Тех регламент сети газораспределения и газопотребления

Описание:

Статус: действующий (Вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования постановления.)

Обозначение: Постановление 870

Название русское: Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления

Разработан в: Правительство Российской Федерации

Утверждён в: Правительство Российской Федеpации (29.10.2010)

Область и условия применения: Действие настоящего технического регламента распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.

Оглавление: I. Общие положения
II. Правила идентификации объектов технического регулирования
III. Общие требования к сетям газораспределения и газопотребления
IV. Требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе проектирования
V. Требования к сети газораспределения и сети газопотребления на этапе строительства, реконструкции, монтажа и капитального ремонта
VI. Требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе эксплуатации (включая техническое обслуживание и текущие ремонты)
VII. Требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе консервации
VIII. Требования к сетям газораспределения и газопотребления на этапе ликвидации
IX. Оценка соответствия
X. Ответственность за нарушение требований настоящего технического регламента
Приложение N 1 Классификация наружных и внутренних газопроводов по давлению в сетях газораспределения и газопотребления
Приложение N 2 Максимальные значения величины давления природного газа в сетях газопотребления

Сети газопотребления: эксплуатируем в рамках закона

Сети газопотребления – один из самых распространенных типов опасных производственных объектов. По разным оценкам он составляет порядка 76-80% от общего числа ОПО, зарегистрированных на территории РФ. Согласно нашим исследованиям, каждая третья организация, сведения о которой содержатся в реестре Ростехнадзора, имеет в числе прочих объектов сети газопотребления.

Согласно Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.):

«сеть газопотребления» – единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование, размещенный на одной производственной площадке и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, до отключающего устройства перед газоиспользующим оборудованием».

Идентификация сетей газопотребления при регистрации в качестве ОПО

С 1 сентября 2016 года изменился порядок идентификации сетей газораспределения и газопотребления в качестве ОПО.

Так, к числу опасных производственных объектов теперь не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно (абзац 27 Приложения №1 к ФЗ 116).

Также изменился принцип определения и порядок присвоения класса опасности сетям газопотребления и газораспределения. В частности, в п. 1 Приложения 2 к ФЗ 116 уточняется, что «классы опасности ОПО, указанных в пунктах 2 (объекты по хранению, уничтожению химического оружия и ОПО спецхимии), 3 (объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата) и 4 (газовые сети) настоящего приложения, устанавливаются в соответствии с критериями, указанными в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения».

Данная поправка очень важна для однозначной классификации сетей газопотребления и газораспределения в зависимости от степени опасности. Ранее владельцы ОПО этого типа при определении класса опасности брались за подсчет количества опасного вещества и обращались к Таблице 2 Приложения №2 к ФЗ 116. В связи с этим они ошибочно полагали, что газовым сетям можно присвоить 4 класс опасности. В новой редакции ФЗ №116 такая путаница исключается.

А именно – в обновленной версии п. 4 Приложения 2 к ФЗ №116 указано:

«4. Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

1) II класс опасности – для ОПО, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 МПа;

2) III класс опасности – для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,2 МПа включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 МПа до 1,6 МПа включительно.

Информацию о параметрах рабочего давления в сетях газопотребления и газораспределения, которое является критериям отнесения указанных сетей к категории ОПО и конкретному классу опасности, владелец опасного объекта может найти в таких документах, как:

  • Техническая документация на элементы газовых сетей (газопроводы, котлы и другое газоиспользующее оборудование).
  • Сведения, характеризующие опасный производственный объект.
  • Акт ввода в эксплуатацию ОПО и т.д.
Это интересно:  Социальный юрист написать претензию

C 1 сентярбря 2016 года сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из госреестра ОПО, в том числе по результатам проведения в отношении их владельцев надзорных мероприятий (статья 2 ФЗ от 02.06.2016 № 170). Также предполагается, что Ростехнадзор продолжит контролировать выведенные из реестра газовые сети на предмет соответствия Техническому регламенту о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.).

Сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа свыше 0,005 МПа остаются поднадзорными и подлежат регистрации в качестве ОПО. При этом в составе этих объектов учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности…» регистрация в Ростехнадзоре сетей газопотребления, принадлежащих к категории ОПО, является обязательной. Однако Свидетельство о регистрации ОПО – это лишь первый шаг на пути законной эксплуатации опасных объектов этого типа. Каждый владелец ОПО должен иметь комплект обязательных нормативно-технических и разрешительных документов, перечень которых мы приведем в рамках данной статьи.

Какие документы нужны для законной эксплуатации сетей газопотребления

Каждая организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна обязательно разработать и/или получить следующие нормативные, технические и разрешительные документы:

1. Свидетельство о регистрации ОПО – документ, подтверждающий внесение сведений о сети газопотребления в государственный реестр ОПО. К нему прилагаются согласованные с территориальным управлением Ростехнадзора Карты учета и Сведения, характеризующие ОПО.

Необходимость регистрировать ОПО в Ростехнадзоре регламентирована Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…», а также созданными на его основе нормативно-правовыми актами.

2. Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности – основной разрешительный документ, который дает право эксплуатировать сеть газопотребления на законных основаниях.

Получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО (сетей газопотребления) обязывают:

  • Федеральный закон № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановление Правительства РФ № 492 от 10.06.2013г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

3. Положение о производственном контроле (ППК) – нормативный документ, который устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО. ППК необходимо для всех опасных производственных объектов, включая сети газопотребления. Об этом говорит ст. 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности…».

При разработке Положения о производственном контроле для сетей газопотребления должны учитываться требования таких нормативных актов, как:

  • Приказ Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 870 от 29.10.2010г. «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
  • Постановление Правительства РФ № 263 от 10.03.1999г. «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО».

4. Положение о техническом расследовании причин аварий, инцидентов на ОПО – обязательный нормативный документ, цель которого – закрепить порядок выяснения причин аварийных ситуаций на ОПО, определить формы ведения статистики, подачи отчетов о принятых мерах для устранения последствий аварий и инцидентов т.д. (статья 9.1 ФЗ №116).

Порядок проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО, основные пункты которого находят отражение в документе, закреплен Приказом Ростехнадзора № 480 от 19.08.2011г. Обращаем ваше внимание, что согласно пункту 32 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов…» Положение о расследовании инцидентов утверждается эксплуатирующей объект организацией и согласовывается с территориальным управлением Ростехнадзора.

Это интересно:  Работа бухгалтер по заработной плате

5.План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО – обязательный нормативно-технический документ, который разрабатывается для взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов. Именно к этой категории относится сеть газопотребления.

  • Необходимость и порядок разработки Плана мероприятий определяются:
  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора № 781 от 26.12.2012г. «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах».

Срок действия Плана мероприятий для сетей газопотребления – 5 лет. Документ утверждается руководителем эксплуатирующей организации и согласовывается с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание ОПО. Как следствие, владельцам сетей газопотребления нужен:

5.1. Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) на оказание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Как правило, АСФ выбирается по местонахождению объекта. Это делается для того, чтобы спасатели могли оперативно прибыть на место аварии и своевременно ликвидировать ее последствия.

6. Паспорт безопасности опасного объекта – документ, направленный на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение риска возникновения ЧС техногенного характера на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих взрывопожароопасные и химически опасные вещества. В сетях газопотребления используется и транспортируется взрывопожароопасное вещество (газ), поэтому владельцам таких объектов нужно разрабатывать Паспорт безопасности. Документ тесно связан с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Документ разрабатывается 1 раз в 5 лет, при условии отсутствия изменений в составе ОПО и его характеристик. После разработки Паспорт безопасности согласовывается с Главным управлением МЧС России по субъекту РФ, а после согласования – утверждается владельцем объекта.

7. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Необходимость оформления договора на страхование ОПО, в частности, сети газопотребления, регламентирована:

  • Федеральным законом № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…».
  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…» (статья 15).

Базовая страховая премия (стоимость полиса) для сетей газопотребления составляет 16 500 рублей. Тарифы и страховые суммы даны в Указании Центрального банка РФ от 19 декабря 2016 г. № 4234-У. Договор заключается сроком не менее чем на 1 года с последующим продлением.

8. Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности, заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора, не менее чем на 2-х сотрудников организации.

Для предприятий, эксплуатирующих сети газопотребления, нужно аттестовать как минимум руководителя (заместителя руководителя) и лицо, ответственное за газовое хозяйство (за безопасность эксплуатации сетей газопотребления), по направлениям А1 «Основы промышленной безопасности» и Б7.1. «Эксплуатация систем газораспределения и газопотребления».

Необходимость проведения аттестации по промбезопасности определяется требованиями:

  • Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказа Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г. «О порядке подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

9. Заключения экспертизы промышленной безопасности на газопровод, газоиспользующее оборудование (например, котлы), дымовую трубу (если речь идет о котельной), здания или сооружения, в которых располагается сеть газопотребления. Экспертиза промышленной безопасности проводится планово (1 раз в 5 лет), по истечении срока безопасной эксплуатации, указанного в проектной документации (технического устройства, здания), после аварии на ОПО и т.д.

Необходимость проведения Экспертизы регламентирована:

  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказом Ростехнадзора № 538 от 14.11.2013г. «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» и другими нормативно-правовыми актами.

10. Положение о внутренней газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газопотребления (Раздел II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Это интересно:  Когда меняют счетчики на воду по закону

Надзор за сетями газопотребления

Надзор за сетями газопотребления осуществляет территориальное управление Ростехнадзора по месту нахождения объекта. Сети газопотребления принадлежат к 3 классу опасности (Приложение 2 к ФЗ №116), следовательно, плановые проверки в отношении данных ОПО проводятся не чаще чем один раз в течение трех лет (п. 5.1. ст. 16 ФЗ №116).

В ходе надзорных мероприятий инспекторы Ростехнадзора проверят наличие в организации указанных выше документов, техническую документацию на оборудование, проведут визуальный осмотр технических устройств и зданий (сооружений) на предмет их исправности и эксплуатационной безопасности. Будет проведен анализ соблюдения требований нормативных актов в сфере промышленной безопасности, требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Постановлением Правительства РФ № 870 от 29.10.2010 г.) и Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утв. Приказом Ростехнадзора № 542 от 15.11.2013г.).

Так, согласно разделу II Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления и разделу VI Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, организация, эксплуатирующая сети газопотребления, должна:

  • выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
  • выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газопотребления;
  • хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации ОПО и т.д.

«Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления»

Первое официальное опубликование: «Собрание законодательства РФ», N 45, ст. 5853, 08.11.2010
Действует с 08.11.2011
Редакция действует с 27.12.2018

Описание

1. В соответствии с Федеральным законом О техническом регулировании» настоящий технический регламент принимается для защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а также для обеспечения энергетической эффективности.

2. Действие настоящего технического регламента распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.

3. Требования к сети газораспределения и сети газопотребления, установленные настоящим техническим регламентом, за исключением требований, установленных разделами I, II, VI — VIII, пунктами 14 и 15 раздела III, а также пунктом 18 раздела IV настоящего технического регламента, вплоть до реконструкции или капитального ремонта объекта, входящего в состав сети газораспределения или сети газопотребления, не применяются:

  • а) к сети газораспределения и сети газопотребления, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента;
  • б) к сети газораспределения и сети газопотребления, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляется в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу настоящего технического регламента;
  • в) к сети газораспределения и сети газопотребления, заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу настоящего технического регламента.

4. Требования настоящего технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.

5. Настоящий технический регламент не применяется в отношении объектов, которые не идентифицированы в качестве объекта технического регулирования настоящего технического регламента.

2 обсуждения

Согласно решению Верховного суда подпункт «б» пункта 12, подпункт «а» пункта 88, пункт 91 были признаны не действующими, в части, исключающей использование негосударственной экспертизы проектной документации.

И 20 января было подписано постановление Правительства РФ об изменениях в эти пункты. Теперь экспертиза может быть и негосударственной.

Администратор, 25 января 2017

Таким образом, согласно постановлению суда, исключившего из Технического регламента пункты о государственной экспертизе, можно проводить негосударственную экспертизу сетей газораспределения и газопотребления.

Статья написана по материалам сайтов: mtk-exp.ru, ivprom.ru, www.normacs.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector