Требования охраны труда обязательны для исполнения

Читайте также:

  1. III. Интеграция – появляется личная ценность совместной трудовой деятельности.
  2. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  3. V. Оценка эффективности рекламной деятельности.
  4. А. Чрезвычайные ситуации, вызванные физическими загрязнениями среды.
  5. Актуальность вопросов безопасности жизнедеятельности.
  6. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
  7. Анализ организации производства и труда
  8. Анализ основных видов одномерного течения по закону Дарси
  9. Анализ охраны природы и использования природных ресурсов
  10. Анализ производительности труда
  11. Анализ производительности труда
  12. Анализ производительности труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда (ОТ) являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ;

— государственное управление охраной труда;

— государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на основе обязательного социального страхования;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работус вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современномуровнепроизводства и организации труда;

– координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– участие государства в финансировании мероприятийпо охране труда;

– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда и др.

В Законе декларируются права работника в области охраны труда.

Согласно Закону каждый работник имеет право на охрану труда. Это право распространяется на следующие объекты и направления работ, обеспечивающих ОТ:

– рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

– получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

– обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, работниками, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;

– обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

– личное участие (или через своих представителей) в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на рабочем месте, и в расследовании произошедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

– внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

– компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Государственными нормативными требованиями устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Указанные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения РТК (ст. 211 ТКРФ).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда» к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса). Проекты указанных актов разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей, а также организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, после чего передаются на рассмотрение РТК и издаются Минтрудом России.

В федеральном законе могут быть установлены повышенные требования к охране жизни и здоровья работников. В зависимости от видов работ, различных производств и условий труда приняты федеральные законы от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», от 27 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Обеспечение безопасных условий и охраны труда во многом зависит от работодателя, от исполнения им своих обязанностей. Обязанности работодателя установлены в ст. 22 ТК РФ и раскрываются, детализируются в ст. 212 ТК РФ. Работодатель обязан: обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов, применяемых в производстве сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; режим труда и отдыха работников, установленный трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Одной из важных обязанностей работодателя является обеспечение работникам рабочих мест, соответствующих требованиям охраны труда. Для этого проводится специальная оценка условий труда.

Для определения соответствия рабочих мест прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам проводится специальная оценка условий труда.

Специальная оценка условий труда — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Под профессиональным риском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения РТК. Управление профессиональными рисками —

Это интересно:  Оформить льготу на жкх через госуслуги

это комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения РТК.

В случаях когда современный уровень науки и техники не позволяет полностью устранить возможность воздействия вредных факторов на организм человека, законом установлены специальные правила охраны труда, гарантии и компенсации: сокращение рабочего времени; предоставление дополнительных отпусков; повышение тарифных ставок и должностных окладов; иные компенсации за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда.

На работодателе лежит обязанность по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и правильностью применения средств защиты; обучению безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; недопущению к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда; информированию работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам компенсациях и средствах индивидуальной защиты, ознакомление работников с требованиями охраны труда. Работодатель должен организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, а также других обязательных медицинских осмотров. При этом закон запрещает работодателю допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний.

На работодателе лежит обязанность обеспечить: принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; расследование и учет в установленном законом порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; предоставление соответствующим федеральным органам и органам субъектов РФ, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля, и органам профсоюзного контроля, необходимой информации и документов для осуществления ими своих полномочий и беспрепятственный допуск должностных лиц указанных государственных органов и представителей органов Фонда социального страхования РФ, органов общественного контроля, а также выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного (профсоюзного) контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки.

Работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

На работодателя возложена обязанность по разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. У работодателя должен быть комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве возлагается на работодателя. Эти обязанности работодателя закреплены в ст. 228 ТК РФ. Порядок расследования несчастных случаев на производстве, оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет, а также рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев самым детальным образом получили свое закрепление в ТК РФ (ст. 227—231).

Возможность отрицательного воздействия на здоровье работников чрезмерной физической нагрузки либо вредных и (или) опасных производственных факторов обусловливает необходимость закрепить в законодательстве меры предупреждения заболеваемости работников, занятых в таких условиях. В частности, этому служат медицинские осмотры (обследования) работников.

В трудовом законодательстве РФ (ст. 213 ТК РФ) предусмотрены медицинские осмотры некоторых категорий работников для

охраны здоровья работников, занятых на тяжелых работах или работах с вредными либо опасными условиями труда (включая подземные работы), а также на работах, связанных с движением транспорта. Указанные работники проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу), а впоследствии периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения их пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования). Основная цель проведения таких осмотров — охрана здоровья самого работника. Кроме того, для работников общественного питания, торговли, пищевой промышленности, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений и некоторых других предусмотрено проведение медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Больные инфекционными заболеваниями или с подозрением на такие заболевания, контактировавшие с больными, являющимися носителями инфекционных заболеваний, а также работники, не прошедшие обследования, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты с пищевыми продуктами, материалами.

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»).

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 определен порядок обязательного психиатрического освидетельствования.

Предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

Требования охраны труда направлены и работникам, на которых возлагаются обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ). Работник обязан соблюдать:

  • — требования охраны труда;
  • — правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • — проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • — немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • — проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

При виновном невыполнении или ненадлежащем выполнении работником этих обязанностей он привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (подп. «д» п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

При уклонении работника от прохождения обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра (обследования) работодатель также обязан не допускать к работе этого работника до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения или недопущения к работе.

В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится согласно ст. 76 ТК РФ оплата за все время отстранения от работы как за простой. Оплата времени простоя определена в ст. 157 ТК РФ.

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Это интересно:  Личная карточка учета выдачи инструмента

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Требования охраны труда и ответственность за их нарушение

Тема охраны труда и безопасности на предприятиях является весьма актуальной для российского бизнеса. Производственный травматизм, согласно статистике, находится на достаточно высоком уровне, и это, не считая сокрытых несчастных случаев. С другой стороны, соблюдение требований охраны труда — обязанность не только руководства компании, но и самих работников на местах — в соответствии с инструкциями по охране труда. Сознательное отношение к безопасности рабочих процессов позволит предотвратить множество случаев травматизма. В свою очередь, халатный работодатель, не выполняющий требования по безопасности, может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Рассмотрим современные нормативные требования и мероприятия по охране труда и меры ответственности за нарушение законодательства.

Государственные нормативные требования в сфере охраны труда: по букве закона

Понятие охраны труда приведено в Трудовом кодексе РФ, однако данная сфера регулируется не только этим документом, но и многими другими законодательными актами и нормативами. Согласно законодательству, в каждой компании должен быть ответственный сотрудник, занимающийся вопросами безопасности труда. Требования охраны труда устанавливаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Управление данной сферой на федеральном уровне осуществляется как минимум десятью министерствами, федеральными службами и прочими органами, основными из которых являются Министерство труда и социальной защиты и Федеральная служба по труду и занятости. Федеральная инспекция труда, в свою очередь, осуществляет контроль над исполнением требований охраны труда.

Ключевые положения и требования охраны труда прописаны в Трудовом кодексе РФ (Раздел X. Охрана труда). Согласно ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

  • Безопасность работников предприятия при эксплуатации зданий, оборудования, инструментов и т.д., применяемых в производстве.
  • Функционирование системы управления охраной труда.
  • Применение средств защиты, прошедших сертификацию и декларирование (покупка и выдача которых осуществляется за счет работодателя).
  • Условия труда на рабочих местах, режим труда и отдыха, соответствующие законодательным требованиям трудового права.
  • Проведение обучения, инструктажа и проверку знаний охраны труда.
  • Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ).
  • Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Обязательное социальное страхование работников, проведение медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований.

Полный список требований охраны труда по отношению к работодателям можно найти в статье 212 ТК РФ.

В связи с тем, что перечень законодательных актов в данной сфере велик, приведем лишь некоторые Федеральные законы и последние законодательные акты Минтруда РФ, относящиеся к охране труда:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  • Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».
  • Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».
  • Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 г. № 15-3-2597 «О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации».
  • Приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».
Это интересно:  Не могу найти работу уже год

Обязанности работников

Работник несет определенные обязательства по соблюдению требований охраны труда. Например, сотрудники должны правильно применять средства индивидуальной защиты, проходить обязательные медицинские осмотры и другие необходимые мероприятия в соответствии с законодательными требованиями. Кроме того, работники должны немедленно сообщать руководству компании о несчастных случаях и других опасных ситуациях на производстве, которые могут нанести вред здоровью людей.

Мероприятия по соблюдению мер охраны труда: от права на обучение до проведения специальной оценки условий труда

Согласно статье 212 ТК РФ, каждая компания обязана проводить инструктаж и проверку знаний работников по охране труда, а также обучать безопасным методам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Зачастую для выполнения данной функции работодатель привлекает специализированные учебно-сертификационные центры, проводящие обучение и инструктажи по безопасности на производстве. Услуги таких центров широко востребованы и включают в себя не только обучение, но также аудит, помощь в оформлении материалов расследования несчастных случаев и прохождении плановых проверок со стороны контролирующих органов. Наконец, обучающие центры подготавливают и внедряют в организации соответствующую документацию по охране труда и полученные результаты СОУТ.

Проведение СОУТ является обязательным требованием для всех работодателей и регулируется Законом № 426-ФЗ. В процессе СОУТ оценивается степень воздействия вредных веществ и опасных факторов, влияющих на здоровье и безопасность работника в процессе трудовой деятельности. СОУТ проводится не реже чем один раз в пять лет и представляет собой единый комплекс мероприятий, во время которых производится идентификация вредных или опасных производственных факторов и оценка уровня их воздействия на работников. Каждый такой фактор оценивается с точки зрения отклонения от установленных законом норм. По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы условий труда на рабочих местах.

Компании, осуществляющие СОУТ, должны соответствовать требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ и входить в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр можно найти на официальном сайте Минтруда). Кроме того, до 31 декабря 2018 года СОУТ имеют право проводить организации, имеющие аккредитацию на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда. Эксперты, проводящие оценку, с 1 января 2024 года должны иметь сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. До 1 января 2024 года они могут работать по переходным положениям, и для осуществления деятельности достаточно повышения квалификации в объеме 72 часов. Организация обязана располагать собственной испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию в области проведения исследований и измерений вредных и опасных факторов производственной среды.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Согласно ТК РФ работодатель обязан проводить расследование и вести учет всех несчастных случаев, произошедших во время исполнения работником своих трудовых функций. Данная обязанность закреплена в статье 212 ТК РФ. Расследованию подлежат события, в результате которых были получены любые телесные повреждения, включая тепловой удар, ожог, обморожение, поражение током и т.д. Повреждение может быть нанесено другим лицом, животными или насекомыми либо получено в результате любых чрезвычайных обстоятельств. Все случаи, приведшие к временной или стойкой утрате работоспособности или к смерти, расследуются специально сформированной комиссией в составе не менее трех человек. При получении тяжелых повреждений и при несчастных случаях со смертельным исходом в комиссию должен быть включен государственный инспектор труда, представитель территориального объединения организаций профсоюзов, представитель органа местного самоуправления или исполнительной власти субъекта РФ, представители исполнительного органа страховщика. Если работник был направлен другим работодателем, то в комиссию также включается представитель направляющей стороны. Если несчастный случай произошел в результате аварии или иного повреждения транспортного средства, расследование проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.

Если были получены легкие повреждения, то расследование длится до 3-х дней, в случае смерти и тяжелых повреждений — до 15-ти дней. При этом комиссия опрашивает очевидцев происшествия и работников, ответственных за организацию охраны труда на предприятии. По итогам расследования произошедшее событие квалифицируется как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством. При выявлении сокрытого несчастного случая и поступлении жалобы расследование проводит государственный инспектор труда, который может быть привлечен также при несогласии пострадавшего или его родственников с результатами расследования комиссии.

Согласно статье 228.1 ТК РФ работодатель обязан в течение суток известить о произошедшем несчастном случае в прокуратуру, Федеральную инспекцию труда, в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Извещение осуществляется в форме, установленной в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Данные требования касаются тяжелых несчастных случаев, случаев со смертельным исходом и групповых случаев. Особенности проведения расследования также прописаны в постановлении Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

Виды и меры ответственности за нарушение требований охраны труда

Требования охраны труда обязательны для исполнения как юридическими, так и физическими лицами и являются особенно важными для опасных производств, на которых повышен риск получения травм. Для некоторых видов предприятий законом установлены особые правила и нормативы по безопасности. Кроме того, не стоит забывать о регулярном проведении СОУТ. Помните, что внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Согласно пункту 2.3 постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится самой организацией или учебными центрами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда. Однако самостоятельное обучение компания может проводить только при наличии комиссии по проверке знаний требований охраны труда, члены которой прошли соответствующие обучение.

Где заказать услуги по охране труда?

Итак, для соблюдения требований законодательства по охране труда периодически возникает необходимость в привлечении тех или иных специалистов. Мы попросили дать комментарий для наших читателей Коновалову Марию, заместителя руководителя департамента охраны труда EcoStandard group:

P. S. Ознакомиться со всей разрешительной документацией, на основании которой EcoStandard group ведет деятельность по охране труда, можно на сайте.

*Цены актуальны на январь 2024 года, не являются публичной офертой

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, tkodeksrf.ru, www.kp.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector