Учет транспортно заготовительных расходов

Согласно п. 70 Методических указаний транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)– это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав транспортно-заготовительных расходов входят:

— расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;

— расходы на транспортировку;

— командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;

— плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

— складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);

— расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;

— плата за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);

— недостача и порча в пределах норм естественной убыли;

— наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в Приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В бухучете транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) учитывают одним из следующих способов:

1.Непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;

Первый способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списываются на счета по учету затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство.

Пример 1.

Бухгалтер составил следующие проводки:

Дебет 19 Кредит 60– 1800 руб. – учтен НДС по оприходованному цементу;

Дебет 10.1 Кредит 60– 1500 руб. – учтены ТЗР по оприходованному цементу;

Дебет 19 Кредит 60– 270 руб. – учтен НДС по ТЗР;

Дебет 20 Кредит 10.1– 5750 руб. [(10 000+1500) х 500 кг: 1000 кг)]– списана стоимость цемента, переданного в производство (с учетом ТЗР).

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов = Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде :
: Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) × 100% (5.1.)

Рассчитав средний процент, определите сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода. Для этого используйте формулу:

Сумма ТЗР, которая списывается на себестоимость отчетного периода = Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов × Учетная стоимость израсходованных материалов (5.2.)

2.Обособленно на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»);

Второй способ учета ТЗР применяют организации, которые учитывают запасы по учетным ценам. В этом случае ТЗР входят в состав отклонений в фактической себестоимости материалов от их учетной цены и списываются в полной сумме по окончании отчетного периода на счет 16.

Пример 2: отражения в бухучете ТЗР с использованием счетов 15 и 16.

ООО «Производственная фирма «Мастер» занимается изготовлением металлических изделий. Учет поступающих материалов организация ведет с использованием счетов 15 и 16.

На 1 февраля в учете организации числилось:

— на счете 16 – остаток ТЗР, относящихся к этому виду материалов, – 3000 руб.

В феврале в производство было передано 35 т металла.

Бухгалтер «Мастера» сделал в учете такие проводки:

Дебет 19 Кредит 60– 2700 руб. – учтен НДС c ТЗР;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19– 2700 руб. – принят к вычету НДС по ТЗР;

Сумму ТЗР, которая списывается на себестоимость в феврале, бухгалтер «Мастера» рассчитал так.

Стоимость металла в феврале с учетом остатка на начало месяца (в учетных ценах) составила:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов,

3.Обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 »Материалы», например на субсчете »Транспортно-заготовительные расходы».

Третий способ. Если для учета ТЗР выбран отдельный субсчет счета 10, то для их списания производится отдельный расчет.

Пример 3.

По бухгалтерской учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на специальном субсчете счета 10 «Материалы» (субсчет 10-12).

Расходы на покупку материалов отражают записями:

Сумма ТЗР, подлежащая списанию, равна:

При списании материалов и ТЗР по ним в учете делают записи:

В качестве документа, подтверждающего расчет суммы ТЗР, используйте справку бухгалтера.

Выбранный способ учета ТЗР закрепите в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

5.4.8. Типовая корреспонденция по учету производственных запасов

Счет 10 «Материалы»

По дебету счета

Дебет Кредит Содержание хозяйственной операции
Отражено перемещение материалов внутри организации (со склада на склад)
Оприходованы материалы по учетным ценам
Оприходованы материальные ценности собственного производства (например, тара)
В стоимость материалов включена сумма общепроизводственных расходов, непосредственно связанных с их приобретением
В стоимость материалов включена сумма общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с их приобретением
Потери от брака уменьшены на стоимость возвратных отходов
Оприходована часть выпущенной готовой продукции для ее использования в качестве материалов (сырья) (при использовании счета 40)
Готовая продукция, необходимая для собственных нужд организации, переведена в состав материалов
Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков
Получены материалы по договору краткосрочного займа
Получены материалы по договору долгосрочного займа
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетными лицами; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой материалов
75-1 Оприходованы материалы, внесенные в качестве вклада в уставный капитал
Отражена стоимость услуг, оказанных сторонними организациями по доставке материалов
91-1 Оприходованы материалы, выявленные при инвентаризации и ранее не учтенные на счетах бухгалтерского учета
91-1 Оприходованы материалы, оставшиеся после списания основных средств или другого имущества организации

По кредиту счета

Содержание

Это интересно:  Невыясненные платежи счет бухгалтерского учета

Учет транспортно-заготовительных расходов по материалам. Бухгалтерские проводки

В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:

  • отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
  • непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации

В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:

  • расходы по погрузке и транспортировке;
  • расходы по содержанию заготовительно — складского аппарата организации
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
  • комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);
  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы.

Исходя из состава ТЗР, прямое включение транспортных расходов в фактическую себестоимость материала трудно реализуемо в реальной деятельности. Данные (первичные документы) о составе и величине ТЗР могут поступать со значительным запозданием по отношению к моменту поступления, а самое важное – к моменту списания материалов в производство, и дальнейшему формированию себестоимости производимой продукции (услуг).

Таким образом, остается два первых способа отражения ТЗР в учете организации. Общий смысл этих методик заключается в обособленном учете (накоплении) ТЗР в течение отчетного периода и дальнейшем перераспределении суммы ТЗР пропорционально расходу и остаткам материалов на складах. Расчет суммы ТЗР, подлежащей списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов, осуществляется по следующей формуле:

Коэффициент распределения ТЗР = (ТЗР на начало отчетного периода + ТЗР за отчетный период) / (Остаток материалов на начало отчетного периода + Приход материалов за отчетный период)*100.

Сумма ТЗР к списанию за отчетный период = Расход материалов за отчетный период* Коэффициент распределения /100.

При удельном весе ТЗР не превышающем 10% от учетной стоимости материалов, их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство» и на увеличение стоимости проданных материалов.

Ниже приведены проводки, отражающие учет ТЗР с использованием отдельного субсчета счета 10. Данные проводки отражают распределение сумм ТЗР на основные счета учета расхода материалов

Учет транспортно — заготовительных расходов

«Бухгалтерский учет», N 14, 2002

Порядок учета транспортно — заготовительных расходов (ТЗР) определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2002 N 119н.

В соответствии с п.5 ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Структура фактической себестоимости включает три составляющие:

суммы, уплачиваемые поставщикам по договору;

транспортно — заготовительные расходы;

расходы на доведение материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

В перечень расходов, включаемых в состав транспортно — заготовительных, входят:

суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

комиссионные вознаграждения посредническим организациям;

таможенные пошлины и сборы;

суммы, уплачиваемые транспортным организациям за перевозку груза;

расходы на погрузку материалов в транспортные средства;

плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях;

расходы на содержание специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;

расходы на командировки, связанные с непосредственным заготовлением материалов;

расходы на содержание заготовительно — складского аппарата организации;

стоимость потерь в пути поставленных материалов в пределах норм естественной убыли;

проценты по кредитам банков и займам, полученным на приобретение материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

иные расходы, непосредственно связанные с процессом приобретения и заготовления материалов.

К иным расходам, в частности, относится разница между учетной и договорной ценой материалов (п.80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов). В качестве учетных цен могут быть приняты: договорные цены, фактическая себестоимость материалов предыдущего отчетного периода (месяца или года), планово — расчетные цены и средняя цена как разновидность планово — расчетной. Предприятие самостоятельно определяет и отражает в учетной политике применение учетных цен и их вид.

Согласно п.83 Методических указаний транспортно — заготовительные расходы могут учитываться с использованием одного из трех вариантов:

на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с последующим их отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

на субсчете «Транспортно — заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы»;

на счете 10 «Материалы», если оценка материалов при их поступлении формируется по фактическим затратам с учетом транспортно — заготовительных расходов.

При третьем варианте говорить об особом учете транспортно — заготовительных расходов по существу не представляется возможным, так как скорее это — способ оценки материалов в бухгалтерском учете без применения учетных цен, то есть по фактическим затратам. В силу того, что такой способ формирования оценки материалов является очень трудоемким и предполагает своевременное наличие достоверной информации о транспортно — заготовительных расходах по каждой отдельной партии материалов, практически он может применяться только на отдельных предприятиях с ограниченной номенклатурой материалов и небольшим количеством отдельных поставок в течение отчетного периода. Данный способ оценки материалов можно эффективно применять при организации количественного учета материалов на складах. Однако п.264 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально — производственных запасов предусмотрено применение данной схемы учета и при количественно — суммовом складском учете. На практике при ведении количественно — суммового складского учета материалов применяются учетные цены и схемы синтетического учета по первому и второму вариантам.

Это интересно:  Жестокое обращение с детьми статья

Два первых варианта предусматривают применение учетной цены материалов и обособленное отражение транспортно — заготовительных расходов либо в составе собственно счета 10 «Материалы», либо на счете 16 «Отклонение в стоимости материалов». Однако для принятия решений по управлению запасами и процессом заготовления материалов, а также формирования себестоимости продукции (работ, услуг) учет транспортно — заготовительных расходов, независимо от того, на каком счете они учитываются, должен быть организован по отдельным группам, видам материалов. Степень детализации учетных групп транспортно — заготовительных расходов в соответствии с учетными группами материалов определяется задачами управления на каждом отдельном предприятии. Методическими указаниями разрешается вести учет транспортно — заготовительных расходов в целом, а не по группам, в двух случаях: во-первых, если нет значительного различия между отдельными группами в удельном весе транспортно — заготовительных расходов в общей сумме затрат на приобретение и заготовление материалов; во-вторых, если нет возможности их отнесения непосредственно к конкретным группам материалов (например, содержание заготовительно — складского аппарата предприятия). Первое условие практически не выполняется, так как различные группы материалов приобретаются у разных поставщиков и, как правило, в разных регионах. Материалы, которые включаются в одну группу, также приобретаются по договорам с разными поставщиками, заключенным на различных условиях, в частности, условиях поставки. Поэтому различия в удаленности поставщиков от предприятия, условиях договоров приводят к существенным колебаниям удельного веса транспортно — заготовительных расходов в составе затрат на приобретение материалов. Еще одним обстоятельством, ограничивающим возможности применения данного способа учета транспортно — заготовительных расходов, является колебание удельного веса по отчетным периодам. Если хотя бы в одном месяце отчетного года величина колебаний превышает предельно допустимый уровень (5%), то необходимо распределять транспортно — заготовительные расходы по группам материалов.

Необходимость отнесения расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия на счета учета материалов или отклонений в стоимости материальных ценностей в соответствии с п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов» и п.70 Методических указаний обусловливает применение специального собирательно — распределительного счета для отражения всех затрат данного подразделения и последующего отнесения на соответствующие счета учета затрат на приобретение материалов. Представляется целесообразным для этих целей применять счет 23 «Вспомогательные производства». По дебету счета отражаются все затраты, связанные с содержанием данного структурного подразделения, а по кредиту — отнесение данных расходов на субсчет «Транспортно — заготовительные расходы» к счету 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Такой порядок учета расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия позволяет распределить данные расходы по группам материалов.

Возможен и иной вариант учета расходов на содержание структурного подразделения: расходы отражаются непосредственно на счете 10 «Материалы» или 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае данные расходы учитываются на самостоятельном субсчете к данным счетам без их распределения по группам материальных ценностей.

Операции по заготовлению и приобретению материальных ценностей в бухгалтерском учете отражаются следующим образом (табл. 1).

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по операциям приобретения и заготовления материалов

До вступления в действие Методических указаний по учету материально — производственных запасов существовало три основных правила списания транспортно — заготовительных расходов:

списание должно производиться ежемесячно;

списание производится на те счета, на которые списаны материалы;

величина транспортно — заготовительных расходов определяется пропорционально учетной стоимости материалов.

Пунктом 88 Методических указаний определен принципиально новый порядок списания транспортно — заготовительных расходов: транспортно — заготовительные расходы могут в конце отчетного периода сразу списываться на счета учета затрат или продаж (прочих расходов).

Такой порядок учета транспортно — заготовительных расходов может применяться только в том случае, если величина данных расходов не превышает 10% учетной стоимости материалов. Предприятие в учетной политике должно указать, какой способ списания транспортно — заготовительных расходов будет применяться. В силу того, что положения учетной политики в течение одного отчетного года не могут быть изменены, в бухгалтерском учете следует применять только один из способов списания транспортно — заготовительных расходов. Если в течение года доля транспортно — заготовительных расходов увеличилась и превысила 10% учетной цены, то применять способ полного списания транспортно — заготовительных расходов согласно п.88 Методических указаний нельзя. В этом случае предприятие должно распределить сумму транспортно — заготовительных расходов с начала года между материалами, числящимися на складе, отпущенными в производство, реализованными или списанными по иным причинам.

В Методических указаниях не уточняется возможность применения такого способа по отдельным группам материальных ценностей. Представляется, что поскольку не уточняется порядок применения данного способа, то в том случае, если транспортно — заготовительные расходы учитываются по группам и видам материальных ценностей, то и применение способа списания транспортно — заготовительных расходов единовременно без распределения возможно в том случае, если по всем группам материалов выполняется требование о непревышении величиной транспортно — заготовительных расходов 10% учетной стоимости материалов. Если хотя бы для одной группы такое условие не выполняется, то транспортно — заготовительные расходы распределяются на остаток материалов на складе.

Так, анализ табл. 2 показывает, что на начало отчетного периода применять порядок учета транспортно — заготовительных расходов в целом по материалам не представляется возможным, так как колебания доли транспортно — заготовительных расходов между группами материалов составляют до 10%. В силу того, что в следующем отчетном периоде эти колебания сглаживаются, учет транспортно — заготовительных расходов можно было бы вести в целом по всем материалам. Так как доля товарно — материальных ценностей в учетной стоимости материалов составляет 8%, то есть не превышает 10%, то весь объем транспортно — заготовительных расходов можно было бы списать на счета учета расходов, продаж (прочих расходов). Однако требование о непревышении уровнем транспортно — заготовительных расходов на протяжении всего отчетного года 10% учетной стоимости материалов не соблюдалось, следовательно, данный порядок списания транспортно — заготовительных расходов не может быть применен.

Это интересно:  Новые штрафы пдд с ноября 2024

Затраты предприятия на приобретение материалов

Пунктом 88 Методических указаний предусмотрено право предприятий ежемесячно полностью списывать транспортно — заготовительные расходы на увеличение стоимости израсходованных (списанных) материалов, если их удельный вес не превышает 5% учетной стоимости материалов. Однако данный абзац полностью повторяет условие полного списания без распределения ТЗР, если их доля не превышает 10%.

Предприятиям также предоставлено право в отчетном периоде (месяце) списывать транспортно — заготовительные расходы, распределив их по проценту, сложившемуся на начало отчетного периода или по нормативному, закрепленному в плановых калькуляциях. В следующем отчетном периоде бухгалтер должен определить степень соответствия фактических транспортно — заготовительных расходов, подлежащих списанию, и списанных по установленным правилам. Если колебания будут существенными, то необходимо провести корректировку транспортно — заготовительных расходов, списываемых в следующем отчетном периоде. Очевидно, что данный порядок списания транспортно — заготовительных расходов предполагает применение процента или доли транспортно — заготовительных расходов в учетной стоимости материалов в периоде, следующем за периодом определения этого процента (доли). Такой подход представляется целесообразным для формирования отчетности о себестоимости продукции (работ, услуг) в условиях, когда информация о транспортно — заготовительных расходах поступает в бухгалтерию с большим опозданием или затраты на ее определение требуют дополнительного времени (оценка расходов на содержание заготовительно — складского аппарата предприятия).

Порядок списания транспортно — заготовительных расходов рассмотрим на примере, представленном в табл. 3.

Затраты предприятия на приобретение материалов

В январе транспортно — заготовительные расходы могут быть списаны в сумме, определенной с учетом доли транспортно — заготовительных расходов на начало отчетного периода:

сырье и материалы — 10% от 900 руб. — 90 руб.;

инвентарь — 30% от 170 руб. — 51 руб.

Однако с учетом транспортно — заготовительных расходов за январь фактическая их доля составила соответственно 19, 7, 11%. Поэтому в феврале 2002 г. должны быть сделаны корректировочные записи на сумму:

сырье и материалы — дополнительно списать 81 руб. (900 х 19% — 90);

топливо — сторно 97,5 руб. (750 х 7% — 150);

инвентарь — сторно 21,3 руб. (170 х 11% — 51).

Бухгалтерские записи по учету списания транспортно — заготовительных расходов представлены в табл. 4.

Бухгалтерские записи по списанию транспортно — заготовительных расходов

В соответствии с Методическими указаниями предприятия могут округлять удельный вес транспортно — заготовительных расходов до целых единиц.

Таким образом, предприятие должно внести дополнения в учетную политику по следующим элементам:

вид учетной цены материалов;

возможность учета транспортно — заготовительных расходов без распределения на группы материалов;

возможность единовременного списания транспортно — заготовительных расходов в отчетном периоде на счета учета расходов без их распределения на остаток материалов на складе;

применение процента распределения, округленного до целых единиц.

3. Учет транспортно-заготовительных расходов.

В процессе заготовления у предприятия возникают дополнительные расходы, связанные с погрузкой и доставкой производственных запасов, которые называются транспортно-заготовительными расходами (ТЗР).

Транспортно-заготовительные расходы– это затраты организа­ции, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных рас­ходов входят:

расходы по погрузке материалов в транспортные средства, их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском при­обретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления материалов, отчисления на социальные нужды указанных работников;

расходы на содержание специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок, кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях;

оплата процентов по заемным средствам, связанным с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

Предусматривается несколько вари­антов организации учета ТЗР:

отнесение таких расходов на счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика;

отнесение таких расходов на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

непосредственное включение в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный капитал, внесенный в форме производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Вариант учета транспортно-заготовительных расходов устанавли­вается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике. Сумма ТЗР учитывается на тех же счетах, и материалы.

В течение месяца учет материалов ведется по учетным ценам отдельно от учета ТЗР. Ежемесячно ТЗР распределяются между израсходованными ценностями и их остатками на конец месяца. Поэтому фактическую себестоимость материальных ценностей можно определить только в конце месяца. Для этого в конце месяца по каждому виду материалов рассчитывается средний % ТЗР по формуле:

Материалы отражаются по учетным ценам.

Сумма ТЗР по израсходованному материалу, которая должна быть списана на затраты определяется по формуле:

Списание ТЗР по отдельным видам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов исходя из отношения суммы величины ТЗР на начало месяца и текущих ТЗР (или отклонений) за месяц к сумме остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов за месяц по учетной цене.

Статья написана по материалам сайтов: sprbuh.systecs.ru, wiseeconomist.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector