Судебный порядок разрешения земельных споров

Одной из форм защиты нарушенного или оспариваемого права является судебная защита. Ст. 46 Конституции РФ предоставляет каждому право обращаться за защитой своих прав в суд. В суд могут быть обжалованы любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Ст. 64 ЗК РФ устанавливает, что з емельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Спор (в данном случае) – надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения по предмету спора.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Предмет спора: оспариваемые действия граждан и организаций, в том числе государственных или муниципальных органов.

К земельным относятся споры, предметом которых являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Судебное рассмотрение земельных споров осуществляется:

    • в порядке вынесения решений по жалобам на действия должностных лиц государственных и муниципальных органов, в том числе связанные с принятием нормативных или ненормативных актов (по делам, возникающим из публичных правоотношений), либо
    • в порядке искового судопроизводства.

При рассмотрении земельных споров в судах применяются все общие процессуальные правила, никаких исключений для земельных споров не установлено .

Заинтересованные лица могут обращаться:

    1. в суды общей юрисдикции (споры с участием граждан);
    2. в арбитражные суды (споры с участием юридических лиц и граждан-предпринимателей);
    3. в третейские суды (по взаимному соглашению сторон);
    4. в Конституционный Суд РФ (определяет соответствие нормативных актов различного уровня Конституции РФ).

Правила рассмотрения дел в различных судах определяются соответствующим процессуальным законодательством — гражданским или арбитражным. Основными актами в этой сфере являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).

Обращение в суд может осуществляться в форме:

    • искового заявления (в общем случае);
    • заявления (подаются в суды общей юрисдикции на действия или бездействие административных органов и должностных лиц — глава 25 ГПК РФ).

Исковое заявление (заявление) должно соответствовать требованиям процессуального законодательства (ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ).

По общему правилу все заявления, подаваемые в суд, должны оплачиваться пошлиной. Размер пошлины определяется в соответствии с Налоговым кодексом. Документом, подтверждающим уплату государственной пошлины, может являться квитанция или платежное поручение, заверенные печатью банковского учреждения, в котором произведен платеж.

В ходе судебного разбирательства выясняются все обстоятельства дела и выносится решение. В соответствии с действующим законодательством решение, выносимое судом, должно быть законным и обоснованным.

Решение фиксируется в письменной форме с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством.

При разрешении земельных споров применяются общие нормы ЗК РФ и ГК РФ о возмещении убытков. Кроме названных, имеются и другие нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при разрешении тех или иных земельных споров (например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах»).

Тема 10. Разрешение земельных споров

1. Понятие земельного спора.

2.Разрешение земельных споров в административном порядке.

3. Разрешение земельных споров в судебном порядке.

4. Разрешение земельных споров третейскими судами.

Земельные споры в Российской Федерации являются неотъемлемым элементом земельных отношений. Право на защиту земельных прав законодательно закреплено в ст. 35 Конституции РФ. Разрешение земельных споров — это один из способов защиты прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений. ст. 36 Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В соответствии со ст. 304 и 305 ГК РФ все пользователи земельными участками могут требовать устранения нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права владения. Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (п. 4) государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей.

Следует отметить, что действующее законодательство не содержит определения земельного спора. Понятие земельного спора можно рассматривать с разных позиций, при этом различают материально-правовое содержание спора (акцент на материально-правовой сущности спора, отношения, по поводу которых возник спор, т.е. сущность самого спора) и его процессуальную форму (основание возбуждения и порядок разрешения земельного спора, поскольку спор — это особая разновидность процессуального правоотношения).

Земельный спор — это правоотношение, регулируемое и разрешаемое на основании норм земельного, гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права, возникающее между индивидами или группами лиц, органами государственной власти и местного самоуправления по поводу нарушения или оспаривания их субъективных прав на землю и законных интересов или обязанностей, содержанием которого являются притязания сторон относительно этих субъективных прав, интересов или обязанностей в области земельных правоотношений.

Поскольку земельный спор является общественным отношением, то он имеет особую структуру. Приведем его элементы.

1. Стороны — от их количества зависит, является ли спор двусторонним или многосторонним.

2. Предмет спора — субъективные права на землю и законные земельные интересы граждан и юридических лиц. Необходимо разделять два понятия — право и законный интерес. Первое предполагает действительное, существующее право, реализовать которое субъект может немедленно. Интерес — это стремление получить определенную пользу. Для земельного спора характерно, что одна сторона в споре объективно обладает правами на спорный земельный участок, а другая — объективно таких прав не имеет. Также может иметь место как заблуждение одной из сторон по поводу ее права на спорный земельный участок, так и прямое нарушение субъективного права.

3. Объект спора — прямо или косвенно это всегда земля, земельный участок или его часть (вспомним объекты земельных отношений, ст. 6 ЗК РФ), а также доли в правах на земельные участки (например, их определение необходимо при разделе имущества между супругами и выделе доли из общей совместной собственности или общей совместной собственности, например сельскохозяйственной организации).

4. Содержание спора, т.е. субъективные права и корреспондирующие им обязанности. Развитие земельного спора имеет несколько стадий, от возникновения конфликтной ситуации до вынесения решения компетентными органами. Главное — с момента подачи заявления в органы разногласия выступают уже в форме процессуального спора. Стороны могут ликвидировать возникший конфликт путем согласованных действий, без подачи иска в суд, правонарушитель может добровольно устранить последствия своего противоправного поведения, а потерпевший — примириться с нарушением своих интересов. Но факт существования самого спора отрицать нельзя, хотя стороны и не оформляли его процессуально.

Классификация земельных споров может быть осуществлена по различным основаниям: возникновение, объект, субъект спора и т.д.

В зависимости от основания возникновения прав на земельные участки, споры можно классифицировать на споры:

1) о праве собственности на земельный участок, в том числе:

— о признании права на земельный участок (ст. 59 ЗК РФ);

— об отводе земельного участка;

— об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

2) о праве владения, в том числе:

Это интересно:  Порядок формирования совета федерации рф предполагает

— о пожизненном наследуемом владении;

— об истребовании земельного участка или его части из чужого незаконного владения — виндикационный иск.

3) о праве пользования, в том числе:

— о праве постоянного бессрочного пользования;

— об устранении препятствий и помех в пользовании земельным участком, при нарушении отдельных правомочий субъекта — негаторный иск и др.;

— иные земельные права, не связанные с возникновением прав на земельные участки;

6) о возмещении затрат по освоению земельных участков;

7) о возмещении убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений (ст. 62), в том числе:

— при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд,

— при ином правомерном использовании;

— при неправомерном использовании, в том числе восстановление положения, нарушенного правонарушением (ст. 60 ЗК РФ), и др.;

8) жалобы на действие, бездействие госорганов и органов местного самоуправления, признание недействительным акта органов исполнительной власти и местного самоуправления, не соответствующего закону и нарушающего земельные права и интересы гражданина или юридического лица (ст. 61 ЗК РФ), и иные.

Еще одним основанием классификации целесообразно назвать классификацию по субъекту спора. Значение классификации по данному признаку заключается в определении подведомственности и подсудности земельных споров в зависимости от того, кто является субъектами данных споров, а следовательно, установление порядка разрешения конкретных споров.

С этой точки зрения следует выделить споры, в которых обеими сторонами выступают госорганы или органы местного самоуправления, второй вариант — когда они являются только одной из сторон, третий — споры, возникающие между землепользователями.

Классифицировать земельные споры можно также по признаку принадлежности объекта спора к определенной категории земельного фонда.

По объекту земельные споры можно разделить на споры о земле как о природном объекте и природном ресурсе (такие споры чаще всего возникают при нарушении режимов использования и охраны земли) и споры о земле как об объекте недвижимого имущества (споры, связанные с куплей-продажей, меной, дарением, залогом, завещанием, арендой и другими гражданско-правовыми сделками).

Также в юридической литературе одним из правовых критериев классификации земельных споров выделяют порядок разрешения земельных споров.

Помимо споров искового производства, в судах подлежат рассмотрению жалобы на постановления о наложении административных штрафов за земельные правонарушения, предусмотренные ст. 8.6 — 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (порча земель, использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв).Кроме гражданских дел, рассматриваются и административные дела, например административные правонарушения по ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В настоящее время все больше земельных споров рассматривается в судах. Однако, любое лицо, права которого нарушены, имеет возможность защитить свои права и законные интересы через административные органы. Под административными органами понимают органы государственной власти органы местного самоуправления либо должностные лица. Участники земельных правоотношений вправе подать жалобу на действия или решения государственных органов (органов местного самоуправления) либо их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в вышестоящий орган. Поданная жалоба подлежит регистрации и обязательному рассмотрению. По результатам рассмотрения жалобы могут быть приняты следующие меры:

— отмена индивидуального правового акта (в случае принятия его с нарушением требований законодательства, превышением компетенции принявшего его лица);

— принятие нового индивидуального правого акта либо совершение действий в рамках, установленных законодательством;

— привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица допустившего соответствующее нарушение;

— отказ в удовлетворении жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, информируется о результатах ее рассмотрения письменно.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими административный порядок разрешения земельных споров являются ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Закрепление рассмотрения земельных споров в судебном порядке наметилось со времени принятия Конституции РФ 1993 г., но окончательно эта норма была зафиксирована в п. 1 ст. 64 ЗК РФ, что явилось новым этапом в развитии земельного законодательства. Судебными органами, осуществляющими правосудие, являются:

1. Суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские дела, если одной из сторон в споре является гражданин, а также уголовные дела);

2. Арбитражные суды (рассматривают экономические споры, сторонами которых являются юридические лица либо граждане, имеющие статус индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, основным критерием разграничения компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции является характер спорных отношений и их субъектный состав.

Процессуальный порядок разрешения споров установлен: в судах общей юрисдикции — Гражданским процессуальным кодексом РФ; в арбитражных судах – Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Обращение участников земельных правоотношений в судебные органы оформляется в следующих формах:

1. Жалоба. Жалоба подается на действия, бездействия, решения, индивидуальные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, юридического лица, созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод, незаконно возложена обязанность или лицо незаконно привлечено к ответственности. Лицо, подавшее жалобу, именуется заявитель. Юридическое лицо подает жалобу в суд по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления, гражданин вправе по своему выбору подать жалобу в суд либо по месту нахождения госоргана, органа местного самоуправления либо по месту своего жительства. Жалоба должна быть подана в суд в трехмесячный срок (10 дней –в ОЮ) когда лицу стало известно о нарушении его прав, пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

2. Исковое заявление. В порядке искового производства разрешаются дела о признании прав на земельный участок, восстановлении положения, существовавшего до нарушения прав на земельный участок, возмещении убытков и некоторые иные. Организации и граждане, предъявившие иск, именуются истцами. Лица, к которым предъявлен иск, именуются ответчики. По общему правилу исковые требования могут быть заявлены в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (исковая давность). Законом может быть установлен иной срок исковой давности (например, по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе землям, срок исковой давности составляет 20 лет).

Все стороны в судебном разбирательстве пользуются равными процессуальными правами (за исключение госорганов, на которые возлагается обязанность доказывания по делу).

По результатам рассмотрения жалобы, искового заявления суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, искового заявления, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование обратившего лица, отменяет примененные к нему меры ответственности, признает право собственности на земельный участок и т.д. В противном случае суд отказывает в удовлетворении жалобы, исковых требований. Судебное решение может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию. Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов публичной власти, организаций, учреждений и граждан и подлежит исполнению.

Пункт 2 ст. 64 Земельного кодекса РФ впервые закрепляет в федеральном законе право участников земельного спора передать его на разрешение в третейский суд. Принят и действует Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», подробно регламентирующий процедуру третейского судопроизводства.

Третейский суд – суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться решению этого суда. Сущность третейского суда заключатся в том, что обе стороны добровольно доверяют разрешение спора и вынесение решения третьим лицам (отсюда и название третейский суд).

Третейские суды могут быть созданными для разрешения одного конкретного спора либо постоянно действующие третейские суды. Постоянно действующие третейские суды рассматривают экономические споры между организациями. В настоящее время при Торгово-промышленной палате РФ имеются 3 постоянно действующих третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС), Морская арбитражная комиссия (МАК), Третейский суд для разрешения экономических споров. Помимо названных постоянно действующие суды образованы при Ассоциации российских банков, Союзе юристов, Межбанковской валютной бирже. Уже имеется определенный опыт работы третейских судов по разрешению споров в аграрной сфере, в том числе земельных: с 2000 г. по март 2003 г. был осуществлен проект «Третейские суды в аграрной сфере (ТРАС): распространение и институциональное укрепление ТРАС в России и других странах СНГ». За время реализации проекта создано и функционирует 38 третейских судов в 11 регионах Российской Федерации: в Омской, Кировской, Нижегородской, Орловской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Ленинградской областях, в республиках Калмыкия, Марий Эл и Чувашия.

Это интересно:  Надо ли делать поверку счетчиков воды

Третейское судопроизводство имеет свою специфику по земельным спорам: около 50% всех дел заканчиваются заключением мирового соглашения.

В соответствии с законодательством в третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом. Данное соглашение должно быть оформлено в письменном виде (третейское соглашение). Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Третейские суды не могут быть образованы при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

По результатам рассмотрения дела в третейском суде принимается решение, которое объявляется сторонам в заседании суда. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 64. Рассмотрение земельных споров

1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Комментарий к Ст. 64 ЗК РФ

1. Земельные споры — это разрешаемые в установленном порядке разногласия, возникающие между участниками земельных правоотношений по поводу реализации имеющихся у них субъективных прав и (или) исполнения соответствующих обязанностей. Отличительной чертой земельных споров является их содержание, заключенное в предмете и основании спора, которое неразрывно связано со спецификой общественных отношений, регулируемых земельным законодательством.

Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением споров, рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.

Земельные споры можно подразделить на три группы:

— споры о признании права на земельный участок;

— споры о присуждении исполнения определенного действия в пользу заинтересованного участника земельных правоотношений или воздержания от его исполнения;

— споры об изменении или прекращении земельных правоотношений.

Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается законодателем в числе способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Споры о присуждении исполнения действия основываются на требовании реализации корреспондирующей связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом.

Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений.

По общему правилу земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако судебный порядок рассмотрения земельных споров не исключает возможности рассмотрения земельных споров в административном порядке. Правовую основу административного порядка рассмотрения земельных споров составляет конституционное положение, согласно которому граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

В некоторых случаях, например в сельской местности, для граждан более доступен административный порядок рассмотрения спора. При наличии обоюдного желания спорящих сторон и их доверия к местной администрации разрешение земельного спора может быть осуществлено быстрее и результативнее.

В законах некоторых субъектов РФ рассмотрение земельных споров отнесено к ведению органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом Владимирской области от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении во Владимирской области» к полномочиям администрации по вопросам использования земель в границах муниципального образования, охраны окружающей среды отнесено разрешение в пределах своей компетенции земельных споров (ст. 27).

Рассмотрение земельного спора в административном порядке не препятствует обращению в суд, например, если кто-то не удовлетворен решением органа управления. Однако достигнутые соглашения в результате рассмотрения земельного спора в административном порядке могут быть приняты во внимание при рассмотрении земельного спора судом.

Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции были разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. N 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе» . Суд обязан принять к своему производству и рассмотреть по существу споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в том числе ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
———————————
БВС РФ. 1992. N 7. Примеч. ред.: названное Постановление Пленума ВС РФ признано утратившим силу в связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26 апреля 2007 г. N 15.

— требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;

— требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права пользования или аренды земельных участков;

— требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом либо временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;

— требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;

— требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;

— жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;

— споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;

— споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.

В соответствии с Постановлением Пленума ВС СССР от 30 марта 1990 г. N 5 о применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ , судебному рассмотрению также подлежат дела:
———————————
БНА. 1991. N 3.

— по искам садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, пользующимися им без законных оснований;

— по искам членов садоводческого товарищества об освобождении земельного участка лицами, не имеющими права на пользование им;

— о возмещении убытков, причиненных уничтожением, порчей или повреждением насаждений и посевов на земельном участке;

Это интересно:  Закон о платной рыбалке 2020 года

— по искам о необоснованном исключении из членов садоводческого товарищества, по искам лиц, не являющихся членами садоводческого товарищества, о возмещении расходов, понесенных ими в связи с вложением труда и средств на постройку, ремонт садового дома и других строений, на обработку земельного участка, приобретение плодово-ягодных насаждений;

— по спорам наследников умершего члена садоводческого товарищества и членов его семьи, имеющих право в соответствии с законодательством и уставом на дальнейшее пользование земельным участком, о защите нарушенного или оспариваемого преимущественного права на вступление в члены товарищества.

К этому перечню можно добавить также: споры об отмене государственной регистрации права на земельный участок или сделки с ним (ст. 2 ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество); споры об установлении сервитутов на земельные участки (ст. 23 ЗК, ст. 274 ГК); споры об обращении взыскания на земельный участок (ст. 278 ГК, ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ), споры о признании права собственности на самовольную постройку при условии предоставления в установленном порядке земельного участка под возведенную постройку (ст. 222 ГК) и т.д.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3400; 2001. N 46. Ст. 4308; 2002. N 7. Ст. 629; N 52 (ч. 1). Ст. 5135; 2004. N 6. Ст. 406; N 27. Ст. 2711; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 40; Ст. 42; 2006. N 50. Ст. 5279; N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 27. Ст. 3213.

По первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (включая земельные участки), а также дела об определении порядка пользования земельными участками рассматривают мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ, ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» ). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, указанные дела продолжают рассматриваться судьями районных (городских, межмуниципальных) судов.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270; 2004. N 25. Ст. 2481; N 35. Ст. 3607; N 49. Ст. 4841; Ст. 4843; 2005. N 8. Ст. 604; N 15. Ст. 1278; 2006. N 11. Ст. 1147; 2007. N 10. Ст. 1151.

Иски об установлении порядка пользования земельным участком подсудны исключительно суду по месту нахождения земельного участка. Указанная подсудность не может быть изменена соглашением сторон по делу.

Согласно совместному Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» , арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных (включая земельные) правоотношений:
———————————
БВС РФ. 1992. N 11.

— между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (в том числе главами крестьянского (фермерского) хозяйства);

— между Российской Федерацией и субъектами РФ, а равно между субъектами РФ.

Практика рассмотрения земельных споров арбитражными судами обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» .
———————————
Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

2. Согласно п. 2 ст. 64 ЗК РФ до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Форма договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда только письменная. Состав суда определяется по усмотрению сторон: либо в количестве нескольких судей, избранных в одинаковом числе каждой стороной, и одного по общему избранию, либо третейским судьей становится лицо, кандидатура которого устраивает все стороны спора. Законодательством предусматриваются особое содержание третейской записи (договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда), специальные требования к членам третейского суда, перечень оснований для перемены судьи в споре. Третейский суд не связан правилами гражданского судопроизводства, однако он не может решать дела, не выслушав объяснений сторон, кроме случаев, когда сторона уклоняется от явки в суд для дачи объяснений. Решение выбранного сторонами третейского суда принимается большинством голосов третейских судей. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда окончательно, то в течение трех месяцев оно может быть оспорено в компетентный суд общей юрисдикции либо арбитражный суд согласно АПК или ГПК. Решение третейского суда отменяется в случаях, например, неподведомственности дела третейскому суду, неуведомления стороны о составе, времени и месте заседания третейского суда, нарушении Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» , иных законов или основополагающих принципов российского права и т.п.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении; если срок не установлен, решение исполняется немедленно. Если решение третейского суда не исполняется, то оно подлежит исполнению по правилам исполнительного производства, т.е. на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения.

Вопрос 40. Судебный порядок разрешения земельных споров.

Дела по спорам из земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, а также жалобы названных лиц на решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей. Данные категории споров рассматриваются хозяйственными судами.

Судам, в частности, подведомственны дела:

1) по жалобам на решения исполнительных и распорядительных органов об отказе в предоставлении земельных участков;

2) по жалобам на отказ администрации юридического лица, а также исполнительного и распорядительного органа в предоставлении служебного надела либо на отказ в сохранении права на служебный земельный надел;

3) по жалобам на отказ в выдаче и регистрации соответствующим исполнительным и распорядительным органом государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

4) по жалобам на решения исполнительных и распорядительных органов о прекращении права пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью) или аренды;

5) по всем спорам, связанным с правом собственности на землю, а также по спорам между наследниками и другими гражданами Республики Беларусь по поводу преимущественного права на дальнейшее ведение крестьянского (фермерского) хозяйства;

6) по искам об устранении препятствий во владении (пользовании) земельным участком;

7) по искам субъектов, использующих землю, о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, а также иным ограничением прав субъектов, использующих землю;

8) по искам исполнительных и распорядительных органов о принудительном изъятии земельных участков, находящихся в частной собственности;

9) по искам о разделе, определении порядка владения (пользования) земельным участком между собственниками строений, находящихся на данном участке, включая участки в садоводческих товариществах;

10) по искам членов садоводческих товариществ по поводу владения (пользования) земельными участками, за исключением споров, связанных с распределением земельных участков между членами товарищества;

11) по искам наследников о праве на земельные участки, их разделе и определении порядка владения (пользования).

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, stzkrf.ru, helpiks.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector