковый вынужден заниматься оформлением документов, бумаг и дел, не внесенных в его должностную инструкцию;
  • Необходимо на базе комиссии по делам несовершеннолетних и с помощью участковых организовывать беседы с неблагополучными родителями, с целью выявления уровня обреченности и неизбежности ухудшения условий жизни для детей, чтобы заранее принять меры со стороны органов опеки;
  • Необходимо четко отслеживать, посещают ли дети в неблагополучных семьях воспитательные или образовательные учреждения, к которым они приписаны или в силу возраста, или обстоятельств;
  • Необходимо проводить совместную работу с сотрудниками здравоохранительной системы, чтобы педиатры отдельно и чаще посещали неблагополучные семьи с целью регулярной проверки состояния здоровья проживающих в таких семьях детей;
  • Крайне важно отслеживать все данные о потерявшихся детях, малышах, на которых оформлены заявления, как о пропавших без вести, о детях, которые беспризорничают, не появляются дома, хотя у них есть семьи и родители;
  • Постановка на государственный учет по безработице в случае отсутствия возможности родителям в неблагополучных жизненных условиях найти работу, обеспечение минимального пособия, для поддержания необходимого минимума для жизни детей.
Это интересно:  Налог проверить контрагента по инн

Отдельно рассматривается ситуация, когда по итогам проверки на основании заявления в адрес родителей, выясняется, что жестокое отношение к ребенку было проявлено единожды и не повторялось ранее, выносится устное предупреждение компетентными органами, но для участкового такие проявления являются сигналом для более пристального контроля таких семей.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Если факт жестокого обращения с ребенком установлен, доказан и обоснован, то к гражданину могут быть применены следующие виды ответственности:

  • Ответственность административного характера за неисполнение или частичное неисполнение обязанностей родителей по воспитанию, материальному обеспечению детей, по осуществлению защиты интересов малышей. За нарушения такого характера предусматривается вынесение устного предупреждения или выписка штрафа суммой, не превышающей пятьсот рублей, что, несомненно, не является останавливающим фактором для граждан, допускающих жестокость к детям. Административная ответственность накладывается в таких случаях только родителям, родственникам или лицам, исполняющим обязанности родителей малышей;
  • Уголовное преследование осуществляется в случаях, когда доказаны факты насилия в любой форме, повреждения, нанесенные ребенку осознанно, за несоблюдение норм и обязанностей по контролю над жизнью детей, за проявленное сексуальное насилие, угрозу совершения жестокого деяния, которая применяется для получения выгоды от каких-либо действий ребенка против его воли.

Уголовная ответственность применяется в случаях нарушения действующего УК РФ, предусмотренных в ст. 156, где четко прописано, что не только за преступные деяния, но и за неисполнение обязательств может наступить уголовное наказание.

Субъектами уголовного преследования по факту применения жестокости к детям чаще всего становятся следующие лица:

  • Родители ребенка;
  • Официальные опекуны;
  • Родственники, на попечении которых находится ребенок;
  • Работники учреждений, где проживает ребенок, если его родители лишены родительских прав;
  • Сотрудники воспитательных или образовательных учреждений.

При этом к проявлению жестокости по отношению к детям допустимо считать следующие деяния перечисленных лиц:

  • Нарушение биологических ритмов малыша, выраженных в несвоевременном кормлении, нарушении сна, лишения возможности бывать на воздухе, создание условий для появления проблем гигиенического характера;
  • Отсутствие одежды, обуви по погоде, что приводит к переохлаждению и иным заболеваниям ребенка;
  • Подвергание голоданию, лишение питья;
  • Отвержение ребенка, создание условий психологического давления, эмоционального срыва, провокация ругани и крика с целью довести до глубокой истерики;
  • Действия или преступное бездействие родителей, которое приводит к физическим и психическим травмам детей.

Доказанное жестокое отношение к детям часто приводит к вынесению судом решения о лишении или ограничении родительских прав для таких граждан, которые позволяют совершать действия преступного характера в отношении своих детей.

Отдельно регулируются законом ситуации, когда жестокость по отношению к несовершеннолетнему в возрасте старше четырнадцати лет применяется со стороны педагога. В таких случаях педагог обязан возместить затраты на медицинскую помощь, моральный ущерб и компенсировать частичную или полную потерю трудоспособности по причине действий жестокого характера указанного педагога.

Сумма компенсации рассчитывается, исходя из нормы МРОТ, если ребенок работал по договору возмездного вознаграждения, то в соответствии с суммой заработка, если она превышает МРОТ.

Дисциплинарная ответственность чаще всего применяется к лицам, в ведении которых находились учреждения, на территории которых совершались жестокие действия по отношению к детям.

Особенно это относится к должностным лицам, которые намеренно избегали информации о жестоком обращении к детям и игнорировали требования проявить действия к обидчикам детей в рамках подотчетного учреждения.

Подводя итог, необходимо понять, что жестокое отношение к детям в современном мире нереализованных родителей не редкость, необходимо быть внимательными не только к своим, но и к чужим детям, если обнаруживаются признаки насилия или побоев, необходимо обратиться в органы опеки с целью провести проверку по возможным нарушениям.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка. Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации. Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.

Общие сведения

Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.

Причины жестокого обращения с детьми

Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

  • Неполные, конфликтные семьи. Ссоры супругов, побои, уходы из дома, воспитание одним родителем, присутствие отчима, мачехи увеличивает вероятность жестокого обращения.
  • Асоциальные семьи. Малообеспеченность, тяжелые материально-бытовые условия, отсутствие постоянной работы, алкоголизм, наркомания родителей, занятие преступной деятельностью, проституцией являются факторами повышенного риска.
  • Культурно-образовательный уровень родителей. Отсутствие знаний об особенностях развития и воспитания детей, низкий нравственный, интеллектуальный уровень становятся основой для неуважительного отношения, унижения ребенка.
  • Непринятие ребенка. Нежеланная беременность, восприятие ребенка как слишком активного, непослушного, недостаточно умного проявляется агрессивным, уничижительным обращением. Часто «мишенью» становятся дети, имеющие психические, физические заболевания.
  • Перенос модели поведения. Быть жестокими склонны родители, подвергавшиеся насилию в детстве. Воспитание, включающее угрозы, запугивания, унижения, побои, расценивается как нормальное.
  • Соматические, психические заболевания. Причиной жесткости могут быть расстройства аффективной сферы родителя – психопатологические изменения личности, острые реакции на стрессовую ситуацию (развод, потеря работы), неврозы, психозы, длительные изматывающие соматические заболевания, способствующие изоляции, инвалидизации.

Патогенез

В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов. Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни. Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы. Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

Классификация

Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

  1. Физическое насилие. Предполагает преднамеренное нанесение физических страданий ребенку. Последствия – ушибы, травмы, инвалидность, гибель.
  2. Сексуальное насилие. Ребенок вовлекается в действия сексуального характера, цель которых – физическое удовлетворение, материальная выгода. Согласие на контакт не исключает случай из категории насильственных, так как дети не обладают способностью оценивать последствия.
  3. Пренебрежение нуждами. Отсутствие заботы о ребенке проявляется нарушениями эмоциональной сферы, отклонениями физического, психического развитии, соматическими болезнями.
  4. Психическое насилие. Включает периодические, длительные либо постоянные психологические воздействия, которые тормозят, искажают личностное развитие, формируют невротические, психопатические расстройства. К данному виду насилия относятся:
  • Унижение, критика. Родители открыто не принимают ребенка, говорят о неприязни, нелюбви, осуждают действия, принижают, оскорбляют, насмехаются, формируя низкую самооценку.
  • Угрозы. Ребенок постоянно подвержен обещаниям физической расправы, психологического отвержения, лишения материальных благ.
  • Изоляция. Существует жесткий контроль над общением, передвижением ребенка, практикуются «домашние аресты». При психологической изоляции родители умышленно демонстрируют холодность, равнодушие, не реагируют на речь, поступки ребенка.
  • Использование привилегий. Родители не оставляют ребенку свободы выбора. «Взрослость», способность зарабатывать деньги интерпретируется как привилегия управлять жизнью: выбирать одежду, еду, способы обучения, проведения досуга.
  • Однократное грубое воздействие. Совершается мощное психологическое влияние, формирующее психотравму.

Симптомы жестокого обращения с детьми

Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

Это интересно:  Входит ли в стаж учеба в училище

У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

Осложнения

Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

Диагностика

Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

  • Опрос родителей.Врач-психиатр, психолог задают вопросы о семейных отношениях, особенностях поведения, настроения ребенка. Жестокое обращение предполагается, если состояние ребенка не соответствует ответам матери, отца; родители враждебно настроены, отказываются сотрудничать со специалистами; игнорируют, искаженно интерпретируют заключения врачей (травматолога, педиатра); легко становятся возбужденными, не контролируют свое поведение; испытывали жесткость от своих родителей; опровергают свидетельства очевидцев (соседей, прохожих); имеют алкогольную, наркотическую зависимость.
  • Беседа с ребенком. После установления продуктивного контакта врач расспрашивает ребенка об увлечениях, отношениях с мамой, папой, уточняет частоту насильственных действий, отказов в помощи, оценивает эмоциональные, поведенческие изменения при обсуждении травмирующих ситуаций, выясняет, есть ли у ребенка близкие люди – друзья, родственники. Результаты беседы интерпретируются вместе с заключением педиатра, психолога, травматолога, характеристиками педагогов, протоколами работников полиции.
  • Психодиагностика.Детский психолог использует опросники, проективные методы для выявления эмоциональных отклонений, коморбидных психических нарушений, симптомов, ассоциированных с острой и хронической психотравмой. По результатам определяется уровень тревожности, депрессии, агрессивности, импульсивности, риск асоциального поведения. Используются рисуночные тесты, интерпретационные методики, опросники: «Перечень детского поведения», «Детская шкала для диагностики посттравматического стресса», «Контрольный список травматических симптомов».

Лечение при жестоком обращении с детьми

Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

  1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
  2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
  3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
  4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
  5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
  6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.

Прогноз и профилактика

Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения. Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения. Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка. Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

Об уголовной ответственности родителей за жестокое обращение с детьми

Действующее российское законодательство предусматривает различные виды ответственности родителей за неисполнение своих обязанностей по воспитанию детей: уголовную (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ), гражданско-правовую (ч. 2 ст. 91 Жилищного Кодекса РФ), административно-правовую (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), семейно-правовую (ст. 69, 73 Семейного Кодекса РФ).

Исходя из сложившейся практики применения ст. 156 Уголовного Кодекса РФ жестоким обращением с несовершеннолетним следует признавать:

а) само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.;

б) активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.

Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ выражается в действии или бездействии, т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами, а в организациях – и правилами внутреннего распорядка, соединенном с жестоким обращением. Ответственность за бездействие возможна при условии, если виновный должен был и мог выполнить возложенные на него обязанности.

Для оконченного состава преступления наступления каких-либо последствий не требуется.

Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление – например, систематические побои либо длительное лишение питья, пищи и сна, сечение, удушение, вырывание волос, связывание конечностей и т.д. – п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ; оставление в опасности: умышленное оставление тяжело больного или находящегося в опасном состоянии ребенка без помощи, отказ от оказания ему медицинской помощи – ст. 125 УК РФ; причинение вреда здоровью – ст. ст. 111, 112, 115 УК РФ; сексуальные посягательства – ст. ст. 131 – 135 и др. УК РФ), необходима квалификация по совокупности преступлений.

В то же время не образует совокупности преступлений убийство, совершенное с особой жестокостью, например путем оставления ребенка без воды и пищи, поскольку в таких случаях жестокое обращение охватывается п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, что обращается с ним жестоко; он желает совершать такие действия и целенаправленно не выполняет свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

К уголовной ответственности могут быть привлечены: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных обязанностей.

Законодателем, за совершение преступления квалифицированного по ст. 156 УК РФ предусмотрено пять альтернативных видов наказания: штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей либо предупреждение.

Начальник отдела по надзору
за исполнением законов о
несовершеннолетних и молодежи

Статья написана по материалам сайтов: uropora.ru, www.krasotaimedicina.ru, www.irkproc.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector