Трудовые споры и порядок их разрешения кратко

В Конституции Российской Федерации предусмотрено право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных Федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч.4 ст. 37). Следует обратить особое внимание на то, что закрепление этих прав в Конституции РФ является важной гарантией охраны трудовых прав работника, а также представляет реальную возможность защиты коллективных интересов работников. Необходимо изучить трудовое законодательство, чтобы уяснить какой установлен порядок для рассмотрения индивидуальных трудовых споров и разрешения коллективных трудовых споров, включая процедуру проведения забастовки.

При изучении материалов, относящихся к данной теме, нужно составить представление о том, где и когда складываются правоотношения по рассмотрению трудовых споров. Необходимо определить понятие индивидуальных и коллективных трудовых споров и видеть причины их вызывающие. Следует разграничивать эти споры по их видовым различиям. Для раскрытия этих положений следует обратиться к определению «предмета» (содержания) трудового спора и выявить различие в индивидуальном и коллективном споре. Для дальнейшего уяснения их понятия важно отметить, кто является субъектами возникающего спора.

После изучения общих положений о понятии индивидуальных и коллективных трудовых споров рекомендуется перейти к вопросу о порядке их рассмотрения. Необходимо обратить внимание, что в зависимости от вида трудового спора устанавливается способ его разрешения.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются в органах по рассмотрению трудовых споров: непосредственно в организации путем досудебного рассмотрения в Комиссии по трудовым спорам (КТС); в суде – по установленным нормам гражданского процесса с особенностями, предусмотренными ТК РФ.

Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительные процедуры и как крайняя мера — забастовка.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров установлен в главе 60 ТК РФ. Изучение этого вопроса целесообразно начать с определения понятия спора, для чего необходимо выделить его субъектов и предмет. Одним из субъектов индивидуальных трудовых споров является работник, выступающий с требованиями о восстановлении или признании своих прав. Другой субъект спора – работодатель. Предмет связан с применением действующих норм трудового права и условий трудового договора. Трудовому спору предшествуют разногласия между работником и администрацией по поводу применения норм трудового права или установленных условий труда. С момента их возникновения ведутся переговоры с работодателем самим работником. Если же в ходе непосредственных переговоров разногласия не могут быть урегулированы, то создается основа для возникновения индивидуального трудового спора при обращении работника в орган по рассмотрению споров.

Изучая порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, нужно уяснить правовую природу Комиссии по трудовым спорам (КТС). Для раскрытия этого положения следует выявить порядок создания КТС, ее численный состав, срок действия и полномочия, а также порядок работы, вынесения решений и их исполнение. Важно отмстить и значение установленных в трудовом законодательстве сроков, для обращения в КТС и рассмотрения там спора, перенесения рассмотрения трудового спора в суд или обжалования решения КТС в суде. Следует обратить внимание на то, что при возникновении трудового спора работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а КТС должна рассмотреть спор в порядке, установленном в ТК РФ. По результатам рассмотрения спора КТС принимает решение, которое должно быть четким, мотивированным и основанным на законе. Решение КТС может быть обжаловано в суд.

Необходимо уяснить, что, если КТС в установленный законом срок не рассмотрела трудовой спор, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд. Работник вправе обратиться, минуя КТС, непосредственно в суд. Работодатель может обратиться непосредственно в суд только с заявлением о возмещении работником материального ущерба, причиненного работодателю.

Следует обратить особое внимание, что в Конституции РФ (ч. 5 ст. 37) закреплен принцип судебной защиты трудовых прав всех субъектов трудовых отношений независимо от их места работы, содержания трудовой функции работников, порядка их приема на работу и т.д.

Приступая к изучению судебного порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров, прежде всего необходимо разобраться, что рассмотрение трудовых споров подчиняется, в целом, общим требованиям гражданского судопроизводства РФ. Вместе с тем, судебный порядок разрешения трудовых споров обладает рядом специфических особенностей. В статье 392 ТК РФ указаны субъекты, по заявлению которых в судах рассматриваются споры и споры, подведомственные непосредственно суду. Необходимо знать, что заявление по трудовому спору, подлежащее рассмотрению непосредственно в суде, подается в трехмесячный срок, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки либо со дня, когда работник отказался от получения копии приказа об увольнении или трудовой книжки. Особенностью разрешения трудовых дел в суде является и то, что независимо, кем возбуждено дело в суде, суд разрешает этот трудовой спор в порядке искового производства, в котором истцом является работник, а ответчиком – работодатель. В законе определены краткие сроки для рассмотрения судами трудовых споров. Работники при обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства, а в случае удовлетворения иска, суд обязан взыскать с ответчика пошлину в доход государства.

Следует знать, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника или переведенного на другую работу, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, подлежит немедленному исполнению. Решение суда считается исполненным, когда реально выполнены все его требования.

Завершая изучение вопроса об индивидуальных трудовых спорах, нужно обратить внимание на роль суда в защите трудовых прав работника и интересов работодателей.

Приступая к изучению порядка разрешения коллективных трудовых споров, необходимо учитывать, что эти споры возникают между работодателем и работниками. Предмет этих споров охватывает вопросы установления новых или изменения существующих условий труда, включая заработную плату, заключение, изменение и выполнение коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Следовательно, предметом коллективного трудового спора могут быть положения, затрагивающие сферу коллективных интересов.

Самым внимательным образом следует изучить правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров с помощью примирительных органов и согласительных процедур на основе принципов социального партнерства.

Необходимо обратить особое внимание на порядок реализации права на забастовку в Российской Федерации при наличии коллективного трудового спора и установленные ограничения на проведение забастовки.

Необходимо разобраться в каком порядке работники и их представители могут выдвинуть требования, направляемые работодателю, который обязан их принять, рассмотреть и сообщить работникам или их представителю о принятом решении в установленный законом срок. Если предъявленные требования удовлетворяются, то возникшие разногласия урегулированы и трудовой спор отсутствует. В ином случае возникает коллективный трудовой спор, требующий своего разрешения в соответствии с установленной законом процедурой.

Необходимо выяснить и момент начала коллективного трудового спора. На основе рассмотренных вопросов можно дать определение понятия коллектив ного спора (ст. 398 ТК РФ).

Возникший коллективный трудовой спор его стороны разрешают с помощью примирительно-согласительных органов в рамках установленной законом процедуры. Эта процедура состоит из нескольких этапов, среди которых рассмотрение спора в примирительной комиссии является обязательным. При недостижении соглашения в указанной примирительной комиссии стороны спора переходят к его рассмотрению с участием посредника или трудового арбитража. Студенты должны знать на какой основе и в какие сроки создается примирительная комиссия, каким образом принимается се решение, имеет ли оно обязательную силу для сторон и как исполняется.

Для более действенного механизма разрешения коллективных трудовых споров предусматриваются соответствующие меры. Стороны спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Указанные примирительные органы, как и представители сторон, обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего спора. Необходимо уяснить какие правовые последствия могут возникать в случаях уклонения работодателя от создания или работы примирительной комиссии либо рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель не выполняет соглашения, достигнутые в ходе разрешения такого спора, работники вправе объявить забастовку. При этом забастовка рассматривается как крайняя мера разрешения спора. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить переговоры для его разрешения.

Необходимо знать порядок объявления и проведения забастовки, избрания органа, возглавляющего забастовку и полномочия этого органа, а также обязанности сторон в ходе забастовки и гарантии работников в связи с ее проведением. Следует обратить внимание, что никто из работников не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке, а представители работодателя не должны принимать участие в забастовке либо ее организовывать. Участие в забастовке является сугубо добровольным, поэтому забастовка понимается как добровольный отказ работников от выполнения их трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора. Нужно уяснить, что в Российской Федерации существует проблема сферы действия права на забастовку. И хотя право на забастовку входит в число основных конституционных прав человека и гражданина Российской Федерации (ч. 4 ст. 37 Конституции РФ), оно не может быть предоставлено всем категориям и группам работников независимо от характера и профиля предприятия. Задача сбалансирования интересов забастовщиков и общества должна решаться в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, согласно которой судом может быть признана забастовка незаконной. Право на забастовку может быть ограничено Федеральным законом о чрезвычайном или военном положении. Необходимо разобраться каким органам предоставлено право признания забастовку незаконной, кто может обратиться в эти органы, в каких случаях забастовка считается незаконной и каковы ее правовые последствия.

Тема 16 . Трудовые споры и порядок их разрешения .

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом спора. Когда действия одного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Само трудовое правонарушение еще нельзя считать трудовым спором. Разногласия субъектов трудового права могут перерасти в трудовой спор лишь в том случае, если они не урегулированы самими сторонами и поэтому вынесены на рассмотрение юрисдикционного органа.

Следовательно, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или установления в партнерском порядке новых условий труда. В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Ст.46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. Перед рассмотрением трудового спора важно определить его подведомственность, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:

-рассматриваемые в общем порядке, когда Комиссия по трудовым спорам (КТС)

Это интересно:  Оплата капитального ремонта пенсионерами старше 70 лет

является обязательной первичной стадией, после которой спор может быть перенесен на рассмотрение суда;

— рассматриваемые непосредственно судом;

— рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст.383 Кодекса);

-новая появившаяся по специальным законам альтернативная подведомственность

по выбору истца в вышестоящий орган или суд (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда).

— коллективные трудовые споры с единой подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

Непосредственно в суде без обращения в КТС рассматриваются индивидуальные трудовые споры (как действующих, так и ранее работавших):

— по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда в связи с трудовыми отношениями и нарушением права работника трудиться, либо о выплате разницы за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

— споры рабочих и служащих тех предприятий, организаций, где КТС не избраны или не избираются (споры домашних работников, работающих у работодателя-физического лица

по трудовому договору, работников религиозных организаций), а также иски работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного организации.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового законодательства рассматриваются в общем порядке: начиная с КТС. Если КТС в 10 дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его рассмотрение в суд. Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд. Такой общий порядок установлен ст. 390 Трудового кодекса, а для суда – еще и ГПК РФ.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) – это совместный орган, образуемый равным представительством его членов от работодателя и трудового коллектива. Ее решения

обязательны для работодателя и в случае их невыполнения применяется принудительный способ исполнения через судебных приставов.

Особенностью рассмотрения трудовых споров в суде является то, что право возбуждения трудовых дел в суде имеют не только заинтересованный работник и администрация предприятия, организации, но и прокурор, а также профессиональный союз. Для обращения в суд работодателя с иском к работнику о возмещении материального ущерба, причиненного организации, установлен срок один год со дня обнаружения ущерба. По спорам, которые предварительно рассматривались в КТС — 10 дневный срок со дня вручения копии решения комиссии, по делам об увольнении работника – один месяц со дня, когда он уволен, по остальным трудовым спорам и в суде – трехмесячный исковой срок. Если иск работника удовлетворяется, то судебные расходы, в том числе и государственная пошлина, взыскиваются с ответчика. При отказе работнику в иске судебные расходы ни с одной стороны не взыскиваются. Если истцом является работодатель, с него взыскиваются судебные издержки (по спору о материальной ответственности). При отмене решения суда в кассационном порядке по кассационной жалобе вопрос об обратном взыскании с работника ранее выплаченных сумм в порядке поворота исполнения решается судом во всех случаях. Такое обратное взыскание производиться лишь по решению суда. Если же решение отменяется в порядке надзора, то с работника, получившего по этому решению определенные суммы, эти суммы обратно не взыскиваются, за исключением случаев, когда решение суда было обосновано на подложных документах или ложных сведениях, представленных истцом .

Коллективные трудовые споры.

В настоящее время порядок разрешения коллективных трудовых споров регламентирован Федеральным законом от 20 октября 1995г. « О порядке разрешения коллективных трудовых споров( Российская газета. 1995. 5 декабря ) и Трудовым кодексом РФ.

В Законе дано следующее определение: «Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально- трудовых отношений (п. 1 ст. 2). Статья 398 Трудового кодекса, закрепляя это понятие, дополнила его словами «а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации».

Закон определяет представителей спорящих сторон в коллективном трудовом споре.

Представителе работников – это органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации и уполномоченные ею. Представители работодателей – руководители организаций или другие уполномоченные в соответствии с уставом лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателем органы.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Работодатели такого права не имеют. Требования оформляются в письменной форме и направляются работодателю, который обязан в течение трех рабочих дней сообщить представителю работников о своем решении. Если работодатель удовлетворил все требования работников, то разногласия погашаются и спора не возникает. Если же они полностью или частично отклонены работодателем, то представители работников могут начать примирительные процедуры по разрешению возникшего уже коллективного трудового спора, поскольку моментом начла этого спора является день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение им в указанный трехдневный срок своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из последовательных трех или двух этапов примирительных процедур: 1) рассмотрение спора примирительной комиссией; 2) рассмотрение спора с участием посредника; 3) рассмотрение спора трудовым арбитражем. Обязательным первым этапом является примирительная комиссия, после которой при не достижении согласия стороны переходят к рассмотрению спора с участием посредника, а затем в трудовом арбитраже, и тогда спор может пройти три этапа рассмотрения. Ни одна из сторон на вправе уклониться от участия в примирительных процедурах. Каждая процедура проводится в установленные законом сроки. Примирительная комиссия – это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора. Если одна из сторон уклоняется от создания комиссии, то спор передается на рассмотрение трудового арбитража. Посредник — это нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам , призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Трудовой арбитраж – это нейтральный орган, создаваемый сторонами путем соглашения, временно действующий орган для разрешения коллективного трудового спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника. Он создается сторонами спора и постоянно действующей Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, находящейся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллективного спора заключили в письменной форме соглашение об обязательном выполнении его решения (ст.404 Трудового кодекса).

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его решений, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора .Трудовой кодекс устанавливает, что право на забастовку в соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается способом разрешения коллективного трудового спора. В ряде случаев (в период введения военного или чрезвычайного положения, в организациях связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и др.) Кодекс не допускает или ограничивает право на забастовку (ст. 413 Кодекса).

Порядок объявления забастовки определен в Трудовом кодексе и в Законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Решение об объявлении забастовки принимает общее собрание (конференция) работников организации или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов в присутствии не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзной организации (членов конференции). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих.

При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи

более половины работников в поддержку забастовки (ч.4 ст. 410 Кодекса). Законом предусмотрена возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после 5 дней работы примирительной комиссии. Работодатель должен быть предупрежден второй спорящей стороной в письменной форме о начале предстоящей забастовки не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала с изложением предложений (перечня) минимума необходимых работ (услуг), который должен быть выполнен на производстве в период проведения забастовки. В период проведения забастовки стороны обязаны продолжать разрешение коллективного трудового спора проведением примирительных процедур.

Забастовка может быть признана незаконной только решением суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа. Решение суда подлежит немедленному исполнению

Суд также вправе отложить не начавшуюся забастовку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся в этом случае – приостановить на тот же срок. Забастовка заканчивается подписанием соглашения спорящими сторонами. Но она может заканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной. Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата за это время, как правило, не выплачивается. Но в коллективном договоре может быть предусмотрено сохранение заработной платы во время забастовки. Закон установил ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах. Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе те, кто не предоставляет помещения для проведения собраний (конференций) по выдвижению требований или препятствует их проведению несут дисциплинарную и административную ответственность в виде штрафа по нормам кодекса об административных правонарушениях. Следует отметить, что предусмотрена и ответственность представителей работников за невыполнение соглашений, достигнутых в результате примирительных процедур. Возмещение ущерба, причиненного собственнику незаконной забастовкой, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда предприятия, организации в судебном порядке. Если же забастовка проводилась по решению профсоюза, то такое возмещение ущерба производится за счет профсоюза в размере, определяемого судом. При этом суд учитывает имущественное положение профсоюза .

Трудовые споры и порядок их разрешения

Возникающие неурегулированные разногласия по трудовым вопросам между работодателем и работником именуются трудовыми спорами. Мы рассказывали в нашей консультации, что трудовые споры в зависимости от состава лиц, чьи интересы спор затрагивает, бывают индивидуальными и коллективными. О порядке рассмотрения трудовых споров напомним в нашем материале.

Разрешение индивидуальных трудовых споров

Что касается индивидуальных трудовых споров, порядок их разрешения кратко будет представлен ниже.

Особенности разрешения трудового спора в индивидуальном порядке зависят от того, в какой инстанции такой спор рассматривается. А где решаются трудовые споры? Некоторые споры рассматриваются исключительно в судах. Речь идет, к примеру, о спорах, связанных с (ст. 391 ТК РФ):

  • отказом в приеме на работу;
  • изменением даты и формулировки причины увольнения;
  • дискриминацией на работе;
  • оплатой за время вынужденного прогула;
  • неправомерными действиями работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • возмещением работником ущерба, причиненного работодателю.

Для обращения в суд работнику в общем случае дается 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если спор связан с увольнением, срок для обращения в суд – 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Споры о невыплате или неполной выплате зарплаты и других сумм работнику могут быть заявлены в суд в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Также год дается и работодателю, если он хочет обратиться в суд за возмещением работником причиненного работодателю ущерба. Срок в этом случае исчисляется со дня обнаружения такого ущерба (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Это интересно:  Продажа табачных изделий в 2020 году закон

Пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ). А суд при этом не вправе отказать в принятии искового заявления по причине пропуска сроков (п. 5 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2).

По тем индивидуальным трудовым спорам, которые закон не обязывает рассматривать исключительно в судах, работник сам решает, куда обращаться. Он может как пойти также сразу в суд, так и доверить рассмотрение спора комиссии по трудовым спорам. Порядок формирования КТС, особенности рассмотрения спора комиссией, принятия решения КТС и его исполнения мы рассматривали в отдельном материале. Напомним, в частности, что решение КТС подлежит исполнению в течение 3 календарных дней по истечении 10 календарных дней, которые даются на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ).

При пропуске сроков обращения комиссия по трудовым спорам, как и суд, эти сроки может восстановить (ч. 2 ст. 386 ТК РФ).

Порядок решения трудовых споров коллективного характера

Сущность коллективных трудовых споров, порядок и особенности рассмотрения таких споров раскрываются в гл. 61 ТК РФ.

Так, в процессе разрешения коллективных споров применяются примирительные процедуры, к которым относятся (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).

Именно в такой последовательности коллективный трудовой спор подлежит разрешению. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным (ч. 2 ст. 401 ТК РФ). А вот от рассмотрения разногласий с участием посредника стороны могут отказаться и перенести свой спор в трудовой арбитраж (ч. 1 ст. 403 ТК РФ).

Соглашения, которые были достигнуты в процессе разрешения коллективного трудового спора, оформляются в письменном виде и являются обязательными для всех сторон трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

Трудовые споры и порядок их разрешения

Статьей 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Трудовые споры различаются по своему субъектному составу, характеру разногласий, порядку рассмотрения. В зависимости от субъектного состава, характера спора, порядку рассмотрения трудовые споры делятся на определенные виды.

По субъектному составу споры в сфере трудовых отношений подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Согласно ст. 381 ТК РФ под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Одним из субъектов индивидуального трудового спора, является работник, предъявивший требования о восстановлении или признании своих прав. Кроме того, к субъектам индивидуального трудового спора ТК РФ относит лицо, изъявившее желание заключить трудовой договор с работодателем (в случае необоснованного отказа работодателя от заключения договора), а также лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем (в частности, при рассмотрении исков о незаконном увольнении).

Субъектом коллективных трудовых споров, противостоящим работодателю или его представителю, является трудовой коллектив или представители работников, которые предъявили требования, связанные с установлением и изменением условий труда, заключением, изменением и выполнением коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

По характеру разногласий трудовые споры могут быть как исковыми, так и неисковыми.

Споры искового характера связаны с разногласиями по вопросам применения нормативных актов, договоров, соглашений о труде. Предъявляя иск, работник преследует цель восстановления или признания за ним конкретного права.

К органам, наделенным правом рассматривать индивидуальные трудовые споры искового характера, относятся вышестоящие органы организации, комиссии по трудовым спорам и суды.

К спорам неискового характера относятся разногласия, связанные с изменением действующих или установлением новых условий труда. Неисковой характер имеют коллективные трудовые споры, подлежащие рассмотрению в особом порядке.

По порядку рассмотрения трудовые споры делятся на споры, рассматриваемые:

1) в общем порядке (последовательное рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам, затем в суде);

2) в судебном порядке (непосредственно в суде);

3) в особом порядке (при рассмотрении коллективных трудовых споров).

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суд (ст.382 ТК РФ).

В соответствии со ст.ст.384, 385 ТК РФ комиссии по трудовым спорам (КТС) образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя и наделены правом рассмотрения индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, для которых Трудовым кодексом и иными федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения. Как правило, непосредственно в организации разрешаются споры о переводе на другую работу, об условиях труда и отдыха, по вопросам привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности и др.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС, если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Порядок деятельности КТС предусмотрен ст.ст. 387, 388, 389, 390 ТК РФ.

Так, комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть спор в течение десяти календарных дней со дня подачи заявления. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя. Рассмотрение спора происходит в присутствии заявителя и представителей работодателя. Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение комиссии должно быть оформлено в письменном виде. Решение КТС имеет мотивировочную и резолютивную части. Заверенные и подписанные председателем комиссии или его заместителем копии решения комиссии вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

Срок обжалования решения комиссии по трудовым спорам в судебном порядке составляет 10 дней со дня вручения ему копии решения комиссии.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение, которое является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке. Удостоверение не выдается работнику, если он или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

В соответствии с действующим процессуальным законодательством индивидуальные трудовые споры рассматривают федеральные районные (городские) суды. В рамках общего порядка разрешения трудовых споров федеральный районный (городской) суд является по отношению к комиссии по трудовым спорам в качестве второй инстанции.

Закон наделяет суды компетенцией по непосредственному разрешение ряда трудовых споров в качестве первой инстанции.

Согласно ст.391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

1) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

2) работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного имуществу работодателя, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Кроме того, непосредственно в судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу; иски лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; иски лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Пленумом Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» было дано разъяснение, что «лицо, считающее, что его права нарушены, может по собственному усмотрению выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора». Таким образом, работнику предоставлено право либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые непосредственно рассматриваются судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд.

Рассмотрение трудовых споров в суде в целом подчиняется требованиям гражданского судопроизводства. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется трудовым и гражданским процессуальным законодательством (ГПК РФ).

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцевсо дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков (например, в случае болезни, переезда в другую местность) они могут быть восстановлены судом.

Днем увольнения считается последний день работы. Тем не менее, срок для обжалования увольнения начинает свое течение согласно ч.2 ст.14 ТК РФ на следующий после вручения работнику приказа об увольнении день.

Согласно ст.28 ГПК РФ иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Иски о восстановлении трудовых прав могут рассматриваться в суде по месту жительства истца (ст.29 ГПК РФ).

При этом следует иметь ввиду, что в суд по месту жительства истца могут предъявляться иски о восстановлении трудовых прав, только связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением; незаконным привлечением к уголовной ответственности; незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста.

В частности, лицо вправе обратиться в суд по месту своего жительства с иском о возмещении сумм заработной платы, не полученной им в связи с незаконным заключением под стражу.

Подсудность по выбору истца предусмотрена и в случаях, когда иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства. Такой иск может быть предъявлен как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее филиала или представительства (п.2 ст.29 ГПК РФ).

При рассмотрении спора в суде сторонами являются работник и работодатель. Представители прокуратуры и профессионального союза выступают в качестве третьих лиц.

По ходатайству сторон по инициативе суда могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, эксперты, затребованы необходимые для правильного разрешения дела документы.

Согласно ст.393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов даже в случае вынесения решения не в его пользу.

После рассмотрения всех доказательств, выслушивания позиций и показаний сторон и других участников процесса судом выносится решение, в котором содержится вывод суда об удовлетворении иска (в полном объеме либо в части) или об отказе в иске (в полном объеме либо в части).

Это интересно:  Степени годности к военной службе

Решение районного суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящий суд в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме (ст.338 ГПК РФ).

Индивидуальный трудовой спор, рассмотренный в суде, прекращается исполнением судебного решения.

Принудительное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей.

Как следует из ст.398 ТК РФ под коллективным трудовым спором понимаются «неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях».

Порядок разрешения коллективного трудового спора имеет следующие стадии, называемые примирительными процедурами:

1) рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;

2) рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

3) рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Рассмотрение спора примирительной комиссией является обязательной стадией. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. За уклонение от участия в данных процедурах работодатель или его представители могут быть привлечены к административной ответственности (ст.5.32 КоАП РФ).

Примирительная комиссия формируется на равноправной основе из представителей сторон коллективного трудового спора и создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Днем начала коллективного трудового спораявляется день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в течение трех рабочих дней своего решения.

Решение о создании комиссии на локальном уровне подлежит оформлению в виде приказа работодателя и решения представителя работников.

При разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства решения о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Трудовым кодексом РФ установлен срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания соответствующих актов. Указанный срок может быть продлен по согласованию сторон, путем составления протокола.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, который имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора решают вопрос о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

Посредник может быть приглашен в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Данная стадия примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника.

Трудовой арбитраж является временно действующим органом по рассмотрению коллективного трудового спора и создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Трудовой арбитраж создается только в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Согласно ст.407 ТК РФ организацией подготовки трудовых арбитров и ведением базы данных по их учету занимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора, которое в письменной форме передается сторонам данного спора.

В том случае, если указанные примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, указанных в ст.413 ТК РФ.

Тема № 6. Административное право

1. Понятие, система и источники

Административное правоотносится к четырем фундаментальным отраслям российского права и занимает одно из ведущих мест в регулировании общественных отношений., а административное за­конодательство служит правовой основой построения и функ­ционирования самой многочисленной ветви власти — исполни­тельной. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих власт­ных полномочий, в отношениях с представителями исполни­тельной власти, органов местного самоуправления, с админис­трацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право –это базовая, ключевая отрасль российской правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

Административное право — это отрасль российского пра­ва, представляющая собой совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе орга­низации и осуществления государственно-управленческой деятельности, т.е. реализации исполнительной власти. Администрация (от лат.administratio)-это управление, руководство.

Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права , которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов испол­нительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, применяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пре­делах административно-властные принудительные полномочия.

Административное право представляет собой одну из слож­нейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российско­го права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регу­лируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, уп­равленческая деятельность и само управление характерны прак­тически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием ха­рактеризовать как центральную отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испы­тывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей; словом, в этой отрасли права фокусируются многие обществен­ные отношения, являющиеся предметом правового регулирова­ния со стороны иных отраслей права (например, конституцион­ного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, бан­ковского права).

Административное право закрепляет систему средств ад­министративного принуждения.

К предмету административного права относятся административно-правовые отно­шения в сфере государственного управления или в сфере исполнительной власти.

Все административно-правовые отношения можно разде­лить на три вида:

а) внутриаппаратные отношения. Соответствующие юриди­ческие нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;

б) внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов ис­полнительной власти, исполнительных органов местного само­
управления с предприятиями, учреждениями, организациями
любых организационно-правовых форм, с гражданами;

в) отношения, возникающие при осуществлении администра­тивного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закреп­ляет существование в стране конституционного, администра­тивного, гражданского и уголовного судопроизводства. Адми­нистративное судопроизводство — это рассмотренные судами административные дела в порядке, регламентируемом процессу­альными нормами административного права.

В современных условиях публичная административная деятельность и возникающие при этом отношения имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граж­дан, защиты прав граждан и частных организаций.

Главная составляющая предмета административного права, его ядро — система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача администра­тивного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно опреде­лить как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятель­ностью, а также при осуществлении административного судопро­изводства.

Метод административного права

Если предмет административного права позволяет об­наружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.

Метод административного права — это совокупность при­емов и способов, с помощью которых регулируются управ­ленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юриди­ческие возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств пра­вового воздействия на общественные отношения.

Предписания — это возложение прямой юридической обя­занности совершать те или иные действия в условиях, пре­дусмотренных правовой нормой.

Запреты — это фактически предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения— это юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Иначе говоря, методы правового регулирования — это способы воздействия на волю и поведение участников пра­вовых отношений.Таким образом, метод административного права- это метод административного властвования, приказа и исполнения.

К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:

1)метод власти — подчинение,или метод прямого распо­рядительства— отношения в рамках административ­ного права строятся на подчинении одного участни­ка другому;

2) метод рекомендаций— рекомендации субъекта управ­ления приобретают правовую силу при условии при­нятия ее другим участником управления;

3)метод согласования— регулирует отношения меж­ду участниками, не находящимися между собой в подчинении;

4)метод равенства— субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринима­ют совместные действия в форме административно­го договора.

Особенности административно-правового регулирова­ния управленческих общественных отношений, вытекаю­щие из сущности государственно-управленческой деятель­ности и предметаадминистративного права:

1) для механизма административно-правового регули­рования наиболее характерны прямые средства распоряди­тельного типа, т. е. предписания- Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регули­руемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне;

2) административно-правовое регулирование предпо­лагает односторонность волеизъявления одного из участ­ников отношения .

Суть методов административно-правового регулирова­ния управленческих отношений включает в себя:

1.Установление определенного порядка действий.

2.Предоставление возможности совершать либо не со­вершать действия, предусмотренные административ­но-правовой нормой, в условиях, определенных дан­ной нормой.

3.Предоставление возможности выбора одного из пре­дусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения.

4.Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, glavkniga.ru, studopedia.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector