Требования к преподавателю вуза
Содержание
- Вы здесь
- Должностная инструкция преподавателя ВУЗа
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права
- 4. Ответственность
- Требования к преподавателям по ДО и ДПО
- Современные требования к преподавателю
- Необходимо ли наличие у преподавателя вуза педагогического образования по требованию профессионального стандарта.
- Вопрос
- Ответ
Вы здесь
Должностная инструкция преподавателя ВУЗа
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
[число, месяц, год]
Должностная инструкция преподавателя ВУЗа [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Преподаватель ВУЗа относится к профессорско-преподавательскому составу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность преподавателя ВУЗа принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательной организации не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность преподавателя ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Преподаватель ВУЗа должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;
— локальные нормативные акты образовательной организации;
— образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— порядок составления учебных планов;
— правила ведения документации по учебной работе;
— основы педагогики, физиологии, психологии;
— методику профессионального обучения;
— современные формы и методы обучения и воспитания;
— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
— требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;
— основы экологии, права, социологии;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Преподаватель ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
2. Должностные обязанности
2.1. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.
2.2. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательной организации.
2.3. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ.
2.4. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий.
2.5. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.
2.6. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий.
2.7. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.
2.8. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательной организации.
2.9. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Преподаватель ВУЗа имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, наиболее полно обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов деятельности [института, университета] и вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.
3.4. Занимать выборные должности (заведующего кафедрой, декана, а также должности заместителя декана, заведующего отделением, аспирантурой, практикой, начальника учебного отдела и др.).
3.5. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Требовать от администрации [института, университета] организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.7. Обжаловать приказы и распоряжения администрации [института, университета] в установленном законодательством порядке.
3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством].
4. Ответственность
Преподаватель ВУЗа несет ответственность:
4.1. За нарушение устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Требования к преподавателям по ДО и ДПО
1.Имею высшее образование по специальности «Психолог, преподаватель психологии». Нужно ли мне получать дополнительное профессиональное образование для того, чтобы работать преподавателем курсов по дополнительному образованию детей и взрослых, а также по дополнительному профессиональному образованию? 2. Может ли осуществлять преподавательскую деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых,сотрудник, имеющий среднее профессиональное образование. Что ей необходимо для осуществления деятельности
Ответы:
Здравствуйте! Согласно Приказу Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования“ к преподавателю предъявляются следующие требования к образованию и обучению — Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Требования к опыту практической работы Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) Согласно ст.76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Требования к образованию и обучению Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года Требования к опыту практической работы Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера — преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет
Современные требования к преподавателю
Общесоциальные изменения и, как следствие, изменения таких системообразующих элементов высшего образования, как государственные стандарты, базовые педагогические подходы к построению образовательных программ, уровневая структура высшего образования приводят к необходимости модернизации требований к подготовке преподавателя высшей школы и формирования адекватной компетентностной модели педагога профессионального обучения.
При этом необходимо отметить схожесть основных подходов к модернизации системы подготовки преподавателя высшей школы в разных странах. Общие тенденции можно выделить и в образовательных системах России, Китая, США, Великобритании и др. стран. Однако зарождение схожих по содержанию тенденций существенно отличается по времени. Так, многие идеи (компетентностный подход, активизация научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы, непрерывное образование и т.п.), которые рассматриваются в России как инновационные, стали общепризнанными в США еще в прошлом веке.
Итак, рассмотрим основные тенденции в подготовке преподавателей высшей школы, к которым можно отнести:
Расширение научно-исследовательской деятельности преподавателей
Непрерывность образования; развитие, наряду с педагогикой, андрагогики и геронтогогики
Изменение роли преподавателя в вузе: от субъект-объектной системы отношений между преподавателем и студентом к субъект-субъктной
Гуманизация и гуманитаризация образования
Масштабное внедрение практико-ориентированных методов обучения
Проектирование метапредметных образовательных программ
Многие из указанных направлений модернизации системы образования масштабно внедрены в США. Также интерес представляет система подготовки преподавателей.
Соединенные Штаты Америки обладают опытом создания эффективной системы подготовки преподавателя вуза, в которой ведущую роль играют университеты — ведущие учебные заведения страны, имеющие мощный научно-методический потенциал. Обучение вузовских преподавателей осуществляется в рамках аспирантских школ, которые входят в состав исследовательских университетов. Помимо этого, в большинстве крупных учебных заведений функционируют центры или отделения по переподготовке профессорско-преподавательского состава.
Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя вуза в США складывается из постградуального, ассистентского и последиссертационного этапов.
Основными принципами организации профессионально-педагогической деятельности являются автономия, академическая свобода, коллегиальность, функциональная разноаспектность, что обусловливает высокие требования к личностным и профессиональным характеристикам вузовского преподавателя, которые систематически оцениваются по таким источникам информации, как: оценка заведующего кафедрой, оценка декана, оценка студентов (неформальная, оценка студентов после окончания изучения курса, рейтинговые опросы студентов, оценка выпускников), оценка комитета, научные исследования и публикации и др. Это обеспечивает обратную связь, диагностику проблемных моментов в деятельности преподавателя, коррекцию качества преподавания.
Роль учебной и исследовательской составляющих в структуре профессиональной деятельности преподавателей североамериканских университетов менялась в разные периоды развития профессионального образования, при этом в последние время доминантой этого взаимодействия выступает исследовательская деятельность, иногда в ущерб образовательной.
Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза США идет по следующим направлениям: формирование междисциплинарных программ подготовки вузовского преподавателя, развитие практики ассистентства, диверсификация докторских программ и степеней, расширение опыта присвоения дополнительной квалификации “Высшее образование”, получение сертификата на право занятия преподавательской деятельностью.
Основными формами совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателя университета являются личностно-ориентированные: регулярные конференции для начинающих преподавателей высших учебных заведений, педагогические мастерские, институты наставничества, составление профессиональных досье, работа но индивидуальным педагогическим проектам, индивидуальное консультирование по педагогике и психологии и др.
В Великобритании не существует законодательно установленных требований относительно обучения на курсах профессионального развития преподавателей высшей школы; их постоянный профессиональный рост — это ответственность отдельного взятого вуза, большая часть из которых имеет департаменты или отдельных сотрудников, ответственных за профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава. Они формируют программы обучения, как для своих преподавателей, так и для коллег из других вузов.
Нельзя не отметить, что вузы Австралии свободны в определении содержания профессионально-педагогического образования, которое значительно отличается от других стран. Поскольку существующие стандарты ориентированы на результат, который выражается в компетенциях выпускников, то общественная профессиональная организация Коллегия педагогов отслеживает насколько учебные курсы, программы обеспечивают формирование заданных необходимых профессиональных компетенций и, следовательно, насколько основная образовательная программа обеспечивает результирующее качество профессионально-педагогического образования.
До подачи заявления на обучение кандидат проводит не менее пяти недель в качестве помощника учителя или администратора в учебном заведении. После стажировки руководитель учреждения оценивает работу кандидата. На втором этапе а кандидат проходит функциональные тесты и оценку грамотности. Третий этап — интервью: группа из трех опытных экспертов оценивает психологические установки и личностные качества кандидата. Этот этап может включать в себя практические тесты и проверку преподавательской активности. После окончания Национального института образования большинство педагогов возвращается в него еще много раз на протяжении своей карьеры на курсы повышения квалификации.
Необходимо ли наличие у преподавателя вуза педагогического образования по требованию профессионального стандарта.
Вопрос-ответ по теме
Вопрос
Необходимо ли наличие у преподавателя вуза педагогического образования по требованию профессионального стандарта?
Ответ
Согласно п. 3.8 Профстандарта (обобщенная трудовая функция — преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации, см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования») установлены следующие требования к образованию и обучению преподавателя:
Высшее образование — специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
Таким образом, Профстандарт не устанавливает обязательного наличия у преподавателя вуза педагогического образования.
Отметим, что профстандарты не являются обязательными для образовательных организаций.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
На необязательность профстандартов для педагогов указывает и письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814 О рассмотрении обращения .
Таким образом, образовательные учреждения в части требований к квалификации вправе руководствоваться или квалификационными справочниками, или профстандартами.
Также отметим, что если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 , вопрос 5).
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Правовая база: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Об образовании в Российской Федерации
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Правовая база:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
от 12 февраля 2016 г. N 09-ПГ-МОН-814
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России совместно с Общероссийским профсоюзом образования в части своей компетенции рассмотрел обращение и сообщает.
В соответствии со статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 июля 2016 года) к требованиям, являющимся для работодателей обязательными при применении профессиональных стандартов, отнесены лишь требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования к квалификации установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, то, исходя из этого, обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.
Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, особенно в случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ, как это предусмотрено для педагогических работников (преподавателей) организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств). Формулировка «Возможные наименования должностей», содержащаяся в пункте 3.1 раздела III профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» однозначно указывает на диспозитивность данной нормы, поэтому реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.
Заместитель директора департамента
С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,
Статья написана по материалам сайтов: ppt.ru, studfiles.net, www.kdelo.ru.
»