Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Статья 87. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы

Комментарий к статье 87

1. Условия отбывания наказания — это определенные ступени прогрессивной системы, на которых в зависимости от режима исправительного учреждения, личности осужденного и его поведения увеличиваются или уменьшаются правоограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.

Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима.

Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ, производится по решению комиссии исправительного учреждения. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий.

Осужденный имеет право обжаловать решение комиссии, если он не согласен с его переводом на строгие условия отбывания наказания или на строгий вид режима в тюрьме.

Установление дифференцированных условий отбывания наказания можно отнести к одному из необходимых условий, стимулирующих воспитательное воздействие на осужденных.

Различные условия содержания осужденных позволяют, во-первых, отделить осужденных, которые могут оказывать отрицательное воздействие на других и препятствовать достижению ими исправления; во-вторых, образовать относительно однородные группы осужденных, нуждающихся приблизительно в одинаковом карательно-воспитательном воздействии.

Различные условия содержания осужденных способствуют дальнейшей классификации осужденных в рамках одного исправительного учреждения на базе дополнительных правовых, а также педагогических, психологических и некоторых других критериев.

Изменение условий отбывания наказания в пределах установленного вида режима колонии в значительной степени зависит от поведения осужденного, его отношения к труду.

2. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ, предполагает создание соответствующих комиссий исправительного учреждения.

В работе комиссии могут участвовать представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — представители общественных наблюдательных комиссий.

3. Осужденные наделены правом обжаловать решение комиссии в случаях несогласия с переводом в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или на строгий режим в тюрьме (ч. 4 ст. 12 УИК РФ) .

Статья 88. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости

Комментарий к статье 88

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи осужденные к лишению свободы наделены правом без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий и социальных пособий и денежных переводов.

Статьями 121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ установлены размеры средств, разрешенных для расходования осужденными в период отбывания наказания, кроме заработанных ими в период отбывания наказания. Размер расходуемых средств зависит от условий отбывания наказания, которые в данном случае выступают в качестве стимулирующего материального фактора.

Ограничения на расходование денежных средств устанавливаются на средства, например, присланные по переводам родственников или иных лиц. В том случае, если средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы.

Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, суммы денежных средств, имеющихся на их лицевых счетах, не ограничиваются. Без ограничений могут тратить свои средства осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях.

2. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен порядок выдачи посылок, передач, а также перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным.

Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам), по безналичному расчету.

Для осужденных, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации исправительного учреждения, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами исправительного учреждения, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются сотрудниками исправительного учреждения (начальником отряда или лицом, его замещающим).

С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки-заявления, которые после заполнения сдаются администрации. Сотрудник, производящий закупку, предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении.

3. Закупка продуктов питания и предметов первой необходимости для лиц, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, производится два раза в месяц.

4. Осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в районе дислокации исправительного учреждения. К таким услугам относятся:

— пошив одежды и обуви гражданского образца, их ремонт;

— ремонт бытовой техники, имеющейся у осужденных;

— фотовидеосъемка (производится под контролем администрации);

— копирование судебных документов, других документов, имеющихся в личных делах осужденных;

Осужденные могут оплачивать заочное обучение. С согласия администрации исправительного учреждения осужденному может быть предоставлена возможность воспользоваться другими услугами.

Дополнительные услуги, оплачиваемые осужденными за счет собственных средств, предоставляются по их заявлению на имя начальника исправительного учреждения. Для оказания услуги администрацией в колонию приглашается соответствующий специалист (работник).

Оплата дополнительных услуг осуществляется путем почтового (телеграфного) перевода денег с лицевого счета осужденного в адрес соответствующего предприятия, учреждения, организации или специалиста (работника), их оказавшего, в сумме, указанной в заявлении осужденного.

Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 89

1. Свидания осужденных к лишению свободы направлены на сохранение полезных связей, смягчение степени их физической изоляции и успешно используются администрацией исправительного учреждения для воспитательного воздействия. Осужденным к лишению свободы предоставляются:

— краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа;

— длительные свидания продолжительностью трое суток на территории учреждения.

Для осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, может быть разрешено длительное свидание до пяти суток с проживанием вне учреждения (ст. 133 УИК РФ).

2. Количество свиданий устанавливается УИК РФ и зависит от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания, которые установлены в них. Данные правила не распространяются на свидания с адвокатами или иными лицами, оказывающими юридическую помощь. Такие свидания не включаются в число разрешенных свиданий, предоставляются по заявлению осужденного и осуществляются вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

3. Краткосрочные свидания предоставляются с любыми лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Такие свидания осуществляются в специально оборудованных помещениях с применением технических средств прослушивания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ четко определил круг лиц, с которыми осужденным разрешаются длительные свидания с правом совместного проживания.

Такими лицами прежде всего являются близкие родственники, к которым отнесены супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки и внуки. В исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения свидания разрешаются с иными лицами.

Длительные свидания осуществляются в помещениях гостиничного типа, которые имеют минимально необходимые материально-бытовые условия, включая спальные помещения, помещения для отдыха, кухонное помещение, санузел и детскую комнату.

4. На период проведения свидания осужденные, как правило, освобождаются от работы с предшествующей или последующей отработкой.

Лица, прибывшие на свидание, имеют право приносить с собой продукты питания, вещи гражданского образца для переодевания осужденных, а также другие незапрещенные предметы.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ разрешает заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях — длительное свидание с проживанием вне учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии.

5. Порядок предоставления осужденным свиданий определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Первое свидание может быть предоставлено осужденному сразу же после прибытия осужденного из карантинного отделения в отряд независимо от того, имел ли он предыдущее свидание в местах содержания под стражей. При наличии права на краткосрочное и длительное свидания вид первого свидания определяет осужденный. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления 12 месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год.

Время, в течение которого свидания осужденным не предоставлялись в связи с введением режима особых условий, засчитывается в срок, по истечении которого осужденным могут быть предоставлены свидания. Продолжительность свиданий может быть сокращена администрацией по настоянию лиц, находящихся на свидании. Объединение свиданий либо разъединение одного свидания на несколько не допускается.

На свидания осужденные должны являться в опрятном виде. На период длительных свиданий они могут пользоваться одеждой, бельем и обувью, принесенными родственниками. Осужденные до и после свиданий подвергаются полному обыску.

Осужденному разрешается длительное или краткосрочное свидание одновременно не более чем с двумя взрослыми лицами, вместе с которыми могут быть несовершеннолетние братья, сестры, дети, внуки осужденного.

Длительные свидания с иными лицами предоставляются лишь в случаях, когда, по мнению администрации, такие свидания не будут отрицательно влиять на осужденного.

6. Лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией исправительного учреждения порядка проведения свидания сдают запрещенные вещи на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под расписку, их одежда и вещи досматриваются.

Если лицо, прибывшее на свидание, откажется от досмотра вещей и одежды, длительное свидание с осужденным ему не разрешается, однако может быть предоставлено краткосрочное.

При нарушении прибывшими установленного порядка проведения свидания оно немедленно прерывается. Пронос каких-либо продуктов или вещей лицами, прибывшими на свидание с осужденными, в комнаты краткосрочных свиданий не допускается. На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением винно-водочных изделий и пива).

При проведении длительных свиданий могут предоставляться дополнительные услуги. Их оплата производится за счет собственных средств осужденных или лиц, прибывших на свидание.

7. Замена одних видов свиданий другими и свиданий на телефонные разговоры производится по письменному заявлению осужденного.

Для получения юридической помощи осужденным по их заявлениям предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. По заявлению осужденного свидания предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. В число свиданий, установленных законодательством, такие свидания не засчитываются, их количество не ограничивается, проводятся они продолжительностью до четырех часов в нерабочее для осужденных время и лишь в часы от подъема до отбоя.

Статья 90. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей

Комментарий к статье 90

1. Осужденные к лишению свободы имеют право на получение посылок, передач, бандеролей.

Количество посылок, передач и бандеролей, как правило, зависит от вида исправительного учреждения и условий отбывания данного вида наказания и определяется ст. 121, 123, 125, 131 и 133 УИК РФ. Однако регламентация количества посылок, передач и бандеролей не касается осужденных женщин и лиц, содержащихся в воспитательных колониях.

Кроме того, посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в установленное законом количество. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.

Первую посылку, передачу и бандероль лицо, отбывающее наказание, вправе получить сразу же по прибытии в исправительное учреждение.

Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.

В соответствии с медицинским заключением больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в необходимых количествах и ассортименте.

Не засчитывается в счет очередной посылка или передача с одеждой и обувью для осужденного, получаемая за месяц до его освобождения. Она хранится на складе и выдается в день освобождения.

Бандероли, полученные по заказу осужденного из книготорговой сети, также не засчитываются в счет очередных.

Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.

2. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Вскрытие и досмотр содержимого посылок, передач и бандеролей производит сотрудник службы безопасности в присутствии осужденного. Обнаруженные запрещенные предметы изымаются и в зависимости от их характера уничтожаются или передаются на хранение.

Перечень и вес вложений посылок, передач и бандеролей регистрируются в специальном журнале. После этого они выдаются осужденному под расписку.

Периодичность получения посылок, передач и бандеролей определяется формулой, устанавливающей период, равный частному от деления 12 месяцев на общее количество посылок, передач и бандеролей, полагающихся осужденному в год.

Родственникам осужденных или иным лицам, прибывшим в исправительное учреждение, администрация разъясняет, что вместо положенных посылок, передач, бандеролей они имеют возможность приобрести через магазин исправительного учреждения продукты питания и предметы первой необходимости в целях последующей передачи осужденным.

В этом случае указанные лица подают заявление, в котором перечисляют количество и вес продуктов питания и предметов первой необходимости для передачи осужденным, и оплачивают их стоимость. После получения осужденными таких передач первые экземпляры заявлений вручаются лицам, оплатившим эти передачи, а вторые приобщаются к личному делу.

3. Посылки осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, вручаются после отбытия меры взыскания. Администрация исправительного учреждения обеспечивает сохранность вложений посылок, передач и бандеролей, однако при естественной порче этих вложений в силу длительного хранения ответственности не несет. В таких случаях выдача продуктов питания из длительно хранящихся посылок, передач и бандеролей производится под контролем медработника.

4. Между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления 12 месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания.

5. Осужденные могут по заявлению за счет собственных средств отправлять родственникам и иным лицам посылки и бандероли с продуктами питания и предметами первой необходимости, приобретенными в магазине исправительного учреждения, а также предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании или хранящиеся на складе. Досмотр таких отправлений производится представителями администрации в присутствии осужденного.

Статья 91. Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов

Комментарий к статье 91

1. Осужденные к лишению свободы имеют право получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества, получать денежные переводы, а также отправлять их близким родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения — иным лицам.

Однако закон устанавливает определенные ограничения пользования данными правами, которые заключаются в следующем:

1) получение и отправление осужденными писем и телеграмм разрешается через администрацию исправительного учреждения;

2) получаемая и отправляемая корреспонденция подвергается цензуре, за исключением переписки осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и субъекта РФ, общественной наблюдательной комиссией и Европейским судом по правам человека ;

См. также: Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

3) для переписки между лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, не являющимися родственниками, необходимо разрешение администрации исправительного учреждения.

2. В исправительных колониях в каждом изолированном участке (в воспитательной колонии в установленном администрацией месте) вывешиваются почтовые ящики.

Ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то должностными лицами письма изымаются для отправления. В тюрьмах, ПКТ и штрафных изоляторах письма для отправления передаются представителям администрации.

Письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителю администрации в незапечатанном виде.

Поступившие на имя осужденного после его убытия из исправительного учреждения письма отправляются по новому месту нахождения не позднее чем через трое суток.

В том случае, если письма и телеграммы выполнены тайнописью, шифром, содержат другие условности или жаргон, а также имеют направленность на причинение вреда охраняемым законом правам государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан либо содержат сведения, составляющие государственную или служебную тайну, они адресату не направляются и осужденному не выдаются, о чем ему объявляется под расписку, а сама корреспонденция уничтожается.

Отправление телеграмм лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, производится на общих основаниях так же, как всеми гражданами. Квитанция об уплате денег за отправление телеграммы с распиской отправляющего помещается в личное дел осужденного.

Статья 92. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 92

1. Осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность разговора устанавливается в пределах 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются за счет собственных средств осужденных или средств их родственников или иных лиц.

2. При наличии исключительных обстоятельств, а также вновь прибывшим осужденным телефонные разговоры предоставляются по их просьбе.

3. Осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания, в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, ПКТ, ЕПКТ и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен в исключительных случаях.

Это интересно:  Где выдают материнский капитал

4. Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, запрещаются. При наличии исключительных обстоятельств таким осужденным может быть разрешен телефонный разговор начальником исправительного учреждения.

5. Все разговоры осужденных контролируются администрацией.

6. Порядок организации телефонных разговоров определяется гл. XV Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Статья 93. Прогулки осужденных к лишению свободы

Комментарий к статье 93

1. Комментируемая статья регламентирует право осужденных на прогулку, направленное на охрану их здоровья.

Основная масса осужденных к лишению свободы содержатся в общежитиях и могут гулять на свежем воздухе по своему усмотрению, и время такой прогулки не регламентировано.

Однако есть категории осужденных, которым установлено определенное время и место для прогулки. К таким категориям осужденных относятся:

1) осужденные, содержащиеся в запираемых помещениях (к ним относятся осужденные, отбывающие лишение свободы в исправительных колониях общего и строгого режимов);

2) осужденные, содержащиеся в ПКТ в строгих условиях исправительных колоний особого режима;

3) осужденные, содержащиеся в запираемых общих или одиночных камерах, отбывающие лишение свободы в тюрьмах;

4) осужденные, содержащиеся в общих или одиночных камерах, отбывающие пожизненное лишение свободы в исправительных колониях особого режима.

Кроме того, регламентирована прогулка в отношении осужденных, водворенных в качестве меры взыскания:

— в штрафной изолятор в исправительных колониях и тюрьмах;

— в дисциплинарный изолятор в воспитательных колониях;

— в ПКТ в исправительных колониях общего и строгого режимов;

— в одиночные камеры в исправительных колониях особого режима;

2. Прогулка также ограничена в отношении осужденных, оставленных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, которые хотя и содержатся в незапираемых общих камерах, но ввиду специфической планировки названных учреждений не могут свободно гулять на свежем воздухе.

Перечисленным выше категориям осужденных право на прогулку предоставляется:

— ежедневно, если они работают не на открытом воздухе или не работают вообще;

— только в нерабочие дни (выходные, праздничные дни, а также дни, в которые осужденные по каким-либо причинам не выводятся на работу), если они работают на открытом воздухе.

3. Прогулки осужденных проводятся в дневное время. Они организуются согласно распорядку дня, утверждаемому приказом начальника исправительного учреждения. Прогулки проводятся на открытом воздухе на специально оборудованной части территории исправительного учреждения.

В случае нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений прогулка может быть досрочно прекращена.

Статья 94. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач

Комментарий к статье 94

1. В соответствии с положениями комментируемой статьи осужденным, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы, не реже одного раза в неделю демонстрируются кинофильмы и видеофильмы. Однако такое право не предоставляется осужденным, отбывающим наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры.

2. Просмотр телепередач осуществляется в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Кинофильмы и видеофильмы демонстрируются в клубах исправительных учреждений либо в помещениях отрядов осужденных.

3. Осужденным разрешается приобретать теле- и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть, получать от родственников и других лиц. Телевизионные приемники и радиоприемники могут приобретаться только для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией (приложение N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений).

4. Жилые и рабочие помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, камеры ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры оснащаются радиоточками.

5. Исправительные учреждения имеют свою внутреннюю радиосеть, служащую для приема радиопрограмм и являющуюся местным радиоузлом, используемым для объявлений, лекций, чтений.

Статья 95. Приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей

Комментарий к статье 95

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает порядок приобретения и хранения осужденными литературы и письменных принадлежностей.

2. Осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, имеют право получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

3. Вместе с тем УИК РФ запрещает осужденным получение, приобретение, хранение и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписку на них (см. также Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений).

4. Посылки и бандероли с литературой, приобретаемой через торговую сеть, не включаются в количество посылок и бандеролей, которые имеет право получать осужденный. Каждый осужденный имеет право хранить при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.

5. Осужденные приобретают литературу, периодическую печать в личное пользование. Кроме того, в каждом исправительном учреждении имеются библиотеки с читальным залом.

Статья 96. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения

Комментарий к статье 96

1. Комментируемая статья предусматривает условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения. Этот институт имеет двоякое назначение:

1) он призван обеспечить нормальную хозяйственную деятельность исправительных учреждений и материально-бытовое обслуживание осужденных;

2) он имеет важное воспитательное значение, так как большинство осужденных желают иметь такое право и, соответственно, стремятся соблюдать установленный режим отбывания наказания.

Такое право предоставляется только положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в данном учреждении не менее шести месяцев и содержащимся в исправительных (воспитательных) колониях, а также оставленным в СИЗО и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию.

2. Не допускается передвижение без конвоя или сопровождения за пределами охраняемой территории:

— осужденных, совершивших преступление при особо опасном рецидиве;

— осужденных, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования;

— осужденных к пожизненному лишению свободы;

— осужденных за совершение особо тяжких преступлений;

— осужденных, находящихся в строгих условиях содержания;

— осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания;

— осужденных, имеющих неснятые или непогашенные взыскания;

— осужденных, больных открытой формой туберкулеза;

— осужденных, не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании;

— осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

В случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника исправительного учреждения.

3. Осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя или сопровождения, размещаются в отдельных жилых помещениях, в том числе за пределами исправительного учреждения.

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлены правила поведения осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя за пределами исправительного учреждения, а также освобожденных из-под стражи под надзор администрации исправительных учреждений в порядке, предусмотренном ст. 121 УИК РФ.

Осужденные, пользующиеся правом передвижения без конвоя, а также освобожденные из-под стражи под надзор администрации исправительного учреждения, пользуются правом передвижения за пределами исправительного учреждения на основании пропуска установленного образца.

В свободное от работы время эти осужденные должны находиться в пределах общежития (объекта проживания), определенного им администрацией учреждения, и соблюдать правила поведения осужденного в исправительном учреждении.

Находясь вне жилой зоны или общежития (объекта проживания), осужденные обязаны:

1) соблюдать маршрут и время передвижения, правила общественного порядка;

2) своевременно возвращаться после работы в жилую зону или общежитие (объект проживания) и сообщать о явке представителю администрации;

3) по первому требованию работников исправительного учреждения и сотрудников милиции предъявлять пропуск. Сдавать его при возвращении в жилую зону часовому контрольно-пропускного пункта (КПП) по пропуску людей, а при возвращении в общежитие (объект проживания) — представителю администрации, осуществляющему надзор.

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Данный вопрос характерен объективной потребностью совершенствования правового регулирования исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России. Известно, что точное и неуклонное выполнение осужденными требований режима в местах лишения свободы способствует не только обеспечению порядка и безопасности в исправительных учреждениях, но и достижению основной цели уголовного наказания – исправлению осужденных.

Несовершенство процесса исполнения и отбывания наказания в колониях имеет отрицательные социальные последствия. Лица, отбывшие наказание в виде лишения свободы, возвращаясь в общество, пропагандируют криминальные традиции и обычаи среди населения, особенно среди молодежи, что во многом способствует росту преступности среди несовершеннолетних и других неустойчивых граждан, повышению криминогенного потенциала общества. Данные обстоятельства свидетельствуют о целесообразности дальнейшего поиска мер по оптимизации режима исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях. Необходимо отметить, что в настоящее время принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2024 года, которая предлагает создание новых видов исправительных учреждений для содержания осужденных. В связи с этим требуется всестороннее научное обоснование правовой и организационной основы функционирования новых моделей пенитенциарных учреждений для спецконтингента, в которых, безусловно, должны найти отражение современные взгляды на содержание правового режима исполнения и отбывания лишения свободы, его место в исправлении и ресоциализации осужденных.

Таким образом, в целом имеет место противоречие между необходимостью установления оптимальных порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных и отсутствием достаточной теоретической базы для совершенствования в этом направлении законодательства и правоприменительной практики.

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов

Права учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Виды условий отбывания наказания в исправительных учреждениях

Условия отбывания наказания – это определенные ступени исправления осужденного, на которых в зависимости от режима исправительного учреждения, личности осужденного и его поведения увеличиваются или уменьшаются правоограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством. Особенность организации мест лишения свободы в России, основу которых в настоящее время составляют: колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого видов режима, воспитательные колонии, различные условия содержания в них осужденных, объективируют наличие четкого организационно-правового механизма изменения условий отбывания лишения свободы как в пределах одного исправительного учреждения, так и путем изменения вида исправительного учреждения, а также институтов изменения правового положения осужденных в едином процессе ресоциализации таких лиц.

Российская прогрессивная система исполнения лишения свободы представляет собой такую организацию исполнения уголовного наказания, при которой на основании уголовной и уголовно-исполнительной классификации осужденных в зависимости от динамики поведения происходит изменение их правового статуса либо в сторону увеличения количества правоограничений в рамках назначенного судом вида наказания, либо сокращения количества правоограничений вплоть до их качественного изменения или полной отмены.

Составными элементами отечественной прогрессивной системы исполнения лишения свободы являются: меры поощрения и взыскания, изменение условий отбывания наказания, замена неотбытого наказания более мягким видом, условно-досрочное освобождение.

Согласно ч. 1 ст. 87 УИК в исправительных колониях установлены три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие.

В соответствии со ст. 132 УИК РФ в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия.

В колониях-поселениях установлены единые условия отбывания наказания для всех категорий осужденных.

Одним из важных положений, направленных на повышение эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, является закрепление в УИК РФ от 08.01.1997года различных видов условий отбывания наказания в рамках конкретного исправительного учреждения. Таким образом, законодатель определил, что режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях – разные правовые институты. Об этом свидетельствует и тот факт, что вопросы режима и средств его обеспечения в ИУ регулируются гл. 12 УИК, а условия отбывания наказания в этих учреждениях – глава 13 УИК РФ.

Вводя различные виды условий отбывания наказания, законодатель создает необходимую правовую базу для реальной уголовно-исполнительной дифференциации осужденных, которая достаточно гибко может быть осуществлена в рамках каждой колонии. Необходимо отметить, что для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются два вида режима: общий и строгий (ч. 2 ст. 87 УИК РФ). Законодатель не дифференцирует условия содержания осужденных внутри каждого вида режима. Поэтому в данном случае словосочетания «виды условий отбывания наказания» и «виды режима» имеют тождественное содержание.

По общему правилу все осужденные по прибытии в колонию вначале направляются на обычные условия отбывания наказания, а затем в зависимости от поведения и по другим основаниям могут быть переведены на облегченные или строгие условия. Условия содержания указанных видов отбывания наказания различаются количеством предоставляемых осужденным свиданий, посылок, бандеролей, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания

и предметов первой необходимости, а также степенью ограничений в свободе передвижения по территории колонии и за ее пределами.

Идея дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний во многом определяет построение и содержание Особенной части УИК и находит свое непосредственное выражение в нормах, регулирующих основания и порядок применения средств исправления, одним из которых в соответствии с ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК является режим, а его составной частью – различные виды условий отбывания наказания, которые могут в соответствии с законом изменяться (прил. №2, стр.66). Деятельность администрации исправительного учреждения по обеспечению дифференциации и индивидуализации исполнения наказания оказывает существенное влияние на реализацию целей уголовного наказания, отражает сущность и содержание исправительного воздействия, задает его вектор.

В зависимости от поведения и отношения к труду осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

Положение пункта «в» части второй статьи 78 УИК РФ не исключает возможность принятия судом по ходатайству осужденного, содержащегося в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу в следственном изоляторе, решения об изменении ему вида исправительного учреждения.

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по

отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, – по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее двух третей срока наказания.

Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Не подлежат переводу в колонию-поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 УИК РФ, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Это означает реальную возможность осужденному в зависимости от поведения и отношения к труду улучшить или, наоборот, ухудшить свое положение во время пребывания в исправительном учреждении. Во-первых, это возможно осуществить в пределах одного исправительного учреждения по решению администрации, когда происходит изменение условий содержания путем перевода из одних условий отбывания наказания в другие, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать исполнение наказания, не прибегая к судебной процедуре.

Во-вторых, осужденный может быть переведен в другое исправительное учреждение, как с более легким режимом, так и с более строгим. Изменение вида исправительного учреждения направлено на стимулирование правопослушного поведения осужденных. При этом необходимо наличие нескольких компонентов, характеризующих личность осужденного. Прежде всего учитывается поведение осужденного во время отбывания наказания, его отношение к труду и обучению.

Перевод из одних условий в другие в значительной мере влияет на фактический объем прав осужденного и наряду с мерами поощрения и взыскания призван обеспечить необходимое стимулирующее воздействие. Однако, как показывают результаты прокурорского надзора, администрациями исправительных учреждений недостаточно интенсивно и гибко используются возможности стимулирования правомерного, социально активного поведения осужденных. Количественные показатели изменения условий в исправительных колониях незначительны.

Это интересно:  Должностная инструкция инструктора методиста

В соответствии с Концепцией развития УИС на период с 2010 до 2024 года, важнейшим звеном является улучшение коммунально-бытового содержания осужденных, приведение их в соответствие с международными стандартами. Строительство новых учреждений направлено на создание осужденным нормальных коммунально-бытовых условий, соответствующих требованиям международных стандартов, а также реализации норм Уголовно-исполнительного кодекса.

Согласно концепции, актуальным является решение проблем занятости осужденных к лишению свободы путем привлечения их к общественно-полезному труду или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания либо иными формами социально-активной деятельности.

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности УИС является решение вопросов по обеспечению трудом осужденных. В данном направлении в настоящее время выполнено немало новых задач.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством все лица, осужденные к лишению свободы, обязаны трудиться на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения.

В свою очередь администрация учреждений трудоустраивает осужденных с учетом пола, возраста, трудоспособности и специальности.

Правовое регулирование условий отбывания наказания в исправительных учреждениях

Система основных средств карательно-воспитательного воздействия на осужденных складывалась в течение длительного времени. Отражая в известной мере историю нашего государства и права, нормы действующего уголовно-исполнительного законодательства устанавливают, что порядок и условия отбывания наказания, применения мер исправительного воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, отнесены к компетенции федерального закона. Эти принципиальные положения не подвергались каким-либо изменениям и дополнениям. Как записано в ч. 2 ст. 9 УИК, установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка и общественное воздействие являются основными средствами исправления осужденных во всех видах исправительных учреждений.

Помимо основных средств исправления в процессе карательно-воспитательного воздействия на осужденных используются и иные средства. К ним, например, относят развитие полезной инициативы, рациональное применение мер поощрения и взыскания.

К подобным средствам следует отнести и такие институты, как изменение условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбывания наказания (ч. 3 ст. 87 УИК), передвижение осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК), выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений (ст. 97 УИК) и некоторые другие меры, относящиеся к элементам прогрессивной системы отбывания наказания.

Тенденция к дальнейшему расширению реализации принципа гуманизма при исполнении наказания, введение норм и институтов, стимулирующих исправление осужденных, облегчающих их адаптацию после освобождения от наказания, находит последовательное подтверждение в гл. 13 УИК.

Основополагающими для определения условий отбывания наказания являются задачи, поставленные перед уголовно-исполнительным законодательством (ч. 2 ст. 1 УИК), а также применение основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК). В принципе это те же средства, которые на протяжении многих лет применяются к осужденным исправительными учреждениями с учетом вида наказания, характера, степени общественной опасности и мотивов совершенного преступления, их личности и поведения. Но в уголовно-исполнительном законодательстве не только определяется система основных средств исправления осужденных, но и указываются конкретные условия их реализации. Эти условия носят материальный характер, выражают обеспечивающую функцию карательно-воспитательного воздействия на лиц, отбывающих наказание.

Поэтому установление ч. 1 и 2 ст. 87 УИК дифференцированных условий отбывания наказания можно отнести к одному из необходимых условий, стимулирующих воспитательное воздействие на осужденных. Иначе говоря, эти нормы направлены на решение практических задач, стоящих перед исправительными учреждениями. Такая классификация позволяет, во-первых, отделить осужденных, которые могут оказывать отрицательное воздействие на других и препятствовать достижению ими исправления; во-вторых, образовать относительно однородные группы осужденных, нуждающихся приблизительно в одинаковом карательно-воспитательном воздействии.

Таким образом, распределение (перевод) осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК не исключает, а напротив, предполагает дальнейшую

классификацию осужденных в рамках одного исправительного учреждения на

базе дополнительных правовых, а также педагогических, психологических и некоторых других критериев.

Статья 87 УИК является исходной для реализации различных условий отбывания наказания осужденными в пределах одного вида исправительного учреждения. При этом изменение условий отбывания наказания в пределах установленного вида режима колонии в решающей степени зависит от осужденного, его поведения, отношения к труду. Сама же система изменений условий отбывания наказания имеет четко выраженную воспитательную направленность.

В УИК предусмотрено, что в одной и той же колонии осужденные могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, в тюрьмах – на общем и строгом видах режима. Правовая регламентация и содержание этих условий установлена ст. 121, 123, 125, 127, 129, 131, 133 УИК.

Правовой механизм перевода осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным ст. 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК, предписывает создание соответствующих комиссий исправительного учреждения, возглавляемых начальником учреждения или одним из его заместителей. В состав комиссии входят также представители основных служб учреждения. Часть 3 ст. 87 УИК устанавливает возможность участия в работе комиссий представителей органов местного самоуправления. УИК (ч. 4 ст. 87) предоставляет осужденному право обжаловать решение комиссии, в том числе в случаях несогласия: а) с переводом в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или б) при переводе на строгий режим в тюрьме. Общий порядок обжалования осужденными решений, связанных с нарушением их прав и законных интересов, регулируется ст. 15 УИК.

Повышение эффективности применения специальных средств в укреплении режима в исправительных учреждениях

Задачи, стоящие перед учреждениями уголовно-исполнительной системы по укреплению правопорядка и законности, требуют от личного состава исправительных учреждений профессионально грамотно действовать как в обычных условиях, так и в сложной обстановке. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом обстоятельств. Наиболее существенными из них являются осложнение оперативной обстановки в учреждениях системы, которое происходит вследствие проявления таких негативных факторов объективного свойства, как низкая трудовая занятость осуждённых, ухудшение финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и иного обеспечения мест лишения свободы.

К неблагоприятным условиям, дестабилизирующим обстановку в исправительных учреждениях, также следует отнести возрастающую концентрацию в них лиц, совершивших тяжкие преступления, рецидивистов, психопатов, алкоголиков, наркоманов, осуждённых, склонных к насилию, допускающих нарушения режима содержания отбывания наказания, не желающих исправляться, возрождающих преступные традиции. Вполне очевидно, что работа персонала пенитенциарных учреждений в этих условиях сопряжена с повышенным риском и опасностью, пронизана элементами неожиданности и непредсказуемости возникновения и развития криминальных ситуаций, возможностью получения всякого рода травм и ранений, а нередко связана и с риском для жизни.

В связи с этим в деятельности исправительных учреждений выработаны и используются различные средства, с помощью которых в определённой степени нейтрализуется опасность нанесения вреда интересам граждан, обеспечивается нормальная деятельность по исполнению наказания в местах лишения свободы.

Обобщение практики свидетельствует, что исключительную роль в обеспечении правопорядка в местах лишения свободы, защиты здоровья, а порой и самой жизни персонала и иных лиц играют специальные средства, в связи с чем необходимо, на наш взгляд, постоянно совершенствовать сами спецсредства, правовые и организационные основы использования для повышения эффективности их применения сотрудниками исправительных учреждений.

Как известно, неотъемлемым условием формирования правового государства и построения демократического общества является обеспечение законности. Особая ответственность за её соблюдение возлагается на органы государства, призванные защищать интересы граждан. Поэтому деятельность правоохранительных органов и, в частности, пенитенциарной системы не может осуществляться без соблюдения законов, что в полной мере относится и к использованию специальных средств, которые должны применяться в строгом правовом режиме и при наличии юридических оснований.

Проведённое исследование показало, что одним из основных условий, негативно влияющим на готовность исправительных учреждений своевременно и качественно использовать специальные средства, является недостаточная вооружённость личного состава. Так, половина опрошенных начальников исправительных колоний и их заместителей отметили отсутствие необходимого количества средств индивидуальной защиты и активной обороны.

Кроме того, и этот скудный арсенал спецсредств не находит правильного применения. Более 30 % руководителей исправительных колоний считают, что их подчинённые не в полной мере умеют пользоваться специальными средствами. И хотя в последние годы наметилось определенное улучшение в обеспечении новейшими видами специальных средств, укомплектованность ими подразделений оставляет желать лучшего. К тому же имеет место слабое информирование личного состава уголовно-исполнительной системы о новейших отечественных достижениях в этой области и недостаточные знания теоретической и практической базы.

Становится очевидным, что необходимо срочно и коренным образом менять положение дел. По моему мнению, следует наметить и реализовать ряд мероприятий. А именно:

1. Поставить задачу на разработку или приобретение уже существующих новых образцов специальных средств. Для правильного её решения необходимо, прежде всего, наладить:

а) регулярное поступление в учреждения УИС информации о разрабатываемых и выпускаемых моделей резиновых палок, газовых пистолетов, гранат и т.д.;

б) разработку новых образцов, организацию опытной эксплуатации с целью определения соответствия их требованиям, предъявляемым к данной категории спецсредств, выявления и устранения имеющихся недостатков опытных образцов;

в) серийное изготовление новых образцов специальных средств.

2. Осуществить организационные мероприятия по внедрению специальных средств в практическую деятельность, включая разработку норм табельной положенности новых образцов и их распределение на уровне ГУИН Минюста России, УИН субъектов РФ.

3. Наладить регулярное обучение личного состава с целью выработки умений и навыков обращения со специальными средствами и правильного их использования в различных ситуациях с принятием экзаменов (зачётов), закреплением специальных средств за конкретными сотрудниками.

4. Проанализировать и обобщить положительный опыт, в том числе и зарубежный, применения этих специальных средств.

За рубежом оснащению полиции и сотрудников пенитенциарных учреждений специальными средствами уделяется значительное внимание. Причём в арсенале этих средств особая роль отводится так называемым «несмертельным» видам оружия. О размахе постановки этого дела, в частности, свидетельствует тот факт, что в США около 500 фирм и компаний специально для полиции разрабатывают и производят различные модели полицейских дубинок, аэрозольные баллоны, газовые пистолеты, ручные и дистанционные газовые гранаты, оружие для отстрела резиновых и пластиковых пуль, других снарядов, электрошоковые устройства типа «Тейзер» и т.п.

По мнению американских специалистов в США существует своеобразный полицейский комплекс, который стимулирует индустрию вооружения полиции. Не случайно производство традиционного полицейского стрелкового оружия, а также различных видов несмертельного оружия и снаряжения получило название «индустрия законного принуждения» или «индустрия по сдерживанию мятежей». Немаловажно, что постоянная разработка и внедрение всё новых и новых видов специальных средств, а также совершенствование имеющихся образцов оружия стали неотъемлемой составной частью концепции развития полицейских сил и в других странах. Вследствие этого значительно снизился процент смертности и причинения вреда в результате действий полиции. В США на 78 % сократилось применение огнестрельного оружия и на 92,7 % снизились смертельные случаи после применения спецсредств.

Обобщение практики свидетельствует, что в решении служебно-боевых задач успех зависит не только от гибкой и продуманной деятельности администрации мест лишения свободы, не только от достаточного количества сил и степени их оснащённости разнообразными специальными средствами, но и от умения сотрудников профессионально грамотно применять их в конкретных ситуациях.

Профессионально грамотно будут действовать сотрудники тех учреждений, в которых на должном уровне осуществляется служебная подготовка личного состава, где наряду с теоретическими вопросами отрабатываются практические действия личного состава в той или иной обстановке.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. В учреждениях УИС существует необходимость повышения эффективности применения специальных средств, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций и обстоятельств. Это необходимо как для защищённости сотрудников от преступных посягательств, так и для своевременного пресечения либо ликвидации групповых неповиновений осуждённых.

2. В условиях гуманизации исполнения наказания для укрепления режима в местах лишения свободы должны использоваться так называемые «несмертельные» средства защитного и активного воздействия.

Как мне представляется, для осуществления этих целей необходимо:

а) изучить технические возможности создания пуль из материалов-заменителей, а для условий камерного содержания – шокового спецсредства с последующим закреплением в законодательстве,

б) создать условия для повсеместного обеспечения режимных мероприятии при камерном содержании с помощью служебных собак.

3. Одним из основных направлений в обеспечении режима в учреждениях УИС является активное внедрение и широкое комплексное, рациональное правомерное использование разнообразных технических средств и систем. Оснащение пенитенциарных учреждений современными инженерно-техническими средствами охраны и сигнализации, аппаратурой дистанционного наблюдения и контроля, оперативной и поисковой техникой, средствами индивидуальной и коллективной защиты, активной обороны, иными материализованными проявлениями научно-технического прогресса в деятельности исправительных учреждений позволит более надёжно предотвращать и эффективно пресекать многие виды преступлений спецконтингента. Представляется, что предложенные нами меры по организационным основам применения специальных средств в укреплении режима в исправительных учреждениях должны послужить повышению эффективности использования средств защиты и нападения в практической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Выводы

Установленный порядок исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях является не только самостоятельным институтом уголовно-исполнительного права, но и специальным правовым режимом.

Правовой режим исполнения и отбывания наказания в учреждениях УИС – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, обеспечивающих установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы в исправительных учреждениях для достижения целей наказания.

Под юридическими средствами правового режима исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях понимается совокупность юридических установлений и процедур, с помощью которых осуществляется и обеспечивается установленный порядок исполнения и отбывания наказания в местах лишения свободы.

Прикладное значение имеет подразделение юридических (правовых) средств на виды в зависимости от целевого назначения. По данному критерию предлагается различать: 1) правовые средства (далее – ПС) режима исполнения наказания; 2) ПС режима отбывания наказания; 3) ПС обеспечения режима исполнения и отбывания наказания. ПС режима исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его правомочия (права и обязанности) при исполнении наказания в виде лишения свободы и порядок их реализации.

ПС режима отбывания наказания устанавливают порядок и условия отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы.

Правовые средства режима отбывания наказания можно классифицировать следующим образом: 1) правовые средства, устанавливающие объем правоограничений для осужденных; 2) правовые средства, обеспечивающие жизнедеятельность осужденных; 3) правовые средства, создающие условия для применения других средств исправления осужденных; 4) правовые средства предупреждения преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных. Правовые средства обеспечения режима предназначены для обеспечения повседневной деятельности исправительных учреждений, реализации в них установленных порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. Строгое соблюдение режима отбывания наказания создает условия для применения других средств исправления осужденных.

В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики, более широким применением мер наказаний, не связанных с лишением свободы, в исправительных колониях концентрируется наиболее криминальная часть осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В этих условиях для повышения соблюдения установленного режима отбывания наказания можно предложить:

— увеличить наращивание плотности применения технических средств охраны и надзора с целью предупреждение побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получение необходимой информации о поведении осужденных;

— переводить на прогрессивные способы охраны и надзора учреждений уголовно-исполнительной системы, что позволит сократить штатную численность УИС и сократит влияние человеческого фактора на профилактику правонарушений в местах лишения свободы;

— шире использовать средства технического контроля для организации проведения проверок посылок, передач, досмотров осужденных;

— проводить планомерную работу оперативных служб учреждений среди осужденных, направленных на предупреждение нарушений установленного порядка исполнения и отбывания наказания с их стороны;

— активизировать работу, направленную на получение упреждающей информации о преступных намерениях осужденных по поставке запрещенных предметов, в том числе средств мобильной связи, выявление на ранней стадии готовящихся правонарушений;

— в должностные инструкции для всех работников учреждения внести дополнения по конкретизации мер, направленных на предупреждение нарушения режима в исправительных учреждениях.

Одним из основных направлений в обеспечении режима в учреждениях УИС является активное внедрение и широкое комплексное, рациональное правомерное использование разнообразных технических средств и систем. Оснащение пенитенциарных учреждений современными инженерно-техническими средствами охраны и сигнализации, аппаратурой дистанционного наблюдения и контроля, оперативной и поисковой техникой, средствами индивидуальной и коллективной защиты, активной обороны, иными материализованными проявлениями научно-технического прогресса в деятельности исправительных учреждений, которые позволят более надёжно предотвращать и эффективно пресекать многие виды преступлений спецконтингента. В настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный процесс, гуманные отношения к подследственным осуждённым, ориентация на общечеловеческие ценности, создание атмосферы законности и требовательности.

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: АСТ, 2015. – 400 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации // Рос. газ. – 2001. – 31 дек.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2015. – 96 с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: ВИТРЭМ, 2015. – 512 с.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2015. – 191 с.

Это интересно:  Функции пенсионного фонда рф

6. О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2013. – № 4. – С. 50-51.

7. О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 // Рос. газ. – 1998. – июль.

9. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Сб. законов Российской Федерации. – М.: АСТ, 1999. – С. 412.

10. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.

11. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729.

13. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314.

14. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений: Утв. приказом Минюста России от 03 ноября 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. №47.

15. Анисимков В.М. Тюремная община «вехи истории». Историко-публицистическое повествование – М., 2011.

16. Васильев А.И., Маслихин А.В., Фефелов В.А. Режим в исправительно-трудовых учреждениях – Рязань, 2010.

17. Громов М.А. Проблемы безопасности при исполнении наказания в виде лишения свободы и роль начальника ИТК в ее обеспечении. Управленческая деятельность руководителей органов, исполняющих наказание. Труды Академии МВД СССР – М., 2011.

18. Действующее международное право: Сб. документов – М., 2011.

19. Журавлев М.П. Исправление и перевоспитание особо опасных рецидивистов – М., 2012.

20. Зубков А.И., Дорофеев Н.К. Строго регламентированный внутренний распорядок ИТУ и его реализация – Томск. 2013.

21. Ной И.С. Теоретические вопросы лишения свободы – Саратов, 2012.

22. Пономарев П.Г., Радкевич В.С., Селиверстов В.И. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Уголовно-исполнительное право – М., 2012.

23. Российский курс уголовно-исполнительного права: в 2 т. Общая часть: учебник – М., 2012.

24. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью – Саратов, 2011.

25. Уголовно-исполнительное право России // учебник под ред. В.И. Селиверстова – М., 2012.

26. Южанин В.Е. Механизм реализации наказания в виде лишения свободы – М., 2010.

27. ЦГАОР, Ф. 122, Оп. 1, ч. 1, Делопроизводство 1, Д.842, л. 57.

28. ЦГАОР, Ф. 122, Оп. 1, ч. 1, Делопроизводство 1, д. 3136, л. 9, 23.

29. ЦГАОР, Ф. 122, Оп. 1, ч. 1, Делопроизводство 1, Д.,л. 61.

30. Наказание, законность, справедливость, гуманизм: материалы Международной научно-практической конференции – Рязань, 2011.

31. Оружие несмертельного действия и контроль за беспорядками // Правопорядок. 2010.

32. Упоров И.В. Опыт реформирования уголовно-исполнительной (тюремной, исправительно-трудовой) системы в России // Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала. Материалы международной научно-практической конференции – Рязань. 2011.

33. Южанин В.Е. Принудительные факторы исправления и перевоспитания преступника и проблемы их нейтрализации // Проблемы исполнения уголовных наказаний – Рязань. 2011.

Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости

Осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов.

Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, кроме заработанных ими в период отбывания наказания, устанавливается в зависимости от вида исправительного учреждения, т.е. заработанными деньгами осужденные могут пользоваться без ограничений; размер расходования получаемых средств от родственников и иных лиц ограничен.

Если разрешенные к использованию средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму и в последующие месяцы.

Осужденные беременные женщины, женщины, имеющие при себе детей, инвалиды 1 или 2 группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах без ограничения.

Для обеспечения прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в исправительных учреждениях работают специальные магазины. Осужденные посещают их 3-4 раза в месяц в свободное от работы время, как правило, побригадно или поотрядно.

Осужденные, находящиеся в тюрьмах и помещениях камерного типа колоний, сами не посещают магазин, а товары заказывают через сотрудников учреждений в специальных бланках заявлений. Такие закупки производятся два раза в месяц.

Свидания осужденных к лишению свободы

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения, а в воспитательных колониях – длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток.

Количество свиданий установлено в зависимости от вида исправительного учреждения и условий содержания.

Краткосрочное свидание предоставляется с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения.

Длительное свидание предоставляется с правом совместного проживания с супругом, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами. С иными лицами свидание разрешается только в том случае, если, по мнению администрации, это лицо не окажет отрицательного влияния на осужденного.

Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное и длительное свидание – телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения – краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии.

Объединение свиданий либо, наоборот, разъединение одного свидания на несколько не допускается.

Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач

Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей в установленных количествах в зависимости от вида и режима исправительного учреждения, а женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, — без ограничения.

Максимальный вес посылки или бандероли определяется почтовыми правилами: посылки 30 кг, бандероли 3 кг. Вес передачи не должен превышать установленного веса одной посылки.

Больные осужденные, инвалиды 1 или 2 группы могут получать дополнительные посылки, определяемые в соответствии с медицинским заключением.

Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в установленное количество посылок, передач и бандеролей.

В счет установленного количества не включаются также посылки или передачи с одеждой и обувью для осужденного, получаемые не ранее чем за месяц до его освобождения, а также бандероли, получаемые по заказу осужденного из книготорговой сети.

Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру. Вскрытие и досмотр их содержимого производится контролерами в присутствии адресата.

С разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли любым лицам.

Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма или телеграммы без ограничения их количества.

Отправление и получение осужденными писем производится только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью на территории колонии в каждом изолированном участке вывешиваются почтовые ящики, которые ежедневно вскрываются уполномоченными на то лицами, а в тюрьмах и помещениях камерного типа колоний осужденные передают письма для отправления представителям администрации. Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре, поэтому письма опускаются в почтовые ящики или передаются представителям администрации в незапечатанном виде.

Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит. Переписка осужденного с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению руководителя исправительного учреждения или его заместителя.

Письма, исполненные тайнописью, шифром или с применением других условностей или жаргона, а также носящие циничный характер, адресату не направляются, о чем объявляется осужденному, после чего уничтожаются.

Вручение и отправление писем производится администрацией исправительного учреждения не позднее чем в 3-дневный срок, телеграмм – незамедлительно.

Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы

Осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры продолжительностью до 15 минут каждый.

Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств, за счет средств их родственников или иных лиц.

Осужденным может быть дополнительно разрешен телефонный разговор по прибытии в исправительное учреждение и при наличии исключительных обстоятельств.

Такой разговор может быть разрешен также осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, едином помещении камерного типа и одиночной камере.

Администрация может контролировать содержание телефонного разговора, он может быть прекращен после соответствующего предупреждения со стороны сотрудника, контролирующего разговор.

Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения

Положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в колониях, а также осужденным, оставленным для хозяйственного обслуживания в следственных изоляторах и тюрьмах, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.

Право передвижения без конвоя или сопровождения не предоставляется (ч. 2 ст. 96 УИК РФ):

— осужденным при особо опасном рецидиве преступлений;

— осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

— осужденным, находившимся в данном исправительном учреждении менее шести месяцев;

— осужденным, имеющим неснятые или непогашенные взыскания;

— осужденным к пожизненному лишению свободы;

— осужденным за совершение особо тяжких преступлений;

— осужденным, находящимся на строгих условиях содержания;

— осужденным за умышленное преступление, совершенное в период отбывания наказания;

— осужденным, больным открытой формой туберкулеза;

— осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерических заболеваний, алкоголизма наркомании, токсикомании;

— осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость.

Передвижение без конвоя предоставляется совершеннолетним осужденным, содержащимся в исправительных колониях, тюрьмах и следственных изоляторах, а передвижение без сопровождения – осужденным, содержащимся в воспитательных колониях.

Осужденные, пользующиеся этим правом, размещаются в отдельных жилых помещениях, им может быть разрешено проживание в общежитиях и за пределами исправительных учреждений. Таким осужденным выдается пропуск специального образца. Передвижение разрешается в часы и по маршруту, указанному в пропуске.

В случае нарушения осужденным требований режима или правил поведения, а также при завершении работ, послуживших основанием для выдачи разрешения, передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника исправительного учреждения.

Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы включает в себя комплекс жилищно-бытовых условий, вещевого довольствия, питания, коммунально-бытового и торгового обслуживания.

Норма жилой площади на одного осужденного в исправительных колониях не может быть менее 2 кв. метров, в тюрьмах – 2,5 кв. метров, в женских колониях – 3 кв. метров, в воспитательных колониях – 3,5 кв. метров; в лечебных исправительных учреждениях – 3 кв. метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – 5 кв. метров.

Не менее одного раза в неделю организуется помывка осужденных в бане со сменой белья и постельных принадлежностей. Осужденные обеспечиваются одеждой по сезону, индивидуальными средствами гигиены. Организуется трехразовое питание. Осужденные, не работающие по независящим от них причинам, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

Администрация исправительного учреждения организует медицинское обслуживание и выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований на территории своего учреждения. В исправительных учреждениях имеются амбулаторная часть, стационар, аптека и стоматологический кабинет. В случае отказа осужденного от приема пищи и угрозы при этом его жизни допускается его принудительное питание. В экстренных случаях, при необходимости оказания срочной медицинской помощи осужденные могут быть направлены в лечебно-профилактические и санитарно-профилактические учреждения Минздрава РФ. При этом они должны быть обеспечены соответствующей охраной.

Тема 11. Условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных видов

Тема 11. Условия отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных видов

Похожие главы из других книг

Глава 18. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения

Глава 18. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения 18.1. Режим в исправительных учреждениях и его основные требованияРежим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими ему нормативно-правовыми актами порядок исполнения и

Глава 19. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях

Глава 19. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях 19.1. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободыВ пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях,

Глава 22. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

Глава 22. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов 22.1. Исправительные колонии общего режима1. В обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные к лишению свободы, поступившие в данные

Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы

Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы Надзор – это система мер, направленных на обеспечение порядка исполнения наказания путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы. Порядок осуществления надзора

Тема 10. Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных видов

Тема 10. Режим отбывания наказаний в исправительных учреждениях различных

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Режим особых условий в исправительных учреждениях В исправительном учреждении может быть введен режим особых условий в следующих случаях:1. В случае стихийного бедствия (явления природного характера: землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и т. п.).2. Введение

Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и в исправительных колониях общего режима

Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и в исправительных колониях общего режима Колония-поселение – это режим полусвободы, ее пределы видимых следов не имеют, они довольно условные. Здесь осужденные находятся без охраны, но под надзором администрации

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого и особого режима

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого и особого режима Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях

54. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда

54. Отрядная система в исправительных учреждениях. Права и обязанности начальника отряда Изначально отрядная система была внедрена в колониях для несовершеннолетних. В колониях для взрослых ее стали применять с 1957 г. В отряд входит 50–100 человек, в зависимости от вида

58. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы

58. Надзор в исправительных учреждениях и его основные формы Надзор – это система мер, направленных на обеспечение порядка исполнения наказания путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы. Порядок осуществления

71. Режим особых условий в исправительных учреждениях

71. Режим особых условий в исправительных учреждениях В исправительном учреждении может быть введен режим особых условий в следующих случаях:1. В случае стихийного бедствия (явления природного характера: землетрясение, наводнение, засуха, ураганы, заносы и

86. Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и в исправительных колониях общего режима

86. Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях и в исправительных колониях общего режима Колония-поселение – это режим полусвободы, ее пределы видимых следов не имеют, они довольно условные. Здесь осужденные находятся без охраны, но под надзором

87. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого и особого режима

87. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого и особого режима Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях

51. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях

51. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Основное предназначение этих специализированных прокуратур – надзор на соблюдением законов в исправительных и воспитательных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Этими

123. Как осуществляется правовое регулирование различных видов транспорта?

123. Как осуществляется правовое регулирование различных видов транспорта? Правовое регулирование транспортного сектора дифференцируется в зависимости от видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного и смешанных

Статья написана по материалам сайтов: ekrost.ru, poznayka.org, law.wikireading.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector