Учет транспортно заготовительных расходов
Согласно п. 70 Методических указаний транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)– это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.
В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
— расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;
— расходы на транспортировку;
— командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;
— плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
— складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);
— расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;
— плата за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);
— недостача и порча в пределах норм естественной убыли;
— наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.
Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в Приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывают одним из следующих способов:
1.Непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;
Первый способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.
Пример 1.
Бухгалтер составил следующие проводки:
Дебет 19 Кредит 60– 1800 руб. – учтен НДС по оприходованному цементу;
Дебет 10.1 Кредит 60– 1500 руб. – учтены ТЗР по оприходованному цементу;
Дебет 19 Кредит 60– 270 руб. – учтен НДС по ТЗР;
Дебет 20 Кредит 10.1– 5750 руб. [(10 000+1500) х 500 кг: 1000 кг)]– списана стоимость цемента, переданного в производство (с учетом ТЗР).
Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов | = | Остаток ТЗР на начало отчетного периода | + | Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде | : |
: Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) | + | Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) | × | 100% | (5.1.) |
Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:
Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода | = | Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов | × | Учетная стоимость израсходованных материалов | (5.2.) |
2.Обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);
Второй способ учета ТЗР применяют организации, которые учитывают запасы по учетным ценам. В этом случае ТЗР входят в состав отклонений в фактической себестоимости материалов от их учетной цены и списываются в полной сумме по окончании отчетного периода на счет 16.
Пример 2: отражения в бухучете ТЗР с использованием счетов 15 и 16.
ООО «Производственная фирма «Мастер» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.
На 1 февраля в учете организации числилось:
— на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.
В феврале в производство было передано 35 т металла.
Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:
Дебет 19 Кредит 60– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;
Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер «Мастера» рассчитал так.
Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:
Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов,
3.Обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».
Третий способ. Если для учета ТЗР выбран отдельный субсчет счета 10, то для их списания производится отдельный расчет.
Пример 3.
По бухгалтерской учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на специальном субсчете счета 10 «Материалы» (субсчет 10-12).
Расходы на покупку материалов отражают записями:
Сумма ТЗР, подлежащая списанию, равна:
При списании материалов и ТЗР по ним в учете делают записи:
В качестве документа, подтверждающего расчет суммы ТЗР, используйте справку бухгалтера.
Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
5.4.8. Типовая корреспонденция по учету производственных запасов |
Счет 10 «Материалы»
По дебету счета
Дебет | Кредит | Содержание хозяйственной операции |
Отражено перемещение материалов внутри организации (со склада на склад) | ||
Оприходованы материалы по учетным ценам | ||
Оприходованы материальные ценности собственного производства (например, тара) | ||
В стоимость материалов включена сумма общепроизводственных расходов, непосредственно связанных с их приобретением | ||
В стоимость материалов включена сумма общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с их приобретением | ||
Потери от брака уменьшены на стоимость возвратных отходов | ||
Оприходована часть выпущенной готовой продукции для ее использования в качестве материалов (сырья) (при использовании счета 40) | ||
Готовая продукция, необходимая для собственных нужд организации, переведена в состав материалов | ||
Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков | ||
Получены материалы по договору краткосрочного займа | ||
Получены материалы по договору долгосрочного займа | ||
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой материалов | ||
75-1 | Оприходованы материалы, внесенные в качестве вклада в уставный капитал | |
Отражена стоимость услуг, оказанных сторонними организациями по доставке материалов | ||
91-1 | Оприходованы материалы, выявленные при инвентаризации и ранее не учтенные на счетах бухгалтерского учета | |
91-1 | Оприходованы материалы, оставшиеся после списания основных средств или другого имущества организации |
По кредиту счета
Содержание
- Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам. Бухгалтерские проводки
- Учет транспортно — заготовительных расходов
- Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по операциям приобретения и заготовления материалов
- Затраты предприятия на приобретение материалов
- Затраты предприятия на приобретение материалов
- Бухгалтерские записи по списанию транспортно — заготовительных расходов
- 3. Учет транспортно-заготовительных расходов.
Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам. Бухгалтерские проводки
В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
- отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
- отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
- непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации
В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:
- расходы по погрузке и транспортировке;
- расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации
- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
- комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
- плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);
- плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.
Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности. Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг).
Таким образом, остается два первых способа отражения ТЗР в учете организации. Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах. Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле:
Коэффициент распределения ТЗР = (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.
Сумма ТЗР к списанию за отчетный период = Расход материалов за отчетный период* Коэффициент распределения /100.
При удельном весе ТЗР не превышающем 10% от учетной стоимости материалов, их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов.
Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов
Учет транспортно — заготовительных расходов
«Бухгалтерский учет», N 14, 2002
Порядок учета транспортно — заготовительных расходов (ТЗР) определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2002 N 119н.
В соответствии с п.5 ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Структура фактической себестоимости включает три составляющие:
суммы, уплачиваемые поставщикам по договору;
транспортно — заготовительные расходы;
расходы на доведение материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
В перечень расходов, включаемых в состав транспортно — заготовительных, входят:
суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
комиссионные вознаграждения посредническим организациям;
таможенные пошлины и сборы;
суммы, уплачиваемые транспортным организациям за перевозку груза;
расходы на погрузку материалов в транспортные средства;
плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях;
расходы на содержание специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
расходы на командировки, связанные с непосредственным заготовлением материалов;
расходы на содержание заготовительно — складского аппарата организации;
стоимость потерь в пути поставленных материалов в пределах норм естественной убыли;
проценты по кредитам банков и займам, полученным на приобретение материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
иные расходы, непосредственно связанные с процессом приобретения и заготовления материалов.
К иным расходам, в частности, относится разница между учетной и договорной ценой материалов (п.80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов). В качестве учетных цен могут быть приняты: договорные цены, фактическая себестоимость материалов предыдущего отчетного периода (месяца или года), планово — расчетные цены и средняя цена как разновидность планово — расчетной. Предприятие самостоятельно определяет и отражает в учетной политике применение учетных цен и их вид.
Согласно п.83 Методических указаний транспортно — заготовительные расходы могут учитываться с использованием одного из трех вариантов:
на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с последующим их отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
на субсчете «Транспортно — заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы»;
на счете 10 «Материалы», если оценка материалов при их поступлении формируется по фактическим затратам с учетом транспортно — заготовительных расходов.
При третьем варианте говорить об особом учете транспортно — заготовительных расходов по существу не представляется возможным, так как скорее это — способ оценки материалов в бухгалтерском учете без применения учетных цен, то есть по фактическим затратам. В силу того, что такой способ формирования оценки материалов является очень трудоемким и предполагает своевременное наличие достоверной информации о транспортно — заготовительных расходах по каждой отдельной партии материалов, практически он может применяться только на отдельных предприятиях с ограниченной номенклатурой материалов и небольшим количеством отдельных поставок в течение отчетного периода. Данный способ оценки материалов можно эффективно применять при организации количественного учета материалов на складах. Однако п.264 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов предусмотрено применение данной схемы учета и при количественно — суммовом складском учете. На практике при ведении количественно — суммового складского учета материалов применяются учетные цены и схемы синтетического учета по первому и второму вариантам.
Два первых варианта предусматривают применение учетной цены материалов и обособленное отражение транспортно — заготовительных расходов либо в составе собственно счета 10 «Материалы», либо на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов». Однако для принятия решений по управлению запасами и процессом заготовления материалов, а также формирования себестоимости продукции (работ, услуг) учет транспортно — заготовительных расходов, независимо от того, на каком счете они учитываются, должен быть организован по отдельным группам, видам материалов. Степень детализации учетных групп транспортно — заготовительных расходов в соответствии с учетными группами материалов определяется задачами управления на каждом отдельном предприятии. Методическими указаниями разрешается вести учет транспортно — заготовительных расходов в целом, а не по группам, в двух случаях: во-первых, если нет значительного различия между отдельными группами в удельном весе транспортно — заготовительных расходов в общей сумме затрат на приобретение и заготовление материалов; во-вторых, если нет возможности их отнесения непосредственно к конкретным группам материалов (например, содержание заготовительно — складского аппарата предприятия). Первое условие практически не выполняется, так как различные группы материалов приобретаются у разных поставщиков и, как правило, в разных регионах. Материалы, которые включаются в одну группу, также приобретаются по договорам с разными поставщиками, заключенным на различных условиях, в частности, условиях поставки. Поэтому различия в удаленности поставщиков от предприятия, условиях договоров приводят к существенным колебаниям удельного веса транспортно — заготовительных расходов в составе затрат на приобретение материалов. Еще одним обстоятельством, ограничивающим возможности применения данного способа учета транспортно — заготовительных расходов, является колебание удельного веса по отчетным периодам. Если хотя бы в одном месяце отчетного года величина колебаний превышает предельно допустимый уровень (5%), то необходимо распределять транспортно — заготовительные расходы по группам материалов.
Необходимость отнесения расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия на счета учета материалов или отклонений в стоимости материальных ценностей в соответствии с п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» и п.70 Методических указаний обусловливает применение специального собирательно — распределительного счета для отражения всех затрат данного подразделения и последующего отнесения на соответствующие счета учета затрат на приобретение материалов. Представляется целесообразным для этих целей применять счет 23 «Вспомогательные производства». По дебету счета отражаются все затраты, связанные с содержанием данного структурного подразделения, а по кредиту — отнесение данных расходов на субсчет «Транспортно — заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Такой порядок учета расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия позволяет распределить данные расходы по группам материалов.
Возможен и иной вариант учета расходов на содержание структурного подразделения: расходы отражаются непосредственно на счете 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае данные расходы учитываются на самостоятельном субсчете к данным счетам без их распределения по группам материальных ценностей.
Операции по заготовлению и приобретению материальных ценностей в бухгалтерском учете отражаются следующим образом (табл. 1).
Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по операциям приобретения и заготовления материалов
До вступления в действие Методических указаний по учету материально — производственных запасов существовало три основных правила списания транспортно — заготовительных расходов:
списание должно производиться ежемесячно;
списание производится на те счета, на которые списаны материалы;
величина транспортно — заготовительных расходов определяется пропорционально учетной стоимости материалов.
Пунктом 88 Методических указаний определен принципиально новый порядок списания транспортно — заготовительных расходов: транспортно — заготовительные расходы могут в конце отчетного периода сразу списываться на счета учета затрат или продаж (прочих расходов).
Такой порядок учета транспортно — заготовительных расходов может применяться только в том случае, если величина данных расходов не превышает 10% учетной стоимости материалов. Предприятие в учетной политике должно указать, какой способ списания транспортно — заготовительных расходов будет применяться. В силу того, что положения учетной политики в течение одного отчетного года не могут быть изменены, в бухгалтерском учете следует применять только один из способов списания транспортно — заготовительных расходов. Если в течение года доля транспортно — заготовительных расходов увеличилась и превысила 10% учетной цены, то применять способ полного списания транспортно — заготовительных расходов согласно п.88 Методических указаний нельзя. В этом случае предприятие должно распределить сумму транспортно — заготовительных расходов с начала года между материалами, числящимися на складе, отпущенными в производство, реализованными или списанными по иным причинам.
В Методических указаниях не уточняется возможность применения такого способа по отдельным группам материальных ценностей. Представляется, что поскольку не уточняется порядок применения данного способа, то в том случае, если транспортно — заготовительные расходы учитываются по группам и видам материальных ценностей, то и применение способа списания транспортно — заготовительных расходов единовременно без распределения возможно в том случае, если по всем группам материалов выполняется требование о непревышении величиной транспортно — заготовительных расходов 10% учетной стоимости материалов. Если хотя бы для одной группы такое условие не выполняется, то транспортно — заготовительные расходы распределяются на остаток материалов на складе.
Так, анализ табл. 2 показывает, что на начало отчетного периода применять порядок учета транспортно — заготовительных расходов в целом по материалам не представляется возможным, так как колебания доли транспортно — заготовительных расходов между группами материалов составляют до 10%. В силу того, что в следующем отчетном периоде эти колебания сглаживаются, учет транспортно — заготовительных расходов можно было бы вести в целом по всем материалам. Так как доля товарно — материальных ценностей в учетной стоимости материалов составляет 8%, то есть не превышает 10%, то весь объем транспортно — заготовительных расходов можно было бы списать на счета учета расходов, продаж (прочих расходов). Однако требование о непревышении уровнем транспортно — заготовительных расходов на протяжении всего отчетного года 10% учетной стоимости материалов не соблюдалось, следовательно, данный порядок списания транспортно — заготовительных расходов не может быть применен.
Затраты предприятия на приобретение материалов
Пунктом 88 Методических указаний предусмотрено право предприятий ежемесячно полностью списывать транспортно — заготовительные расходы на увеличение стоимости израсходованных (списанных) материалов, если их удельный вес не превышает 5% учетной стоимости материалов. Однако данный абзац полностью повторяет условие полного списания без распределения ТЗР, если их доля не превышает 10%.
Предприятиям также предоставлено право в отчетном периоде (месяце) списывать транспортно — заготовительные расходы, распределив их по проценту, сложившемуся на начало отчетного периода или по нормативному, закрепленному в плановых калькуляциях. В следующем отчетном периоде бухгалтер должен определить степень соответствия фактических транспортно — заготовительных расходов, подлежащих списанию, и списанных по установленным правилам. Если колебания будут существенными, то необходимо провести корректировку транспортно — заготовительных расходов, списываемых в следующем отчетном периоде. Очевидно, что данный порядок списания транспортно — заготовительных расходов предполагает применение процента или доли транспортно — заготовительных расходов в учетной стоимости материалов в периоде, следующем за периодом определения этого процента (доли). Такой подход представляется целесообразным для формирования отчетности о себестоимости продукции (работ, услуг) в условиях, когда информация о транспортно — заготовительных расходах поступает в бухгалтерию с большим опозданием или затраты на ее определение требуют дополнительного времени (оценка расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия).
Порядок списания транспортно — заготовительных расходов рассмотрим на примере, представленном в табл. 3.
Затраты предприятия на приобретение материалов
В январе транспортно — заготовительные расходы могут быть списаны в сумме, определенной с учетом доли транспортно — заготовительных расходов на начало отчетного периода:
сырье и материалы — 10% от 900 руб. — 90 руб.;
инвентарь — 30% от 170 руб. — 51 руб.
Однако с учетом транспортно — заготовительных расходов за январь фактическая их доля составила соответственно 19, 7, 11%. Поэтому в феврале 2002 г. должны быть сделаны корректировочные записи на сумму:
сырье и материалы — дополнительно списать 81 руб. (900 х 19% — 90);
топливо — сторно 97,5 руб. (750 х 7% — 150);
инвентарь — сторно 21,3 руб. (170 х 11% — 51).
Бухгалтерские записи по учету списания транспортно — заготовительных расходов представлены в табл. 4.
Бухгалтерские записи по списанию транспортно — заготовительных расходов
В соответствии с Методическими указаниями предприятия могут округлять удельный вес транспортно — заготовительных расходов до целых единиц.
Таким образом, предприятие должно внести дополнения в учетную политику по следующим элементам:
вид учетной цены материалов;
возможность учета транспортно — заготовительных расходов без распределения на группы материалов;
возможность единовременного списания транспортно — заготовительных расходов в отчетном периоде на счета учета расходов без их распределения на остаток материалов на складе;
применение процента распределения, округленного до целых единиц.
3. Учет транспортно-заготовительных расходов.
В процессе заготовления у предприятия возникают дополнительные расходы, связанные с погрузкой и доставкой производственных запасов, которые называются транспортно-заготовительными расходами (ТЗР).
Транспортно-заготовительные расходы– это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
расходы по погрузке материалов в транспортные средства, их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления материалов, отчисления на социальные нужды указанных работников;
расходы на содержание специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок, кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;
наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях;
оплата процентов по заемным средствам, связанным с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
Предусматривается несколько вариантов организации учета ТЗР:
отнесение таких расходов на счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика;
отнесение таких расходов на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
непосредственное включение в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный капитал, внесенный в форме производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Вариант учета транспортно-заготовительных расходов устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике. Сумма ТЗР учитывается на тех же счетах, и материалы.
В течение месяца учет материалов ведется по учетным ценам отдельно от учета ТЗР. Ежемесячно ТЗР распределяются между израсходованными ценностями и их остатками на конец месяца. Поэтому фактическую себестоимость материальных ценностей можно определить только в конце месяца. Для этого в конце месяца по каждому виду материалов рассчитывается средний % ТЗР по формуле:
Материалы отражаются по учетным ценам.
Сумма ТЗР по израсходованному материалу, которая должна быть списана на затраты определяется по формуле:
Списание ТЗР по отдельным видам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов исходя из отношения суммы величины ТЗР на начало месяца и текущих ТЗР (или отклонений) за месяц к сумме остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов за месяц по учетной цене.
Статья написана по материалам сайтов: sprbuh.systecs.ru, wiseeconomist.ru, studfiles.net.
»