Земли историко культурного назначения

Правовой режим земель историко-культурного назначения зависит от масштаба объектов культурного наследия и достопримечательных мест.

К землям историко-культурного назначения относятся земли:

  1. объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
  2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  3. военных и гражданских захоронений.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке, устанавливаемом земельным законодательством РФ и законодательством субъектов рФ. На территориях традиционного природопользования могут выделяться в качестве объектов историко-культурного наследия культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и другие объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия, нормативно-правовому регулированию.

Использование земель историко-культурного назначения, определения границ этих земель, изъятия их из хозяйственного использования и других форм охраны земель историко-культурного назначения регулируется Земельным кодексом РФ и законодательством РФ и субъектов РФ о памятниках истории и культуры.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Содержание понятия земли историко-культурного назначения» в земельном кодексе Российской Федерации *

Богомяков И.В., преподаватель кафедры политологии и правоведения экономического факультета ФГОУ ВПО «Московский государственный университет природообустройства».

В статье исследуются понятие и проблемы правового режима земель историко-культурного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов.

Ключевые слова: земли историко-культурного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов.

The article studies the concept and problems of legal regime of lands of historical-culture purpose in the structure of lands of specially protected territories and objects.

Key words: lands of historical-culture purpose, lands of specially protected territories and objects.

Земли историко-культурного назначения являются видом земель особо охраняемых территорий и объектов, представляющих собой самостоятельную категорию земель (ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации , далее — ЗК РФ).

См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

Общая площадь земель особо охраняемых территорий и объектов по состоянию на 1 января 2009 г. составила 34,4 млн. га. Удельный вес земель историко-культурного назначения в общей площади земель, отнесенных к данной категории, составляет всего 13,1 тыс. га. По сравнению с предшествующим годом общая площадь земель, отнесенных к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, уменьшилась на 37,2 тыс. га .

См.: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в 2008 г. // Материалы официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. 2009.

Земли историко-культурного назначения как вид земель особо охраняемых территорий и объектов впервые были предусмотрены в Земельном кодексе РСФСР (далее — ЗК 1991 г.). Следует отметить, что в ЗК 1991 г. вместо термина «земли особо охраняемых территорий и объектов» использовался термин «земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения».

ЗК РФ следующим образом определяет понятие земель особо охраняемых территорий и объектов. В соответствии с п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Выделение земель особо охраняемых территорий и объектов связано с принципом деления всех земель в Российской Федерации на определенные категории, предусмотренным подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ и конкретизированным в ст. 7 и 8 ЗК РФ. Вместе с тем выделение земель особо охраняемых территорий и объектов предопределено также принципом приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, закрепленным в подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ.

Содержащееся в п. 1 ст. 94 ЗК РФ понятие земель особо охраняемых территорий и объектов является родовым юридическим понятием, поскольку закрепляет в общей форме критерии (основания) отнесения земельных участков к данной категории земель в целом и отнесения земельных участков к отдельным подкатегориям (видам подкатегорий) данной категории земель в частности. Из содержания названной нормы следует также то, что в отношении земель указанных территорий устанавливается дифференцированный правовой режим их использования и охраны.

Одним из основополагающих критериев отнесения земельных участков к категории земель особо охраняемых территорий и объектов является историко-культурное назначение данных земель и, следовательно, выделение в рамках категории земель особо охраняемых территорий и объектов такого особого вида указанных земель, как земли историко-культурного назначения.

В соответствии с п. 1 ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений. Таким образом, основным целевым назначением земель историко-культурного наследия является то, что они служат пространственным базисом для обеспечения физической сохранности расположенных на указанных землях объектов культурного наследия. Такая позиция подтверждается мнениями ряда ученых.

Статья 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее — Закон об ОКН) говорит о том, что к землям историко-культурного назначения относятся земли, занятые объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр) и выявленными объектами культурного наследия. К последним относятся объекты недвижимости, имеющие историко-культурную ценность, т.е. отвечающие юридическим признакам объекта культурного наследия, но не включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Но в п. 5 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации говорится о таких же объектах, расположенных в пределах земельных участков, находящихся в границах земель населенных пунктов. Получается, что ст. 5 Закона об ОКН относит к землям историко-культурного назначения все земли, занятые объектами, внесенными в реестр, не учитывая при этом критерии и порядок отнесения земель к тем или иным категориям, предусмотренные ст. 83, 94 и 99 ЗК РФ.

См.: Федеральный закон от 2 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1. Ст. 16.

Выше уже указывалось, что в качестве вида земель историко-культурного назначения в первую очередь ЗК РФ выделяет земли объектов культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия. Юридическое понятие объекта культурного наследия сформулировано в ст. 3 Закона об ОКН. Объекты культурного наследия народов Российской Федерации — это объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Конкретизируя данное понятие, п. 2 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры предусматривает, что недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов. Движимые памятники и предметы, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, исторически связанные с определенным недвижимым памятником, подлежат учету, охране и использованию как единый объект недвижимого памятника истории и культуры, его неотъемлемые части. Понятие объектов культурного наследия, закрепленное в названной Инструкции, указывает на те характеристики памятников истории и культуры, с помощью которых устанавливаются способы определения правового режима земель историко-культурного назначения. В этом же определении, как и в ст. 3 Закона об ОКН, указывается на неразрывную связь объектов культурного наследия с движимыми объектами, имеющими историко-культурную ценность. Данное обстоятельство также имеет важное значение как для установления способов определения правового режима земель историко-культурного назначения, так и для порядка их установления. Это связано с тем, что только те объекты недвижимости признаются объектами культурного наследия, которые обладают историко-культурной ценностью вследствие их возникновения в связи с конкретными историческими событиями и исторической взаимосвязью с движимыми культурными ценностями, вследствие этого являющиеся их неотъемлемой частью. А на этой основе выявляются способы определения и устанавливается правовой режим земель историко-культурного назначения.

Это интересно:  В связи с беременностью

См.: Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Утв. Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Таким образом, памятниками признаются объекты, обладающие совокупностью двух признаков: культурной значимостью (ценностью) и юридическим признанием их в таковом качестве .

См.: Мартыненко И.Э. Правовая охрана историко-культурного наследия: Учеб. пособие. Гродно, 2005. С. 67.

Наполняя нормативным содержанием родовое юридическое понятие «объекты культурного наследия», Закон об ОКН предусматривает три вида таких объектов.

Во-первых, к объектам культурного наследия относятся памятники, которые представляют собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия).

П. 2 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры (далее — Положение об охране и использовании памятников истории и культуры), действующего в части, не противоречащей Закону об объектах культурного наследия (ст. 62 Закона об ОКН), конкретизирует нормы ст. 3 Закона об ОКН и относит к памятникам истории и культуры:

См.: Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. Утв. Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 // СП СССР. N 26. 1982. Ст. 133.

а) памятники истории, то есть здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Великой Отечественной войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства;

б) памятники археологии, то есть городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов ;

Следует отметить, что участки исторического культурного слоя (археологического культурного слоя) относятся к такому виду объектов культурного наследия, как достопримечательные места, а не памятники.

в) памятники градостроительства и архитектуры, то есть архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно- прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты;

г) памятники искусства — произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, мозаики, витражи, монументально-декоративного искусства; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками.

Во-вторых, к объектам культурного наследия относятся ансамбли, представляющие собой четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи. В соответствии с п. 2.1 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, ансамблем недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течение времени, объединенных общностью территории и исторического развития, образующих единство градостроительной, архитектурно-художественной композиции. Иными словами, юридически значимыми признаками ансамбля в их совокупности являются те признаки, которые характерны для каждого из составляющих его памятников. С учетом видовой принадлежности каждого из памятников, категории его историко-культурного значения (ценности) определяется правовой режим земельного участка, занятого ансамблем.

В целом же приведенные выше определения объектов культурного наследия и их видов, закрепленные в федеральном законодательстве, позволяют сделать следующий вывод. Если соотносить определения видов объектов культурного наследия, предусмотренные в ст. 3 Закона об ОКН, с определением земель историко-культурного назначения, закрепленным в п. 1 ст. 99 ЗК РФ, то можно сделать вывод о том, что с точки зрения п. 1 ст. 99 ЗК РФ к землям объектов культурного наследия относятся только земли памятников (за исключением военных и гражданских захоронений) и ансамблей, а земли достопримечательных мест и земли военных и гражданских захоронений выделены в отдельные виды земель историко-культурного назначения.

Одним из видов земель историко-культурного назначения являются земли достопримечательных мест. Юридическое понятие достопримечательных мест закреплено в ст. 3 Закона об ОКН. Согласно указанной норме достопримечательные места — творения, созданные человеком или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

В подзаконных нормативных актах раскрывается содержание понятия некоторых видов достопримечательных мест. Например, согласно подп. 2.4 п. 2 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры памятными местами являются территории, ландшафты, связанные с событиями, имеющими историческую, научную или иную культурную ценность.

К землям достопримечательных мест относятся и земли мест традиционного бытования народных художественных промыслов. Согласно ст. 3 Федерального закона «О народных художественных промыслах» (далее — Закон о НХП) народный художественный промысел — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. Место традиционного бытования народного художественного промысла — территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

См.: Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234.

Буквальное толкование ст. 3 Закона об объектах культурного наследия приводит к выводу о том, что достопримечательное место можно индивидуализировать как объект земельных отношений, если оно охватывает всю территорию населенного пункта. Такая позиция подкрепляется и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» , государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных федеральным законом сведений.

См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

Анализ законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия, в том числе законодательства о народных художественных промыслах, позволяет сделать вывод о том, что достопримечательные места как комплексные объекты культурного наследия, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов, состоят не только из памятников истории и культуры, но и из природных и культурных ландшафтов. Свойство традиционности народных художественных промыслов выступает юридически значимым критерием для способов определения и установления правового режима земель историко-культурного назначения.

Нормы-дефиниции ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об ООС) раскрывают содержание ряда терминов, используемых в Законе об ОКН в юридическом понятии «достопримечательные места».

См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Согласно ст. 1 Закона об ООС природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов; природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками; природный ландшафт — территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Это интересно:  Бланк приказа о приеме на работу

Как было изложено выше, одной из разновидностей достопримечательных мест является культурный ландшафт. В Законе об ОКН данное юридическое понятие не раскрывается. Пункт 4 Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации относит к участкам с преобладанием культурного ландшафта старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.

См.: Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации. Утв. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 25 января 1993 г. N 15 // Российские вести. 1993. N 33. 18 февр.

Одним из видов земель историко-культурного назначения являются земли военных и гражданских захоронений, т.е. земли мест погребения. Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» (далее — Закон о ППД) погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее — прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Места погребения могут быть по историческому и культурному значению историко-мемориальными.

См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.

В настоящее время законодательно закреплено понятие только военных захоронений. Статья 3 Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее — Закон об УПП) следующим образом определяет понятие воинских (военных) захоронений: воинскими захоронениями являются захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами. Таким образом, из названной нормы следует, что к землям историко-культурного назначения могут относиться только те земельные участки, в границах которых находятся военные захоронения, имеющие историко-культурное значение, т.е. относящиеся к историко-мемориальным.

Часть 1 ст. 22 Закона о ППД устанавливает, что старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.

В Законе о погребении выделяются следующие виды гражданских захоронений: общественные кладбища (ст. 18), вероисповедальные кладбища (ст. 19), семейные (родовые) захоронения (ст. 21), стены скорби (ст. 23), крематории (ст. 24).

Поскольку в содержание понятия «место погребения» входит земельный участок, то он относится к землям историко-культурного назначения и имеет историко-мемориальное значение. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 4 Закона об ОКН, согласно которому выделяются объекты культурного наследия, имеющие мемориальную ценность (значение). Понятия «ценность» и «значение» являются идентичными юридическими понятиями. Применительно к местам погребения (захоронений) мемориальную ценность изначально имеет и земельный участок как неотъемлемая часть места погребения.

Поэтому в федеральном законодательстве об объектах культурного наследия необходимо закрепить понятие «историко-культурное назначение объекта культурного наследия», имеющее телеологическое (ценностное) значение для объектов недвижимости, располагающихся на земельных участках, как критерия отнесения объекта недвижимости к объектам культурного наследия, и на этой основе — земельного участка к землям историко-культурного назначения. Исходя из специфики земель военных и гражданских захоронений, в содержании понятия «историко-культурное значение объекта культурного наследия» целесообразно аналогичным образом выделить одним из критериев историко-культурного значения объекта и историко-мемориальную (мемориальную) ценность объектов недвижимости — применительно к отнесению соответствующих земельных участков к землям историко-культурного назначения — землям военных и гражданских захоронений.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать два вывода.

Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения — это земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе земли, объявленные музеями-заповедниками.

Земельные территории государства включают в себя не только участки, которые используются частными гражданами для выполнения сельскохозяйственных работ, постройки жилья или коммерческой недвижимости, а также участки земли, которые находятся в распоряжении особо важных сфер государственного масштаба (промышленности, коммуникаций, транспорта, энергетики и др.). Существенная часть федеральных земельных активов находится в пользовании ведомств, которые распоряжаются культурными объектами.

Понятие и состав земель историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения – это территориальный класс, который состоит из земельных участков, включающих объекты культурного наследия и достопримечательности в качестве полноценных комплексов или отдельных понятий.

Специальным законодательством утверждается состав исторических и культурных объектов, которые выступают важным наследием различных народов, проживающих на территории страны, а также рассматриваются в качестве свидетельства об особенностях эпох, развития давних цивилизаций. Специалисты изучают культурные предметы и композиции как источники подлинной информации о процессе зарождения и особенностях развития культурного процесса.

Культурные объекты представлены в форме предметов и недвижимости, которая связана с художественными произведениями и комплексами различных сфер:

  • декоративно-прикладное искусство;
  • живопись;
  • наука;
  • скульптура;
  • техника.

Иной класс составляют объекты исторического наследия, которые были созданы или возникли самовольно в результате всевозможных исторических событий и происшествий – достопримечательности, памятники истории, художественные ансамбли. Важной характеристикой таких объектов является ценность для различных сфер:

  • история;
  • архитектура;
  • градостроительство;
  • искусство;
  • наука;
  • техника;
  • эстетика;
  • этнология;
  • антропология;
  • социальная культура и др.

Земельный кодекс России уточняет специфику использования и распоряжения землями историко-культурной сферы. Это участки, которые локализируются в пределах земель расположения объектов и предметов народного культурного наследия. Важным условием для такой градации территория является наличие конкретного объекта в государственном реестре.

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Режим земель историко-культурного назначения регулируется государственными органами различных уровней, на территории которых размещаются конкретные культурные и исторические комплексы. Земельные участки находятся в распоряжении государства и органов местного самоуправления муниципального масштаба. Особенности распоряжения территорий культурного и исторического предназначения ограничивают:

  • использование территорий культурного и исторического назначения, а также археологических памятников, захоронений любых видов и достопримечательностей не в соответствии с установленным законодательством целевым назначением;
  • заключение договоров об аренде соответствующих территорий в пользу частных лиц для выполнения частного строительства или ведения любой деятельности, которая полностью или частично противоречит целевому предназначению участков;
  • эксплуатацию и дальнейшую разработку природных, водных и лесных объектов, а также использование подземных ресурсов и полезных ископаемых на территории культурных объектов и комплексов, если соответствующие работы могут нанести ущерб или разрушить земли историко-культурного назначения и соответствующие композиции;
  • предоставление в пользование или в собственность частных лиц на любых основаниях (заключение договора, аукцион, купля-продажа и др.), действия которых нарушают установленный порядок эксплуатации участков;
  • проведение строительных и проектировочных работ, за исключением мероприятий с целью реконструкции, сохранения и возобновления исторических памятников и культурных ансамблей, а также окружающих их участков.

Помимо ограничений в использовании, территории культурного и исторического значения подлежат особой охране. Законодательством предусматривается возможность принудительного изъятия таких участков для воплощения целей общественной и государственной важности, а также ограничений в обороте. Если же объекты относятся к разряду особенно ценных, то они включаются в соответствующие списки всемирного значения.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, его формирование, включение объектов культурного наследия в реестр и исключение из него

Единый государственный реестр представлен в форме специальной информационной системы, в которой содержатся все точные сведения об государственных объектах, комплексах и предметах культурного и исторического характера. Данный перечень создается в порядке включения в него различных объектов, при условии вынесения предварительного решения о предстоящем включении.

Также законодательством предусмотрена обратная процедура, которая предполагает возможность исключения культурных композиций при наличии решения об исключении.

Включение объектов в список государственного реестра предусматривает наличие соответствующего решения, а также проведение экспертных исследований, которые проводятся для выяснения точных данных об объекте, а именно:

  • наименование;
  • время создания, а также основные даты изменений и реконструкций;
  • место расположения;
  • категориальная принадлежность;
  • вид.

Государственная охрана объектов культурного наследия

Государственная охрана объектов культурного наследия в целях сохранения и восстановления культурно-исторических композиций предусматривает проведение мер (юридических, организационных, технических, строительных, финансовых и др.), которые направлены на выполнение следующих задач:

  • поиск новых предметов и достопримечательностей;
  • организацию учета и внесения объектов в государственный реестр;
  • детальное изучение открытых объектов;
  • принятие мер по предотвращению дальнейших разрушений.

Охрана объектов культурного наследия входит в компетенцию ответственных государственных и муниципальных учреждений:

  • управление государственной охраны объектов культурного наследия;
  • служба по государственной охране объектов культурного наследия;
  • государственная инспекция по охране объектов культурного наследия.

Полномочия федеральных органов заключаются в проведении контролирующих и экспертных проверок, а также принятии мер для максимального сохранения, рационального и бережного использования и комплексной охраны всего культурного наследия. Компетенция государственных и муниципальных органов регулируется законодательством о народных объектах культурного наследия.

Земли историко-культурного назначения

К землями историко-культурного назначения согласно ст. 99 ЗК РФ относятся земли:

1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3. военных и гражданских захоронений.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изъятие земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Это интересно:  Как оформить земельный пай (продать) без уведомления администрация: за какую сумму и как можно продать

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Согласно ст.9 ФЗ РФ «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ#S к землям историко-культурного назначения могут быть отнесены земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особенности правового режима земель историко-культурного назначения регулируются ФЗ РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при этом, не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

ФЗ РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно — национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко — культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» .

Разграничение собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, осуществляется федеральным законом, регулирующим отнесение объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности (ст. 2).

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно — прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники —отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово — паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов (ст. 3).

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко — культурного значения:

o объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

o объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

o объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования (ст. 4).

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко — культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и ФЗ РФ«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 5).

Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально — технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия (ст. 6).

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия. Условия такого доступа устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (ст. 7).

Общественные и религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ (ст. 8).

ОСОБО ЦЕННЫЕ ЗЕМЛИ

Согласно ст. 100 ЗК РФ к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, advokat-malov.ru, infopedia.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector