Таможенная процедура свободной таможенной зоны

Свободная таможенная зона-таможенная процедура, при которой иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин, если иное не предусмотрено настоящей статьей в отношении товаров, размещаемых и (или) используемых в портовой особой экономической зоне.

Таможенная процедура свободная таможенная зона регулируется положениями Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 года (далее-Соглашение), Федеральными законами от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) Об особых экономических зонах в Российской Федерации» , от 10.01.2006 № 16-ФЗ » Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 24.12.2012), от 31.05.1999 № 104-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) » Об Особой экономической зоне в Магаданской области» .

В соответствии с п.1 ст. 9 Соглашения таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или части ее территории. Свободная экономическая зона-часть территории государства Таможенного союза, на которой действует особый режим осуществления деятельности и может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.

Кроме того, помещению под описываемую таможенную процедуру подлежат товары, предназначенные лицам, не являющимися резидентами СЭЗ, для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ, если такие лица заключили с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.

Основной особенностью таможенной процедуры свободной таможенной зоны является то, что товары, ввезенные на территорию свободной экономической зоны (далее-СЭЗ) и помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза.

При этом территория СЭЗ остается частью таможенной территории Таможенного союза.

Территория СЭЗ, на которой применяется процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля.

Свободная таможенная зона как таможенная процедура заключается в следующем: товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

Товары, помещенные под данную процедуру, сохраняют свой статус-иностранные товары остаются иностранными, а товары Таможенного союза-товарами Таможенного союза.

Лицами, осуществляющими деятельность на территории свободной экономической зоны, являются резиденты-юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории государства-члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ » Об особых экономических зонах в Российской Федерации» для включения в данный реестр коммерческой организации необходимо, что бы она была зарегистрирована на территории муниципального образования, в котором расположена свободная экономическая зона; должно быть также заключено соглашение об осуществлении деятельности на территории СЭЗ с органом управления особыми экономическими зонами.

Помимо свободной экономической зоны, функционирование которой осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным Соглашением, предусмотрено также две разновидности свободной экономической зоны-портовая СЭЗ и логистическая СЭЗ-они являются новыми понятиями для российского законодательства.

Портовая свободная (специальная особая) экономическая зона-свободная (специальная особая) зона, которая создается на части морского, речного порта, открытых для международного сообщения и захода иностранных водных судов, или части территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международный воздушные перевозки, и территории, прилегающей к такому морскому порту, речному порту или аэропорту, за исключением частей территорий морского порта, речного порта или аэропорта, на которых расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров.

Логистическая свободная (специальная особая) экономическая зона-свободная (специальная особая) экономическая зона, которая создается на части территории государства-члена Таможенного союза, прилегающей к автомобильному и (или) железнодорожному пункту пропуска через государственную (таможенную) границу государства-члена Таможенного союза.

Отличие таких СЭЗ заключается в том, что товары, ввозимые на территорию портовой или логистической СЭЗ, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без таможенного декларирования. При этом товары в СЭЗ, не относящихся к логистическим и портовым, помещаются под указанную таможенную процедуру путем таможенного декларирования.

Для помещения таких товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны достаточно заключить с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.

Но при этом в отношении таких товаров можно проводить лишь операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Пределы логистических и портовых СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза и, соответственно, при вывозе товаров из таких свободных экономических зон на таможенную территорию Таможенного союза необходимо будет декларировать их таможенному органу с помещением их под соответствующую таможенную процедуру.

Во время нахождения товаров под таможенной процедурой свободной таможенной зоны (если речь идет не о логистической или портовой СЭЗ) допускается совершение любых операций, если они предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ; эти операции могут быть связаны, например, с хранением и переработкой товаров, а также с заключением сделок по их отчуждению.

Срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны ограничен сроком функционирования самой СЭЗ либо сроком, в течении которого лицо, поместившее товары по указанную таможенную процедуру, имеет статус резидента СЭЗ, либо принятием специального решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ.

При прекращении функционирования СЭЗ или прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на ее территории товары, помещенные на территории такой СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные процедуры в течение четырех месяцев.

Однако, если данные товары представляют собой оборудование, помещенное под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, введенное в эксплуатацию и используемое резидентом для реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, а также если это товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, то данные товары и оборудование признаются товарами Таможенного союза, не находящимися под таможенным контролем, без уплаты каких-либо таможенных платежей.

Аналогичный порядок применяется и в тех случаях, когда процедура свободной таможенной зоны завершена по причине утраты резидентом СЭЗ своего статуса в связи с выполнением условия соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.

Как мы видим, утрата свободной экономической зоной своего статуса всецело зависит от решения соответствующих государственных органов Таможенного союза.

Вместе с тем, если товары (например, оборудование) были ввезены в свободную экономическую зону ее резидентом, который планировал использовать данное оборудование в СЭЗ, но при этом не успел ввести его в эксплуатацию (например, по причинам, связанным со сложностью технологии использования данного оборудования), то, при прекращении функционирования СЭЗ, резидент обязан будет поместить данные товары под иную таможенную процедуру, что может повлечь для него либо дополнительные финансовые издержки по уплате таможенных платежей, либо необходимость вывезти товары с территории Таможенного союза.

Как уже было сказано выше, прекращение функционирования СЭЗ всецело зависит от решения государственных органов. Таким образом, лицо, получившее статус резидента свободной таможенной зоны и поместившее товары под соответствующую таможенную процедуру, оказывается в полной зависимости от государственных органов.

Данное обстоятельство может существенно повлиять на инвестиционную привлекательность свободных экономических зон.

Кроме того, как уже было сказано, товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, в случае прекращения ее функционирования признаются товарами Таможенного союза без уплаты таможенных платежей.

При этом возникает вопрос, что понимать под использованием товаров для создания объектов недвижимости. Распространяется ли данная норма закона лишь на товары, из которых непосредственно создаются объекты недвижимости (строительные материалы)? Или же к ним может быть отнесена, например, и техника, использовавшаяся при строительстве указанных объектов? Данная неопределенность, на взгляд автора, может создать затруднения для лиц, решивших осуществлять такое строительство.

Свободные экономические зоны на территории Таможенного союза, безусловно, являются фактором, который способен содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата. В то же время законодательная неурегулированность отдельных моментов может повлечь снижение инвестиционной привлекательности свободных экономических зон для потенциальных инвесторов.

На территориях указанных зон применяется льготный, по сравнению с действующим на остальной части таможенной территории Российской Федерации, режим налогообложения, в том числе при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также в связи с таким перемещением.

Следует отметить, что функционирующие на территории Российской Федерации особые экономические зоны позволяют лицам осуществлять достаточно широкий спектр операций с ввезенными товарами. На территории Калининградской области даже разрешена розничная торговля товарами.

Основной особенностью указанных зон является то, что при ввозе товаров на их территории допускается заявление любого таможенного режима, в зависимости от целей такого перемещения. То есть они представляют собой территориальные образования, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации, при ввозе на которые, наряду с общим порядком перемещения, применяется таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада).

В случае ввоза иностранных товаров и помещения их под таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) применяется освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом не вводится никаких ограничений права пользования и распоряжения такими товарами, за исключением необходимости использования таких товаров только в рамках границ территорий особых экономических зон.

Для целей ввоза товаров с территорий особых экономических зон на остальную часть таможенной территории Российской Федерации таможенный режим свободной таможенной зоны должен быть изменен на иной. При этом уплачиваются таможенные платежи, установленные в отношении вновь избранного таможенного режима.

Следует отметить, что в случае совершения с иностранными товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, операций по переработке, в результате которой величина добавленной стоимости переработки составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике,-не менее 15 процентов, и такая переработка влечет изменение кода товара по таможенной классификации, товар считается произведенным в Особой экономической зоне. Товары, считающиеся произведенными в Особой экономической зоне, что подтверждается сертификатом о происхождении товара, и ввозимые на остальную часть таможенной территории (а также на территории стран Таможенного союза), освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. К указанным товарам не применяются меры экономической политики.

Это интересно:  Адвокат по земельным делам

В отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны и затем вывозимых за границу (как с переработкой, так и без переработки), таможенные пошлины, налоги, а также сборы за таможенное оформление не взимаются, меры экономической политики не применяются. При этом указанный порядок налогообложения применяется только в случае заявления лицом таможенному органу о намерении вывезти товары еще при ввозе таких товаров на территорию Особой экономической зоны.

В Калининградской области бенефициаром таможенного режима свободной таможенной зоны может выступать любое российское лицо. Пользователями рассматриваемого таможенного режима в Магаданской области могут выступать только участники Особой экономической зоны-юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Особой экономической зоны, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и получившие регистрационные свидетельства участника. При этом в случае нарушения участником Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации администрация Особой экономической зоны вправе аннулировать регистрационное свидетельство. Участники Особой экономической зоны обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представлять администрации Особой экономической зоны и в таможенный орган отчетность. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах Особой экономической зоны, должны отражаться в учетных документах.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

Данная таможенная процедура действует на территории свободной экономической зоны, т. е. части территории государства — члена Таможенного союза, в пределах, установленных законодательством этого государства, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Основное назначение и цель использования процедуры заключаются в создании на определенной территории Таможенного союза благоприятных условий для развития производства, основанного на новых технологиях, в том числе высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Создание свободных таможенных зон представляет собой эффективный инструмент в укреплении и развитии международного сотрудничества для привлечения инвестиций, а также укрепления национального экономического и научного потенциала.

Особенности и основные условия использования процедуры установлены соглашением, заключенным в рамках Таможенного союза [1] . Товары, ввезенные на территорию свободной экономической зоны, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под указанную процедуру, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Определение условий действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны обусловлено статусом товара. Товары, помещаемые под процедуру свободной таможенной зоны, можно классифицировать следующим образом:

  • 1) иностранные товары, сохраняющие при этом статус иностранных товаров;
  • 2) товары Таможенного союза с сохранением статуса товаров Таможенного союза;
  • 3) товары, изготовленные из товаров Таможенного союза, с условием приобретения статуса товаров Таможенного союза;
  • 4) товары, изготовленные из иностранных товаров, а также товары Таможенного союза, изготовленные с использованием иностранных товаров, по общему правилу приобретшие статус иностранных товаров.

С товарами под процедурой свободной таможенной зоны допускается совершение следующих операций:

складирование (хранение, накопление, дробление) товаров;

погрузка (разгрузка) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением;

операции, необходимые для сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств;

операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами;

операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров;

Товары могут находиться под таможенной процедурой свободной таможенной зоны в пределах срока функционирования свободной экономической зоны. Вместе с тем если лицо, поместившее товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, утрачивает статус резидента особой экономической зоны, то товары подлежат помещению под иную таможенную процедуру, установленную ТК. Ввоз товаров на территорию свободной таможенной зоны осуществляется с уведомлением таможенного органа, а вывоз — с его разрешения.

Управление указанными зонами на территории государства — члена Таможенного союза реализуется в соответствии с законодательством этого государства.

В Российской Федерации правовое регулирование таможенной процедуры «свободная таможенная зона» осуществляется Федеральным законом «Об особых экономических зонах Российской Федерации». В настоящее время в России действуют более 20 особых экономических зон: в Магаданской и Калининградской областях, на территориях отдельных муниципальных образований Республики Алтай, на территориях городов-курортов Ессентуки, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска и др.

Указанный Закон оперирует понятием «таможенный режим», которое содержалось в Таможенном кодексе РФ 2003 г. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах Российской Федерации» свободная таможенная зона — таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенной процедурой экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Помещение товаров резидентами особой экономической зоны под режим свободной таможенной зоны должно осуществляться в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. При этом ввоз в особую экономическую зону и вывоз указанных товаров осуществляются с разрешения таможенных органов.

На территории особой экономической зоны товары могут находиться в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны в течение всего срока существования особой экономической зоны, т. е. 20 лет. Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля.

Таможенные органы устанавливают требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условия доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля.

Свободная таможенная зона.

Нормативно-правовая база:

1. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны».

2. Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».

4. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Содержание:

Свободная таможенная зонаэто таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

Условия:

 под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентамисвободной экономической зоны;

 под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ лицами, не являющимися резидентами портовой или логистической СЭЗ и заключившими с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг, связанных с товаром;

 отдельные условия помещения товаров под процедуру связаны с особенностями типа или конкретного вила особой экономической зоны, где применяется данная процедура.

Особенности:

1. В РФ процедура свободной таможенной зоны применяется на территориях особых экономических зон различных типов, создаваемых в соответствии с положениями национального законодательства.

2. Территория свободной экономической зоны является частью таможенной территории Таможенного союза.

3. Товары, помещенные под процедуру считаются товарами, находящимися вне пределов таможенной территории.

4. Одно из направлений правового регулирования процедуры – определение статуса товаров (иностранных и Таможенного союза) подвергшихся переработке на территории ОЭЗ.

5. Резидент ведет учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и представляет отчетность о таких товарах таможенному органу государства — члена Таможенного союза, на территории которого создана СЭЗ.

Порядок завершения процедуры:

 Помещение товаров под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.

 Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено.

 При прекращении функционирования СЭЗ или принятии решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ, на которой применялась таможенная процедура свободной таможенной зоны.

 При утрате лицом, поместившим товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса резидента.

 Для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

 При передаче резидентом прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, иному лицу.

Свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона

СТЗ – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

СТЗ определяется самим резидентом, администрацией СЭЗ и согласовывается с таможней.

Требования к СТЗ: в пределы включаются только производственные, складские помещения и площадки для транспортных средств с товарами, а при обосновании – комнаты мастеров, технологов, выставочные залы и иные помещения.

Оборудование СТЗ: круглосуточная охрана (сигнализация, сторожа, видеонаблюдение), обозначение (разметка) на местности, КПП если СТЗ не может представлять собой единую территорию (состоит из сооружений, помещений, удаленных друг от друга).

Под таможенную процедуру СТЗ могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры

При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

Операции с товарами:

Потребление товаров, операции по переработке товаров, по изготовлению товаров, ремонту, по отбору проб и образцов, складирование (хранение, дробление, накопление); погрузка (разгрузка), операции для сохранности товаров (сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка); операции по передаче прав владения, пользования, распоряжения товарами.

С разрешения таможенного органа допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в следующих случаях:

Это интересно:  Высота этажа в частном доме

1) указанные товары, являющиеся оборудованием, иными основными производственными средствами, введенными в эксплуатацию и используемыми резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, либо частями указанных основных производственных средств, вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для их ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), технического обслуживания или совершения других операций, необходимых для поддержания таких товаров в нормальном (рабочем) состоянии;

2) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по их техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке, в том числе предусмотренных производственным процессом, а также для их демонстрации в качестве образцов;

3) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для совершения таможенных операций по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенном органе, правомочном в соответствии с законодательством государства-члена о таможенном регулировании совершать таможенные операции в отношении таких товаров;

4) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для собственных производственных и технологических нужд. Условия, при которых допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, а также часть территории государства-члена, на которую допускается такой вывоз, определяются Комиссией;

5) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку и иные операции, определяемые Комиссией, при условии, что на территории этой СЭЗ в отношении таких товаров отсутствуют условия и возможность совершения таких операций. Случаи и условия, когда допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, определяются Комиссией.

При прекращении функционирования СЭЗ или территории, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, при реализации инвестиционного проекта, оборудование, введенное в эксплуатацию, товары, использованные для создания объектов недвижимости, снимаются с таможенного контроля без помещения под иные таможенные процедуры без уплаты пошлин, налогов.

Таможенная процедура свободная таможенная зона

Завершение таможенной процедуры СТЗ:

иностранные товары вывозятся в неизменном состоянии за пределы таможенного союза – реэкспорт (без уплаты пошлин, налогов)

товары, изготовленные с использованием иностранных товаров, не признанные товарами Союза и вывозимые за пределы ТС – реэкспорт (без уплаты пошлин, налогов);

товары ТС вывозятся за пределы ТС- экспорт (уплата пошлин для ограниченного перечня товаров);

товары Союза выпускаются на территорию Союза в неизменном состоянии – реимпорт (без пошлин и налогов);

товары, изготовленные только из товаров Союза, не вывозимые за пределы Союза – реимпорт (без уплаты);

таможенный склад (без уплаты), переработка на таможенной территории (без уплаты), переработка для внутреннего потребления (с уплатой ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки), временный ввоз (допуск) (с условным, полным или частичным освобождением от уплаты платежей, с последующим реэкспортом), беспошлинная торговля (реализация товаров физ. лицам без уплаты таможенных пошлин), уничтожение (без уплаты), отказ в пользу государства (без уплаты).

В международной практике данная таможенная процедура применяется достаточно широко, поскольку, по своей сути, представляет собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества государства и участников внешнеэкономической деятельности.

Содержание указанной модели заключается в предоставлении участнику внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и льгот по внутреннему налогообложению, возможности осуществлять свою производственную и иную деятельность на территории свободной зоны, а также продавать свою продукцию на национальном или внешнем рынке. Государство, в свою очередь, получает прямую и косвенную прибыль от привлечения инвестиций как национальных, так и иностранных для развития производства и отдельных видов коммерческой деятельности. Создание свободных зон также способствует развитию торговли, созданию дополнительных рабочих мест, что благоприятно отражается на экономической и социальной сфере.

Источником международно-правового регулирования функционирования свободных зон является международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (Киотская конвенция 1979 года).

К новой редакции Киотской конвенции Российская Федерация до настоящего времени не присоединилась, однако, основные принципы создания, функционирования и ликвидации свободных зон на территориях договаривающихся сторон, установленные в Специальном приложении «D» указанной конвенции, нашли отражение в российском законодательстве в виде специального таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).

Одной из особенностей таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) является то, что указанный таможенный режим не определяется Кодексом (в ТК РФ отсутствует даже понятие и содержание рассматриваемого таможенного режима), а устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада). Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) действует, поскольку глава 12 ТК РФ 1993 года не утратила силу, на основании положений «старого» ТК РФ до вступления в силу соответствующего Федерального закона, регулирующего правоотношения по применению рассматриваемых таможенных режимов.

В настоящее время ведется работа по подготовке и принятию федерального закона, определяющего общий порядок создания, функционирования и ликвидации территориальных образований с особым порядком налогообложения — особых (свободных) экономических зон, а также постановления Правительства Российской Федерации «О свободных складах».

Вместе с тем, анализ российского законодательства позволяет судить, что территории особых экономических зон и свободных складов все-таки включаются в таможенную территорию Российской Федерации и лишь ввезенные на такие территории товары для целей налогообложения рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации.

При всей схожести принципов функционирования свободных таможенных зон и свободных складов на территории Российской Федерации, в настоящее время существуют серьезные различия в содержании данных институтов. Такие различия вытекают из порядка их создания, особенностей функционирования и применения льготного таможенного режима. Таким образом, как представляется, целесообразно было бы рассматривать таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) в двух направлениях: применительно к свободной таможенной зоне и применительно к свободному складу.

СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА.

В настоящее время в России функционируют созданные на основании отдельных Федеральных законов от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от 27.11.2010 ) «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторый законодательные акты Российской Федерации» , «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» две Особые экономические зоны (Примечание: Срок действия документа ограничен 31 декабря 2014 года (статья 7 данного документа)).

На территориях указанных зон применяется льготный, по сравнению с действующим на остальной части таможенной территории Российской Федерации, режим налогообложения, в том числе при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также в связи с таким перемещением.

Следует отметить, что функционирующие на территории Российской Федерации особые экономические зоны позволяют лицам осуществлять достаточно широкий спектр операций с ввезенными товарами. На территории Калининградской области даже разрешена розничная торговля товарами.

Основной особенностью указанных зон является то, что при ввозе товаров на их территории допускается заявление любого таможенного режима, в зависимости от целей такого перемещения. То есть они представляют собой территориальные образования, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации, при ввозе на которые, наряду с общим порядком перемещения, применяется таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада).

В случае ввоза иностранных товаров и помещения их под таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) применяется освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом не вводится никаких ограничений права пользования и распоряжения такими товарами, за исключением необходимости использования таких товаров только в рамках границ территорий особых экономических зон.

Для целей ввоза товаров с территорий особых экономических зон на остальную часть таможенной территории Российской Федерации таможенный режим свободной таможенной зоны должен быть изменен на иной. При этом уплачиваются таможенные платежи, установленные в отношении вновь избранного таможенного режима.

Следует отметить, что в случае совершения с иностранными товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, операций по переработке, в результате которой величина добавленной стоимости переработки составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, — не менее 15 процентов, и такая переработка влечет изменение кода товара по таможенной классификации, товар считается произведенным в Особой экономической зоне. Товары, считающиеся произведенными в Особой экономической зоне, что подтверждается сертификатом о происхождении товара, и ввозимые на остальную часть таможенной территории (а также на территории стран таможенного союза), освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов. К указанным товарам не применяются меры экономической политики.

В отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны и затем вывозимых за границу (как с переработкой, так и без переработки), таможенные пошлины, налоги, а также сборы за таможенное оформление не взимаются, меры экономической политики не применяются. При этом указанный порядок налогообложения применяется только в случае заявления лицом таможенному органу о намерении вывезти товары еще при ввозе таких товаров на территорию Особой экономической зоны.

В Калининградской области бенефициаром таможенного режима свободной таможенной зоны может выступать любое российское лицо. Пользователями рассматриваемого таможенного режима в Магаданской области могут выступать только участники Особой экономической зоны — юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Особой экономической зоны, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и получившие регистрационные свидетельства участника. При этом в случае нарушения участником Особой экономической зоны законодательства Российской Федерации администрация Особой экономической зоны вправе аннулировать регистрационное свидетельство. Участники Особой экономической зоны обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представлять администрации Особой экономической зоны и в таможенный орган отчетность. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах Особой экономической зоны, должны отражаться в учетных документах.

Киотской конвенцией не допускается введение количественных ограничений на ввоз товаров на территории свободных зон.

Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны

Свободный склад.

Принципы и характер функционирования свободных складов позволяют судить о том, что свободный склад представляет собой узкоспециализированную малую свободную зону.

В настоящее время указанный институт имеет применение только в сфере автомобильной промышленности, однако, как представляется, в будущем будет использован и для целей реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в различных сферах экономики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1998 № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности»утверждено Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима свободного склада.

Согласно положениям указанного постановления Правительства Российской Федерации свободный склад представляет собой автомобильный завод, имеющий ограждение по всему периметру, что обеспечивает невозможность поступления и изъятия товаров на/с территории свободного склада без контроля таможенных органов.

Свободный склад учреждается по решению Правительства Российской Федерации при условии наличия соответствующего соглашения на реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта, продолжительность которого не может превышать семи лет и, как представляется, не может быть менее пяти.

Иностранные товары, представляющие собой автомобильные комплектующие для производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, размещаются без уплаты таможенных пошлин и налогов на территории свободного склада, где происходит фактическая сборка готовой продукции — автомобилей.

Это интересно:  Движение во дворах пдд

Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) в части, применимой к свободным складам, осуществляется выпуска для в свободное обращение (помещение под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления) произведенных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов без уплаты таможенных пошлин и налогов при условии соблюдения количественных ограничений (квоты на очередной год функционирования устанавливаются Правительством Российской Федерации) и выполнения требований определения страны происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов при вывозе таких товаров с территории свободного склада.

Условия определения происхождения средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов:

Периоды функционирования свободного склада с даты начала реализации инвестиционного проекта Доля затрат, произведенных на территории Российской Федерации и относимых на себестоимость готовой продукции
1 год Не менее 10 %
2 год Не менее 15 %
3 год Не менее 20%
4 год Не менее 30 %
5 год Не менее 40 %
6 год — окончание срока действия инвестиционного соглашения Не менее 50 %

При выпуске товаров, при производстве которых соблюдены указанные выше условия, сверх установленных Правительством Российской Федерации квот, подлежат уплате таможенные платежи в отношении комплектующих иностранного происхождения, использованных для изготовления таких товаров, по ставкам, действующим на день помещения комплектующих под таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада).

При нарушении условий определения происхождения товаров, при выпуске товаров, подлежат уплате таможенные платежи в отношении комплектующих иностранного происхождения, использованных для изготовления таких товаров, по ставкам, действующим на день вывоза товаров с территории свободного склада на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

Одной из основных проблем функционирования свободных складов на территории Российской Федерации является то, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает возможность предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и акциза при последующем выпуске товаров для свободного обращения (внутреннего потребления)

В настоящее время на территории России функционирует несколько свободных складов, учрежденный ЗАО «Форд Мотор Компани» в 2002 году, и на китайском таможенном терминале «Дружба» открытом 1 августа 2006 года.

Немаловажную роль в функционировании особых экономических зон и свободных складов, что отражается на применении таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада), играет создание благоприятного инвестиционного климата.

Для осуществления внешнеторгового обмена и привлечения средств в развитие национальной экономики, особенно в переходный период, необходимы обеспеченные и четко зафиксированные гарантии участникам внешнеэкономической деятельности, выступающим в качестве инвесторов, со стороны государства.

В Российской Федерации защита от неблагоприятных последствий изменений направления, в частности, таможенной политики государства обеспечивается Федеральными законами от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 24.07.2007)»Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

Подпункт 15 пункта 1 ст. 202 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС) устанавливает в качестве одного из видов таможенных процедур процедуру свободной таможенной зоны. При этом в данной статье содержится ссылка на то, что нормы, касающиеся данной процедуры, будут определены отдельным международным договором государств-членов таможенного союза. Таким договором является Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года (далее — Соглашение).

В соответствии с п.1 ст. 9 Соглашения таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободной экономической зоны или части ее территории. Свободная (специальная, особая) экономическая зона (далее — СЭЗ) — это часть территории государства — члена Таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства — члена Таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Помимо СЭЗ, функционирование которой осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным Соглашением, предусмотрено также две разновидности свободной экономической зоны — портовая СЭЗ и логистическая СЭЗ.

Портовая СЭЗ создается на территории морского, речного и воздушного порта, за исключением территории, на которой расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров.

Логистическая СЭЗ создается на территории, прилегающей к автомобильному или железнодорожному пункту пропуска через таможенную границу государства — члена Таможенного союза.

Основной особенностью таможенной процедуры свободной таможенной зоны является то, что товары, ввезенные на территорию СЭЗ и помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза.

При этом территория СЭЗ остается частью таможенной территории Таможенного союза.

Территория СЭЗ, на которой применяется процедура свободной таможенной зоны, является зоной таможенного контроля.

Свободная таможенная зона как таможенная процедура заключается в следующем: товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

Товары, помещенные под данную процедуру, сохраняют свой статус — иностранные товары остаются иностранными, а товары Таможенного союза — товарами Таможенного союза.

Лицами, осуществляющими деятельность на территории свободной экономической зоны, являются резиденты — юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории государства — члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» 22 июля 2005 года N 116-ФЗ для включения в данный реестр коммерческой организации необходимо, что бы она была зарегистрирована на территории муниципального образования, в котором расположена свободная экономическая зона; должно быть также заключено соглашение об осуществлении деятельности на территории СЭЗ с органом управления особыми экономическими зонами.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.

Кроме того, помещению под описываемую таможенную процедуру подлежат товары, предназначенные лицам, не являющимися резидентами СЭЗ, для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ, если такие лица заключили с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.

Логистические и портовые СЭЗ являются новыми понятиями для российского законодательства.

Отличие таких СЭЗ заключается в том, что товары, ввозимые на территорию портовой или логистической СЭЗ, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без таможенного декларирования. При этом товары в СЭЗ, не относящихся к логистическим и портовым, помещаются под указанную таможенную процедуру путем таможенного декларирования.

Для помещения таких товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны достаточно заключить с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.

Но при этом в отношении таких товаров можно проводить лишь операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Пределы логистических и портовых СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза и, соответственно, при вывозе товаров из таких свободных экономических зон на таможенную территорию Таможенного союза необходимо будет декларировать их таможенному органу с помещением их под соответствующую таможенную процедуру.

Во время нахождения товаров под таможенной процедурой свободной таможенной зоны (если речь идет не о логистической или портовой СЭЗ) допускается совершение любых операций, если они предусмотрены соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ; эти операции могут быть связаны, например, с хранением и переработкой товаров, а также с заключением сделок по их отчуждению.

Срок действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны ограничен сроком функционирования самой СЭЗ либо сроком, в течении которого лицо, поместившее товары по указанную таможенную процедуру, имеет статус резидента СЭЗ, либо принятием специального решения о прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории СЭЗ.

При прекращении функционирования СЭЗ или прекращении применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на ее территории товары, помещенные на территории такой СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные процедуры в течение четырех месяцев.

Однако, если данные товары представляют собой оборудование, помещенное под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, введенное в эксплуатацию и используемое резидентом для реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, а также если это товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, то данные товары и оборудование признаются товарами Таможенного союза, не находящимися под таможенным контролем, без уплаты каких-либо таможенных платежей.

Аналогичный порядок применяется и в тех случаях, когда процедура свободной таможенной зоны завершена по причине утраты резидентом СЭЗ своего статуса в связи с выполнением условия соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ.

Как мы видим, утрата свободной экономической зоной своего статуса всецело зависит от решения соответствующих государственных органов Таможенного союза.

Вместе с тем, если товары (например, оборудование) были ввезены в свободную экономическую зону ее резидентом, который планировал использовать данное оборудование в СЭЗ, но при этом не успел ввести его в эксплуатацию (например, по причинам, связанным со сложностью технологии использования данного оборудования), то, при прекращении функционирования СЭЗ, резидент обязан будет поместить данные товары под иную таможенную процедуру, что может повлечь для него либо дополнительные финансовые издержки по уплате таможенных платежей, либо необходимость вывезти товары с территории Таможенного союза.

Как уже было сказано выше, прекращение функционирования СЭЗ всецело зависит от решения государственных органов.

Таким образом, лицо, получившее статус резидента свободной таможенной зоны и поместившее товары под соответствующую таможенную процедуру, оказывается в полной зависимости от государственных органов.

Данное обстоятельство может существенно повлиять на инвестиционную привлекательность свободных экономических зон.

Кроме того, как уже было сказано, товары, использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, в случае прекращения ее функционирования признаются товарами Таможенного союза без уплаты таможенных платежей.

При этом возникает вопрос, что понимать под использованием товаров для создания объектов недвижимости.

Комментарии

Распространяется ли данная норма закона лишь на товары, из которых непосредственно создаются объекты недвижимости (строительные материалы)? Или же к ним может быть отнесена, например, и техника, использовавшаяся при строительстве указанных объектов? Данная неопределенность, на взгляд автора, может создать затруднения для лиц, решивших осуществлять такое строительство.

Свободные экономические зоны на территории Таможенного союза, безусловно, являются фактором, который способен содействовать созданию благоприятного инвестиционного климата. В то же время законодательная неурегулированность отдельных моментов может повлечь снижение инвестиционной привлекательности свободных экономических зон для потенциальных инвесторов.

Статья написана по материалам сайтов: studref.com, helpiks.org, printscanner.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector